Сочинение на тему значение слова о полку игореве и отношения автора отражение в искусстве
7 вариантов
«Слово о полку Иго реве» дошло до нас в единственном списке XVI века. Судьба произведения трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел в числе других ценных рукописей собрания А. И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. К счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его и, благодаря этому, мы имеем сейчас возможность познакомиться с живым свидетельством древней русской литературы.
Небольшим произведением, посвященным поражению русских в походе против половцев 1185 года, восхищались многие поэты и писатели, в том числе Пушкин, Жуковский, Гоголь, Блок, Бунин.
Читателей «Слова» покоряет сила любви к родине, к земле Русской. Этим чувством проникнуто все произведение, оно ощущается в каждой строке. Именно любовь к родине и русскому народу обусловили выбор художественных средств, близких к народному творчеству.
«Слово о полку Иго реве» очень близко к народной поэзии и это проявляется прежде всего в народности создаваемых в произведении образов. Для усиления передачи того или иного чувства автор «Слова» наделяет теми же чувствами окружающую природу, что так же является одной из примет народного творчества.
Образ дерева, приклоняющегося к земле от горя, травы, никнущей от жалости, битва, сравниваемая с пиром, жатвой — все это имеет основу народной поэзии.
Образы князей, нарисованные в «Слове», напоминают былинные персонажи. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Как Илья Муромец, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежат головы половецкие поганые.
Народная стихия находит выражение в излюбленных народной поэзией метафорах: «У Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»; в фольклорных эпитетах: чисто поле, каленые стрелы, острые мечи, синее море, красные девы, черный ворон и другие.
Признаки народной поэзии в «Слове» мы встречаем уже сразу в начале повествования—герою является предзнаменование. Князь Игорь видит солнечное затмение, а оно — верный символ неудачи и даже беды. Однако князь презрел знак, предрекающий несчастье, и отправился в поход.
Князь Святослав также видит знамение — ему снится сон, предвещающий недоброе. Сон Святослава также наполнен народными поэтическими символами. Князь видит во сне черное покрывало на Своей кровати, «синее вино, с горем смешанное», сыплющийся из пустых колчанов крупный жемчуг. Все это — предвестники несчастья по народным поверьям.
Ожидающая возвращения из похода Ярославна, предчувствуя беду, обращается в своем плаче к природным стихиям. Безусловно, плач Ярославны близок к народному, так как и в народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые есть и в плаче Ярославны.
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?..»
«Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую…»
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно…»
Ярославна призывает силы природы на помощь — ветер она просит не развеивать ее «веселье по ковылю», Днепр просит «прилееять… милого» к ней, солнце — не томить жаждою воинов.
В художественную ткань «Слова» помимо предзнаменований, плача, народных образов вплетаются и сказочные элементы. Сказочные мотивы имеет описание бегства Игоря из плена — нередко в сказках герой, спасаясь от преследователей, обращается в животных: «А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».
В «Слове о полку Игореве» присутствуют такие чисто фольклорные элементы, как слава — похвала в честь князя:
Солнце светится на небе, –
А Игорь-князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае,—
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
В «Слове» слились несколько традиций: письменная, литературная и устная народная. От того этот памятник так сложен, богат и многогранен. «Слово о полку Игореве» навсегда останется величайшим из памятников русской литературы.
«Слово о полку Игореве» – это настоящий памятник древнерусской литературы. Оно было написано в двенадцатом веке и до сих пор покрыто тайнами и загадками. В точности, дата и место, когда и где создавалось это произведение, так и остаётся загадкой и предметом для обсуждения. А самое интересное, что и автор «Слова», скорее всего так и останется для всех тайной.
Существует масса гипотез, касающихся личности автора. Всего их насчитывается более двадцати. «Слово» приписывают и мудрому книжнику Тимофею, и певцам Митусе или Ходыне, летописцу Петру Бориславичу, тысяцкому Рагуилу, великому князю Святославу и даже самому князю Игорю.
И при том, что автор произведения остаётся неизвестным, его образ в «Слове» крайне важен. С первых же строк становится понятно, что автор становится полноправным участником событий произведения. В самом начале, во вступлении, он размышляет о том, как вести свой рассказ. Автор предстаёт как художник, творец и новатор, он привносит новое в литературу своего периода:??
Автор отступает от традиций и повествует о событиях достоверно, максимально приближая их к правде. Для этого ему, безусловно, требовалась смелость и уверенность в себе.
Всех своих героев автор представляет сам, комментирует их поступки и именно через его личную оценку мы смотрим на все происходящее.
Повествовательный слог произведения очень эмоционален и субъективен. Мы как будто сами беседуем с автором, присутствуем при разворачивающихся печальных событиях. ??
Автор как будто входит в текст произведения вместе со своими отступлениями, он помогает нам ориентироваться в образах и идеях, которые предстают перед нами.
Следующее отступление, во второй части произведения, продолжает тему отрицательного отношения к междоусобицам. Тут автор вспоминает о князе Всеславе, который был родоначальником князей половцев. Как бы велик не был этот человек, судьба у него была сложная, «неприкаянная». Автор указывает на то, что причиной несчастной судьбы стали междоусобицы, которые творил Всеслав:
Сквозной нитью проходит в произведении мысль автора о том, что необходимо прекратить эти междоусобицы ради земли, которая является родной и которую трепетно любит автор.
Своеобразным рефреном в «Слове» являются строки:
Эти строки повторяются и во время рассказа о походе князя Игоря. И в них проявляется вся сила и полнота любви автора к родной земле. Автора свободно можно назвать патриотом.
Таким же патриотом мы видим и великого князя Святослава в его знаменитом «Золотом слове». В этих строках Святослав как будто говорит голосом автора.
Так же создаётся впечатление, что автор хорошо знает тех, о ком ведёт рассказ. Он обращается к князьям как к своим собеседникам, добрым товарищам и явно надеется на их понимание:
Кроме того, кажется, что и с Бояном, с которым автор общается как с учителем и близким человеком, он хорошо знаком:
После прочтения «Слова о полку Игореве», не остаётся никаких сомнений о том, что автор является обладателем острого и уникального ума и великолепной образованности. Он поднимается над своим временем, призывает соотечественников к принятию решения о единении во имя мира и процветания Русской земли. Этот человек, несомненно, одарён в художественном плане, он новатор, умеющий создать настоящий шедевр.
Главная особенность произведения – это его народность, тесная связь с устным народным творчеством. Это доказывает тот факт, что автор поэмы был человеком образованным. Их объединяет одинаковое отношение к природе. В народных думах, былинах, сказках, легендах природа одухотворяется. Она является непосредственным участником событий, помогает или предупреждает героев поэмы об опасностях.
Природа – один из действующих персонажей в поэме. Она предупреждает князя Игоря о поражении. Затмение солнца, стон ночи, кровавый рассвет. Когда дружина князя потерпела поражение, то и трава поникла, жалея погибших. Деревья от тоски наклонились. Игорь попал в плен, и речка Донец помогает ему, охраняет от опасности. При побеге и птицы, и звери, и трава – все были на стороне беглецов.
Разнообразие упоминаний названий зверей и птиц поражает читателя. Их насчитывается более восьмидесяти.
Как в народных сказках жена князя Ярославны обращается к силам природы. Три раза она просит помощи для Игоря: и у Днепра, и ветра, и у солнца. В своем плаче она обращается к ним как к живым существам.
В «Слове о полку Игореве » часто используется символика, которая корнями уходит в устное народное творчество. Автор поэмы использовал метафоризацию событий и людей, которые изображены в произведении. Рисуя преддверие поражения Игоревой дружины, автор пишет о том, что черные тучи с моря идут, хотят закрыть четыре солнца. Под солнцем подразумеваются четыре князя, которые принимали участие в походе. Иногда, согласно народной традиции, герои перевоплощались в зверей и птиц.
Объединяет поэму «Слово о полку Игореве» с народной поэзией и употребление характерных средств образности. А именно: постоянных эпитетов, гипербол, паралеллизмов, символов. Особенно характерны для произведения развернутые сравнения. Битва сравнивается с банкетом, с работой в поле. Или ж с процессов земледелия – пахотой и засеванием.
Очень интересные сравнения скрипа возниц с криком лебедей. А войско русичей – стая соколиная – противопоставляется галкам. Кончак бежит, как серый волк.
Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления. В этот период развито стремление подчёркивать огромность расстояний, показывать удалённые друг от друга географические пункты, придавать большое значение различиям общественного положения действующих лиц, создавать произведения, рассчитанные на вечность. Произведения должны были символизировать что-то большое, значительное, «вечное» , напоминать о нём.
Вот почему в летописях действие перебрасывается из одного географического пункта в другой, находящийся в другом конце Русской земли. Рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в даль истории. Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Море присутствует в «Слове» , хотя и было далеко от места битвы. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмуторокани.
«Слово о полку Игореве» постоянно говорит о славе, и именно в этих широчайших географических размерах. От войска Романа и Мстислава дрогнула земля и многие страны-хинова, литва, ятвяги, деремела, и половцы копья свои повергли и головы свои склонили под те мечи булатные. Князю Святославу Киевскому поют славу немцы и венецианцы, греки и моравы. Пространственные формы приобретают в «Слове» и такие понятия, как «тоска» , «печаль» , «гроза» : они текут по Русской земле, воспринимаются в крупных географических переделах почти как нечто материальное.
Характерная черта в мироощущении людей этого времени – восприятие малого как некое уменьшенной схемы большого. Человек-это «малый мир» . Жизнь человека – это «малая жизнь» , «малая» по сравнению с большой и «настоящей» – вечной, которая предстоит за гробом.
Человеческая мысль не имеет определённого местопребывания в человеческом теле (в голове или сердце) , а способна возвышаться до парения в небе, под облаками и оттуда созерцать мир. В сердце сосредотачивались только страсти и воля: гнев, любовь, желание чего-либо, храбрость, но самоотречение требовало молитвенного возвышения, так же как и всякая возвышенная мысль. Мысль человека парит, летит с огромной скоростью, достигает неба: «летая умомъ подъ облакы» .
На фоне таких представлений о человеческом уме, о мысли образы ума и мысли, которые летают, мысли, способные уносить ум «на дело» или мерить поля в «Слове о полку Игореве» , характерны для XII века.
«Большой мир» и «малый мир» , «вечность» и «малое время» (т. е. человеческая жизнь) – как в этих противопоставлениях определяются различия? Только ли здесь различие в величине, в протяжённости, в длительности? Нет! Различие здесь еще в том, что «большой мир» , «большое время» – вечность – принадлежат к абсолютным ценностям. К большому стремится малое. Малое ценно только постольку, поскольку оно имеет отношение к большому, заключает в себе элементы большого, является его символом.
Художественные особенности “Слова о полку Игореве”,скачать полностью: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. ru/work.php?id=581897 Пробел уберите.
Автор: Древнерусская литература
Существует множество предположений о том, кто был автором “Слва о полку Игореве”. Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя.ю потому что полон горести, сожаления. Также автором мог быть храбрый дружинник, потому что так ярко и точно может описать сражения только тот, кто сам принимал участие на них. Но кем бы ни был автор, монахом или смелым вонином, он является выдающимся гениальным человеком своего времени, имеющим здравые взгляды на Русь в сложной обстановке.
Автор писывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осозновать то, что происходит в стране, поэтому он призывает всех “братиев” закончить все эти войны:
Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
На мой взгляд, это главные строки, выражающие основную мысль произведения. Такие слова мог сказать только настоящий патриот.
Помимо патриотизма к Родине, автори обладает широкими историческими познаниями т политическими взглядами. В данном случае поэтическая идея поэмы выражена в “Златом слове” Святослава. Через речь передана мысль о единении княжеств в крепкое государство. Автор вспоминает:
А ведь было время – без щитов,
Захватив щиты из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Но в “Слове” также есть и лирические отступления. например, плач Ярославны. В этом отрывке проявялется тема личной судьбы Игоря. Показав нам свои чувства и мысли, автор предстает перед нами как тонкий психолог. Он точно передает [нам] переживания любящей жены, князя Игоря перед побегом.
Поэтому “Слово” можно отнести к роду лирики. Но с уверенностью это утверждать нельзя, потому что здесь есть и исторические мотивы. Тогда произведение можно отнести к роду эпоса. так к какому же роду и жанру принадлежит “Слово”? Такое смешание не присуще к произведениям 12 века. Вот такое новаторство проявил нам автор.
После того, как мы назвали автора настоящим патриотом, человеком с широкими историческими познаниями и политическоми взглядами, тонким психологом и новатором, нам не стала известна его личность. Назвать его монахом трудно, потому что монахи должны писать строго по канонам. Также с уверенностью сказать, что он приближенный князя нельзя, так как описания сражений он не может так точно передать. И потому я больше склоняюсь к тому что автор “Слова о полку Игореве” – дружинник. Не просто храбрый воин, а образованный, разностороннеразвитый воин. Я еще раз повторю, что кем бы ни был автор “Слова”, он является гениальным человеком, создавшим памятник древнерусской литературы, и прекрасным скзаителем Баяном.
ПЛАН
В чем заключается непреходящее значение памятника?
Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»?
Почему не прекращается поток переводов «Слова…»?
«Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский).
Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испытание временем, оно до сих пор бессмертно. «Слово о полку Игореве» близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.
«Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было использовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают
Черные тучи с моря идут
Хотят прикрыть четыре солнца,
А в них трепещут синие молнии.
В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.
Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в «Слове» зависит от происходящих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произведению.
Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в «Слове о полку Игореве» что-то новое. Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведений, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.
Автор “Слова…” неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия (14 век), которая погибла во время пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало предпосылки для сомнений в подлинности “Слова”. Сейчас, конечно, его подлинность доказана и лингвистическим анализом, и историческим.
Начиная с 11 и до конца 12 века Русь страдала от двух основных бедствий: княжеских междоусобиц и набегов половцев. Поэтому постоянно призывали к единодушному отпору половцам, к защите родной земли. Наиболее действенным средством борьбы с половцами были походы русских князей против кочевников. В 1185 году киевский князь Святослав Всеволодович провел удачный поход против половцев и разбил их. Одним из князей, обещавшим помощь князю Святославу, был князь Игорь, князь Новгород-Северский. Но он не смог принять участие в походе. Несколько позже, весной 1185 года, Игорь неожиданно со своими ближайшими родственниками-князьями выступил в набег против половцев. Но был разбит и взят в плен. Такого ужасного поражения русские никогда не знали. А воодушевленные победой ханы Гза и Кончак вторглись в пределы Русского государства и опустошили его.
Неудача похода Игоря была очень тяжела для Руси. Основной мыслью этого произведения является, по словам Маркса, “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ”. Это подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение. Эта идея раскрывается в образах героев, в картинах событий, пейзажах. Она определяет композицию и язык. Но параллельно с этой основной мыслью в содержании даны картины мирного труда: жатва, ремесло. Этим автор призывает стоять за мир.
Вдохновитель и руководитель похода, Игорь с самого начала выступает как защитник русской земли. Он — храбрый воин. У него сильная воля и храброе сердце. Его боевого пыла не охлаждает дурное предзнаменование — солнечное затмение. “Лучше быть убитыми или полонеными”, — говорит он, обращаясь к дружине. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии друзей, дружины и автора. Игорь приходит на помощь своему брату Всеволоду. Но автор осуждает Игоря за то, что он пренебрег общегосударственными интересами, выступил в набег, чем открыл путь половцам. Всеволод близок Игорю по духу. В большей степени его отличает воинская честь, мужество и храбрость. Нежной любовью отмечаются отношения братьев друг к другу.
Светлый образ Ярославны предстает нам в облике простой русской женщины. “Плач” Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим подчеркивается ее близость к народу. Она является представительницей тех жен, которые потеряли своих мужей на войне или попавших в плен. Это образ и любящей женщины, любовь которой оберегает мужа, и истинной патриотки.
Русская земля для автора — это, прежде всего, русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе. Игорь предпринял поход “за землю русскую”; его воины — “русичи” — сыны русские; переходя границу Руси, они прощаются со своей родиной: “О Русская земля! Ты уже за холмом!” Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению радуются жители города и сел.
Композиция “Слова” стройная и сложная. Стройность ее выражается в плане поэмы. Все произведение делится на три части: поход Игоря; вещий сон Святослава и его “золотое слово”; возвращение Игоря из плена. Стройность композиции подчеркивается делением “слова” на ряд картин — песен, которые оканчиваются, например, такими словами: “ища себе чести, а князю — славы”, что делит поэму на строфы.
Сложность композиции зависит от самого жанра произведения (ораторское слово, песнь, повесть). Задачей автора было не только изложить факты, но и дать им оценку. Поэтому он сопоставляет прошлое с настоящим, разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, переставляет события. Вся поэма глубоко песенна. В возвышенных, торжественных тонах говорится о походе, особенно о судьбах Русской земли. В нежных тонах передается причитание жен о мужьях. Оценка явлений автора совпадает с оценкой народа, поэтому очевидна связь с устной народной поэзией. Среди эпитетов встречается больше народных, чем книжно-русских. “Слово” оказало большое влияние на развитие русской литературы.
«Слово о полку Иго реве» дошло до нас в единственном списке XVI века. Судьба произведения трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел в числе других ценных рукописей собрания А. И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. К счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его и, благодаря этому, мы имеем сейчас возможность познакомиться с живым свидетельством древней русской литературы.
Небольшим произведением, посвященным поражению русских в походе против половцев 1185 года, восхищались многие поэты и писатели, в том числе Пушкин, Жуковский, Гоголь, Блок, Бунин.
Читателей «Слова» покоряет сила любви к родине, к земле Русской. Этим чувством проникнуто все произведение, оно ощущается в каждой строке. Именно любовь к родине и русскому народу обусловили выбор художественных средств, близких к народному творчеству.
«Слово о полку Иго реве» очень близко к народной поэзии и это проявляется прежде всего в народности создаваемых в произведении образов. Для усиления передачи того или иного чувства автор «Слова» наделяет теми же чувствами окружающую природу, что так же является одной из примет народного творчества.
Образ дерева, приклоняющегося к земле от горя, травы, никнущей от жалости, битва, сравниваемая с пиром, жатвой — все это имеет основу народной поэзии.
Образы князей, нарисованные в «Слове», напоминают былинные персонажи. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Как Илья Муромец, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежат головы половецкие поганые.
Народная стихия находит выражение в излюбленных народной поэзией метафорах: «У Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов»; в фольклорных эпитетах: чисто поле, каленые стрелы, острые мечи, синее море, красные девы, черный ворон и другие.
Признаки народной поэзии в «Слове» мы встречаем уже сразу в начале повествования—герою является предзнаменование. Князь Игорь видит солнечное затмение, а оно — верный символ неудачи и даже беды. Однако князь презрел знак, предрекающий несчастье, и отправился в поход.
Князь Святослав также видит знамение — ему снится сон, предвещающий недоброе. Сон Святослава также наполнен народными поэтическими символами. Князь видит во сне черное покрывало на Своей кровати, «синее вино, с горем смешанное», сыплющийся из пустых колчанов крупный жемчуг. Все это — предвестники несчастья по народным поверьям.
Ожидающая возвращения из похода Ярославна, предчувствуя беду, обращается в своем плаче к природным стихиям. Безусловно, плач Ярославны близок к народному, так как и в народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые есть и в плаче Ярославны.
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?..»
«Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую…»
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно…»
Ярославна призывает силы природы на помощь — ветер она просит не развеивать ее «веселье по ковылю», Днепр просит «прилееять… милого» к ней, солнце — не томить жаждою воинов.
В художественную ткань «Слова» помимо предзнаменований, плача, народных образов вплетаются и сказочные элементы. Сказочные мотивы имеет описание бегства Игоря из плена — нередко в сказках герой, спасаясь от преследователей, обращается в животных: «А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».
В «Слове о полку Игореве» присутствуют такие чисто фольклорные элементы, как слава — похвала в честь князя:
Солнце светится на небе, –
А Игорь-князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае,—
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
В «Слове» слились несколько традиций: письменная, литературная и устная народная. От того этот памятник так сложен, богат и многогранен. «Слово о полку Игореве» навсегда останется величайшим из памятников русской литературы.
«Слово о полку Игореве» – это настоящий памятник древнерусской литературы. Оно было написано в двенадцатом веке и до сих пор покрыто тайнами и загадками. В точности, дата и место, когда и где создавалось это произведение, так и остаётся загадкой и предметом для обсуждения. А самое интересное, что и автор «Слова», скорее всего так и останется для всех тайной.
Существует масса гипотез, касающихся личности автора. Всего их насчитывается более двадцати. «Слово» приписывают и мудрому книжнику Тимофею, и певцам Митусе или Ходыне, летописцу Петру Бориславичу, тысяцкому Рагуилу, великому князю Святославу и даже самому князю Игорю.
И при том, что автор произведения остаётся неизвестным, его образ в «Слове» крайне важен. С первых же строк становится понятно, что автор становится полноправным участником событий произведения. В самом начале, во вступлении, он размышляет о том, как вести свой рассказ. Автор предстаёт как художник, творец и новатор, он привносит новое в литературу своего периода:??
Автор отступает от традиций и повествует о событиях достоверно, максимально приближая их к правде. Для этого ему, безусловно, требовалась смелость и уверенность в себе.
Всех своих героев автор представляет сам, комментирует их поступки и именно через его личную оценку мы смотрим на все происходящее.
Повествовательный слог произведения очень эмоционален и субъективен. Мы как будто сами беседуем с автором, присутствуем при разворачивающихся печальных событиях. ??
Автор как будто входит в текст произведения вместе со своими отступлениями, он помогает нам ориентироваться в образах и идеях, которые предстают перед нами.
Следующее отступление, во второй части произведения, продолжает тему отрицательного отношения к междоусобицам. Тут автор вспоминает о князе Всеславе, который был родоначальником князей половцев. Как бы велик не был этот человек, судьба у него была сложная, «неприкаянная». Автор указывает на то, что причиной несчастной судьбы стали междоусобицы, которые творил Всеслав:
Сквозной нитью проходит в произведении мысль автора о том, что необходимо прекратить эти междоусобицы ради земли, которая является родной и которую трепетно любит автор.
Своеобразным рефреном в «Слове» являются строки:
Эти строки повторяются и во время рассказа о походе князя Игоря. И в них проявляется вся сила и полнота любви автора к родной земле. Автора свободно можно назвать патриотом.
Таким же патриотом мы видим и великого князя Святослава в его знаменитом «Золотом слове». В этих строках Святослав как будто говорит голосом автора.
Так же создаётся впечатление, что автор хорошо знает тех, о ком ведёт рассказ. Он обращается к князьям как к своим собеседникам, добрым товарищам и явно надеется на их понимание:
Кроме того, кажется, что и с Бояном, с которым автор общается как с учителем и близким человеком, он хорошо знаком:
После прочтения «Слова о полку Игореве», не остаётся никаких сомнений о том, что автор является обладателем острого и уникального ума и великолепной образованности. Он поднимается над своим временем, призывает соотечественников к принятию решения о единении во имя мира и процветания Русской земли. Этот человек, несомненно, одарён в художественном плане, он новатор, умеющий создать настоящий шедевр.
Главная особенность произведения – это его народность, тесная связь с устным народным творчеством. Это доказывает тот факт, что автор поэмы был человеком образованным. Их объединяет одинаковое отношение к природе. В народных думах, былинах, сказках, легендах природа одухотворяется. Она является непосредственным участником событий, помогает или предупреждает героев поэмы об опасностях.
Природа – один из действующих персонажей в поэме. Она предупреждает князя Игоря о поражении. Затмение солнца, стон ночи, кровавый рассвет. Когда дружина князя потерпела поражение, то и трава поникла, жалея погибших. Деревья от тоски наклонились. Игорь попал в плен, и речка Донец помогает ему, охраняет от опасности. При побеге и птицы, и звери, и трава – все были на стороне беглецов.
Разнообразие упоминаний названий зверей и птиц поражает читателя. Их насчитывается более восьмидесяти.
Как в народных сказках жена князя Ярославны обращается к силам природы. Три раза она просит помощи для Игоря: и у Днепра, и ветра, и у солнца. В своем плаче она обращается к ним как к живым существам.
В «Слове о полку Игореве » часто используется символика, которая корнями уходит в устное народное творчество. Автор поэмы использовал метафоризацию событий и людей, которые изображены в произведении. Рисуя преддверие поражения Игоревой дружины, автор пишет о том, что черные тучи с моря идут, хотят закрыть четыре солнца. Под солнцем подразумеваются четыре князя, которые принимали участие в походе. Иногда, согласно народной традиции, герои перевоплощались в зверей и птиц.
Объединяет поэму «Слово о полку Игореве» с народной поэзией и употребление характерных средств образности. А именно: постоянных эпитетов, гипербол, паралеллизмов, символов. Особенно характерны для произведения развернутые сравнения. Битва сравнивается с банкетом, с работой в поле. Или ж с процессов земледелия – пахотой и засеванием.
Очень интересные сравнения скрипа возниц с криком лебедей. А войско русичей – стая соколиная – противопоставляется галкам. Кончак бежит, как серый волк.
Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления. В этот период развито стремление подчёркивать огромность расстояний, показывать удалённые друг от друга географические пункты, придавать большое значение различиям общественного положения действующих лиц, создавать произведения, рассчитанные на вечность. Произведения должны были символизировать что-то большое, значительное, «вечное» , напоминать о нём.
Вот почему в летописях действие перебрасывается из одного географического пункта в другой, находящийся в другом конце Русской земли. Рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в даль истории. Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Море присутствует в «Слове» , хотя и было далеко от места битвы. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмуторокани.
«Слово о полку Игореве» постоянно говорит о славе, и именно в этих широчайших географических размерах. От войска Романа и Мстислава дрогнула земля и многие страны-хинова, литва, ятвяги, деремела, и половцы копья свои повергли и головы свои склонили под те мечи булатные. Князю Святославу Киевскому поют славу немцы и венецианцы, греки и моравы. Пространственные формы приобретают в «Слове» и такие понятия, как «тоска» , «печаль» , «гроза» : они текут по Русской земле, воспринимаются в крупных географических переделах почти как нечто материальное.
Характерная черта в мироощущении людей этого времени – восприятие малого как некое уменьшенной схемы большого. Человек-это «малый мир» . Жизнь человека – это «малая жизнь» , «малая» по сравнению с большой и «настоящей» – вечной, которая предстоит за гробом.
Человеческая мысль не имеет определённого местопребывания в человеческом теле (в голове или сердце) , а способна возвышаться до парения в небе, под облаками и оттуда созерцать мир. В сердце сосредотачивались только страсти и воля: гнев, любовь, желание чего-либо, храбрость, но самоотречение требовало молитвенного возвышения, так же как и всякая возвышенная мысль. Мысль человека парит, летит с огромной скоростью, достигает неба: «летая умомъ подъ облакы» .
На фоне таких представлений о человеческом уме, о мысли образы ума и мысли, которые летают, мысли, способные уносить ум «на дело» или мерить поля в «Слове о полку Игореве» , характерны для XII века.
«Большой мир» и «малый мир» , «вечность» и «малое время» (т. е. человеческая жизнь) – как в этих противопоставлениях определяются различия? Только ли здесь различие в величине, в протяжённости, в длительности? Нет! Различие здесь еще в том, что «большой мир» , «большое время» – вечность – принадлежат к абсолютным ценностям. К большому стремится малое. Малое ценно только постольку, поскольку оно имеет отношение к большому, заключает в себе элементы большого, является его символом.
Художественные особенности “Слова о полку Игореве”,скачать полностью: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. ru/work.php?id=581897 Пробел уберите.
Автор: Древнерусская литература
Существует множество предположений о том, кто был автором “Слва о полку Игореве”. Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя.ю потому что полон горести, сожаления. Также автором мог быть храбрый дружинник, потому что так ярко и точно может описать сражения только тот, кто сам принимал участие на них. Но кем бы ни был автор, монахом или смелым вонином, он является выдающимся гениальным человеком своего времени, имеющим здравые взгляды на Русь в сложной обстановке.
Автор писывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осозновать то, что происходит в стране, поэтому он призывает всех “братиев” закончить все эти войны:
Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
На мой взгляд, это главные строки, выражающие основную мысль произведения. Такие слова мог сказать только настоящий патриот.
Помимо патриотизма к Родине, автори обладает широкими историческими познаниями т политическими взглядами. В данном случае поэтическая идея поэмы выражена в “Златом слове” Святослава. Через речь передана мысль о единении княжеств в крепкое государство. Автор вспоминает:
А ведь было время – без щитов,
Захватив щиты из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Но в “Слове” также есть и лирические отступления. например, плач Ярославны. В этом отрывке проявялется тема личной судьбы Игоря. Показав нам свои чувства и мысли, автор предстает перед нами как тонкий психолог. Он точно передает [нам] переживания любящей жены, князя Игоря перед побегом.
Поэтому “Слово” можно отнести к роду лирики. Но с уверенностью это утверждать нельзя, потому что здесь есть и исторические мотивы. Тогда произведение можно отнести к роду эпоса. так к какому же роду и жанру принадлежит “Слово”? Такое смешание не присуще к произведениям 12 века. Вот такое новаторство проявил нам автор.
После того, как мы назвали автора настоящим патриотом, человеком с широкими историческими познаниями и политическоми взглядами, тонким психологом и новатором, нам не стала известна его личность. Назвать его монахом трудно, потому что монахи должны писать строго по канонам. Также с уверенностью сказать, что он приближенный князя нельзя, так как описания сражений он не может так точно передать. И потому я больше склоняюсь к тому что автор “Слова о полку Игореве” – дружинник. Не просто храбрый воин, а образованный, разностороннеразвитый воин. Я еще раз повторю, что кем бы ни был автор “Слова”, он является гениальным человеком, создавшим памятник древнерусской литературы, и прекрасным скзаителем Баяном.
ПЛАН
В чем заключается непреходящее значение памятника?
Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»?
Почему не прекращается поток переводов «Слова…»?
«Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский).
Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испытание временем, оно до сих пор бессмертно. «Слово о полку Игореве» близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.
«Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было использовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают
Черные тучи с моря идут
Хотят прикрыть четыре солнца,
А в них трепещут синие молнии.
В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.
Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в «Слове» зависит от происходящих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произведению.
Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в «Слове о полку Игореве» что-то новое. Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведений, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.
Автор “Слова…” неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия (14 век), которая погибла во время пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало предпосылки для сомнений в подлинности “Слова”. Сейчас, конечно, его подлинность доказана и лингвистическим анализом, и историческим.
Начиная с 11 и до конца 12 века Русь страдала от двух основных бедствий: княжеских междоусобиц и набегов половцев. Поэтому постоянно призывали к единодушному отпору половцам, к защите родной земли. Наиболее действенным средством борьбы с половцами были походы русских князей против кочевников. В 1185 году киевский князь Святослав Всеволодович провел удачный поход против половцев и разбил их. Одним из князей, обещавшим помощь князю Святославу, был князь Игорь, князь Новгород-Северский. Но он не смог принять участие в походе. Несколько позже, весной 1185 года, Игорь неожиданно со своими ближайшими родственниками-князьями выступил в набег против половцев. Но был разбит и взят в плен. Такого ужасного поражения русские никогда не знали. А воодушевленные победой ханы Гза и Кончак вторглись в пределы Русского государства и опустошили его.
Неудача похода Игоря была очень тяжела для Руси. Основной мыслью этого произведения является, по словам Маркса, “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ”. Это подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение. Эта идея раскрывается в образах героев, в картинах событий, пейзажах. Она определяет композицию и язык. Но параллельно с этой основной мыслью в содержании даны картины мирного труда: жатва, ремесло. Этим автор призывает стоять за мир.
Вдохновитель и руководитель похода, Игорь с самого начала выступает как защитник русской земли. Он — храбрый воин. У него сильная воля и храброе сердце. Его боевого пыла не охлаждает дурное предзнаменование — солнечное затмение. “Лучше быть убитыми или полонеными”, — говорит он, обращаясь к дружине. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии друзей, дружины и автора. Игорь приходит на помощь своему брату Всеволоду. Но автор осуждает Игоря за то, что он пренебрег общегосударственными интересами, выступил в набег, чем открыл путь половцам. Всеволод близок Игорю по духу. В большей степени его отличает воинская честь, мужество и храбрость. Нежной любовью отмечаются отношения братьев друг к другу.
Светлый образ Ярославны предстает нам в облике простой русской женщины. “Плач” Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим подчеркивается ее близость к народу. Она является представительницей тех жен, которые потеряли своих мужей на войне или попавших в плен. Это образ и любящей женщины, любовь которой оберегает мужа, и истинной патриотки.
Русская земля для автора — это, прежде всего, русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе. Игорь предпринял поход “за землю русскую”; его воины — “русичи” — сыны русские; переходя границу Руси, они прощаются со своей родиной: “О Русская земля! Ты уже за холмом!” Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению радуются жители города и сел.
Композиция “Слова” стройная и сложная. Стройность ее выражается в плане поэмы. Все произведение делится на три части: поход Игоря; вещий сон Святослава и его “золотое слово”; возвращение Игоря из плена. Стройность композиции подчеркивается делением “слова” на ряд картин — песен, которые оканчиваются, например, такими словами: “ища себе чести, а князю — славы”, что делит поэму на строфы.
Сложность композиции зависит от самого жанра произведения (ораторское слово, песнь, повесть). Задачей автора было не только изложить факты, но и дать им оценку. Поэтому он сопоставляет прошлое с настоящим, разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, переставляет события. Вся поэма глубоко песенна. В возвышенных, торжественных тонах говорится о походе, особенно о судьбах Русской земли. В нежных тонах передается причитание жен о мужьях. Оценка явлений автора совпадает с оценкой народа, поэтому очевидна связь с устной народной поэзией. Среди эпитетов встречается больше народных, чем книжно-русских. “Слово” оказало большое влияние на развитие русской литературы.