Сочинение на тему значение искусства в жизни человека

9 вариантов

  1. Вспомните те эмоции, которые вы получаете за прослушиванием ваших любимых песен. Сколько адреналина было высвобождено за просмотром боевика или ужастика, как сильно в детстве все ждали новую серию мультика, как родители читали сказку перед сном. Некоторые произведения искусства способны играть на струнах души и вызывать бурю и всплеск различных эмоций.
    Без искусства воображение и мысли людей будут блеклыми и скудными, наполненными лишь пустотой. Без искусства наука не будет столь интересна, поскольку больше не будет открытий с помощью творческих подходов. Искусство существует для того чтобы пробудить эмоции человека, мотивировать его, заставить грустить или радоваться, вдохновлять его и давать нужные подсказки в его жизненном пути
    Человек не может быть счастлив, если у него нет эмоций. Каждый человек по мере своей жизни развивается и в духовном плане. В нашем мире не существует людей, относящихся равнодушно к любому виду творчества. Искусство являлось, является и будет являться актуальным в жизни людей. Искусство учит людей морали и ставит на правильный жизненный путь, развивая в нем духовные, эстетические и нравственные чувства.

    Сочинение 3

    Человечество эволюционирует большими шагами. Строятся высокие необычные дома, узнаются новые экспериментальные данные, познается космос и океан, внедряются новые современные информационные технологии. Все это – область науки. И конечно, она играет огромную роль в нашем развитии. Однако есть и то, что наравне с наукой, не может быть отторгнуто и развивается с большой скоростью. Это – искусство.
    Те или иные виды искусства стали проявляться еще с появления человека, как вида. Наскальные рисунки, обрабатывание кожи животных в качестве одежды, а затем вырезание подделок, выжигание орнаментов и многое другое были первыми произведениями искусства. С течением времени искусство расширялось и увлекало все большее количество людей. Затем оно переросло в отдельную отрасль человеческих знаний и способностей. Рождались гении и создавали шедевры: великие книги и картины, скульптуры и памятники архитектуры. Все это развивалось достаточно быстро и с большим азартом. Искусству стали обучать, и теперь наша страна и весь мир владеет специальными курсами по многим видам творчества, а также средними специальными и высшими учебными заведениями по подготовке новых деятелей искусства.
    Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только породило всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными картинами, книгами и музыкой, но и подарило каждому из нас удивительную возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при разглядывании продуктов живописи и архитектуры. Удовлетворить потребности в духовном развитии мы можем благодаря чтению литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное. Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь внутренний мир и присущие ему способности и талант, а также вырабатывает вкус и чувство стиля.
    Конечно, все выше перечисленное не относится к основным потребностям человека, таким как поддержание жизни и потомства. Но подумать только, какой бы являлась жизнь, не будь в ней искусства! Ведь многие и очень многие люди находят утешение именно в нем. Для всех великих писателей, музыкантов, актеров и художников искусство – страсть и услада всей их жизни. Они творят, когда воодушевлены, творят, когда несчастны. Сочиняя поэмы, работая над симфониями, они не только раскрывают себя, они раскрывают особенность всей эпохи, в которой живут, настроения современников, устоявшийся именно в это время уклад жизни и события, затрагивающие этот период времени.
    Роль искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Эта сфера деятельности никогда не потеряет актуальности. Для каждого деятеля искусства –  это страсть и целая жизнь. Для всего человечества искусство несет огромную пользу, сохраняя памятники творчества, ставя на путь развития и воспитывая во всем населении планеты нравственную, чувственную и эстетическую составляющие.

  2. Сегодня насчитывается достаточно большое количество видов
    искусства. Изобразительное, музыкальное, художественное, актерское искусство. И
    это лишь незначительная часть того искусства, которым обладает современный
    человек. Естественный талант человека дополнен современными технологиями, что
    делает искусство более интересным и захватывающим. При этом создаются
    совершенно новые направления искусства. Конечно, раньше с этим были сложности.
    Однако и тогда обычные художники стремились придумать что-то новое. Так, своими
    особенностями люди принимали непосредственное участие в развитии определенного
    вида искусства.
    Современное общество придает искусству огромное значение. Это
    можно назвать оправданным, ведь именно искусство позволяет человеку формировать
    личность. В этом никак не обойтись без духовного и культурного воспитания. Как
    известно, основная оценка человека происходит только после того, как он
    раскрывает свой внутренний мир. Даже люди, которые не могут похвастаться
    привлекательной внешностью, в буквальном смысле притягивают окружающих своим
    внутренним миром. Нужно отметить, что духовно развитые и всесторонние люди
    всегда притягивали к себе внимание. Это объясняется тем, что с такими людьми
    приятно общаться. Искусство помогает развиваться и лучше познавать не только
    окружающий мир, но и самих себя.
    Нужно отметить, что становление личности начинается с
    познания себя. Достаточно часто искусство является своеобразным обращением к
    народу. Именно поэтому, любое произведение искусства создано с определенной
    целью. Так, человек может чему-нибудь научиться, что-то узнать или о чем-то
    задуматься. При этом искусство нуждается в понимании. Без понимания нет
    никакого смысла читать книги или рассматривать картины великих мастеров.
    В последнее время современное общество перестало придавать
    должного внимания духовному обогащению. Для многих людей искусство стало важным
    материальным обогащением. Однако это вовсе не означает, что все люди забывают
    искусство. Не только пожилые люди, но и молодое поколение уделяют внимание
    культуре. Многие из них уверены, что ни в коем случае нельзя забывать об
    искусстве, которое так важно в нашей жизни.

  3. (406 слов) Искусство является, пожалуй, одной из важнейших сфер человеческого бытия. Оно подарило нам великое множество прекрасных вечных творений: изящную музыку, величественные шедевры архитектуры, глубокомысленные книги и многое, многое другое. По моему мнению, влияние искусства на историю человечества в целом и человеческую душу в частности воистину огромно. Подтверждение этому можно найти не только в русской, но и во всей мировой литературе.
    Например, О. Генри в своём рассказе «Фараон и хорал» повествует нам о нью-йоркском нищем Сопи. Этот опустившийся, безнравственный человек преследует одну единственную цель — попасть в тюрьму, чтобы провести зиму в тепле и комфорте, ничего не при этом не делая. Ради осуществления своего замысла Сопи совершает множество сомнительных поступков: ворует, буянит и развратничает, но двери заветной тюрьмы так и остаются закрытыми для него. Уже совсем отчаявшись, главный герой внезапно слышит звуки хорала, доносящиеся из церкви. Музыка поражает Сопи до глубины души, бессовестный бродяга понимает, как низко он пал. В его душе зарождается новое начало, которое призывает его встать на правильный путь. Он перерождается и твёрдо решает начать жизнь с чистого листа. Сила искусства поистине безгранична, ведь всего лишь мелодия способна преобразить человека до неузнаваемости.

  4. Горина Елена, 17 лет
    БОУ НПО «ПУ №33» г. Называевск
    Руководитель Бондарькова Татьяна Викторовна,
    преподаватель русского языка и литературы
    Роль искусства в жизни общества
    (эссе)
    Многие века складывалась  культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и прекрасно, что создаётся избранными, а принадлежит миллионам и передаётся из поколения в поколение. Бессмертны прекрасные творения Рафаэля и Айвазовского, Данте и Шекспира, Моцарта и Чайковского, Пушкина и Лермонтова. «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле», – справедливо заметил Бертольт Брехт. Культура прошлых поколений создала нас теперешних. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
    Вопросы о роли искусства в обществе, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Образом художника Чарткова писатель показывает, что на пути истинного творца имеются преграды: это и желание прославиться, и стремление к быстрому обогащению деньгами. Художник, как и любой человек, подвержен соблазну. «В страсти к искусству, – говорил Гоголь,- много искушающей прелести увлечения – но только в соединении с любовью к добру, к светлому в человеке может просветить она и творящего, и тех, для кого он творит».
    Главный герой избирает другую дорогу. Он губит красивые полотна, убивает добро. А талант,  расставшийся с добром, – это разрушитель личности. И автор выносит приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил». Ведь талантом наделён не каждый человек, потому свои способности и силы он должен умело направлять, должен распространять любовь, свет, тепло, поучать. Вообще, Н.В.Гоголь рассматривал искусство даже как разновидность государственной службы. Кто имеет талант, тот должен быть чище.
    Талант без веры, без покаяния в грехах не принёс пользы ни Чарткову, так и не сумевшему очистить свою душу и сошедшему с ума, не принесёт пользы и людям.
    Истинное искусство должно иметь доброе гуманное начало с вековыми традициями. А  сегодняшнему обществу, где утеряны многие нравственные ценности, где человека чаще всего оценивают по материальному положению, нужно научиться видеть прекрасное, уметь восхищаться им, самосовершенствоваться. Нужно прислушаться к мудрым словам писателя, актёра, режиссёра и просто человека Василия Макаровича Шукшина:
    « Литература должна помочь  нам понять, что с нами происходит». Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах.
    Я уверена, что замечательное художественное произведение способно повлиять на человека, может сделать его более добрым и чистым, честным и чутким.

  5. Оглавление
    Введение
    Основная часть
    2.1.Понятие искусства.
    2.2.Виды искусства
    2.3.Функции искусства
    2.4.Роль искусства в жизни человека
    2.5.Жизнь коротка, искусство вечно.
    Заключение
    Литература
    1. Введение.
    Работу над темой «Роль искусства в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и  обобщить знания об искусстве. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.
    Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;
    Перед началом работы я провела анкетирование среди   учащихся нашей школы. Задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству. Получились следующие результаты.
    Всего анкетируемых    человек.
    Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?
    Большую          %
    Никакую           %
    Помогает жить        %
    Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?
    Красоте          %
    Пониманию жизни           %
    Правильным поступкам       %
    Расширяет кругозор         %
    Ничему не учит                 %
    Какие виды искусства вы знаете?
    Театр            %
    Кино             %
    Музыка         %
    Живопись                %
    Архитектура           %
    Скульптура              %
    Другие виды искусства          %
    Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?
    Увлечены                      %
    Не увлечены                 %
    Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?
    Да          %
    Нет         %
    Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечёт, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то вызовет интерес к проблеме.
    Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.
    Цель работы: доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.
    Задачи – раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.
    Проблемные вопросы: Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?
    Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?
    Что такое искусство? Когда, как и почему возникло искусство?
    Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?
    Ожидаемый результат
    После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.
    2. Основная часть
    2.1.Понятие искусства
    «Искусство дает крылья и уносит далеко – далеко!» –
    сказал писатель Чехов А.П.
    Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.
    Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.
    Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.    Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.
    В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
    Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.
    Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.
    В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.
    А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.
    Таким образом, искусство – это разновидность сознания общества, это – художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.
    Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.
    Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.
    Любой продукт труда – будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни – создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.
    А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо  к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.
    2.2. Виды искусства
    В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.   Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды  имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.
    Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки – вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства – драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца – бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.
    С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…
    Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,
    каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
    2.3. Функции искусства
    Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.
    В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
    Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.
    Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация — тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Ещё один пример такого рода — географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
    Искусство как развлечение. Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
    Авангард, искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, — дадаизм, сюрреализм, русский конструктивизм, абстрактный экспрессионизм — собирательно именуют авангардом.
    Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
    Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.
    2.4. Роль искусства в жизни человека
    Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
    Бертольт Брехт
    Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах – древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
    Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.
    Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
    Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.
    Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.
    Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
    Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.
    Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.
    Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.
    В ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.
    Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно…», забывая о наших желаниях. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.
    Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать, определять свое мировоззрение, направлять поведение личности.
    Литература является для людей школой чувств и познания действительности и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Слово – великая тайна. Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы, переносить читателя в иной мир. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили.  Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков.
    Велико влияние музыки на человека. Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Не является секретом, что искусство может лечить.
    Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой – это уже прописные истины.
    Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду  «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному  выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности  у студентов на 8-9 единиц.
    Но не всякое искусство лечит.
    Например: Рок музыка – вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы,   у человека появляется мрачное настроение и мысли.
    Колокольный звон быстро убивает:
    тифозные бактерии
    вирусы.
    Классическая музыка (Моцарт и др.) способствует:
    общему успокоению
    повышению выделения молока (на 20%) у кормящих матерей.
    ? Ритмичные звуки некоторых исполнителей за счёт прямого воздействия на мозг способствуют:
    выбросу стрессовых гормонов
    ухудшению памяти
    ослаблению (через 1-2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках).
    Мантра, или медитативные звуки “ом”, “аум” и др., имеют вибрирующий характер.
    Вибрации поначалу способствуют активизации тех или иных органов, мозговых структур. При этом в кровь выбрасывается много различных гормонов. (Вероятно, это помогает выполнять монотонную работу с меньшими энергозатратами).
    Вибрирующие звуки вызывают
    удовольствие – у одних людей, у других – те же звуки вызывают
    стрессорную реакцию с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма.
    способствует резкому подъёму артериального давления,
    нередко приводя к сердечным спазмам.
    В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».
    Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.
    Еще более поразительно действие музыки на эмоции. О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали в лечебных целях, и на войне. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка, как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
    Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, — живопись — это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
    Архитектура — еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» — они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
    Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.
    Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.
    Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:
    Глаголом жги сердца людей.[1]
    Думается, в этом истинное предназначение искусства.
    2.5.Жизнь коротка, искусство-вечно.
    Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.
    Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно».  Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».
    Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова написано: « Причина этого – в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.
    Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
    Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
    «Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.
    Истинное искусство должно быть  прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.
    3. Заключение.
    Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.
    Страсти, стремления, мечты, образы, опасения – все то, чем живет каждый человек – приобретают в творчестве особую окраску и силу.
    Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.
    Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:
    – формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
    – формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
    – развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;
    – вооружает людей  знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств – музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;
    – развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;
    – развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
    Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.
    «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.
    4. Литература
    1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.
    2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975
    3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.
    8. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.
    9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.

  6. Роль искусства в жизни человека сочинение. 11 класс
    План
    1. Что такое искусство?
    2. Влияние искусства на человека.
    3. Искусство дарит красоту и чувственность.
    «Искусство дает крылья и уносит далеко – далеко!» А.П.Чехов Искусство занимает в жизни человека особое место. Оно развивает ум, обогащает душу, дает почувствовать удовольствие и наслаждение. Искусство – это театр, музыка, живопись, архитектура, кино, литература. Искусство – это наполнение человеческой жизни духовностью и красотой. Красотой слова, движения, мысли, действия, поступка…
    Искусство помогает человеку узнать что-то новое, постигнуть глубину человеческих чувств. Оно развивает духовное состояние человека. Роль искусства в жизни человека неоспорима. Душа, лишенная красоты, чувственности, не способна дарить любовь другим людям и самому себе. Бедность мыслей и эмоций не делают человека краше. Без искусства душа человека черствеет, становится скупой на радости и слезы. Часто люди испытывают вдохновение от того, что преподносит им искусство. Человек чувствует прилив сил, эмоций и открывает в себе новые таланты, ощущения себя, реализации идей, творческое движение жизни. Это окрыляет, помогает жить, и не просто жить, а интересно, увлеченно, вдохновенно.
    Умение видеть прекрасное дано человеку природой. И он или развивает это чувство, или нет. А искусство помогает нам увидеть это прекрасное. Мы замираем от тонких звуков музыки, проникающих в самое сердце. Смотрим на красивые статуи, здания и удивляемся легкости руки скульптора, который превратил тяжелый серый камень в изящное изваяние. Завораживаемся картинами художников, часами разглядывая сюжеты и образы в цветовой палитре. Слушаем и внимаем художественное слово, которое раскрывает нам суть жизни. Наслаждаемся игрой актеров, мастерски владеющих своим телом и языком. Как скучна и неинтересна была бы жизнь без искусства! Сколько эмоций и чувств дарит нам оно! Искусство учит нас созерцать красоту и получать от этого великое удовольствие.

  7. Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, характеристик и особенностей, но каждый человек представляет его по — своему.
    По моему мнению, искусство — это образное отражение реальности, главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, чувственному, интересному и красивому, порой даже к необъяснимому и противоречивому. Я думаю, что кино, живопись, архитектура и другие виды искусства должны вызывать различные эмоции, чувства и мысли в душе и разуме человека. Несомненно, одно и то же произведение искусства может вызывать совершенно противоположные чувства в душах людей.
    Искусство играет огромную роль в нашей жизни, пока оно заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, происходящими вокруг нас, пока искусство волнует сознание человека и не оставляет нас равнодушными.
    Я люблю читать. Чтение расширяет мой кругозор, делает меня более эрудированной. Из книг я узнаю много новых интересных вещей о окружающем мире, об жизни человека, о его ценностях, чувствах. Классическая литература воспитывает характер, прививает нравственные черты. Чтение произведений классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский обогащают мой внутренний мир, дают понятие о таких ценностях как честь и достоинство. Так же из книг мы узнаем о дружбе, любви, предательстве, ненависти, сочувствии и других вещах. Но я считаю, что нужно читать не только классическую мировую литературу, но и книги современных авторов. Всё — таки в их произведениях все чувства, проблемы и ценности адаптированы под современное общество. Из книг наших современников мы можем найти конкретное решение проблемы в нашем обществе, в наш век.
    Если говорить о чувстве прекрасного, развитии вкуса, то мне нравится искусство фотографии. Через фотографию автор выражает свой внутренний мир на предметах окружающего мира, на природе. В работах фотографов мы видим их стиль, их вкус, взгляд на жизнь, и тем самым можем пересмотреть свои ценности, и иногда использовать их мировоззрения для самосовершенствования. Очень часто я просматриваю работы современных фотографов, фотографов разных стилей и направлений и могу сказать, что каждый из них видит мир по-своему. Фотография для них это способ самовыражения. Для меня она значит тоже самое.
    Кроме литературы и фотография, я также интересуюсь кино. Фильмы подобны книгам. Они выполняют ту же функцию. Для меня фильмы это не только способ хорошо провести время, но и повод задуматься над актуальностью проблемы, затронутой в нём.
    В заключение я хочу сказать, что искусство оказывает огромное влияние на мою жизнь. Без искусства моя жизнь была бы скучной, однообразной и бессмысленной. Искусство вносит в мою жизнь нотки прекрасного.

  8. 8
    Текст добавил: Анастасия Теут

    (Иллюстрация Г. И. Нарбута – русского и украинского художника-графики и иллюстратора нач. XX века)
    Тяга к прекрасному сопровождала человека во все времена. Своё выражение она находила в картинах, фресках, скульптурах, литературе и прочих предметах искусства, дошедших до нас сквозь века. Каждое поколение вносило свою лепту, давало развитие новому направлению в творчестве. Какую роль искусство играет сейчас в формировании кругозора отдельной личности? Имеет ли оно ценность для каждого или только для людей творческих профессий и бомонда?
    Существует множество мнений на этот счёт. Одни считают, что любое творчество следует доносить до масс дозировано и с предварительными разъяснениями. Вторые, предпочитающие стоять на страже искусства, с презрением относятся к дилетантам и строго следят за соблюдением классических устоев. К счастью, существуют третьи, которые не приветствуют искусственных ограничений. Для них восприятие каждого ценно само по себе, а не в разрезе авторского замысла. Иногда взгляд со стороны на произведение искусства может объяснить больше, чем сам художник или режиссёр. Так, до сих пор пытаются разгадать картины Да Винчи или Ван Гога.

  9. Влияние музыки мы встречаем и в еще одном известнейшем произведении – рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константина Георгиевича Паустовского. Однажды великий композитор Эдвард Григ повстречал в лесах Бергена дочь местного лесника, Дагни Педерсен. Общение с девочкой настолько вдохновило героя, что он обещает сделать ей сюрприз на восемнадцатилетие. Своим подарком композитор хочет показать Дагни всю прелесть классической музыки. Григ выполнил обещание: ровно через десять лет девушка неожиданно услышала посвященное ей музыкальное произведение. Дагни в восторге. Она не может сдержать нахлынувших чувств. Вдруг ясно представилось все то, что ее окружало, когда она была маленькой девочкой. Дагни будто наяву видит свой лес, слышит ласковый шепот моря, до девушки доносит свист пастушьего рожка и щебетанье птиц. Девушка благодарна Эдварду Григу до слез. Этот человек открыл для нее самое прекрасное, что есть в нашей жизни, – искусство.
    Музыка, литература, живопись – разные области одного огромного объединяющего понятия «искусство». Их творения живут какой-то особенной жизнью, наполняя сердца людей восторгом, давая им понимание того, что все не напрасно. Человек, слушая музыку, читая книгу, любуясь картинами, заполняет свою душу, учится чувствовать, понимает смысл жизни. Иногда находит в этом отдушину, возможность отвлечься от серых будней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *