Сочинение на тему знаки препинания как и слова говорят 9 класс огэ
4 варианта
15-1
15-2
15-3
15.3
9.11 классах
А. Алексин. Ночной обыск
А. Алексин. О материанской любви
А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
А. Гридин. О потерянном телефоне
А. Грин. Размышления Грея
А. Лиханов. Голуби
А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
А. Никольская. О щенках
А. Приставкин. Рогожский рынок
А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
А.А. Алексин. О разумности и порядке
А.А. Лиханов. О белке
А.Г. Алексин.Стать музыкантом
А.И. Деникин о деле жизни
А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
А.П. Платонов. О пахарях
А.Я. Бруштейн. Завет воли к сопротивлению
аттестация по русскому языку в 4
аудиозаписи
Б. Екимов. О бабушке
В. Драгунский. Друг детства
В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
В. Дроганов.О книге
В. Железников. Букет мимозы
В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
В. Песков (о роли книги в жизни человека)
В. Пикуль. О сопереживании чужому горю
В. Токарева. Конфликт
В. Чаплина. Случай с росомахой
В. Черноречин. О коте
В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
В.А. Бахревский. О лебедях
В.А. Осеев (об искусстве)
В.А. Тузлуков. Мечта в жизни человека
В.И. Одноралов. О влюбленности
В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
В.К. Железников. Забота о ближнем
В.П. Астафьев. Случай с капалухой
В.П.Астафьев. О музыке.
вводные слова. обращения
вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
внутренний мир человека
выразительные средства лексики
Г.Я. Бакланов. На войне
ГИА 2016
главные члены предложения
грамматическая основа предложения
демоверсии ОГЭ 2016
демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
добро
дружба
Е.А. Пермяк. Любовь к матери
Е.В. Гришковец о выборе профессии
Е.И. Носов. О синичке
ЕГЭ 2015
ЕГЭ 2016
жизненные ценности
зависть
И. Муравьёва. Зимняя прогулка
И. Селивёрстова. Сердце матери
И.А. Клеандрова. Мир подруг
изложение
изложение ОГЭ
итоговое собеседование
итоговое собеседование в 9
К. Паустовский (о ценных гравюрах)
К. Паустовский. Скрипучие половицы
К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
как писать сочинения
Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
КИМ. ОГЭ 2018
Конкурс красоты
купить книжки по ОГЭ
купить пособие по ОГЭ
купить пособие по ОГЭ
купить пособие по русскому языку
курс по ЕГЭ
курс по ОГЭ
курсы по ОГЭ
Л. Матрос. О материнской любви
Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
Л.Е. Улицкая. О детстве
Л.Н. Толстой. Игра
Л.Ф.Воронкова.Случай на лугу
лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
Любовь Волкова. Сказки про игрушки
М. Агеев. Случай с деньгами.
М. Москвина. Моя собака любит джаз
М.А. Чванов. О бездомной собаке
М.А. Чванов. Страна детства
М.Г. Львовский. О первой влюбленности
методика изложения
методика по работе с сочинением
методика подготовки к написанию сжатого изложения
модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
Н. Айна. Избиение.
Н. Аксёнова. О счастье
Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
новости ОГЭ 2016
О. Ю. Рой. Воспоминания
О.Ю. Рой. Случай с конфетой
обособленные дополнения
обособленные обстоятельства
обособленные определения
общие сведения по ОГЭ
ОГЭ
ОГЭ 10
ОГЭ 11
ОГЭ 12
ОГЭ 13
ОГЭ 14
ОГЭ 15
ОГЭ 15-3
ОГЭ 15.2
ОГЭ 15.3
ОГЭ 2
ОГЭ 2016
ОГЭ 2017
ОГЭ 3
ОГЭ 4
ОГЭ 5
ОГЭ 6
ОГЭ 7
ОГЭ 8
ОГЭ 9
ОГЭ вариант
ОГЭ изложение
ОГЭ по русскому языку
ОГЭ подготовка
ОГЭ примеры
ОГЭ проблематика
ОГЭ расписание экзаменов
ОГЭ РЯ
ОГЭ сочинение
ОГЭ Сочинение 15.1
ОГЭ Сочинение 15.3
ОГЭ сочинения
ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
ОГЭ темы сочинений
ОГЭ устная часть
ОГЭСочинение 15.3
осложненные предложения
Остромир. Детская игрушка
П.С. Романов. Дачники
Перспективные модели ОГЭ
пишем изложение
пишем сочинение
Планы развития итоговой аттестации
подготовка к ЕГЭ
подготовка к ОГЭ
подготовка к ОГЭ изложение
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
подготовка к ОГЭ сочинение
полезные ресурсы
пособие по ОГЭ
пособие по русскому языку
Правила поведения во время экзаменов
правописание приставок
правописание суффиксов
приемы сжатия
примеры ОГЭ 15.3
примеры сочинений
примеры сочинений ОГЭ
примеры сочинений ОГЭ 15.3
проблематика Матренин двор
проекты КИМ ОГЭ 2017
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
работа с текстом
разбор задание по ОГЭ
разбор заданий по ОГЭ
размышления ОГЭ 15
расписание ОГЭ
расписание экзаменов ОГЭ
рассказ из цикла. Мелкие вещи
рассказ о дружбе
ревности
С. Качалков. Картина
С.А. Лубенец. О лучшем друге
С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
С.П. Алексеев. Еда на войне
сайт ФИПИ ОГЭ
сб. Река
синтаксический анализ сложного предложения
словарик понятий к сочинению 15.3
словарь этических терминов
словосочетание
сложные предложения
сложные предложения с различными видами связи
сочинение
сочинение ОГЭ
сочинение 15 2
сочинение 15.2
сочинение 15.3
сочинение ОГЭ
сочинение ОГЭ 15.1
сочинение-рассуждение 15.3
сочинения о дружбе
сочинения ОГЭ
сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
список произведений ОГЭ
Т. Михеева
Т. Толстая. Кино
текст Долиной о неуверенности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
тема дружбы
тема любви
темы сочинений ОГЭ
Темы сочинения 15.3
тесты онлайн
требования к написанию сочинения
Устная часть ГИА
устный экзамен по русскому языку
Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
Э. Фонякова. О счастье
Э. Шим. Случай с ракетой.
Э.Е. Фонякова. Что такое война?
Э.Ю. Шим. О Жеке
Э.Ю.Шим. Черемуха
экзамен по русскому языку
электронные учебники
Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
Ю. Домбровский. Хранитель древностей
Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
Ю. Я. Яковлев. Скорая помощь.
Ю.Домбровский. О крабе.
Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
Ю.Я. Яковлев. О коржике
Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
Ю.Яковлев. На театральном дворе.
Пояснение.15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С.И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”». Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла. В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае — в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю — испугается, так вот — принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста. В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.
15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать. Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
Сочинения по текстам из сборника И.П.Цыбулько, 2017 год. Вариант 1. 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»…
«Знаки препинания, как и слова, говорят», — утверждает Г.Г. Граник. Действительно, от выбора знаков препинания часто зависит не только пунктуационная грамотность текста, но и смысл некоторых входящих в его состав предложений. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из текста В. Каверина.
«Рост! Проклятый рост!» — читаем мы в предложениях 42, 43 и понимаем, что не случайно автор завершает их восклицательным знаком. Герой сильно тревожится и даже сердится, считая недостаточный рост возможной причиной, из-за которой его могут не принять в летную школу. Здесь отсутствуют слова, передающие эмоциональное состояние мальчика. Их роль в этих предложениях взял на себя восклицательный знак.
Обратимся теперь к третьему пункту правил: «Что решено – исполни». Перед нами сложноподчиненное предложение. Мы знаем, что в нем между главной и придаточной частью обычно ставится запятая. Но автор заменил запятую на тире, давая понять читателям характер своего героя. Принял решение – значит, обязательно его выполни. Постановка тире в этом предложении напоминает пунктуацию в бессоюзном сложном предложении: ставится тире, если вторая часть сложного предложения представляет собой следствие, вывод.
Восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, тире, кавычки – эти знаки препинания могут иногда заменить в высказываниях слова. Значит, с мнением известного русского языковеда нельзя не согласиться. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «- Примут, — решительно отвечал я»…
В последнем предложении герой текста В. Каверина, мечтавший о поступлении в летную школу, с решительностью заявляет себе: «Примут». Он уверен в этом, потому что стать летчиком для него – не случайный выбор профессии, а самая заветная мечта. Поставив перед собой цель, он делает все, чтобы достичь ее.
Слово «Вперед!», название корабля известного путешественника Амундсена, стало для героя В. Каверина девизом. Нужно идти только вперед, преодолевая трудности, исполняя все задуманное, — так решил он втайне от всех.
«Что это была за мука!» — говорит он, вспоминая о том, сколько сил и терпения пришлось приложить, чтобы изучить «Теорию самолетостроения». Но, не желая сдаваться, он ежедневно разбирал по частям «воображаемый самолет» и постепенно узнал его, «как свои пять пальцев».
Понимая, что попасть в летную школу могут только имеющие крепкое здоровье мальчишки, будущий летчик начинал свой день с занятий гимнастикой и холодного обтирания. «А вдруг не примут?» — такое сомнение заставляло его «проверять глаза, уши и сердце». Даже мнение школьного врача казалось недостаточным.
Но огромное желание быть летчиком, сила воли и твердость духа помогали ему бороться с сомнениями. Герой настойчиво шел к своей мечте, поэтому уверен: она обязательно осуществится. 15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?.. Самовоспитание – это возможность изменить себя, добиться в жизни того, о чем мечтаешь. Оно помогает достичь больших успехов в учении, в разных областях спорта и искусства и даже стать красивее. Только нельзя сдаваться.
Герой текста В. Каверина служит примером, который подтверждает: умение следовать выработанным для себя правилам приводит человека к желаемой цели. Мучительно трудно было мальчишке читать «Теорию самолетостроения». Но он упорно, заучивая наизусть то, что не понимал, изучал самолет до тех пор, пока не узнал его, «как свои пять пальцев». Чтобы быть сильным и выносливым, каждое утро начинал с гимнастики и холодного обтирания. Никто не принуждал его. Наоборот, в школе даже считали, что он «разбрасывается». Но решение во что бы то ни стало стать летчиком, заставляло мальчика настойчиво двигаться к намеченной цели.
Самовоспитание помогает человеку стать лучше, следить за своими поступками и поведением. Например, если я однажды дала себе слово, что больше не буду обманывать родителей, то теперь никогда не позволяю себе делать это. Желание выглядеть привлекательной заставляет меня внимательно относиться к своему внешнему виду.
Воспитывать себя нужно учиться с детства. Впоследствии это помогает быть успешным и порядочным человеком.
Сочинения из коллекции Г.Е.Максимовой
В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.
15-1
15-2
15-3
15.3
9.11 классах
А. Алексин. Ночной обыск
А. Алексин. О материанской любви
А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
А. Гридин. О потерянном телефоне
А. Грин. Размышления Грея
А. Лиханов. Голуби
А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
А. Никольская. О щенках
А. Приставкин. Рогожский рынок
А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
А.А. Алексин. О разумности и порядке
А.А. Лиханов. О белке
А.Г. Алексин.Стать музыкантом
А.И. Деникин о деле жизни
А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
А.П. Платонов. О пахарях
А.Я. Бруштейн. Завет воли к сопротивлению
аттестация по русскому языку в 4
аудиозаписи
Б. Екимов. О бабушке
В. Драгунский. Друг детства
В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
В. Дроганов.О книге
В. Железников. Букет мимозы
В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
В. Песков (о роли книги в жизни человека)
В. Пикуль. О сопереживании чужому горю
В. Токарева. Конфликт
В. Чаплина. Случай с росомахой
В. Черноречин. О коте
В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
В.А. Бахревский. О лебедях
В.А. Осеев (об искусстве)
В.А. Тузлуков. Мечта в жизни человека
В.И. Одноралов. О влюбленности
В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
В.К. Железников. Забота о ближнем
В.П. Астафьев. Случай с капалухой
В.П.Астафьев. О музыке.
вводные слова. обращения
вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
внутренний мир человека
выразительные средства лексики
Г.Я. Бакланов. На войне
ГИА 2016
главные члены предложения
грамматическая основа предложения
демоверсии ОГЭ 2016
демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
добро
дружба
Е.А. Пермяк. Любовь к матери
Е.В. Гришковец о выборе профессии
Е.И. Носов. О синичке
ЕГЭ 2015
ЕГЭ 2016
жизненные ценности
зависть
И. Муравьёва. Зимняя прогулка
И. Селивёрстова. Сердце матери
И.А. Клеандрова. Мир подруг
изложение
изложение ОГЭ
итоговое собеседование
итоговое собеседование в 9
К. Паустовский (о ценных гравюрах)
К. Паустовский. Скрипучие половицы
К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
как писать сочинения
Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
КИМ. ОГЭ 2018
Конкурс красоты
купить книжки по ОГЭ
купить пособие по ОГЭ
купить пособие по ОГЭ
купить пособие по русскому языку
курс по ЕГЭ
курс по ОГЭ
курсы по ОГЭ
Л. Матрос. О материнской любви
Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
Л.Е. Улицкая. О детстве
Л.Н. Толстой. Игра
Л.Ф.Воронкова.Случай на лугу
лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
Любовь Волкова. Сказки про игрушки
М. Агеев. Случай с деньгами.
М. Москвина. Моя собака любит джаз
М.А. Чванов. О бездомной собаке
М.А. Чванов. Страна детства
М.Г. Львовский. О первой влюбленности
методика изложения
методика по работе с сочинением
методика подготовки к написанию сжатого изложения
модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
Н. Айна. Избиение.
Н. Аксёнова. О счастье
Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
новости ОГЭ 2016
О. Ю. Рой. Воспоминания
О.Ю. Рой. Случай с конфетой
обособленные дополнения
обособленные обстоятельства
обособленные определения
общие сведения по ОГЭ
ОГЭ
ОГЭ 10
ОГЭ 11
ОГЭ 12
ОГЭ 13
ОГЭ 14
ОГЭ 15
ОГЭ 15-3
ОГЭ 15.2
ОГЭ 15.3
ОГЭ 2
ОГЭ 2016
ОГЭ 2017
ОГЭ 3
ОГЭ 4
ОГЭ 5
ОГЭ 6
ОГЭ 7
ОГЭ 8
ОГЭ 9
ОГЭ вариант
ОГЭ изложение
ОГЭ по русскому языку
ОГЭ подготовка
ОГЭ примеры
ОГЭ проблематика
ОГЭ расписание экзаменов
ОГЭ РЯ
ОГЭ сочинение
ОГЭ Сочинение 15.1
ОГЭ Сочинение 15.3
ОГЭ сочинения
ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
ОГЭ темы сочинений
ОГЭ устная часть
ОГЭСочинение 15.3
осложненные предложения
Остромир. Детская игрушка
П.С. Романов. Дачники
Перспективные модели ОГЭ
пишем изложение
пишем сочинение
Планы развития итоговой аттестации
подготовка к ЕГЭ
подготовка к ОГЭ
подготовка к ОГЭ изложение
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
подготовка к ОГЭ сочинение
полезные ресурсы
пособие по ОГЭ
пособие по русскому языку
Правила поведения во время экзаменов
правописание приставок
правописание суффиксов
приемы сжатия
примеры ОГЭ 15.3
примеры сочинений
примеры сочинений ОГЭ
примеры сочинений ОГЭ 15.3
проблематика Матренин двор
проекты КИМ ОГЭ 2017
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
работа с текстом
разбор задание по ОГЭ
разбор заданий по ОГЭ
размышления ОГЭ 15
расписание ОГЭ
расписание экзаменов ОГЭ
рассказ из цикла. Мелкие вещи
рассказ о дружбе
ревности
С. Качалков. Картина
С.А. Лубенец. О лучшем друге
С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
С.П. Алексеев. Еда на войне
сайт ФИПИ ОГЭ
сб. Река
синтаксический анализ сложного предложения
словарик понятий к сочинению 15.3
словарь этических терминов
словосочетание
сложные предложения
сложные предложения с различными видами связи
сочинение
сочинение ОГЭ
сочинение 15 2
сочинение 15.2
сочинение 15.3
сочинение ОГЭ
сочинение ОГЭ 15.1
сочинение-рассуждение 15.3
сочинения о дружбе
сочинения ОГЭ
сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
список произведений ОГЭ
Т. Михеева
Т. Толстая. Кино
текст Долиной о неуверенности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
тема дружбы
тема любви
темы сочинений ОГЭ
Темы сочинения 15.3
тесты онлайн
требования к написанию сочинения
Устная часть ГИА
устный экзамен по русскому языку
Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
Э. Фонякова. О счастье
Э. Шим. Случай с ракетой.
Э.Е. Фонякова. Что такое война?
Э.Ю. Шим. О Жеке
Э.Ю.Шим. Черемуха
экзамен по русскому языку
электронные учебники
Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
Ю. Домбровский. Хранитель древностей
Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
Ю. Я. Яковлев. Скорая помощь.
Ю.Домбровский. О крабе.
Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
Ю.Я. Яковлев. О коржике
Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
Ю.Яковлев. На театральном дворе.
Пояснение.15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С.И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”». Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла. В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае — в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю — испугается, так вот — принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста. В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.
15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать. Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
Сочинения по текстам из сборника И.П.Цыбулько, 2017 год.
Вариант 1.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»…
«Знаки препинания, как и слова, говорят», — утверждает Г.Г. Граник. Действительно, от выбора знаков препинания часто зависит не только пунктуационная грамотность текста, но и смысл некоторых входящих в его состав предложений. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из текста В. Каверина.
«Рост! Проклятый рост!» — читаем мы в предложениях 42, 43 и понимаем, что не случайно автор завершает их восклицательным знаком. Герой сильно тревожится и даже сердится, считая недостаточный рост возможной причиной, из-за которой его могут не принять в летную школу. Здесь отсутствуют слова, передающие эмоциональное состояние мальчика. Их роль в этих предложениях взял на себя восклицательный знак.
Обратимся теперь к третьему пункту правил: «Что решено – исполни». Перед нами сложноподчиненное предложение. Мы знаем, что в нем между главной и придаточной частью обычно ставится запятая. Но автор заменил запятую на тире, давая понять читателям характер своего героя. Принял решение – значит, обязательно его выполни. Постановка тире в этом предложении напоминает пунктуацию в бессоюзном сложном предложении: ставится тире, если вторая часть сложного предложения представляет собой следствие, вывод.
Восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, тире, кавычки – эти знаки препинания могут иногда заменить в высказываниях слова. Значит, с мнением известного русского языковеда нельзя не согласиться.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «- Примут, — решительно отвечал я»…
В последнем предложении герой текста В. Каверина, мечтавший о поступлении в летную школу, с решительностью заявляет себе: «Примут». Он уверен в этом, потому что стать летчиком для него – не случайный выбор профессии, а самая заветная мечта. Поставив перед собой цель, он делает все, чтобы достичь ее.
Слово «Вперед!», название корабля известного путешественника Амундсена, стало для героя В. Каверина девизом. Нужно идти только вперед, преодолевая трудности, исполняя все задуманное, — так решил он втайне от всех.
«Что это была за мука!» — говорит он, вспоминая о том, сколько сил и терпения пришлось приложить, чтобы изучить «Теорию самолетостроения». Но, не желая сдаваться, он ежедневно разбирал по частям «воображаемый самолет» и постепенно узнал его, «как свои пять пальцев».
Понимая, что попасть в летную школу могут только имеющие крепкое здоровье мальчишки, будущий летчик начинал свой день с занятий гимнастикой и холодного обтирания. «А вдруг не примут?» — такое сомнение заставляло его «проверять глаза, уши и сердце». Даже мнение школьного врача казалось недостаточным.
Но огромное желание быть летчиком, сила воли и твердость духа помогали ему бороться с сомнениями. Герой настойчиво шел к своей мечте, поэтому уверен: она обязательно осуществится.
15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?..
Самовоспитание – это возможность изменить себя, добиться в жизни того, о чем мечтаешь. Оно помогает достичь больших успехов в учении, в разных областях спорта и искусства и даже стать красивее. Только нельзя сдаваться.
Герой текста В. Каверина служит примером, который подтверждает: умение следовать выработанным для себя правилам приводит человека к желаемой цели. Мучительно трудно было мальчишке читать «Теорию самолетостроения». Но он упорно, заучивая наизусть то, что не понимал, изучал самолет до тех пор, пока не узнал его, «как свои пять пальцев». Чтобы быть сильным и выносливым, каждое утро начинал с гимнастики и холодного обтирания. Никто не принуждал его. Наоборот, в школе даже считали, что он «разбрасывается». Но решение во что бы то ни стало стать летчиком, заставляло мальчика настойчиво двигаться к намеченной цели.
Самовоспитание помогает человеку стать лучше, следить за своими поступками и поведением. Например, если я однажды дала себе слово, что больше не буду обманывать родителей, то теперь никогда не позволяю себе делать это. Желание выглядеть привлекательной заставляет меня внимательно относиться к своему внешнему виду.
Воспитывать себя нужно учиться с детства. Впоследствии это помогает быть успешным и порядочным человеком.
Сочинения из коллекции Г.Е.Максимовой
В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.