Сочинение на тему жизнь обломова

11 вариантов

  1. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
    На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
    Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
    После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
    Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
    Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
    Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

    Вариант 4

    Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
    Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
    Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
    Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
    Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
    Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
    Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”. Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
    10 класс.

  2. 2
    Текст добавил: Drums & Flo on Bits records

    Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).
    Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.
    Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

    Сон Обломова

    Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.
    Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.

    Заключение

    Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.
    Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.

  3. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

  4. Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.
    Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

    Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

    Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
    Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.
    Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

    Заключение

    Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

  5. Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
    Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
    В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

    Выводы

    Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.

  6. В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
    Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

    Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

    В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
    Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

    Заключение

    Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

  7. 7
    Текст добавил: Анастасия Теут

    “Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем” (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    “Сон Обломова”. (Анализ эпизода из романа И. А.Гончарова “Обломов”.)
    «Его нравственная стихия – инерция и безмятежность» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    «Жизнь моя началась с погасания…»
    «Мысль семейная» в романе «Обломов»
    «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).
    «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?»
    «Отчего я другой?» (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    «Отчего я другой?» (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)
    Авторская позиция в романе «Обломов»
    Авторская позиция в романе «Обломов»
    Анализ эпизода “Прощальная встреча Обломова и Ольги”
    Анализ эпизода прощания Штольца с Обломовым
    Анализ эпизода “Последнее объяснение Ольги и Обломова”
    Андрей Штольц – надуманность образа (роман “Обломов”)
    Андрей Штольц как “человек действия”
    Антиподы ли Обломов и Штольц?
    Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»
    В чем причины «обломовщины» (глава «Сон Обломова»)?
    В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Вечные образы в романе «Обломов»
    Все мы в душе Обломовы
    Встреча Обломова со Штольцем (анализ 3-ей главы II части романа И.А. Гончарова «Обломов»).
    Герои романа И.А. Гончарова – Обломов и Алексеев
    Гончаров и “натуральная школа”: точки пересечения и расхождения. (Первая часть романа.)
    Два женских характера в романе И.А. Гончарова «Обломов».
    Два лика любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”
    Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»
    Диван – трон Обломова (сочинение-миниатюра)
    Дружба Обломова и Штольца
    Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
    Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»
    Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Жизнь на Выборгской стороне. Агафья Матвеевна
    Захар – второй Обломов (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
    Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
    Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова (По роману “Обломов”)
    Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману «Обломов»)
    Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова «Обломов».
    Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Илья Обломов – объект сатиры или жалости (Роман Н.А. Гончарова «Обломов»)
    Илья Обломов и Ольга Ильинская
    Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литерату-ры XIX века. – И.А.Гончаров. «Обломов».)
    Как Илья Ильич становится «обломовым»?
    Какие чувства во мне вызывает Обломов?
    Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»
    Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»
    Кто нужен России: Обломов или Штольц?
    Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына
    Любовь Обломова
    Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
    Мини-сочинение “Обломов и его окружение”
    Мир города Калинова и Обломовка
    Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Можно ли, на ваш взгляд, назвать И.И. Обломова трагическим лицом? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Нравственная проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов»
    Обломов
    Обломов
    Обломов – барин и человек
    Обломов – национальный характер
    Обломов – общечеловеческий тип.
    Обломов и «другие» (сочинение-миниатюра по 8 главе романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    Обломов и «другие» (сочинение-миниатюра по 8 главе романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    Обломов и «лишний человек»
    Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Обломов и Захар в романе И. Гончарова «Обломов».
    Обломов и обломовщина
    Обломов и обломовщина (по роману «Обломов»)
    Обломов и обломовщина (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)
    Обломов и обломовщина (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Обломов и обломовщина (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Обломов и обломовщина (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Обломов и обломовщина как явление русской жизни
    Обломов и обломовщина как явление русской жизни
    Обломов и Ольга
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц
    Обломов и Штольц (по роману «Обломов»)
    Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Обломов и Штольц (по роману И.Гончарова «Обломов»)
    Обломов и Штольц – два типа жизни и два сознания
    Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов
    Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И.А Гончарова «Обломов»)
    Обломов как лишний человек
    Обломов среди «лишних» людей (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Обломов- “голубиная душа” или “лишний человек”?
    Обломов: его сущность, характер и судьба.
    Обломовка во сне и наяву
    Обломовка во сне и наяву
    Обломовщина в наши дни
    Обломовщина и штольцевщина как типы жизни
    Обобщающая сила образа Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Образ Андрея Штольца
    Образ Захара
    Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова
    Образ Обломова
    Образ Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
    Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    Один день из жизни Обломова
    Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – две женщины в жизни Обломова.
    Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
    Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И.А.Гончаров. «Обломов».)
    Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
    Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И.А. Гончарова «Обломов» и Ф.М. Достоевского «Идиот»)
    Письмо Обломова к Ольге Ильинской (анализ 10 главы второй части романа И.А.Гончарова «Обломов»)
    Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ 10-й главы второй части романа И.А. Гончарова «Обломов»)
    Письмо Обломова Штольцу
    Письмо Обломову в позапрошлый век (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Письмо Пшеницыной
    Портреты и интерьеры в романе Гончарова “Обломов”
    Потрет как средство создания образа в романе «Обломов»
    Почему Андрей Штольц не смог изменить образ жизни Обломова?
    Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).
    Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич»
    Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?
    Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова?
    Почему Обломов лежит на диване? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)
    Почему Обломова нельзя назвать отрицательным персонажем?
    Почему обломовщина актуальна в наше время?
    Почему Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова? (по одноименному роману И.А. Гончарова)
    Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова “Обломов”.)
    Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Причины деградации Обломова
    Причины появления «обломовщины»
    Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова “Обломов”
    Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Пути, которые не выбирал Обломов
    Пути, которые не выбрал Обломов (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
    Развитие отношений Обломова и Ольги
    Роль визитёров Обломова в создании образа главного героя
    Роль сна Обломова
    Роль художественной детали в романе «Обломов»
    Роман «Обломов» в русской критике
    Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателя
    Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)
    Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)
    Роман И.А. Гончарова «Обломов» как монография
    С каким цветком вы бы сравнили Ольгу Ильинскую — героиню романа И.А. Гончарова «Обломов»?
    Смысл оппозиции Обломов-Штольц в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Сон Обломова
    Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»)
    Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»).
    Сопоставительная характеристика главных героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»
    Социально-психологические причины «обломовщины»
    Сочинение по роману «Обломов»
    Спор Обломова и Штольца.
    Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов”
    Сравнение статей Добролюбова «Что такое Обломовщина?» и Дружинина «Обломов – роман И.А. Гончарова»
    Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
    Становление Обломова.
    Столкновение мечты и реальности в жизни Обломова (по одноименному роману И.А. Гончарова)
    Счастье в понимании Обломова и меня.
    Сюжетные антитезы в романе “Обломов”
    Тема движения и покоя в произведении И. А. Гончарова «Обломов»
    Тема любви в романе «Обломов»
    Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Характеристика Обломова
    Характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Художественное мастерство Гончарова в раскрытии человеческих характеров (по роману «Обломов»)
    Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов»
    Художественные особенности романа Гончарова «Обломов»
    Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
    Человеческие типы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Черты русского национального характера в Обломове
    Что такое “обломовщина”?
    Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов».)
    Что такое обломовщина?
    Что такое обломовщина?
    Что такое обломовщина?
    Штольцы и Обломовы в наше время

  8. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.
    Добавил: Lisenochka

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Без действия нет жизни…
    В.Г. Белинский
    Как басня, жизнь ценится не за длину, но за содержание.
    Сенека
    На первый взгляд, “Обломов” может показаться предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого можно пересказать одной фразой: тут изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, а потому и оказывается неприспособленным к жизни и бесславно умирает ещё сравнительно молодым человеком. Но на самом деле, этот роман имеет более глубокий смысл, в нём отражена целая эпоха, целое поколение людей. Что-то от Обломова переходит каждому бездельнику и повесе, привыкшему жить за чужой счёт, и даже человеку деятельному и со стремлениями, который с годами теряет эти качества и становится таким же лежебокой.
    Внутреннюю основу, как бы “скелет” романа составляет ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов. Такая композиция приводит к плавной завершённости все сюжетные линии. Всю жизнь Обломова можно сопоставить с временами года. События первой части разворачиваются весной: первого мая Обломов лежит на своём знаменитом диване и принимает посетителей, которые зовут его на гулянье в Екатерингоф. Но Илья Ильич всем поочерёдно отказывает. Это уже говорит о лени героя, об отсутствии желания что-либо делать.
    Картину жизни, показанную в этой части, отличает полнота вещественных примет, деталей, всё изображено с мельчайшими подробностями. Здесь совершается представление героя читателю, его облик, привычки. Образ Обломова полностью раскрывается через быт, например, в перебранке с Захаром, в которой они равны в своей бездуховности, поглощённостью мелочами, – Илья Ильич и Захар ссорятся из-за грязи в комнатах, из-за денег, переезда на квартиру. Затем автор приступает к рассказу о прошлом героя, о его духовных влечениях, интересах. Оказывается, что прежде чем обосноваться на диване, Обломов прошёл службу, увлечение светом.
    Но, проработав два года, Илья Ильич бросил службу. Обломов учился в пансионате, университете, но полученные там знания он не смог реализовать: “Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе”. Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, “счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности…” навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в нём высокие мечты, отбил желание устраивать служебную карьеру. Вся жизнь Обломова строится на мечтах, он всё время “витает в облаках”. И, рисуя мечтания героя, автор прибегает к иронии – “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом…” – перед нами уже не тот Обломов, который весь поглощён в быт и совершает нелепые поступки. Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов “так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего; что едва ли у него вяжутся мысли в голове”. Так о нём толковали везде, где его знали. Сам писатель наталкивает на мысль, что, возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, “так о нём представляли везде…”, а не настоящий, которого знает автор, о котором и написан роман. Таким образом, первая часть является прологом, “введением” в произведение.
    Вторая часть изображает “пробуждение” Обломова, когда между ни и Ольгой разгорается любовь, постепенно переходящая в пылкую страсть. Герой живёт на даче, и на фоне летней, меняющей краски природы разворачиваются события. Увлечение, охватившее Илью Ильича и Ольгу, помогло проявиться лучшим качествам, присущим натуре каждого из них. Ольге открылись добрая душа и сердце Обломова, она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. “Возвратить человека к жизни – столько славы доктору, когда он спасает безнадёжного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?!” Самолюбие движет поведением героини, она гордилась самой возможностью провести такой “эксперимент”, тем, что “всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить! Она – виновница такого превращения!” Любовь Обломова обладала одной особенностью, которая, возможно, и сыграла решающую роль в дальнейших взаимоотношениях героев. Эта любовь романтика-мечтателя, она возвышенна, восторженна, идеальна. Когда Обломов делает предложение Ольги, он разочаровывается её спокойствием, ведь он мечтал о “стыдливом согласии, о слезах”. Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова, но идеал для него всегда только мечта, ему вполне хватает предвкушения счастья.
    В третьей части, в связи с начавшейся осенью, Илья Ильич переезжает на Выборгскую сторону: “И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее; как будто не хватило в ней содержания”. Первым испытанием любви стал её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольги – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность, но она сразу тускнеет. “Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошёл, что любовь в самом деле становится долгом, что она мешалась со всей жизнью, входила в состав её обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски”. Для Ольги же “жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг”. Ольга чувствовала, что любовь больше не двигается вперёд, страдала и видела выход в побуждении героя к действию. Но Обломов предпочитал лежать на диване, мечтать об Ольге, о счастье и ничего не делать по устройству имения, что приблизило бы реальность счастья.
    Она понимала безысходность их романа, отчего и мучилась, но больше всего страдало её самолюбие. Вскоре она осознала, что роль “путеводной звезды” не для неё, и её нужен сильный человек. Таким человеком и стал Штольц – лучший друг Обломова, человек, который его понимал, заботился о нём. Они дружили с детства, но Штольц в отличие от Обломова – воплощение энергии, “Он беспрестанно в движении”, “он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Только наедине со Штольцем, единственным близким ему человеком, Илья Ильич становился таким, каким был показан “в одну из ясных, сознательных минут в его жизни”, в тайной исповеди перед самим собой. Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни “печально”, “с едва заметной горечью”, “со вздохом”. То есть Обломов понимает свои ошибки, недостатки и осознаёт бесцельность своего существования.
    И, наконец, четвёртая часть романа – об умирании, смерти Обломова. Он расстаётся с Ольгой, а параллельно в природе устанавливается зима: “Снег валил хлопьями и густо устилал землю. “Снег, снег, снег! – твердил он бессмысленно, глядя на сне, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. – Всё засыпал!” – шепнул потом отчаянно, лёг в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном”. Белый снег и свинцовый сон Обломова предвещают скорый финал его жизни. Герой тихо и покойно живёт под крылом Агафьи Матвеевны; как зимняя природа, так и он постепенно всё более погружался в оцепенение, замирают живые силы, “душа организма”. Обломов обрёл в Агафьи Матвеевне свою покойную мать, которая была для него идеалом, сохранившимся в памяти с детских лет. В доме Пшенициной о нём заботились, ему ничего не нужно было делать, можно было лежать на диване и наслаждаться стряпнёй хозяйки.
    Этот роман оставил в моей душе тяжёлое, неизгладимое впечатление. Я стала задумываться над вопросом: а не есть ли я сама в коем-то роде Обломов? Не ждёт ли меня такой конец, не проживу ли я бесславно свою жизнь? Ведь и в наши дни ведут жалкое существование тысячи обломовцев, поэтому не стоит забывать такое слово, как “обломовщина”, иначе она может настигнуть и нас.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Илья Ильич Обломов — главный герой романа И. А. ГончаровА «Обломов», представитель пассивной части населения, нежелающий жить, развиваться, мыслить.
    ОН редко бывает на людях, преимущественно проводя жизнь на диване: «Лежанье у Ильи Ильича было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как лентяя: это было нормальным состоянием».
    Несмотря на такой образ жизни, Обломова посещают мысли о смысле и цели его существования, о своем назначении, быть может, высоком и светлом: «Ему грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования».
    В душе Обломова и впрямь немало доброты, он способен на прочную, искреннюю дружбу: «Был ему по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искреннее его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Карлович Штольц».
    Роковое слово «обломовщина» первым в романе произносит именно Штольц, послушав, как его друг Илья разворачивает перед ним свой идеал жизни, вынесенный из детства, утверждая, что все ищут того же. «Не все, и ты сам, лет десять, не то искал в жизни», — возражает неугомонный Андрей, живо напоминая Илье его прежние мечты. «Вон, ты выгнал труд из жизни: на…
    что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть, в последний раз… Теперь или никогда!» — заявляет решительно настроенный друг, и, Обломов соглашается с ним, вновь очутившись под влиянием сильной воли Андрея.
    Однако ни усилия друга, ни любовь Обломова к Ольге Ильинской — ничто не помогло совершаться решительному повороту в его жизни. Пока Андрей или Ольга рядом Илья Ильич заражается их энтузиазмом, готов сделать то, чего от него ожидают, но стоит ему оказаться наедине с собой, и прежние привычки властно заявляют свои права на него. «Ты опять опускаешься», — упрекает его Ольга. Постепенно девушка приходит к мысли, что ее попытки пробудить спящую энергию Обломова тщетны: происходит разрыв. «Ужели ты думаешь, что через год ты устроил бы свои дела и жизнь?» — серьезно спрашивает она, понимая, что Илья е в силах переродиться, отказаться от идеала ленивого и бесцельного существования.
    Обломов все глубже и глубже погружается в трясину бездеятельности, и хотя сам он осознает это, но не пытается противодействовать этому: слишком похожа его жизнь в доме Пшеницыной на его детские мечты. «Что ты хочешь делать со мной? С тем миром, куда ты влечешь меня, я распался навсегда; ты не спаяешь, не составишь две разорванные половины. Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть», — возражает Обломов Штольцу, явившемуся, чтобы снова попробовать расшевелить его.
    Завершается роман следующими словами:
    «-Обломовщина! — с недоумением повторил литератор. Что это такое?
    — Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому пригодится.
    И он рассказал ему, что здесь написано».

  11. Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени — «обломовщина».
    Главная задача автора в романе — показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова — его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов — дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба — на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, «что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
    В молодости Обломов «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его «была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая — из покоя и мирного веселья. Он понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков «сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
    В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
    Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», — пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает «какой-то
    всепоглощающий, ничем не победимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет «истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть «Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так «покойнее гораздо». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
    В своей статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов писал: «Обломов — не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда — также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
    В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию — испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров — реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» — с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла — обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» — говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
    Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как «неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *