Сочинение на тему жизнь онегина в петербурге

15 вариантов

  1. В романе «Евгений Онегин» чувствуется личное особое отношение автора к Петербургу.
    Город описывается как оплот культуры, развития. Элита города одета по последней моде, хорошо образована, себялюбива.
    Главный герой романа, как и подобает человеку знатного происхождения, ведет праздный образ жизни. Его стихия: балы, светские приемы, театры, лучшие рестораны Петербурга.
    Евгений хорош собой, популярен, образован, окружен друзьями – то есть прекрасно вписывается в местный колорит.
    Его кабинет – это олицетворение роскоши, достатка, высокого вкуса. Так же выглядит и одежда современного франта.
    На первый взгляд жизнь Евгения Онегина – мечта любого молодого дворянина и нет никакого повода для драмы.
    Он весело и беззаботно коротает юность, не утруждая себя размышлениями о жизни, высших ценностях. Для таких баловней судьбы нет города лучше, чем северная столица.
    Онегин нежится в постели, в то время как трудовой народ зарабатывает свой хлеб, и развлекается в компании друзей, когда обычные люди отдыхают после трудового дня.
    Так живут и товарищи Евгения, все его окружение. Вот только сомнения и разочарование закрадываются лишь в душу главного героя романа.
    Светская жизнь петербургского повесы наскучивает Онегину, кажется пустой, лишенной смысла. Все его существо говорит о том, что он так жить не хочет.
    Но что именно он хочет от жизни? Евгений этого понять не может, ведь он не знает ничего другого.
    Так начинается надлом и отчуждение.
    Холеные беззаботные друзья не способны понять терзания Онегина, тем более не в их силах помочь успокоиться.
    Чувствуя одиночество, Онегин стал искать утешения в книгах. Но и литература вскоре наскучила.
    Евгений неприкаянный, не знает, чем наполнить пустоту своей жизни. И вот он получает наследство от дяди и едет в деревню.
    Читателю, как стороннему наблюдателю видно, что жизнь дает Онегину шанс все поменять, однако юноша оказывается не готов.
    Изнеженный дворянский мальчик не принимает сельский образ жизни, все здесь ему чуждо, неприятно. Русская деревня не идет ни в какое сравнение с величественным Петербургом. Он и здесь оказывается неприкаянным.
    Из-за своих внутренних противоречий Евгений упускает шанс быть счастливым. Где простой девушке Татьяне сравниться со светскими львицами столицы?
    Возвращение в Петербург не помогло Онегину успокоиться.
    Не приученный к труду, 26-ти летний Евгений так и не нашел дела по душе. Светское воспитание и праздность элиты Петербурга наложили негативный отпечаток на характер героя.
    Потенциал, хорошие личностные качества юноши были задушены, они так и не смогли найти дорогу к свету.
    Неожиданная встреча с повзрослевшей Татьяной в Петербурге, разговор с ней приоткрыли герою глаза. Татьяне не нравится в столице, ее душа тянется к родной деревне.
    Весь лоск и напыщенность светской жизни еще больше стали раздражать Евгения, но он не может ничего поменять.
    И Татьяна теперь уже его не спасет, она замужняя женщина, у нее впереди своя жизнь, полная событий, радостей, волнений. А Онегин так и остался обитать в своих мыслях, тревогах, противоречиях.
    Он не способен думать о ком-то, кроме себя (как и большинство людей его круга). И его письмо к Татьяне, где центральным звеном является местоимение «Я», явное тому подтверждение.
    Онегин остается в одиночестве в своем кабинете. Теперь здесь все просто, без напыщенности и лоска – это новому Онегину ни к чему.
    Метания души героя, к сожалению, не дали плодов. Отошедший от легкой, беззаботной жизни Петербурга, Онегин не нашел себя ни в чем другом.

  2. Петербург… Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало он еще в постеле —
    Ему записочки несут.
    Что? Приглашенья?
    В самом деле
    Три дома на вечер зовут.
    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
    Двойной лорнет, скосясь, наводит
    На ложи незнакомых дам
    … Все видел.
    Лицами, убором
    Ужасно недоволен он.
    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:
    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра,
    И завтра то же, что вчера
    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?
    Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  3. Онегин в Петербурге. Роман Евгений Онегин – заме?ательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха на?ала XIX века. Главный герой романа и сам автор в ?ем-то похожи друг на друга. Но есть и разли?ие. Пушкин передовой ?еловек, слава и гордость страны. А каков же его герой? Это лишний ?еловек, не нашедший смысла жизни. Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: И жить торопится, и ?увствовать спешит. Таким был герой в первой главе. Он полу?ил типи?ное для дворянской среды воспитание: француз убогий, ?тоб не изму?илось дитя, у?ил его всему шутя. Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно Но надо признать, ?то образование он полу?ил прекрасное: Бранил Гомера, Феокрита, зато ?итал Адама Смита и был глубокий эконом. Овладел он и наукой страсти нежной. Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, ?асто бывает в театре. Но вскоре все ему надоедает: Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел. Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: Все, ?то в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, – все украшало кабинет. Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типи?ный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лири?еских отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, ?то Пушкин во многом отли?ается от своего героя и глубиной ?увства и образом жизни. Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже на?инает свой день. Забав и роскоши дитя безмятежно спит в это время. Был ли с?астлив Евгений? Нет, – отве?ает автор. Рано ?увства в нем остыли, Ему наску?ил света шум Коне?но, Онегин понимает пустоту и ник?емность светской жизни. Друзья и дружба надоели. Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений на?инает ?итать, но и книги скоро наску?или. Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: С ним подружился я в то время. Мне нравились его ?ерты. Автору нравится его ме?тательность, резкий, охлажденный ум, даже его странность, угрюмство, озлобленность и ирони?ность по отношению к свету. Онегин после смерти дяди, полу?ив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, ее природу и обы?аи. И Пушкин заме?ает разли?ие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню. Первая глава закан?ивается лири?еским отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разо?арованный в свете, ведущий праздный образ жизни. В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, ?ем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом. Но труд упорный ему был тошен. В на?але главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале в толпе избранной Для всех он кажется ?ужимНикто его не понимает и к нему относятся ирони?но. Пушкин берет своего героя под защиту: За?ем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете посредственность одна нам по пле?у и не странна Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь ?ужой. По?ему же Евгений не нашел смысла в жизни? Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ни?ем заняться не умел. Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лу?шие ка?ества. И вот встре?а с Татьяной. Как она изменилась Все ее уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всем. Евгений удивлен, он не узнает ее, провинциальную девушку, которую знал ранее. Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много ?итала, узнала жизнь не по романам. У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она. Гордая, строгая, серьезная, умная такой увидел ее Онегин. И теперь он понимает, ?то любит ее, он ищет свидания с ней. Снова мы видим все сочинения на Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отли?ается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нем. А в письме Онегина слишком много местоимений я. Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не полу?ив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отли?ается от того, который описан в перв
    ой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи И вот снова сцена свидания с Татьяной. Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нем: Как с вашим сердцем и умом быть ?увства мелкого рабом? Татьяне ?ужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне. Я вас люблю (к ?ему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Так закан?ивается это свидание. Евгений как будто громом пораже Пушкин расстается со своим героем. Глава закан?ивается лири?еским отступлением, где автор беседует с ?итателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он лишний ?еловек. Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных ка?еств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.

  4. Пушкин мастерски описывает природу города. Прозрачное и светлое летнее ночное небо над Невой. Ночь, как живое существо – благосклонно дышит.
    В самом начале романе Петербург живёт в ожидании грядущих перемен. В воздухе  витает дух свободы. У людей на устах имена английских утопистов-социалистов Адама Смита, Руссо, Байрона и русского Чаадаева. Петербург – город декабристов.
    В конце романа мы видим Петербург глазами повзрослевшей Татьяны. Пожилые дамы «в чепцах и в розах», но почему-то злые. Да и молодые девушки не улыбаются, наверное, корсет тугой, дышать нечем. Дань последней моде. Старик с седою головой, чем-то надушенный. С несовременным чувством юмора, который никого уже не смешит. Глупые лица, которые «кочуют» с одного бала на другой. В общем, скучно.

    Сочинение 2

    В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой,  Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества. Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных  заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга. Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.
    Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов,  и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с  Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.
    Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания. Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди. Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод. Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта. Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.

  5. Петербург..эдесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало он еще в постеле —
    Ему записочки несут.
    Что? Приглашенья?
    В самом деле
    Три дома на вечер зовут.
    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
    Двойной лорнет, скосясь, наводит
    На ложи незнакомых дам
    … Все видел.
    Лицами, убором
    Ужасно недоволен он.
    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:
    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра,
    И завтра то же, что вчера
    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?
    Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  6. Роман «Евгений Онегин» – замечательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха начала XIX века.
    Главный герой романа и сам автор в чем-то похожи друг на друга. Но есть и различие. Пушкин – передовой человек, слава и гордость страны.
    А каков же его герой? Это «лишний» человек, не нашедший смысла жизни.
    Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Таким был герой в первой главе. Он получил типичное для дворянской среды воспитание: «…француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…». Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди.
    «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,
    легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…»
    Но надо признать, что образование он получил прекрасное: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Овладел он и «наукой страсти нежной». Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, часто бывает в театре. Но вскоре всё ему надоедает: «Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
    Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: «Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, – всё украшало кабинет…». Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типичный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни.
    Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже начинает свой день. «Забав и роскоши дитя» безмятежно спит в это время.
    Был ли счастлив Евгений? «Нет», – отвечает автор.
    «Рано чувства в нем остыли,
    Ему наскучил света шум…»
    Конечно, Онегин понимает пустоту и никчёмность светской жизни. «Друзья и дружба надоели». Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений начинает читать, но и книги скоро наскучили.
    Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Автору нравится его мечтательность, «резкий, охлажденный ум», даже его странность, угрюмство, озлобленность и ироничность по отношению к свету.
    Онегин после смерти дяди, получив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, её природу и обычаи. И Пушкин замечает различие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню.
    Первая глава заканчивается лирическим отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разочарованный в свете, ведущий праздный образ жизни.
    В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, чем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом.
    «Но труд упорный ему был тошен…».
    В начале главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале «в толпе избранной»… «Для всех он кажется чужим»…Никто его не понимает и к нему относятся иронично.
    Пушкин берёт своего героя под защиту: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете «посредственность одна нам по плечу и не странна…» Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь чужой.
    Почему же Евгений не нашел смысла в жизни? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…». Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лучшие качества. И вот встреча с Татьяной. Как она изменилась» Всё её уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всём. Евгений удивлён, он не узнаёт её, провинциальную девушку, которую знал ранее.
    Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много читала, узнала жизнь не по романам.
    « У ней и бровь не шевельнулась;
    Не сжала даже губ она».
    Гордая, строгая, серьезная, умная – такой увидел её Онегин. И теперь он понимает, что любит её, он ищет свидания с ней.
    Снова мы видим Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отличается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нём. А в письме Онегина слишком много местоимений «я». Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не получив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отличается от того, который описан в первой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи…
    И вот снова сцена свидания с Татьяной.
    Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нём: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Татьяне чужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне.
    « Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.»
    Так заканчивается это свидание. «Евгений как будто громом поражён»… Пушкин расстается со своим героем.
    Глава заканчивается лирическим отступлением, где автор беседует с читателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он «лишний» человек.
    Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных качеств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.

  7. (322 слова) А. С. Пушкин представил в романе в стихах «Евгений Онегин» цельную энциклопедию жизни русского дворянства на рубеже 20-ых – 30-ых годов девятнадцатого века, изобразив широчайшую историко-культурную панораму жизни типичных городских обывателей – представителей двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Герои произведения неразрывно связаны с местами их происхождения и обитания, потому каждому из вышеназванных городов поэт уделяет особое внимание (помимо прочего — в лирических отступлениях).
    Санкт-Петербург — то место, где завязывается и завершается сюжет романа, потому ему отводится важная роль. Северная столица связана преимущественно с главным героем одноимённого произведения — Евгением Онегиным, добрым приятелем лирического героя, родившимся здесь же – «на брегах Невы». В первой же главе Пушкин воссоздаёт картину быта и нравов петербургского дворянского общества, характеризуя его как крайне современное и элегантное. Тут же Александр Сергеевич показывает читателю, как именно одевались представители дворянского сословия, что подавалось в лучших ресторанах и питейных заведениях, какие и у кого проводились балы и светские рауты. Наблюдая за распорядком дня «остриженного по последней моде» Евгения, мы узнаём, чем конкретно жил свет, как аристократы проводили свои будни и праздники. Здесь Пушкин в красках описывает и поход Онегина в театр, и его же возвращение домой, и нахождение в рабочем кабинете. Из описания этого помещения легко можно понять, что украшало интерьер восемнадцатилетнего философа, с какими странами и чем торговала Россия на тот момент времени. Важно осознать тот факт, что повествуя о подражании французской культуре, о жизни проевропейской страны и, наверное, проевропейски настроенного города, Пушкин не скатывается к какой-то едкой сатире, остановившись скорее на мягкой иронии.

  8. Роман «Евгений Онегин» – замечательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха начала XIX века.
    Главный герой романа и сам автор в чем-то похожи друг на друга. Но есть и различие. Пушкин – передовой человек, слава и гордость страны.
    А каков же его герой? Это «лишний» человек, не нашедший смысла жизни.
    Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Таким был герой в первой главе. Он получил типичное для дворянской среды воспитание: «…француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…». Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди.
    «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,
    легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…»
    Но надо признать, что образование он получил прекрасное: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Овладел он и «наукой страсти нежной». Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, часто бывает в театре. Но вскоре всё ему надоедает: «Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
    Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: «Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, – всё украшало кабинет…». Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типичный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни.
    Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже начинает свой день. «Забав и роскоши дитя» безмятежно спит в это время.
    Был ли счастлив Евгений? «Нет», – отвечает автор.
    «Рано чувства в нем остыли,
    Ему наскучил света шум…»
    Конечно, Онегин понимает пустоту и никчёмность светской жизни. «Друзья и дружба надоели». Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений начинает читать, но и книги скоро наскучили.
    Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Автору нравится его мечтательность, «резкий, охлажденный ум», даже его странность, угрюмство, озлобленность и ироничность по отношению к свету.
    Онегин после смерти дяди, получив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, её природу и обычаи. И Пушкин замечает различие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню.
    Первая глава заканчивается лирическим отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разочарованный в свете, ведущий праздный образ жизни.
    В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, чем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом.
    «Но труд упорный ему был тошен…».
    В начале главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале «в толпе избранной»… «Для всех он кажется чужим»…Никто его не понимает и к нему относятся иронично.
    Пушкин берёт своего героя под защиту: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете «посредственность одна нам по плечу и не странна…» Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь чужой.
    Почему же Евгений не нашел смысла в жизни? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…». Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лучшие качества. И вот встреча с Татьяной. Как она изменилась» Всё её уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всём. Евгений удивлён, он не узнаёт её, провинциальную девушку, которую знал ранее.
    Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много читала, узнала жизнь не по романам.
    « У ней и бровь не шевельнулась;
    Не сжала даже губ она».
    Гордая, строгая, серьезная, умная – такой увидел её Онегин. И теперь он понимает, что любит её, он ищет свидания с ней.
    Снова мы видим Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отличается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нём. А в письме Онегина слишком много местоимений «я». Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не получив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отличается от того, который описан в первой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи…
    И вот снова сцена свидания с Татьяной.
    Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нём: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Татьяне чужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне.
    « Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.»
    Так заканчивается это свидание. «Евгений как будто громом поражён»… Пушкин расстается со своим героем.
    Глава заканчивается лирическим отступлением, где автор беседует с читателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он «лишний» человек.
    Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных качеств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.

  9. Петербург… Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу отводится опорная роль в композиции «Евгения Онегина». Почему Петербург? А разве мог наш герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением «лестью забавлять», «преследовать любовь» подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот «молодой повеса« умел «казаться новым,… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать«. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало, он еще в постели:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле.
    Три дома на вечер зовут…

    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляниях, балах, театрах. Да и как проходил?
    Двойной лорнет скосясь наводит
    На ложи незнакомых дам…
    Все видел: лицами, убором
    Ужасно недоволен он…

    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления, Евгений имел обыкновение «по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить». Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось заново:

    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра
    И завтра то же, что вчера.

    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила. В деревне, в тиши уединенья Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу? Евгений повзрослел, он,
    Убив на поединке друга,
    Дожив без цели, без трудов,

    До двадцати шести годов…
    Ничем заняться не умел.

    Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один «в толпе избранной стоит безмолвный и туманный». Теперь он усмирился, не «корчит чудака». Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от «пустого», света. Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание «доброго малого». Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже «переболел» свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство «мелкое». Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь он резко контрастирует с людьми, с которыми .когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование Петербургом: помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывает перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  10. Петербург… Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало он еще в постеле —
    Ему записочки несут.
    Что? Приглашенья?
    В самом деле
    Три дома на вечер зовут.
    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
    Двойной лорнет, скосясь, наводит
    На ложи незнакомых дам
    … Все видел.
    Лицами, убором
    Ужасно недоволен он.
    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:
    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра,
    И завтра то же, что вчера
    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?
    Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  11. Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю, говорит:
    Прими собранье пестрых глав,
    Полусмешных, полупечальных,
    Простонародных, идеальных,
    Небрежный плод моих забав,
    Бессонниц, легких вдохновений,
    Незрелых и увядших лет,
    Ума холодных наблюдений
    И сердца горестных замет.
    По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века «Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.
    В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности.
    В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин детально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В.Г.Белинского, это произведение можно назвать «энциклопедией русской жизни», потому что здесь воспроизведена картина русского общества, «взятого в одном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения самосознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное, московское и петербургское, так и провинциальное дворянство.
    Со страниц романа мы можем узнать о воспитании детей в дворянской семье:
    …француз убогой,
    Чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил,
    И в Летний сад гулять водил…
    о моде в высшем свете для молодых людей:
    Острижен по последней моде;
    Как dandy лондонский одет…
    об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»:
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь…
    о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина…
    Также в романе показано, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и скем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света. Представляя читателю все слои русского общества того времени, поэт показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой – «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой». Широкое и правдивое изображен»? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:
    Отрывки Х главы «Евгения Онегина», дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания декабристов.
    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, — «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.
    В романе автор стремится к объективному изображению жизни современного ему общества, что мы и видим в эпической части произведения — сюжете.
    Петербург.… Здесь начинается и завершается сюжет; ему отводится опорная роль в композиции. Петербург — город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным.
    И сам автор, и его герой – оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг…
    Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга.
    Онегинский Петербург имеет весьма определенную географию. То, какие районы столицы упоминаются в тексте, а какие остались за его пределами, раскрывает нам смысловой образ города в романе.
    Исследователь Ю. М. Лотман считает, что в романе представлен лишь Петербург аристократический, щегольской. Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная, видимо, набережная Фонтанки (вряд ли гувернер водил мальчика Евгения в Летний сад издалека), Летний сад, Малая Морская — гостиница «Лондон», Театральная площадь.
    Доминирующими элементами городского пейзажа в Петербурге, в отличие от Москвы, были не замкнутые в себе, территориально обособленные особняки или городские усадьбы, а улицы и четкие линии общей планировки города.
    Жизнь в собственном доме была доступна в Петербурге (в тех его районах, которые упоминаются в романе) лишь очень богатым людям. Тип внутренней планировки такого дома приближался к дворцовому.
    Планировка петербургского дома в начале XIX века, как правило, предполагала вестибюль, куда выходили двери из швейцарской и других служебных помещений. Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты: передняя, зала, гостиная, из которой, как правило, шли двери в спальню и кабинет.
    Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет — был устойчивым и выдерживался и в деревенском помещичьем доме.
    В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет…
    В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы — новизна, мода, современность. Петербург — центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Известно, что Пушкин высмеивал А. Шишкова, стремившегося
    вычеркнуть из русской культуры и языка все западные заимствования, и сочувствовал Н. Карамзину, который ориентировался на современное европейское сознание. Поэтому в романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”, “неугомонный”:
    …А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужденный.
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтинка спешит,
    Под ней снег утренний хрустит.
    Проснулся утра шум приятный.
    Открыты ставни; трубный дым
    Столбом восходит голубым,
    И хлебник, немец аккуратный,
    В бумажном колпаке, не раз
    Уж отворял свой васисдас.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, надежды, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Стихи насыщены именами, словами, вызывавшими рой совершенно конкретных привязанных ко времени ассоциаций: «вольность», «гражданин», Адам Смит, Руссо, Байрон, Чаадаев …
    Придет ли час моей свободы?
    Пора, пора! – взывают к ней;
    На самом деле, Петербург в первой половине романа – это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    Мы можем говорить о том, что Пушкин впервые так подробно рисует образ Петербурга.
    Как часто летнею порою,
    Когда прозрачно и светло
    Ночное небо над Невою,
    И вод веселое стекло
    Не отражает лик Дианы.
    .
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы;
    Тут были дамы пожилые
    В чепцах и в розах, с виду злые;
    Тут было несколько девиц,
    Не улыбающихся лиц;
    Тут был посланник, говоривший
    О государственных делах;
    Тут был в душистых сединах
    Старик, по-старому шутивший:
    Отменно тонко и умно,
    Что нынче несколько смешно.
    В восьмой главе романа сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. Описывая общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть.
    Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.
    ⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
    Date: 2015-12-10; view: 13093; Нарушение авторских прав

  12. Роман «Евгений Онегин» – замечательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха начала XIX века.
    Главный герой романа и сам автор в чем-то похожи друг на друга. Но есть и различие. Пушкин – передовой человек, слава и гордость страны.
    А каков же его герой? Это «лишний» человек, не нашедший смысла жизни.
    Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Таким был герой в первой главе. Он получил типичное для дворянской среды воспитание: «…француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…». Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди.
    «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,
    легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…»
    Но надо признать, что образование он получил прекрасное: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Овладел он и «наукой страсти нежной». Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, часто бывает в театре. Но вскоре всё ему надоедает: «Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
    Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: «Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, – всё украшало кабинет…». Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типичный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни.
    Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже начинает свой день. «Забав и роскоши дитя» безмятежно спит в это время.
    Был ли счастлив Евгений? «Нет», – отвечает автор.
    «Рано чувства в нем остыли,
    Ему наскучил света шум…»
    Конечно, Онегин понимает пустоту и никчёмность светской жизни. «Друзья и дружба надоели». Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений начинает читать, но и книги скоро наскучили.
    Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Автору нравится его мечтательность, «резкий, охлажденный ум», даже его странность, угрюмство, озлобленность и ироничность по отношению к свету.
    Онегин после смерти дяди, получив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, её природу и обычаи. И Пушкин замечает различие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню.
    Первая глава заканчивается лирическим отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разочарованный в свете, ведущий праздный образ жизни.
    В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, чем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом.
    «Но труд упорный ему был тошен…».
    В начале главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале «в толпе избранной»… «Для всех он кажется чужим»…Никто его не понимает и к нему относятся иронично.
    Пушкин берёт своего героя под защиту: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете «посредственность одна нам по плечу и не странна…» Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь чужой.
    Почему же Евгений не нашел смысла в жизни? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…». Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лучшие качества. И вот встреча с Татьяной. Как она изменилась» Всё её уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всём. Евгений удивлён, он не узнаёт её, провинциальную девушку, которую знал ранее.
    Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много читала, узнала жизнь не по романам.
    « У ней и бровь не шевельнулась;
    Не сжала даже губ она».
    Гордая, строгая, серьезная, умная – такой увидел её Онегин. И теперь он понимает, что любит её, он ищет свидания с ней.
    Снова мы видим Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отличается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нём. А в письме Онегина слишком много местоимений «я». Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не получив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отличается от того, который описан в первой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи…
    И вот снова сцена свидания с Татьяной.
    Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нём: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Татьяне чужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне.
    « Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.»
    Так заканчивается это свидание. «Евгений как будто громом поражён»… Пушкин расстается со своим героем.
    Глава заканчивается лирическим отступлением, где автор беседует с читателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он «лишний» человек.
    Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных качеств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.
    Петербург..эдесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание – все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало он еще в постеле –
    Ему записочки несут.
    Что? Приглашенья?
    В самом деле
    Три дома на вечер зовут.
    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
    Двойной лорнет, скосясь, наводит
    На ложи незнакомых дам
    … Все видел.
    Лицами, убором
    Ужасно недоволен он.
    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:
    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра,
    И завтра то же, что вчера
    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?
    Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  13. Петербург… Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу отводится опорная роль в композиции «Евгения Онегина». Почему Петербург? А разве мог наш герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением «лестью забавлять», «преследовать любовь» подходит только такой порядок.
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот «молодой повеса« умел «казаться новым,… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать«. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
    Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
    Бывало, он еще в постели:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле.
    Три дома на вечер зовут…
    Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляниях, балах, театрах. Да и как проходил?
    Двойной лорнет скосясь наводит
    На ложи незнакомых дам…
    Все видел: лицами, убором
    Ужасно недоволен он…
    Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления, Евгений имел обыкновение «по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить». Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось заново:
    До утра жизнь его готова
    Однообразна и пестра
    И завтра то же, что вчера.
    Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила. В деревне, в тиши уединенья Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
    Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу? Евгений повзрослел, он,
    Убив на поединке друга,
    Дожив без цели, без трудов,
    До двадцати шести годов…
    Ничем заняться не умел.
    Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один «в толпе избранной стоит безмолвный и туманный». Теперь он усмирился, не «корчит чудака». Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от «пустого», света. Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание «доброго малого». Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
    Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже «переболел» свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство «мелкое». Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
    Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь он резко контрастирует с людьми, с которыми .когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование Петербургом: помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывает перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

  14. Онегин в Петербурге. Роман Евгений Онегин – заме?ательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха на?ала XIX века. Главный герой романа и сам автор в ?ем-то похожи друг на друга. Но есть и разли?ие. Пушкин передовой ?еловек, слава и гордость страны. А каков же его герой? Это лишний ?еловек, не нашедший смысла жизни. Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: И жить торопится, и ?увствовать спешит. Таким был герой в первой главе. Он полу?ил типи?ное для дворянской среды воспитание: француз убогий, ?тоб не изму?илось дитя, у?ил его всему шутя. Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно Но надо признать, ?то образование он полу?ил прекрасное: Бранил Гомера, Феокрита, зато ?итал Адама Смита и был глубокий эконом. Овладел он и наукой страсти нежной. Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, ?асто бывает в театре. Но вскоре все ему надоедает: Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел. Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: Все, ?то в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, – все украшало кабинет. Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типи?ный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лири?еских отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, ?то Пушкин во многом отли?ается от своего героя и глубиной ?увства и образом жизни. Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже на?инает свой день. Забав и роскоши дитя безмятежно спит в это время. Был ли с?астлив Евгений? Нет, – отве?ает автор. Рано ?увства в нем остыли, Ему наску?ил света шум Коне?но, Онегин понимает пустоту и ник?емность светской жизни. Друзья и дружба надоели. Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений на?инает ?итать, но и книги скоро наску?или. Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: С ним подружился я в то время. Мне нравились его ?ерты. Автору нравится его ме?тательность, резкий, охлажденный ум, даже его странность, угрюмство, озлобленность и ирони?ность по отношению к свету. Онегин после смерти дяди, полу?ив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, ее природу и обы?аи. И Пушкин заме?ает разли?ие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню. Первая глава закан?ивается лири?еским отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разо?арованный в свете, ведущий праздный образ жизни. В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, ?ем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом. Но труд упорный ему был тошен. В на?але главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале в толпе избранной Для всех он кажется ?ужимНикто его не понимает и к нему относятся ирони?но. Пушкин берет своего героя под защиту: За?ем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете посредственность одна нам по пле?у и не странна Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь ?ужой. По?ему же Евгений не нашел смысла в жизни? Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ни?ем заняться не умел. Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лу?шие ка?ества. И вот встре?а с Татьяной. Как она изменилась Все ее уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всем. Евгений удивлен, он не узнает ее, провинциальную девушку, которую знал ранее. Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много ?итала, узнала жизнь не по романам. У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она. Гордая, строгая, серьезная, умная такой увидел ее Онегин. И теперь он понимает, ?то любит ее, он ищет свидания с ней. Снова мы видим все сочинения на Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отли?ается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нем. А в письме Онегина слишком много местоимений я. Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не полу?ив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отли?ается от того, который описан в перв
    ой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи И вот снова сцена свидания с Татьяной. Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нем: Как с вашим сердцем и умом быть ?увства мелкого рабом? Татьяне ?ужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне. Я вас люблю (к ?ему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Так закан?ивается это свидание. Евгений как будто громом пораже Пушкин расстается со своим героем. Глава закан?ивается лири?еским отступлением, где автор беседует с ?итателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он лишний ?еловек. Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных ка?еств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *