Сочинение на тему жостово роспись

10 вариантов

  1. Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
    Жостовский поднос — каким мы его знаем.

    История промысла

    Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:
    открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
    появлением в XVIII веке на Урале — центре российской металлургии — промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах — цветочный и растительный орнамент;
    изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т.д.;
    открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше: подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.
    Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.
    Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.
    В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.
    В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.
    В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.
    Жостовская фабрика. Советский период.

    Особенности и техника изготовления жостовских подносов

    Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
    Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
    Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
    Излюбленный сюжет — русская тройка.
    Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
    Этапы росписи:
    замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
    тенежка — нанесение теней;
    прокладка — определение формы цветов и листьев;
    бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
    чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
    привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
    уборка — нанесение узора на борта подноса.
    Этапы нанесения рисунка.
    Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
    Каждое изделие — уникально.
    Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
    Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.

  2. Разделы:
    Русский язык
    Класс:
    #}
    Цель: отрабатывать умение писать
    небольшие по объему сочинения – описания.
    Задачи:
    Вырабатывать умение описывать наблюдаемый
    предмет, подбирать слова и обороты для
    логического построения сочинения.
    Воспитывать любовь к народным промыслам,
    уважения к труду, любовь к искусству.
    Развивать письменную речь учащихся, их
    мышление, орфографическую зоркость.
    Оборудование: иллюстрации жостовских
    подносов, выставка подносов, записи на доске.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку
    жостовских подносов, так нужных предметов в быту.
    Их делали талантливые мастера народного
    декоративно-прикладного искусства. Что же такое
    декоративно-прикладное искусство?
    Ученик: Прикладное искусство – это особый вид
    искусства, задачей которого является создание
    предметов быта, обихода, которые одновременно
    являются художественными произведениями:
    подносы, расписная деревянная посуда, пуховые
    платки, кружевные салфетки.
    Цель нашего урока – научиться описывать
    предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды.
    Предмет описания – один из жостовких подносов по
    вашему выбору.
    3. Рассказ учащихся о жостовских подносах.
    Жостовкие подносы делают в д. Жостово, которая
    находится в 25км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В
    1825 г. бывшие крестьяне братья Вишняковы,
    откупившись на волю, открыли мастерскую по
    изготовлению расписных подносов. Теперь в д.
    Жостово работает фабрика, продукция которой
    известна всему миру.
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
    человека своей красотой, цветы дарили в дни
    радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
    недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
    цветами круглый год, создать дома мир радости и
    красоты – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов
    преимущественно на черном фоне, который дает
    возможность по контрасту выделить яркие краски
    роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые
    цветочки анютиных глазок, ромашек,
    колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
    на цветы на подносе, они как живые, объемные, в них
    чувствуется игра света.
    По своей форме подносы разные: круглые,
    овальные, прямоугольные, треугольные,
    гитарообразные. Размеры подносов тоже разные –
    от больших для праздничного стола до детских.
    Композиция росписи разная: Букет собранный
    “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но
    все подносы хороши. Они привлекают своей
    яркостью, декоративностью, в чем сказывается
    мастерство художника, его умение творчески
    следовать народной традиции.
    Процесс изготовления подноса длительный и
    непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
    проходит через ряд операций в разных цехах: из
    листа железа на небольшом электропрессе
    изготавливают поднос, который затем шлифуется,
    грунтуется, просушивается, несколько раз
    покрывается лаком.
    И вот поднос у художника, у мастера. Мастер
    расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
    создает особый и неповторимый мир красоты и
    дарит его людям. В каждом художественном
    произведении отразилась личность мастера:
    рисунок никогда не повторяется и выражает
    авторское видение мира ,его чувство цвета и
    ритма, его понимание красоты.
    Техника жостовской росписи не проста и чаще
    всего делится на 6 зтапов. Вначале художник
    наносит замалевок, т. е. обозначает только
    контуры букета. Каждый раз букет рождается как бы
    заново: у художника нет букета перед глазами, он
    “сочиняет” его прямо на подносе – “думает
    кистью”. Такое творчество называется
    импровизицией. Быстро осуществить свой замысел
    художнику помогает традиция, т. е. принятые
    большинством мастеров, передаваемые из
    поколения в поколение способы расположения
    цветов, их композиция, сама техника живописи.
    Жостовская роспись делается в несколько приемов,
    она многослойна: краски наносятся в несколько
    слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются
    под верхними. Это и создает впечатление
    объемности, яркости, свечения.
    Второй этап – это тенежка. Художник
    прокладывает тени той же краской, но более
    темной, и цветок начинает от этих теней как бы
    трепетать. Третий этап – прокладка, мастер
    выявляет быстрыми движениями и плотными мазками
    формы цветов. Четвертая операция – бликовка,
    художник наносит блики белой краской, что
    усиливает объемность изображения. Пятый этап –
    чертежка и посадка Семенцов : очерчиваются
    тонкими линиями лепестки, наносятся прожилки на
    листья, изображаются тычинки на цветах. И
    наконец, привязка – мастер соединяет зеленой или
    коричневой травкой цветы в один букет,
    заканчивая композицию всего рисунка.
    Почти вся работа ведется вручную, она требует
    не только тщательности, кропотливости, но и
    любви, мастерства и таланта. В Жостове трудятся
    известные заслуженные художники Н. П. Антипов, Б.
    В. Графов, Н. Г. Беляев, Н. Н. Гончарова; они
    передают свое мастерство молодежи.
    4. Работа над композицией и планом
    сочинения.

    Задание:
    1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите,что
    вас в них привлекает, что нравится?
    2. Какие мысли возникают, когда вы
    рассматриваете подносы?
    3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова?
    4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в
    заглавии была выражена основная мысль сочинения,
    ваше отношение к Жостовским подносам.
    Чтобы описание подноса было последовательным,
    логичным, лучше придерживаться примерного плана.
    План сочинения – описания обычно состоит из трех
    частей. Для нашего сочинения он может быть таким.
    План.
    1. Вступление: кратко рассказать о народном
    прикладном искусстве, о Жостовских подносах.
    2. Основая часть: описания жостовского подноса:
    1) Общий вид подноса (материал, форма, цвет),
    назначение подноса.
    2) Описание жостовской росписи (композиция
    букета цветы, бутоны, травка, орнамент по борту).
    3) впечатление от подноса.
    3. Заключение: мое отношение к жостовскому
    подносу, к мастерству художника, к народному
    прикладному искусству.
    Задание: рассмотрите внимательно поднос,
    который вы будете описывать, и подготовьте устно
    начало сочинения.
    5. Словарная работа: (словарный
    материал может быть отражен в плакате или
    написан на переносной доске).
    1. Выяснение значений слов и составление с ними
    предложений:
    Народное декоративно-прикладное искусство;
    искусные мастера; традиция, орнамент.
    2. Работа над л з и правописанием слов: украшать,
    красота, Жостово, жостовский поднос, талантливые
    мастера, традиционные художественные промыслы.
    3. Форма подноса: круглая, овальная,
    прямоугольная, треугольная, гитарообразная.
    4. Композиция росписи: “Букет собранный”,
    “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”.
    Цветы: роза, мак, георгин, пион, астра тюльпан,
    ромашка, васильки, анютины глазки, колокольчики,
    бутоны, травки, вьюны, лепестки.
    5. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с
    яркой росписью, красный, пурпурный, лиловый,
    желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
    темно-зеленый, коричневый, синий, бирюзовый,
    голубой, интенсивный, сочные и выразительные
    цвета.
    6. Самостоятельная работа.
    Задание: описать один из жостовских подносов,
    подобрать заголовок к сочинению – этюду.
    7. Итоги урока. Чтение 2 – 3 работ. Класс
    отмечает, чему научились на уроке, что было
    удачно в работах учащихся.
    8. Д/з: подготовить рассказ о народном
    творчестве умельцев нашей местности: чем у нас
    занимаются народные мастера?
    17.01.2008

  3. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.
    Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
    Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства. Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо
    Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Но как же развился этот народный промысел, из каких истоков?
    Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг
    Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом – датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.
    Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся “пе­ределкой подносов”. В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских: Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева – в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина – в деревне Соро­кине; Ивана Сергеевича Коломенского – в деревне Хлебникове.
    Клёдов за работой
    В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются “изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести… подносы, лоточки… все под лаком с рисунками… Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.
    Рекламная вывеска Вешняковых
    Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­ёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.
    В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было за­нято более двухсот сорока рабочих. Самыми круп­ными мастерскими были: в Жостове – О. Ф. Виш­някова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляе­ва, где работали пятьдесят один человек, из них – пятьдесят наемных; в Новосильцеве – основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федо­ровича Цыганова, где работало сорок девять рабо­чих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, два­дцать и одиннадцать тысяч рублей .
    Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.
    В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жос­товские мастера использовали и другие приемы ор­наментального украшения подносов. Был распро­странен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, на­поминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название “под червячок”. На старых подносах очень разнообразна “уборка” – украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.
    В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Тро­ицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну – «Металлоподнос» (с 1960 года – Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опыт­ные мастера, которым суждено было внести боль­шой вклад в дело возрождения живописи на подно­сах и развитие традиций местного искусства в но­вых условиях.
    Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку.
    Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название “фаб­рика”, промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства – его рукотворность.
    Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа – поручает ковалю выбить форму вручную.
    Полтора века для развития промысла – срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода – объектом любования.
    Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
    При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.
    Крой формы подноса
    Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.
    Выравнивание формы подноса
    Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
    Выстукивание формы подноса
    Вытягивание края подноса
    Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
    Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.
    Первый этап жостовской росписи – замалёвка
    В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
    Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
    Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
    И отводка края орнамента. Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живопи­си не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.
    Источник

  4. С детства мне запомнилась экскурсия по народным промыслам. Были мы и в Жостово.
    Жостово
    Жостово – старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
    Название деревни – Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково, Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. К середине 19 века работали уже 12 мастерских, которые и заложили традицию и создали школу росписи металлических подносов. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» 180 лет.
    История
    История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
    В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.»
    В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.
    Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
    В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
    Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
    Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
    В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный Жостовский букет.

    Из истории возникновения промысла
    Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»
    1876 год
    Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.
    Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.
    Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.
    Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.
    Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.
    Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.
    Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.
    Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.
    Музей подносов в Жостово – единственный в мире. Здесь собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.
    Легенда Жостово
    “Цветик-восьмицветик” – панно, выполненное по специальному заказу Первого музея славянской мифологии на Жостовской фабрике декоративной росписи. Панно состоит из 9 подносов, расписанных традиционным славянским орнаментом. Они составляют красивый цветок. В диаметре панно составляет 1метр 80 см.
    Идея и эскиз – набросок сделан сотрудниками музея. Рабочий эскиз выполнили главный художник фабрики жостовской росписи Михаил Лебедев и коваль (есть такая профессия) Геннадий Топтыгин. Подносы выполнены старинным методом холодной ковки. Дизайн и композицию разрабатывал главный художник фабрики, он же работал и на этапе замалевки, четко следуя пожеланиям нашего музея.
    Не случайно выбрано 8 лепестков. Восьмиугольный символ цветок или звезда – это символ рода. Солнце в древности изображали виде восьмиугольной розетки или цветка. Подбор цветов для орнамента также выбран не случайно. Ромашки, ландыши, васильки, маки, колокольчики и многие другие цветы составляют единую композицию. А с каждым цветком связана целая легенда! Главная же легенда связана с цветком папоротника.
    Папоротник – одно из самых загадочных и окутанных тайною растений. Несмотря на заверения ученых, что ни один из видов папоротников не цветет, именно с цветком папоротника связано большинство славянских мифов и легенд.Славяне считали, что папоротник цветет один раз в год – в ночь на Купалу, когда древний бог Перун сражался с иссушающим демоном. Перун вдребезги разносил скалы из облаков, открывая сокрытые в них клады, и посылал на землю долгожданный ливень. В самую полночь во время грозы и распускается цветок папоротника золотым или кроваво-красным огнем. Глаза простого человека не в состоянии смотреть на столь яркое пламя. Буквально через мгновение цветок блекнет и исчезает. Вместе с ним раскрываются клады и скрытые сокровища, поблескивая голубыми огнями. Именно поэтому цветок папоротника также называют жар-цвет.
    Технология
    Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
    2. Подготовка под роспись
    Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
    3. Художественная роспись
    Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.
    Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. . Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
    Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
    4. Нанесение орнамента
    Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
    5. Отделка
    На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
    Ручная роспись
    В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
    Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
    Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства.
    Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.
    Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита,изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).
    Мы тоже не удержались и купили два подноса “Цветы” и “Рябинки”, до сих пор эта красота радует нас.

  5. Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства!Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле.Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга.Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный.Стадии жостовской росписи:Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

  6. Сочинение на тему жостовская роспись

    Ответы:

    Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Жостовская роспись- плод быстрой и неповторимой импровизации, хотя композиционные схемы росписи весьма устойчивы. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Фон, на котором расположен рисунок, как правило, – чёрный.
    Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Здесь изготовляли из жести обычные чайные подносы и успешно продавали их- на Руси чай попить любили! Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Они покрывали подносы специальным грунтом и лаком, затем расписывали их. Так и возник жостовский поднос, прославленный не только в России, но и во всём мире.
    Сначала на подносах изображались чаепития, тройки, сельские пейзажи, но затем всё вытеснила цветочная роспись. И немудренно! Посмотрите на эти цветы! Кажется, что всё многоцветье родной земли отразилось в рисунках. Розы, пионы, лилии, васильки и незабудки, цветы роскошные и скромные, похожие на настоящие и в то же время сказочные! Глядя на них, поневоле дивишься буйству народной фантазии жостовских мастеров, красоте и силе их чувств, стремлению подняться над обыденностью будничной жизни простого человека.
    Каждый букет прекрасно вписан в форму подноса. Цветы то рассыпаны по всему полю, то собраны в центре. Иногда художник показывает цветок крупным планом, будто через увеличительное стекло, и мы видим, как раскрываются его лепестки, лежит пыльца на пестиках и тычинках. Обычно цветы распологаются на чёрном фоне, и это придаёт их ярким краскам особое свечение, словно букет выплывает на нас из глубины, озаряя всё вокруг. Края жостовских подносов украшают искусные орнаменты, которым мастера дали ласковые названия: травки, ёлочки, рожочки, дождичек, ленты, ёлочки с метёлочкой.
    Из поколения в поколение передают своё искусство жостовские умельцы. Тысячи подносов были расписаны мастерами за 200 лет существования этого промысла, но мы никогда не встретим двух одинаковых. Такова неистощимая фантазия художников.

  7. Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства! Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле. Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга. Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный. Стадии жостовской росписи: Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

  8. Вот уже более полутора веков мастера подмосковной деревни Жостово создают лаки­рованные подносы с великолепной цветочной росписью, известные во всём мире.
    Начинался этот промысел в Нижнем Та­гиле, но уже с прошлого столетия обосновался в Подмосковье. Здесь, в окрестностях Жостова, издавна жили мастера-кузнецы. А рядом, в селе Федоскино, находилась родина лаковой миниатюры. У соседей жостовцы позаимство­вали технологию лаковой живописи, только приспособили её к более подходящему для из­готовления подносов материалу — кровельно­му железу. И вскоре разошлись по всей Рос­сии необыкновенные подносы, став такими же известными, как тульский самовар или гжель­ский чайник.
    Это настоящее произведение искусства. Букет, который украшает поднос, прост и вы­разителен. Крупные цветы делают его плот­ным, а сквозящий в разрывах фон — ажур­ным, почти прозрачным. Необыкновенно соотношение цветов, но главное — сам букет. Его цветы словно бы светятся изнутри, нежно озаряют сгустившуюся вокруг «ночь» фона. Мастер использовал удивительно нежную гам­му для создания живописного букета. Поднос расписан в такой технике, что читается каж­дый лепесток, каждый листик.
    Сегодня мы чаще используем жостовские подносы как декоративные настенные панно, и вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры заглядывает сама душа на­рода.

  9. сочинение на тему жостовская роспись

    Ответы:

    Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства! Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле. Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга. Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный. Стадии жостовской росписи: Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

  10. Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства!Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле.Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга.Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный.Стадии жостовской росписи:Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *