Сочинение на тему жизни и смерти в лирике лермонтова

7 вариантов

  1. Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом – и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов. Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою. Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит – ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то. » Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами. Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя», – говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: «Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно. »
    Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени. Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.
    А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала. » Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же? Так, это автор – герой-одиночка, а Печорин – лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе – может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом – человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем. я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь. »
    Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов. 15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.
    Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
    Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
    Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова Автор статьи: К.А. Кедров
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”, “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы…”), “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!..”), “Могила бойца”, “Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
    Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы “Героя нашего времени”, будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
    В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим “я” гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”, ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
    В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает “чужое” сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
    Философская тема в лирике
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    ⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒
    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  3. Автор статьи: К.А. Кедров
    Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!…» [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер…») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет…». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит…») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».
    Добавил: trane2012
    Сохранить

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по
    разным произведениям Лермонтова:

    Сочинения

  4. В разделе Литература на вопрос Тема жизни и смерти в лирике Лермонтов заданный автором Pseeh56 лучший ответ это Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживания Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стих. «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало». Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стих. «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др. Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» («1830. Майя. 16 число»). Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»). Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»). Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветр. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью. В трех стих., озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стих. «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стих.
    Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и

  5. Лирика Лермонтова
    План.
    Введение в лирику Лермонтова
    Любовь в лирике Лермонтова
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Человек и природа в лирике Лермонтова
    Лирический герой в лирике Лермонтова
    Список литературы
    I. Введение в лирику Лермонтова.
    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез.
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой
    Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
    Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
    II. Любовь в лирике Лермонтова.
    В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
    “Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! –
    любить.
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:
    Среди ледяного,
    Среди беспощадного света
    В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.
    III. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
    IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.
    Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями
    Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле.
    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.
    V. Лирический герой в лирике Лермонтова.
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    … Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.
    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.
    Список литературы:
    М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.
    Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.
    В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.
    В. Г. Маранцман – “Литература”.
    В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

  6. ? Вячеслав Викторович – Арзамас!
    Дмитрий Сергеевич, вот вести из Ада:
    6600183-a600823
    С раем всё проще – лежу я, значит, на морском берегу где-то
    на югах в Атлантике. Рядом снуют в неглиже наложницы из моего
    гарема и подливают мне холодненького баварского пива. Ну а я
    всё лежу, на наложниц и пиво не гляжу, потому как у меня и
    без них давление выше нормы. Лежу, греюсь и думаю, как это
    в кайф, вернуться поскорей домой да выкопать картошку.
    ? Так уверовала ж, Александр Геннадьевич! А тут вон какое дело. `Не дотянула`, видать, `партийностью`. Члены членам рознь – ну и документальное этому подтверждение. Что называется `ожидания и действительность`.
    А потом начнётся: ой, да заблуждалась, ой, да обманулась, ой, да была введена в соблазн и грех. Ой, да кто бы мог подумать, ой, я даже и не предполагала, что… И т.д.
    Вот ни капли злорадства. Просто подумалось: когда на окраинах одного крупного города стали слышны моторы танков (ну, таких танков, очень узнаваемых, со стремительным профилем башни и красным знаком на броне) – тоже у ой как многих, многих началось про заблуждения, околдовывания, обман. И сожаления.
    ===================
    Хотя я не знаю – может, и не будет `переоценки ценностей`-то. Из-за того, что `корочка` вдруг … `не сработала`.
    Люди ж всякие бывают.
    ? Интересный вопрос, Ольга Алексеевна!
    Конечно, и Собянин – гастарбайтер,
    но он явно не из базы, о которой идет речь )
    ? Типа Членам можно то, что простым смертным запрещено?
    ? Ленусь, заинтересовала. Хотелось бы почитать. Поделись, если не сложно))
    ? Владимир Николаевич,где так холодно?

  7. Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
    В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта – такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный яр
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    «Мир земной мне тесен», – заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темни- ! цу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души « любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон I не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив од-нажды « предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», – к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    Мы, дети севера, как здешние растенья,
    Цветем недолго, быстро увядаем…
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд ее мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.
    «Что толку жить!» – в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях.
    Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», – говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:
    Конец? Как звучно это слово,
    Как много – мало мыслей в нем;
    Последний стон – и все готово,
    Без дальних справок – а потом?
    Потом вас чинно в гроб положат,
    И черви ваш скелет обгложут,
    А там наследник в добрый час
    Придавит монументом вас…
    В стихотворении «Что толку жить! Без приключений…» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви:
    …По доброте души своей,
    Для пользы вашей (и церквей)
    Отслужит, верно, панихиду.
    Которой (я боюсь сказать)
    Не суждено вам услыхать…
    Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни « и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь – «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить-но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
    Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» – восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы,
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор.
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины; жизнь – это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях – с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус – это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Тема сочинения: Философская лирика Лермонтова . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»
    Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
    Образ Максим Максимыча в романе «Герой нашего времени»
    Образ Печорина — итог раздумий Лермонтова о «современном человеке»
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *