Сочинение на тему золотой человек

2 варианта

  1. Иссыкский «Золотой человек» найден археологами в 1970 году. На казахском языке его называют Алтын адам. Воин, облаченный в золотой костюм с алыми вставками и высокий конусообразный шлем, стал государственным символом страны. Удивительная раскопка запечатлена на деньгах, реконструирована в музейных экспозициях, упоминается в школьных учебниках, сувенирах и на магазинных вывесках. Но при всей известности казахского Тутанхамона, ученые не могут рассказать о нем ничего конкретного. Это не мешает людям, не разбирающимся в науке, продолжать любоваться его великолепием.
    Воина нашли недалеко от озера Иссык, которое называют одним из самых живописных мест Зайлийского Алатау. Обнаружению грандиозной находки способствовал сильный сель 7 июля 1963 года. Мощный поток грязи смешанной с камнями смывал все вокруг. Из-за стихийного бедствия погибло много людей, разрушились дома, а древний водоем утратил свой прекрасный вид. Иссыкский сель считается самой крупной и разрушительной селью, среди когда-либо происходивших в СССР. Реконструкция пострадавших строений и восстановление озера началось позже, в ходе работ и произошло археологическое открытие.
    В 1969 году, перед тем как сравнять с землей курганы Иссыкский гробниц, в Иссык была направлена историко-археологическая экспедиция. Знаменитый археолог К. Акишев возглавил работы на левом берегу водоема Иссык, где базировалось более пятидесяти сакских курганов. Специалистам удалось в течение двух сезонов изучить несколько усыпальниц. Ничего выдающегося раскопки не принесли, курганы уже успели разграбить черные археологи. На этапе завершения работ один из ученых попросил бульдозериста снять часть земли недалеко от последнего кургана. Рабочий начал готовить указанное место, внезапно оттуда выскочила балка, служившая опорой гробницы, где впоследствии найдут останки древнего воина.
    Позднее археологи экспедиции вспоминали, что «Золотой человек» во всей красе лежал перед ними, поблескивая золотом. Интересно, что знаменательное событие совпало со столетним юбилеем со дня рождения Ленина, поэтому пришлось как раз на Всесоюзный субботник. После объявления о находки он был сорван, люди толпились вокруг могилы, чтобы посмотреть на древность.
    По счастливой случайности захоронение оказалось нетронутым, в нем обнаружили более 4000 пластин и блях из чистого золота. Также среди сокровищ лежала шкатулка с зеркальцем, частицами охры, украшениями, оружием и сосудами. Особую ценность представляла серебряная чаша с надписи на неизвестном древнем языке. Находка удивительна, потому что иссыкские курганы подвергались разграблению, но воры не догадались, что сбоку существует еще одна усыпальница.
    По украшениям со звериными орнаментами и конусообразному головному убору стало понятно, что несколько тысяч лет тому назад на землях Семиречья кочевали сакские племена. Поэтому археолог К. Акишев высказал предположение, что извлеченный из гробницы воин был саком-тиграхауда. В ходе извлечения останков не удалось сохранить в сохранности череп, поэтому ученые не могут восстановить лицо Алтын адам. Он умер в 18-25 летнем возрасте, его рост составлял около 165 см. По всей вероятности он проживал в 4-5 ст. до н.э.
    Антрополог О. Исмугалов описывая останки, дает достаточно оснований, что они принадлежали мужчине, хотя не исключает обратного. Нижняя челюсть кочевника больших размеров, но тонкая и выразительная. Подобная конституция не характерна для женщин. Форма переносицы и надбровных дуг типична для мужчин.
    Так какого же пола «Золотой человек»? Ученые нашли юношу или девушку? Данный вопрос один из самых актуальных среди археологов. Сложился коллапс, из-за которого все древности из усыпальницы можно истолковывать в пользу обеих версий. В древности брючную одежду и различное оружие могли носить и женщины-кочевницы. Траурные сосуды из кургана Иссык напоминают аналогичную утварь из гробниц сарматских жриц. Красивейший колпак казахского кочевника напоминает шлем, обнаруженный в ходе недавних раскопок на западе страны в комплексе захоронений Таксай. Он был надет на голову «Золотой женщины», более известной как «Алтын ханшайым». В народе ходят слухи, что в царском кургане были похоронены останки царицы массагетов Томирис. По легенде она убила персидского правителя Кира. Еще народная молва утверждает, что там покоится сакская царица – Зарина. Легенда гласит, что на ее гробнице построили пирамиду, которую венчал позолоченный монумент.
    Советская наука не располагала такими точными методами исследований как ДНК, ведь они появились позднее. Вероятно, проведение современной экспертизы останков Алтын адам внесло бы явность в сложившуюся ситуацию, и положила конец многочисленным дискуссиям. Тогда бы мы, наконец, узнали, какого пола мумия покоилась в древнем кургане.
    Артефакты, найденные в ходе раскопок боковой гробницы грандиозны, но главное захоронение, которое подвергалось грабежу несколько раз, беспокоит ученых. По одежде и могиле видно, что Иссыкский человек принадлежал к знатному роду кочевников, возможно, царской аристократии. Но если его удостоили таких богатых почестей, то, как выглядела основная могила, и чей прах в ней был захоронен? «Золотой человек» держит в руке камчу, но коня при нем нет. Возможно, он оставался в основной гробнице. В древние времена, животных не всегда умерщвляли после смерти владельца. Но в Берельских курганах в восточной части Казахстана найдена гробница аналогичной эпохи с останками сакской элиты. В усыпальнице рядом с человеческим прахом покоятся останки лошадей, впряженных в специальное снаряжение и маски. Кочевники верили, что со своим верным конем нельзя расставаться даже после смерти.
    Удивительно, но на одном из драгоценных перстней Иссыкского воина есть странное изображение, напоминающее индейца. Ученые считают, что это лик древнего кочевого божества, бога Митра. Проведенная экспертиза показала, что золотое украшение некоторое время носилось и даже подвергалось ремонту, скорее всего, это была семейная реликвия.
    Еще одной таинственной находкой кургана стали руны, высеченные на серебряной чаше. Она находилась недалеко от изголовья Золотого кочевника, скорее всего 26 знаков объясняли, кто покоится в этой усыпальнице. Можно ли на этом основании утверждать, что 2500 лет назад у саков была своя письменность? Если да, то степная цивилизация находилась на высокой степени развития. Ученые со всего мира пытаются разгадать эту загадку, уже предложено более 25 обоснованных вариантов переводов загадочных знаков, но единой гипотезы достигнуть не удалось.
    Есть еще один факт, о котором не подозревают многие жители Казахстана. По общепринятой версии «Золотой человек» был найден в одном из курганов около современного музея-заповедника «Иссык». В действительности после окончания археологических исследований курган Иссык перекопали, а на его место возвели завод по производству автомобилей.


  2. Духовная и материальная культура в V-XII вв.
    «ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
    «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
    A.П. Чехов
    Символом суверенного Казахстана стал «Золотой человек» из сакского кургана V века до нашей эры. «Золотым человеком» можно назвать идеал человека в «Кудат-гу билик» Ю. Баласагуни.
    Древнегреческий географ Страбон сообщает о массаге-тах: «Они хорошие конные и пешие воины, вооружены луками, мечами, панцирями, медными топорами, в битвах носят золотые пояса и золотые повязки. Уздечки и наплечники у лошадей украшены золотом. Серебра у них нет, железа мало, медь и золото в изобилии». Здесь много раз встречается слово «золото». Древние греки даже писали о мифических «грифах, стерегущих золото». Но главным для нас являются не золотые, пусть прекрасные, вещи, а то, что оставил человек после себя.
    Золотыми людьми можно назвать целую плеяду ученых: Абу Насыра аль-Фараби, прозванного «Вторым учителем» после Аристотеля, Юсуфа Баласагуни, автора «Ку-датгу билик» («Книги мудрости»), Махмуда Кашгари, Кожа Ахмета Яссауи. Более четырех тысяч книг тюрков находятся за рубежом. «Кодекс Куманикус» находится в Венеции, «Диван-и-хикмет» Кожа Ахмета Яссауи и «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари — в Стамбуле. В Ватикане хранится «Коркыт-ата китаби» IX века.
    Историю Казахстана нельзя рассматривать изолированно от центральноазиатской истории. Нынешнее административно-территориальное деление появилось позже. История Степи начинается с саков и хунну, на смену которым пришли тюрки. В состав Тюркского каганата входили территории братских республик Центральной Азии. Спор о том, к какому народу принадлежат аль-Фараби или Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни или Авиценна, Улугбек или Бабур беспочвенен. Они одинаково относятся к казахам, узбекам, туркменам, кыргызам, уйгурам и другим тюркским народам Степи.
    Юсуф Баласагуни — автор «Кутадгу билик» — «Кутты билик» (Благодатное знание), написанной в 1069 году, происходил из знатной тюркской семьи. Он имел административный опыт государственной службы — был министром двора. Смысл содержания его произведения — идеальное общество, в котором соблюдаются справедливые законы. Интересно, что произведение сохранилось в трех вариантах. Но все они находятся за рубежом. Вариант, написанный уйгурским письмом, находится в Афганистане, в Герате. В 1870 году он был переведен венгерским ученым Вамбери и издан в латинской транскрипции. Арабский вариант, найденный в 1896 году, находится в Каире, столице Египта. Третий вариант был найден в 1913 году в Намангане, братском Узбекистане.
    «Кутты билик» состоит из двух ключевых слов: «Кут» -счастье, и «билик» — знание. В названии заключается идея счастья. Человек не должен забывать, что он гость в этом мире. Юсуф Баласагуни — не фанатик религии. Он «толстовец», живший на 800 лет раньше Л.Н. Толстого. Его основной принцип «Бог внутри нас».
    Махмуд Кашгари — автор «Дивани лугат ат-тюрк» (Словаря тюркских наречий), написанного в 1072—1083 годах. Это произведение является первой энциклопедией тюркской народной жизни, повествующей о жизни тюрков в XII веке. В книге более 400 пословиц и поговорок, сведения о различных племенах, исторических событиях, «Я описал только племена, а родовые деления оставил без внимания», — говорит великий правнук караханидского завоевателя Мавераннахра Богра-хана. «Эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, соджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, рад-жазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами».
    Аль-Фараби — автор около 160 трактатов, охватывающих различные отрасли науки. Родился в городе Отраре, похоронен в Дамаске. В трактате «Слово о классификации науки» аль-Фараби оставил свой завет современным ученым. «Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона, в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ».
    Омар Хайям написал научную работу… по математике. «Трудные вопросы арифметики» называется его труд. Внук Тамерлана Улугбек занимался астрономией. Задолго до европейских ученых он утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси. 37 лет управляя государством, он собирал ученых со всего света, поддерживал искусство и литературу.
    Предшественником Коперника и Галилея был Улугбек, трудами которого по астрономии пользовалась вся Европа. Ценнейшие труды по истории, археологии, календарю древних народов оставил Абу-Райхан Бируни. В высказываниях Абу Насыр аль-Фараби о происхождении человеческого общества те же мысли, что много столетий позже были изложены Ж.Ж. Руссо.
    Эпоху Золотой Орды можно назвать Золотым веком пера. Письменность тюрков обогатилась значительными произведениями литературы. «Хосров и Шырын», «Жусип и Зулейха», как и «Кодекс Куманикус», не утратили своего значения для современников.
    Русский ученый А. Левшин отметил, что казахи из различных вероисповеданий отдавали предпочтение мусульманской религии, но при этом они не отличались фанатизмом, свойственным другим мусульманам. Кожа Ахмет Яссауи (1093-1166), мыслитель и поэт, в «Книге мудрости» («Диуани хикмет») излагает основные правила ислама. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, ислам с тенгрианством. В народе говорят, что после 63 лет он добровольно ушел в подземелье, объясняя это следующим образом: «Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком». Жусипбек Аймаутов, исследовавший 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. Не будем спорить. Главное ведь — не в количестве прожитых лет, а в оставленных делах, что позволяют назвать его золотым человеком. Во всяком случае, для казахов он является святым.

    Похожие материалы:

    Золотой человек кургана Иссык

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *