Сочинение на тему жизнь ломоносова

14 вариантов

  1. М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской акаде­мии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия).
    Ломоносов был щедро одарён многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых активно занялся картографией. Очень много М. В. Ломоносов сделал для становления русского литера­турного языка. Он составил правила стихосложения на русском языке, был автором многих торжественных од и других произве­дений.
    В школе проходят такие произведения М. В. Ломоносова: «Случились вместе два астронома в пиру…» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).
    Можно назвать такие его художественные произведения: «Ода на взятие Хотина», сопровождённая «Письмом о прави­лах российского стихотворства»; «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием вели­честве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла», «О пользе книг церковных в российском язы­ке», «Разговор с Анакреоном», «Краткое руководство к крас­норечию».
    Ломоносов имел мощный ум, наблюдательность, способ­ность к обобщениям, трудолюбие, настойчивость, стремление до­водить дело до конца, искренность, страстность, правдивость. Ломоносов обладал даром красноречия, безусловным педагоги­ческим талантом, он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы и добра.
    Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал, казалось бы, невозможное для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.

  2. Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.
    Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.
    Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.
    В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.
    Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

  3. Не он ли дал российской музе крылья,
    Нашел слова, звучащие как медь!..
    И. Рыленков
    Русская литература XVIII века формировалась под воздействием великих трансформаций, привнесших в общественно-политическую и культурную жизнь державы преобразования Петра. У начала новейшей русской художественной литературы периода жизни М.В.Ломоносова возвышается его титаническая личность. Ломоносов — величайший ученый, однако он и наилучший из современных поэтов, которому принадлежат творения самых разнообразных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
    С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковнокнижной речи тормозит развитие литературы.
    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.
    Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковнокнижный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковнославянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения Солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.
    Наилучшим созданием данного жанра считается ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Ломоносов свидетельствует собственное почтение Елизавете как стороннице просвещения, славословит мир и спокойствие, словно заклад благоденствия наук. Он прославляет реформы Петра. Автор описывает великие просторы России: ее моря, реки, леса и богатейшие земные недра. Всеми данными богатствами государства надлежит завладеть и повернуть их на полезность державы и русского народа. Произвести это смогут только люди науки, ученые. Нерушимой верой в свой родной русский народ и категорической убежденностью в его одаренности доносятся слова Ломоносова. Не только ученый, но и поэт, Ломоносов весь свой личный багаж знаний и силы посвятил служению народу и родине. До сегодняшнего времени русские люди восхищаются и гордятся своим величайшим предком, настоящим сыном любимой Родины.
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое – великом русском естествоиспытателе – физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и многое другое.
    Но нам, всем тем, кто говорит на русском языке, кто читает и чтит русскую литературу, необыкновенно дорог огромный вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы.
    Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук: французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
    Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий”, писавшихся по-немецки академиком Штелиноле.
    Истинным поэтом Ломоносов был в тех случаях, когда в стихах касался “любезного отечества”. Это и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над “бедным рифмичеством”.
    Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во всё продолжение восемнадцатого века.
    Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, введшим новые литературные формы. Он вполне осознал, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. А потому сюда были направлены чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения.
    Важнейшими его трудами этого рода были: “Российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства”, или “Рассуждение о нашей версификации”. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы, впервые определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковнославянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.
    Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, “диалектам”:
    1) Московское;
    2) Северное или приморское;
    3) Украинское или малороссийское.
    Ломоносов наметил и три оттенка или “штиля” в языке: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Развивая, совершенно самостоятельно, мысль Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский.
    Лице свое скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь;
    Взошла на горы черна тень;
    Лучи от нас склонились прочь;
    Открылась бездна, звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна.
    Отрывок из “Вечернего размышления о Божьем величестве при случае великого северного сияния”, 1743 г. – М.В.Ломоносова.

  4. Михайло Ломоносов был из простых крестьян-рыбаков. Родился он 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры. С десяти лет он ходил с отцом в море на рыбный промысел. Первыми учителями Ломоносова были русский крестьянин и сельский дьячок. Первыми учебниками – « грамматика » Мелетия Смотрицкого, « арифметика, сиречь наука числительная » Леонтия Магницкого и « рифмотворная псалтырь » Симеона Полоцкого.
    В конце 1730 года, будучи уже девятнадцати лет от роду, Михайло Ломоносов ушёл в Москву. Учиться. Но сыну крестьянина дорога в учебные заведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Успехи ученика-« переростка » были изрядны. За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когда в 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных », для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался и М. Ломоносов.
    Однако в Петербурге он пробыл недолго. В сентябре 1736 года несколько студентов, на сей раз Петербургской Академии наук, отправились в Марбург изучать химию и горное дело. Ломоносов провёл на чужбине пять лет. В Россию он вернулся в 1741 году, будучи уже достаточно известным учёным.
    Вклад Ломоносова в русскую науку оценить невозможно.
    « Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец », – называл его А.С. Пушкин. Среди совершённых Ломоносовым открытий была масса таких, которые не могли быть востребованы современной ему наукой – просто в силу уровня развития той науки. Он, например, проводил исследования в абсолютно новой тогда области знания – физической химии. Впервые применил микроскоп для проведения химических опытов. Открыл наличие атмосферы на Венере. Заполнил немало « белых пятен » в истории России. Добился открытия в Москве университета (с 1755 года, ведёт свою историю Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и двух гимназий при нём. Одна из них, традиционно, предназначалась для обучения дворянских детей, а другая – дело по тем временам неслыханное – для обучения детей разночинцев.
    Отдельное место в наследие Ломоносова занимают поэтические произведения и филологические труды. Литературные произведения Ломоносова имеют одну очень существенную особенность. Дело в том, что создавал он их не из одной только тяги к стихотворству.
    Поэзия служила ему чем-то вроде инструмента объяснение собственного – научного – взгляда на мир (это, конечно же, влияние классицистических и просветительских идей). Но созданное Ломоносовым ни в коем случае нельзя рассматривать как научные трактаты в стихах. Это произведения, призванные пробудить у читателя интерес к науке, к тайнам мироздания.
    Ломоносов разделил слова русского языка на три группы. К первой он отнёс слова, являющиеся общими для русского и церковнославянского языков. Ко второй – слова, встречающиеся только в церковнославянском языке. К третьей – слова только русского языка. Каждому литературному произведению, в зависимости от жанра, в котором оно написано, приличествует употребление слов, принадлежащих только к определённой группе. Классицизм разделял жанры произведений на три « штиля »: высокий, средний и низкий. Если автор обращается к жанру « высокого штиля » (ими считались, оды, героические поэмы и т. д.), то он должен употреблять слова из первой и второй группы. Если же это сочинение « среднего штиля » (драматические произведения, сатиры), то надо брать слова из первой и третьей группы. « Низкий штиль » (комедии, эпиграммы, дружеские послания) состоит в основном из слов третьей группы. Конечно, подобное деление нам кажется неудобоваримым, но если мы сравним стихи Ломоносова со стихами его современников, то поймём, что историческая правда была за Ломоносовым. Именно его вариант деления на « штили » стал основой стилистики языка пушкинской эпохи, а современный русский язык, тот, на которым мы сейчас говорим, ведётся, как известно, « от Пушкина до наших дней ».
    Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русского стихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды.
    Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение, говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносов умело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российским государством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни он не мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить.
    Оды Ломоносова не только восторженны и поучительны. Они дают нам возможность видеть отношение этого великого человека к тем событиям, которые для нас зачастую являются лишь строками из русской истории.

  5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОДСКОГО
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    По дисциплине: “ История науки”
    «Деятельность М.В. Ломоносова»
    Москва 2009
    План
    Введение
    1. Биография М.В. Ломоносова
    2. Научное наследие
    Заключение
    Список источников
    Введение
    Тема данной работы – деятельность М.В. Ломоносова. Я выбрала эту тему потому, что через два года мы будем отмечать 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника.
    Ломоносов Михаил Васильевич – гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Рассказывая о Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». Он был первым крупным отечественным ученым, основоположником русской науки, одним из первых русских академиков и т.д. А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».[1]
    1. Биография М.В. Ломоносова
    Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.
    В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.[2] Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.
    Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731–1736), а наук не оставил».[3]
    Счастливая случайность – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
    В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.
    В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: «ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось»[4]. В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».
    Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
    2. Научное наследие
    Рукописное наследие М.В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только основные результаты, полученные Ломоносовым.
    Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В 1741–1750 годах в различных работах ученый изложил основы своего атомно-корпускулярного учения, объединяющего в одно стройное целое всю физику и химию. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».
    Очень высоко оценивал это открытие президент Академии наук СССР С.И. Вавилов, который писал: «Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносовым, состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности. Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми умами… В отличие от своих предшественников Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы… Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе».[5]
    Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц.
    М. Ломоносова можно смело считать основателем русской химической школы. В 1745–1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Химия, – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая». Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов).
    Ученый уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование нефти и чернозема из остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов.[6] Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
    Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.
    Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756–58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.[7]
    В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.
    Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (ч. 1–2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749–50) и «Краткий российский летописец» (1760).[8] Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
    Современники знали Ломоносова прежде всего как основателя русской поэзии и первого поэта Руси. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», «О пользе книг церковных в российском языке».[9] Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, Петру Великому, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).
    Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
    М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов. Кроме этого М.В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты. Все научные труды Михаила Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа».
    Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.
    Заключение
    Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели – вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития, поднятия благосостояния страны.
    Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».[10]
    К сожалению, идеи и начинания Михаила Ломоносова, как естествоиспытателя, при его жизни были поняты и оценены лишь очень немногими отдельными специалистами. Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…».
    Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло почти три столетия, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М.В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Как позже писал С.И. Вавилов, что «часто встречающееся сопоставление М.В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно и оправдывается не многообразием видов культурной работы М.В. Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков. Его энциклопедизм вытекал не из внешних требований и нажима, а из внутренних потребностей».
    И в заключении мне хотелось бы привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».
    Список источников
    1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.
    2. Белявский М.Т Все испытал и все проник. М., 1990.
    3. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961.
    4. Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX–XIX веков.
    5. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.
    6. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986
    7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990.
    8. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
    9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000
    10. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986
    [1] Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986
    [2] Белявский М.Т.… Все испытал и все проник. М., 1990
    [3] Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990
    [4] Самин Д.К. 100 великих ученых. — М.: Вече, 2000
    [5] Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961
    [6] Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986
    [7] Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985
    [8] Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX — XIX веков
    [9] Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
    [10] Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

  6. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Атратская средняя школа»
    Всероссийский конкурс эссе
    «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
    Личность Ломоносова
    Работа выполнена
    Ученицей 9 класса МБОУ
    «Атратская средняя
    общеобразовательная школа»
    Алатырского района
    Чувашской Республики
    Долговой Еленой
    Куратор работы
    Учитель истории
    МБОУ «Атратская СОШ»
    Долгова Галина Дмитриевна
    Атрать 2011
    Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.
    Целью данной работы является рассмотрение достижений М.В. Ломоносова. Для этого необходимо кратко осветить его биографию, выяснить достижения великого русского ученого.
    Рассмотрим лишь некоторые из них.
    Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве). Отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
    Вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет.
    Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
    В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Ломоносов  положил начало нашему точному научном языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики.
    В 1743 году при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян. И вскоре Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конференции Академии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «содержался под караулом». Он целый год оставался без жалованья, на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей. В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошение об определении его профессором химии.
    Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.
    Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов.
    Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Ломоносов пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.
    Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых стоял всесильный Шумахер.
    В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. В том же году он переехал с казенной академической квартиры в собственный дом, сохранившийся на Мойке до 1830 года.
    В 1759 году М.Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии.
    По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.
    В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
    Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.
    Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».
    Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
    После восшествия на престол Екатерины II, в 1762 году, Ломоносов написал «Оду», в которой сравнивал новую императрицу с Елизаветой и ожидал, что Екатерина II «златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род».
    В 1764 году была снаряжена экспедиция в Сибирь, под влиянием сочинения Ломоносова: «О Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном».
    Еще в 1742 году, когда Михаил Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году.
    Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
    Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.
    Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
    Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленникам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из горнопромышленников тотчас же стали собирать коллекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург.
    В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.
    Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».
    В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
    До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.
    Преждевременная смерть помешала Михаилу Ломоносову закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны. Замысел Ломоносова был осуществлен позднее последователями великого ученого — академиками В.М. Севергиным и Н.И. Кокшаровым.
    Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александре-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью. (Самин Д. К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000)
    Ещё при жизни М. В. Ломоносова недоброжелатели утверждали, что он-де только тратит казённые деньги и мало что делает полезного. В дальнейшем научные заслуги Ломоносова были оценены более объективно, однако мнение, что научные заслуги Ломоносова почти или вовсе отсутствуют, высказывалось нередко вплоть до наших дней[125].
    Действительно, в деле общего духовного — а вместе и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого
    Из гуманитарных наук особое место в наследии Ломоносова занимает история России, которой он начал заниматься еще в 1749 году. Постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 году. И «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
    Личность  М.В. Ломоносова действительно достойна того, чтобы о ней помнили не только в связи с приближающейся знаменательной датой. Именно благодаря его открытиям и предположениям смогли развиваться многие науки.
    Михаил Васильевич Ломоносов сумел, не желая того вовсе, стать Личностью с большой буквы. Мы должны помнить таких великих людей. Иначе великая слава России погаснет, не находя отклика в наших душах.
    .

  7. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Божьева Екатерина Евгеньевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (20.03.2001 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Среди славных имен прошлого русской науки есть одно, особенно нам близкое, – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Очень яркие слова написал о нём А.С. Пушкин: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    А что я знаю об этом выдающемся человеке? В чем я хотела бы быть похожей на Ломоносова?..
    …Начало XVIII века, 1711 год. В России в это время «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, а книга была редкостью и неоценимым сокровищем». И в это-то время на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины у рыбака родился сын, Михайло. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в море в качестве юнги. Эти поездки оставили в душе Ломоносова неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными знаниями. Очень рано в мальчике зародилось осознание необходимости учения, которое крепло с каждым годом. Как росток к солнцу, он тянулся к знаниям. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту. Но желание учиться дальше заставило Михайло оставить родной дом и отправиться в Москву.
    Нелёгок был и дальнейший путь Ломоносова в науку. Но этот простой русский человек смог подняться до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать. Трудно перечислить все заслуги этого талантливого человека. Он был известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ.
    Да, удивительна была жизнь М.В. Ломоносова. Он рождён был в России, жил для России и все свои знания отдал России. Мы восхищаемся и гордимся великим ученым. И теперь я знаю, какие черты характера мне хотелось бы перенять у этого человека. Это, прежде всего, безграничную любовь к Родине и к русскому народу, уважение родителей и осознание своих корней, работоспособность и тягу к познанию нового, глубину мышления и ответственность за принятые решения, несокрушимую волю. Может быть, я не стану великим ученым и не сделаю никаких открытий, но я точно знаю, что с такими качествами характера я смогу принести пользу окружающим меня людям и моей стране.

  8. Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.
    Творческое наследие М. В. Ломоносова имеет не только исторический, но и научный и литературный интерес. Его деятельность составила целую эпоху и оказала значительное влияние на историю русской культуры. Ломоносов положил начало разработке в России ряда научных дисциплин. С его именем связано развитие в нашей стране физических и химических наук, химической технологии и приборостроения, техники горного дела и стекольного произ­водства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и учения о русском языке, истории и экономики. С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.
    Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы.
    Стихи Ломоносова были для его современников откровением в полном смысле этого слова. По ним русские люди впервые узнали, как разно­образно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык: «сие толь долго пренебреженное счастие» открыл и подарил народу Ломоносов.
    Стихи Ломоносова и его «Рос­сийская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул вперед словесность нашу».

  9. В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
    Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
    Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
    В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
    Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
    Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
    За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
    В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
    В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
    Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
    Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
    Мне петь было о Трое,
    О Кадме мне бы петь,
    Да гусли мне в покое
    Любовь велят звенеть.
    Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
    Мне струны поневоле
    Звучат геройский шум.
    Не возмущайте боле,
    Любовны мысли, ум;
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
    Науки юношей питают,
    отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут.
    Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.
    И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию… возвысил до небес”.

  10. Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни России и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине.
    Родился Ломоносов в 1711 году в деревне, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры, в семье крестьянина-помора. Его детство и юность протекали среди величественной северной природы, и многие наблюдения тех лет он использовал впоследствии в своих научных трудах. С десятилетнего возраста Ломоносов испытал все трудности морского промысла, которым занимался его отец, и они укрепили его отвагу, выносливость, находчивость.
    На формирование взглядов и личности Ломоносова оказало сильное влияние своеобразное положение русского Севера, где отсутствовало крепостное право, были широко развиты промыслы и ремесла, распространено устное народное творчество. Но было бы ошибкой говорить о том, что Ломоносова целиком создала “областная культура” Севера. Его создал, по словам А. Морозова, “исторический опыт и гений всего русского народа”.
    Грамоте Ломоносова обучили крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Сабельников. Они и пробудили в его душе неуемную жажду знаний, любовь к книгам. Ломоносов много читал (позже он называл “вратами своей учености” “Грамматику” Мелетия Смотрицкого, “Арифметику, сиречь науку числительную” Леонтия Магницкого и “Рифмованную псалтырь” Симеона Полоцкого) и успешно учился. Однако крестьянское происхождение не позволило ему вовремя продолжить обучение. Тем не менее, поступив в конце 1730 года в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов очень быстро освоил все науки. Именно в эти годы начало формироваться и его научное и философское мировоззрение.
    В конце 1735 года Ломоносов в числе двадцати “в науках достойных” учеников “Спасских школ” был направлен в Петербургскую Академию наук, а всего через год стал студентом университета немецкого города Марбурга. Во время учебы в Германии Ломоносов проводил самостоятельные исследования: “О превращении твердого тела в жидкое…”, “Физическая диссертация о различии смешанных тел…”, а также с интересом штудировал руководства по стихосложению и пробовал себя в стихотворстве. Уже в 1739 году он прислал в Академию наук “Оду на взятие Хотина” вместе с “Письмом о правилах российского стихотворства”, завершив тем самым реформирование русского стихосложения.
    Далее научная подготовка Ломоносова продолжилась в Фрейберге, где он обучался горному делу и математике.
    В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую Академию наук, и с этого времени началась зрелая пора его разносторонней творческой деятельности.
    Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносов зарекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику химического исследования микроскоп, заявил себя сторонником атомно-молекулярного строения материи.
    Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”. Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.
    Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.
    Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить “чистой науке” и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.
    Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет “Риторика”, в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил “Российскую грамматику”, которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.
    Все филологические работы Ломоносова были направлены на решение основной задачи — мобилизации, “концентрации” всех “живых национальных сил русского языка”. Итоговым произведением в филологическом цикле Ломоносова явился его трактат “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”, в котором он изложил свои идей о разделении всех слов литературного языка на “три штиля”, каждый их которых связал с определенным жанром.
    Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами од Анакреонта, но и тем, что в нем нашло отражение его собственное поэтическое кредо. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу, а в поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста.
    В историю русской литературы Ломоносов вошел как выдающийся поэтодописец. Его “Ода на взятие Хотина”, написанная в 1739 году после блестящей победы русских войск, стала важным рубежом в истории литературы. Она написана четырехстопным ямбом — размер, которым будут написаны большинство од XVIII и начала XIX века, и который станет любимым размером Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина и других выдающихся поэтов XIX–XX веков. Свои похвальные оды Ломоносов писал в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха (Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II), но значение и содержание этих од намного шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой из них поэт живо откликался на различные факты современной ему политической жизни и развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды — стихотворного переложения библейских текстов с лирическим содержанием.
    Свои обширные научные познания в области науки Ломоносов также сделал предметом поэзии. “Научные” стихи он посвящал явлениям природы, прежде всего космической теме. Кроме того, в этих стихотворениях нашла отражение связь научных интересов Ломоносова с его практической деятельностью. Одним из свидетельств такого единства может служить знаменитое “Письмо о пользе стекла”, в котором поэт также стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки.
    Ломоносов дал также образец русской классической эпической поэмы (две песни незаконченной поэмы “Петр Великий”), к которому неоднократно будут обращаться многие поэты не только в XVIII, но и в XIX веке. Обращался Ломоносов и к драматургии (трагедия “Тамира и Селим”, в которой нашла отражение национальная русская история, и трагедия “Демофон”, созданная на материале древнегреческой жизни), так как в то время на петербургской сцене полностью отсутствовали пьесы, написанные русскими авторами, и он хотел восполнить этот пробел.
    Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы. Большую воспитательную роль его жизни и личности отмечтил известный критик В. Г. Белинский: “Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ”.

  11. Биография Ломоносова
    Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в семье крестьянина из Архангельского уезда. В не­большом селе, где жили Ломоносовы, обучение наукам было нехитрым. Как и во всех российских деревнях, грамота и правила арифметики преподавались приход­ским дьячком. Однако тяга к знаниям у молодого чело­века была столь велика, что в 1730 году он пешком пре­одолел расстояние от родного села до Москвы, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
    В 1735 году Ломоносов был направлен в Петербург­ский университет. Несколько лет он учился в Герма­нии. Вернувшись на родину, он вскоре получил кафед­ру профессора химии в Петербургской академии наук. В 1755 году по его инициативе был открыт Московский университет.
    М. В. Ломоносов прожил короткую жизнь (он умер в 1765 году), но успел внести огромный вклад в самые разнообразные отрасли знаний. Кроме естественных наук, он уделял большое внимание языкознанию и ли­тературоведению. Именно Ломоносов разработал пра­вила русского классицизма, разделив литературные жанры на три группы. Также он ввел ряд новшеств в правила стихосложения.

  12. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Цыганкова Анастасия Алексеевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (02.11.2000 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Суров русский Север. Тёплые дни стоят всего три месяца, а остальное время — зимушка-зима. И семьи на севере природе подстать — крепкие душой, надежные в дружбе. В одной такой семье и родился светоч русской науки, Ломоносов Михаил Васильевич.
    Очень рано М.В. Ломоносов научился научился читать и книгам посвящая большую часть времени. Стремясь продолжить обучение, в 1730 году Ломоносов ушел в Москву, где, выдав себя «за сына дворянина», поступил в славяно-греко-латинскую академию. Такая сила вела его по жизни — жажда познания. Вдохновенное лицо нашего гения источает свет, не гаснущий для русского духа и русского сердца уже три века.
    По моему мнению, М.В. Ломоносов был глубоко мыслящим человеком, стремящимся освоить все области науки ради развития и процветания своей Отчизны. Он стремился зажечь от своего «огня» как можно больше молодых сердец во славу русской науки и культуры. Россия в течение многих лет училась грамоте по ломоносовской «Грамматике». Лмоносов был разносторонне развитым человеком и масштабных успехов достиг во многих науках.
    Один французский историк даже считал, что в России есть два Ломоносовых — химик и поэт. Но это был один и тот же человек. А еще Михаил Васильевич Ломоносов был физиком и художником, астрономом и географом, историком, просветителем и государственным деятелем. Московский государственный университет в Москве, который он создал, теперь с гордостью носит его имя.
    Мне бы хотелось иметь такие же качества характера, какие были  у М.В. Ломоносова. Это и упорство в познании различных наук, и целеустремленность, и великая любовь к своей Родине! Так же, как и Ломоносов, я верю в талантливость поколений русских людей!

  13. Михаил Ломоносов
    Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк и родослов, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
    Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека».
    Родился: 19.11.1711, Архангельск
    Умер: 15.04.1765 (53 года)
    Популярные произведения М.В. Ломоносова
    Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года
    Другие сочинения по произведению Ломоносова
    «М. В. Ломоносов — первый наш университет»
    Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии
    Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу)
    Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
    «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» (по творчеству М. Ломоносова)
    Михаил Васильевич Ломоносов
    Образец торжественной оды в России XVIII веке
    М. В. Ломоносов — “первый наш университет”
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    «Кто знает, коль Велик Творец …» (по творчеству М. Ломоносова)
    «Ломоносов — Российский гений»
    Общественно-литературные взгляды М. В. Ломоносова
    Теория «трех штилей» Ломоносова
    На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
    Сочинение по поэзии Ломоносова
    «Ломоносов обнял все отрасли просвещения»
    «Прославление в одах М. В. Ломоносова Родины, мира, науки и просвещения»
    Сатирические сочинения Ломоносова
    “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” — образец торжественной оды в России XVIII в.
    “Устройство родного языка”
    Сочинение «Тема России в одах Ломоносова»
    Ломоносов – все сочинения
    Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.
    Н. Гоголь
    Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов был великим поэтом и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в развитии русского языка в целом, но и в развитии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу читателей, что делает его произведения вполне понятными и для нас. Достоевский считал Ломоносова первым \”бесспорным гением\”, сказавшим \”бесспорное \”новое слово\” во всей литературе нашей\”.
    Оды Ломоносова проникнуты любовью к своему Отечеству, к родной природе, верой в силу и мудрость человеческого разума. Защитник просвещения и образования, Ломоносов видит горе и беды народа в темноте, отсталости, дикость отдельных людей и убеждает монархов призвать на помощь \”божественны науки\”.Одна из лучших од Ломоносова — \”Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года\”. Восхваляя \”великую Петрову дщерь\” за покровительство наукам, за осуществление политики мира с другими государствами, Ломоносов пытается создать образ идеальной императрицы, поддержать в продолжении дел Петра:
    Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отворяет дверь.
    Автор мечтает о том, чтобы правление Елизаветы \”отворило дверь\” к счастью всей Русской земли и русского народа. Ломоносов уверен, что лишь с помощью науки богатство, сокрытое в недрах великой и необъятной родины, станет доступным простому народу:
    Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
    Ода — это произведение хвалебного характера, поэтому за блистающими образами императоров и царей реальная жизнь крепостной России, со всеми своими бедами и проблемами, не могла найти достойного отражения. Однако, восхищаясь правлением монархов, Ломоносов на самом деле признавался в любви к своей великой, богатой и необъятной России, беспокоился о ее благе и преуспевании
    248
    9 класс
    всего народа. Бесконечной нежности и любви полны строки, посвященные изображению неограниченных природных просторов Родины, ее девственных лесов, неисчерпаемых богатств:
    Где густостъю животным тесны Стоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.
    Уверенный в таланте и способностях русского народа, Ломоносов испытывает гордость при мысли,
    Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
    Поэт четко знает, что просветительская политика способна стряхнуть с русского человека оковы отсталости, темноты и ограниченности. Он убеждает императрицу в силе новых знаний:
    Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.
    Восхваляя императрицу, Ломоносов пытается заглянуть вперед и увидеть прекрасное и счастливое будущее \”небу равной\” России. Это мощное и неодолимое никакими врагами государство с развитием просвещения и образования может стать поистине всемогущим и непобедимым, избавленным от бед и страданий, поскольку
    Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде:
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде.

  14. Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.
    Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.
    Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *