Сочинение на тему золотое слово о полку игореве

11 вариантов

  1. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  2. 2
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу, — сказал, — копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  3. Не нора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Иго-реве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не .уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья,
    на борзых коней
    да посмотрим хоть
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карпа, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Иго-рева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  4. Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  5. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  6. встрепенулся див…
    С точки зрения автора, существует еще одна причина поражения похода Игоря. Несмотря на смелость, искрен­ность, доблесть в бою, верность брату и дружине, бесконеч­ную любовь к родине, великий князь не мог забыть о себе, отказаться от стремления к личной славе, ведь “русичи великие” бесстрашно сражаются, “ища себе чести, а князю — славы”.
    Таким образом, невзирая на то, что Игорь перед похо­дом
    …скрестил ум силою своею
    и поострил сердце свое мужеством;
    князь потерпел поражение, которого русские воины еще не знали, которое принесло Русской земле “печаль обильную” и тоску, поскольку открыло врагам дорогу на Русь. Скорбью наполнились сердца русских людей. Глубоко трагичен и задушевен плач Ярославны, которая пытается спасти мужа, обращаясь не к людям, а к силам природы. В ее голосе отчетливо слышны доверие и надежда на справедливость природы, пытавшейся с самого начала предостеречь Игоря от недальновидности.
    Неспокойно сердце плененного князя, который смерть предпочел бы плену:
    Игорь спит,
    Игорь бдит,
    Игорь мыслью поля мерит
    от великого Дона до малого Донца.
    Великому князю удалось совершить побег и вернуться на горячо любимую родину. “Слово о полку Игореве” заканчивается прославлением князя и его дружины. Автор и вся Русская земля сочувствуют ему, поскольку исходным желанием Игоря, несмотря на поражение, была защита Руси от “поганых”. Ясно и четко автор высказывает свою позицию, вкладывая свою заветную мечту в уста Святослава, который произносит “золотое слово”, полное веры в будущее родины и гордости за нее. Автор воспевает  “Слове о полку Игореве” искренний патриотизм и стремление защитить Русскую землю, призывает князей к объединению, с помощью которого только и возможно восставновление военной и политической мощи великой родины.[/sms]

  7. Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов – княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    Чем плененным быть:
    Сядем же, братья, да посмотрим хоть
    На борзых коней
    На синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов – дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,— сказал,— копье преломить
    На границе поля Половецкого:
    С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    Либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя – современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    Поганого раба,
    За землю Русскую,
    За раны Игоревы,
    Буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    На землю Русскую,
    На богатство Всеслава.
    Из – за усобицы ведь настало насилие
    От земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  8. Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова» гениальное произведение русской литературы. Автор «Слова…» неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры «Слова…» посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким.
    Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве…» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воюют между собой, оспаривая друг (у друга владения. Но упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствует архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал потребностям той поры и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть: сядем же, братья,
    на борзых коней да посмотрим хоть
    на синий Дон.
    Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к Родине с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу, сказал, копье преломить на границе поля Половецкого: с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам Родины, он не смог отказаться от стремления к славе, и это привело его к гибели. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья
    Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает, Ибо жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, Бились другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир закончили храбрые русичи: Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, А дерево с горем к земле приклонилось.
    «Слово о полку Игореве…» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова…» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово…» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя Поскакала по Русской земле, Огонь мыкая в пламенном роге.
    «Слово…» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости за нее, за ее будущее.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича! Подлинный смысл призыва «Слова…» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Именно в патриотическом настрое «Слова о полку Игореве…» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  9. Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?
    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
    “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины – половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.
    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
    Хочу,- сказал,- копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур – оказались в плену.
    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.
    “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая,- к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.
    “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода – оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!
    В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

  10. 23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его — Владимир Путивльский, племянник — князь Свя­тослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодо­вича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Результаты этого похода оказались плачевными для Руси. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод, оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Половцы, победив Игоря, собрали весь свой народ и ринулись на Русскую землю.
    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не подчинил всю свою деятельность интересам родины, он не смог отказаться от стре­мления к личной славе, и это привело его к поражению.
    Святослав в своем обращении к русским князьям показывает на при­мере Игоря всю глупость ведомой ими политики по отношению друг к другу и к Руси, как к государству. Он указывает на результаты похода молодого Игоря, корит князей за усобицы, которые ослабляют Русь перед лицом грозного врага, с тоской вспоминает погибших. Вспоминает отважных вои­нов прошлого, отдает должное их подвигам: «Вот истинный славы праде­довской гром!». Корит молодую удаль: «Нашу славу силой мы возьмем, а за ней поделим и былую».
    Святослав — мудрый политик своего времени, он понимал — сила го­сударства в единстве, только объединившись, можно одолеть половцев. В своей речи он не забывает и о победах своих современников (князей). Свя­тослав обращается к каждому князю в отдельности и говорит о силе каж­дого, перечисляя их заслуги.
    Слово великого князя Святослава «золотое», Святослав призывал вы­ступить единым фронтом против половцев, победить и после победы жить в мире, согласии.
    Безусловно, Святослав понимал, что мир достанется дорогой ценой, впрочем русским все и всегда доставалось дорогой ценой…
    Мир — это сохраненные жизни, а жизнь любого человека дороже золота.
    Мир — это неосязаемое золото!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *