Сочинение на тему жизнь ночлежников до появления луки

16 вариантов

  1. Уже в экспозиции пьесы, даже в самом начале этой экспозиции, автор убеждает зрителя и читателя – перед ним дно жизни, мир, где должна угаснуть надежда человека на человеческую жизнь. Первое действие разворачивается в ночлежке Костылева. Поднимается занавес, и сразу же поражает удручающая обстановка нищенской жизни: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны… Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все – крашеное, грязное…» В таких страшных, нечеловеческих условиях собрались самые разные люди, выброшенные в силу различных обстоятельств из нормальной, человеческой жизни. Это и рабочий Клещ, и вор Пепел, и бывший Актер, и торговка пельменями Квашня, и девица Настя, и картузник Бубнов, и Сатин – все «бывшие люди». У каждого из них своя драматическая история, но общая участь у всех одна: настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Для большинства ночлежников все лучшее – в прошлом. Вот что говорит Бубнов о своем прошлом: «Я вот – скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые – от краски: меха подкрашивал я, – такие, брат, руки были желтые – по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!» Актер любит вспоминать свое прошлое, как он играл могильщика в «Гамлете», любит поговорить об искусстве: «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…» Слесарь Клещ говорит о себе: «Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…» В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны: «Не помню – когда сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась., как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Ей всего 30 лет, а она неизлечимо больна, умирает от туберкулеза. ,

  2. 2
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    Тема: – Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ I сцены пьесы А.М. Горького «На дне»)

    Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
    Томас Манн
    Ужасен тот, кому уже нечего терять.
    Гете
    Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
    Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
    Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
    Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
    Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне».
    Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
    Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек.
    О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
    Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю». Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
    Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
    А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
    Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

  3. Пьеса «На дне» завершила цикл произведений М. Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.
    Пьеса “На дне” была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле «На дне» явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
    С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всём. «Подвал, похожий на пещеру» – одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.
    Первый акт пьесы даёт также представление и о каждом персонаже. Автор даёт как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин», но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть – ненужный здесь товар.
    Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылёва, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую.
    Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: «Чтобы я, – говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Никто ей не верит, а только насмехается.
    Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна. И это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…». И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».
    Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.
    Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…». Он говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылёв, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
    Так с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается «сквозная» проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.
    По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
    Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!»,- так говорит Бубнов.
    Но, в конечном счёте, вся обстановка первой сцены построена на ощущении безысходности. “Дно” описано во всей его ужасающей правде.

  4. Пьеса «На дне» завершила цикл произведений М. Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.
    Пьеса “На дне” была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле «На дне» явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
    С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всём. «Подвал, похожий на пещеру» – одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.
    Первый акт пьесы даёт также представление и о каждом персонаже. Автор даёт как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин», но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть – ненужный здесь товар.
    Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылёва, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую.
    Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: «Чтобы я, – говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Никто ей не верит, а только насмехается.
    Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна. И это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…». И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».
    Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.
    Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…». Он говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылёв, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
    Так с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается «сквозная» проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.
    По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
    Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!»,- так говорит Бубнов.
    Но, в конечном счёте, вся обстановка первой сцены построена на ощущении безысходности. “Дно” описано во всей его ужасающей правде.

  5. 1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3 акта пьесы Горького.)
    2. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)
    3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?
    4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)
    IV. Итоги урока.
    Домашнее задание.
    Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для групповой работы).
    Уроки 17-18. Роман Горького «Фома Гордеев»:
    Проблемы и герои
    Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. — № 7. —2006).
    Цели: обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характеру героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.
    Ход урока
    Класс разбит на четыре группы, две из которых — группы игроков, одна группа — исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).
    I. Предварительное задание.
    1. Подумайте над вопросами:
    — Каким человеком был отец Фомы?
    — В чем состояла суть отцовской науки?
    — Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
    — Какова жизненная философия Якова Маякина?
    — Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.
    — Как складывается судьба Фомы после смерти отца?
    — Почему Фома не пошел по следам отца?
    2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.
    На доске (эпиграфы):
    Купец в государстве — первая сила, потому что с ним миллионы.
    Нет уж, я сам себе место выберу.
    Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму… Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!
    1-я страница. Сын своего отца.
    Учитель. В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
    Вопросы командам.
    1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы — Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).
    2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то…» — часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?
    Назовите отцовские наставления:
    — ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;
    — ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;
    — ум имей хоть маленький, но свой;
    — нужно с разумом жалеть… и т. д.
    Таким образом, главное, чему учил отец Фому, — быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
    3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина, Грибоедов «Горе от ума»; уроки чести офицера Гринева, Пушкин «Капитанская дочка»; отцовские наставления Чичикова, Гоголь «Мертвые души»)?
    4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
    — Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).
    — Пренебрежительное отношение к бедным.
    — Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).
    — Странности характера (мечтательность, «самокопание»).
    — Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).
    Обобщение. Фома — белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».
    2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе…»
    Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.
    Вопросы командам.
    1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?
    «Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе… и ежели ты ее поймешь — будешь жить без ошибок».
    — Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех гры зи, или лежи в грязи».
    2. «А умен… умнее отца… умнее, но — хуже», — думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?
    3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
    4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова? (Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.)
    5. Каким в словах Фомы предстает купечество?
    3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)
    Учитель. В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?
    Группы готовили по 2 сообщения (на 2—3 минуты):
    1. Люба Маякина.
    2. Африкан Смолин.
    3. Тарас Маякин.
    4. Николай Ежов.
    Обобщение учителя. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью — явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».
    Ежов — пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.
    Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
    Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.
    4-я страница. Возможное будущее Фомы.
    Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.
    (Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.)
    5-я страница. Анализ языка романа.
    Учитель. Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?
    Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:
    — Совесть непобедима лишь для слабых духом.
    — А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.
    — Правду только подслушать можно.
    — Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.
    6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.
    Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).
    Вопросы к командам игроков.
    1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?
    2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?
    3. С кем из героев можно сравнить Фому?

  6. Перекресток разных судеб.
    «Душная» жизнь обитателей ночлежки.
    На дне собственной пустой души.
    Факт появления Луки проходит красной нитью через всю пьесу Горького «На дне». Это явление делит пьесу на две части: до появления и после. Обратимся к этой первой условной части произведения Горького.
    Перед нами уже с первых страниц открывается само дно жизни. А по репликам героев становится понятно: кто и как очутился в этой ночлежке. В этом месте пере-секлись жизненные пути совершенно разных людей: актера (Актер) и работящего (Клещ), образованного (Сатин) и простоватого (Настя). Однако каждый, несмотря на то, что опустился на дно остается жить в своем мире. Для кого-то это мир прошлого (Актер о театре), а для кого стремление к будущему (Клещ мечтает вырваться). Лишь некоторые герои способны совместить свой и реальный мир — Сатин и Пепел. Они трезво оценивают настоящее, не живут только прошлым и не строят иллюзий на счет будущего. Есть еще один персонаж, который смотрит мир не через розовые очки — Анна. Но в будущем нет для нее места, ведь она скоро умрет.
    Вероятнее всего ночлежники не представляют себе будущего и потому не строят своего настоящего. Единственный кто все-таки еще надеется вырваться с этого дна жизни — Клещ. Он уверен, что именно работа поможет ему избавиться от нищенских уз. «Я рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу …» Но новый путь нельзя строить только на материальном, обязательно должна быть и духовная составляющая. А этого у него как раз и нет. Он недолюбливает окружающих, называя их «рвань, золотая рота …» И готов смести все преграды на своем пути. В пьесе таким препятствием стала жена, которой требуется не только еда, но и простое внимание. Однако не муж, а Актер выводит ее в сени подышать воздухом, и Настя потом забирает на кухню. Духота в ночлежке имеет не только прямое, но и переносное значение. Душно, плохо с человеком, который желает тебе смерти (Клещ об Анне: «Вот, погоди …умрет жена») и кормится за твой счет (пельмени, которые Квашня оставила для Анны).
    Жалеет Анну и Костылев и рассуждает о том: кому — что зачтется на том свете. Но дальнейшие его размышления снова сводятся к деньгам. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг. Значит, должен ты его мне возместить …» Когда же должником становится он сам: он меняется и, оправдываясь, ретируется. Этот хамелеон хоть и является содержателем ночлежки и вроде бы должен стоять выше живущих здесь, но выглядит он еще более жалким, чем остальные. Его мелочность в подсчете каждого сантиметра, занимаемого Клещом с женой, для покупки маслица в лампадку не принесет ему отпущение грехов, душевной полноты.
    А зачем ночлежникам душевный покой и мир с собой, когда они о совести рас-суждают как о вещи (сапоги, например). «А куда они — честь, совесть? — равнодушно говорит Пепел, — на ноги вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести … Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть …» А Бубнов вместо этой вещи-совести купил бы лучше ломаные картонки. И лишь Сатин не определяет совесть как вещь, но говорит, что в этом мире совесть иметь не выгодно. Получается, что совесть никому не нужна: ни ночлежникам, ни власть имущим их хозяевам. Как же такие разные люди пришли к единому выводу? Как стали равными на дне жизни, словно на подбор?
    На последний вопрос нельзя дать однозначного ответа. Обратимся в этом случае к речи ночлежников. Например, Сатин произносит термины, значение которых сам не всегда знает: «транс-сцедентальный». Он так объясняет появление у него этих слов: «Люблю непонятные, редкие слова … Когда я был мальчишкой … служил на телеграфе … я много читал книг». Одна эта фраза говорит о богатом духовном опыте Сатина, почерпнутом из книг. Они учат, подсказывают, дают пищу для размышлений. Таким воспитанником культуры является и Актер. Он тоже когда-то соприкоснулся с волшебным миром искусства, одухотворяющим и оживляющим: «Офелия! О … помяни меня в твоих молитвах!…» Мы узнаем, что он играл могильщика — роли не такой уж важной и значительной. Но Актер был в храме искусства — театре, видел, как другие люди перевоплощались в своих персонажей и переживали их судьбу. Он сочувствовал им и учился тонко понимать жизненный путь каждого. А следующая за этим реплика Клеща: «Ты с метлой играть скоро будешь, окончательно приземляет нас снова на дно жизни. И Сатин теперь усмехается, что был образованным человеком, и подтверждает слова Бубнова, что «все сотрется, как себя снаружи не раскрашивай». Вся прежняя жизнь осталась лишь пылью на каждом персонаже, которая при первом мановении ветерка исчезает. И нам открывается не только дно жизни, но и пустые шатающиеся души, населяющие его. Все они думают о прошлом, настоящем, будущем, но никто не думает о своем внутреннем душевном самочувствии и окружающих. А зачем им задумываться об этом, ведь если они там значит мертвы. «Потому что — дважды убить нельзя», — говорит Сатин.
    Каждый, живущий в ночлежке, попал не только на дно жизни, но и на дно соб-ственной пустой души. А вот заполнить ее нечем. Иастя создает лишь иллюзорный мир из книги «Роковая любовь». Она поплачет над ней, но это ничего не меняет ни в ней самой, ни в окружающем мире. Ночлежники сами уже не способны найти: чем оживить свои мертвые души. Да и соседи по несчастью с пустыми душами не могут помочь найти смысл своего жизненного пути. Дно еще больше разлагает духовную составляющую жизни, давая взамен лишь материальное. Оно еще больше уравнивает таких разных людей.
    Вот в такое мертвое царство и попадает странник Лука. Роль его в оживлении ночлежников тема других сочинений. А пока мы остаемся в подвале, похожем на пещеру с его отчаявшимися обитателями. Они живу вместе, но не принимают никого участия в жизни друг друга. Каждая душа полна прекрасных воспоминаний о прошлом. С ними они и живут. И только это их утешает.

  7. Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: «Это будет страшно». Тот же акцент подчеркнут и в её меняющихся названиях: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия – «ночлежка», не характер условий жизни – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Окончательное название объединяет в себе все эти понятия и оставляет место для размышления: на «дне» чего? Только ли жизни, а может быть, – и души? Таким образом, пьеса «На дне» содержит как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое, второе – философское.
    Тема дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к ней. Сам Горький так писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших» людей, в числе которых я видел не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни».
    Уже в экспозиции пьесы, даже в самом начале этой экспозиции, автор убеждает зрителя и читателя – перед ним дно жизни, мир, где должна угаснуть надежда человека на человеческую жизнь. Первое действие разворачивается в ночлежке Костылева. Поднимается занавес, и сразу же поражает удручающая обстановка нищенской жизни: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны… Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – крашеное, грязное…» В таких страшных, нечеловеческих условиях собрались самые разные люди, выброшенные в силу различных обстоятельств из нормальной, человеческой жизни. Это и рабочий Клещ, и вор Пепел, и бывший Актер, и торговка пельменями Квашня, и девица Настя, и картузник Бубнов, и Сатин – все «бывшие люди». У каждого из них своя драматическая история, но общая участь у всех одна – настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом. Вот что говорит Бубнов о своем прошлом: «Я вот – скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые – от краски: меха подкрашивал я, – такие, брат, руки были желтые – по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки,.. просто грязные… да!» Актер любит вспоминать свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете», любит поговорить об искусстве: «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…» Слесарь Клещ говорит о себе: «Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…» В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны. «Не помню – когда сыта была… – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Ей всего 30 лет, а она неизлечимо больна, умирает от туберкулеза.
    К своему положению ночлежники относятся по-разному. Одни из них смирились со своей участью, так как понимают, что изменить уже ничего нельзя. Например, Актер. Он говорит: «Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…» Другие, например Клещ, твердо верят в то, что честным трудом он поднимется со «дна», станет человеком: «…Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
    Мрачная обстановка ночлежки, безысходность положения, крайняя степень нищеты – всё это накладывает отпечаток на обитателей ночлежки, на их отношение друг к другу. Если мы обратимся к диалогам 1-го действия, то увидим атмосферу недоброжелательства, душевной чёрствости, взаимной неприязни. Все это создает напряженную обстановку ночлежки, в ней поминутно рождаются споры. Причины этих ссор на первый взгляд совершенно случайны, но каждая – свидетельство разобщенности, отсутствия взаимного понимания героев. Так, Квашня продолжает начатый за сценой никчемный спор с Клещом: она отстаивает свое право на «свободу». («Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти».) Сам Клещ постоянно отгораживается от давно и смертельно больной жены Анны. Время от времени бросает в адрес Анны грубые и черствые слова: «Заныла», «Ничего… может, встанешь – бывает», «Вот погоди… вот умрет жена». Барон привычно насмехается над своей сожительницей Настей, поглощающей очередной бульварный роман о «роковой любви». Его действия по отношению к ней: «…выхватив книгу у Насти, читает название… хохочет… ударяя книгой по голове Настю… отнимает книгу у Насти» – свидетельствуют о желании Барона унизить Настю в глазах окружающих. Рычит, никого не пугая, проспавшийся после обычного для него опьянения Сатин. Актер нудно повторяет одну и ту же фразу о том, что его организм отравлен алкоголем. Ночлежники постоянно пререкаются между собой. Использование бранной лексики является нормой общения их между собой: «Молчать, старая собака!» (Клещ), «У, нечистый дух…» (Квашня), «Мерзавцы» (Сатин), «Старый чёрт!.. Подите вы к чертям!» (Пепел) и др. Анна не выдерживает и просит: «Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!»
    В первом действии появляется владелец ночлежки Михаил Иванович Костылев. Он приходит, чтобы проверить, не прячет ли Пепел его молодую жену Василису у себя. С первых реплик вырисовывается лицемерный и лживый характер этого персонажа. Он говорит Клещу: «Сколько ты у меня места занимаешь в месяц… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…» Рассуждая о доброте, напоминает Актеру о долге: «Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – это так и есть долг! Значит, должен ты мне его возместить…» Костылев скупает краденое (у Пепла купил часы), но деньги отдает Пеплу не полностью.
    Индивидуализируя речь героев, Горький создает колоритные фигуры обитателей «дна». Бубнов вышел из социальных низов, потому понятно его тяготение к пословицам и поговоркам. Например, «А кто пьян да умен – два угодья в нем». Сатин любит словесную игру, употребляет в речи иностранные слова: «Органон… сикамбр, макробиотика, трансцедентальный…», порой сам не понимая их смысла. Речь лицемера и стяжателя Костылева насыщена «благочестивыми» словами: «добро», «благо», «грех».
    Первое действие пьесы чрезвычайно важно для понимания всей пьесы. Насыщенность действия проявляется в людских столкновениях. Стремление героев вырваться из пут дна, появление надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, – всё это подготавливает появление странника Луки, сумевшего укрепить эту иллюзорную веру.
    В своей пьесе «На дне» М. Горький открыл перед зрителем новый, доселе неизвестный на русской сцене мир – низов общества. Она явилась свидетельством неблагополучия современного социального строя. Пьеса вызывала сомнение в праве этого строя на существование и звала к протесту и борьбе с той системой, которая делала возможным существование такого «дна». В этом заключался источник успеха этой пьесы, o котором современники говорили, что никакие эпитеты – колоссальный, грандиозный – не могут измерить подлинного масштаба этого успеха.

  8. Пьеса М. Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности.
    Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». Вот как писал о своей пьесе «На дне» сам автор: «Когда я создавал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел „двойника“ — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Пьеса «явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», — писал Горький.
    С первых сцен своего произведения драматург вводит читателя в мир ночлежки — местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая нищета сквозит во всём: «Подвал, похожий на пещеру». Одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание почти первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства, существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.
    Первый акт пьесы также даёт представление и о каждом персонаже. Например, Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую женщину.
    О Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения — «барин». Но ночлежка, куда герой попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть — не нужный здесь товар.
    Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет замуж: «Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала — нет!» Никто ей не верит, а только насмехается.
    Вообще насмешка — единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением, и даже ненавистью к постояльцам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться из «дна». И что это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…».
    И действительно, жена Клеща, Анна, стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. Муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежностью заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…».
    Сатин и Актёр — игрок и пьяница — в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда произносят какие-то умные фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих понятий, они лишь неожиданно всплывают в голове.
    Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, — Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя — кроме черта — любит…» Костылёв говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит в пьесу проблему утешающих иллюзий. Потому, что о ней заговорил Костылёв, становится понятно, как относится к этому вопросу сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Так, с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается проблема гуманизма.
    По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене. Но по содержанию это только сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них. Речь героев несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!», — так говорит Бубнов.
    Но в конечном счёте вся обстановка ночлежки создает ощущении безысходности. «Дно» описано во всей его ужасающей правде. Каково бы ни было развитие сюжета, читатель с первых сцен понимает, что этот ужас, эта ночлежка — тупик, выбраться из которого невозможно.

  9. 9
    Текст добавил: КласснаяЧика

    Пьеса ??На дне?? была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: ??Это будет страшно??. Тот же акцент подчеркнут и в её меняющихся названиях: ??Без солнца??, ??Ночлежка??, ??Дно??, ??На дне жизни??. Заглавие ??На дне?? впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил ?? место действия – ??ночлежка??, ?? характер условий жизни – ??без солнца??, ??дно??, даже ?? социальное положение – ??на дне жизни??. Окончательное название объединяет в себе все эти понятия и оставляет место для размышления: на ??дне?? чего? Только ли жизни, а должна быть, – и души? Исходя из вс??? выше сказанного, мы приходим к выводу, что пьеса ??На дне?? содержит как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое, второе – философское.
    Тема дна ?? нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к ней. Сам Горький так писал о своей пьесе: ??Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром ??бывших?? людей, в числе которых я видел ?? только лишь странников, обитателей ночлежек и вообще ??люмпен-пролетариев??, но и некоторую часть интеллигентов, ??размагниченных??, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни??.
    Уже в экспозиции пьесы, даже в самом начале ?той экспозиции, автор убеждает зрителя и читателя – перед ним дно жизни, мир, где должна угаснуть надежда человека на человеческую жизнь. Первое действие разворачивается в ночлежке Костылева. Поднимается занавес, и сразу же поражает удручающая обстановка нищенской жизни: ??Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны… Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – крашеное, грязное…?? В таких страшных, нечеловеческих условиях собрались самые разные люди, выброшенные в силу различных обстоятельств из нормальнои?, человеческой жизни. Это и рабочий Клещ, и вор Пепел, и бывший Актер, и торговка пельменями Квашня, и девица Настя, и картузник Бубнов, и Сатин – все ??бывшие люди??. У каждого из них своя драматическая история, но общая участь у всех одна – настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущ??? у них нет. Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом.
    Понятие и виды, 2018.
    Вот что говорит Бубнов о своем прошлом: ??Я ??? – скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые – от краски: меха подкрашивал я, – такие, брат, руки были желтые – по локоть! Я уж думал, что до самой смерти ?? отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь ??? они, руки,… просто грязные… да!?? Актер любит вспоминать свое прошлое: он играл могильщика в ??Гамлете??, любит поговорить об искусстве: ??Я говорю – талант, ??? что нужно герою. А талант – ?то вера в себя, в свою силу…?? Слесарь Клещ говорит о себе: ??Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…?? В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны. ??Не помню – когда сыта была… – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше иного ?? съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…?? Ей вс??? 30 лет, а она неизлечимо больна, умирает от туберкулеза.
    К своему положению ночлежники относятся по-разному. Одни из них смирились со своей участью, так как понимают, что изменить уже нич??? нельзя. К примеру, Актер.
    Размещено на реф.рф
    Он говорит: ??Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…?? Другие, например Клещ, твердо верят в то, что честным трудом он поднимется со ??дна??, станет человеком: ??…Ты думаешь я ?? вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…??
    Мрачная обстановка ночлежки, безысходность положения, крайняя степень нищеты – всё ?то накладывает отпечаток на обитателей ночлежки, на их отношение друг к другу. Если мы обратимся к диалогам 1-го действия, то увидим атмосферу недоброжелательства, душевнои? чёрствости, взаимнои? неприязни. Все ?то создает напряженную обстановку ночлежки, в ней поминутно рождаются споры. Причины этих ссор на первый взгляд совершенно случайны, но каждая – свидетельство разобщенности, отсутствия взаимного понимания героев. Так, Квашня продолжает начатый за сценои? никчемный спор с Клещом: она отстаивает свое право на ??свободу??. (??Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – ?? подумаю замуж за н??? идти??.) Сам Клещ постоянно отгораживается от давно и смертельно больнои? жены Анны. Время от времени бросает в адрес Анны грубые и черствые слова: ??Заныла??, ??Ничего… может, встанешь – бывает??, ??Вот погоди… ??? умрет жена??. Барон привычно насмехается над своей сожительницей Настей, поглощающей очереднои? бульварный роман о ??роковой любви??. Его действия по отношению к ней: ??…выхватив книгу у Насти, читает название… хохочет… ударяя книгой по голове Настю… отнимает книгу у Насти?? – свидетельствуют о желании Барона унизить Настю в глазах окружающих. Рычит, никого ?? пугая, проспавшийся после обычного для н??? опьянения Сатин. Актер нудно повторяет одну и ту же фразу о том, что ??? организм отравлен алкоголем. Ночлежники постоянно пререкаются между собой. Использование браннои? лексики является нормой общения их между собой: ??Молчать, старая собака!?? (Клещ), ??У, нечистый дух…?? (Квашня), ??Мерзавцы?? (Сатин), ??Старый чёрт!.. Подите вы к чертям!?? (Пепел) и др.
    Размещено на реф.рф
    Анна ?? выдерживает и просит: ??Начался день! Бога ради… ?? кричите… ?? ругайтесь вы!??
    В первом действии появляется владелец ночлежки Михаил Иванович Костылев. Он приходит, чтобы проверить, ?? прячет ли Пепел ??? молодую жену Василису у себя. С первых реплик вырисовывается лицемерный и лживый характер ?того персонажа. Он говорит Клещу: ??Сколько ты у меня места занимаешь в месяц… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконои? жертва моя гореть…?? Рассуждая о доброте, напоминает Актеру о долге: ??Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – ?то так и есть долг! Значит, должен ты мне ??? возместить…?? Костылев скупает краденое (у Пепла купил часы), но деньги отдает Пеплу ?? полностью.
    Индивидуализируя речь героев, Горький создает колоритные фигуры обитателей ??дна??. Бубнов вышел из социальных низов, потому понятно ??? тяготение к пословицам и поговоркам. К примеру, ??А кто пьян да умен – два угодья в нем??. Сатин любит словесную игру, употребляет в речи иностранные слова: ??Органон… сикамбр, макробиотика, трансцедентальный…??, порой сам ?? понимая их смысла. Речь лицемера и стяжателя Костылева насыщена ??благочестивыми?? словами: ??добро??, ??благо??, ??грех??.
    Первое действие пьесы чрезвычайно важно для понимания всей пьесы. Насыщенность действия проявляется в людских столкновениях. Стремление героев вырваться из пут дна, появление надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, – всё ?то подготавливает появление странника Луки, сумевш??? укрепить эту иллюзорную веру.
    В своей пьесе ??На дне?? М. Горький открыл перед зрителем новый, доселе неизвестный на русской сцене мир – низов общества. Она явилась свидетельством неблагополучия современного социального строя. Пьеса вызывала сомнение в праве ?того строя на существование и звала к протесту и борьбе с той системой, которая делала возможным существование такого ??дна??. В ?том заключался источник успеха ?той пьесы, o котором современники говорили, что никакие эпитеты – колоссальный, грандиозный – ?? могут измерить подлинного масштаба ?того успеха.

  10. 1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты. Скопление разных людей, оказавшихся вместе не по воле, а по обстоятельствам.
    2. Действие начинается ссорой. Это обычное начало дня. Атмосфера ночлежки пропитана враждебностью, злобой.
    3. Ночлежники люди грубые, чёрствые, привыкшие к зрелищу человеческих страданий. Их разговор не становится диалогом. Нет нормального общения. Единственная форма общения – ругань, издёвка. Каждая реплика звучит как отдельная, на неё нет отзыва.
    4. Здесь, на «дне», присутствуют все человеческие ценности, вернее то, что «наверху» принято считать ценностями, но как же они изломаны, изуродованы. Но не эти люди их изуродовали. Просто здесь в сконцентрированном до абсурдности формате живет то, что «наверху» существует в более разбавленном, разреженном виде. Семья – Клещ и Анна, Костылев и Василиса, воспоминания Квашни о муже. Труд – Клещ с его работой, прикованностью к обрубку дерева, злобой на всех и всё. Религия – лицемерие Костылева и его лампадка, масло для которой куплено на деньги, выжатые с нищих постояльцев.
    5. Здесь, в самом начале пьесы, уже проявляется закономерность, типичная для Максима Горького: чем больше герой оторван от среды, чем меньше от неё зависит, чем чище, по выражению Бубнова, стер с себя наружную краску, тем он человечнее, привлекательнее. Самый несимпатичный – Клещ, не желающий расстаться со старыми, принесенными «сверху», представлениями о назначении человека.
    6. В первых сценах уже завязывается главная проблема, решению которой посвящена пьеса: проблема правды и лжи. Клещ – Квашне:
    Врешь!
    Квашня – Клещу:
    А-а! Не терпишь правды!
    Сатина били за шулерскую игру в карты. Настя читает «Роковую любовь». Васька злится на Костылева, за то что разбудил и не дал досмотреть «хороший сон».
    7. Появление Луки подготовлено спором о чести и совести.

  11. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
    Томас Манн
    Ужасен тот, кому уже нечего терять.
    Гете
    Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
    Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
    Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
    Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
    Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне».
    Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
    Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек.
    О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
    Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю». Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
    Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
    А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
    Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

  12. Стихотворение В.В. Маяковского “Сергею Есенину”. (Восприятие, истолкование, оценка).
    Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и суть поэзии. Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли- стихи. Из грязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхажи-вать, рыхлить поэт эту почву своего ума, чем больше дождей вдохновения прольется на нее, тем лучше вырастут цветы, плоды этих трудов. Только такие стихи – взращенные с мучение, те, на которые положено много труда, искренние, идущие из глубины души поэта – только такие стихи можно назвать настоящими стихами, настоящими произведе-ниями искусства. Таковы стихотворения многих поэтов, и Маяковский в их числе. В своем стихотворении “Сергею Есенину” он говорит о проблеме поэта и его поэзии.
    Пространство стихотворения довольно интересно – это мир людей. В целом цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета (“Е чтоб щеки заливал смертельный мел”, чернила). С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта – листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, пространст-во, окрашенное в такие тона, напоминает о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их закапывают, об одиночестве и темноте, окружающей человека после смерти (“ЕПустотаЕ Летите, в звезды врезываясь”).
    Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звонкие звуки соответствуют больше самой жизни, принадлежат ей, а тихие, шипящие (“заупокойный”, “прошлых”, “переделавши”) – умиранию, смерти:
    Е У народа,
    у языкотворца, умер звонкий
    за-булдыга подмастерье
    И несут стихов заупокойный лом,
    с прошлых с похорон не переделавши почти.
    Кроме того, есть в стихотворении и “бронзы звон”, и “гремящий скандалист”, и “трехпалый свист”. Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова.
    Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского – лесенкой. Его можно отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Некоторые слова Маяковский выносит с конца строки на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание:
    ЕНи тебе аванса, ни пивной Трезвость Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло – вина – мало – вина, классом – до драк – квасом – дурак) придает мыслям автора четкость, законченность, но рифма не всегда явная (врезываясь – трезвость), из-за чего стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также придает звучанию речи действительно разговорный характер.
    Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму. Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет разговор с ним живым, могущим его услышать: “Вы ушли, как говорится, в мир инойЕ” Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не говорится, о чем умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину – это лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные сомнения в четкие мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для Маяковского создание стихов – это некое умение, способность (“ЕВы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел”.). Причем такая способность не просто так дается, ее нужно использовать, использовать как полезное, нужное, ведь поэт – подмастерье народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что у него на душе главное. Поэтому, конечно, Маяковский осуждает тех, кто считает, что “Е к вам приставить бы кого из напостов – стали б содержанием премного одаренней”, ведь невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать “утомительно и длинно”, а главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт без свободы – не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому Маяковский говорит: “Почему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!” Маяковский презирает те пути, которые “протоптанней и легче”. Для него невозможна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. Есенин, талант которого Маяков-ский признает одним из лучших, перестает бороться, перестает сражаться, умирает – и перестает творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собственному желанию перестал создавать свои стихи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее – в безостановочном движении вперед. Без сомнений, без сожалений, без оглядки: “Марш!..” И пусть жизнь трудна, но он вырвет “радость у грядущих дней”. И зная о том, что случается с поэтом после смерти, когда “к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь”, “ваше имя в платочки рассоплено”, а стихи мямлят и мнут, Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей: “в этой жизни помереть не трудно”, а у настоящих поэтов, по Маяковскому, весь смысл их творчества в том, чтобы “сделать жизнь”, что “значительно трудней”. Но труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь “слово – полководец человечьей силы”.
    Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель – жить, чтобы “сделать жизнь” и воспеть ее, – он всегда стремился к этому. И его, без сомнения, можно отнести к тем великим поэтам, которым удалось взрастить в своих душах прекраснейший цветок – цветок поэзии.

  13. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
    Томас Манн
    Ужасен тот, кому уже нечего терять.
    Гете
    Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся “на дно” жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в Российской Федерации и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
    Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
    Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман “Роковая любовь”, что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
    Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого “дна”? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
    Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но в данный момент его “организм отравлен алкоголем”. Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что “талант – это вера в себя, в свою силу”. Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался “на дне”.
    Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
    Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то “свое заведение имел”, работал, а теперь и он один из обитателей “дна”, никому не нужный человек.
    О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
    Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: “Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю”. Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
    Сатин – “интеллигент”, “философ”. Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. “Макробиотика”, “оранон”, “сикамбр” и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: “Многим финансы легко достаются, да немногие легко с ними расстаются”. Свое нежелание работать он объясняет так: “Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!” И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
    А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: “… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна”. Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство “сильных мира сего”. Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более невысоким человеком: он не отдает Василию финансы за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: “Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…” Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
    Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они “бывшие”: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам “кузнец своего счастья”, сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен “на дно”. Ведь “в карете прошлого далеко не уедешь”. Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *