«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как – то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по – настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что – то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что – то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый,
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет…
Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне…
Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как – то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по – настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что – то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что – то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый,
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет…
Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне…
Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.
Отберите биографии деятелей искусства – из различных областей – и именно тех, кто умер молодым, оставив после богатое наследие, которое до сих пор является объектом общественного интереса и ценности.
Сделайте всякие фактологические выписки, а так же поищите инфу о том, что именно происходит сейчас с творческим наследием выбранных Вами героев.
Собссно, приступаем к писанине:
1.
Вступление
Художник такой-то, умер в ХХ лет;
Композитор такой-то, трагически погиб в возрасте ХХ лет;
Писатель …..;
Хореограф …..;
Рок-исполнитель (мы ж, типа того, не ретроГАДЫ какие) …..
Объединяет их всх – тема нашей сегодняшней рабоы – “Жизнь, коротка, а искусство вечно”.
2.
Основная часть – здесь можете заливаться соловьём на любую тему: как жили, как творили, о чем думали/не думали – Вы же читали их жизнеописания, лишь бы следовал вывод:
“Столь важное и/или многое они смогли оставить нам! А задумывались ли они о дальнейшей судьбе своих работ? О том, как будут относится к ним потомки?
3.
И вот тут следует заключение, смысл такой:
Скорее всего – что они просто жили свою жизнь в искусстве, чётко понимая, что человеческая жизнь – по сравнению с … – откровенно коротка.
В общем – не догма, но – руководство к действию.
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Многие литературные произведения длительное время «держатся на плаву», благодаря тому, что деятели других видов искусств переносят их в свои шедевры — в живопись, кинематограф, театр.
В литературе практически всегда поднимались и продолжают подниматься, так называемые «вечные темы» — любовь, дружба, смерть. И образы, созданные гениальными писателями и поэтами, никогда не потеряют своей актуальности. Это люди умирает, а рукописи, как известно, не горят.
ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ http://www.batraeva.com «Жизнь коротка, искусство вечно»,–так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности воплощенные в произведениях искусства вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. Например, современного читателя сложно заставить прочитать замечательный сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько лет назад был бестселлером, как сейчас «Гарри Потер». Впрочем , не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин» очень популярный в Х1Х веке, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы и лишь немногие взрослые перечитывают его. Выходит, что произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи? Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, быстро устаривает, а точнее изменяется. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Для читателя наиболее интересен язык его времени. И тем не менее существуют литературные произведения, которые не теряют своей ценности на протяжении многих веков. «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Например, шекспировские Макбет и Гамлет, сервантовский Дон Кихот, гетовский Фауст и т.д. А по-настоящему «вечных тем» мало: любовь, смерть, подвиг во имя человечества—вот, пожалуй, и все. Произведениям, в которых нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений. Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери. Опера «Фауст» Шарля Гуно,где использован тот же сюжет, что и гетовском «Фаусте». Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса. Постановка шекспировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым. И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого. Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык литературных произведений, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого. Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой и войдут в «золотой фонд» мировой литературы? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что для них не существует времени. И сейчас создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ http://www.batraeva.com
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Многие литературные произведения длительное время «держатся на плаву», благодаря тому, что деятели других видов искусств переносят их в свои шедевры — в живопись, кинематограф, театр.
В литературе практически всегда поднимались и продолжают подниматься, так называемые «вечные темы» — любовь, дружба, смерть. И образы, созданные гениальными писателями и поэтами, никогда не потеряют своей актуальности. Это люди умирает, а рукописи, как известно, не горят.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье. . .
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев. . .
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать. . .
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что-то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов.
«
1
2
»
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по-настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
.
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как – то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по – настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что – то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что – то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый,
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет…
Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне…
Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как – то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по – настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что – то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что – то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый,
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет…
Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне…
Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.
Отберите биографии деятелей искусства – из различных областей – и именно тех, кто умер молодым, оставив после богатое наследие, которое до сих пор является объектом общественного интереса и ценности.
Сделайте всякие фактологические выписки, а так же поищите инфу о том, что именно происходит сейчас с творческим наследием выбранных Вами героев.
Собссно, приступаем к писанине:
1.
Вступление
Художник такой-то, умер в ХХ лет;
Композитор такой-то, трагически погиб в возрасте ХХ лет;
Писатель …..;
Хореограф …..;
Рок-исполнитель (мы ж, типа того, не ретроГАДЫ какие) …..
Объединяет их всх – тема нашей сегодняшней рабоы – “Жизнь, коротка, а искусство вечно”.
2.
Основная часть – здесь можете заливаться соловьём на любую тему: как жили, как творили, о чем думали/не думали – Вы же читали их жизнеописания, лишь бы следовал вывод:
“Столь важное и/или многое они смогли оставить нам! А задумывались ли они о дальнейшей судьбе своих работ? О том, как будут относится к ним потомки?
3.
И вот тут следует заключение, смысл такой:
Скорее всего – что они просто жили свою жизнь в искусстве, чётко понимая, что человеческая жизнь – по сравнению с … – откровенно коротка.
В общем – не догма, но – руководство к действию.
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Многие литературные произведения длительное время «держатся на плаву», благодаря тому, что деятели других видов искусств переносят их в свои шедевры — в живопись, кинематограф, театр.
В литературе практически всегда поднимались и продолжают подниматься, так называемые «вечные темы» — любовь, дружба, смерть. И образы, созданные гениальными писателями и поэтами, никогда не потеряют своей актуальности. Это люди умирает, а рукописи, как известно, не горят.
ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ http://www.batraeva.com
«Жизнь коротка, искусство вечно»,–так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности воплощенные в произведениях искусства вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. Например, современного читателя сложно заставить прочитать замечательный сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько лет назад был бестселлером, как сейчас «Гарри Потер». Впрочем , не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин» очень популярный в Х1Х веке, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы и лишь немногие взрослые перечитывают его. Выходит, что произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, быстро устаривает, а точнее изменяется. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Для читателя наиболее интересен язык его времени. И тем не менее существуют литературные произведения, которые не теряют своей ценности на протяжении многих веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Например, шекспировские Макбет и Гамлет, сервантовский Дон Кихот, гетовский Фауст и т.д. А по-настоящему «вечных тем» мало: любовь, смерть, подвиг во имя человечества—вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери. Опера «Фауст» Шарля Гуно,где использован тот же сюжет, что и гетовском «Фаусте». Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса. Постановка шекспировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык литературных произведений, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой и войдут в «золотой фонд» мировой литературы? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что для них не существует времени. И сейчас создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ http://www.batraeva.com
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Мудрецы из Древнего Рима считали, что «Жизнь коротка, а искусство вечно». Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но ещё и в не меньшеё степени литературы.
Однако, не всё так просто, как казалось бы, и многие литературные произведения мирового значения теряют свою популярность с течением времени. В пример можно привести шедевр Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», который в годы жизни писателя был очень знаменит и востребован. Но прошли века, и сейчас мало кто, кроме школьников обращается за этим произведением. То же самое можно сказать и о гениальном произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», принёсший мировую славу автору. Это был настоящий бестселлер той эпохи, но в наши дни далеко не всё и слышали о нём.
И дело тут не в том, что смысл этих произведений теряет актуальность в связи со сменой поколений. Нет, просто любой язык изменяется, модернизируется, пополняется новыми словами и заменяет (либо теряет) старые. И произведений, на которые время не оказало никакого влияния, которые всегда будут пользоваться популярностью среди читателей всех народов и возрастов, к сожалению, мало. Это, конечно же, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Дон Кихот» Сервантеса и ещё несколько произведений. И они будут живы, пока не вымрет последний человек.
Многие литературные произведения длительное время «держатся на плаву», благодаря тому, что деятели других видов искусств переносят их в свои шедевры — в живопись, кинематограф, театр.
В литературе практически всегда поднимались и продолжают подниматься, так называемые «вечные темы» — любовь, дружба, смерть. И образы, созданные гениальными писателями и поэтами, никогда не потеряют своей актуальности. Это люди умирает, а рукописи, как известно, не горят.
Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье. . .
Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев. . .
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать. . .
Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
О Русь! — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что-то очень близкое, родное.
Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов.
«
1
2
»
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по-настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
.