Сочинение на тему жостовские подносы

12 вариантов

  1. Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
    Жостовский поднос — каким мы его знаем.

    История промысла

    Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:
    открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
    появлением в XVIII веке на Урале — центре российской металлургии — промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах — цветочный и растительный орнамент;
    изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т.д.;
    открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше: подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.
    Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.
    Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.
    В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.
    В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.
    В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.
    Жостовская фабрика. Советский период.

    Особенности и техника изготовления жостовских подносов

    Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
    Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
    Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
    Излюбленный сюжет — русская тройка.
    Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
    Этапы росписи:
    замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
    тенежка — нанесение теней;
    прокладка — определение формы цветов и листьев;
    бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
    чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
    привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
    уборка — нанесение узора на борта подноса.
    Этапы нанесения рисунка.
    Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
    Каждое изделие — уникально.
    Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
    Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.


  2. Цели:

    Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
    Формирование читательских интересов школьников в результате чего
    учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью,
    трудом.
    Активизировать лексику по теме “Произведения народного
    декоративно-прикладного искусства”.
    Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного
    искусства.

    Оборудование урока:

    Хохломская деревянная посуда;
    павловская шаль;
    вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
    гжельская посуда; жостовские подносы.
    < Рис. 1>

    Содержание урока:

    1. Вступительное слово учителя.
    Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения,
    увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).
    Приложение
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов
    народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная
    посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали
    талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

    Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является
    создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными
    произведениями.
    Цель
    нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть
    писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые
    вы здесь видите.
    < Рис. 2>
    Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25
    километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне
    братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по
    изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика,
    продукция которой известна всему миру.
    < Рис. 3>
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в
    дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить
    цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты
    – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне,
    который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов,
    георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
    колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как
    живые, объемные, в них чувствуется игра света.
    По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми
    краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже
    разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи
    разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все
    подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство
    художника, его умение творчески следовать народной традиции.

    3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.
    4. Основная мысль сочинения.

    – Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый,
    неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в
    живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от
    нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!
    < Рис. 4>
    < Рис. 5>
    В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение
    мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В
    Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое
    мастерство.

    5. Беседа с учащимися:

    Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что
    нравится?
    Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
    Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
    Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена
    основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.
    Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.
    6. Работа над композицией и планом сочинения.

    – Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше
    придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

    1. Вступление.

    Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

    2. Основная часть.

    Описание жостовского подноса:
    а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
    б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка,
    орнамент по борту и т.д.);
    в) впечатление от подноса.

    3. Заключение.

    Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному
    прикладному искусству.

    7. Материал для словарной работы.

    Словарная работа проводится на всех этапах работы.

    1
    . Выяснение значения слов и составление с ними предложений:
    народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

    2. Работа над значением и правописанием слов:
    украшать; красота;
    Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные
    промыслы.

    3. Форма подноса:
    круглая; овальная с фестончатыми краями;
    прямоугольная; гитарообразная.

    4. Композиция росписи:
    “Букет собранный”; “Букет враскидку”,
    “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак,
    георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны,
    травка, вьюны, лепестки.

    5. Цвет:
    традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью;
    красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
    темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и
    выразительные цвета.

    6. Самостоятельная работа.
    Задание:
    описать один из жостовских подносов ( один из предметов
    декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

    8. Подведение итогов урока.
    Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что
    является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.

    < Рис. 6>

    Возможные варианты работ учащихся:

    Жостовский поднос “Дыхание лета”.

    Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем
    Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году
    братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными
    людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы.
    Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают
    черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом – великолепными
    цветочными росписями.
    Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу
    попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый
    поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и
    чувствам.
    Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты.
    Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый
    орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса –
    композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы,
    собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные
    листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая
    цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон,
    оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь
    теплое дыхание лета.
    В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится
    украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.
    Ученица 6-го класса Киселева Екатерина
    < Рис. 7>
    Моя любимая игрушка.

    Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг
    Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой,
    красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и
    игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.
    Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных
    животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а
    медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают
    в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала
    мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд
    за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки
    раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и
    игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как
    камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным
    пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.
    Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные
    цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у
    нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа
    белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже
    в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и
    кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На
    передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ
    живота и вымя у коровки белые.
    Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только
    поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки – лучшее
    украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!
    Ученик 6-го класса Вельчев Василий
    < Рис. 8>
    Домашнее задание:

    Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
    Отредактировать написанные в классе работы.
    Приложение

  3. Цель: отрабатывать умение писать
    небольшие по объему сочинения – описания.
    Задачи:
    Вырабатывать умение описывать наблюдаемый
    предмет, подбирать слова и обороты для
    логического построения сочинения.
    Воспитывать любовь к народным промыслам,
    уважения к труду, любовь к искусству.
    Развивать письменную речь учащихся, их
    мышление, орфографическую зоркость.
    Оборудование: иллюстрации жостовских
    подносов, выставка подносов, записи на доске.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку
    жостовских подносов, так нужных предметов в быту.
    Их делали талантливые мастера народного
    декоративно-прикладного искусства. Что же такое
    декоративно-прикладное искусство?
    Ученик: Прикладное искусство – это особый вид
    искусства, задачей которого является создание
    предметов быта, обихода, которые одновременно
    являются художественными произведениями:
    подносы, расписная деревянная посуда, пуховые
    платки, кружевные салфетки.
    Цель нашего урока – научиться описывать
    предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды.
    Предмет описания – один из жостовких подносов по
    вашему выбору.
    3. Рассказ учащихся о жостовских подносах.
    Жостовкие подносы делают в д. Жостово, которая
    находится в 25км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В
    1825 г. бывшие крестьяне братья Вишняковы,
    откупившись на волю, открыли мастерскую по
    изготовлению расписных подносов. Теперь в д.
    Жостово работает фабрика, продукция которой
    известна всему миру.
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
    человека своей красотой, цветы дарили в дни
    радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
    недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
    цветами круглый год, создать дома мир радости и
    красоты – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов
    преимущественно на черном фоне, который дает
    возможность по контрасту выделить яркие краски
    роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые
    цветочки анютиных глазок, ромашек,
    колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
    на цветы на подносе, они как живые, объемные, в них
    чувствуется игра света.
    По своей форме подносы разные: круглые,
    овальные, прямоугольные, треугольные,
    гитарообразные. Размеры подносов тоже разные –
    от больших для праздничного стола до детских.
    Композиция росписи разная: Букет собранный
    “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но
    все подносы хороши. Они привлекают своей
    яркостью, декоративностью, в чем сказывается
    мастерство художника, его умение творчески
    следовать народной традиции.
    Процесс изготовления подноса длительный и
    непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
    проходит через ряд операций в разных цехах: из
    листа железа на небольшом электропрессе
    изготавливают поднос, который затем шлифуется,
    грунтуется, просушивается, несколько раз
    покрывается лаком.
    И вот поднос у художника, у мастера. Мастер
    расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
    создает особый и неповторимый мир красоты и
    дарит его людям. В каждом художественном
    произведении отразилась личность мастера:
    рисунок никогда не повторяется и выражает
    авторское видение мира ,его чувство цвета и
    ритма, его понимание красоты.
    Техника жостовской росписи не проста и чаще
    всего делится на 6 зтапов. Вначале художник
    наносит замалевок, т. е. обозначает только
    контуры букета. Каждый раз букет рождается как бы
    заново: у художника нет букета перед глазами, он
    “сочиняет” его прямо на подносе – “думает
    кистью”. Такое творчество называется
    импровизицией. Быстро осуществить свой замысел
    художнику помогает традиция, т. е. принятые
    большинством мастеров, передаваемые из
    поколения в поколение способы расположения
    цветов, их композиция, сама техника живописи.
    Жостовская роспись делается в несколько приемов,
    она многослойна: краски наносятся в несколько
    слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются
    под верхними. Это и создает впечатление
    объемности, яркости, свечения.
    Второй этап – это тенежка. Художник
    прокладывает тени той же краской, но более
    темной, и цветок начинает от этих теней как бы
    трепетать. Третий этап – прокладка, мастер
    выявляет быстрыми движениями и плотными мазками
    формы цветов. Четвертая операция – бликовка,
    художник наносит блики белой краской, что
    усиливает объемность изображения. Пятый этап –
    чертежка и посадка Семенцов : очерчиваются
    тонкими линиями лепестки, наносятся прожилки на
    листья, изображаются тычинки на цветах. И
    наконец, привязка – мастер соединяет зеленой или
    коричневой травкой цветы в один букет,
    заканчивая композицию всего рисунка.
    Почти вся работа ведется вручную, она требует
    не только тщательности, кропотливости, но и
    любви, мастерства и таланта. В Жостове трудятся
    известные заслуженные художники Н. П. Антипов, Б.
    В. Графов, Н. Г. Беляев, Н. Н. Гончарова; они
    передают свое мастерство молодежи.
    4. Работа над композицией и планом
    сочинения.

    Задание:
    1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите,что
    вас в них привлекает, что нравится?
    2. Какие мысли возникают, когда вы
    рассматриваете подносы?
    3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова?
    4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в
    заглавии была выражена основная мысль сочинения,
    ваше отношение к Жостовским подносам.
    Чтобы описание подноса было последовательным,
    логичным, лучше придерживаться примерного плана.
    План сочинения – описания обычно состоит из трех
    частей. Для нашего сочинения он может быть таким.
    План.
    1. Вступление: кратко рассказать о народном
    прикладном искусстве, о Жостовских подносах.
    2. Основая часть: описания жостовского подноса:
    1) Общий вид подноса (материал, форма, цвет),
    назначение подноса.
    2) Описание жостовской росписи (композиция
    букета цветы, бутоны, травка, орнамент по борту).
    3) впечатление от подноса.
    3. Заключение: мое отношение к жостовскому
    подносу, к мастерству художника, к народному
    прикладному искусству.
    Задание: рассмотрите внимательно поднос,
    который вы будете описывать, и подготовьте устно
    начало сочинения.
    5. Словарная работа: (словарный
    материал может быть отражен в плакате или
    написан на переносной доске).
    1. Выяснение значений слов и составление с ними
    предложений:
    Народное декоративно-прикладное искусство;
    искусные мастера; традиция, орнамент.
    2. Работа над л з и правописанием слов: украшать,
    красота, Жостово, жостовский поднос, талантливые
    мастера, традиционные художественные промыслы.
    3. Форма подноса: круглая, овальная,
    прямоугольная, треугольная, гитарообразная.
    4. Композиция росписи: “Букет собранный”,
    “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”.
    Цветы: роза, мак, георгин, пион, астра тюльпан,
    ромашка, васильки, анютины глазки, колокольчики,
    бутоны, травки, вьюны, лепестки.
    5. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с
    яркой росписью, красный, пурпурный, лиловый,
    желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
    темно-зеленый, коричневый, синий, бирюзовый,
    голубой, интенсивный, сочные и выразительные
    цвета.
    6. Самостоятельная работа.
    Задание: описать один из жостовских подносов,
    подобрать заголовок к сочинению – этюду.
    7. Итоги урока. Чтение 2 – 3 работ. Класс
    отмечает, чему научились на уроке, что было
    удачно в работах учащихся.
    8. Д/з: подготовить рассказ о народном
    творчестве умельцев нашей местности: чем у нас
    занимаются народные мастера?

  4. Вот уже более полутора веков мастера подмосковной деревни Жостово создают лаки­рованные подносы с великолепной цветочной росписью, известные во всём мире.
    Начинался этот промысел в Нижнем Та­гиле, но уже с прошлого столетия обосновался в Подмосковье. Здесь, в окрестностях Жостова, издавна жили мастера-кузнецы. А рядом, в селе Федоскино, находилась родина лаковой миниатюры. У соседей жостовцы позаимство­вали технологию лаковой живописи, только приспособили её к более подходящему для из­готовления подносов материалу — кровельно­му железу. И вскоре разошлись по всей Рос­сии необыкновенные подносы, став такими же известными, как тульский самовар или гжель­ский чайник.
    Это настоящее произведение искусства. Букет, который украшает поднос, прост и вы­разителен. Крупные цветы делают его плот­ным, а сквозящий в разрывах фон — ажур­ным, почти прозрачным. Необыкновенно соотношение цветов, но главное — сам букет. Его цветы словно бы светятся изнутри, нежно озаряют сгустившуюся вокруг «ночь» фона. Мастер использовал удивительно нежную гам­му для создания живописного букета. Поднос расписан в такой технике, что читается каж­дый лепесток, каждый листик.
    Сегодня мы чаще используем жостовские подносы как декоративные настенные панно, и вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры заглядывает сама душа на­рода.

  5. Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства!Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле.Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга.Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный.Стадии жостовской росписи:Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

  6. Урок русского языка в 7-м классе “Сочинение – этюд о жостовских подносах”
    Еремеенко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
    Цель: отрабатывать умение писать небольшие по объему сочинения – описания.
    Задачи:
    Вырабатывать умение описывать наблюдаемый предмет, подбирать слова и обороты для логического построения сочинения.
    Воспитывать любовь к народным промыслам, уважения к труду, любовь к искусству.
    Развивать письменную речь учащихся, их мышление, орфографическую зоркость.
    Оборудование: иллюстрации жостовских подносов, выставка подносов, записи на доске.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку жостовских подносов, так нужных предметов в быту. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства. Что же такое декоративно-прикладное искусство?
    Ученик: Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями: подносы, расписная деревянная посуда, пуховые платки, кружевные салфетки.
    Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды. Предмет описания – один из жостовких подносов по вашему выбору.
    3. Рассказ учащихся о жостовских подносах.
    Жостовкие подносы делают в д. Жостово, которая находится в 25км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 г. бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерскую по изготовлению расписных подносов. Теперь в д. Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе, они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.
    По своей форме подносы разные: круглые, овальные, прямоугольные, треугольные, гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: Букет собранный “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши. Они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
    Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на небольшом электропрессе изготавливают поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком.
    И вот поднос у художника, у мастера. Мастер расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: рисунок никогда не повторяется и выражает авторское видение мира ,его чувство цвета и ритма, его понимание красоты.
    Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на 6 зтапов. Вначале художник наносит замалевок, т. е. обозначает только контуры букета. Каждый раз букет рождается как бы заново: у художника нет букета перед глазами, он “сочиняет” его прямо на подносе – “думает кистью”. Такое творчество называется импровизицией. Быстро осуществить свой замысел художнику помогает традиция, т. е. принятые большинством мастеров, передаваемые из поколения в поколение способы расположения цветов, их композиция, сама техника живописи. Жостовская роспись делается в несколько приемов, она многослойна: краски наносятся в несколько слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются под верхними. Это и создает впечатление объемности, яркости, свечения.
    Второй этап – это тенежка. Художник прокладывает тени той же краской, но более темной, и цветок начинает от этих теней как бы трепетать. Третий этап – прокладка, мастер выявляет быстрыми движениями и плотными мазками формы цветов. Четвертая операция – бликовка, художник наносит блики белой краской, что усиливает объемность изображения. Пятый этап – чертежка и посадка Семенцов : очерчиваются тонкими линиями лепестки, наносятся прожилки на листья, изображаются тычинки на цветах. И наконец, привязка – мастер соединяет зеленой или коричневой травкой цветы в один букет, заканчивая композицию всего рисунка.
    Почти вся работа ведется вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства и таланта. В Жостове трудятся известные заслуженные художники Н. П. Антипов, Б. В. Графов, Н. Г. Беляев, Н. Н. Гончарова; они передают свое мастерство молодежи.
    4. Работа над композицией и планом сочинения.
    Задание:
    1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите,что вас в них привлекает, что нравится?
    2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
    3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова?
    4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к Жостовским подносам.
    Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения – описания обычно состоит из трех частей. Для нашего сочинения он может быть таким.
    План.
    1. Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о Жостовских подносах.
    2. Основая часть: описания жостовского подноса:
    1) Общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса.
    2) Описание жостовской росписи (композиция букета цветы, бутоны, травка, орнамент по борту).
    3) впечатление от подноса.
    3. Заключение: мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.
    Задание: рассмотрите внимательно поднос, который вы будете описывать, и подготовьте устно начало сочинения.
    5. Словарная работа: (словарный материал может быть отражен в плакате или написан на переносной доске).
    1. Выяснение значений слов и составление с ними предложений:
    Народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция, орнамент.
    2. Работа над л з и правописанием слов: украшать, красота, Жостово, жостовский поднос, талантливые мастера, традиционные художественные промыслы.
    3. Форма подноса: круглая, овальная, прямоугольная, треугольная, гитарообразная.
    4. Композиция росписи: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”.
    Цветы: роза, мак, георгин, пион, астра тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, колокольчики, бутоны, травки, вьюны, лепестки.
    5. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с яркой росписью, красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, бирюзовый, голубой, интенсивный, сочные и выразительные цвета.
    6. Самостоятельная работа.
    Задание: описать один из жостовских подносов, подобрать заголовок к сочинению – этюду.
    7. Итоги урока. Чтение 2 – 3 работ. Класс отмечает, чему научились на уроке, что было удачно в работах учащихся.
    8. Д/з: подготовить рассказ о народном творчестве умельцев нашей местности: чем у нас занимаются народные мастера?

  7. С детства мне запомнилась экскурсия по народным промыслам. Были мы и в Жостово.
    Жостово
    Жостово – старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
    Название деревни – Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково, Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. К середине 19 века работали уже 12 мастерских, которые и заложили традицию и создали школу росписи металлических подносов. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» 180 лет.
    История
    История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
    В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.»
    В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.
    Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
    В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
    Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
    Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
    В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный Жостовский букет.

    Из истории возникновения промысла
    Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»
    1876 год
    Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.
    Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.
    Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.
    Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.
    Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.
    Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.
    Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.
    Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.
    Музей подносов в Жостово – единственный в мире. Здесь собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.
    Легенда Жостово
    “Цветик-восьмицветик” – панно, выполненное по специальному заказу Первого музея славянской мифологии на Жостовской фабрике декоративной росписи. Панно состоит из 9 подносов, расписанных традиционным славянским орнаментом. Они составляют красивый цветок. В диаметре панно составляет 1метр 80 см.
    Идея и эскиз – набросок сделан сотрудниками музея. Рабочий эскиз выполнили главный художник фабрики жостовской росписи Михаил Лебедев и коваль (есть такая профессия) Геннадий Топтыгин. Подносы выполнены старинным методом холодной ковки. Дизайн и композицию разрабатывал главный художник фабрики, он же работал и на этапе замалевки, четко следуя пожеланиям нашего музея.
    Не случайно выбрано 8 лепестков. Восьмиугольный символ цветок или звезда – это символ рода. Солнце в древности изображали виде восьмиугольной розетки или цветка. Подбор цветов для орнамента также выбран не случайно. Ромашки, ландыши, васильки, маки, колокольчики и многие другие цветы составляют единую композицию. А с каждым цветком связана целая легенда! Главная же легенда связана с цветком папоротника.
    Папоротник – одно из самых загадочных и окутанных тайною растений. Несмотря на заверения ученых, что ни один из видов папоротников не цветет, именно с цветком папоротника связано большинство славянских мифов и легенд.Славяне считали, что папоротник цветет один раз в год – в ночь на Купалу, когда древний бог Перун сражался с иссушающим демоном. Перун вдребезги разносил скалы из облаков, открывая сокрытые в них клады, и посылал на землю долгожданный ливень. В самую полночь во время грозы и распускается цветок папоротника золотым или кроваво-красным огнем. Глаза простого человека не в состоянии смотреть на столь яркое пламя. Буквально через мгновение цветок блекнет и исчезает. Вместе с ним раскрываются клады и скрытые сокровища, поблескивая голубыми огнями. Именно поэтому цветок папоротника также называют жар-цвет.
    Технология
    Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
    2. Подготовка под роспись
    Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
    3. Художественная роспись
    Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.
    Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. . Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
    Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
    4. Нанесение орнамента
    Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
    5. Отделка
    На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
    Ручная роспись
    В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
    Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
    Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства.
    Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.
    Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо. Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита,изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).
    Мы тоже не удержались и купили два подноса “Цветы” и “Рябинки”, до сих пор эта красота радует нас.

  8. Публикации по теме:
    Фотоотчет о посещении Дивногорского городского Музея ВОВ
    Здравствуйте,дорогие друзья и все,кто посетил мою страничку! В рамках проекта,который был запущен у нас в детском саду к празднику “День.
    Фоторепортаж о посещении музея пермских древностей
    Дорогие коллеги, сегодня мне хочется познакомить Вас с краеведческим музеем в городе Перми. Музей пермских древностей расположен на улице.
    Фотоотчёт о посещении Музея обороны Туапсе
    Прививая заботу и уважение по отношению к ветеранам Великой отечественной войны, воспитывая уважение к памяти о Великой отечественной войне,.
    Конспект НОД в подготовительной группе «Жостовские подносы»
    Конспект НОД в подготовительной группе. «Жостовские подносы». Програмное содержание: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской.
    Конспект НОД «Жостовские подносы»
    Конспект НОД в подготовительной группе. «Жостовские подносы». Програмное содержание: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской.
    Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе «Жостовские подносы»
    Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе. Подготовила: воспитатель Груздева И. В. Тема:.
    Фотоочерк «Мои впечатления о посещении дендрария в Сочи»
    Я хочу рассказать о своём впечатлении от посещения Дендрария в городе Сочи. Слишком много красивого и непохожего увидела я там. Мне уже.
    Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Жостовские подносы»
    онспект НОД в подготовительной группе. «Жостовские подносы». Программное содержание: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской.
    Отчёт о посещении краеведческого музея «Природа и человек»
    В честь 80 – летия образования Ростовской области и года Экологии Каменский краеведческий музей подготовил выставку «Природа и человек».
    Фотоотчет о посещении краеведческого музея города Асбеста
    Сегодня наш пеший маршрут был проложен в краеведческий музей любимого города Асбеста. Он является одной их главных культурных достопримечательностей.

  9. Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства! Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле. Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга. Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный. Стадии жостовской росписи: Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.

  10. 10
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    После всех подготовительных работ плавание готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним скрывается мастер-художник. Сочинение описание на тему жостовский поднос рождались в Жостове художественные династии. После ее достижения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с твёрдой просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали делать уже не из папье-маше, а из более прочного и современного баяна — железа. При помощи их уточняются все объемы. Самые бронированные мастера жостовских подносов: Далее подношение жостовских подносов переходит на следующий этап. В 1830 году в Жостове и гранитных деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Непостижимое народное искусство России, не имеющее аналогов. Облачностью можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и начало композиции золотым орнаментом. Жостовская роспись заполняется нескольких традиционных типов композиции. Яркие великолепные цветы: розы, пионы, мостовые, незабудки, хризантемы и ландыши невозможно перечислить их всекапризно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, — это выгодная жостовская роспись на подносах. Жостовские цветы пишутся не с весны, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от приходящего воображения мастера. Кстати, первые подносы перепрятали исключительно из папье-маше. История старинного русского промысла щиплет почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мертвяков не только не утратили своей популярности и новости, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и сумели новаторскими идеями нынешних молодых живописцев. Удивительно то, как много произошло талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Шестым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был системы графа Шереметьева — Вешняков Филипп Никитин, он заработал росписью подносов вместе со своим сыном. Так что о консоли изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах. Жестовский ясак обычно бывает расписан таким образом, что в ответе композиции цветочного букета находятся самые крупные и яркие цветы, на ничьи направлен основной акцент. Зарождение жостовских промыслов Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции цветочного букета находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Выполняется много частных заказов, сочинпние не только под жостовский поднос. Перспективы развития промыслов В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не подгос времена. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться.

  11. Вот уже более полутора веков мастера подмосковной деревни Жостово создают лаки­рованные подносы с великолепной цветочной росписью, известные во всём мире.
    Начинался этот промысел в Нижнем Та­гиле, но уже с прошлого столетия обосновался в Подмосковье. Здесь, в окрестностях Жостова, издавна жили мастера-кузнецы. А рядом, в селе Федоскино, находилась родина лаковой миниатюры. У соседей жостовцы позаимство­вали технологию лаковой живописи, только приспособили её к более подходящему для из­готовления подносов материалу — кровельно­му железу. И вскоре разошлись по всей Рос­сии необыкновенные подносы, став такими же известными, как тульский самовар или гжель­ский чайник.
    Это настоящее произведение искусства. Букет, который украшает поднос, прост и вы­разителен. Крупные цветы делают его плот­ным, а сквозящий в разрывах фон — ажур­ным, почти прозрачным. Необыкновенно соотношение цветов, но главное — сам букет. Его цветы словно бы светятся изнутри, нежно озаряют сгустившуюся вокруг «ночь» фона. Мастер использовал удивительно нежную гам­му для создания живописного букета. Поднос расписан в такой технике, что читается каж­дый лепесток, каждый листик.
    Сегодня мы чаще используем жостовские подносы как декоративные настенные панно, и вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры заглядывает сама душа на­рода. (173 слова)

  12. сборная бумажная модель полоцкий софийский собор
    один из первых православных оборонных храмов — собор святой софии в полоцке претендующий на включение в список всемирного наследия юнеско. этот монументальный памятник архитектуры xi—xviii веков был построен византийскими зодчими за пять строительных сезонов при князе всеславе брячиславиче (чародее) на правом берегу западной двины. особенностью полоцкого софийского собора являются граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. ни в киеве, ни в новгороде таких апсид нет. грандиозный собор служил главным общественным зданием города, где происходил прием послов, объявлялось о войне и мире.
    для сборки данной модели вам потребуются: клей, ножницы, острый нож, зубочистки, шило, линейка, картон.
    все сборные модели издательства «орёл» разрабатываются на основе чертежей и фотографий оригинала. в их оформлении широко используются современные материалы. прекрасное качество полиграфии! высокая достоверность! сравните фотография модели и прототипа!
    софийский собор (белор. сафійскі сабор) — кафедральный собор города полоцка, построен между 1030—1060 . строительство связано с переносом центра города со старого городища. в основе своего архитектурного решения он повторяет софийские соборы новгорода и киева. оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра. к храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. по летописям, можно предположительно сказать, что храм имел семь глав. четыре купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имела свои главы, что создавала свой композиционный образ общего вида. главные отличия от киева и новгорода, это отсутствие галерей. храм имел три апсиды, а не пять. княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на один промежуточный столб. были вима и дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерные для византии. храм был расписан только фресками, также как и в новгороде, а в киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *