Сочинение на тему жизнь катерины в родительском доме

11 вариантов

  1. Образ Катерины
    Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
    Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
    Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».
    Беру!

  2. Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
    Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
    Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».

  3. Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.
    Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».
    Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «…что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
    Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.
    Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».
    Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
    От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.
    С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
    Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.
    Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме… не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это…», «Нет я знаю, что умру» и т.д.
    Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом – страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти – боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то – вот что страшно».
    Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «…дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».
    Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».
    Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».
    Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

  4. Тема: – Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза”

    А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Боль-шовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, — говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
    Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

  5. Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
    Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
    Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
    Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

    Отношения с Борисом

    В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
    Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

  6. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.
    В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты” . Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: “Какая я была резвая, а у вас завяла совсем. . .Такая ли я была? 1” Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом “темного царства” . Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает” .
    Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным — Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца “темного царства” .
    Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины “исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения” . Далее Добролюбов называет Катерину “лучом света в темном царстве” . Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак “темного царства” . В ее трагическом конце, по словам критика, “дан страшный вызов самодурной силе” . В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

  7. Александра
    комментирует…
    Вы серьезно? Катерина вышла за Тихона по любви, она сама говорила о том,что он первая ее любовь, Тихон любил ее, он лишь был трусом и боялся мать свою.
    7 ноября 2016 г., 07:20
    Admin
    комментирует…
    Александра,
    подкрепите, пожалуйста, свою позицию цитатами из пьесы, которые бы говорили о любви Катерины к Тихону.
    Из текста пьесы ясно, что Катерина не любит Тихона. Она его жалеет, но не любит. В тексте об этом есть цитата:
    “…А ведь ты, Катя, Тихона не любишь Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь…” (слова Варвары)
    Вероятно, Катерину выдали замуж не по любви, а потому что не было другого выхода. Такое мнение также встречается в критических статьях о пьесе.
    7 ноября 2016 г., 07:39
    Анонимный
    комментирует…
    Очень хочу поблагодарить создателей за идею введения цитатных характеристик. Когда текста нет под рукой, это самое то, чтобы освежить в памяти представление о героях
    2 февраля 2017 г., 09:29
    Анонимный
    комментирует…
    Огромное Вам спасибо! Я очень рада, что вы подкрепили эту статью цитатами. В последнее время не нахожу нормальных сайтов. Но теперь не буду мучиться благодаря вам. Еще раз спасибо
    18 октября 2017 г., 10:33
    Анонимный
    комментирует…
    задрали с этой литрой!!!!
    23 октября 2017 г., 07:13
    Unknown
    комментирует…
    +
    8 ноября 2017 г., 05:14
    Анонимный
    комментирует…
    Думаю, стоит добавить информацию и цитаты о том, что она глубоко верующая, это сыграло большую роль в некоторых сценах.
    19 ноября 2017 г., 11:46
    Юлия
    комментирует…
    Я думаю, ещё можно добавить то, что Катерина выросла в патриархальной семье и была там счастлива, а после замужества она, по сути, попала в такую же семью, где такое же времяпровождение,но ей здесь очень плохо, потому что в семье Кабанихи всё делается поневоле
    21 декабря 2017 г., 05:03
    Юлия Кузьминова
    комментирует…
    “Борис не поддерживает ее и трусливо уезжает из города.” А можно цитату к этому моменту, пожалуйста?) По тексту Борис уезжает не по своей воле, его отправляет дядя. Почему “трусливо”? И почему “Не поддерживает”? Об этих двух моментах не слова.
    24 декабря 2017 г., 16:17
    Админ
    комментирует…
    Дорогая Юлия, Борис уезжает по своей воле, хотя бы потому что его никто не привязывает к телеге насильно. Он едет по своей воле, это его выбор. Он предпочитает и дальше угождать дяде-самодуру, и такое поведение называется трусливым. Он боится дяди и боится не получить наследство. А это и есть трусость. Да, в тексте вы не найдете прямых цитат, что Борис – трус. Он себя оправдывает и говорит, что едет не по своей воле. Но как раз это и есть признак слабохарактерного, трусливого человека. Не стоит доверять словам Бориса о самом себе. Он может себя оправдывать как угодно (“не по своей воле”), но его поступок уж точно нельзя назвать благородным и мужественным. Мы в этом случае называли его трусливым. Вы можете придерживаться другой точки зрения, в зависимости от ваших моральных ценностей. Мы дали Борису такую оценку, и она совпадает с оценкой многих критиков (смотрите на сайте критику по пьесе).
    24 декабря 2017 г., 18:26
    Анонимный
    комментирует…
    Не думаю, что Катерина и вправду уважала Кабаниху, скорее всего она так сказала, чтобы лишний раз ее не взбесить. Там другая картина представляется, а так просто вырвано из контекста.
    12 октября 2018 г., 13:28
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, ваша версия интересна и имеет право на существование. Мы приветствуем умные дискуссии.
    Вероятно, мы заменим слово “уважение” на “почитание” или вроде того. Здесь мы согласны, что про уважение Катерина и не говорит.
    Кабаниха для Катерины – родной и по-своему любимый человек: так было принято. Уважает ли Катерина старуху? Скорее всего, уважает её возраст и статус, как было принято. Но не её “чудесную” личность.
    При этом мы настаиваем на искренности Катерины. Из пьесы ясно, что ей не свойственны лживость, лицемерие, похалимство, лесть. Так что её фразам можно верить – это наше мнение.
    Она говорит, что Кабаниха ей как “родная мать”. И вряд ли Катерина посмела бы так обидеть память любимой матери: приравнять добрую мать к ужасной Кабанихе. Вряд ли. Значит это искреннее чувство Катерины к свекрови, которая, конечно, не достойна его.
    Мы убеждёны, что Катерина не льстит и не преувеличивает, это ее искренние слова.
    12 октября 2018 г., 14:28
    Unknown
    комментирует…
    А почему Катерина сбросилась со скалы
    23 октября 2018 г., 11:20
    Unknown
    комментирует…
    +
    20 ноября 2018 г., 01:03
    Анонимный
    комментирует…
    Катерина – очень спорный персонаж, возможно, Островский намеренно сделал её именно такой, но, с другой стороны, не надо идеализировать классиков, я полагаю, никто не застрахован от ошибкой.
    Катерина нелогичная, из-за чего трудно описать её психологический протрет, к тому же мешает мнение самого Островского к ней. Он её просто возвышает, делает из неё великомученицу, которая пережила такие горести и страдания, что она утопилась (хотя скорее подано так, будто ей ПРИШЛОСЬ). Тут видна т.н. романтизация суицида, что меня немного раздражает. Это как те смазливые истории о любви, столь любимые 12-летними девочками, которые видят себя на крыше многоэтажки в красивом платье, задумчивым взглядом встречающие рассвет.
    А ведь концовка “Грозы” как раз и подходит под это определение. Мы все должны пожалеть девушку, которые довели до самоубийства, но как можно пожалеть девушку, которая до этого усердно молилась, а затем совершила самый тяжёлый грех по мнению христианства? Это тяжелее, чем убийство, потому что после убийства можно покаяться, а самоубийцы покаяться не смогут.
    Тем не менее Катерина не является лицемером, совсем не похожа на человека, который просто хочет вызвать жалость смазливым личиком с протёкшей тушью.
    В этом и заключается спорный образ героини, он просто нелогичен, из-за чего нельзя её оценивать, как цельную личность.
    22 ноября 2018 г., 05:36
    Анонимный
    комментирует…
    “Свекровь Катерины – злая старуха Кабаниха – обижает безответную Катерину.” – злая старуха? Она вела себя как мать, может Тихону и Катерине так кажется, что она злая и обижает Катерину, но на сам деле Кабаниха любящая мать, которая следит за жизнью сына.
    25 ноября 2018 г., 09:42
    ✔ Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, вы имеете право на свое мнение. И мы уважаем это право. Это здорово, что произведение порождает дискуссии.
    Однако ваша версия не самая популярная среди читателей, надо отметить. Мы считаем, что Кабаниха все-таки обижает Катерину. Об этом говорит даже сама дочь Кабанихи, Варвара:
    “…Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…” (слова Варвары).
    Может, Кабаниха и любящая мать, но она не умеет выразить, проявить любовь так, чтоб детям и невестке было комфортно с ней? Может, в этом ее проблема?
    25 ноября 2018 г., 09:54
    Unknown
    комментирует…
    +
    11 декабря 2018 г., 08:17
    Unknown
    комментирует…
    Кабаниха – старуха? А может по нашим меркам она была молодой? Многие считают, что ей было лет 40-45. Хотя, в своих суждениях и обычаях она, конечно, была старухой.
    17 декабря 2018 г., 12:20
    Анонимный
    комментирует…
    +
    18 декабря 2018 г., 21:47
    Unknown
    комментирует…
    +++
    18 февраля 2019 г., 08:30

  8. Предыдущая Следующая
    ступке всенародно в церкви. ”После . этого признания жизнь ее
    становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского
    «Гроза». Добро-‘любов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом
    света в темном царстве». Беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
    Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно.
    Очень любила свой сад, в котором часто гуляла и любовалась цветами. Вспоминая о
    своей жизни в родном доме, она говорит; «Я жила, ни об чем не тужила, точно
    птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу,
    работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Катерина отличается от всех представителей «темного царства» глубиною
    чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Она сохранила все
    прекрасные черты русского характера. Это чистая,. искренняя, горячая натура,
    открытая душа, которая не умеет обманывать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то
    ничего не могу», — говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме
    держится на обмане. Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной»,
    «чудной». Но Катерина — сильная, решительная, волевая натура. Она с детства
    была способна на смелые поступки. Катерина очень любит природу, ее красоту, а
    также русские песни. Поэтому речь ее — эмоциональная, восторженная,
    музыкальная, напевная — проникнута высокой поэзией и иногда напоминает народную
    песню.
    Воспитываясь в родном доме, Катерина приняла все вековые традиции своей
    семьи: покорность старшим, религиозность, соблюдение обычаев. Она нигде не
    училась и любит слушать рассказы странниц, богомолок, серьезно воспринимая все
    их религиозные предрассудки; это и заставило Катерину воспринимать свою любовь
    к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой,
    грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
    Мечтатель-
    Предыдущая Следующая

  9. Главная героиня драмы Островского “Гроза” существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.
    Конфликт, возникший у Катерины с “темным царством”, очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.
    О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю, никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.
    Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.
    Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.
    Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.
    После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.
    Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.
    Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.
    После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.
    Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: “Ты меня загубил”. Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.
    Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.
    Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: “Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”. Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.
    В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

  10. Главная героиня драмы Островского “Гроза” существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.
    Конфликт, возникший у Катерины с “темным царством”, очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.
    О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю,
    никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.
    Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.
    Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.
    Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.
    После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.
    Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.
    Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее
    душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.
    После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.
    Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: “Ты меня загубил”. Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.
    Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.
    Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: “Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”. Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.
    В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.
    Беру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *