Сочинение на тему живой символ моей малой родины

12 вариантов

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
    Областной конкурс юных исследователей окружающей среды
    «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    НОМИНАЦИЯ
    «ЖИВОЙ СИМВОЛ МАЛОЙ РОДИНЫ»
    БЕЛЫЙ АИСТ
    Автор:
    ученица 6 класса
    МБОУ Тростянской ОШ
    Починковского района
    Ратникова Виктория
    Руководитель:
    учитель биологии
    Листишенкова
    Тамара Николаевна
    2018
    Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Малая родина – это место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.
    Моя малая родина – это деревня Прилепово. Окружают её красивые пейзажи, где колышутся зеленые пряди разнотравья, поля с колосящейся нивой. А каких красивых и интересных животных и птиц здесь можно встретить! Здесь и природа особенная, и птицы поют по-особенному. Послушав их, кажется, что они смогли бы многое рассказать об этом чудесном крае. Вот и я хочу рассказать о своем родном уголке с его неповторимой природой, а главное – о белом аисте. Аист считается одним из любимых птиц на Руси. А у нас в деревне – это живой символ родины, её частичка.
    Почему же, по моему мнению, именно аиста можно считать живым символом моего родного края?
    Слово «аист» знакомо мне с детства. Аисты прилетают в нашу деревню каждое лето в свои гнезда, всего их шесть, в соседней Тростянке – пять.
    Гнезда аистов находятся, в основном, на больших столбах. А одно гнездо птицы свили на старом сенохранилище моей бабушки пять лет назад, когда я только собиралась идти в школу. Бабушка живет недалеко от нашего дома, и я часто бывала у нее, пока родители были на работе. Однажды весной, когда я прибежала к бабуле, она таинственно сказала, что покажет мне чудо, и привела к сеновалу, где два аиста строили гнездо. Это было так необычно, так красиво, что мы почти целый день провели, наблюдая за птицами. Птицы были торжественно парадные в своем чёрно-белом оперении. А красные клюв и ноги придавали им особую выразительность на фоне голубого неба.
    С тех пор я старалась как можно больше узнать об этих птицах.
    Оказывается, они гнездятся отдельными парами по заболоченным речным долинам и болотистым низменностям, но чаще всего в населённых пунктах. Гнёзда из сухих палок и сучьев с выстилкой из сухой травы устраивают на крышах зданий, водонапорных башнях, столбах, в кронах крупных деревьев. Кладка с начала апреля состоит из 3-5 чисто белых яиц. Кормятся они на болотах или берегах водоёмов. Питаются лягушками, мышевидными грызунами, змеями, рыбой и другими мелкими животными.
    Аист – сильная птица. Ноги у него длинные с тупыми когтями, а шея тонкая. Глаза аиста словно подведены черным контуром. Самца от самки почти не отличить, разве что по размеру немного больше. Перья у птицы на груди длинные и торчат пушистым ершиком.
    В полете аисты плавно парят в воздухе, не спеша взмахивая крыльями, с длинными шеями и вытянутыми ногами – это очень захватывающее зрелище. Они машут огромными, широкими крыльями как можно меньше, экономя свою энергию. Когда белый аист спускается на землю, он ходит, медленно передвигаясь.
    Гнезда у аистов большие, до двух метров в диаметре. Насиживают отложенные яйца аисты поочередно. Обычно самка делает это ночью, а самец – днем. Аисты бурно приветствуют друг друга, находясь в гнезде, звонкая дробь их клювов разносится по округе. Они выводят шумные гремящие звуки, быстро открывая и закрывая свои красные клювы.
    Я наблюдала, когда в гнезде появились аистята. Эти голые, некрасивые птенцы с длинными клювами беспомощно лежали, не умея ещё стоять на тон­ких слабых ногах. Они были всегда голодны и настойчиво требовали пищи, не замолкая ни на минуту и не уставая беспрестанно разевать жёлтые клювы. Чтобы накормить малышей, родители, не давая отдыха крыльям, летали к реке (река Сож протекает рядом с нашей деревней), а потом возвращались к гнезду и выбрасывали прямо в раскрытые клювы аистят водяных и земноводных животных, которых те жадно проглатывали, не переставая резким писком требо­вать ещё. Кормили птенцов и дождевыми червями.
    Но всё-таки многие люди могли бы позавидовать счастью аистиной семьи. Ведь когда прилетал вечером домой аист, его встречали весёлым треском аистиха и голодным писком аистята, и он, кру­жась над гнездом, закидывал на спину клюв и отвечал им такой же радостной трескотней.
    Кормить детишек приходится довольно долго – более пятидесяти дней. Да, нелегкое это дело – вырастить своих красавцев-аистят.
    Аисты покидают нашу деревню, чтобы перезимовать в далекой, жаркой Африке: к концу августа молодые аисты, освоив летную науку, первыми улетают на зимовку в теплые страны. Их родители отправляются вслед за детьми в первой половине сентября, когда золотая осень только-только начинает «серебриться» зубчатым краешком зеленого листа. Птицы очень тоскуют по своей Родине. Это точно известно, потому что обратный путь домой они преодолевают вдвое быстрее и возвращаются именно в родные гнезда.
    К аистам с давних времен люди относятся тепло и уважительно. С этими грациозными длинноногими птицами связано много легенд и поверий. На помощь аиста рассчитывали бездетные семьи. Люди закрепляли на крыше или на дереве колесо от телеги – каркас для будущего гнезда, и надеялись, что если у них поселятся аисты, то в семье родится долгожданный ребенок. Маленькие дети просили аистов принести им братика или сестричку. Поэтому самое распространенное поверье гласит о том, что детей приносит в клюве аист.
    У славян белый аист был особо почитаемой птицей. Появление аиста возле дома считалось добрым знаком – птица оберегала жилище от беды. Считается, что дом, на крыше которого аист свил гнездо, находится под защитой добрых сил. Если филин ассоциировался с мудростью, сорока – с болтливостью, воробей – с драчливостью и вороватостью, то белый аист являлся символом домовитости, удачи и процветания. Бытовало в народе и такое поверье: «Если на дворе аисты гнездятся, пожара не будет, но не приведи Господи гнездо разорить – хата сгорит!». Моя бабушка рассказала мне легенду о том, как аисты принесли с поля горящий уголек и сожгли дом обидчика.
    Люди, испытывая добрые чувства к этим птицам, никогда не причиняют им зла. Аиста называют солнечной птицей, предвестником весны и символом новой жизни. Они платят людям взаимностью и охотно селятся рядом с человеком.
    Жаль, что с сокращением мест обитания, сократилось и количество аистов, которые не могут выживать в окультуренных ландшафтах без лесов и болот. Аист гнездится в населенных пунктах, но не выносит разрушения природной среды, он живет с человеком, но остается свободным.
    В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживает тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой.
    Несмотря ни на что, белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица – крылатая совесть нашей Родины. Не об этом ли молчат величавые птицы?

  2. Все мы чуть ли не с детства помним стихи классика: «В саду горит костер рябины
    красной, но никого не может он согреть». Конечно, это прекрасные строки, но соглашаться
    с ними не хочется. Рябиновые кисти все же согревают душу, что бы ни говорил поэт.
    У русского народа рябина является одним из самых любимых и популярных растений.
    Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, загадки, пословицы. Вот эта мудрость, по
    нашему мнению, наиболее ярко передает суть народного отношения к рябине: «Рябина на
    краю ­ словно в раю».
    Рябина является одним из 12 священных деревьев. Эта красавица на самом деле дерево­
    воин, способная дать весьма жесткий отпор влиянию зла. По некоторым поверьям, она ­
    дальний прародич первого священного дерева добра на Земле, которое засохло с приходом
    на нашу планету сил зла.
    Считалось, что рябина приносит счастье в дом, оберегает от зла. Высаживали ее рядом с
    жилищами. А вот выкорчевывать или повредить рябину на своем дворе считается
    нехорошей приметой. Если рябина сама собой зачахнет, без видимой на то причины –
    дурной знак.
    Древесина рябины исстари использовалась только в качестве украшений, поделок, для
    магических целей. И чего только не делали из древесины рябины! Поперечные балки,
    поддерживающие дымоход ­ чтоб не сгорел. Ручки маслобойки – чтоб ведьмы не могли
    заколдовать масло. Колыбельки для малышей – чтобы ведьмы не причинили младенцам
    вреда. Кнут для скотины: «Если у тебя кнут из рябины – по любому городу проедешь».
    Был даже особый праздник – «Рябиновый день», или «День святого креста». В этот день в
    дом торжественно вносили венок и ветки рябины, чтобы защитить жилище и хозяйственные
    постройки на 12 месяцев от всяких бед.
    Рябина ­ дерево улыбчатое и приветливое. Гроздья ярких ягод, расцвечивая лесные опушки
    и поляны, делают приветливым даже хмурый осенний денёк.
    А знаете ли вы, что рябина родственница розы? Казалось бы, ничего общего, они не имеют,
    но рябина из семейства розоцветных.
    Она самая распространенная: ее можно встретить в лесу и на опушке, на склоне
    оврага и на берегу реки, в саду и во дворе, но и самая необыкновенная. Например, немного
    найдется деревьев, дающих по сто и более килограмм ягод в год. Правда, год на год не
    приходится, бывают и неурожайные. Но если учесть, что плодоносит рябина лет сто – сто

  3. МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
    ПЕСКОВАТСКО – ЛОПАТИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
    СОЧИНЕНИЕ
    «ПЕСКОВАТСКОЛОПАТИНСКИЙ ЛЕС»
    ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 6 КЛАССА
    ИЗРАЗОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
    6 КЛАСС, 12 ЛЕТ
    РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ
    РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    АЛЕКСАНДРОВА  АННА
    ВИКТОРОВНА
    Х. ПЕСКОВАТСКАЯ ЛОПАТИНА
    2017 ГОД
    Я живу в хуторе Песковатская Лопатина Ростовской области. Город Ростов-на-Дону является нашим областным центром. Этот город поражает своим звучанием и мощью. А если представить сколько деревень, поселков, хуторов имеет в составе область, то сразу же представляется величие могущественной природы. Она разнообразна и прекрасна, ведь природа – это живое достояние. И всё это разнообразие на Донской земле, как принято называть Ростовскую область среди людей, которые здесь родились и живут.
    Многие назовут Родиной всю область, кто-то укажет район, а кому-то, как мне, очень важно вложить в это понятие название моего хутора, где я родился и живу. Это и есть моя малая Родина. Жуковский писал: «Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны. О Родина! Все дни твои прекрасны!» И действительно так и есть – здесь всё прекраско.
    В нашем хуторе есть живой символ Родины, который и в настоящее время сохранился в своём первозданном виде. Этим символом является Песковатсколопатинский лес. Он является природным памятником регионального (областного) значения и принадлежит к охраняемым природным территориям России. Я очень горжусь, что такой значимый природный объект расположился в черте моего хутора. Площадь леса составляет девяносто гектар. На такой большой территории , конечно же,  кипит своя жизнь. Флора и фауна удивляет своим изобилием, что и делает наш лес объектом охраны Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.
    Здесь растут клён остролистый, клён полевой, клён татарский, липа, ясень, дуб, дикие яблони и груши. А также здесь произрастают растения, которые занесены в Красную книгу Ростовской области: копытень европейский, пролесник многолетний, ильм, клён платановидный. Ещё наш лес заселён разными видами птиц и животных. Очень приятно иногда выбраться с друзьями на природу и отправится именно поближе к лесу, чтобы полюбоваться этим природным достоянием и могуществом лесного массива. Послушать, как шумят и скрипят деревья под порывами ветра, как поют и кричат птицы, как лают лисицы. Можно увидеть косулю, лося или лосиху с маленьким лосёнком, диких свиней с маленькими полосатенькими поросятками, которые кормятся в лесу желудями и прочей растительностью. Особенно запомнились мне случаи, когда большой, красивый, сильный лось, с гордо откинутыми назад рогами на закате дня, на фоне красивого заката, неспеша бежал в лес. Запомнился случай, когда лосиха с маленьким лосёнком вышла из леса и зашла со своим детёнышем в стадо коров, которые паслись рядом с лесом. Но собака бросилась к ней с лаем и ей пришлось удалиться снова в лес, защищая , но осторожно, своего малыша. Красиво смотреть
    и на диких свиней, когда они бегут от посторонних в лес со своими детками: впереди папа, посредине, один за другим, полосатенькие поросятки и замыкает шествие мама. Очень красиво!
    Я считаю, что пока наш лес находится под охраной экологических фондов и составляет часть списка важных природных объектов России, мы- жители должны почитать такой значимый символ нашей малой Родины. Должны сами беречь и сохранять все редкие растения и их популяции. Ведь именно в этом и заключается главное предназначение человека. Нужно любить природу, свой край родной. Любить всё, что составляет такое короткое, но очень важное слово – Родина.

  4. Районный конкурс исследовательских работ
    Номинация
    «Живой символ малой родины» -растение.
    Автор: Фролова Диана
    13 лет, ученица  8  класса
    МОБУ «Соковская  СОШ»,
    с.Соковка, Северного района
    Руководитель: Стройкина С.Н.
    учитель географии.
    Соковка, 2015
    Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является  наша малая родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое нам с детства.
    Я люблю свою малую родину,
    этот светлый, березовый край.
    И багровые гроздья смородины,
    и черемухи цвет в теплый май.
    И такие здесь реки красивые,
    и озера с хрустальной водой.
    Проживают тут люди счастливые
    Наслаждаясь такой красотой.
    На рассвете туман всюду стелется ,
    над низиной, над быстрой рекой.
    Здесь всех раньше встает наше солнышко,
    Подымаясь над новой Землей.
    Наталья Юдина
    Для каждого человека в его малой Родине есть то, что удивляет, что вызывает восхищение, о чём он хотел бы рассказать. Каждый уголок нашей планеты по-своему прекрасен и уникален, у каждого, наверное, есть свой живой символ. Во и я хочу рассказать о растении , которое можно поправу назвать живым символом моей малой родины.
    Это растение  можно найти только в одном месте  – на окраине нашего села, где речка Сок весной затопляет пойму, где даже летом можно найти заболоченные участки. Среди лугового  разнотравья привлекает внимание цветок, чем-то похожий на гладиолус.
    Это красивое растение называется Шпа?жник черепи?тчатый, или Глади?олус черепи?тчатый (лат. Gladiolus imbricatus) — многолетнее травянистое луковичное растение, вид рода Шпажник (Gladiolus) семейства Ирисовые.
    Шпа?жник черепи?тчатый
    Даже в нашем селе это растение известно немногим, хотя произрастает оно в этом месте уже с давних пор. И что интересно: есть около села похожие участки вдоль реки Сок, но шпажник там не встречается.
    Моя бабушка рассказывала, что жители нашего села называли это растение  «дикий ирис». Расцветает  оно в середине июня, выглядывая поверх осоки, кашки, мятлика. Ветер качает малиновые соцветия, мирно жужжат над ними пчелы, шмели, мухи. Но недолго можно любоваться этой красотой. Уже в начале июля вместо цветков появляются коробочки с семенами, высокие мечевидные листья начинают засыхать, в луковице начинает накапливаться запас питательных веществ, чтобы на следующий год выпустить новую стрелку нежного  цветка.
    Откуда же произошло название этого цветка. Разгадку нам дают листья дикого гладиолуса и это  отражено в латинском названии: gladius – небольшой меч. Именно такими небольшими мечами сражались гладиаторы на аренах Древнего Рима. Поэтому и есть созвучие в словах – гладиолус и гладиатор!
    А название шпажник похоже на слово шпага.   Впервые это растение упоминается у римского писателя Плиния (первый век нашей эры!). Считалось, что с его помощью можно избегнуть гибели и достигнуть победы, стоит только подвесить луковицу гладиолуса себе на шею в качестве амулета.
    Из энциклопедии мы узнаем, что дикий гладиолус – это многолетнее клубнелуковичное травянистое растение, имеет довольно густой колос из 3-7 цветков (редко больше) розоватой или пурпурно-фиолетовой окраски. Цветки как бы налегают друг на друга, этим и напоминают черепицу на крыше здания. Цветет в июне-июле. Позже созревает коробочка с многочисленными коричневыми семенами, напоминающими семена ирисов. Иногда в природе можно увидеть растения и с белыми цветками. Растет шпажник по сырым и заболоченным пойменным, а также водораздельным лугам, по прибрежным зарослям кустарников, по сырым и заболоченным полянам в лиственных и смешанных лесах. Его основной ареал (места произрастания) приходится на среднюю и южную Европу, Крым, Средиземноморье, Кавказ. Но везде он редок и легко уязвим из-за распашки лугов, чрезмерного выпаса скота и раннего сенокошения (до созревания семян). В нашей области шпажник встречается также на одном из участков Оренбургского степного заповедника.
    Шпажник  черепитчатый является  прародителем наших садовых гладиолусов, по выражению ботаников, “реликт из реликтов”, занесенный в Красную книгу многих областей нашей страны. В Оренбургской  области Гладиолус черепитчатый внесен в «Перечень видов животных и растений, нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде на территории Оренбургской области».  Поэтому нам нужно уделять внимание сохранности этого вида.
    Чтобы любоваться этим растением, необязательно собирать букеты. Можно просто сделать его своими руками, как это сделали мы на занятиях кружка «Хочу все знать».
    Именно там мы узнали много интересного об этом уникальном для нашей местности растении. Действительно, оно достойно того, чтобы быть живым символом нашей местности!!!
    Здесь детство сплело
    изумрудные сети.
    И нет лучше этого
    места на свете.
    Земля здесь, и воздух,
    и солнце иные.
    Песчинки, тропинки
    и стены родные.
    Берегите свою малую родину, и все, что можно назвать её живыми символами.

  5. Пшеница – символ изобилия моей малой родины.
    Для моей малой родины, родной Кирсановки самым предпочтительным кандидатом в растения-символы, на мой взгляд, является пшеница.  Именно поэтому именно это растение изображено на нашем гербе как символ изобилия Тоцкого района. Пшеница — популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли . Будучи главными злаком пшеница имеет общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения. Пшеница – символ жизни, одна из самых старых культур на земле.
    В старину с окончанием всех полевых работ крестьяне устраивали пиршество, на него выпекали хлебы и караваи из нового урожая. На праздники звучали песни, в которых воспевались жнеи, олицетворяющие народную силу и волю к труду, стихи про пшеницу.
    Уродись, пшеница,
    С корня корениста,
    Сверху колосиста.
    Чтобы колосок
    Был крепок, как дубок,
    Чтобы зернышко
    Было с ведрышко!
    Осыпали зерном во время свадеб каждый раз, когда жених и невеста покидали дом жениха или невесты, перед отправкой в церковь и по возвращении из церкви, на условных границах-переходах (во дворе, при входе во двор, у ворот дома, на пороге дома, в сенях и так далее), то есть в те моменты, когда участники обряда покидали «свою территорию» или возвращались назад.
    У славян зерно символизировало благополучие, плодородие, богатство, жизнь, кроме того, предохраняло человека от беды. Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания зерном на Рождество и на Старый Новый Год, на свадьбах.
    Сохранилось и гадание «на зерно»: если девушка, подметая под Новый год, найдет зерно, то выйдет замуж. Гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный. Под Новый же год девушка, ложась спать, насыпала зерно на себя и загадывала увидеть во сне будущее.
    Много можно рассуждать о значении этой культуры в жизни людей и нет другого растения с такой же богатейшей историей как пшеница.  Это единственная в своём роде культура олицетворяющая жизнь.
    У нас в районе нет крупных промышленных предприятий, фабрик и заводов, но кругом простираются золотые нивы и леса, среди которых затерялись большие и малые села, и, поэтому, главное богатство нашего края – это хлеб и люди, взрастившие его, все те, кто продолжает созидательные традиции своих земляков, добросовестно трудится, сохраняя и развивая экономический, культурный и интеллектуальный потенциал нашего края.

  6. 6
    Текст добавил: ХайповыйКошаК

    Удеревский филиал
    МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева»
    Курской области
    Автор: ГРАЧЁВ СЕРГЕЙ,
    ученик 8 класса,
    Руководитель: Грачёва Лариса Ивановна,
    учитель русского языка
    УДЕРЕВО – 2015
    Где это было, когда это было,
    В детстве, а может во сне.
    Аист на крыше гнездо для любимой
    Свил по весне.
    Слова из этой песни многие жители нашего села слышали много раз, но никогда не задумывались над ними, до той поры, пока случайно не встретили пару этих крупных белых птиц рядом.
    “Крупная перелетная птица с длинным прямым клювом из отряда голенастых”. Так написано о белом аисте в Толковом словаре великорусского живого языка, который был создан Владимиром Ивановичем Далем в середине 19-го века.
    Белый аист. Что же это за удивительное существо? О нем слагают песни, а у самого аиста почти нет голоса; он живет с человеком, но остается свободным; он гнездится в населенных пунктах, но не выносит разрушения природной среды. Аист считается одним из любимых птиц на Руси. А у нас в деревне – это живой символ родины, её частичка.
    Испокон веков у восточных славян белый аист был особо почитаемой птицей. Если филин ассоциировался с мудростью, сорока – с болтливостью, воробей – с драчливостью и вороватостью, то белый аист являлся символом домовитости, удачи и процветания. На помощь аиста рассчитывали бездетные семьи. Люди закрепляли на крыше или на дереве колесо от телеги – каркас для будущего гнезда, и надеялись, что если у них поселятся аисты, то в семье родится долгожданный ребенок. Бытовало в народе и такое поверье: “Если на дворе аисты гнездятся, пожара не будет, но не приведи Господи гнездо разорить – хата сгорит!”
    А сколько легенд, преданий было сложено про аистов! Для них на крыше хаты делали возвышение и клали тележное колесо, на котором аисты вили свои гнезда. Аисты десятилетиями вили гнездо на одном и том же месте, считалось, что именно они приносят детей в дом. Аисты бурно приветствуют друг друга, находясь в гнезде, звонкая дробь их клювов разносится по округе и они считались символом супружеской верности. Но не дай бог обидеть аиста! Сколько страшных историй рассказывали о том, как аисты приносили с полей горящий уголек и сжигали дом обидчика! Жаль, что с сокращением мест обитания, сократилось и количество аистов, которые не могут выживать в окультуренных ландшафтах без лесов и болот. Но мне посчастливилось в жизни. За аистами каждое лето я наблюдаю всю свою жизнь. Мощно взмахивая крыльями, одна за другой грациозные птицы поднимаются в небо, кружатся над башней, которая стоит в 30 метрах от моего дома. На ней с 1996 года свито гнездо, в котором каждое лето появляются 3-4 аистёнка. Жаль аисты не журавли и не могут трубными кликами возвестить о своём полете. Но он так красив! Аиста называют солнечной птицей, предвестником весны и символом новой жизни.
    В Древнем Египте аист олицетворял сыновнюю почтительность, так как люди были уверены, что аист кормит своих родителей в старости. В Древней Греции богиня аистов изображалась в виде женщины-кормилицы и относилась к богине Гере. В Древнем Риме аисты также символизировали сыновнюю привязанность и почтительность и относились к Юноне. Аисты везли колесницу Меркурия.
    В мифологии славян аисты были связаны с появлением детей. Одни народы верили, что аист вытаскивает детей из болота и в корзине переносит их к дому, а потом сбрасывает их родителям через дымоход. По другим поверьям, аист доставал детей из моря и сажал на камень обсушиться.
    По мнению наших предков, где селится аист, там скоро будет пополнение семьи. А вот незамужним девушкам смотреть на аистов запрещалось. Появление аиста возле дома считалось добрым знаком – птица оберегала жилище от беды. Маленькие дети просили аистов принести им братика или сестричку.
    Моё первое знакомство с аистом состоялось на второй день после дня рождения, когда мне отмечали 1 год. Мама рассказывает, что на лугу перед домом была высокая трава, цветы, и я любил туда ковылять своими маленькими ножками. В тот день, 11 июня, я тоже был на лугу с большим мячом. Вдруг мама увидела, что с башни опускается аист. Он приземлился в 4-5 метрах от меня. Я замер на месте и смотрел на аиста. Он важно прошествовал мимо меня, взмахнул крыльями и улетел в гнездо. Мама, конечно, не успела сфотографировать, но когда подошла ко мне, я был очень довольный, на губах играла улыбка. После этого случая, когда я видел аиста, то замирал на месте, следя за его полетом и улыбаясь. А он летел к себе в гнездо, паря надо мной. Глядя в небо прищуренными глазами на летящего аиста, я принимаю его за белоснежное, уносимое ветром облачко, настолько невесомо плавен и бесшумен его полет. Покружившись над родным гнездом, он опускается навстречу смешным головкам своих голодных аистят, которых нужно выкормить за быстро пролетающее лето. Казалось бы, какой охотник из медлительного, флегматичного аиста, но, как только он видит перед собой рыбешку, лягушку, мышку или толстенького суслика, то стремительно и метко бросается на добычу. Он даже способен быстро догнать жертву. Да, нелегкое это дело – вырастить своих красавцев-аистят.
    В первой половине сентября, когда золотая осень только-только начинает серебриться зубчатым краешком зеленого листа, аисты покидают нашу деревню, чтобы перезимовать в далекой, жаркой Африке. Птицы очень тоскуют по своей Родине. Это точно известно, потому что обратный путь домой они преодолевают вдвое быстрее и возвращаются именно в родные гнезда.
    Так чем же объяснить взаимодействие человека и природы? С одной стороны – мы приручили животный мир планеты, и во многом его жизнь находится в наших руках. Но, с другой стороны – леса, горы, реки, звери и птицы приручили нас самих, так как наши жизнь и благополучие напрямую зависят от их жизни и благополучия. Уже сегодня нам предстоит понять и оценить в полной мере подаренный нам Мир. В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживает тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой. Несмотря ни на что, белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица – крылатая совесть нашей Родины. Говорят, что можно прожить без совести и даже без Родины, являясь “гражданином мира”. Но разве это жизнь? Как нельзя любить все человечество, не обращая внимания на страдания ближних, так нельзя ратовать за сохранение биосферы, не имея кровной связи с природой своего края. Не об этом ли молчат величавые птицы?

  7. 7
    Текст добавил: Заманчивые строки

    Живой символ малой Родины
    «Петушок и курочка – наседка»
    Для своего эссе символом малой Родины я решила выбрать петушка и курочку-наседку, потому что слова «Родина» и «Россия» неотрывно связаны для меня с этим милым деревенским образом.
    Почему же именно курочка?
    Рядом с нашим селом располагается филиал  Коченёвской птицефабрики, куда каждый день ходят на работу люди нашего села. Птицефабрика насчитывает уже более сорока лет плодотворной работы, и жизнь нашего села тесно связана с предприятием. ЗАО «Коченевская птицефабрика» является одним из крупнейших производителей мяса птицы в Сибирском регионе. Доля производства на предприятии-16 % всего производства в области. Птицефабрика поставляет свою продукцию не только на рынок Новосибирской области, но и в другие регионы страны: Кемеровская область, Иркутская область, Алтайский край, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Саха–Якутия и другие. На птицефабрике выращивают племенную птицу, идет выведение яиц цыплят – бройлеров.
    История села неотрывно связана с историей птицефабрики. В 1982 году  приказом минсельхоза РСФСР от 22 ноября была создана Сосновская птицефабрика, директором которой стал Владимир Алексеевич Земляной. В постперестроечные годы довелось пережить Сосновке и банкротство предприятия, и конкурсное управление. Заметные изменения произошли в жизни Сосновки с приходом сюда ЗАО “Коченевская птицефабрика” – стали появляться рабочие места, новые перспективы. Население нашего села уже не может себе представить жизни без этого предприятия, обеспечивающего стабильным заработком большинство сосновских семей. Кроме того,  редкий двор села не может похвастаться этими симпатичными птицами. Курочка даёт людям свежие яйца и ценное диетическое мясо.
    Ещё на своём рисунке я изобразила милого золотого петушка, патриарха куриной семьи. На моём рисунке петушок – заботливый и любящий семьянин. Он изображён стоящим рядом с курочкой и терпеливо ожидающим, когда вылупятся из яиц цыплята. Я взяла его одним из символов малой Родины потому, что петушок чаще всего считался показателем доброты и простодушия в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, его образ использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.
    Семья курочки и петушка символизирует крепкие и счастливые семьи с. Сосновки. Яйца, заботливо укрытые курочкиным крылом, можно сравнить с хорошо оберегаемыми и крепко любимыми детьми. Золотое гнёздышко – с уютом домашнего очага.
    Главные герои располагаются на фоне яркой зелёной травы. Это совсем неудивительно. Каждое лето село привлекает к себе внимание отдыхающих тихими берёзовыми рощами и тенистыми борами. Осенью здесь в изобилии растут грибы, а летом цветут на побережье Обского водохранилища яркие  цветы. Далеко разносится приятный запах полыни.
    Я считаю, что курочка, петушок и куриные яички – настоящие живые символы нашей малой Родины. Картины, наподобие моего рисунка могли бы украшать Дом Культуры с. Сосновки и даже краеведческий музей, потому что такие картины всегда ассоциируются с малой Родиной, с уютом домашнего очага, а для кого- то с родительским домом и вызывают положительные эмоции у созерцателей.



  8. Исследовательская работа на тему:
    «Символы моей малой родины»
    Номинация:
    Гуманитарно-экологические исследования
    Автор работы: Лодырева Кристина, Ученица 8 класса
    Руководитель: Лодырева Лариса Кирилловна,
    Учитель русского языка
    2015 г.
    МБОУ «Потьминская средняя образовательная школа»
    Введение
    Родина! Это слово звучит с нежностью, теплотой, каждый с гордостью рассказывает о её красоте и богатстве. Родина – это то место, где ты родился и живешь. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с душевной теплотой. Для меня малой родиной является мой родной Зубово – Полянский район.
    У каждой республики, каждого посёлка есть свои символы. Наш район -не исключение. Моя Зубова Поляна – это небольшой живописный уголок Мордовии, это широкие поля, заливный луга, перелески. Этот островок богат своими тенистыми лесами, свободолюбивыми речками и особой теплотой людских сердец, которые живут здесь; людей, которые всегда рады восславить свою малую Родину. Однажды я задалась вопросом, а что же символизирует наш район? Поэтому я и решила исследовать символы Зубово-Поляны.

    Цель моего исследования:
    Узнать как можно больше о символах Республики Мордовия и Зубово – Полянского района; Задачи:
    1)изучить литературу по теме исследования;
    2)Взять интервью у учащихся и выяснить знают ли школьники о символах своей малой родины;
    3)провести классный час в 8 классах на тему « Символы республики Мордовия» и провести опрос;
    4)оформить стенд с гербом и флагом Мордовии;
    5)провести конкурс стихов на тему « Мой Зубово-Полянский район»;
    Объект исследования: символы Зубово-Полянского района
    Время проведения исследования: декабрь 2014 года- февраль 2015 года
    Методы исследования: интервью, опрос, анализ литературы по теме исследования, обобщение полученных данных. Все результаты обрабатывались с помощью таблиц, диаграмм.
    Значение гимна, герба и флага Мордовии.
    Республика Мордовия имеет свой флаг, гимн и герб. Это символы нашей республики. В нашем флаге сочетаются три главных цвета: белый, темно-красный и темно-синий. Белый цвет означает, мудрость, невинность и мир. Темно-красный цвет отражает давние традиции мордвы. Этот цвет чаще всего встречается в национальном костюме. Его получили от растения подмаренник, его корней. Поэтому темно-красный цвет еще называют мареновым. Темно-синий цвет символизирует напоенную влагой землю.
    Основу герба составляет золотой цвет. Он означает величие, уважение, богатство. Лиса и стрелы, изображённые на гербе ,символизируют древний промысел мордвы – охоту. А колосья означают, что мордовский народ издавна занимался земледелием, но это говорит не только о материальном, но и духовном богатстве этого народа
    Есть еще один символ республики – ее гимн, величальная песнь. Гимн написан на трех языках: мокшанском, эрьзянском и русском, потому что в Мордовии мокшане, эрьзяне (которых часто называют одним словом – мордва) и русские составляют большинство населения.
    Ши валда, Мордовия, седистот сай,
    Ши валда, Мордовия, сельмосот палы, юрнай,
    Россиять мяшться мокшень сияста сюлгам,
    Россиять карксэземса эрзянь зырняста пулай
    Ты свет мой, Мордовия, в тёмных ночах.
    Ты свет мой, Мордовия, тот, что сияет в очах.
    Звездою Мокша на лике России блестит,
    А Эрзи лучами рассвет наш российский залит.
    Как таковых символов у Зубово-Поляны нет. Но многие представители флоры и фауны являются живыми символами нашего района. Например, дуб.
    Наш земляк, учитель, художник, краевед и писатель Адольф Афанасьевич Прохоров, назвал дуб « зелёным домом» в своей одноименной книге, и не зря. Крона и ствол этого дерева в любое время года становятся домом для многих животных, насекомых и птиц. Там поселяются сойки, голубые синицы, зяблики. Лесные певчие птицы кружат над верхушкой кроны, а посередине, как правило, летают снегири и корольки. В коре массивного ствола ищут насекомых поползень, дятел и пищуха обыкновенная. Внизу обосновались малиновка и черный дрозд, готовые подобрать все, что упадет к ним с верхних веток. Ночью, чтобы полакомиться гусеницами и насекомыми, вокруг дуба собираются ежи, самцы вальдшнепа. Но не только крона ценна , ценится и кора дуба, которая издревле использовалась наши предками как лекарство от многих болезней. А как же обойтись без массивной дубовой листвы! Она с веточками заготавливалась для изготовления различных отваров. Плоды дуба, жёлуди , служили кормом для домашних животных. Ну и, конечно, же дуб служил прекрасным стройматериалом, без которого не обходилось строительство ни одного дома .
    Настоящим символом Зубово-Поляны можно назвать лису. Этот зверь часто встречается в народном эпосе: мордовских народных сказках, пословицах, загадках, песнях. Не зря лиса изображена на гербе республики Мордовия. Издавна наши предки вели на лис активную охоту. Их мех очень ценился. Из него делали верхнюю одежду. Лисьими шкурами платили оброк, обменивали на другие товары.
    Так же к символам Зубово-Поляны относится река Парца.
    Берёт начало в 8 км от деревни Иванцево Спасского района Пензенской области. Длина реки 117 км, из них 92 км — на территории Мордовии.
    Наши предки почитали эту реку. Она была для них источником пищи. Мальчиков с раннего детства учили рыбному промыслу. Женщины ходили на реку стирать.
    В старину верили, что хозяином вод считался водяной – Ведятя. Хозяйкой реки считалась его жена – Ведява, которая вела всё подводное хозяйство. Им подчинялись все рыбы, раки, лягушки. Мокшане не загрязняли реки, боялись гнева дедушки-водяного.
    От названия реки Парца произошло выражение «пархцинь шаль», что означает гладкий, переливающийся, как вода в реке Парца, платок.
    (На фото Лодырева Кристина)
    К символам Зубово-Полянского района можно отнести национальное Зубово-Полянское украшение – кудрят. Оно делалось просто. Отрезали очин гусиного пера и вставляли в него, как в трубочку, пучок голубых сойкиных перьев. Украшения эти носили у висков.
    Мне стало интересно, знают ли школьники символы своей малой родины? Поэтому я решила провести опрос среди учащихся 8 классов (30 человек).
    Знаете ли вы символы республики Мордовия?
    Как вы считаете, должны ли школьники знать символы своей малой родины?
    С чем для вас ассоциируется малая родина?
    Как вы считаете, влияет ли история края на его символику?
    Конкурс стихов « Мой Зубово-Полянский район»
    Родная Зубово-Поляна,
    Прекрасней места не сыскать.
    Ручьём журчит мокшанский говор.
    И льётся всюду благодать.
    Здесь любят песни и трудиться,
    Помочь друг другу норовят.
    С душой широкой и богатой,
    Здесь любят позой угощать.
    Гостей здесь земляки встречают
    И песни добрые поют.
    Предков своих не забывают
    И их обычаи здесь чтут.
    (Стихотворение Тишкиной Светланы, ученицы 8 класса)
    Совместно с учителем мокшанского языка был проведён классный час в 8 классах на тему «Символы республики Мордовия»
    На фото Лодырева Кристина и Фатеева Мария
    Заключение
    Вывод: Проанализировав результаты опроса мы узнали , что некоторые учащиеся школы не знают символов своей малой родины. И это не оставляет нас, учеников, равнодушными .В ходе проекта были организованны различные конкурсы, викторины, в которых приняли активное участие ученики нашей школы. Совместными усилиями мы смогли повысить осведомлённость учеников о символах своей малой родины.
    Каждый из нас обязан знать историю своего родного края. Как говорил Михаил Васильевич Ломоносов ,«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Мы должны чтить традиции, обычаи, знать культуру и язык своего народа, воспитывать у подрастающего поколения патриотизм, уважение к землякам, гордость за свою малую родину .Если мы не будем закладывать эти чувства в сердца молодёжи, мы потеряем свои корни, своё прошлое, а без прошлого нет ни настоящего, ни будущего!

    Мордовский край! Родимая Отчизна!
    Мне близок сердцу каждый уголок,
    И пенье птиц, и щебет соловьиный,
    Краса полей и широта лесов.

    Спасибо за внимание

  9. Если бы меня спросили, каким должен быть герб нашего села, то я бы с уверенностью ответила, что в центре герба должны быть изображены лошади. Я считаю, что лошадь-это символ нашего села. Она символизирует интеллект, мудрость, знатность,  свет. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Именно это трудолюбивое и выносливое  животное с прошлого века  разводится у нас в Табун – Арале.  Само  название посёлка говорит нам об этом. Ведь недаром в народе бытует две версии легенд происхождения названия. По одной из версий название посёлка Табун – Арал произошло от калмыцкого языка «Тавн»-пять и «Арал»-остров, что дословно означает «пять островов». Вторая версия гласит, что «Табун» с калмыцкого –« лошадь, конь»  и «Арал»-остров . Значит, дословно «лошадиный остров». Поселок расположен на одном из пяти островов между рекой Волгой и устьем реки Енотаевки.Он основан  калмыками в середине 19 века. В поселке   был большой конезавод, где занимались разведением лошадей ахалтекинской и орловской породы. Основателем этого завода был зажиточный купец Павел Иванович Хрипин.  Наши лошади пользовались огромной популярностью не только в округе, но и во многих городах России. По рассказам старожилов, даже сам Будённый неоднократно приезжал в посёлок закупать лошадей для Красной армии. А наши лошади Орловской породы занимали призовые места в конно – спортивных соревнованиях.
    После коллективизации завод приобрел статус Государственной заводской конюшни,  все хозяйство перешло в колхоз. Это было племенное хозяйство по выращиванию лошадей. В годы Великой Отечественной войны большая часть лошадей была отправлена на поля сражения и, к сожалению, истреблена. И сегодня наш совхоз, ныне СПК, «Табун-Арал» занимается разведением этого мудрого животного. Наши  лошади по-прежнему продолжают занимать призовые места в конно-спортивных соревнованиях не только в районе, но и в области. Лошади Табун – Арала – это  гордость и символ  моей малой Родины.

  10. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Новоузенска
    Саратовской области»
    Тема «Живой символ моей малой Родины»
    «ДРОФА – символ степей»
    Выполнил: учащаяся  7 «А класса
    МОУ СОШ №8 г. Новоузенска
    Мясоедова Ирина
    Руководитель:
    Учитель экологии и биологии
    МОУ СОШ №8 г. Новоузенска
    Судакова Елена Владимировна
    Саратовская область
    г. Новоузенск
    2012 г.
    Мы обещаем!
    Мы будем, будем, Птицы,
    С Вами дружить
    В мире, согласии жить.
    Будем помнить всегда,
    Что Вы с Нами Верные друзья!!!
    Моя малая родина – это степной край с бескрайними хлебными полями, степным лугами большим разнообразием флоры и фауны. В Поволжье Саратовской области есть город Новоузенск, который славится «степным оазисом», и, несмотря на засушливый климат, богат красивыми степными пейзажами. Представьте на минуту: щедрое солнце, ласкающее лучами серебристые волны ковыля, заливистый щебет жаворонка, невидимого в вышине, и даль, уходящая за горизонт. Только здесь начинаешь понимать, что такое бесконечность. Степь… Сколько писателей с любовью запечатлели степь в своих произведениях. Приятно звучат слова одного их них.
    «Вокруг… расстилается поле. Над ним, как волна, пробегает свежий ветер,
    отряхивает росу с трав, раскачивает, гнёт к земле белые цветы ромашки, желтые
    сережки шалфея, только ковыль противится, поднимает к верху упругие стебли, и
    изменчивая дымка, как седина, затягивает поле из края в край »
    (С. Д. Скляренко)
    В наше время стала актуальна охота на животных и птиц. Время, а также сам человек уничтожили значительную часть уникальных видов птиц. Часть из сохранившихся птиц, взятых под охрану, находятся в красной книге. К сожалению, и в области увеличилось число редких и исчезающих птиц, которые нуждаются в охране и цель становится сохранение природного наследия малой Родины Пример тому живой символ моей малой родины, занесённый в Красную книгу Новоузенского района –  дрофа.
    Дрофа –  красивая, интересная, и одна  из самых тяжелых летающих птиц мира. За последние сто лет ее численность сильно сократилась, а в некоторых странах дрофа даже вымерла. Основной причиной этого процесса  является рост интенсивности сельского хозяйства и охота, а так как Саратовская область и наш город славится большими урожаями зерновых культур, задачей области и города является защита и сохранение флоры и фауны. Дрофа относится к видам, которым угрожает вымирание, и для её спасения предусмотрены меры охраны.
    Саратовская область- это одно из редких мест, где дрофа сохранилась (здесь обитает от 5.000 до 8.000 дроф). Это означает, что Россия и, особенно, Саратовская область несут большую ответственность за сохранение этой птицы. И, несмотря на кажущуюся высокую численность, это действительно актуально. Было установлено, что естественное воспроизводство дрофы в Саратовском регионе очень низкое и, если не принять мер, то наша дрофа не сможет выжить.
    В регионах с большой численностью дроф было отмечено, что они часто погибают от столкновений с высоковольтными линиями. Дрофы – крупные, мощные птицы, но им трудно управлять высотой своего полета. Дрофы, гнездящиеся в Саратовском Заволжье, зимуют на юге Украине, где в это время идёт охота на гусей. Вследствие случайных ошибок и браконьерства часть дроф погибает.
    Фермеры и механизаторы являются самыми важными помощниками при охране дрофы. На сельскохозяйственных угодьях дрофы токуют, устраивают гнезда и выращивают свое потомство. Охраняйте гнезда во время проведения сельскохозяйственных работ! Эти птицы беззащитны и беспомощны перед сельхозтехникой! Помните, что сбор яиц и птенцов строго запрещен! За эти действия предусмотрены не только высокие штрафы, но и возможно привлечение к уголовной ответственности! Не позволяйте и другим совершать эти правонарушения.
    Увеличить шансы птенцов дрофы на выживание  можно  несколькими способами, например, разделив большое поле на несколько и используя их под посев культур  с различными сроками технологических работ. Такой же эффект дает создание на полях залежных полос. В дальнейшем, можно менять год от года их расположение.
    Администрация Саратовской области и районов несут большую ответственность! Высокий статус охраны дрофы требует выработки и проведения, эффективных мер охраны. К этим  мерам  относятся, например, такие:
    Организация регулярного учета численности дрофы в регионах её наибольшей плотности;
    Охрана токов и мест гнездований от факторов, таких как, постройка новых высоковольтных линий и дорог, посадка лесополос,  добыча полезных ископаемых;
    Стимулирование щадящего землепользования и безопасной для дроф сельскохозяйственной деятельности;
    Создание для дроф особо охраняемых территорий.
    Мы обращаем внимание человечества на защиту и сохранение вымирающего вида, что без Нашей совместной помощи мы не сможем сохранить дрофу, эту величественную и красивую птицу, гордость нашего края! Она  живет на нашей земле, на нашей родине. И только от Нас зависит, что Мы оставим в наследство детям и внукам! Помогайте при проведении учетов, опросов, при реализации программ охраны дрофы. Сообщите о случаях браконьерства, находках погибших дроф, о случайно найденных кладках, птенцах, о замеченных больших  скоплениях дроф, о замеченных больших скоплениях дроф.
    Мясоедова Ирина Сергеевна
    413360 Саратовская обл,,
    г. Новоузенск, ул. Омская, д. 3
    13 лет (3.06.1999), 7 «А» класс,
    МОУ СОШ № 8
    «Дрофа – символ степей»

  11. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 5»
    города Валуйки Белгородской области
    Номинация: «Живой символ малой родины» – «Белая береза»
    Автор: Прудникова Анастасия Витальевна, 6 класс
    Руководитель конкурсной работы: Жерлицина Елена Алексеевна,
    учитель биологии МОУ «СОШ №5»
    г. Валуйки Белгородской области
    2015 год
    Прудникова Анастасия Витальевна,
    309994 Белгородская область город Валуйки
    улица Российская, дом 4
    12 лет
    МОУ «СОШ №5» г. Валуйки Белгородской области
    6 класс
    Номинация: «Живой символ малой родины»
    «Белая береза»
    Люблю тебя, мой край родной
    И не ищу красы иной.
    Тебе любовь и силы отдаю
    Всего себя, всю жизнь свою
    Н. Гумилев.
    Я живу в городе Валуйки. Это прекрасный красочный город, с богатой историей. Хоть сам город, занимает малую часть на карте, но разнообразие растений здесь очень большое.
    В этом сочинении мне хотелось бы рассказать о растении удивительной красоте, которое занимает большую часть в мелколиственном лесу – о русской березе. А ведь деревья мелколесья являются пионерами после лесных пожаров и вырубок. Характерная особенность таких лесов — присутствие в травянистом покрове светолюбивых видов растений, несвойственных коренным лесам. Наиболее распространены в нашей местности, в средней полосе России, – березняки. А сколько пользы приносит нам береза…
    Вот поэтому символом моей малой родины по праву считается береза.
    Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная красавица. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи.
    Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей местности много берез и недаром ее называют символом России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? – Береза через них дышит, и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются. Кора у березы называется береста. Из нее из покон веков плетут короба, делают туески, шкатулки.
    У березы есть свой праздник – Троица. Троица, или праздник русской берёзки, издавна отмечается на Руси. В нашем городке этот праздник является традиционным. В школе проводится фольклорный праздник. В этот день принято водить хороводы вокруг березки, плести венки и гадать. А наши бабушки в этот праздник срывают ветки берёз и втыкают их рядом с дверью дома, считая, что они отпугивает зло. Считается, что именно после Троицы берёза наделена целебной силой.
    Недаром испокон веков называют берёзу «дерево об четыре дела»: первое дело – мир освещает; другое дело – крик притишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает.
    Для многого она пригодна, но самое главное – лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине издревле используют почки берёзы, листья и сок. Из её древесины получают активированный уголь и дёготь, используют берёзовый гриб (чагу). Сообщения о целебных свойствах берёзовых листьях и почках можем найти в травниках ещё XVI – XVII веков. В почках и листьях берёзы содержится целый комплекс биологически активных веществ: эфирные масла, флавоноиды, дубильные вещества, витамин С, каротин, никотиновая кислота, микроэлементы. Такой богатый состав определяет и разнообразное использование сырья.
    Заготавливают берёзовые почки ранней весной, начиная с февраля, работники лесхоза нашего края на специально выделенных для этого участках леса. Не специалистам заниматься этим не нужно, ибо в процессе заготовки, а особенно сушки сырья, много тонкостей, нарушение которых приводит зачастую к ухудшению его качества.
    А вот листья берёзы мы вполне можете собрать самостоятельно. Срывают его очень аккуратно, стараясь не повредить и не оголить ветки, в мае, во время цветения берёзы, когда листики ещё клейкие и душистые. Сушат на открытом воздухе в тени. Следует только не забывать собирать листья с деревьев, растущих вблизи дорог, нельзя.
    Листья берёзы хороши для приготовления ванн – они действуют на организм успокаивающе, благотворно влияют на кожу, помогают при дерматитах, экземах, а также при ревматизме, подагре, стимулирует обмен веществ в организме.
    Весьма популярен в народе берёзовый сок, который также является противоцинготным и мочегонным средством. Кроме того, его принимают внутрь при подагре, ревматизме, отёках, фурункулёзе, ангине. Сок имеет приятный запах, кисловато-сладкий вкус и сам по себе является освежающим и укрепляющим организм напитком.
    Вот какое удивительное растение растет у меня на малой родине. Я рад, что живу в таком замечательном месте. Этот символ моей малой родины дает мне счастье ощущения сопричастности к судьбе всей России и рождает огромное желание внести свой вклад в ее расцвет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *