Сочинение на тему жизнь в 19 веке

4 варианта

  1. 19 век вошел в историю как эпоха череды очень полезных изобретений, усовершенствованными экземплярами которых мы пользуемся до сих пор. Поэтому в таком рассказе можно уделить особое внимание таким изобретениям.
    Например так:
    Мистер Смит проснулся рано утром и лениво потянулся, вставать в сырое лондонское утро ему совсем не хотелось. Как только представишь, что надо выползать из под теплого одеяла с уже остывшей грелкой в холод спальни, так сразу возникает сильное желание продолжить спать. Однако тут он вспомнил, что неделю назад провел в дом газовое отопление и теперь слуга должен был уже разжечь горелки и горячая вода по трубам согрела дом. Мистер Смит решительно вылез из кровати и блаженно зажмурился, в комнате действительно было тепло. Неожиданно раздался пронзительный звонок и мистер Смит испуганно подпрыгнул, но тут же вспомнил, что так должен звонить телефон и найдя его снял трубку. Звонил его друг, мистер Рипли, который спрашивал куда же пропал мистер Смит, ведь он давно его ждет на аэродроме, так как они вчера сговорились полетать на дирижабле вокруг Лондона. Мистер Смит торопливо собрался, позавтракал и усевшись на высокую самодвижущуюся телегу, называемую автомобилем, укатил на аэродром.
    Целый день они с мистером Рипли кружились на дирижабле вокруг Лондона, любовались мчащимися во все стороны паровозами, смотрели как поднимаются по Темзе пароходы, а потом возвращались домой, заглянув по дороге в паб, веселые и усталые. На улицах ярко горели электрические фонари и было совсем не темно. “Все-таки как здорово жить в нашу эпоху изобретений”, – подумал мистер Смит, засыпая в обнимку со старой любимой грелкой.

  2. РЕФЕРАТ
    на тему:
    Повседневная жизнь россиян
    СОДЕРЖАНИЕ
    СОДЕРЖАНИЕ………………………………………….1 стр.
    ТЕМА. Повседневная жизнь ……………………………2 стр.
    п. 1. Дворянство …………………………………………2 стр.
    п. 2. Офицерство и чиновничество……………………4 стр.
    п. 3. Купечество …………………………………………6 стр.
    п. 4. Крестьянство и рабочие…………………………..7 стр.
    п. 5. Жизнь в городах……………………………………8 стр.
    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..10 стр.
    ТЕМА: Повседневная жизнь.
    Повседневная жизнь россиян в начале и первой половине XIX века была очень разной. Жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. Жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. Многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.
    п. 1. Дворянство.
    В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Одной из причин было укоренившееся со времен Екатерины II представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. Стремление «с расходом свесть доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. Но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.
    Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. Доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. Столичная же жизнь требовала звонкой монеты. Продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. Однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.
    В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами.
    Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.
    Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Зимой, обычно перед Рождеством, помещики возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
    Первая половина XIX века – время поисков «европейских» альтернатив дедовским нравам. Не всегда они были успешными. Переплетение «европеизма» и привычных представлений придавало дворянскому быту черты яркого своеобразия и привлекательности.
    п.2. Офицерство и чиновничество
    Проблема материального обеспечения стала для офицеров в первой половине XIX века самой главной. Оклады офицеров в целом росли, но медленнее, чем на продукты и услуги.
    В начале XIX века большая часть офицерства владела земельной и иной собственностью. Жалованье поэтому не было единственным источником его дохода. К середине века положение изменилось. Появились элементы социальной защиты: пенсии, обеспечение погибших офицеров и т.п.
    Культурные запросы офицерство удовлетворяло, не входя в дополнительные расходы. Важнейшее место в его повседневной жизни занимало офицерское собрание. Здесь офицеры проводили большую часть свободного времени, знакомились друг с другом, отмечали праздники. Командир полка регулярно давал балы и званые обеды. В остальные дни офицеры расквартированных в местечке или городе частей приглашались на балы в местное дворянское собрание.
    Походная жизнь, служба в малоприспособленных к нормальной жизни условиях, в отдаленных местностях, частые переезды из города в город не располагали к созданию семьи. Решив вступить в брак, офицер чаще всего выходил в отставку «по домашним обстоятельствам».
    Материальное положение чиновничества было еще более тяжелым.
    Положение людей, состоявших на жалованье, усугублялось непрерывным падением курса ассигнаций: за рубль бумажных денег серебром давали все меньше и меньше. Рабочий день канцелярского служащего превышал десять и более часов. При этом работа обычно была чисто механической. Переписывать бумаги по утрам и вечерам приходилось при свечах, на которых начальство немилосердно экономило. Потеря зрения было типичной болезнью большинства служащих. Недоедание, духота в конторах, страх перед начальством вели к туберкулезу (чахотке), нервным болезням.
    Чиновничество пыталось по-своему восполнить недостаток средств, обирая просителей, вымогая взятки, идя на подлоги и другие преступления. Развлечения подавляющей массы чиновников были весьма непритязательны.
    п. 3. Купечество
    Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови».
    Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел, не слишком доверяя помощникам и приказчикам. По 8-10 часов в день они сидели в своих амбарах и лавках. Жила обычная купеческая семья общим хозяйством, закупая материал на одежду «штуками», на всех. Касса предприятия или заведения долгое время также была общей, а в конце года выводилась итоговая сумма наличных денег. В частной жизни купец тяготел к покою и комфорту, окружая себя не столько европейскими новинками, сколько прочно и удобно сработанными предметами традиционного быта.
    Картина жизни привилегированных сословий России ярко отражает и произошедшие изменения, и непоследовательность, замедленность этих изменений. Повседневные запросы, условия жизни дворянства, офицерства, чиновничества, купечества постепенно сближались. Но границы, возведенные и искусственно поддерживаемые, оставались нерушимыми.
    п. 4. Крестьянство и рабочие
    О переменах в крестьянской среде современник в 40-х гг. писал так: «…избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых помещениях домашних животных». Относятся эти наблюдения, прежде всего к домам зажиточных крестьян. Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан, и плисовые штаны, валяную шапку на картуз.
    Питались крестьяне в основном овощами, выращенными на собственном огороде. В первой половине XIX века селянин потреблял три фунта хлеба в день. Картофель еще не вошел в число важнейших культур, под него отводили всего 1,5% посевной площади. Не многие из крестьян могли полакомиться пирогами, студнями или лапшой. Калач считался лакомством, пряник — настоящим подарком. Среди сельских жителей популярным напитком становился чай, вытеснявший сбитни и взвары.
    Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Отходники, пусть и в искаженной подчас форме, знакомили односельчан с городскими нравами и бытом. Особенно быстро подхватывала новшества сельская молодежь. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.
    Образ жизни фабричного люда России только складывался. Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора.
    Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир. Законодательства о фабричном труде не существовало. Фабрикант и местные власти были всесильны в обращении с трудовым людом.
    п. 5. Жизнь в городах
    Масса населения мало, а частью даже вовсе неграмотная, не считавшая сама себя полноправной частью общества, жила, обладая очень ограниченным горизонтом и сосредоточив весь свой жизненный интерес в мелочах житейства, торговли, ремесла, канцелярской службы, а в качестве духовной пищи довольствовалась местными сплетнями да фантастической болтовней на политические и иные темы. Все население покорно и безропотно подчинялось постановлениям, обычаям и распоряжениям.
    Религиозность достигала высокого развития, но преобладала внешняя сторона, — безотчетное, по доверию исполнение обрядов и правил… Не малое значение имело в Москве в то время старообрядчество, по-видимому строго преследовавшееся, но несмотря на это, отчасти благодаря именно этому, значительно процветавшее и обладавшее большими денежными средствами. Московское купечество…мало выдвигалось…на арену общественной жизни: оно было замкнуто и жило особыми духовными и материальными интересами.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Л.М. Ляшенко История России XIX век,: изд. ДРОФА, М., 2002 г.

  3. 1) на месте по команде – противники становились на расстоянии 15-30 шагов друг от друга, по команде “раз” стреляют с промежутком в одну секунду.
    2) на месте по желанию – противники становились на расстоянии 15-30 шагов, и по команде “стреляйте” делали выстрел. Раненый противник имел право стрелять в течении 30 секунд с момента нанесения ранения.
    3) на месте с последовательными выстрелами – противники становились на расстояние 15-30 шагов, и один из противников стрелял первым по жребию или по команде.
    4) с приближением – противники становятся на расстояние 35-45 шагов, между ними проводилась линия, обозначающая барьер 15-25 шагов, оба противника стреляли после команды “сближаться”, но на ходу они не стреляли, противники останавливались перед выстрелом.
    5) с приближением и остановкой – противники становились на расстоянии 35-45 шагов, также устанавливался барьер между ними, оба противника стреляли после команды “сближаться”, второй выстрел следовал через 30 секунд. И оба стреляли на ходу или по желанию могли остановиться.
    6) с приближением и параллельными линиями – проводились 2 параллельные линии на расстоянии 15 шагов одна от другой, и на концах линии становились противники, они уже не имели права стрелять на ходу, противники стреляли и сближались, время между выстрелами 30 секунд. Отдача команд стрелять принадлежала секундантам[80].
    Каждая из шести видов дуэли на пистолетах состояла всегда из обмена противников двумя выстрелами. Так же с обоюдного согласия противники имели право согласиться повторять только один и тот же, вид дуэли два или три раза или повторять его до нанесения одному из противников смертельной раны.
    Осечка считалась за выстрел в тех случаях, когда отсчет времени начинался с момента подачи команды, тогда в данном случае противник, пистолет которого дал осечку, считался сделавшим выстрел[81]. Противник, выстреливший первым в воздух считался уклонившимся от дуэли[82]. Другой противник, стреляющий вторым, имел право ответить на первый выстрел противника, обращенный в воздух, действительным выстрелом.
    Проведение дуэли: В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не более 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. Перед дуэлью противники снимали с себя мелкие вещи (медальоны, ключи, пояса). Право выбора расстояний принадлежало тоже секундантам. Право определения промежутка времени для выстрелов также устанавливалось секундантами. Время выстрелов отсчитывалось с момента подачи сигнала к нему или с момента первого выстрела. Пистолеты в основном использовались одноствольные и заряжающиеся с дула. Пистолеты заряжали секунданты по жребию или друг за другом только перед дуэлью. Противники расходились и затем стреляли. После того как каждый выстреливал, доктор осматривал противников. После поединка секундантами составлялся протокол поединка.
    Еще одним важным лицом в поединке помимо участников были секунданты, которые являлись судьями противников. Секунданты должны были быть того же сословия, что и дуэлянты. Они должны были знать причину предстоящей дуэли. Секундант оскорбленного первый являлся к противнику для переговоров. Или же им посылался письменный вызов, и если в течении 24 часов не последует ответ, то молчание расценивалось как отказ от дуэли. Именно секунданты определяли место и время дуэли, а также вид оружия.
    Примеры проведения дуэли: ярким примером является дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом. Описание дуэли известно из воспоминаний К.К. Данзаса, секунданта Пушкина: “Условия поединка были записаны на бумаге. Прибыв на Черную речку, Данзас договорился с д’ Аршиаком, секундантом Дантеса, отправились отыскивать удобное место для дуэли. Выбрав место, мы позвали противников. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру, остановился и начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин раненый упал. Дантес у барьера ждал, прикрыв правою рукою грудь. Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал, но он стоял боком, и пуля, только слегка задев грудь, попала в руку. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля глубоко вошла в живот”[83]. Известно что, Пушкин был ярым дуэлянтом, но поединок с Дантесом оказался для великого поэта смертельным. Эту дуэль можно охарактеризовать как дуэль с приближением и остановкой.
    Еще одним примером из жизни служит дуэль, которая произошла между Ю.М. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым. Поводом для ее стала шутка, высказанная на одном вечере Лермонтовым в адрес Мартынова. Описание этого поединка изложено в воспоминаниях секунданта Лермонтова А.И. Васильчикова: “Секунданты выбрали место, отмерили тридцать шагов, барьер поставили в десять шагов, развели противников на дистанции, объявили им сходиться на десять шагов по команде “марш”. Зарядили пистолеты, подали их каждому, скомандовали “сходись!”. Лермонтов остался неподвижен, подняв пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал. Пуля пробила ему легкие и сердце[84]. Данную дуэль следует отнести к виду дуэль с приближением. Из биографии Лермонтова известно, что он участвовал в двух поединках, и последний для него оказался смертельным”.
    В литературе того времени дуэли нашли свое отражение. О многом это было связано с тем, что поединки были тогда частым явлением среди дворянства. Так, к примеру, в романе “Евгений Онегин” причиной дуэли была женщина. Дуэль в этом романе можно отнести к виду дуэль на месте с последовательными выстрелами – “Вот пистолеты уж блеснули, гремит о шомпол молоток, в граненый ствол уходят пули, и щелкнул первый раз курок. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага отмерил с точностью отменной, друзей развел по крайний след, и каждый взял свой пистолет. Теперь сходитесь, четыре перешли шага, вот пять шагов еще ступили, стал целить Ленский, но как раз Онегин выстрелил”[85].
    А в произведении “Герой нашего времени” поводом для поединка послужила личная неприязнь героев. Дуэль между героями Печориным и Грушницким можно классифицировать как дуэль на месте с последовательными выстрелами – «Становитесь, господа. Доктор, извольте отмерить шесть шагов.
    Бросьте жребий, доктор! — сказал капитан. Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял ее кверху. Вы счастливы, — сказал я Грушницкому, — вам стрелять первому! Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, а другой мне. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Стреляйте! отвечал он. Я выстрелил»[86].
    В создании случаев проведения поединков в этих литературных произведениях, во многом послужил личный опыт А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
    Но дуэли в России запрещались властью, однако этот запрет не был отражен юридически в специальных постановлениях. Все сводилось лишь к осуждению поединков и несмотря на это они проводились. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность1. Участие в дуэли, даже в качестве секунданта, влекло за собой неизбежные неприятные последствия. Однако интересы дружбы и чести требовали принять приглашение участвовать в дуэли как лестный знак доверия. Для не служащего дворянина наказанием могло быть церковное покаяние, сопровождавшиеся ссылкой в деревню или запретом выезда в столицу[87]. Для служащего дворянина наказанием за участие в дуэли было разжалование в звании или ссылка (обычно на Кавказ).
    Таким образом, дуэль была способом проявления личной свободы дворянина. Она являлась показателем защиты своей чести, а также расценивалась как вызов существующим порядкам. Участие в дуэли показывало, что дворянин сам распоряжается своей жизнью.
    3.2. Дуэль во второй половине XIX века
    Во второй половине века дуэли продолжали оставаться феноменом в жизни общества. Власть старалась всячески воспрепятствовать проведению дуэлей. Во второй половине века в законодательстве появляются статьи осуждающие дуэль и возводили её в ранг преступления. Дуэль была характерна как для военной, так и для гражданской сферы жизни общества. Не только общество осуждало дуэли, но и церковь относилась к дуэлянтам как к преступникам.
    В гражданской сфере дуэли пытались всячески запретить. Запрещалось в случае причинения обиды вызывать кого-либо на поединок словом или в письменном виде[88]. Запрещалось попрекать того, кто, следуя закону, не вышел на поединок. Те кто, умышленно склоняли к проведению поединка и если он действительно происходил, то они подвергались заключению в крепости от одного года до четырех лет. Тем же наказаниям подвергались лица, уговорившие или побудившие умышленно кого-либо к нанесению тяжкого оскорбления другому лицу с целью дать повод поединку. Посредникам предоставлялась возможность воспрепятствовать ссорящимся выходить на поединок, служащие могли об этом объявить своему начальству, а гражданские лица в местную полицию. В законодательстве были предусмотрены случаи для таких категорий лиц как чиновники и служащие. Подчиненный, осмелившийся вызвать своего начальника на поединок по личным причинам, подвергался заключению в крепости от четырех до восьми месяцев. Если вызов начальника на поединок был связан со службой, то виновный подвергался заключению в крепости от одного года до четырех лет с лишением прав и преимуществ[89]. Что касалось материального возмещения семьям убитых чиновников на поединках, то оно полностью отсутствовало, убитый на дуэли расценивался как преступник[90].
    Однако дуэли по-прежнему оставались широко распространенными в военной среде. Об этом свидетельствует “Приложение правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде”. Из этого документа следовало, что всякое оскорбление, нанесенное офицером своему товарищу, а также посторонним лицом или офицером другой части передавалось на рассмотрение Суда общества офицеров. Суд общества офицеров допускал, чтобы поединок не состоялся, однако иногда постановлял, что поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести офицера[91]. Из этого документа можно сделать вывод, что военные просто обязаны были участвовать в поединке, иначе их могли уволить со службы. В законодательстве были прописаны наказания для тех, кто вызывал на поединок и для тех, кого вызывали. Так вызывающий на поединок за устроенный им вызов, если этот вызов не перерастал в поединок подвергался аресту от трех до семи дней. А когда после вызова все же происходил поединок, но он заканчивался без кровопролития, то вызвавший приговаривался к аресту от трех недель до трех месяцев[92]. Когда вызов на поединок был совершен вследствие нанесенного вызывающему тяжкого личного оскорбления или же вследствие оскорбления его родственников, и вызов не имел последствий, то сделавший его или освобождался от всякого наказания или же приговаривался только к аресту от одного до трех дней. Принявшие вызов на поединок и вышедшие на него получали в наказание арест от одного до трех дней. А если было применено оружие против своего противника, но поединок заканчивался без кровопролития, то арест составлял от трех до семи дней.
    Таким образом, наказания предполагались обоим участникам поединка, и они одинаково несли ответственность перед законом. Это представленный перечень наказаний без смертельных последствий. Но если поединок оканчивался трагически для одной из сторон или для обеих, то срок наказания предусматривался уже другой. Вызывающий на поединок последствием, которого была смерть, подвергался заключению в крепости сроком от четырех до шести лет. Если же в случае поединка были нанесены увечья или тяжелая рана предполагалось заключение в крепости от двух до четырех лет[93]. Вызванный на поединок в случае смерти своего противника, мог быть заключен в крепости сроком от двух до четырех лет. А в случае нанесения ему увечья или тяжких, но не смертельных ран мог быть заключен в крепости от восьми месяцев до двух лет. Если участники, вышедшие на поединок, помирились, и без кровопролития по собственному убеждению, то они освобождались от всякого наказания. Однако наказания распространялись не только на участников, но и на свидетелей дуэли – секундантов. Исключением был врач, который приглашался для медицинской помощи пострадавшим участникам.
    Секунданты, которые перед поединком или при поединке не использовали всех возможных средств для его прекращения, подвергались в случае смерти одного из противников или обоих, или за нанесение смертельной раны заключению в крепости от четырех до восьми месяцев[94]. Если секунданты побуждали участников к поединку, то они приговаривались к заключению в крепости от двух месяцев до четырех лет. Из этого следует, что секунданты, как и сами дуэлянты, получали наказания в равной степени.
    Как правило, дуэли проводились на нейтральной территории, однако были и случаи когда на дуэли приезжали на незнакомую местность. Дуэль на пистолетах была широко распространена в течении всего XIX века. Она получила репутацию более простой, т.к. пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом состоянии и степени тренированности[95]. Оружие должно было быть незнакомым обеим сторонам, участвующим в поединке. Но иногда допускалась дуэль на личном оружии, в случае серьезного оскорбления по требованию оскорбленного.
    Примеры дуэлей данного периода можно обнаружить в литературных произведениях, т.к. авторы часто описывали дуэли либо исходя из сведений участников или лиц, так или иначе связанных с происходящими поединками. По данным описаниям дуэли можно отнести к одной из шести видов. Так дуэль, описанная в произведении И.С. Тургенева можно классифицировать как дуэль с приближением и остановкой. Поводом для этой дуэли послужила личная неприязнь героев Базарова и Павла Кирсанова. Необычным было то, что эта дуэль происходила без участия секундантов.
    “Предлагаю драться завтра рано, за рощей, на пистолетах, барьер в десяти шагах. Стрелять два раза. Секундантов у нас не будет, но может быть свидетель. Угодно вам заряжать? – нет, заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Базаров провел носком сапога черту по земле. – вот и барьер. Базаров с своей стороны отсчитал десять шагов от барьера и остановился. Можем сходиться. Базаров двинулся вперед, И Павел Петрович пошел на него поднимая дуло пистолета. И в то же мгновение раздался выстрел. Он ступил еще раз и не целясь подавил пружинку. Павел Петрович хватился рукою за ляжку. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику”[96].
    В произведении А.И. Куприна, который так и называется “Поединок” имеется даже пример рапорта о поединке. Офицерская жизнь, которую провел Куприн в чине подпоручика послужила материалом для его произведения. Данную дуэль можно отнести к виду дуэль с приближением.
    “Противники встретились в шесть часов утра, в роще, расположенной в трех верстах от города. Продолжительность поединка, включая и время, употребленное на сигналы была одна минута десять секунд. Места, занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде “вперед” оба противника пошли друг другу навстречу, но выстрелом, произведенным поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела, обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика Ромашова предложили считать поединок оконченным. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску, он впал в обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния”[97].
    Имеются сведения о дуэлях случившиеся даже в начале XX века.
    В воспоминаниях Ф.Ф. Юсупова описано что, его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем в 1908 г. –
    “Узнал я подробности дуэли. Она состоялась ранним утром и имении князя Белосельского на Крестовском острове. Стрелялись на револьверах в тридцати шагах. По данному знаку Николай выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил в Николая, промахнулся и потребовал сократить расстояние на пятнадцать шагов. Николай снова выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил и убил его наповал. Но это уже не дуэль, а убийство”[98]. Эту дуэль можно отнести к виду дуэль на месте по желанию.
    А дуэль между Н.С. Гумилевым и М.А. Волошиным показывает не равноправие поединка, т.к. М.А. Волошин не был представителем дворянства. Поединок состоялся с нарушением многих правил. Дуэль состоялась 22 ноября 1909 г. на Черной речке, именно на том месте, где произошла дуэль между А.С. Пушкиным и Дантесом. Из воспоминаний А.Н. Толстого: “Меня выбрали распорядителем дуэли. Когда я стал отсчитывать шаги. Гумилеву я понес пистолет первому. На нем был цилиндр и сюртук, шубу он сбросил на снег. Передав второй пистолет Волошину, я по правилам в последний раз предложил мириться. Но Гумилев перебил меня, сказав, что намерен драться, а не мириться. Тогда я просил приготовиться и начал громко считать: раз, два, три. У Гумилева блеснул красноватый свет и раздался выстрел. Прошло несколько секунд. Второго выстрела не последовало. Гумилев требовал от Волошина выстрела, Волошин ответил, что произошла осечка. Волошин поднял пистолет, и я слышал, как щелкнул курок, но выстрела не было. Я подбежал к нему. Выдернул у него из дрожащей руки пистолет. Мы начали совещаться и отказались от продолжения поединка. Гумилев поднял шубу, перекинул ее через руку и пошел к автомобилям”[99]. По решению суда последовал арест, для Н. С. Гумилева он составил семь дней, а для М.А. Волошина один день. Данный случай наглядно показывает, что дуэль перестает быть преимущество дворянским явлением.
    Среди российского воинства дуэли процветали. Генералы с увлечением составляют и описывают пособия для ведения дел чести в офицерской среде[100]. Однако на протяжении всего столетия власть ненавидит дуэль, ибо дуэль — это признак свободы. Дуэлянты дерзко позволяют себе распоряжаться своей и чужой жизнью, что, конечно же, не устраивало глав государства.
    К концу века дуэль превращается скорее в экзотику[101]. Дуэль сместилась из сферы сословной в культурную, и носителями дуэльного сознания порой были разночинцы. В сознании общества дуэль стала носить характер уже не защиты чести или своих принципов, а расценивалось как убийство или преднамеренное причинение вреда.
    Дуэльные обычаи были широко распространены в XIX веке, они постепенно, преодолевая сопротивление властителей, врастали в русскую жизнь, и исчезли почти внезапно в начале XX столетия. Исчезновение дуэли связанно с новым мировоззрением людей, страна в начале XX века участвовала во многих вооруженных конфликтах, люди поняли ценность жизни и осмыслили, что решать споры, ссоры и другие разногласия можно и мирным путем.
    Внешний вид дворянства на протяжении XIX века постепенно изменялся. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.
    Воспитание и образование дворян в целом на протяжении XIX века имело несколько форм. На примере биографий было выявлено, что не всегда образование было оконченным, а иногда оно проходило за границей. Женское образование практически отсутствовало, единственным учебным заведением для девушек был институт благородных девиц. А юноши во второй половине века меньше отдавали предпочтение обучению не в военных учебных заведениях.
    Дуэль в течение всего XIX века оставалась популярна. Представители дворянства достаточно часто использовали дуэль, как способ разрешения разногласий. Целью дуэли было восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Феномен дуэли был особо популярен в первой половине XIX века, так как именно в это время происходило большинство поединков. А во второй половине XIX века общество осуждает дуэли, и считает их лишь простой формальностью. В законодательстве появляются статьи запрещающие поединки и возводили их в ранг преступления.
    В итоге изменения в дворянском быте повлияли на дворянство в целом. Во второй половине XIX века дворянство теряет свою общность, во многом это было связано с всесословной политикой правительства. К началу XX столетия дворянство как сословие начинает “затухать”, это было обусловлено как внешними, так и внутренними процессами.
    Источники личного происхождения
    Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 гг. Русские мемуары. М., 1990.
    Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).
    Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987. (www.zakharov.ru).
    Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004. (www.zakharov.ru).
    Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990.
    Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990.
    Куприн А.И. Рассказы. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.
    Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. M., 1988.
    Пушкин. А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. М., 1980.
    Тургенев И.С. Отцы и дети. Л., 1985.
    Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900.
    Полное собрание законов Российской империи. Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде. Собр. 3-е. Т. XIV. СПб., 1898.
    Свод Законов Российской империи. СПб., Т. XIV. 1912. Устав о предупреждении и пресечении преступлений.
    Боровиковский В. Л. Портрет А. П. Дубовицкого. 1804 г., портрет Д.А. Державиной. 1813 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    Брюллов К. П. Портрет A.Н. Рамазанова. 1821 г., портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836 г., портрет графа А.А. Перовского. 1836 г., портрет Н.Н. Пушкиной. 1832, портрет М.О. Смирновой. 1830 г . (http://www.bg-gallery.ru).
    Кипренский О. А. Портрет С.С. Уварова. 1815г., портрет А. А. Олениной. 1828 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    Крамской И.Н. Портрет И.А. Гончарова. 1874 г., портрет П.И. Ливена. 1879 г., портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г., портрет Е.А.Васильчиковой. 1867 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    Маковский К.Е. Портрет Д.И. Толстого. 1901 г., Семейный портрет. 1882 г., портрет М.Е. Орловой-Давыдовой. 1889 г., портрет М.М. Волконской. 1884 г., Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).
    Соколов П.Ф. Портрет Н.А. Челищева. 1817 г., портрет О. А. Голицыной. 1847 г., портрет П.Н. Рюминой. 1847 г., портрет С.П. Апраксиной. 1842 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    Тропинин В. А. Портрет А. И. Кусова. 1820 г, портрет А.И. Барышникова. 1829 г., портрет М.Ф.Протасьева. 1840-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).
    Фотографии И.А. Бунина. 1901 г., А.Ф.Тютчевой. 1862 г., З.Н. Гиппиус. Начало XX века. (http://ru.wikipedia.org).
    Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005.
    Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988.
    Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912.
    Кацура А. В. Дуэль в истории России. М., 2006. (http://lib.rus.ec/b/188574/read).
    Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.
    Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997.
    Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994.
    Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. // Изд-во Моск. Ун-та. 2001.
    Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. М., 2003.
    Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998.
    Хандорин В. Дуэль в России // Родина. 1993. № 10.
    Швейковский П.А. Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. СПб., 1898.
    Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002.
    [1] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 15.
    [2] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 96.
    [3] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994. С. 32.
    [4] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002. С. 20.
    [5] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 257-259.
    [6] Тропинин В. А. Портрет А. И. Кусова. 1820 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [7] Венецианов А. Г. Портрет П.И. Милюкова. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).
    [8] Боровиковский В. Л. Портрет А. П. Дубовицкого. 1804 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [9] Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 185-194.
    [10] Тропинин В. А. Портрет А.И. Барышникова. 1829 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [11] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 102.
    [12] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 170-172.
    [13] Кипренский О. А. Портрет С.С. Уварова. 1815 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [14] Брюллов К. П. Портрет A.Н. Рамазанова. 1821 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [15] Брюллов К. П. Портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [16] Брюллов К. П. Портрет графа А.А. Перовского. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [17] Крамской И.Н. Портрет И.А. Гончарова. 1874 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [18] Крамской И.Н. Портрет П.И. Ливена. 1879 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [19] Маковский К.Е. Портрет Д.И. Толстого. 1901 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [20] Фотография И.А. Бунина. 1901 г. (http://ru.wikipedia.org).
    [21] Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Академия. М., 2003. С. 57-60.
    [22] Боровиковский В. Л. Портрет Д.А. Державиной. 1813 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [23] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 233-236.
    [24] Заболотский П. Е. Портрет Н.В. Евреиновой. 1840 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [25] Кипренский О. А. Портрет А. А. Олениной. 1828 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [26] Соколов П. Ф. Портрет О. А. Голицыной. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [27] Кирсанова Р.М. Механические рукава для приятной дамы. Костюм первой трети XIX века. // Родина. 2004. № 9. С. 82-84.
    [28] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 129-131.
    [29] Брюллов А. П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1832 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [30] Теребенёв М. И. Портрет А.А. Бирюковой. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).
    [31] Соколов П. Ф. Портрет П.Н.Рюминой. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [32] Брюллов А. П. Портрет М.О. Смирновой. 1830 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [33] Тельчер Ж. Э. Портрет Е.К. Воронцовой. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [34] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 231-235.
    [35] Соколов П. Ф. Портрет С.П.Апраксиной. 1842 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [36] Плаксина Э.Б. История костюма. стили и направления. М., 2003. С. 153- 159.
    [37] Браз О. Портрет Е.М. Толстой. 1900 г. (http://www.artsait.ru).
    [38] Фотография А.Ф.Тютчевой. 1862 г. (http://ru.wikipedia.org).
    [39] Харламов А.А. Портрет Е.А. Третьяковой. 1875 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [40] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989 С. 129-133.
    [41] Федотов П. А. Портрет М.И.Крыловой. 1850 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [42] Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [43] Макаров И.К. Портрет семьи Черемисиновых. 1882 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [44] Крамской И.Н. Портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [45] Маковский К.Е. Портрет М.Е. Орловой-Давыдовой. 1889 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [46] Серов В.А. Портрет В. Мусиной-Пушкиной. 1895 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [47] Маковский К.Е. Портрет М.М.Волконской. 1884 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [48] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [49] Богданов – Бельский Н.П. Портрет М.С. Шереметовой. 1898 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [50] Фотография З.Н. Гиппиус. Начало XX века. (http://ru.wikipedia.org).
    [51] Манизер Г. Портрет С.А. Бобринской. 1878 г. . (http://www.bg-gallery.ru).
    [52] Крамской И.Н. Портрет Е.А.Васильчиковой. 1867 г. (http://www.bg-gallery.ru).
    [53] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).
    [54] Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990. С. 383-388.
    [55] Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005. С. 100-105.
    [56] Сушкова Е.А. Записки. (www.zakharov.ru).
    [57] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-445.
    [58] Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990. С. 383 – 390.
    [59] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 27-30.
    [60] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-437.
    [61] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 39-45.
    [62] Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-35 гг. Русские мемуары. М., 1990. С. 92-100.
    [63] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 485-488.
    [64] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).
    [65] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).
    [66] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 211-216.
    [67] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).
    [68] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).
    [69] Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004. (www.zakharov.ru).
    [70] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 346-350.
    [71] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 340-342.
    [72] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2002. (www.zakharov.ru).
    [73] Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987. С. 350.
    [74] Чарская Л.А. Записки институтки. М., 1993. С. 264.
    [75] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). М., 1994. С. 99.
    [76] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 87.
    [77] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 13-50.
    [78] Хандорин В. Дуэль в России. // Родина. 1993. № 10. С. 87.
    [79] Там же. С. 94-100.
    [80] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 66.
    [81] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 70-72.
    [83] Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900. С. 28.
    [84] Лермонтов М.Ю. Точка зрения. М., 1993. С. 203-205.
    [85] Пушкин. А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. М., 1980. С. 165-173.
    [86] Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. M., 1988. С. 256-277.
    [87] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1998. С. 49-56.
    [88] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XIV. Гл. 2. О поединках и личных обидах. С.115.
    [89] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.
    [90] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. III. Устав о пенсиях и единовременных пособиях. С. 185.
    [91] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1898. Особое дополнение к военно-судному уставу. Т. XIV. С. 259-260.
    [92] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.
    [93] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.
    [94] Там же. С. 165-167.
    [95] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 205-207.
    [96] Тургенев И.С. Отцы и дети. Л., 1985. С. 256-260.
    [97] Куприн А.И. Рассказы. В 2-х т. Т. 1. М., 2002. С. 335-336.
    [98] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).
    [99] Шубинский В. Гумилев история одной дуэли. СПб., 2004. (http://www.chaskor.ru/article/gumilev_istoriya_odnoj_dueli)
    [100] Кацура А. Дуэль в истории России. М., 2006. (http://lib.rus.ec/b/188574/read).
    [101] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 217.
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»
    © 2005 – 2017 Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории
    «Наследие предков – молодым». Все права защищены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Образ российского человека 19 века можно хорошо изучить по книгам русских классиков. Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Гоголя, Антона Чехова, Николая Лескова, Александра Грибоедова и прочих.
    Кажется, человек 19 века живет тою же жизнью, что и современник. Точно так же мелкий чиновник переживает о гневе начальства и боится, что его уволят. Как в книгах Николая Васильевича Гоголя. Так же неверная жена обкрадывает мужа, точно так же вор способен за преступление, как в книгах Николая Лескова. Так же обзывают Настасью Филипповну «падшей женщиной», как и сейчас могут обозвать ту, у кого много любовников.
    Только вот человек 19 века ездил на лошадке, а, чтобы попасть на отдых в Италию, ему нужно пару месяцев провести на корабле. Сегодня это несколько часов перелета. Человек 19 века хорошо умел писать письма: ведь «скайпа» у него нет. Он готов был неделями терпеливо ждать письма от любимых людей.
    Если человек 19 века беден, то, возможно, он не учился в школе и никогда не ходил к врачу. Он привык к смерти, особенно к смерти детей: тогда ведь из 10 детей выживала едва половина…
    И если герой романа уезжает в другой город от любимой девушки, то, скорее всего, он расстается с ней на годы. Не примчаться ему к ней на экспрессе не выходные, как сейчас.
    Аристократ 19 века обычно великолепно владел французским языком. Как Пьер Безухов, Андрей Болконский и прочие герои романа Льва Толстого «Война и мир». Современник наш из интеллигенции и элиты, человек, что получил хорошее образование, скорее всего, будет свободно говорить по-английски. Так, как заметно был распространен в позапрошлом веке по Европе французский, так сейчас популярен и английский.
    Человек 19 века должен был строго соблюдать правила. И общества, и церкви. Сейчас люди намного свободнее ведут себя. Могут разводиться, жениться хоть десять раз на ком хочешь, рожать детей хоть в браке, хоть без. Пойти на нудистский пляж, например. Всего этого не было в веке 19-м. Строгие воротнички под горло, длинные юбки, дуэли из-за оскорблений чести…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *