Сочинение на тему значение слова в русской литературе

13 вариантов

  1. Принято считать «Слово о полку Игореве» памятником всей русской литературе. Трудно осознать, что даже в десятом веке, писавшие произведение обладали высокими литературными навыками, использовали высокохудожественные приемы, с ловкостью обращались с метафорами и эпитетами. Но между учеными до сих пор идут достаточно ожесточенные споры по поводу происхождения произведения. Они находят множество не состыковок, рассказывающих о временном промежутке. Но именно благодаря этому произведению начала развиваться российская культура как таковая.
    Данное произведение становится первой историко-героической поэмой. Автор кропотливо смешивает разные направления любви, он трепетно относиться к родине и окружающему миру, также описываются братские узы, которые могут быть достаточно сильными.
    Нарисованная картина показывает, что народ Киева живет не только в единстве с окружающим миром и природой, но и с собственной душой. Русский князь характеризуется как человек честный и обладающий достаточной доблестью. Он готов отдать большую цену за то, чтобы защитить Родину от нападок врага.
    Патриотизм становится ключевым аспектом повествования. Автор призывает народ сплотиться перед лицом проблем, выйти победителем из сложившейся ситуации. Это становится настоящим примером для современного общества отчасти лишенного патриотизма и трепетного отношения к родине.
    Данное произведение поражает читателя не только содержательными моментами, но и формой преподнесения материала. Оно изначально задает достаточно высокую планку для всей русской литературы, которая будет написана после данного произведения. Автор точно изображает то, что окружающая природа способна сопереживать и поддерживать человека, который хочет пользоваться ее расположением. Она переживает не только за отдельных людей, но и за народ в целом, она готова охранять его и поддерживать.
    Используются метафоры и сравнения, которые показывают, что природа может переживать о происходящем, она готова бороться, готова всеми силами способствовать тому, чтобы все разрешилось в лучшем для народа ключе.

  2. (322 слова)
    «Слово о полку Игореве» или «Песнь о полку Игореве» — монументальный памятник русской литературы. Невозможно поверить в то, что ещё в X веке люди могли владеть такими высокохудожественными оборотами речи. До сих пор учёные спорят о происхождении этой поэмы, так как есть множество фактов, указывающих на не состыковки во временном отрезке и в описанных действиях, но неизменно лишь одно — благодаря «Слову» зародилось то, что принято называть отечественной культурой.
    «Слово о полку Игореве» (впервые на русской почве) представило такое направление, как историко-героическая поэма. Здесь сплетаются и любовь к родине, и близость к природе, и даже дружески-братские узы. Создается впечатление того, что киевский народ жил в единении не только с окружающим миром, но и с самим собой. Честь и доблесть — неизменные характеристики великого князя, готового ценой жизни постоять за Русь-матушку. Патриотизм — неотъемлемая составляющая часть поэмы. И именно авторский призыв к сближению народа перед лицом опасности возвращает нас в эпоху царствования князя Игоря и его верной дружины. Даже сегодня нам есть, чему поучиться у наших предков. Но только ли это имело значение для последующего развития культуры? Нет, ведь произведение поражает нас не только содержанием, но и формой, которая задала высокую планку для русской литературы. Так, например, олицетворение «солнце ему дорогу уступило» в очередной раз говорит о том, что с «благими» намерениями князя как бы созвучна сама природа. Ещё ни в одном раннем произведении не было изображено такого сильного художественного сопереживания родной природы за собственный народ.

  3. «Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
    В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
    Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
    До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произ­ведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было исполь­зовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
    На другой день спозаранокКровавые зори свет возвещаютЧерные тучи с моря идутХотят прикрыть четыре солнца,А в них трепещут синие молнии.
    В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении. Материал с сайта //iEssay.ru

  4. ПЛАН
    В чем заключается непреходящее зна­чение памятника?
    Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»?
    Почему не прекращается поток переводов «Слова…»?
    «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский).
    Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испы­тание временем, оно до сих пор бессмертно. «Слово о полку Игореве» близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.
    «Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
    В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
    Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
    До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произ­ведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было исполь­зовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
    На другой день спозаранок
    Кровавые зори свет возвещают
    Черные тучи с моря идут
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    А в них трепещут синие молнии.
    В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.
    Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в «Слове» зависит от происходя­щих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произве­дению.
    Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в «Слове о полку Игореве» что-то новое. Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведе­ний, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.

  5. Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
    Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
    Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
    В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.
    Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.
    Литература указывает нам пути самосовершенствования.
    О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
    Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
    Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.
    Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.
    Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
    В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
    Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
    В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.
    Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

  6. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература – наша гордость».
    «Вершиной мирового гуманизма» – называют русскую литературу. Классическая русская литература – это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал: «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский – не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.
    К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.
    Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.
    О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.
    Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

  7. Роль слова в жизни человека.
    Главное в жизни человека — слово. С его помощью мы можем понимать друг друга, общаться, радоваться или огорчаться.
    Так же одно слово может изменить жизнь человека: сделать её яркой и беззаботной или грустной и унылой.
    Например:
    У ребёнка в школе по одному из предметов что-то не получается. Учитель поругал и сообщил родителям о его неуспехах в учении. Мама в сердцах сказала своему дитя: «Ты бездарь!». И ребёнок перестал учиться. А зачем? Ведь он ничего не может, у него ничего не получается, ведь об этом твердят и учителя, и мама.
    А если бы мама повела себя иначе, сказав: «Дорогой, у тебя пока не получается, но мы будем стараться и всё сделаем для того, чтобы ты стал прилежнее в учёбе! И всё у тебя будет хорошо!». Тогда жизнь этого человека может сложиться совсем по-другому.
    Мы должны научиться обдумывать наши слова, задумываться над их значением, чтобы они приносили в наш дом мир и радость, а не боль и разочарования.
    Слово- это великая сила! Наше слово — наш язык — нужно беречь, охранять, развивать и изучать, заботиться о его красоте и чистоте.
    Амирханова Ольга 6 «Б» класс.

  8. Категория: Сочинения по русскому языку
    Литература, является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Под этим термином понимают в широком смысле совокупность всех письменных текстов. Но в более узком смысле литература представляет собой вид творчества. Она выступает формой выражения человеческой мысли, проявлением фантазии. Через свои произведения автор делится с читателями, идеями и чувствами.
    Литературные произведения играют огромную роль в формировании общества, и личности отдельных людей. Без литературы, то есть знаний, которые записаны на материальные носители, мы не смогли бы хранить большую часть знаний приобретенных предыдущими поколениями, приумножать их, таким образом развивая свою цивилизацию. Делая новые открытия, сохраняя исторические факты для будущих поколений.
    Поэтому я и считаю что без литературы невозможно существование нашей цивилизации. Но ценность ее не только как системы хранения знаний. Литература как творческая деятельность имеет не менее важное значение по нескольким причинам. Во первых для писателя, это способ самовыражения и в одно время послание до других людей. С другой стороны, литературное произведение, влияет на человека.
    Когда мы читаем рассказ, то представляем события которые описываются в нем. А порой и ассоциируем себя с их героями. Мы получаем не только сухие знания в виде фактов, но и анализируем сюжет, делаем предположения относительно поворотов сюжета. Тем самым тренируя логику. Также мы переживаем широкую палитру эмоций вместе с любимыми героями.
    Книга учит нас не только мыслить но и вести себя. Мы в своих действиях и мыслях обращаемся к любимым героям. Как бы они поступили? Она формирует в большой степени систему наших нравственных ценностей. Тем самым довершая нас, как полноценных людей.
    Из выше указанных причин литература является бесценным источником знаний для всего человечества. И при этом важный инструмент для его развития, и развития каждого индивида в отдельности.

  9. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

  10. 10
    Текст добавил: *..._ЛаПуЛя__Йа_...*

    О мировом значении русской литературы  

    Ю.В.Лебедев
    К
    концу XIX века русская литература обретает мировую известность и признание. По словам
    австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество “о новом человеке
    и его рождении из лона русской души”. Секрет успеха русской классики
    заключается в том, что она преодолевает ограниченные горизонты западноевропейского
    гуманизма, в котором, начиная с эпохи Возрождения, человек осознал себя венцом
    природы и целью творения, присвоив себе божественные функции. На раннем этапе гуманистическое
    сознание сыграло свою прогрессивную роль. Оно способствовало раскрепощению
    творческих сил человеческой личности и породило “титанов Возрождения”.
    Но постепенно возрожденческий гуманизм стал обнаруживать существенный изъян.
    Обожествление свободной человеческой личности вело к торжеству индивидуализма.
    Раскрепощались не только созидательные, но и разрушительные инстинкты
    человеческой природы. “Люди совершали самые дикие преступления и ни в коей
    мере в них не каялись и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого
    поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя
    -личность”,- замечал известный русский ученый А. Ф. Лосев в труде
    “Эстетика Возрождения”.
    Русская
    классическая литература утверждала в европейском сознании идею нового человека и
    новой человечности. А. Н. Островский еще на заре 60-х годов отметил самую существенную
    особенность русского художественного сознания: “…В иностранных литературах
    (как нам кажется) произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть
    личность, стоят всегда на первом плане, а карающие личность – на втором плане и
    часто в тени; а у нас в России наоборот. Отличительная черта русского народа,
    отвращение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически
    отторгшегося от общечеловечес-кого, кладет и на художество особый характер; назовем
    его характером обличительным. Чем произведение изящнее, чем оно народнее, тем
    больше в нем этого обличительного элемента”.
    Жизнь
    личная, обособленная от жизни народной, с точки зрения русского писателя, чрезвычайно
    ограниченна и скудна. “Солдатом быть, просто солдатом”,- решает Пьер
    Безухов, ощущая в душе своей “скрытую теплоту патриотизма”, которая объединяет
    русских людей в минуту трагического испытания и сливает капли человеческих
    индивидуальностей в живой действующий коллектив, в одухотворенное целое,
    укрупняющее и укрепляющее каждого, кто приобщен к нему.
    И
    наоборот. Всякое стремление обособиться от народной жизни, всякие попытки индивидуалистического
    самоограничения воспринимаются русским писателем как драматические, угрожающие
    человеческой личности внутренним распадом. Достоевский показывает, какой катастрофой
    оборачивается для человека фанатическая сосредоточенность на идее, далекой от народных
    нравственных идеалов, враждебной им. Мы видим, как скудеет душа Раскольникова,
    все более замыкающаяся в себе, в тесные пределы своей идейной
    “арифметики”, как теряются одна за другой живительные связи с
    окружающими людьми, как разрушается в сознании героя главное ядро человеческой
    общности – семейные чувства. “Тюрьмой” и “гробом”
    становится для Раскольникова его собственная душа, похожая на усыпальницу. Неспроста
    возникает в романе параллель со смертью и воскрешением евангельского Лазаря из
    Вифании. Только самоотверженная любовь Сонечки Мармеладовой пробивает брешь в скорлупе
    раскольниковского одиночества, воскрешает его умирающее “я” к новой
    жизни, к новому рождению.
    Таким
    образом, понимание личности в русской классической литературе второй половины XIX
    века выходило за пределы ограниченных буржуазных представлений о ценности
    индивида. В “Преступлении и наказании” Достоевского опровергалась
    арифметически однолинейная альтернатива, провозглашенная в середине XIX века немецким
    философом Максом Штирнером: “Победить или покориться – таковы два мыслимых
    исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный превращается в
    подвластного; первый осуществляет идею величества и “права
    суверенитета”, а второй почтительно и верноподданно выполняет “обязанности
    подданства”. Проходя  через  искушение индивидуалистическим своеволием, герои
    Достоевского  приходят к открытию, что
    “самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное
    самопожертвование всего себя в пользу всех есть… признак высочайшего развития
    личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы
    собственной воли” (Достоевский Ф. М. “Зимние заметки о летних впечатлениях”).
    В поисках “нового человека” русская литература проявляла повышенный
    интерес к патриархальному миру с присущими ему формами общинной жизни, в которых
    человеческая личность почти полностью растворена. Поэтизация патриархальных
    форм общности встречается у Гончарова в “Обломове” и
    “Обрыве”, у Толстого в “Казаках” и “Войне и
    мире”, у Достоевского в финале “Преступления и наказания”. Но
    эта поэтизация не исключала и критического отношения к патриархальности со стороны
    всех русских писателей второй половины XIX века. Их вдохновлял идеал “третьего
    пути”, снимающего противоречия между элементарным патриархальным общежитием
    и эгоистическим обособлением, где высокоразвитая личность оставалась предоставленной
    сама себе. Художественная мысль Гончарова в “Обломове” в равной мере
    остро ощущает ограниченность “обломовского” и “штольцевского”
    существования и устремляется к гармонии, преодолевающей крайности двух противоположных
    жизненных укладов. Поэтизируя “мир” казачьей общины с его природными
    ритмами в повести “Казаки”, Толстой признает за Олениным, а потом, в
    эпилоге “Войны и мира”, и за Пьером Безуховым высокую правду
    нравственных исканий, раздумий о смысле жизни, о человеческой душе,
    свойственных развитому интеллекту. Изображение судьбы человеческой в
    диалектическом единстве с судьбою народной никогда не оборачивалось в русской
    литературе принижением личного начала, культом малого в человеке. Наоборот. Именно
    на высшей стадии своего духовного развития герои “Войны и мира”
    приходят к правде жизни “миром”. Русская литература очень недоверчиво
    относилась к человеку “касты”, “сословия”, той или иней социальной
    раковины. Настойчивое стремление воссоздать полную картину связей героя с миром,
    конечно, заставляло писателей показывать жизнь человека и в малом кругу его общений,
    в теплых узах семейного родства, дружеского братства, сословной среды. Русский
    писатель был очень чуток к духовному сиротству, а к так называемой “ложной
    общности” – к казенному, формальному объединению людей, к толпе,
    охваченной разрушительными инстинктами,- он был непримирим. “Скрытая теплота
    патриотизма”  Толстого, сплотившая группу
    солдат и командиров на батарее Раевского, удерживает в себе и то чувство
    “семейственности”, которое в мирной жизни свято хранили Ростовы. Но с
    малого начинался отсчет большого. Поэтизируя “мысль семейную”, русский
    писатель шел далее: “родственность”, “сыновство”,
    “отцовство” в его представлениях расширялись, из первоначальных
    клеточек человеческого общежития вырастали коллективные миры, обнимающие собою
    народ, нацию, человечество.
    Крестьянская
    семья в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос” – частица всероссийского
    мира: мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке, усопший Прокл
    подобен русскому богатырю Микуле Селяниновичу. Да и событие, случившееся в крестьянской
    семье,- смерть кормильца – как в капле воды отражает не вековые даже, а
    тысячелетние беды русских матерей, жен и невест. Сквозь крестьянский быт
    проступает бытие, многовековая история. Стихии жизни взаимопроникаемы,
    “все как океан, все течет и соприкасается,- говорит Достоевский устами
    старца Зосимы,- в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается”. Французский
    критик Мелькиор де Вогюэ, например, писал о Толстом: “…мы хотим, чтобы романист
    произвел отбор, чтобы он выделил человека или факт из хаоса существ и вещей и изучил
    избранный им предмет изолированно от других. А русский, охваченный чувством
    взаимозависимости явлений, не решается разрывать бесчисленные нити, связующие человека,
    поступок, мысль,- с общим ходом мироздания; он никогда не забывает, что все
    обусловлено всем”.
    Широта
    связей русского героя с миром выходила за пределы узко понимаемого времени и
    пространства. Мир воспринимался не как самодовлеющая, отрезанная от прошлого
    жизнь сегодняшнего дня, а как преходящее мгновение, обремененное прошлым и
    устремленное в будущее. Отсюда – тургеневская мысль о власти прошлого над
    настоящим в “Дворянском гнезде”, “Отцах и детях”, а также часто
    повторяющийся мотив безмолвного участия мертвых в делах живых. Отсюда же –
    апелляция к культурно-историческому опыту в освещении характера литературного
    героя. Тип Обломова, например, уходит своими корнями в глубину веков. Этот
    дворянин, обломовская лень которого порождена услугами трехсот Захаров, некоторыми
    особенностями своего характера связан с былинным богатырем Ильей Муромцем, с
    мудрым сказочным простаком Емелей и одновременно в нем есть что-то от Гамлета и
    печально  смешного Дон Кихота. Герои
    Достоевского тоже хранят напряженные связи с мировым духовным опытом: над
    образом Раскольникова витают тени Наполеона и мессии, за фигурой князя Мышкина
    угадывается лик Христа.
    Русский
    реализм середины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам
    философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.
    Салтыков-Щедрин так определил, например, пафос творчества Достоевского: “По
    глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель…
    не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество,
    но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые
    составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества. Укажем
    хотя на попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и
    духовного равновесия, положенную в основание романа “Идиот”,- и,
    конечно, этого будет достаточно, чтобы согласиться, что это такая задача, перед
    которою бледнеют всевозможные вопросы о женском труде, о распределении
    ценностей, о свободе мысли и т. п. Это, так сказать, конечная цель, в виду
    которой даже самые радикальные разрешения всех остальных вопросов, интересующих
    общество, кажутся лишь промежуточными станциями”.
    Поиски
    русскими писателями второй половины XIX века “мировой гармонии”
    приводили к непримиримому столкновению с несовершенством окружающей
    действительности, причем несовершенство это осознавалось не только в социальных
    отношениях между людьми, но и в дисгармоничности самой человеческой природы,
    облекающей каждое индивидуально неповторимое явление, каждую личность на
    неумолимую смерть. Достоевский утверждал, что “человек на земле – существо
    только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное”.
    Эти
    вопросы остро переживали герои Достоевского, Тургенева, Толстого. Пьер Безухов
    говорит, что жизнь может иметь смысл лишь в том случае, если этот смысл не отрицается,
    не погашается смертью: “Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет
    от растения к человеку… отчего же я предположу, что эта лестница…
    прерывается мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ. Я чувствую, что
    я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда
    буду и всегда был”.
    “Ненавидеть!
    – восклицает Евгений Базаров.- Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя
    мимо избы нашего старосты Филиппа,- она такая славная, белая,- вот, сказал ты,
    Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение,
    и всякий из нас должен этому способствовать… А я и возненавидел этого последнего
    мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне
    даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой
    избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?”
    Вопрос
    о смысле человеческого существования здесь поставлен с предельной остротой: речь
    идет о трагической сущности человеческой идеи прогресса, о цене, которой она
    окупается. Кто оправдает бесчисленные жертвы, которых требует вера во благо грядущих
    поколений? Да и смогут ли цвести и блаженствовать будущие поколения, предав
    забвению то, какой ценой достигнуто их материальное благоденствие? Базаровские сомнения
    содержат в себе проблемы, над которыми будут биться герои Достоевского от
    Раскольникова до Ивана Карамазова. И тот идеал “мировой гармонии”, к которому
    идет Достоевский, включает в свой состав не только идею социалистического
    братства, но и надежду на перерождение самой природы человеческой вплоть до
    упований на будущую вечную жизнь и всеобщее воскресение.
    Русский
    герой часто пренебрегает личными благами и удобствами, стыдится своего благополучия,
    если оно вдруг приходит к нему, и предпочитает самоограничение и внутреннюю сдержанность.
    Так его личность отвечает на острое сознание несовершенства социальных отношений
    между людьми, несовершенства человеческой природы, коренных основ бытия. Он отрицает
    возможность счастья, купленного ценой забвения ушедших поколений, забвения
    отцов, дедов и прадедов, он считает такое самодовольное счастье недостойным
    чуткого, совестливого человека.
    Русская
    классическая литература ощутила тревогу за судьбы человечества на том этапе его
    истории, когда, на попрании великих религиозных истин, возникла фанатическая
    вера в науку, в абсолютную ее безупречность, когда радикально настроенным мыслителям
    революционно-просветительского толка показалось, что силою разума можно разом устранить
    общественное несовершенство. Всеми средствами наша классическая литература стремилась
    удержать этот назревавший, необузданный порыв. Вспомним Платона Каратаева у
    Толстого, Сонечку Мармеладову, Алешу Карамазова и старца Зосиму у Достоевского.
    Вспомним насто-роженное отношение русских писателей к деятельному человеку. Не предчувствие
    ли опасности самообожествленного человеческого разума заставляло Гончарова
    заклеймить Штольца и едва ли не на пьедестал возвести “ленивого”
    Обломова?
    Тургенев
    в своем Базарове, Достоевский в своем Раскольникове, Толстой в Наполеоне не по
    той ли причине сосредоточили внимание на трагизме смелого новатора, безоглядного
    радикала, способного подрубить живое дерево национальной культуры, порвать
    связь времен? И даже Салтыков-Щедрин в финале “Истории одного города”
    предупреждал устами самодержца Угрюм-Бурчеева: “Придет некто, кто будет страшнее
    меня!” А в 90-е годы Чехов не уставал предупреждать российского
    интеллигента: “Никто не знает настоящей правды”.
    Но
    к предупреждениям русской классической литературы деятельный век войн,
    революций и глобальных социальных потрясений оказался не очень чутким. России
    суждено было пройти через этап обожествления конечных человеческих истин, через
    благородную в своих намерениях, но жутко кровавую в исполнении веру в революционно-преобразующий
    разум, способный создать рай на грешной земле.
    Уроки
    классики были полностью преданы забвению. Напряженный духовный труд Толстого и
    Достоевского был презрительно заклеймен как “юродство во Христе” или как
    реакционная “достоевщина”. Но именно Достоевский в финале
    “Преступления и наказания”, в пророческом сне Раскольникова, предугадал
    надвигающийся кризис возрожденческого гуманизма, кризис европейской
    цивилизации, обожествившей на исходе XIX века самое себя, решившей взять разом
    “весь капитал” и уж никак не желавшей “ждать милостей от
    природы”.
    В.
    С. Соловьев в. статьях, посвященных памяти Достоевского, сформулировал истины, к
    открытию которых пришла вместе с творцом “Преступления и наказания” русская
    классическая литература. Она показала прежде всего, что “отдельные лица,
    хотя бы и лучшие люди, не имеют право насиловать общество во имя своего личного
    превосходства”. Она показала также, что “общественная правда не выдумывается
    отдельными умами, а коренится во всенародных чувствах”.
    Глубочайшая
    народность русской классической литературы заключалась и в особом взгляде на жизнь
    народа, в особом отношении ее к мысли народной. Русские писатели  второй половины XIX века, выступая против
    самообожествления народных масс. Они отличали народ как целостное единство
    людей, одухотворенное высшим светом простоты, добра и правды, от человеческой толпы,
    охваченной настроениями группового эгоизма. Особенно ясно это противостояние народа
    и толпы показал Толстой в романе-эпопее “Война и мир”.
    Уроки
    русской классической литературы и до сих пор еще не усвоены и даже не поняты
    вполне, мы еще только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт
    исторических потрясений XX века. И в этом смысле русская классика все еще
    остается впереди, а не позади нас.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

  11. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  12. У народа, лишенного общественной свободы,
    литература — единственная трибуна,
    с высоты которой он заставляет услышать
    крик своего возмущения и своей совести.
    А. Герцен
    Девятнадцатый век — величайшая эпоха в развитии русской классической литературы. Писателями от А. Пушкина до М. Горького были созданы высокохудожественные произведения, имеющие мировое значение. Это объясняется идейно-художественным уровнем, до которого поднялась к тому времени русская классика.
    В своих высших достижениях литература отразила передовые идеи века. Творчество русских писателей и поэтов одушевлено патриотизмом и величайшим гуманизмом. Они страстно боролись с социальной несправедливостью и утверждали
    идеалы свободы. В условиях самодержавного государства особенно возрастала общественная роль литературы. Очень точно об этом явлении сказал А. И. Герцен: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей ярости». В ярких, глубоко типичных образах русские классики запечатлели существенные явления сложной и противоречивой действительности XIX века. Многие из этих образов вошли в галерею характеров, созданных мировой литературой, и приобрели долгую жизнь за пределами отраженной в них эпохи. Напомним только некоторых из них: Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина, Павел Иванович Чичиков — герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», Иудушка Го-ловлев — герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», Евгений Васильевич Базаров из романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Эту галерею можно продолжать бесконечно, а между тем как индивидуальны и многогранны образы, созданные русскими писателями!
    Художники слова достигли в XIX веке эстетически совершенной формы искусства, способной передать все богатство содержания, рожденного жизнью. Особенно велика заслуга А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в разработке языка художественной литературы, в его обогащении сокровищами общенародной речи. Подтвердим свои слова строками из поэм М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон»:
    В душе я клятву произнес:
    Хотя на миг когда-нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной.
    Увы! теперь мечтанья те
    Погибли в полной красоте,
    И я, как жил, в земле чужой
    Умру рабом и сиротой…
    * * *
    Оставь же прежние желанья
    И жалкий свет его судьбе:
    Пучину гордого познанья
    Взамен открою я тебе.
    Огромные успехи русской литературы XIX века были обусловлены ее тесной связью с жизнью народа, с социально-историческим развитием России, на рубеже XVIII-XIX столетий вступившей в новую историческую эпоху. Это было время буржуазно-демократических движений, освобождения страны от феодально-абсолютистского строя. Освободительно-революционное движение в России имело три этапа: дворянский, разночинский и пролетарский — ярко и многогранно отразившихся в русской классике.
    Литература XIX столетия не представляла из себя «единого потока». Прогрессивным художникам слова приходилось вести борьбу с реакционными писателями. Новаторская мысль прокладывала себе дорогу в борьбе с отсталыми течениями в жизни и литературе. Будучи полным и ярким отражением национальной жизни, русская классическая литература развивалась не изолированно от других литератур, а испытывала на себе влияние всего лучшего и прогрессивного. Так, в нее вплетались достижения национальных поэтов и писателей: Т. Г. Шевченко, Л. Украинки, Якуба Колоса и многих других. В сокровищницу искусства русская литература внесла критический реализм, ставший высшим достижением классики.
    Но русская классическая литература не только критиковала пороки и недостатки общественного уклада и порожденных им характеров, не только отрицала, но утверждала и выдвигала перед читателем положительные начала, передовые идеалы. Русские писатели старались создать образ положительного героя. Достаточно вспомнить романы И. С. Тургенева «Отцы и дети», «Накануне», Н. Г. Чернышевского «Что делать?», М. Горького «Мать». Все это сделало русскую литературу XIX века неотъем-
    лемой частью того культурного наследия, которое, будучи критически переработано, явилось в XX веке в обновленном качестве у классиков нового поколения.
    Величайшим поэтом переходного периода явился Блок, ярко и точно отразивший путь России, а значит, и литературы, неотъемлемой части культурной жизни страны.
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались,
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал.— Молись!

  13. Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.
    В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.
    Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).
    Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.
    В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.
    В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *