Сочинение на тему значение слова о полку игореве в русской литературе

6 вариантов

  1. (322 слова)
    «Слово о полку Игореве» или «Песнь о полку Игореве» — монументальный памятник русской литературы. Невозможно поверить в то, что ещё в X веке люди могли владеть такими высокохудожественными оборотами речи. До сих пор учёные спорят о происхождении этой поэмы, так как есть множество фактов, указывающих на не состыковки во временном отрезке и в описанных действиях, но неизменно лишь одно — благодаря «Слову» зародилось то, что принято называть отечественной культурой.
    «Слово о полку Игореве» (впервые на русской почве) представило такое направление, как историко-героическая поэма. Здесь сплетаются и любовь к родине, и близость к природе, и даже дружески-братские узы. Создается впечатление того, что киевский народ жил в единении не только с окружающим миром, но и с самим собой. Честь и доблесть — неизменные характеристики великого князя, готового ценой жизни постоять за Русь-матушку. Патриотизм — неотъемлемая составляющая часть поэмы. И именно авторский призыв к сближению народа перед лицом опасности возвращает нас в эпоху царствования князя Игоря и его верной дружины. Даже сегодня нам есть, чему поучиться у наших предков. Но только ли это имело значение для последующего развития культуры? Нет, ведь произведение поражает нас не только содержанием, но и формой, которая задала высокую планку для русской литературы. Так, например, олицетворение «солнце ему дорогу уступило» в очередной раз говорит о том, что с «благими» намерениями князя как бы созвучна сама природа. Ещё ни в одном раннем произведении не было изображено такого сильного художественного сопереживания родной природы за собственный народ.

  2. ПЛАН
    В чем заключается непреходящее зна­чение памятника?
    Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»?
    Почему не прекращается поток переводов «Слова…»?
    «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский).
    Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испы­тание временем, оно до сих пор бессмертно. «Слово о полку Игореве» близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.
    «Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
    В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
    Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
    До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произ­ведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было исполь­зовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
    На другой день спозаранок
    Кровавые зори свет возвещают
    Черные тучи с моря идут
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    А в них трепещут синие молнии.
    В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.
    Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в «Слове» зависит от происходя­щих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произве­дению.
    Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в «Слове о полку Игореве» что-то новое. Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведе­ний, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.

  3. 3
    Текст добавил: Всё будет bym-bym-bym

    «Слово о полку Игореве» или как еще его называют, «Песнь о полку Игореве» — является поистине монументальным памятником русской литературы. Очень сложно поверить в то, что ещё в X веке люди могли владеть такими высокохудожественными оборотами речи. До сегодняшнего дня не утихают споры среди учёных о происхождении этой поэмы, так как есть множество фактов, указывающих на несостыковки во временном отрезке и в описанных действиях, но все они сходятся в одном — благодаря «Слову» зародилось то, что принято называть отечественной культурой.
    «Слово о полку Игореве» (впервые на русской почве) представило такое направление, как историко-героическая поэма. Здесь сплетаются и любовь к родине, и близость к природе, и даже дружески-братские узы. Создается впечатление того, что киевский народ жил в единении не только с окружающим миром, но и с самим собой. Честь и доблесть — неизменные характеристики великого князя, готового ценой жизни постоять за Русь-матушку. Патриотизм — неотъемлемая составляющая часть поэмы. И именно авторский призыв к сближению народа перед лицом опасности возвращает нас в эпоху царствования князя Игоря и его верной дружины. Даже сегодня нам есть, чему поучиться у наших предков. Но только ли это имело значение для последующего развития культуры? Нет, ведь произведение поражает нас не только содержанием, но и формой, которая задала высокую планку для русской литературы. Так, например, олицетворение «солнце ему дорогу уступило» в очередной раз говорит о том, что с «благими» намерениями князя как бы созвучна сама природа. Ещё ни в одном раннем произведении не было изображено такого сильного художественного сопереживания родной природы за собственный народ.
    Стоит сказать, что спустя многие века Александр Радищев в своей «Песне Всегласа» использовал данный приём: «Ветер препнул своё дыхание». Писатель использовал это для того, чтобы показать «почтение» природы перед избранными песнопевцами из различных «племян славенских».
    Таким образом, речевые обороты и художественные образы «Слова о полку Игореве» подтолкнули русских литераторов к развитию и созданию самобытных приемов. Также не стоит забывать, что «Слово» является ещё и образчиком древнерусской культуры в целом. Это некий исторический справочник, который показывает нашу историю с точки зрения литературы — это и делает произведение в своём роде уникальным и неповторимым.

  4. “Слово о полку Игореве” никогда не потеряет своей актуальности. Несмотря на то, что произведение было написано в 12 веке, оно по-прежнему остаётся очень значимым для наших современников. Вкратце основная мысль “Слова” звучит так: “В единстве наша сила”. На протяжении многих веков говорит нам об этом русская литература, но в нашей стране до сих никак не могут до конца понять всей силы смысла этих слов. Мы сильно только тогда, когда едины. А что происходит сегодня? Бывшие советские республики превращаются в “горящие точки”, отдельными странами стали Украина и Белоруссия, славяне воюют друг с другом, братья убивают братьев… Кому от этого лучше? Ведь если бы мы были вместе, мы были бы непобедимы и сильны и никакой Евросоюз, может быть, даже не посмел бы нам угрожать.
    Даже если не брать тему единства в государственных масштабах, она всё так же важна. Когда в семье, в классе какждый сам по себе, то всё теряет смысл. Семья перестаёт быть семьёй. Класс превращается просто в собрание чужих людей. Хорошо ли это? Над всем этим задумываешься, всего лишь прочитав легендарное произведение древнерусской литературы неизвестного автора.
    Но ведь “Слово о полку Игореве” учит нас не только тому, что наша сила в единстве. Настоящая любовь ведь никогда не может перестать быть актуальной. Вспомним Ярославну. Кто бы из нас не хотел, чтобы его любили именно такой глубокой сильной трепетной любовью?
    Нет, для настоящего читателя, умеющего не просто прочитывать буквы слов, но и понимать смысл прочитанного, “Слово о полку Игореве” н своей актуальности не потеряет никогда.

  5. «Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
    В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
    Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
    До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произ­ведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было исполь­зовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
    На другой день спозаранокКровавые зори свет возвещаютЧерные тучи с моря идутХотят прикрыть четыре солнца,А в них трепещут синие молнии.
    В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.
    Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.
    Те же черты мы найдем во всех исторических повестях древней Руси, но особенно характерны они для XII и XIII вв. – для «Слова о погибели Русской земли», для «Повести о разорении Рязани Батыем», для повестей о битве на Калке, о взятии Владимира татарами и многих других. [8]
    Для домонгольского периода в развитии древней русской литературы была характерна «эстетика дистанций» – дистанций пространственных и временных. Чтобы быть эстетически ценным, явление должно быть представлено в громадной перспективе, с далекого расстояния, как бы «с птичьего полета».
    В летописях этого времени сопрягаются различные географические точки. Изложения событий перекидываются из одного княжества в другое. И это не только потому, что летописные своды соединяли в себе различные по своему географическому происхождению источники, но и потому, что именно такое повествование производило впечатление наибольшей значительности.
    «Слово о полку Игореве» – произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля, и в повествование «Слова» также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере и до Тмуторокани на Черном море на юге, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием «Слова» и создают его титанический фон.
    Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не выключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвагов и деремеллу (литовские племена) – быть непосредственно втянутыми в ход событий.
    Монументальность XI-XIII веков требовала силы, выраженной в быстроте, способности преодолевать огромные пространства, энергии походов, переездов. Герои древнерусской литературы этого периода постоянно находятся в переездах, но переездах не мирных, а с войском – с «силою великой» («идоша князь в силе великой», «в силе тяжцей»).
    В «Слове» широкие пространства действия условно объединяются гиперболической быстротой передвижения героев. Их быстрота сказочна, фантастична. Всеслав доткунлся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем; в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием своим отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава… Всеслав – князь людей судил, князьм города уряжал, а сам в ночи волком рыскал; из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани, великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.
    Размеры битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.
    Не менее велики образы «Плача Ярославны». Ярославна в «плаче» обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    «Там, где в искусстве динамика, там в нем и история. Движение в пространстве едино с движением во времени. В «Слове» сказывается необычайная чуткость к истории. Оно проникнуто историзмом – не тем, конечно, к которому мы привыкли сейчас, а своим – средневековым и опять-таки очень монументальным». [3, с. 20-22]
    Таким образом, для «Слова о полку Игореве» как произведения древнерусской литературы характерно следующее:
    1. Эпическая тема произведения разрешается лирическими средствами.
    2. Образ автора вносит в „Слово…“ лирическую стихию и общественно-политический пафос, причем лиричность во многом связана с природными образами.
    3. «Слово о полку Игореве» – произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *