Сочинение на тему живой символ малой родины лошадь

14 вариантов

  1. Если бы меня спросили, каким должен быть герб нашего села, то я бы с уверенностью ответила, что в центре герба должны быть изображены лошади. Я считаю, что лошадь-это символ нашего села. Она символизирует интеллект, мудрость, знатность,  свет. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Именно это трудолюбивое и выносливое  животное с прошлого века  разводится у нас в Табун – Арале.  Само  название посёлка говорит нам об этом. Ведь недаром в народе бытует две версии легенд происхождения названия. По одной из версий название посёлка Табун – Арал произошло от калмыцкого языка «Тавн»-пять и «Арал»-остров, что дословно означает «пять островов». Вторая версия гласит, что «Табун» с калмыцкого –« лошадь, конь»  и «Арал»-остров . Значит, дословно «лошадиный остров». Поселок расположен на одном из пяти островов между рекой Волгой и устьем реки Енотаевки.Он основан  калмыками в середине 19 века. В поселке   был большой конезавод, где занимались разведением лошадей ахалтекинской и орловской породы. Основателем этого завода был зажиточный купец Павел Иванович Хрипин.  Наши лошади пользовались огромной популярностью не только в округе, но и во многих городах России. По рассказам старожилов, даже сам Будённый неоднократно приезжал в посёлок закупать лошадей для Красной армии. А наши лошади Орловской породы занимали призовые места в конно – спортивных соревнованиях.
    После коллективизации завод приобрел статус Государственной заводской конюшни,  все хозяйство перешло в колхоз. Это было племенное хозяйство по выращиванию лошадей. В годы Великой Отечественной войны большая часть лошадей была отправлена на поля сражения и, к сожалению, истреблена. И сегодня наш совхоз, ныне СПК, «Табун-Арал» занимается разведением этого мудрого животного. Наши  лошади по-прежнему продолжают занимать призовые места в конно-спортивных соревнованиях не только в районе, но и в области. Лошади Табун – Арала – это  гордость и символ  моей малой Родины.

  2. Живой символ малой родины – лошадь
    О Родина святая,
    Какое сердце не дрожит,
    Тебя благославляя!
    В.А. Жуковский
    Родина… Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове!
    Для каждого человека это слово – что-то своё, личное, особенное. Думая о родине, мы представляем великую, прекрасную страну, в которой родились, чувствуем гордость от того, что являемся частью этого большого мира.
    Малая родина – это то место, где я появилась на свет, где прозвучали мои первые слова, где живут мои папа и мама. Моя малая родина – это Ялмта.  Это то место, где всё родное и знакомое. Здесь и деревья какие-то особенные, и птицы поют по-особенному, их песни близки, родны и понятны.
    На уроке «Истории и культуры родного края» я узнала о том, что раньше в Ялмте разводили лошадей донской и буденновской пород.  Их было около 400 голов, и они ценились даже за границей. В 1978 году на аукционе в Ростове лошади были проданы в Италию, Финляндию, Канаду, Голландию, Германию. Спрос на донскую лошадь был огромный, что связано с универсальностью этой породы. Эта лошадь нужна, прежде всего, для пастьбы скота и разъезда под седлом, для перевозки грузов в упряжке, незаменима она и в конном спорте. На жеребце Кабардинка был выигран приз Союза ССР жокей Гориславец  А. на дистанции 3200 метров. Сколько теплых и трогательных воспоминаний о том времени услышала от своих односельчан! Местные люди работали в конюшнях: ухаживали за лошадьми, готовили их на скачки. Лошадь приносила славу и богатство ялмтинцам!
    Меня заинтересовали любые факты, связанные с лошадьми. Я узнала, что лошадь – трудолюбивое, выносливое животное, символизирующее интеллект, мудрость и силу, и пришла к выводу, что ее по праву можно считать символом моей малой родины. Лошадь…   Произнесешь это слово, и мгновенно перед глазами встает образ огромного, красивого жеребца, с развивающейся гривой,  который  несется навстречу ветру,  и  только вперед.  Калмыки верили, что хорошая лошадь связана с хозяином, ибо вся их кочевая жизнь взаимосвязана. Одна из легенд гласит: «Некогда царь страны, где население использовало исключительно только коров, отказался принять в дар лошадь царя, подданные которого пользовались только лошадьми. Причиной этому послужило заключение, которое дали мудрецы этого царя. По анализу и исследованиям этих мудрецов, именно лошадь оказалась тем животным, которое имеет копыто, по твердости приближающееся к железу. Поэтому, где имеется лошадь, по мнению жителей той страны, никогда не должны прекращаться всякие распри и набеги. На основании этого заключения царь отказался от лошади». С тех пор наши предки говорили:  «Хорошая лошадь действует по мысли мужчин». Существовало поверье, что сила, красота и могущество хозяина передавались лошади и наоборот. Чем сильнее, красивее, могущественнее лошадь, тем сильнее, могущественнее её хозяин.
    Сколько писателей с любовью  запечатлели лошадь в своих произведениях. Гордо  звучат слова одного из них.
    Быстрые кони волшебной страны,
    Вы обязательно людям нужны
    Гордо летящие в светлую даль,
    Где отступают и боль, и печаль.
    М. Семёнова
    Я мечтаю, чтобы живой символ моей малой родины – ЛОШАДЬ –  вновь вернул былую славу  ялмтинской земле.

  3. МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
    ПЕСКОВАТСКО – ЛОПАТИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
    СОЧИНЕНИЕ
    «ПЕСКОВАТСКОЛОПАТИНСКИЙ ЛЕС»
    ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 6 КЛАССА
    ИЗРАЗОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
    6 КЛАСС, 12 ЛЕТ
    РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ
    РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    АЛЕКСАНДРОВА  АННА
    ВИКТОРОВНА
    Х. ПЕСКОВАТСКАЯ ЛОПАТИНА
    2017 ГОД
    Я живу в хуторе Песковатская Лопатина Ростовской области. Город Ростов-на-Дону является нашим областным центром. Этот город поражает своим звучанием и мощью. А если представить сколько деревень, поселков, хуторов имеет в составе область, то сразу же представляется величие могущественной природы. Она разнообразна и прекрасна, ведь природа – это живое достояние. И всё это разнообразие на Донской земле, как принято называть Ростовскую область среди людей, которые здесь родились и живут.
    Многие назовут Родиной всю область, кто-то укажет район, а кому-то, как мне, очень важно вложить в это понятие название моего хутора, где я родился и живу. Это и есть моя малая Родина. Жуковский писал: «Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны. О Родина! Все дни твои прекрасны!» И действительно так и есть – здесь всё прекраско.
    В нашем хуторе есть живой символ Родины, который и в настоящее время сохранился в своём первозданном виде. Этим символом является Песковатсколопатинский лес. Он является природным памятником регионального (областного) значения и принадлежит к охраняемым природным территориям России. Я очень горжусь, что такой значимый природный объект расположился в черте моего хутора. Площадь леса составляет девяносто гектар. На такой большой территории , конечно же,  кипит своя жизнь. Флора и фауна удивляет своим изобилием, что и делает наш лес объектом охраны Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.
    Здесь растут клён остролистый, клён полевой, клён татарский, липа, ясень, дуб, дикие яблони и груши. А также здесь произрастают растения, которые занесены в Красную книгу Ростовской области: копытень европейский, пролесник многолетний, ильм, клён платановидный. Ещё наш лес заселён разными видами птиц и животных. Очень приятно иногда выбраться с друзьями на природу и отправится именно поближе к лесу, чтобы полюбоваться этим природным достоянием и могуществом лесного массива. Послушать, как шумят и скрипят деревья под порывами ветра, как поют и кричат птицы, как лают лисицы. Можно увидеть косулю, лося или лосиху с маленьким лосёнком, диких свиней с маленькими полосатенькими поросятками, которые кормятся в лесу желудями и прочей растительностью. Особенно запомнились мне случаи, когда большой, красивый, сильный лось, с гордо откинутыми назад рогами на закате дня, на фоне красивого заката, неспеша бежал в лес. Запомнился случай, когда лосиха с маленьким лосёнком вышла из леса и зашла со своим детёнышем в стадо коров, которые паслись рядом с лесом. Но собака бросилась к ней с лаем и ей пришлось удалиться снова в лес, защищая , но осторожно, своего малыша. Красиво смотреть
    и на диких свиней, когда они бегут от посторонних в лес со своими детками: впереди папа, посредине, один за другим, полосатенькие поросятки и замыкает шествие мама. Очень красиво!
    Я считаю, что пока наш лес находится под охраной экологических фондов и составляет часть списка важных природных объектов России, мы- жители должны почитать такой значимый символ нашей малой Родины. Должны сами беречь и сохранять все редкие растения и их популяции. Ведь именно в этом и заключается главное предназначение человека. Нужно любить природу, свой край родной. Любить всё, что составляет такое короткое, но очень важное слово – Родина.

  4. Районный конкурс исследовательских работ
    Номинация
    «Живой символ малой родины» -растение.
    Автор: Фролова Диана
    13 лет, ученица  8  класса
    МОБУ «Соковская  СОШ»,
    с.Соковка, Северного района
    Руководитель: Стройкина С.Н.
    учитель географии.
    Соковка, 2015
    Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является  наша малая родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое нам с детства.
    Я люблю свою малую родину,
    этот светлый, березовый край.
    И багровые гроздья смородины,
    и черемухи цвет в теплый май.
    И такие здесь реки красивые,
    и озера с хрустальной водой.
    Проживают тут люди счастливые
    Наслаждаясь такой красотой.
    На рассвете туман всюду стелется ,
    над низиной, над быстрой рекой.
    Здесь всех раньше встает наше солнышко,
    Подымаясь над новой Землей.
    Наталья Юдина
    Для каждого человека в его малой Родине есть то, что удивляет, что вызывает восхищение, о чём он хотел бы рассказать. Каждый уголок нашей планеты по-своему прекрасен и уникален, у каждого, наверное, есть свой живой символ. Во и я хочу рассказать о растении , которое можно поправу назвать живым символом моей малой родины.
    Это растение  можно найти только в одном месте  – на окраине нашего села, где речка Сок весной затопляет пойму, где даже летом можно найти заболоченные участки. Среди лугового  разнотравья привлекает внимание цветок, чем-то похожий на гладиолус.
    Это красивое растение называется Шпа?жник черепи?тчатый, или Глади?олус черепи?тчатый (лат. Gladiolus imbricatus) — многолетнее травянистое луковичное растение, вид рода Шпажник (Gladiolus) семейства Ирисовые.
    Шпа?жник черепи?тчатый
    Даже в нашем селе это растение известно немногим, хотя произрастает оно в этом месте уже с давних пор. И что интересно: есть около села похожие участки вдоль реки Сок, но шпажник там не встречается.
    Моя бабушка рассказывала, что жители нашего села называли это растение  «дикий ирис». Расцветает  оно в середине июня, выглядывая поверх осоки, кашки, мятлика. Ветер качает малиновые соцветия, мирно жужжат над ними пчелы, шмели, мухи. Но недолго можно любоваться этой красотой. Уже в начале июля вместо цветков появляются коробочки с семенами, высокие мечевидные листья начинают засыхать, в луковице начинает накапливаться запас питательных веществ, чтобы на следующий год выпустить новую стрелку нежного  цветка.
    Откуда же произошло название этого цветка. Разгадку нам дают листья дикого гладиолуса и это  отражено в латинском названии: gladius – небольшой меч. Именно такими небольшими мечами сражались гладиаторы на аренах Древнего Рима. Поэтому и есть созвучие в словах – гладиолус и гладиатор!
    А название шпажник похоже на слово шпага.   Впервые это растение упоминается у римского писателя Плиния (первый век нашей эры!). Считалось, что с его помощью можно избегнуть гибели и достигнуть победы, стоит только подвесить луковицу гладиолуса себе на шею в качестве амулета.
    Из энциклопедии мы узнаем, что дикий гладиолус – это многолетнее клубнелуковичное травянистое растение, имеет довольно густой колос из 3-7 цветков (редко больше) розоватой или пурпурно-фиолетовой окраски. Цветки как бы налегают друг на друга, этим и напоминают черепицу на крыше здания. Цветет в июне-июле. Позже созревает коробочка с многочисленными коричневыми семенами, напоминающими семена ирисов. Иногда в природе можно увидеть растения и с белыми цветками. Растет шпажник по сырым и заболоченным пойменным, а также водораздельным лугам, по прибрежным зарослям кустарников, по сырым и заболоченным полянам в лиственных и смешанных лесах. Его основной ареал (места произрастания) приходится на среднюю и южную Европу, Крым, Средиземноморье, Кавказ. Но везде он редок и легко уязвим из-за распашки лугов, чрезмерного выпаса скота и раннего сенокошения (до созревания семян). В нашей области шпажник встречается также на одном из участков Оренбургского степного заповедника.
    Шпажник  черепитчатый является  прародителем наших садовых гладиолусов, по выражению ботаников, “реликт из реликтов”, занесенный в Красную книгу многих областей нашей страны. В Оренбургской  области Гладиолус черепитчатый внесен в «Перечень видов животных и растений, нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде на территории Оренбургской области».  Поэтому нам нужно уделять внимание сохранности этого вида.
    Чтобы любоваться этим растением, необязательно собирать букеты. Можно просто сделать его своими руками, как это сделали мы на занятиях кружка «Хочу все знать».
    Именно там мы узнали много интересного об этом уникальном для нашей местности растении. Действительно, оно достойно того, чтобы быть живым символом нашей местности!!!
    Здесь детство сплело
    изумрудные сети.
    И нет лучше этого
    места на свете.
    Земля здесь, и воздух,
    и солнце иные.
    Песчинки, тропинки
    и стены родные.
    Берегите свою малую родину, и все, что можно назвать её живыми символами.

  5. Все мы чуть ли не с детства помним стихи классика: «В саду горит костер рябины
    красной, но никого не может он согреть». Конечно, это прекрасные строки, но соглашаться
    с ними не хочется. Рябиновые кисти все же согревают душу, что бы ни говорил поэт.
    У русского народа рябина является одним из самых любимых и популярных растений.
    Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, загадки, пословицы. Вот эта мудрость, по
    нашему мнению, наиболее ярко передает суть народного отношения к рябине: «Рябина на
    краю ­ словно в раю».
    Рябина является одним из 12 священных деревьев. Эта красавица на самом деле дерево­
    воин, способная дать весьма жесткий отпор влиянию зла. По некоторым поверьям, она ­
    дальний прародич первого священного дерева добра на Земле, которое засохло с приходом
    на нашу планету сил зла.
    Считалось, что рябина приносит счастье в дом, оберегает от зла. Высаживали ее рядом с
    жилищами. А вот выкорчевывать или повредить рябину на своем дворе считается
    нехорошей приметой. Если рябина сама собой зачахнет, без видимой на то причины –
    дурной знак.
    Древесина рябины исстари использовалась только в качестве украшений, поделок, для
    магических целей. И чего только не делали из древесины рябины! Поперечные балки,
    поддерживающие дымоход ­ чтоб не сгорел. Ручки маслобойки – чтоб ведьмы не могли
    заколдовать масло. Колыбельки для малышей – чтобы ведьмы не причинили младенцам
    вреда. Кнут для скотины: «Если у тебя кнут из рябины – по любому городу проедешь».
    Был даже особый праздник – «Рябиновый день», или «День святого креста». В этот день в
    дом торжественно вносили венок и ветки рябины, чтобы защитить жилище и хозяйственные
    постройки на 12 месяцев от всяких бед.
    Рябина ­ дерево улыбчатое и приветливое. Гроздья ярких ягод, расцвечивая лесные опушки
    и поляны, делают приветливым даже хмурый осенний денёк.
    А знаете ли вы, что рябина родственница розы? Казалось бы, ничего общего, они не имеют,
    но рябина из семейства розоцветных.
    Она самая распространенная: ее можно встретить в лесу и на опушке, на склоне
    оврага и на берегу реки, в саду и во дворе, но и самая необыкновенная. Например, немного
    найдется деревьев, дающих по сто и более килограмм ягод в год. Правда, год на год не
    приходится, бывают и неурожайные. Но если учесть, что плодоносит рябина лет сто – сто

  6. Пшеница – символ изобилия моей малой родины.
    Для моей малой родины, родной Кирсановки самым предпочтительным кандидатом в растения-символы, на мой взгляд, является пшеница.  Именно поэтому именно это растение изображено на нашем гербе как символ изобилия Тоцкого района. Пшеница — популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли . Будучи главными злаком пшеница имеет общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения. Пшеница – символ жизни, одна из самых старых культур на земле.
    В старину с окончанием всех полевых работ крестьяне устраивали пиршество, на него выпекали хлебы и караваи из нового урожая. На праздники звучали песни, в которых воспевались жнеи, олицетворяющие народную силу и волю к труду, стихи про пшеницу.
    Уродись, пшеница,
    С корня корениста,
    Сверху колосиста.
    Чтобы колосок
    Был крепок, как дубок,
    Чтобы зернышко
    Было с ведрышко!
    Осыпали зерном во время свадеб каждый раз, когда жених и невеста покидали дом жениха или невесты, перед отправкой в церковь и по возвращении из церкви, на условных границах-переходах (во дворе, при входе во двор, у ворот дома, на пороге дома, в сенях и так далее), то есть в те моменты, когда участники обряда покидали «свою территорию» или возвращались назад.
    У славян зерно символизировало благополучие, плодородие, богатство, жизнь, кроме того, предохраняло человека от беды. Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания зерном на Рождество и на Старый Новый Год, на свадьбах.
    Сохранилось и гадание «на зерно»: если девушка, подметая под Новый год, найдет зерно, то выйдет замуж. Гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный. Под Новый же год девушка, ложась спать, насыпала зерно на себя и загадывала увидеть во сне будущее.
    Много можно рассуждать о значении этой культуры в жизни людей и нет другого растения с такой же богатейшей историей как пшеница.  Это единственная в своём роде культура олицетворяющая жизнь.
    У нас в районе нет крупных промышленных предприятий, фабрик и заводов, но кругом простираются золотые нивы и леса, среди которых затерялись большие и малые села, и, поэтому, главное богатство нашего края – это хлеб и люди, взрастившие его, все те, кто продолжает созидательные традиции своих земляков, добросовестно трудится, сохраняя и развивая экономический, культурный и интеллектуальный потенциал нашего края.

  7. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
    Областной конкурс юных исследователей окружающей среды
    «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    НОМИНАЦИЯ
    «ЖИВОЙ СИМВОЛ МАЛОЙ РОДИНЫ»
    БЕЛЫЙ АИСТ
    Автор:
    ученица 6 класса
    МБОУ Тростянской ОШ
    Починковского района
    Ратникова Виктория
    Руководитель:
    учитель биологии
    Листишенкова
    Тамара Николаевна
    2018
    Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Малая родина – это место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.
    Моя малая родина – это деревня Прилепово. Окружают её красивые пейзажи, где колышутся зеленые пряди разнотравья, поля с колосящейся нивой. А каких красивых и интересных животных и птиц здесь можно встретить! Здесь и природа особенная, и птицы поют по-особенному. Послушав их, кажется, что они смогли бы многое рассказать об этом чудесном крае. Вот и я хочу рассказать о своем родном уголке с его неповторимой природой, а главное – о белом аисте. Аист считается одним из любимых птиц на Руси. А у нас в деревне – это живой символ родины, её частичка.
    Почему же, по моему мнению, именно аиста можно считать живым символом моего родного края?
    Слово «аист» знакомо мне с детства. Аисты прилетают в нашу деревню каждое лето в свои гнезда, всего их шесть, в соседней Тростянке – пять.
    Гнезда аистов находятся, в основном, на больших столбах. А одно гнездо птицы свили на старом сенохранилище моей бабушки пять лет назад, когда я только собиралась идти в школу. Бабушка живет недалеко от нашего дома, и я часто бывала у нее, пока родители были на работе. Однажды весной, когда я прибежала к бабуле, она таинственно сказала, что покажет мне чудо, и привела к сеновалу, где два аиста строили гнездо. Это было так необычно, так красиво, что мы почти целый день провели, наблюдая за птицами. Птицы были торжественно парадные в своем чёрно-белом оперении. А красные клюв и ноги придавали им особую выразительность на фоне голубого неба.
    С тех пор я старалась как можно больше узнать об этих птицах.
    Оказывается, они гнездятся отдельными парами по заболоченным речным долинам и болотистым низменностям, но чаще всего в населённых пунктах. Гнёзда из сухих палок и сучьев с выстилкой из сухой травы устраивают на крышах зданий, водонапорных башнях, столбах, в кронах крупных деревьев. Кладка с начала апреля состоит из 3-5 чисто белых яиц. Кормятся они на болотах или берегах водоёмов. Питаются лягушками, мышевидными грызунами, змеями, рыбой и другими мелкими животными.
    Аист – сильная птица. Ноги у него длинные с тупыми когтями, а шея тонкая. Глаза аиста словно подведены черным контуром. Самца от самки почти не отличить, разве что по размеру немного больше. Перья у птицы на груди длинные и торчат пушистым ершиком.
    В полете аисты плавно парят в воздухе, не спеша взмахивая крыльями, с длинными шеями и вытянутыми ногами – это очень захватывающее зрелище. Они машут огромными, широкими крыльями как можно меньше, экономя свою энергию. Когда белый аист спускается на землю, он ходит, медленно передвигаясь.
    Гнезда у аистов большие, до двух метров в диаметре. Насиживают отложенные яйца аисты поочередно. Обычно самка делает это ночью, а самец – днем. Аисты бурно приветствуют друг друга, находясь в гнезде, звонкая дробь их клювов разносится по округе. Они выводят шумные гремящие звуки, быстро открывая и закрывая свои красные клювы.
    Я наблюдала, когда в гнезде появились аистята. Эти голые, некрасивые птенцы с длинными клювами беспомощно лежали, не умея ещё стоять на тон­ких слабых ногах. Они были всегда голодны и настойчиво требовали пищи, не замолкая ни на минуту и не уставая беспрестанно разевать жёлтые клювы. Чтобы накормить малышей, родители, не давая отдыха крыльям, летали к реке (река Сож протекает рядом с нашей деревней), а потом возвращались к гнезду и выбрасывали прямо в раскрытые клювы аистят водяных и земноводных животных, которых те жадно проглатывали, не переставая резким писком требо­вать ещё. Кормили птенцов и дождевыми червями.
    Но всё-таки многие люди могли бы позавидовать счастью аистиной семьи. Ведь когда прилетал вечером домой аист, его встречали весёлым треском аистиха и голодным писком аистята, и он, кру­жась над гнездом, закидывал на спину клюв и отвечал им такой же радостной трескотней.
    Кормить детишек приходится довольно долго – более пятидесяти дней. Да, нелегкое это дело – вырастить своих красавцев-аистят.
    Аисты покидают нашу деревню, чтобы перезимовать в далекой, жаркой Африке: к концу августа молодые аисты, освоив летную науку, первыми улетают на зимовку в теплые страны. Их родители отправляются вслед за детьми в первой половине сентября, когда золотая осень только-только начинает «серебриться» зубчатым краешком зеленого листа. Птицы очень тоскуют по своей Родине. Это точно известно, потому что обратный путь домой они преодолевают вдвое быстрее и возвращаются именно в родные гнезда.
    К аистам с давних времен люди относятся тепло и уважительно. С этими грациозными длинноногими птицами связано много легенд и поверий. На помощь аиста рассчитывали бездетные семьи. Люди закрепляли на крыше или на дереве колесо от телеги – каркас для будущего гнезда, и надеялись, что если у них поселятся аисты, то в семье родится долгожданный ребенок. Маленькие дети просили аистов принести им братика или сестричку. Поэтому самое распространенное поверье гласит о том, что детей приносит в клюве аист.
    У славян белый аист был особо почитаемой птицей. Появление аиста возле дома считалось добрым знаком – птица оберегала жилище от беды. Считается, что дом, на крыше которого аист свил гнездо, находится под защитой добрых сил. Если филин ассоциировался с мудростью, сорока – с болтливостью, воробей – с драчливостью и вороватостью, то белый аист являлся символом домовитости, удачи и процветания. Бытовало в народе и такое поверье: «Если на дворе аисты гнездятся, пожара не будет, но не приведи Господи гнездо разорить – хата сгорит!». Моя бабушка рассказала мне легенду о том, как аисты принесли с поля горящий уголек и сожгли дом обидчика.
    Люди, испытывая добрые чувства к этим птицам, никогда не причиняют им зла. Аиста называют солнечной птицей, предвестником весны и символом новой жизни. Они платят людям взаимностью и охотно селятся рядом с человеком.
    Жаль, что с сокращением мест обитания, сократилось и количество аистов, которые не могут выживать в окультуренных ландшафтах без лесов и болот. Аист гнездится в населенных пунктах, но не выносит разрушения природной среды, он живет с человеком, но остается свободным.
    В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживает тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой.
    Несмотря ни на что, белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица – крылатая совесть нашей Родины. Не об этом ли молчат величавые птицы?

  8. Автор – Латушко Анастасия Александровна, 14 лет,
    ученица 8 «А» класса,
    МБОУ Чалтырской СОШ №1
    Адрес: Ростовская область,
    Мясниковский район, с. Чалтырь,
    ул. Красноармейская, д.61
    Живой символ малой родины.
    Кто же достоин этого почетного звания символа малой родины, символа  донского края? Кто как не конь способен передать особенность и неповторимость Дона!? Кто как не это почитаемое славянами животное!?
    На Дону отношение к коням было особенное, оно впитало в себя уважение к нему. Недаром казаков называли степными кентаврами, с рождения и до смерти конь сопутствовал им во всех земных делах.
    Когда-то люди ценили лошадей, отдавали им лакомый кусочек, с огромной любовью ухаживали за ними, водили на водопой, скребли, чистили, говорили им ласковые, благодарные слова.  Конь являлся основным участником обрядовых событий, в том числе и состязаний. А разве можно с чем-нибудь сравнить сказочные русские гулянья на конях!? Лошади  были главной опорой в хозяйстве крестьянина и чувствовали свою ценность.
    Но это было давно. А что же мы видим теперь? День и ночь томятся они в душной, грязной конюшне, умирая от жажды, мучаясь от надоедливых насекомых. И по нескольку дней никто не заходит к ним, никто не почистит, не накормит, не принесет воды. Невозможно без боли смотреть на этих бедных животных с «невылинялой колчкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».
    Во все времена лошади наполняли красотой и жизнью весь окружающий мир. Особенно прекрасны их глаза, наполненные человечностью. Разве можно обмануть эти глаза? Разве можно предать их глубокую веру в человека, в справедливость?
    Именно поэтому я решила изобразить свободного и независимого коня, который живет своей жизнью в прекрасном виде и дарит надежду своим собратьям, в сердцах которых живет вера в то, что «не всегда так тяжко жилось их брату. Своей работой я хотела выразить всю любовь к этому
    животному и привить эту любовь другим. Донские лошади – наша гордость! Донской конь – символ моей малой родины!
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
    СОЧИНЕНИЕ
    «Живой символ малой родины»
    Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    Работу выполнила
    ученица 8 «А» класса
    Латушко Анастасия
    2012

  9. Знает лисонька-лиса:
    В шубе вся её краса.
    Шубы нет в лесу рыжей,
    Зверя нет в лесу хитрей.
    Лиса — рыжая красавица из сказок — существо достаточно экзотическое.                         Лиса обыкновенная, совсем необыкновенный зверь! Пушистая красавица различных окрасов расселилась и приспособилась к жизни по всему миру. Где только ее лапа не ступала! Свой след оставила лисица и в тундре, и в лесах, и в степях, и в высокогорье, и даже в пустыне… Часто встречается она и в нашей местности. И так как это животное вызывает мое восхищение своей красотой и повадками, я считаю его символом моей малой родины.
    Обыкновенная, или  рыжая лисица  (лат. Vulpes vulpes)  —   хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее распространённый и самый крупный вид рода лисиц. Длина тела 60—90 см, хвоста — 40—60 см, масса — 6—10 кг. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях; всего насчитывают 40—50 подвидов, не учитывая более мелких форм. Наиболее распространённый окрас лисы: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Часто у лисиц присутствуют бурые полосы на хребте и лопатке, похожие на крест. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста. Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких, тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом.
    Лису по ее климатическим пристрастиям можно назвать всепогодным существом. При этом, в зависимости от места обитания, меняется и внешний облик лисы. Особенно привлекательно сказочная красавица выглядит зимой: именно в холодное время года лиса надевает свою пушистую яркую шубу. Летом же лиса выглядит гораздо невзрачнее, серее, словно пытается спрятаться от посторонних глаз вместе со своими лисятами. И это не говоря уже об отдельных видах лисы, которые имеют свою, индивидуальную окраску.
    Живет лиса, как известно, в норе. Однако рыть норы – не самое любимое занятие лисы. Если лиса роет нору сама, то в ее жилище обычно бывает не более 2-3 выходов. Вообще же рыжая хищница старается занять чужую, уже готовую нору. Для этих целей великолепно подходит нора барсука или сурка. Выводок лисы обычно состоит из 6-8 лисят. Узнать лисью нору достаточно легко. Лиса не отличается особой чистоплотностью: возле норы всегда раскиданы остатки пищи, которые служат лисятам игрушками. Запах таких игрушек ощутим на достаточно большом расстоянии.
    Кулинарные пристрастия лисы весьма разнообразны. Она готова питаться всем, что может осилить своими зубами. В средней полосе России лиса лакомится мышевидными грызунами, птицами в период их гнездования, утками. На Дальнем Востоке лиса ловит рыбу во время нереста, в засушливых районах питается ящерицами и змеями. Если придется, лиса может переключиться и на крупных насекомых. Не откажется рыжая красавица и от упавших яблок и груш в садах, черешни и алычи. Лисица может похищать и домашних птиц, но, согласно наблюдениям зоологов, делает это намного реже, чем принято считать. Не огороженные птичьи дворы также станут для лисы замечательным местом для охоты. Свою мелкую добычу лиса съедает сразу. Если же удалось раздобыть что-то покрупнее, то лиса оттаскивает свою добычу в сторону, где съедает, сколько сможет. Остатки трапезы хищница закапывает в землю.
    Вид охотящейся на мышей или других грызунов лисицы просто восхитителен. Это скорее напоминает танец с прыжками и ударами лапами. Лиса подпрыгивает, крутится на одном месте, с силой бьет передними лапами по земле, пытаясь выгнать грызунов из их нор. Хвост лисы, словно рыжее пламя, мечется из стороны в сторону, дополняя танец своей красотой. Охотятся лисицы в разное время дня, предпочитая, однако, раннее утро и поздний вечер, а там, где их не преследуют, встречаются днем, причем не обнаруживая беспокойство при встрече с человеком. В противном случае эти звери отличаются крайней осторожностью и удивительной способностью перепрятываться и сбивать со следа погоню — именно поэтому в фольклоре многих народов лисица является воплощением хитрости и ловкости.  Храбрость лисы тоже достойна восхищения. Защищая своих малышей, она готова поспорить с кем угодно. Если перед ней человек, то лиса старается всеми силами перевести внимание на себя – подлаивает из-за куста, показывает себя, отвлекая внимание. При встрече с собакой также старается увести ее за собой, а не прячется. Иногда  лиса ведет себя со всем по-другому, например как в случае, произошедшем в поселке Запрудный. Пастух заметил лису во время выпаса скота. Он попытался ее отогнать, но вместо того чтобы убежать, дикое животное направилось на мужчину. Испугавшись, что лиса набросится, он забрался на дерево и стал ждать, когда она уйдет, но животное осталось его сторожить. Тогда пастух по мобильному телефону позвонил в районную администрацию. На выручку ему пришли ветврачи и местные охотники. Они застрелили лису и помогли пастуху слезть с дерева, а пробы тканей животного были направлены на экспертизу. Исследование показало, что лиса болела бешенством.
    Лисица имеет большое хозяйственное значение как ценный пушной зверь, а также регулятор численности грызунов и насекомых. При этом ущерб, который наносится лисицами промысловой дичи и домашним птицам, намного меньше той пользы, которую они приносят, уничтожая грызунов — потребителей зерна.
    Рыжая лисица является очень распространённым персонажем фольклора разных стран мира. В европейских странах она, как правило, воплощает собой хитрость и коварство, выступая в довольно разнообразных ролях: от вероломных негодяев (как в ряде русских сказок) до умных советчиков (Как в сказке Бориса Шергина «Пойга и лиса)». Одним из самых известных лисьих персонажей является Лис Ренар — персонаж классической средневековой поэмы «Роман о Лисе». В месопотамской мифологии лиса — священное животное. Она служит богине Ки гонцом. В Финляндии лисица — символ хитрости, но не зла. В японской мифологии существуют лисы – оборотни кицунэ, умеющие принимать человеческий облик. Они обладают огромными знаниями и владеют магией. Позже кицунэ стали популярны в литературе, кино и видеоиграх. Духи, схожие с кицунэ, фигурируют также в китайских и корейских мифах. В казачьих сказках «Кот и лиса», «Казак и лиса»  лиса  является воплощением хитрости и мудрости.
    Я считаю, что лиса, хоть и не отличается приписанной ей сказочной хитростью, все же притягивает к себе взгляд своей красотой, храбростью и умением выживать везде и при любых условиях.
    Вот такая вот она — рыжая красавица лиса – символ моей малой родины.

  10. Удеревский филиал
    МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева»
    Курской области
    Автор: ГРАЧЁВ СЕРГЕЙ,
    ученик 8 класса,
    Руководитель: Грачёва Лариса Ивановна,
    учитель русского языка
    УДЕРЕВО – 2015
    Где это было, когда это было,
    В детстве, а может во сне.
    Аист на крыше гнездо для любимой
    Свил по весне.
    Слова из этой песни многие жители нашего села слышали много раз, но никогда не задумывались над ними, до той поры, пока случайно не встретили пару этих крупных белых птиц рядом.
    “Крупная перелетная птица с длинным прямым клювом из отряда голенастых”. Так написано о белом аисте в Толковом словаре великорусского живого языка, который был создан Владимиром Ивановичем Далем в середине 19-го века.
    Белый аист. Что же это за удивительное существо? О нем слагают песни, а у самого аиста почти нет голоса; он живет с человеком, но остается свободным; он гнездится в населенных пунктах, но не выносит разрушения природной среды. Аист считается одним из любимых птиц на Руси. А у нас в деревне – это живой символ родины, её частичка.
    Испокон веков у восточных славян белый аист был особо почитаемой птицей. Если филин ассоциировался с мудростью, сорока – с болтливостью, воробей – с драчливостью и вороватостью, то белый аист являлся символом домовитости, удачи и процветания. На помощь аиста рассчитывали бездетные семьи. Люди закрепляли на крыше или на дереве колесо от телеги – каркас для будущего гнезда, и надеялись, что если у них поселятся аисты, то в семье родится долгожданный ребенок. Бытовало в народе и такое поверье: “Если на дворе аисты гнездятся, пожара не будет, но не приведи Господи гнездо разорить – хата сгорит!”
    А сколько легенд, преданий было сложено про аистов! Для них на крыше хаты делали возвышение и клали тележное колесо, на котором аисты вили свои гнезда. Аисты десятилетиями вили гнездо на одном и том же месте, считалось, что именно они приносят детей в дом. Аисты бурно приветствуют друг друга, находясь в гнезде, звонкая дробь их клювов разносится по округе и они считались символом супружеской верности. Но не дай бог обидеть аиста! Сколько страшных историй рассказывали о том, как аисты приносили с полей горящий уголек и сжигали дом обидчика! Жаль, что с сокращением мест обитания, сократилось и количество аистов, которые не могут выживать в окультуренных ландшафтах без лесов и болот. Но мне посчастливилось в жизни. За аистами каждое лето я наблюдаю всю свою жизнь. Мощно взмахивая крыльями, одна за другой грациозные птицы поднимаются в небо, кружатся над башней, которая стоит в 30 метрах от моего дома. На ней с 1996 года свито гнездо, в котором каждое лето появляются 3-4 аистёнка. Жаль аисты не журавли и не могут трубными кликами возвестить о своём полете. Но он так красив! Аиста называют солнечной птицей, предвестником весны и символом новой жизни.
    В Древнем Египте аист олицетворял сыновнюю почтительность, так как люди были уверены, что аист кормит своих родителей в старости. В Древней Греции богиня аистов изображалась в виде женщины-кормилицы и относилась к богине Гере. В Древнем Риме аисты также символизировали сыновнюю привязанность и почтительность и относились к Юноне. Аисты везли колесницу Меркурия.
    В мифологии славян аисты были связаны с появлением детей. Одни народы верили, что аист вытаскивает детей из болота и в корзине переносит их к дому, а потом сбрасывает их родителям через дымоход. По другим поверьям, аист доставал детей из моря и сажал на камень обсушиться.
    По мнению наших предков, где селится аист, там скоро будет пополнение семьи. А вот незамужним девушкам смотреть на аистов запрещалось. Появление аиста возле дома считалось добрым знаком – птица оберегала жилище от беды. Маленькие дети просили аистов принести им братика или сестричку.
    Моё первое знакомство с аистом состоялось на второй день после дня рождения, когда мне отмечали 1 год. Мама рассказывает, что на лугу перед домом была высокая трава, цветы, и я любил туда ковылять своими маленькими ножками. В тот день, 11 июня, я тоже был на лугу с большим мячом. Вдруг мама увидела, что с башни опускается аист. Он приземлился в 4-5 метрах от меня. Я замер на месте и смотрел на аиста. Он важно прошествовал мимо меня, взмахнул крыльями и улетел в гнездо. Мама, конечно, не успела сфотографировать, но когда подошла ко мне, я был очень довольный, на губах играла улыбка. После этого случая, когда я видел аиста, то замирал на месте, следя за его полетом и улыбаясь. А он летел к себе в гнездо, паря надо мной. Глядя в небо прищуренными глазами на летящего аиста, я принимаю его за белоснежное, уносимое ветром облачко, настолько невесомо плавен и бесшумен его полет. Покружившись над родным гнездом, он опускается навстречу смешным головкам своих голодных аистят, которых нужно выкормить за быстро пролетающее лето. Казалось бы, какой охотник из медлительного, флегматичного аиста, но, как только он видит перед собой рыбешку, лягушку, мышку или толстенького суслика, то стремительно и метко бросается на добычу. Он даже способен быстро догнать жертву. Да, нелегкое это дело – вырастить своих красавцев-аистят.
    В первой половине сентября, когда золотая осень только-только начинает серебриться зубчатым краешком зеленого листа, аисты покидают нашу деревню, чтобы перезимовать в далекой, жаркой Африке. Птицы очень тоскуют по своей Родине. Это точно известно, потому что обратный путь домой они преодолевают вдвое быстрее и возвращаются именно в родные гнезда.
    Так чем же объяснить взаимодействие человека и природы? С одной стороны – мы приручили животный мир планеты, и во многом его жизнь находится в наших руках. Но, с другой стороны – леса, горы, реки, звери и птицы приручили нас самих, так как наши жизнь и благополучие напрямую зависят от их жизни и благополучия. Уже сегодня нам предстоит понять и оценить в полной мере подаренный нам Мир. В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживает тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой. Несмотря ни на что, белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица – крылатая совесть нашей Родины. Говорят, что можно прожить без совести и даже без Родины, являясь “гражданином мира”. Но разве это жизнь? Как нельзя любить все человечество, не обращая внимания на страдания ближних, так нельзя ратовать за сохранение биосферы, не имея кровной связи с природой своего края. Не об этом ли молчат величавые птицы?

  11. Чертя за кругом плавный круг,
    Над сонным лугом коршун кружит
    И смотрит на пустынный луг. –
    В избушке мать над сыном тужит…
    Мы живем в степной местности и поэтому в наших районах водится большое количество птиц. Но жители поселка отдают почитание коршуну.  Изображен коршун в охранном парении над нашим селом. Так же коршун считается хранителем родов или материнства вообще, т.к. из истории,  коршуны выступали и в связи с богиней Мут: вместе со змеей они составляли украшение короны царей. Один из древнейших египетских памятников, изображает фараона, над головой которого простирает крыла, как бы защищая его, коршун — птица-символ богини Нехебт.
    Русское название  — коршун, коршак; украинское — шулика, рябэць; болгарское — коршун, коркун; словацкое krsak, krso — коршун; скорее всего, восходящее к авестийскому — kahrkasa «коршун» и так же, как названия других хищников, содержащее корень *or (ar, er).
    Возможно, что слово коршун является результатом огласовки сходного названия хищной птицы крачунъ, приводимого В. И. Далем (1882), как «заморская хищная птица Circaёtus (змееяд), близкая к орланам, питается гадами». Важно отметить, что коршун и змееяд довольно схожи внешне, имеют схожие по размеру и форме крылья, а также схожий спектр питания.
    Коршун относится к роду хищных птиц из семейства соколиных. Отличительные признаки: короткий, довольно слабый клюв с длинным крючком, покрытая щетинками уздечка, очень длинные и острые крылья, в которых 3 и 4 перо длиннее всего, вилообразный хвост, оперенная спереди, почти до половины цевка, короче среднего пальца; кости слабо согнуты. Коршуны трусливые и ленивые птицы, становящиеся, однако, крайне дерзкими, если сознают свою безопасность; летают чрезвычайно выносливо, но не очень быстро и подолгу парят; питаются мелкими животными, особенно мышами и лягушками, а также молодыми птицами и падалью, часто преследуют других хищных птиц, надоедая им до тех пор, пока те не бросят добычу. Гнездятся по большей части на высоких деревьях, часто пользуются гнездами ворон, цапель и других птиц и выстилают их тряпками, обрывками бумаги, шерстью и т. д.; кладка обычно из 3-4 яиц, высиживает одна самка.
    Коршун — наиболее демоническая из всех хищных птиц. В славянской символике коршун несёт бесславную смерть — «как цыплятам», также ему сопутствуют образы «стремительной смерти с неба» и иногда «падальщика». Коршунов часто обвиняют в краже цыплят, но подобные ”преступления” совершают лишь очень немногие птицы. Коршун — самая дерзкая и надоедливая из всех известных мне птиц. Попрошайничество — его ремесло; поэтому он охотнее всего живет в населенных местах, посещает ежедневно дворы и поселяется на деревьях, растущих в садах, или на верхушках минаретов. Он становится, наконец, докучливым и даже ненавистным, так как его видишь решительно повсюду.
    Коршуны – одни из немногих наших хищников, у которых на пролете формируются настоящие стаи, иногда насчитывающие десятки птиц. Они устраивают совместные ночевки, подолгу парят одной общей “каруселью”.            Учительница биологии рассказывала нам, что зимуют они в тропических районах Африки и Азии, где и без того много своих коршунов, живущих там оседло даже в городах и гнездящихся колониями. Туземцы вполне заслуженно считают коршуна-паразита чрезвычайно дерзкой и несносной птицей; тем не менее они не преследуют его; думают, что и к нему должны применяться законы вежливости и гостеприимства, так что коршун может с полной безопасностью летать всюду, где ему вздумается. О его доверчивости существует немало интересных рассказов; образ коршуна встречается также и в некоторых сказках.
    Ничто не ускользает от зорких глаз коршуна; он внимательно следит за деятельностью людей и, благодаря своему близкому знакомству с ними, прекрасно понимает все их дела, так что в этом отношении с ним могут сравниться только очень немногие птицы и млекопитающие. Он непременно полетит вслед за овцой, которую ведут на бойню, но если пастух гонит овец с пастбища, остается совершенно равнодушным; когда рыбак возвращается с ловли, коршун летит ему навстречу, когда же тот отправляется на ловлю, не обращает на него никакого внимания. Он летает над баркой, в которой убивают какое-нибудь животное, или даже садится на нее. Коршун питается не только за счет людей; он следит также за деятельностью животных и птиц. Как только кто-нибудь схватит добычу, тут же его окружает толпа этих несносных коршунов; они с криком преследуют хищника, яростно бросаясь на него.
    Для нас коршун – это дерзкая, сильная,  внимательная птица.

  12. Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
    МКОУ «Ачинеровская средняя общеобразовательная школа»
    Конкурс: «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    Номинация: «Живой символ малой родины»
    Верблюд – хозяин степи
    Работа
    ученицы 10 класса
    МОУ «Ачинеровская СОШ»
    Черноземельского района
    Есиновой Элины
    Руководитель:    Есинова Н.В.
    Ачинеры, 2012г
    Живой символ малой родины
    В царстве Джангара светлом, как солнце,
    В Бумбе – славной стране и прекрасной
    По веленью всесильного бога
    От самца, что чернее был ночи,
    И от самки крикливой и рыжей,
    Говорят, род верблюдов начался….
    И с тех пор два горба над хотоном
    Возвышаются плавно и гордо –
    И походка легка и степенна,
    А шаги широки у верблюда…
    Для кочевья – удобнейший транспорт,
    Молока нет на свете, чтоб гуще,
    Мясом, салом людей он снабжает…
    Вот какая цена у верблюда –
    У плывущего в степь великана!
    Мне кажется, что живой символ моей малой родины  должен быть верблюд.
    Из всех видов животных, которых разводили и которых использовали калмыки в течение многих веков, самым крупным, самым спокойным и безобидным является верблюд. Мой дедушка рассказывал, что когда он был совсем маленьким, у них был верблюд. Жили они тогда недалеко от  нынешнего поселка Улан-Хола (Лаганский район). Они получали от верблюда молоко, шерсть. Вместе с братом и сестрой  дедушка любил садиться верхом на верблюде, когда он смирно лежал.  Еще, по рассказам своего отца, деда знал, что для   калмыка верблюд был необходим: он нес на себе весь его дом, жену, детей. Напевая песни, калмык весело переходил с ним солончаковые степи своей родины. Без верблюда он не мог бы достать зимой ни дров, ни камыша, чтобы истопить свою кибитку. Шерсть, которая весной спадала с животного клочьями, служила ему для изготовления бечевок, войлочных покрывал, поясов, верблюжий жир доставлял ему осветительный материал, мало, чем уступающий восковым свечам в свете и доброте; навоз давал хорошее топливо, мясо употреблялось в пищу, а из кожи выделывались   разные предметы.
    Молоко  верблюда густое, питательное. Поэтому о молоке верблюда часто упоминается в калмыцких сказках и даже в эпосе «Джангар»:
    На веселом огне из каштана
    Чай сварив ароматный и крепкий
    С молоком одногорбой верблюдки
    Выпил он с наслаждением – и после
    Долго спал крепким сном богатырским
    Раскрасневшись, как ствол у сандала…
    Чем же ещё привлекал моих предков верблюд? Наверное, тем, что без труда выдерживал голод, дальнюю дорогу и хорошо переносил летний зной: пять-шесть суток мог быть без воды. Поэтому калмыки очень почитали это животное.  В калмыцком фольклоре есть народная сказка «Как Мышь попала в название года калмыцкого календаря». Так, в этой сказке говорится о том, что  в названия месяцев калмыцкого календаря должен был попасть и верблюд, так как он входил в число животных, разводимых калмыками. Когда распределяли очередность среди животных и птиц, чтобы назвать месяцы, должны были начать с верблюда. Но мыши в этой очереди не было, и она, чего бы ей это ни стоило, решила войти в календарь. Названия месяцев распределили между барсом, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, курицей, собакой, свиньей и коровой. Осталось назвать еще один месяц, и за него поспорили мышь и верблюд. Чтобы разрешить этот долгий спор, мышь и верблюд устроили состязание: кто раньше увидит утренний свет солнца, именем этого животного и назовут оставшийся двенадцатый месяц в калмыцком календаре. И вот в один из дней состоялось состязание. Верблюд, вытянув длинную шею, стал смотреть в сторону восхода солнца, а хитрая мышь, незаметно прошмыгнув между ног верблюда, залезла на его горб. Так как она была на высоте, она первая заметила солнечный луч, мелькнувший между гор. Так мышь, обманув верблюда, вошла в название одного из месяцев калмыцкого календаря. Обманутый мышью верблюд с тех пор голову держит очень высоко и все время осматривается вокруг, словно что-то ищет.
    А внешность верблюда носит приметы животных, вошедших в календарь: уши у него как у мыши, глаза как у змеи, губы как у зайца, грудь как у барса, горб как у обезьяны, шея как у дракона, помет как у овцы, копыта как у коровы, хвост как у свиньи, колени как у собаки, макушка как у курицы, грива как у лошади.
    В калмыцких степях и сейчас можно увидеть верблюдов, но самый главный находится в столице Калмыкии, городе Элиста. Он появился в 1996 году как символ выносливости, мудрости и благополучия. Его создателем является скульптор С. Ботиев. Скульптура  называется «Верблюд-хозяин степи».  Величественное и гордое, спокойное и безобидное животное, хорошо понимающее человека и послушное ему.
    Я считаю, что верблюд может претендовать на роль живого символа Калмыкии. Потому что значительную часть территории Республики Калмыкия занимают обширные массивы полупустынных и пустынных пастбищ, подверженных процессам эрозии. Поэтому в республике  актуально увеличение численности сельскохозяйственных животных, наносящих  минимальный вред почвенному и растительному покрову. Этим  животным является верблюд, обладающий  исключительной биологической приспособленностью к условиям пустынь и полупустынь. А еще верблюжье мясо не уступает по вкусовым  качествам говядине, выход туши составляет до 60 % от живого веса. Также шерсть и кожа представляют ценное сырье для промышленности. В среднем верблюд дает около 8 килограммов высококачественной шерсти, а отдельные особи до 20 килограммов. Шерсть верблюда уникальна, она сохраняет тепло. Именно поэтому изделия из нее предпочитают космонавты, летчики, водолазы, работающие в экстремальных условиях. Приложите руку к одеялу, чувствуете, какое горячее? Лечит головные, сердечные боли, снимает усталость, а пояса и наколенники из верблюжьей шерсти исцеляют от радикулита и болей в суставах. Молоко отличается повышенным содержания жира (до 6%), белка (4%), молочного сахара (5%), богато витаминами группы С и А и микроэлементами. Кисломолочный продукт (шубат), изготавливаемый из верблюжьего молока, обладает уникальными пищевыми, лечебными и профилактическими свойствами, помогает при лечении онкологических заболеваний, в нем в три раза больше витаминов, чем в коровьем молоке. Интересно, что продолжительность жизни удивительно выносливых обитателей пустыни выше, чем у лошадей и составляет 35-40 лет, но встречаются особи даже 70-летнего возраста.
    В настоящее время в  хозяйствах Калмыкии разводятся двугорбые верблюды – бактрианы  калмыцкой породы. Калмыцкие верблюды хорошо переносят морозы и жару, поедают растения, непригодные для других сельскохозяйственных животных, могут  быстро нагуливаться летом и осенью, накапливая большое количество жира. По своим размерам и  живой массе они превосходят  верблюдов других пород. Крупнейшим верблюдоводческим хозяйством республики является сельскохозяйственный производственный кооператив «Полынный» Юстинского района – племенной завод по разведению верблюдов калмыцкой породы бактриан.
    Я думаю, что совсем скоро,   в степях Калмыкии мы увидим стада грациозных верблюдов, пасущихся под синими просторами нашей родины. И степь покажется вдвойне прекрасней, потому что без блеянья овец, ржанья лошадей, мычанья коров и рева верблюдов – так прекрасно заполняющих пространство, без всего этого красота степи была бы нам недоступна. Ведь не каждому дано созерцать такое великолепие, вдохнуть целебный душистый аромат трав, услышать трещание кузнечиков, трели жаворонков, увидеть зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов. Как нам повезло, что мы живем среди степных просторов!
    .

  13. Живой символ малой Родины
    «Петушок и курочка – наседка»
    Для своего эссе символом малой Родины я решила выбрать петушка и курочку-наседку, потому что слова «Родина» и «Россия» неотрывно связаны для меня с этим милым деревенским образом.
    Почему же именно курочка?
    Рядом с нашим селом располагается филиал  Коченёвской птицефабрики, куда каждый день ходят на работу люди нашего села. Птицефабрика насчитывает уже более сорока лет плодотворной работы, и жизнь нашего села тесно связана с предприятием. ЗАО «Коченевская птицефабрика» является одним из крупнейших производителей мяса птицы в Сибирском регионе. Доля производства на предприятии-16 % всего производства в области. Птицефабрика поставляет свою продукцию не только на рынок Новосибирской области, но и в другие регионы страны: Кемеровская область, Иркутская область, Алтайский край, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Саха–Якутия и другие. На птицефабрике выращивают племенную птицу, идет выведение яиц цыплят – бройлеров.
    История села неотрывно связана с историей птицефабрики. В 1982 году  приказом минсельхоза РСФСР от 22 ноября была создана Сосновская птицефабрика, директором которой стал Владимир Алексеевич Земляной. В постперестроечные годы довелось пережить Сосновке и банкротство предприятия, и конкурсное управление. Заметные изменения произошли в жизни Сосновки с приходом сюда ЗАО “Коченевская птицефабрика” – стали появляться рабочие места, новые перспективы. Население нашего села уже не может себе представить жизни без этого предприятия, обеспечивающего стабильным заработком большинство сосновских семей. Кроме того,  редкий двор села не может похвастаться этими симпатичными птицами. Курочка даёт людям свежие яйца и ценное диетическое мясо.
    Ещё на своём рисунке я изобразила милого золотого петушка, патриарха куриной семьи. На моём рисунке петушок – заботливый и любящий семьянин. Он изображён стоящим рядом с курочкой и терпеливо ожидающим, когда вылупятся из яиц цыплята. Я взяла его одним из символов малой Родины потому, что петушок чаще всего считался показателем доброты и простодушия в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, его образ использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
    Семья курочки и петушка символизирует крепкие и счастливые семьи с. Сосновки. Яйца, заботливо укрытые курочкиным крылом, можно сравнить с хорошо оберегаемыми и крепко любимыми детьми. Золотое гнёздышко – с уютом домашнего очага.
    Главные герои располагаются на фоне яркой зелёной травы. Это совсем неудивительно. Каждое лето село привлекает к себе внимание отдыхающих тихими берёзовыми рощами и тенистыми борами. Осенью здесь в изобилии растут грибы, а летом цветут на побережье Обского водохранилища яркие  цветы. Далеко разносится приятный запах полыни.
    Я считаю, что курочка, петушок и куриные яички – настоящие живые символы нашей малой Родины. Картины, наподобие моего рисунка могли бы украшать Дом Культуры с. Сосновки и даже краеведческий музей, потому что такие картины всегда ассоциируются с малой Родиной, с уютом домашнего очага, а для кого- то с родительским домом и вызывают положительные эмоции у созерцателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *