Сочинение на тему жизнь древних египтян

6 вариантов

  1. Содержание 1. Древняя цивилизация… 3 2. Жизнь в Египте… 3 2.1 Земля и река… 3 2.2 Город… 5 2.3 Дворец-замок… 8 2.4 Дворец-храм… 9 2.5 Жилище… 10 3. Послесловие… 10 4. Библиография… 12 Египет
    Какие ассоциации возникают у нас, когда мы произносим название этой страны? Они всегда противоречивы: пустыня и жизнь, каменный век и цивилизация, развалины и пирамиды! А как захватывает дух, когда осознаешь, что по территории этой страны протекает самая длиная река в мире, несущая жизнь этой стране. Ведь 90% населения жили и живут вдоль берегов Нила! А строительство пирамиды Хеопса в ту эпоху, когда еще не знали железа и колеса, до сих пор остается загадкой. В чем же причина столь раннего развития данной цивилизаци, опередившей историю нашего мира примерно на две тысячи лет? Как жили древние египтяне и что являлось составляющими частями их жизни?
    Земля и река
    Море и Нил, плодородная земля, без сомнения, были источниками жизни для Древнего Египта. Основным занятием для большинства населения являлось сельское хозяйство, и поэтому собственность на землю была всегда самой важной основой власти, и в политике, и в религии.
    Первые фараоны были культиваторами почвы. Так Аменемхет I ( 1991-1962 гг. Р.Х.) похвалялся этим перед сыном: «Я выращивал пшеницу, поклонялся богу зерна в каждой долине Нила. Никто не знал голода или жажды во время моего царствования». Когда наступал черед вельмож предстать перед божественным судом Осириса, они среди своих добрых дел называли ирригацию, выполненную для улучшения возделываемых земель, а следовательно, и благосостояния крестьян.
    С уходом зимы (которую древние египтяне отождествляли с месяцами засухи, уничтожавшей жизнь на полях), с восходом над горизонтом звезды Сириус – изначальной Матери – и дуновением Северного ветра, с неба падает большая слеза Исиды, наполняюшая неизвестные источники Нила за столпами мира. В течение четырех дней вспухает русло «Зеленого Нила», наполняясь грязью и тиной, и потом еще пятнадцать дней течет «Красный Нил», полный плодородного ила.
    К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и поселки вырастают из огромного болота, словно острова. С зимним солнцестоянием огромная лагуна исчезает, а люди возвращаются к обогащенной почве и вновь принимаются за работу. Эти моменты жизни миллионов людей, живших четыре тысячи лет назад, запечатленены в виде рисунков почти во всех гробницах фараонов. С земледелием были связаны такие праздники, как жатва, сбор урожая винограда, праздник вывода животных на пастбище, сбор дикорастущих ячменя, проса, осоки и драгоценного папируса, использовавшегося для выделки веревок, сандалий, лодок, из него же вырезались полоски, которые потом ткались и отбивались для получения бумаги и кистей для письма и рисования.
    Более сложными были опыт и умение, необходимые для мелиорации, требовавшие знания астрономии, землеустройства, тригонометрии, гидравлики, строительства, а также планирования и организации работ на тысячах и тысячах гектаров земли. И все же египтяне уже владели подобными знаниями за четыре тысячи лет до Рождества Христова, в то время как другие народы пребывали в каменном веке. Очевидно, что работы такого рода требовали координации совместных усилий вдоль всего Нила, что, несомненно, послужило основой объединения Нижнего и Верхнего Египта.
    Знание астрономического календаря было результатом древних наблюдений за ходом солнца по отношению к неподвижным звездам. Весь год был разделен на три сезона: сезон разлива, Ахет (с 15 июня по 15 октября); сезон посева, Перет (с 15 октября по 15 февраля); сезон сбора урожая или большой жары, Шему (с15 февраля по 15 июня, конец египетского года).
    В математике египтяне были знакомы с главными операциями и некоторыми типами дробей, вычисляли поверхности и объемы, а также знали те основы тригонометрии, которые позволяли им создавать большие сети оросительных каналов и делать разметку земли для аграрных нужд. Инстументы их были настолько совершенны, что, в конечном счете, дали возможность построить Великие пираимды.
    Прогресс аграрной науки позволил к 2000 г. до Р.Х. осуществить великую мелиорацию Элъ-Файюма, к югу от Мемфиса, что сделало пригодным к обработке большую область вокруг озера Мёрида (в то время оазис был в пять раз больше, чем теперь). Было проложено множество каналов, тысячи гектаров заболоченной и бесплодной земли были превращены в пахотные земли. Эта титаническая работа включала в себя также строительство поселков и создание идеальных кооперативов: фактически каждый работавший на земле имел собственный дом с садом, приблизительно в 1500 кв. м, и входил в состав бригады из пяти работников во главе с мастером. Рабочие и мастера формировали артель с совместной собственностью, от лица которой ежегодно обсуждались программы работ с государственными представителями и утверждалось вознаграждение.
    Навигации по Нилу помогала сама природа: течение реки несло корабли с юга на север, т.е. к морю, а почти постоянный бриз с севера на юг способствовал их подъёму против течения, из Нижнего Египта в Верхний. Нил превратился не только в стихию, оплодотворяюшую землю, но и стал стержнем всей жизни Египта. Посредством реки эта страна была соединена на юге с Нубией, страной золота и слоновой кости, на севере со Средиземноморьем и Ливаном, страной бесценного кедрового дерева; в центральной части пролегал караванный путь, ведущий из Копта через Уади-Хам-Мамат к Красному морю и в загадочную страну Пунт(то ли Абиссиния, то ли Пакистан), откуда привозились миро, ладан, специи, янтарь и белое золото – продукты большой значимости для Древнего Египта, из-за которых около 2500 г. до Р. Х. Сахура снарядил большую экспедицию с разборными кораблями для пересечения Красного моря. Позже караванный маршрут через пустыню был оснащен всем необходимым для привалов, в том числе и хранилищами с постоянно обновляемой пресной водой, а на берегу Красного моря была сооружена корабельная верфь.
    По Нилу ходили корабли всех размеров: лодки из папируса или связок пальмовых ветвей, фелуки десятиметровой длины, огромные плоты, длиной более тридцати метров, способные перевезти на расстояние в сотни километров тяжелейшие обелиски.
    Корабли, соединявшие Библ и Мемфис еще во времена Снофру, основателя IV династии (ок. 2520 г. до Р.Х.), были построены в особой манере и имели огромные размеры. Это был целый флот для перевозки огромных партий кедра из Ливана, состоявший, как минимум, из сорока кораблей, длиной 50 метров каждый, и еще шестидесяти кораблей поменьше.
    В начале третьего тысячелетия до Р.Х. кораблестроительство имело уже вековой опыт. Известно, что парусные лодки строились еще до фараонов, и уже в глубокой древности бог Солнца, Ра, изображался ходившим на двух «небесных лодках». Лодка, основа повседневной жизни, была также неотъемлемой частью каждого религиозного праздника, и поэтому ее ревниво хранили в сердце каждого храма. Она служила «эксклюзивной» повозкой как в этом, так и в загробном мире, как для людей, так и для богов: экипаж Жизни вдоль бесконечного Нила.
    Город
    Приблизительно шесть тысяч лет назад сельское хозяйство и торговля в Египте были уже достаточно развиты. Многочисленные поселения высились на берегах Нила, озера Файюм и каналах Дельты. Первые организованные центры, появившиеся приблизительно на две с половиной тысячи раньше греческих городов-полисов, были обычно окружены квадратной стеной. План города напоминал сетку, внутри которой здания располагались вокруг дворца правителя и храма бога-патрона. Дворец правителя был сам по себе цитаделью с высокими прямоугольными башнями, строившийся вначале из необожженного кирпича, а приблизительно с 2800 г. до Р.Х. обшиваемый обработанным камнем.
    Населенные центры в Дельте первыми достигли расцвета, став настоящими торговыми и морскими городами. Вместо того, чтобы замыкаться во все более укрепленных стенах, они раскрывались на длинных молах с верфями, многочисленными хранилищами и обширными рынками. Процветая, эти города продолжали расширяться, а управлялись они владельцами кораблей, торговавшими в далеких морях, вплоть до Черного моря.
    На пирсах и на торжищах преобладали большие и средние торговцы с их домами, лавками, складскими помещениями и магазинами. Вокруг такого «города» пятитысячелетней давности находилось огромное количество маленьких, стоящих рядами, одноэтажных зданий, где жили ремесленники и рабочие. Здесь же, в небольших мастерских, они занимались малыми и большими ремеслами, работали с золотом и стеклом, производили косметику и ткани, а также бесчисленное множество других вещей, распростаняемых по всему Египту и всему известному миру. Вне городских стен располагались виллы и сады, принадлежавшие торговцам и состоятельным персонам.
    Автономный центр рядом с дворцом правителя, в основном, образовывали наиболее важные храмы, которые, превращаясь в святилища, становились настоящими священными городами в противоположность политическим и коммерческим центрам. Известными торговыми и морскими центрами были такие древние города, как Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис и, наконец, Бубаст (Бубастис), расположенный на канале, который соединил Средиземное море с Красным. В 1500 г. до Р.Х. горд Фарос, на месте, где спустя более тысячи лет родится город Александрия, уже имел волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый в море, обеспечивавший порт акваторией в 60 гектаров, а также пирс, длиной 14 метров, и огромную сеть складских помещений и торговых зон.
    Города Верхнего и Среднего Египта обычно развивались более медленными темпами, в результате скорее исторических, нежели коммерческих причин, и поэтому они нуждались в более высоких и тостых городских стенах. Почти всегда сооружавшиеся из кирпича-сырца, они были квадратными, лишь иногда скругленными в углах, высотой десять и более метров, и иногда толщина их превышала высоту. Длинные скаты соединяли внутренние улицы и главные ворота с широким сторожевым проходом, опоясывавшим весь периметр городских стен. Город выглядел большой сеткой, почти половина которой была занята дворцом правителя и городским храмом, с резиденциями знати и малыми храмами вокруг. Другая половина города состояла из огромного количества домов, мастерских, лавок,- все они были одноэтажными, открывавшимися на боковые улочки, связывавшие основные магистрали.
    В городах, становившимися столицами царства, комплекс дворца фараона практически совпадал с самим городом, с большим скоплением храмов, правительственных учреждений и придворных резиденций. В них почти не оставалось места для свободной сельскохозяйственной и коммерческой деятельности, т.к. гигантский городской организм был предназначен исключительно для обслуживания правительства и божественной персоны фараона.
    Давайте рассмотрим египетское селение между Ахетатоном и его некрополем в Тель-эль-Амарне. В отличие от города, эта деревня жестко соответствует традиционной схеме; вероятно, это поселение служило первым центром размещения тех, кто должен был построить город, согласно планам фараона, а затем — некрополь. Деревня окружена стеной из необожженного кирпича с единственным выходом на юге, открываюшимся на прямоугольную площадь, от которой отходят пять улиц, образующих шесть идеально прямоугольных кварталов с одноэтажными жилыми постройками.
    Все кварталы настолько одинаковы, как будто они строились по одному типовому проекту. Система, в действительности, очень проста: длинные прямолинейные и параллельные стены делят пространство на три прямоугольные полосы, где каждый жилой блок состоит из трех комнат с единственным выходом на ту же самую улицу. Все блоки одного и того же размера и могут считаться настоящим модулем, на котором была основана планировка и строительство всего поселения. Такая сетчатая планировка могла быть использована египтянами уже в 2700 г. до Р.Х.
    Поселение Фиванских некрополей в Дейр-эль-Медине, вероятно, основанное Тутмосом I (1530-1520 гг. до Р.Х.), первоначально имело традиционную прямоугольную схему застройки и
    было предназначено исключительно для рабочих некрополя Фив. Оно не раз было перестроено, прежде всего изнутри, что обуславливалось новыми требованиями как из-за численности, так и по мере роста значения семейной ячейки.
    Интересна социальная организация Дейр-эль-Медины. Население было подчинено двум директорам-управляюшим, окруженным советом ремесленников и рабочих с автономными администрациями. Специалистам архитектуры, скульптуры, живописи, рисунка содействовали писцы, квалифицированные рабочие, чернорабочие, землекопы, каменщики, мелкие предприниматели. Наконец, привлекались также работники коммунальных услуг: разносчики воды, пастухи, охотники и т.д. Они были объединены в маленькие однородные общины, с собственными жрецами и молельнями, выстроенными вокруг цитадели. В качестве высокой оценки их важной работы им предоставлялись гробницы (зачастую более богатые, чем у знати), расположенные с трех сторон вокруг селения на удобных низких площадках.
    Тропа, проложенная по скалистой пустыне и оборудованная укрытиями с запасами воды, вела работников к различным некрополям. В той же Долине царей такое укрытие стало своего рода постоялым двором, где группа ремесленников, работавших постоянно перемещаясь, могли бы остановиться в случаях неотложного дела.
    На все работы заключались контракты между директорами-управляющими, советом и заказчиком. В контракте определялись даты сдачи работы и выплаты за четко определенные виды деятельности, например, за художественное оформление. Совет также предусматривал составление программы работ с конкретным распределением задач и заработной платы. Главный мастер каждой группы вел книгу работ, в которой среди прочего, были отмечены причины отсутствия на рабочем месте (это могли быть: болезнь, день рождения матери работника или даже ссора с женой!). У египтян было много свободных дней: на каждую «неделю», состоящую тогда из 10 дней, приходилось два выходных дня; к ним добавлялись дополнительные праздники, например, «царские» (длились четыре дня и позволяли навещать далеко живущих родственников).
    Оплата исчислялась на основе «литра» жира, конвертируемого в такие предметы потребления, как пиво, бобовые, одежда, сандали и даже мази и благовония. Для других вещей был установлен эквивалент в медной монете. Если оплата была недостаточна, рабочие «ложились в постель», т.е. устраивали забастовку, и довольно часто их требования быстро удовлетворялись, ввиду важности и прямой необходимости их работы.
    Споры или санкции, если необходимо, решались судом работников, проводимым под председательством главного мастера. Дело сначала обсуждалось с советом, а вердикт объявляли от имени царя. Кроме того, была возможна вторая и последняя апелляция к визирю или к самому фараону, которые также вмешивались в вопросы большой важности или высочайшей юрисдикции.
    Основной рацион питания включал мясо домашнего скота, который покупался или откармливался, волов, свиней, газелей, антилоп и даже гиен, жареную или вареную птицу, лук, бобы, чечевицу и такие фрукты, как финики, абрикосы, гранаты и плоды рожкового дерева. Сладости готовились, в основном, на медовой основе. Среди напитков были распространены молоко, вода, вино и, главным образом, пиво.
    Дворец-замок
    Приблизительно в конце четвертого тысячелетия до Р.Х. комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти – дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектурную форму, которая сохраняется потом в течение большей части третьего тысячелетия. Эти монументальные ансамбли эффектно изображены на саркофагах конца IV династии (2620-2500 гг. до Р.Х.).
    Такие сооружения I первой династии, как гроюница Аха и еще более – Удиму (приблизительно 2900 гг. до Р.Х.), дают нам наглядные представления об убранстве комнат и внутренних дворов. Этот прототип дворца, просуществовавший потом около пятисот лет, имел такие конструктивные характиристики, как прямоугольный параллелепипд, внешние стены которого были обнесены серией башен, равномерно перемежавшихся с глубокими нишами; внутреений массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады были украшены высокими, близко поставленными пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.
    Хочется отметить, что подобное архитектурное решение применялось и в более поздних постройках Угарита, Урука и Мари в Месопотамии, в ступенчатых зиккуратах и во дворцах Вавилонии. Особенно впечатляют аналогия гробницы Удиму с ранними шумерскими дворцами, и аналогия еще более древнего комплекса Джосера в Саккаре с гигантским дворцом Саргона в Харсабабе.
    Дворец фараона, как мы знаем, должен был отвечать нуждам не только царя, но и администрации, а значит, помещения делились на два больших сектора. Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: большой зал аудиенции, тронный зал, и, наконец, помещения, используемые «хозяином дворца», «хозяином двух тронов», «хранителем короны» и «главой царских регалий», который руководил всеми сложными церемониями и сами двором, включая многочисленных придворных дам и царский гарем, к которым добавлялась армия служащих, дворцовых рабочих, ремесленников, художников, врачей и парикмахеров. Рядом же находились «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».
    Второй сектор состоял из «Белого дома»(Министерство финансов), «Красного дома» или «Дома вечности»(Министерство царского и государственного культа), «Палаты печати»(Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности и «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона.
    Дворец-замок достиг своего максимального блеска при IV династии, когда фасад характеризовался игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой выступающими элементами и вертикальными линиями, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.
    Дворец-храм
    Но к концу третьего тысячелетия до Р.Х. восхитительный замок-дворец прекращает свое существование не только как эстетическое и архитектурное решение, но и как объемная композиция из одного блока, объединяющего функции резиденции фараона и правительства. С приходом второго тысячелетия требования становятся разнообразнее и сложнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти. Во дворце размещались теперь официальные аппартаменты царя и его двора; это было место властелина мира, и дворец приравнивался к храму. Центральным стал гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, располагались «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Внимание акцентировалось на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивался с молельней в храме.
    Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до Р.Х.), произошли решительные изменения в архитектурном стиле правительственных сооружений и резиденций фараона. Так, в городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне дворец предстает уже не как массив, заключенный внутри прямоугольника, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженный открытым пространством. Между «царской дорогой» и Нилом протянулась длинная зона, занятая официальной резиденцией: комплекс, начинавшийся от просторного перистиля с тронным залом, развивался через ряд внутренних двориков и садов к дому для гостя, гарему, царским канцеляриям и службам. Помещения были небольшими, но богато украшенными. Правительственные здания окружали комплекс, к которому примыкали также частный храм и школа для будущих сподвижников фараона.
    Стоит отметить, что если в третьем тысячелетии дворец конкурировал по масштабам с «обителью фараона в потустороннем мире», то во втором тысячелетии гробница едва ли могла сравниться с храмами и дворцами, где фараон осуществлял свою власть над всем миром.
    Жилище
    Конечно, существует большое различие между дворцом фараона, особняком вельможи и жилищем ремесленника, последний из которых жил вне царского двора в полной экономической автономии. Маленький дом, рассматриваемый как основной модуль для всей городской застройки, имел приблизительно восемьдесят квадратных метров на семью и был разделен на три последовательных зоны: вход, покои, кухня. Первая зона четко делилась на прихожую и гостиную; покои могли также вкючать мастерские, а под кухней могло также подразумеваться еще кладовая и помещение для хранения запасов и мебели. Часто из маленького или большого внутреннего двора лестница вела на плоскую крышу, оборудованную под гостиную на открытом воздухе. На улицу выходила единственная дверь, а воздух и свет поступали, в основном, из внутреннего дворика.
    В более зажиточных домах, в центральном зале находился один или два столба, с высеченным на них именем хозяина. Стены из необожжонного кирпича были оштукатурены изнутри и снаружи. Полом же служила утоптанная земля, иногда оштукатуренная и выкрашенная в красный цвет. Предположительно каждый жилой блок был заселен одной семьей, но жизнь, временами, бывала довольно стесненной. Хотя мебель в египетском доме была малых габаритов и только самой необходимой: большие предметы помешались в подвальных помещениях, а одежда хранилась на полках в стенных шкафах или в многочисленных корзинах и сундучках. Еще египтяне использовали множество столиков всевозможных размеров и предназначений. Впрочем, потребности были очень скромными: даже когда экономические условия улучшались, предметы одежды, мебели, обстановки и даже пищевой рацион – все ограничивалось несколькими наименованиями. В результате специфических религиозных и моральных представлений, преобладающим желанием египтян было наличие большого и прекрасного дома для загробной жизни, какой можно увидеть в деревне строителей Дейр-эль-Медина.
    Послесловие
    Сложно понять людей, живших четыре тысячи лет назад в далекой от нас стране Египет. У них была своя монотеистическая религия, в основе которой лежал миф об Осирисе, своя письменность, появившаяся в четвертом тысячелетии до Р.Х., которую греки лишь в 210 г. до Р.Х. назвали «иероглифика», что в переводе означает «священные высеченные знаки», своеобразная культура и образ жизни, свои законы и своя история. Все это повлияло на последуюшее развитие человечества. И пытаясь понять свое настоящее, мы неизбежно возвращаемся к своему прошлому, к его загадкам и тайнам. И это повторяется на протяжение столетий…
    Библиография
    Экономическая история Запада: ридер. Г.Д.Гловели.- М.: ВШЭ, 2001
    Энциклопедия «Всемирная история» под ред. М.Аксеновой, С.Исмаиловой.- М.: Аванта+, 1993
    Египет: искусство и история. А.К.Карпичечи.- Ит.: Bonechi

  2. Ответ оставил Гость
    I. Введение.. . Место истории Древнего Египта в мировой истории. II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II. 2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II. 3) Военные походы Рамсеса II.III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.Введение.Самобытная культура Древнего Египта (“Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели . ” Вырезанные на камне изображения – это магические знаки, ” -говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры . ” Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ” , -предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков [1 А. Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи . стр. 33]. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное событие – одно из самых выдающихся в истории мировой науки – произошло лишь в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства .Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории, традициях “Страны Большого Хапи ” , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы .Первая книга в моем списке – сборник ” Аравия. Материалы по истории открытия . ” Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию, расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией, а через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу . Еще одно издание – работа Н. Петровского и А.. . Белова ” Страна Большого Хапи ” . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом, так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества, показывают романтику научных исследований . Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии .

  3. 3
    Текст добавил: Чувство юмора

    Реферат
    «ДревнийЕгипет»

    I.         Египет в эпоху раннего и древнегоцарства
    К серединеVI тысячелетия до н. э. в Египте по берегам Нила начинают складываться развитыенеолитические общины. В то время еще весь север Европы был покрыт мощнымледниковым покровом, а в южной части Европейского материка росли лишайники,хвойные деревья и карликовые леса, зато вся Северная Африка была покрытасплошной растительностью.
    Впоследствииклимат Северной Африки изменился. Возникла пустыня Сахара, и многие племенапереселились в долину Нила.
    Наряду соскотоводством жители Нильской долины стали заниматься земледелием. Постепенноони научились по-настоящему обрабатывать землю и побеждать засуху. Они вырыликаналы, которые во время разлива наполнялись водой; во время засухи жителиНильской долины стали поливать ею свои поля.
    Со временемстали появляться более богатые семьи, которые обрабатывали намного большеземли, чем другие. Они собирали больше зерна, имели много скота.
    Различныеплемена вели частые войны друг с другом. Победители перестали убиватьвоеннопленных, а стали приводить их в поселения и заставляли выполнять самыетрудные работы. Так в Египте появились рабы и эксплуатация человека человеком.
    Следуетотметить, что устройством оросительной сети каналов и дамб занималась не одна,а несколько сельских общин, которые специально объединялись вместе. Отдельныесемьи просто не справились бы с такой задачей. Общины все вместе владели землейи рабами, но каждая семья получала отдельный участок, который обрабатываласвоими силами. Урожай с участка доставался семье, и лишь небольшую часть егоотдавали в сокровищницу при храме.
    «Сепе» —так называли египтяне свои маленькие государства, образовавшиеся в результатеобъединения общин.
    Грекиименовали в своих источниках египетское «сепе» греческим словом ном, аправителя называли номархом.
    В Египтенасчитывалось около сорока номов. Они образовались около 6 тыс. лет назад.Каждый ном представлял собой маленькое самостоятельное государство. Болеесильные номы постепенно подчинили себе слабых. В конце концов все номы дельтыобъединились в одно большое государство — Нижний Египет, во главе его сталфараон, носивший корону красного цвета и считавшийся воплощением бога Сета.
    ФараонЮжного Египта считался воплощением бога Гора. Царственную голову венчалавысокая белая корона. В Южном Египте тоже была своя знать, свои земледельцы ирабы. Царские чиновники управляли государством, хранили царскую казну. Насевере царская сокровищница называлась «красным домом», на юге — «белым домом».
    Обагосударства были независимы друг от друга. Но между ними не прекращалась борьбаза землю. В 3200 году до н. э. верхнее египетский фараон Менее завоевал НижнийЕгипет и объединил страну. На рубеже Верхнего и Нижнего Египта Менее заложилкрепость Мемфис, которая стала столицей страны, начиная с царствования фараонаДжосера, родоначальника III династии.
    Объединениедолины Нила в единое государство помимо чисто экономической выгоды имелобольшие последствия и для идеологической жизни страны. Это единство воплощалосьв персоне фараона, носившего двойную корону царя Верхнего и Нижнего Египта.Коронование делало его земным богом.
    ПравительЕгипта был не только живым богом, но и верховным жрецом, отправлявшим важнейшиеритуалы высшей законодательной и судебной власти. Вся страна и все ее населениерассматривались как его собственность, он мог распоряжаться всем по своей воле.
    Египетскийжрец Манефон, живший в конце IV века До н. э., написал историю своей родины,пользуясь доступными ему древними рукописями и надписями. Он излагал ее подинастиям фараонов, которых, по его расчетам, со времен Менеса было тридцать.Более крупные периоды в истории Египта Манефон предложил называть Древним,Средним и Новым царствами: Несмотря на определенную схематичность такойпериодизации, она с некоторыми уточнениями и дополнениями продолжает оставатьсяосновой в египтологических работах.
    />Фараон Джосер, основавший в 2778 году до н. э. III династию,построил первую пирамиду. Продолжали эту традицию его преемники — фараоныследующей IV династии. Самая большая на свете пирамида была воздвигнута впериод царствования фараона Хуфу (у греческих авторов — Хеопс), сына Снофру,родоначальника IV династии. Почти все фараоны Древнего царства воздвигалиогромные каменные гробницы-пирамиды, поэтому это время нередко называют эпохойстроителей пирамид.
    Когда царьВерхнего и Нижнего Египта Хуфу вступил в XXVIII веке до н. э. на престол, онпрежде всего позаботился о том, чтобы своевременно начались работы посооружению его пирамиды.
    Ранеесчиталось, что для возведения пирамид сгоняли многие тысячи рабов и крестьян совсего Египта, но, раскопав лагерь строителей, археологи установили, что этоневерно. Пирамиду создавали отряды строителей-профессионалов, численностькоторых была совсем не так велика, как это казалось ранее. Правда, каким именнообразом древним египтянам удалось построить такие громадные сооружения, до сихпор неизвестно.
    Всего напостройку пирамиды Хуфу пошло 2 300 000 каменных глыб, каждая весом в 2,5 т. Еевысота достигла 147 м (по другим источникам — 144,6 м; в настоящий моментвысота пирамиды всего лишь 137,2 м, так как пирамида лишилась своей вершины —во время второй мировой войны англичане сняли верхние блоки и разместили наобразовавшейся площадке зенитную батарею.
    Пирамидаследующего фараона, Хафры, или Хефрена, как называли его греки, была ниже на 10м, ее высота 137 м. Пирамиды всех других фараонов не достигали и 100 м.Пирамида Хуфу стала одним из самых величественных памятников древности.
    Постепенностолица Египта город Мемфис пришел в упадок. Стали усиливаться другие центры —Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны). ЭпохаДревнего царства подходила к концу. Средства могучих египетских деспотовистощились, да к тому же бесконечные затраты на царские погребения сталивызывать всеобщее недовольство. Поэтому пирамиды фараонов стали по своимразмерам гораздо скромнее. Так, фараоны V династии отказываются отстроительства огромных усыпальниц, довольствуясь небольшими пирамидами. ФараоныДревнего царства не ставили своей задачей завоевание больших территорий. Времяот времени лишь совершались набеги на соседние страны (Ливию, Эфиопию,Палестину) с целью захвата добычи (особенно людей). Так, основатель IV династииСнофру угнал из Эфиопии 7000 пленников и 200 000 голов скота. Эта же странадолгое время снабжала Египет черным деревом и слоновой костью. Из Финикииэкспедиции привозили на судах ценный строевой лес (кедр и сосну).
    В XXIIIвеке до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной, условной.Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, ведущих междоусобныевойны друг с другом.
     
    II.       Египет в эпоху среднего царства
    Деление напериоды глубокой истории Египта весьма условно. Историки считают окончаниемДревнего царства последние годы правления царей VI династии. Это было сложноевремя в истории Египта.
    Вероятно,одной из причин напряженности внутри страны стало резкое изменение климата: кXXIII веку стала чувствоваться близость пустыни — лето стало более засушливым.Об этом говорит, например, отсутствие дождевых стоков в жилищах египтян,характерных для архитектуры предыдущих столетий. Кроме того, к середине IIIтысячелетия уже были осушены болота и распаханы целинные земли. Жителям теперьприходилось увеличивать урожай за счет интенсификации земледелия ииспользования новых культур. Все это вызвало необходимость изменения отношенийлюдей в обществе. Этот процесс в силу ряда внешних и внутренних причинзатянулся больше чем на два столетия. Только на исходе III тысячелетия до н. э.начинает складываться обновленное единое государство.
    Эти пятьсотлет в жизни Египта историки называют периодом Среднего царства. На негоприходится 9 династий — с IX по XVII. Конец Древнего и начало Среднего царстваразделяет длительный первый переходный период. Почти четверть тысячелетиядлилась эта эпоха раздробленности. Египет распался на отдельные номы, но это неулучшило положение внутри страны.
    Внутреннимираздорами воспользовались соседи. Набеги ливийцев на западе и кочевников навостоке опустошали Египет. Особенно страдали от набегов азиатских и другихплемен Дельта и окраинные номы. На роль объединительного центра претендовалибогатые и мало пострадавшие от набегов Фивы; Мемфис, расположенный в глубинестраны; и Гераклеополь, занимающий север страны. IX и X династии были родомотсюда.
    Гераклеопольстал играть заметную роль благодаря плодородию земель близкого оазиса иудачному географическому положению на пересечении торговых путей из НижнегоЕгипта в Верхний, на запад — в ливийские оазисы и на восток — к побережьюКрасного моря. Борьба с азиатами закалила войско гераклеопольцев, которое правителинома использовали и при решении внутренних проблем. Но представителимем-фисского престола не собирались сдавать позиции. В борьбе с Мемфисомпобедили гераклеопольцы. Гераклеопольские цари были сильнейшими среди равных ис трудом удерживали в повиновении номархов своих областей. Фивы же обладалиогромными массивами плодородных земель, рациональное использование которыхзаложило основу экономического могущества нома. Южное царство безболезненновыросло из Фиванского нома и распространилось почти до порогов Нила, до самойЭлефантины.
    Столкновениес Севером становилось неизбежным, хотя его последствий страшились иГераклеополь и Фивы. Первоначально успех пришел к нижнее египетским войскам.Потом борьба долго шла с переменным успехом, но исход ее был предрешен — припервой же крупной неудаче союзники гераклеопольских царей готовы былипретендовать на их трон, а фиванским правителям прочная экономическая основасложившегося государства позволила спокойно пережить военные неудачи.
    Во временарасцвета Среднего царства было сделано важное открытие в металлургии. При XIIдинастии люди упорно стремились придать меди твердость, износоустойчивость,прочность. Для этого к ней добавлялись различные сплавы. Позднее началиизготавливать орудия, в которых сплав меди с оловом настолько близок впроцентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в нужномобъеме становилось просто вопросом времени. Важно, что из нового сплававыполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы). Это говоритоб осознанном поиске и применении рецепта улучшения свойств медныхинструментов.
    В 1963 годудо н. э. на престол вступил Аменемхет I — основатель XII династии египетскихфараонов. С правлением именно этой династии принято связывать расцвет Среднегоцарства, продолжавшийся до начала XVIII века до н. э. За эти два с лишнимстолетия на престоле сменилось всего восемь фараонов, носивших именаАменемхетов и Сёнусер тов: Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II иIII, Аменемхеты III и IV. Восьмой была фараон-женщина Нефрусебек. Женщина напрестоле служит признаком вырождения правящего семейства, а для государства,вся система которого основана на постоянном потоке военной добычи, этогубительно вдвойне.
    Аменемхет Iполучил из рук XI фиванской династии уже объединенную страну. Правда, своеволиеномархов не было окончательно сломлено, но внешне большинство местныхправителей выражало покорность центральной власти. Признаком, что показноесмирение не могло обмануть никого, в том числе и недавно воцарившегося фараона,стало изменение столицы. Она была перенесена из Фиванской области на север, нарубеж Верхнего и Среднего Египта. При XI династии активизировались южныеномархи, которые стремились к столь же независимому положению, что и правителисеверных областей долины Нила. Чтобы удерживать в повиновении и тех и других,была возведена мощная крепость «Иттауи», что в переводе означает «захватившаяобе земли», и именно сюда Аменемхет I переносит престол. Крепость стала родовойстолицей XII династии. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничныеазиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов. Егосын Сенусерт I, совершив еще при жизни отца успешный грабительский набег наЛивию, остановил процесс ослабления Египта.
    Новыйфараон расширил территорию Нубии вплоть до современного Вади-Хальфы (чуть ниже2-го Нильского порога). Он осуществил экспедиции в Большой оазис Ливийскойпустыни и в золотоносные области Аравийской пустыни. При Сенусерте I египтянеутвердились на Синайском полуострове, где постепенно возобновлялись работы намедных рудниках.
    ПриАменемхете II, преемнике Сенусерта I, воевали меньше (что в конце концовпривело к дворцовому перевороту),/> зато стремились установить прочные торговые связи с дальнимзарубежьем. В недолгое правление Сенусерта II больших успехов в завоеванииновых областей не было. В 1862 году до н. э. на престол вступает Сенусерт III.При нем произошло окончательное подчинение Северной Эфиопии. На восьмом годуправления Сенусерт III дошел до вторых порогов Нила, построив по обеим берегамреки внушительные цитадели. Египтяне теперь уверенно контролировали течениеНила, а вытесненные в горные области нубийцы теперь могли посещать родные местатолько с торговыми караванами или в составе посольств, с разрешения египетскойадминистрации. Впрочем, дозволение выдавалось практически всегда. Сенусерт IIIпридавал большое значение развитию торговых связей с Эфиопией. По его приказуеще раньше были вырыты обводные каналы, облегчавшие проход судов через первыепороги.
    Годами правленияСенусерта III датирована надпись, рассказывающая о грандиозном походе египтян встрану Ретену (это приблизительно территория нынешней Палестины).
    ПриСенусерте III страна буквально переполнилась трофеями и невольниками. Номархистали опасно богаты и их неповиновение стало едва ли не нормой. Им уже быломало быть главой местной администрации, верховным жрецом области ипредводителем военных отрядов нома. Однако коренной перелом в их отношениях сцентральной властью произошел только после начала правления Аменемхета III.Почти пятидесятилетнее царствование фараона стало пиком расцвета государстваСреднего царства. Именно при нем завершились ирригационные работы в Фаюмскомоазисе и был построен знаменитый Лабиринт (возможно, заупокойный храм АменемхетаIII). Но главное — номархи в годы правления сына Сенусерта III уже не пытаютсястать независимыми от центра. Собранный твердой рукой Египет в годы правленияАменемхета III действительно казался монолитом, способным перенести любыеиспытания. Пышный двор, подчинившиеся центру провинции, покорные соседи.Действительность, однако, оказалась не столь лучезарной.
    ПослеАменемхета III власть фараонов XII династии начала клониться к упадку. Напрестоле быстро промелькнули Аменемхет IV и его сестра Нефрусебек, после чеговласть XII династии пресеклась, и с этим, вполне обоснованно, связывают началоупадка Среднего царства. Правители XII династии с трудом удерживали власть.Вскоре наступил второй переходный период: страна распалась на две части,управлявшихся правителями XIII и XIV династий. Однако прежнего хаоса, как послераспада Древнего царства, в Египте не было. Возможно, потому, что долина Нилатеперь более явственно ощущалась как страна, населенная египтянами, носителямиединой и самобытной культуры.
    На рубежеXVIII—XVII веков до н. э. XIII и XIV династии были сметены с престолавторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов. Разнородные орды пришельцевв массе своей состояли из западносемитских, то есть аморейских или ханаанейскихплемен.
    Осевшие врайоне низовьев Нила гиксосы правили в Египте не менее 108 лет. Своей столицейони сделали Ава-рис на самом востоке египетской Дельты, однако прочногообъединения захваченных территорий им достичь не удалось. По существу,гиксосская держава так и не была создана. Владычество пришлых царей непростиралось выше среднего течения Нила, а в Фивах и в соседних областяхВерхнего Египта продолжали царствовать египетские династии.
    III.     Египет в эпоху нового царства
    Середина IIтысячелетия прошла под знаком Египта. Из всех рабовладельческих государствименно он обладал наибольшим весом и могуществом в это время. Вавилония в силумногих причин теряет свою ведущую роль в рабовладельческом мире. Ассирияпостепенно набирает силу и выдвигается среди переднеазиатских держав, но ееполитическая мощь начинает ощущаться в полной мере лишь в последней четверти IIтысячелетия.
    Околопятисот лет продлится период Нового царства Египта. Он начался с поражения иизгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства.Хронологические рамки Нового царства охватывают период с XVI по XII век до н.э. На этот период приходится три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX.
    Это быловремя возвышения Фив и фиванских царей. Южное царство оставалось более илименее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет. Фиванские цари,опирающиеся на широкие слои свободного населения, возглавили борьбу противзавоевателей.
    Самойважной особенностью египетского производства этого периода стало массовоеприменение бронзы в орудиях труда. Попадаются упоминания о железе. До нашихдней дошло несколько железных изделий Нового царства. В те времена железо небыло еще распространено, но в конце XVIII династии изделия из железа имели дажезолотую оправу.
    Еще приXVII династии Фивы начали освободительную войну с гиксосами. Начал эту борьбупоследний представитель династии Камее. Войско шло, «как дыхание огненное».Воины захватывали людей и скот.
    Брат ипреемник Камеса фараон Яхмос I, с которого начинается XVIII династия, завершилизгнание гиксосов с территории страны. Ему удалось покорить Аварис — твердынюгиксосов на северо-востоке Египта. Преследование гиксосов фараон ограничилвзятием после трехлетней осады южнопалестинской крепости Шарухен, чемобезопасил свою восточную границу. Южный рубеж государства Яхмос утвердилпоходом в Эфиопию. Он щедро награждал своих воинов. Например, одномукорабельному воину при взятии Авариса и Шарухена он отдал всех рабов, которыхтот сумел захватить при осаде этих крепостей.
    К началуXVIII династии Египетское государство было восстановлено примерно в техграницах, которые существовали во времена Среднего царства. Наследник Яхмосафараон Аменхотеп I, видно, не смог расширить своих владений.
    ВоиныНового царства были внушительной силой. Самым важным нововведением в войскепериода XVIII династии стал конь и боевая колесница. В это же время появиласьброня.
    Зять ипреемник Аменхотепа I Тутмос II стал основателем «мировой» по тому времениЕгипетской державы. На юге ему удалось протянуть границу за третьи пороги Нила.Поход через Сирию и Палестину привел египтян к Евфрату. Здесь египетское войскопобедило войска Митанни. Однако удачного набега было недостаточно для того,чтобы Сирия и Палестина прочно вошли в состав Египетской державы.
    Тутмос IIпродолжил завоевания отца. По его приказу египетское войско перебило увосставших эфиопских племен всех мужчин поголовно. Лишь один из детейэфиопского правителя был оставлен в живых для того, чтобы бросить его к ногамфараона. Подобным образом Тутмос II действовал И против азиатских кочевников.
    В 1490 годудо н. э. соправителем был провозглашен юный сын Тутмоса II от одной из его жен— Тутмос III. Видимо, это было связано с болезнью фараона, потому что в том жегоду Тутмос II умирает. Однако после его смерти вдова, и сводная сестра ТутмосаII Хатшепсут захватила власть, оставив пасынка царем только формально.
    Целых двадесятилетия, в течение которых правила Хатшепсут, временщиком при ней состоялзодчий Сененмут, сын нечиновных родителей, создатель уступчатого поминальногохрама царицы в Фивах (недалеко от нынешнего Дер эль-Бахри). Именно храмоваязнать, бывшая немалой силой в стране, поддерживала царицу.
    Появлениеженщины во главе государства, ведущего завоевательные войны, явление необычное.В Палестине и Сирии лишь несколько местностей подчинялось царице. Поход в ЮжноеКрасноморье и формальное подчинение страны Пунт, а также прием заморских,возможно, критских, послов с дарами не могли заменить для рабовладельческогоЕгипта покорения областей Сирии и Палестины.
    На двадцатьпервом году царствования Тутмоса III Хатшепсут скончалась. Обосновавшись напрестоле, юный царь распорядился уничтожить все изображения своейпредшественницы, а также упоминания о ней и ее ближайших родственниках внадписях. Уже на следующий год Тутмос III повел свои войска в Палестину иСирию. Возле Кадета его ждали объединенные сирийско-палестинские войска.Тутмос, не желая прослыть у врагов трусом, вышел к войскам противника прямо,через ущелье, такое узкое, что воины и кони вынуждены были следовать по нему гуськом.Неприятель не осмелился напасть на египтян, когда те друг за другом выходили наравнину. Битва разразилась на следующее утро. Тутмос III разбил войсканеприятеля. Враг бежал, бросив все. Египетское войско предалось грабежу иупустило возможность с ходу ворваться в город Мегиддо. Осада этого городапродолжалась семь месяцев.
    Толькочерез двадцать лет после победы под Мегиддо Тутмосу удалось расправиться сКадешем.
    Походы вПалестину и Сирию следовали один за другим: за двадцать лет Тутмос III совершилне менее пятнадцати походов, упорно закрепляя за собой завоеванное и занимаявсе новые и новые города и области.
    ГородКаркемиш на Евфрате, находящийся на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии, был,по-видимому, самым северным пунктом, в который наведывался во время своихвоенных походов Тутмос III.
    ЦарствоМитанни, стоявшее в те времена на вершине своего могущества, притязало наСирию, и потому победа Египта над Сирией не могла не привести к столкновениюмежду двумя державами. Все Сирийские государства надеялись на Митанни в борьбепротив египетского владычества. Принудив на тридцать третьем году своегоцарствования митаннийское войско уйти за Евфрат, Тутмос III перевез по сушепостроенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцампришлось отступить дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, грабя и разоряягорода и поселки.
    Новоепоражение постигло державу Митанни два года спустя. Но и после этого митаннийцыпродолжали вмешиваться в сирийские дела.
    Держава,которую удалось создать Тутмосу III, простиралась от северной окраины Сирии дочетвертых порогов Нила. Преемникам Тутмоса не удалось выйти за эти рубежи.Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Дары фараонуприбывали и с южных берегов Красного моря и со средиземноморских островов. Наэтих землях египетский наместник Сирии и Палестины также считался довереннымлицом Тутмоса III.
    Вавилонские,хеттские и ассирийские цари вынуждены были считаться с возросшим международнымзначением Египта и отсылали фараону богатые подарки, которые воспринимались имкак дань. Побежденных сирийских и палестинских правителей он заново назначал вих города с тем условием, что они будут исправно присылать дань.
    Послесмерти Тутмоса, завершившей историю его почти 54-летнего царствования, напрестол вступил его сын, Аменхотеп И. Фараон Аменхотеп регулярно прочесывалСирию и Палестину в поисках добычи и попутно гасил «мятежи».
    Со своимипротивниками Аменхотеп II был очень жесток. Сто тысяч воинов и мирных жителейбыли угнаны в рабство, семь правителей было умерщвлено. Цари хеттов, Вавилона,даже Митанни благоразумно предпочитали почаще присылать Аменхотепу дары
    При ТутмосеIV, хотя и он наведывался в Сирию и Палестину, произошло некоторое сближение сМитанни, скрепленное женитьбой фараона на митаннийской царевне. Послеподавления восстания в Эфиопии остальные тридцать три года своего правленияАменхотеп не предпринимал военных кампаний.
    Северные июжные владения были покорены и замирены. Прежний союзник сирийцев царь Митаннибыл другом фараона. Заговор некоторых сирийских и палестинских правителей,имевший целью склонить на свою сторону вавилонского царя, не удался — царьВавилонии отверг предложения заговорщиков.
    Азиатскиецари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью египетского оружия.Вавилонский и митаннийский правители слали египетскому «брату», как залогдружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царскойдочери.
    В 1343 годудо н. э. на престол взошел сына Аменхотепа III Аменхотеп IV, который спустя 6лет повелел называть себя Эхнатоном (Аменхотеп означает «Амон доволен», Эхнатон— «Угодный Атону»). Это послужило началом невиданной ранее в историирелигиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV стоял во главе движения служилой знатипротив потомственных сановников и жрецов. Прославление его за возвышение иобогащение безродных людей стало излюбленным мотивом в надписях новыхсановников. Многие из них прямо заявляли, что они были возведены в сановники изничтожества.
    Из Фивстолица была перенесена во вновь основанный город. Это место теперь известнопод названием городища Эль-Амарны. Амон, другие божества и храмы, а такжеместная знать, для которой они служили опорой, попали при этом фараоне внемилость. Аменхотеп IV ввел новый государственный культ бога Амона. Предметомего стало особое царское божество Солнце, только не в своем прежнем видеместного бога, а как «живой» солнечный диск Атон. Новая знать чтила этобожество, а вместе с ним и самого царя.
    Эхнатонцарствовал семнадцать лет, после чего умер. Зятья фараона, наследовавшие емуодин за другим, отнюдь не собирались столь же безоговорочно проводить егополитику. Сменккара, первый из наследников, восстановил почитание Амона. Привтором, Тутанхатоне (переименованном/> позже в Тутанхамона), бывшем в момент вступления на престол ещемальчиком, новый культ Атона перестал быть государственным. Во временаТутанхамона отстраивались заброшенные храмы, юный фараон одаривал их рабами,продовольствием и сокровищами.
    В это времяречь шла уже не о расширении границ, а о спасении остатковсирийско-палестинских владений, еще не захваченных хеттами.
    Послесмерти Тутанхамона его вдова решилась на отчаянный шаг — предложила свою рукухеттскому царевичу. Египетские вельможи, организовав заговор, умертвилицаревича. Мстя за убийство сына, царь хеттов направил свои войска в Египет.Египтяне были разбиты, но повальная болезнь, которую занесли в хеттское царствоегипетские пленные, помешала им достичь успехов.
    Бывшийначальник колесничного войска и временщик Эйе, считавший себя родственникомфараонов пресекшейся династии, занял освободившийся трон египетских царей.Однако первым законным царем после Аменхотепа III впоследствии признавался лишьХоремхеб, главный военачальник и временщик, которого жречество провозгласилофараоном от имени самого Амона во время одного из храмовых празднеств в Фивах.
    Дляпреемников Аменхотепа IV вопрос о Сирии и Палестине был ключевым вопросомвнешней политики. С начала XIX династии, основанной Рамсесом I, преемникомХоремхеба, разгорелась длительная борьба с хеттами.
    Возвращениемиз-под власти хеттов под сень египетской короны сирийского государства Амурруувенчались победы Сети I. Но успех был недолгим. События последующегоцарствования Рамсеса II, сына Сети, доказали бесперспективность дальнейшей борьбы.
    На пятомгоду царствования Рамсеса II под стенами сирийского города Кадета произошларешительная схватка с хеттами. Обманутый ложными вестями об отходе отрядовхеттов на север Сирии, фараон, возглавлявший авангардные части своего войска,вдруг встретил у Кадеша громадное вражеское войско. Неожиданным нападениемхеттских колесниц была смята и раздавлена значительная часть египтян. Самфараон с горсткой воинов был окружен 2,5 тыс. вражеских колесниц, к которымзатем прибавилась еще тысяча.
    Без всякихсомнений оборона Рамсеса в конце концов была бы сломлена, как бы храбро иотчаянно тот ни сражался.
    Однако врешительный момент битвы на выручку фараону со взморья подоспел отборный отрядвоинов, шедший, по приказу Рамсеса, западнее, в стороне от основных сил. Затемподтянулись и основные войска фараона, так что поле битвы в конце концовосталось за ним. Но Кадеш не был взят Рамсесом.
    Судя подошедшим до нас источникам, в течение следующих шестнадцати лет хеттыукрывались в укрепленных крепостях, не решаясь принять сражение в чистом поле.Вскоре после битвы у Кадеша почти все население Сирии и Палестины встало в рядывосставших против Рамсеса.
    Фараонсокрушал крепости, уничтожал леса, угонял в рабство население непокорныхобластей. Египетские войска прорывались до самых подступов к Малой Азии. ВоиныРамсеса хорошо умели брать крепости, в отличие от войска Тутмоса III.
    Но итогэтих побед был довольно скромным. В 1270 году до н. э. фараон Рамсес IIзаключил мир с хеттами. Фараон женился на дочери своего нового союзника.Основная часть Сирии осталась за хеттами. Причиной необычной уступчивости обеихсторон была, вероятно, угроза со стороны крепнущей Ассирии.
    В концеправления XIX династии самым ярким событием стало «восстание Ирсу».Единственным источником, по которому мы можем судить об этом событии, являетсянадпись, изложенная от имени Рамсеса III, третьего царя XX династии. Надписьсообщает нам о вспыхнувшем мятеже, во главе которого стал сириец по имени Ирсу.
    Надписьгласит, что «один соединился с другим», «один убивал другого — знатные ибедные». Восстание было подавлено, фараон Сетнехт «убил злоумышленников ивыправил землю до края ее, бывшую мятежной». Однако он стал основателем XXдинастии, которая правила Египтом с 1200 по 1075 год до н. э.
    Рамсес III,пришедший к власти в 1190 году до н. э., был сыном Сетнехта. При нем Египеттрижды подвергался нашествию переселявшихся иноземных племен. Вначале это былиливийцы, потом «народы моря» со стороны финикийско-палестинского побережья иливийское племя максиев. Все были побеждены и бежали. Возможно, что Рамсесуудалось продвинуться со своим войском далеко на северо-восток, но особогоуспеха это ему не принесло.
    На 32-мгоду своего царствования Рамсес III стал жертвой придворного заговора. Дала осебе знать борьба внутри правящих кругов. Судя по сохранившейся записисудебного следствия, в деле были замешаны высокопоставленные и незнатные лица,прочившие на престол одного из царевичей. Царская власть стала быстроослабевать. Уже в середине XI века в Палестине и Сирии не оставалось и тенивласти фараона. Египетскому наместнику покорялась только Эфиопия. Внутри страныпадение власти последних Рамсесов просматривалось не менее отчетливо. Если ещеРамсес III вынужден был ограждать городские храмы в средней части Египта на случайливийских вторжений, то в конце XX династии даже в самих Фивах работы нацарском кладбище неоднократно прерывались из-за неспокойного положения. Всеболее и более обособлявшееся жреческое царство на юге противостояло ослабевшейцарской власти на севере. Юг оказался в руках верховных жрецов Фив —крупнейшего храмового хозяйства Амона.
    За время отРамсеса IV до Рамсеса IX на престоле сменилось шесть царей, а в Фивах толькотри верховных жреца. Эти трое были отец и два его сына, так что Амон долгиегоды управлялся одним жреческим домом.
    Верховныйжрец Амона Херихор был уже наполовину царем, так как совмещал свою жреческуюдолжность со званием верховного сановника, заведованием государственнойжитницей, начальством над войском и управлением Эфиопией.

  4. Благоприятные природные условия в долине Нила способствовали развитию сельского хозяйства. В сезон наводнений, когда работы в полях не проводились, фермеры должны были работать на государственных объектах, они участвовали в строительстве храмов, пирамид.
    В сентябре, когда паводковые воды отступали, земледельцы сажали пшеницу, ячмень, лен, лук, чеснок, бобы, чечевицу и пр. Вегетационный период продолжался с октября по февраль. Фермеры пахали, а, чтобы земля не страдала от недостатка воды, рыли специальные каналы. Осадки не часты в этой части Египта, поэтому крестьяне полагались только на себя и на живительную влагу Нила.
    С начала марта и по май месяц проходил сбор урожая. Урожай собирали вручную с помощью обычных серпов – занятие тяжелое и трудоемкое.
    Зерно отправляли на молотилку, затем измельчали ??в муку. Часть зерна шла на приготовления пива.
    Помимо зерновых культур земледельцы выращивали лен, из которого делали нити и ткали одежду.
    Крестьяне жили в небольших домах из глиняных кирпичей. Окна в домах находились высоко над землей, благодаря чему внутри всегда было прохладно и зеваки не могли заглянуть внутрь. Полы дома были земляные. Еду готовили в маленьких печах, которые топили навозом крупного рогатого скота.
    Вот так выглядел дом земледельца в Древнем Египте:
    Мужчины и мальчики работали на полях. Женщины выпекали хлеб, варили пиво, занимались прядением и ткачеством. Жизнь была тяжелая и безрадостная.
    Описание одного дня земледельца Древнего Египта можно найти в этом вопросе.

  5. Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.
    1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.
    2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.
    3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала – Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.
    4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.
    5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.
    6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.
    7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.
    8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.
    9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.
    10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.
    11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.
    12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.
    13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.
    14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.
    15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.
    16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.
    17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.
    18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.
    19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.
    20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.
    21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.
    22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.
    23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.
    24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.
    25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.
    26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.
    27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.
    28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.
    29. Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.
    30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

  6. Сочинение на тему жизнь земледелия в древнем египте HELP помогите

    Ответы:

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
    ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА – КРЕСТЬЯНИНА И ЕГО СЕМЬИ.
    И вот снова наступило утро. С восходом
    солнца, когда завершилась битва Кота и Змея, и
    бог солнца Амон-Ра, как всегда, победил бога
    тьмы Апопа, вся семья уже на ногах.
    По нашим обычаям глава семьи проснулся
    раньше других домочадцев и позавтракал один,
    сразу после умывания. Завтрак его был, как
    всегда, прост: ячменные лепёшки из «ита» и
    ячменное пиво. В хорошие, урожайные годы на
    завтрак бывают ещё пшеничные лепёшки из
    «сута» и мясо. Но до сбора урожая ещё далеко.
    Поэтому и мясо на нашем столе бывает редко,
    его не на что выменять.
    Одежда крестьянина проста: короткая набедренная льняная повязка «схенти» с
    поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Ещё он обязательно
    носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он
    отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После
    этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
    Перед разливом Нила мужчинам приходится много работать: приводить в порядок дамбы,
    укреплять посадкой деревьев и кустарников дороги, очищать и углублять каналы. Все это
    делается для того, чтобы, живительные воды Нила не превратили поля в болота. Когда же в
    сентябре начнётся паводок, он вместе с остальными мужчинами будет следить за
    наполнением квадратных бассейнов водой. И только через два месяца, к октябрю, воду
    начнут медленно спускать по специальным спускным каналам, следя за тем, чтобы
    плодородный ил оставался на полях. Тогда земля станет мягкой и жирной.
    А после этого начнутся посевные работы. Сеять
    хлебное зерно – это тяжёлая работа, потому ею
    занимаются только мужчины. Во время сева жнецы
    работают под звуки флейты: ведь под ритм музыки
    жнецам легче выполнять свою тяжёлую работу.
    Женская работа начнётся позднее – во время веяния.
    Я буду работать на гумне, очищая зерно с помощью
    продолговатых лопаток – веялок от мякины. Но это
    будет потом.
    Пока же я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой
    циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе
    только очень богатые люди в нашем царстве) . Я умылась, расчесала свои
    волосы и сделала причёску «конский хвост» . Я не знатная дама, поэтому
    парика у меня нет. Как всегда, я почернила брови специальным порошком
    кохоль и обвела черным порошком глаза, чтобы боги Хорус и Ра защитили
    меня от болезней. Я подкрасила веки зелёным порошком из сернистого
    свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда моя тоже очень проста:
    плотно облегающая фигуру рубашка – сарафан «калазирис» из грубой ткани, с
    разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому. Не
    забыла я надеть и свои простые украшения из керамики. После этого я позавт-
    ракала фруктами и чистой водой.
    Дети поели отдельно. Им не нужно причёсываться – у них, как и
    всех египетских детей – бритые головы с небольшими прядями –
    «локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам
    головы) . Я усадила их на циновки, лежащие на земляном полу, и
    покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.
    14 нравится3 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *