Сочинение на тему зул

6 вариантов

  1. Персоналии
    Карма-бакши • Пагба-лама
    Сакья-пандита • Ёндонжамц Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Дамдинбазар Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат
    Учения
    Красная вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Чод
    Духовенство
    Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • Джанджа
    Хубилган • Хутухта • Шире?туй Хамбо • Гэбши • Гэлун • Цорджи
    Крупнейшие монастыри
    Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Манзушир Храм Чойджин-ламы • Шанх
    Хуралы
    Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хурал
    Культ
    Ма?ни • Итгэл • Микчжи?м
    Бурхан • Хадак • Обо? • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих
    Наступление праздника полагается в вечернее время, при восхождении созвездия Бэчи (плеяды). Молодые баньди… как только появится оно, тотчас же зажигают лампады и внутри своих юрт, и снаружи их, так что весь монастырь кажется залитым огнём от блеска горящих плошек… Внутренность сумэ на этот раз представляет также необычайный вид. Посреди кумирни трёмя усупами поднимается возвышение в виде стола. Наверху его поставляется всегда 108 лампад, на двух нижних уступах количество поставляемых лампад предоставляется усердию лам и последнее проявляется здесь во всей своей силе… Снаружи лампады расставляются по кровле кумирни, по земле вокруг кумиренных стен, в притворе кумирни, на крыльце и т.д. Помимо всего в кумирне на этот раз приготовляются в особенно большом виде и количестве обычно подносимые бурханам жертвы, а тахилыин шире[1] бывает просто засыпан цветами.[2]
    В день памяти Цонхавы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. В монастырях устраивают торжественные процессии, во время которых люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цонкапы.

    3. Празднование Зула-хурала в Калмыкии

    3.1. Прибавление года к возрасту

    Издревле в калмыцких семьях не отмечали дни рождения, был общий для всех праздник Зул, иначе называемый “Днём прибавления возраста у калмыцкого народа” (калм. Хальмг улсин нас авдг одр). В этот день все калмыки прибавляли к своему возрасту один год. Праздник Зул сравним с празнованием Нового года у православных.

    3.2. Семейный праздник

    Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал “нас авах” (продление жизни) проводился именно в семье. В канун праздника готовили угощение, пекли борцоки. Старшие в семье готовились к обряду. Из крутого теста делали две продолговатые формы в виде лодочек, в которых устанавливали приготовленные фитили по числу лет на каждого члена семьи, к которым прибавляли по одной или две соломинки сверху. Все это пропитывали топленым маслом. Когда на небе зажигались первые звезды, фитили поджигали. Все члены семьи ходили по кругу по часовой стрелке, молитвенно сложив руки, шепотом читали молитву Белой таре (в буддизме – божество долголетия). Эта традиция по сей день существует в калмыцких семьях. Затем вся семья усаживалась за праздничный стол, и произносились благопожелания, а также возжигались лампады.[3]

    3.3. Государственный праздник

    Согласно Закона Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-III-З “О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия” праздник Зул является национальным праздником Калмыкии.

    Примечания

  2. ЗУЛЛА НАСАН АВДГ        .
    «Зул» – хальмг улсин сэн байрта едр. Жцл болhн «Зул» болдг едр эдл болхш. Зэрмдэн «Зул» укр сарин суулэр болна, зэрмдэн бар сард болна. Иириндэн хальмг литэр хэлэж «Зул» болх едриг тоолад hарhна. «Зул» болдг сариг Зул cap гиж нерэднэ. Зул сарин херн тавнд «Зул» болдг учрта. «Зул» шин жил ирсиг медулнэ.
    Кезэнэ медэтэ улс иигж келдг бээсмн: Богд Зунква бурхн         торэд, деерэс бууж ирсн едриг Зул одр гиhэд, сэн байрта едрт тохрасн болдг. Бурхн нас авсн едрт цуг хальмг эмтн ик-бичкн уга дегц нег едр нас авдг болж.Цуг хальмг улсин hарсн едрнь Зул едр болж тоолгддг. Насн деерэн нежэд нас эн едр немж авцхана. Улгурнь: урднь хертэ кун херн негтэ болна, тэвтэ кун тэвн негтэ болна. Тер учрар «Зул» гидг сэн едрэн хальмг улс икэр кулэж, байртаhар темдглж, сергмжтэhэр давулна.
    «Зулын» емн белдвр сээнэр кенэ: хуучн жилин кириг шин жилд орулдго болжана, тиигэд кир-хуран yhax кергтэ, гер дотркан уhаж арчх кергтэ, шин хувц уйж авх кергтэ, яhад гихлэ «Зул» едр хальмг улс кеердмн. Боорцг емн асхнднь кеж авх кергтэ, кецшун унр hарhдмн. Боорцгар дееж бэрдмн, эрк биш йерэдмн.
    Эн байрта едртэн нерэдэд тос, шикр-балта хулдж авдмн.
    Шикр-балтаhар дееж бас бэрх кергтэ. Шутэнэ емн тэвсн Ьурвн целвг деер цеекн шикр-балта тэвдмн.
    Кезэнэ болхла нас авх едртэн нерэдэд, малын эм hарhдг бээж.
    Эрк биш хе алдг бээж. Олн ход дундас тарhн, чинэтэ хе шууж авад, алад, махинь серу авхулад царцадг бээж. Тер цагт махна амтн ясрад оддг. «Зул» едр махан чанад, салаhарн тос hоожулад, идэд, амр-тавар бээж, насан авч, байрта едрэн давулдг бээсмн.
    «Зул» орун герин эзн куукд кун эрт босад, hал шатаhад, хээсэн нерэд, хальмг цээhэн зандрулж чанад, зул оргэд, дееж бэрх йоста.
    Дэкэд шутэнэ oмн зул тавлна, мергнэ. Цуhар ерк-булэрн ширэ эргж сууhад, байрин цээhэн уух йоста. «Зул» одр ширэ деер хот- невчк элэдэр тэвдмн: эмтэхн, зандрсн, канкнсн хальмг цэ, юсн, махн, шикр-балта, боорцг болн нань чигн эмтэхн хот бээх зовтэ. Эн цээhэн уучкад, дэкэд цэ чандмн. «Зул» одр элгн-садан, ур-онгэн, медэтэ улсан дуудж, цэ егэд гиичлдмн. hалд эркин – турун дусал цацдмн. Эн одр элвг-делвгэр эмтэн гиичлхлэ, далд  йовсн эмтн идсн-уусн болдг. Иржэх жил байрта-бахта болдг.
    Зул» одр эврэн бас цээд йовдмн. Оден гертэн белг авч оддмн: медэтэ улст зать белглдмн, бичкдудт шикр-балта, боорцг егдмн. Эн одр куунэс юм хармндмн биш.
    Зул» асхн насна зул бэрдмн. Хатуhар элдсн hуйрар насна цогц, йисн hолын цегц кеж авх кергтэ. Зулын hолынь йеркгэр кедмн. Йеркгиг аржани овсэр кедмн. Иим овсиг ик урдаснь кеер, теегт hарад, тууж авад, хагсаж белдх кергтэ. Хагсасн овснэсн насна hол (йоркг) белдж авх кергтэ. Аржанк евснэ му-сээhинь хаяд, йилhэд, хальсинь молтлэд, дервн хурhарн кемжэлэд белддмн. Йоркгд уй орулдмн биш. Кун болhна насна тооhар йоркг тоолж авад, деернь хойр-hурвн йоркг немэд, хамднь бэрэд, деерк узуринь ковнгэр hурв дэкж орах кергтэ. Йоркг оралhиг медэтэ улсин насна hолас эклж белддмн. Дарунь наадкcиннь насна hoл (йоркг) орана. Зулын hол hурвн давхр хувцта болдг. Хувцн гиcн эн ковнг. Ковнгиг урх кергтэ, тер цагт нимгрдг.
    Насна цегцд турулэд аав-ээжин насна hол тэвдг, дарунь эц- экин насна hол тэвгддг. Дарунь урн-садна, ачнр-жичнрин насна hол зерглулж тэвдг, нег-негнднь шахад, заг угаhар тэвх кергтэ.Орк-булд олн кун бээхлэ, насна цегц утулн болх зевтэ, бээдлэрн бичкн онhцла эдл болна. Насна hолмудын деерк yзyрмудинь хээлсн тосар норhaд, чимкэд оркдмн, эс гиж герл огч болшго.
    Бурулин гегэн тасрад, зевэр харнhу болхла, тенгрт одд hарх- ла, тер насна цегцэн шутэнэ емн ширэ деер тэвэд, герл огдмн ( хустг шатаhад, насна hолын узурмудт кургдмн). Тер саамла цуhар тавлсн насна зулдан гекж моргэд, насан авдг. Гекж моргсн саамлаhан зальврдмн. Тер цагт иим угмуд келдмн: «Авчах насн олзэтэ, цаhан хаалhта болтха!»
    Насна зулан бэрсн цагт, кемр ковун гертэн уга болхла, эцкнь терунэ ормд моргэд, насинь авдмн, куукн гертэн уга болхла, экнь мергдмн. Герл егснэ хеен насна зулыг бектлнь кендэдмн биш. Бийнь бекхлэ, тиигэд хураж авдмн. Кун болhнд нерэдж тэвсн hолнь цуhар дегц бекдмн биш. Тернь тер уга болдг, зовхмн биш. Улдсн hолмудынь арhул, умc унhалго авч хаяд, Ьуйринь элдэд, таавад шарад идчкдмн. Орк-бул дотран хуваж иддмн. Куунэ куунд егдмн биш.
    Невчк дарунь бээжэhэд, йосндан hаза харнhурхла, уудэр йиснэ hол hарhдмн. Элдсн hуйрар бас бичкн цегц кеhэд, дорнь шовhр модар бэрдг иш кеhэд, цегц дотрнь узурнь кевнгэр оралhата йисн hол батрулад, кевнгтэ узуринь шар тосар норhад чимкчкэд, герл егдмн. Дарунь уудэн арhул секэд, уудэр герл егcн цегцэн барун hарарн hарhдмн. Эн тоотыг эк, эс гиж ээж куцэх йоста. Толhа деерэн бээсн махлаhан, эс гиж альчуран авдмн. Барун евдгэн hазрт кургэд, сегдж суудмн. Йиснэ hолыг бектлнь бэрх кергтэ. Бектлнь зальврад бээдмн. Бекснэ хеен йиснэ hолас шатад улдсинь арhул авад хайдмн. hуйринь насна цегцлэ хамднь элдэд, шарад, идчкдг йоста.
    Иигж хальмг улс Зулан кеж, жилд нег дэкж, нег одр хамдан дегц насан авна. Яhад гихлэ эн едр Зунква бурхн нас авсмн. Тиигэд эн едриг хальмг улс ончтаhар темдглэд, эн едр цуhар нас авдг болcмн. Насан авен едр цуhар нег-негэн йерэх кергтэ:
    Йерэл
    Жил болhн «Зулан» кеж,
    Насан авч, сэн-сээхн бээж,
    Авсн насн елзэтэ цаhан хаалhта болж,
    Насан авcн бидн цуhар Гем-зовлц уга бээж,
    Бат кишгтэ болж,
    Кен икчудиннь наcнд курч,
    Седкл тавар амрч-жирhж бээцхэй!
    «Зул» асхн цуг кергэн куцэчкэд, хальмг улс байрин нээрэн кедг болжана. Хотна захин герт хурад, домбр цокад, дууhан дуу- лад, бийэн сергэдг бээж- Байрин едриг байртаhар давулдг учрта. Эн нас авчах едр болжана. Нас авна гидг – ончта йовдл. Хальмг улст жилд нег дэкж тиим йовдл болдг. «Зул» едр юмн элвг-делвг болхла, жилин туршарт, ирх «Зул» куртл йорнь сэн болдг.
    Турх-зовх юмн узгддго болжана. Цуhараннь седкл таварн бээдг.
    Цуhар жил болhн «Зулан» кеж, насан авч, амрч-жирhж, нег- негэн байрлулж, эн сээхн орчлнгд амулд менд бээцхэй!
    Бас иим нег йерэл:
    Хуучн насн бат болж,
    Шин насн елзэтэ болж,
    Эн наснд му юмнь цааран хэлэж,
    Сэнь нааран эргж,
    Кезэ чигн мадна тиньгр бээж,
    Менд-амулд бээх болый!
    Хамг эмтн цуhар осж-оргжж,
    ут нас наслж,
    Оньдин дорвн цагт
    Орчлнгин жирhлд
    Багтж йовтха!
    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НАЦИИ
    Праздник Зул наступает в первых числах первого месяца зимы, поэтому и месяц называется Зул Сар. Дни празднования Зул не приходятся день в день, как скажем, Новый год или День 8 марта, потому что этот праздник исчисляется по другому календарю, а именно лунному. Так вот, по лунному календарю Зул приходится на 25 число месяца Зул.
    У нашего народа существует легенда, повествующая о том, что 25-го числа месяца Зул родился бог Богд Зунква. Он много работал над учением Будды и создал религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах, поэтому день рождения Богдо Зунквы и считается днем рождения всех калмыков. Так повелось издавна, что днем рождения калмыцкого народа является Зул. Именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год, причем все одновременно. Такова традиция. Она живет с незапамятных времен, и не нам ее менять.
    Праздник Зул у калмыков принято встречать в чистоте и об-новках. Поэтому накануне праздника надо произвести генераль-ную уборку в доме, перестирать грязные вещи.
    Зул знаменует наступление нового года. А Новый год, согласно поверью, надо встречать, не оставляя в доме ничего грязного, чтобы с этой грязью осталось в прошлом все плохое, что преследовало вас в уходящем году.
    По традиции накануне Зул калмыки жарят в масле борцоки, чтобы дом наполнился вкусными запахами печеного (коншун унр). Вечером этого же дня надо поставить «дееж» перед иконой, а именно – борцоки и сладости.
    Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник и, налив из кастрюли первую пиалу, ставит дееж, зажигает лампадку и молится, перебирая четки. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе все должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. То есть, если стол будет бедным, то хозяевам весь год предстоит перебиваться кое-как, а если стол будет богатым, то на весь год в доме поселится благополучие. Что традиционно калмыки выставляли на праздничный стол? Конечно же, традиционные продукты, в первую очередь: масло, чай, мясо, борцоки, сладости.
    В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей: родственников, соседей, знакомых. И самим сходить в гости. Такова традиция гостеприимного кал-мыцкого народа. К слову, в гости ходят не с пустыми руками, а несут с собой гостинцы: конфеты, борцоки, мускатный орех…
    Раньше в праздник Зул забивали живность, варили свежее мясо, ставили дееж из мясного блюда.
    В день Зул следует непременно отдать дань уважения родителям, просто пожилым людям: угостить их от души, сделать им подарки. Подарки могут быть недорогими, например, в виде конфет, пачки чая, пачки масла, мускатного ореха.
    Если на столе присутствует водка, то, открыв ее, следует брызнуть в огонь (цацл цацх).
    Вечером этого же дня проводится особый ритуал: с наступлением темноты, когда на небе появляются звезды, зажигается возрастная лампадка, которая известна также под названием – ладья жизни. Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются пучки из стебля травы под названием ржанец. Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти пучки положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ржанца, сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1 -2 травинки для продления жизни на 1-2 года. Аккуратно собрав в пучок  (нарезанные размером, примерно, со спичку) стебли ржанца, при этом верхняя часть стебля должна быть направлена именно вверх, надо осторожно обмотать верхнюю часть пучка тонким слоем ваты. Всего делается три слоя. Затем верхний конец пучка пропитывается топленым маслом. Все пучки следует приготовить заранее, чтобы они без проблем встали в приготовленную ладью. Когда ладья жизни готова, эту сложную лампадку нужно зажечь
    (начиная с левой стороны, то есть с той стороны, где расположены ритуальные года (йоркг) старших членов семьи), и всем членам семьи поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом – мани – падме – хум». Если в момент возжигания лампадки кого-то из членов семьи нет дома, то за него должен помолиться кто-то из присутствующих членов семьи: за сына – отец, за дочь мать. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. Нельзя забывать о том, что насна зул (возрастная лампадка) должна догореть сама, ее ни в коем случае нельзя тушить.
    После совершения этого ритуала следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ржанца из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисня гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет (лампадка горит недолго). Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.
    Наконец, все положенные для праздника Зул ритуалы исполнены. Наступал вечер – время веселья. Все хотонцы собирались в одной из кибиток и праздновали общий день рождения. Звенела добра, звучали песни, искрометные пляски сменяли одна другую. Все были красиво одеты, каждый в новом наряде, сшитом специально для дня Зул или в любимом платье, вынутом для столь торжественного дня из сундука. И, конечно, стояли на столе угощения, самые любимые и самые вкусные блюда из калмыцкой национальной кухни.

  3. Найдите строки где действие былины замедляется описание становится подробным детали укрупняются с помощью повтора и других специальных приемов например да у той ли у березы у покляпыя
    И в устной, и в письменной речи важно соблюдать морфологические нормы. Выберите правильный вариант. В комнате, где окно занавешено белым тюлем, а на стене хрустальное бра, н ам подавали вкусное спагетти, а потом каждый получил по два шоколадных трюфеля, нежный безе и оригинальный крем-брюле.
    В комнате, где окно занавешено белой тюлью, а на стене хрустальное бра, нам подавали вкусные спагетти, а потом каждый получил по два шоколадных трюфеля, нежное безе и оригинальный крем-брюле.
    В комнате, где окно занавешено белым тюлем, а на стене хрустальный бра, нам подавали вкусные спагетти, а потом каждый получил по два шоколадные трюфеля, нежное безе и оригинальный крем-брюле.
    В комнате, где окно занавешено белым тюлем, а на стене хрустальная бра, нам подавали вкусные спагетти, а потом каждый получил по два шоколадных трюфеля, нежный безе и оригинальный крем-брюле.
    В комнате, где окно занавешено белой тюлью, а на стене хрустальное бра, нам подавали вкусное спагетти, а потом каждый получил по две шоколадные трюфели, нежное безе и оригинальный крем-брюле.
    В комнате, где окно занавешено белым тюлем, а на стене хрустальное бра, нам подавали вкусные спагетти, а потом каждый получил по два шоколадных трюфеля, нежное безе и оригинальное крем-брюле.
    ОТВЕТИТЬ
    Размещение Китая? И дайте характеристику хозяйственной деятельности населения Китая. Заранее спасибо)
    Придумай5 примеров на сложение смешанных чисел
    Помогите пожалуйста решить пример! 25*8-4*90+2*(424+26)=
    Представьте десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых а)2,46 б)0,738 в)1,4573
    Решите уравнение 5у4 – 9у2 – 2 = 0
    При нагревании поваренной соли с концентрированной H2SO4 получили 224г HCL (н.у.) сколько соли вступило в реакцию.
    Треугольник ABC равнобедренный – с основание АС. Найдите площадь тре-ка, если медиана ВМ-10см а боковая сторона 26 см!
    Переведите Адам бойындаыны брі: келбеті де, киімі де, жан дниесі де, ойы да демі болуа тиіс .мен кркі мен киіміне арасам, кз сйсіндіріп, бас айналдыратын адамдарды жиі кремін. п- демі сырты абыты ішіндегі жанны ап- ара болатыны сонша, оны ештеемен жуып кетіре алмайсы до 7.10

  4. МКОУ “АлцынхутинСОШ им.Г.О.Рокчинского”
    Зулд нер?дсн байр
    2класс
    Подготовила: Лиджиева М.И.
    п. Алцынхута, 2015г
    К?цл: к??кдт зулын ?мн  ямаран белдвр  болдгнь, зулан я?? кедгнь медрл ?гх.
    Д??цл:
    Багш:  Мендвт, к?ндт? гиичнр болн сур?ульчнр! Хальмг улсин Зулла би тадниг й?р???н?в.
    Дети преподносят  старшим гостям чай
    Хальмг ц? – священный напиток калмыков,  которые  окропляют чаем четыре стороны света и произносят йор?ли:
    Очиров Анир:
    “Хальмг ц?”
    Хальмг ?ст? ц?.                              ?ст? хальмг ц?
    Хотын ?мн уугдна.                         ?лг?р бол? уугдна.
    Й?р?л ц????р т?вгдн?,                    ?р?н босн хальмг
    Йорта хаал? заагдна.                       ?рл? ц????н ууна.
    -Мана ц? бас му биш.Хальмг ?ст? ц?,хотын ?мн уугдна.Й?р?л ц????р т?вгдн?,йорта хаал? заагдна.
    Эрдниев Аюка:
    Улан ц? зандр?,
    Уухин дее? бол?,
    Уусн маднд аршан бол?,
    Ут нас,бат кишг
    Деедс заях болтха.
    Цу?ар:Тиигтх?! Й?р?л ши?гртх?!
    Багш:   Зул улан залатан ик темдгт? н?р. Эн ?дрл? цуг улан залат – хальмгуд нас авдг. Т?р?л?д кеер?с ца?ан ?вс тасл? авч ир?д, хагса?ад, зулын ?олан бел кегдмн. Хар ?уйрар о??ц ке??д, белдчк?д, ?рк-б?лин к?н бол?на насна тоод не??д ?ол нем?д, салу-салу к?в?г?р багл? ора?ад, тус-тустнь о??цин йоралд угл? т?вдмн. Зул асхнь зулан ?рг?д, цу?ар м?рг?д, насан авдг.
    Зул ?р?н ц? чанад, урдаснь белдсн кампадь, боорцган ?ар?? дее? ?рг?д, ?мт дууд?, насан й?р?л?дмн. Мед?тнр ир?д: « Х?н  ?ил ?арч, М?чн  ?ил ор?…», – ги??д й?р?л?н т?в?д, к??кдин нас й?р???д ца?ан- улан м??г?р, эс ги? шикр-балта?ар белг ?гн?. Тииг?д гер?с гер?р од? авсн насан й?р?дг йоста б??смн. Зул йир байрта – бахта?ар н??рлдг бил?.
    (Бичкд?д й?р?л келн?)
    Болдырева Деля:   Зулдан герл ?гч???д т?вдг й?р?л.
    Зулдан герл ?гч,
    Насн-?ил?н утдул?,
    Хуучн насн бат бол?,
    Шин насн ?лз?т? бол?,
    ?ил бол?н байрта?ар зулан ке?,
    Цуг ?мтн амул?-менд б??хиг
    Олн деедс бурхнд ?рш?х болтха.
    Дубровина Диана:
    Зун ?илин
    Зул шата?,
    Зун н??м насл?
    Амул? эдлтн
    Бадмаева Амуля:
    Ц? шингн болвчн, ид?н? дееж!
    Цаасн нимгн болвчн номин к?лгн
    Буур жил hарч, ботхн жил орж
    Авсн жил наснтн, олз?т? болтха.
    Кектышева Саша:
    Хуучн насн бат болж,
    Шин насн олз?т? болж,
    Жил болhн хаhцж
    Эсргнд?н ??н?с байртаhар Зулан кеж,
    Амулн эдлхитн Деедс бурхд ?рш?тх?!
    Н??рлгч:   К??кд, эндр ямаран хальмг улсин с?н ?др?
    Бичкд?д:  Эндр Зул.
    Н??рлгч:  Зул – гисн юмб?
    Бичкд?д:  Зул – хальмг улсин с?н ?др. Нас авдг ?др.
    Н??рлгч:  Ода ямаран ?ил?
    Бичкд?д:  Х?н ?ил.
    (К?г?мин айсар Х?н ?ил орна).
    Х?н ?ил: Мендвт, бичкд?д! Тана дуу?итн со?сад, би тадн тал ад?ад ирв, ямаран с??хн дун, йир с??н?р дуулвт. Ода болхла нег бичкн мар?а давулхм.
    1 даал?вр. ?лг?рм?дт хойрдгч ??гинь нем?  келтн:
    1.  Хоома к?н……….
    2. Сур?уль уга к?н……
    3.  К?н ахта……………
    4. ?ар к?ндрхл?………
    5.  Мал асрхла……….
    6. Алтн шорад……….
    7. Сур?уль-ухани……
    8.  Нур дунд-ну?сн с??хн,
    Нутг дунд……………
    2 даал?вр:   Викторин
    1»Зул» гисн ?г орчултн?  (лампадка).
    2.Зул –ямаран байр?
    (  Зул-хальмгудын нас авдг ?др. Зул-хальмг улсин Шин ?ил.)
    3.Зулын байр хальмгуд кез? темдглн??  ( ?кр сарин 25.)
    4.Зулын ?мн ямаран белдвр кен??  (Гер?н цеврлн?,зулын ?ол белдн?.боорцгуд кен?.)
    5. Ямаран ?вс?р,я?? зулын ?ол кен??  (Ца?ан ?вс?р ?ол кен?. ?всиг д?рвн хур?нд к?рг?д ху?лна.?ол к?в?г?р орана).
    3- даал?вр:   Т??лврт? туульс
    1.
    Ца?ан ца?ан эрв?к?с,
    Цааран-нааран нислдн?,
    Альхн деер буна,
    Усн болад х?врн?. (Цасн).
    2.   Деер ца?ан, дор ца?ан,
    Цасн, цасн ц????д ор?ана,
    Кез? тиим болна? (?вл?р).
    3. Герин ?аза ова цасн (эрг).
    4.  Ца?ан ишк? тег б?рк? (цасн).
    5.  «Но» – гихл? йовхш,
    «Тр-р» – гихл? зогсхш (цан).
    Н??рлгч: Х?н ?ил,  негдгч классин сур?ульчнр  танд ш?лг?д, й?р?л белгл??н?.
    1-гч классин сур?ульчнр
    Х?н ?ил: Би байрл?анав, к??кд, х?рх цаг ирв. С?н б??тн!
    (??д цоксн ? со?сгдна)
    Н??рлгч: К??кд, ода кен ??д цокчана?
    Бичкд?д: ?илин эзн.
    М?чн  ?ил: Мендвт, бичкд?д! Би юмб?
    Бичкд?д: М?чн.
    Н??рлгч: Чик, к??кд, ода хальмг лит?р м?чн ?ил ор?ана. Мана бичкд?д м?чн ?илд белг?н белдв: ш?лг, дуд, й?р?л. Ода к??кд ш?лг?д келх.
    Саша Санжеев:
    Не, х?н жил давв
    М?чн жил оржана,
    Бурхн шажна нилч?р
    Буйн кишг делгртх?!
    Бамбаева Амуля:
    Буур жил hарв,
    Ботхн жил орв,
    Б??сн hазр усндан
    Буйн кишг?н эдлия!
    Гаряев Бадма:
    hолта овс?н керчж
    hарсн жил?н тоолж,
    Гер герт?н орж
    Гиичин тоовр эклия!
    2-гч ,4-гч классин дуд
    Босхмджиева Алтн:
    Авсн наснтн ?лз?т? болтха!
    Ут наста, бат кишгт? болтн!
    ?рк-б?л?рн ?нр-?скл? болтн!
    Деед бурхд ?рш?тх?!

  5. 19.12.2011 17:45
    Зул — один из самых главных и любимых национальных праздников. Отмечается 25 числа 10 лунного месяца по лунному календарю.
    Праздник Зул у калмыков принято встречать в чистоте и обновках. Поэтому накануне праздника надо произвести генеральную уборку в доме, перестирать грязные вещи. Зул знаменует наступление нового года. А Новый год, согласно поверью, надо встречать, не оставляя в доме ничего грязного, чтобы с этой грязью осталось в прошлом все плохое, что преследовало вас в уходящем году.
    По традиции накануне праздника калмыки готовят борцоки, чтобы дом наполнился вкусными запахами жареного (коншун унр). Вечером этого же дня надо поставить «дееж» перед иконой, а именно – борцоки и сладости.
    Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник и, налив из кастрюли первую пиалу, ставит дееж, зажигает лампадку и молится, перебирая четки. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе все должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. То есть, если стол будет бедным, то хозяевам весь год предстоит перебиваться кое-как, а если стол будет богатым, то на весь год в доме поселится благополучие. Что традиционно калмыки выставляли на праздничный стол? Конечно же, традиционные продукты, и первую очередь: масло, чай, мясо, борцоки, сладости.
    В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей: родственников, соседей, знакомых. И самим сходить в гости. Такова традиция гостеприимного калмыцкого народа. К слову, в гости ходят не с пустыми руками, а несут с собой гостинцы: конфеты, борцоки, мускатный орех…
    Раньше в Зул забивали живность, варили свежее мясо, ставили дееж из мясного блюда.  В день праздника следует непременно отдать дань уважения родителям, просто пожилым людям: угостить их от души, сделать им подарки. Подарки могут быть недорогими, например, в виде конфет, пачки чая, пачки масла, мускатного ореха. Если на столе присутствует водка, то, открыв ее, следует брызнуть в огонь (цацл цацх).
    Вечером этого же дня проводится особый ритуал: с наступлением темноты, когда на небе появляются звезды, зажигается возрастная лампадка, которая известна также под названием – ладья жизни. Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются пучки из стебля дикой ржи или пшеницы – «цаган овсн». Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти пучки положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ржанца, сколько лет человеку которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни на 1-2 года (допустим, если вам 24 года, нужно приготовить 25 стеблей, если 25, то 27, число не должно быть четным). Аккуратно собрав в пучок (нарезаннные размером, примерно, со спичку) стебли ржанца, при этом верхняя часть стебля должна быть направлена именно вверх, надо осторожно обмотать верхнюю часть пучка тонким слоем ваты. Всего делается три слоя. Затем верхний конец пучка пропитывается топленым маслом. Все пучки следует приготовить заранее, чтобы они без проблем встали в приготовленную ладью. Когда ладья жизни готова, эту сложную лампадку нужно зажечь ( начиная с левой стороны, то есть с той стороны, где расположены ритуальные года (йоркг) старших членов семьи ), и всем членам семьи поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом – мани – падме – хум». Если в момент возжигания лампадки кого-то из членов семьи нет дома, то за него должен помолиться кто-то из присутствующих членов семьи: за сына – отец, за дочь мать. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. Нельзя забывать о том, что насна зул (возрастная лампадка) должна догореть сама, ее ни в коем случае нельзя тушить.
    После совершения этого ритуала следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ржанца из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисня гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет (лампадка горит недолго). Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.
    Наконец, все положенные для праздника Зул ритуалы исполнены. Наступал вечер – время веселья. Все хотонцы собирались в одной из кибиток и праздновали общий день рождения. Звенела добра, звучали песни, искрометные пляски сменяли одна другую. Все были красиво одеты, каждый в новом наряде, сшитом специально для дня Зул или в любимом платье, вынутом для столь торжественного дня из сундука. И, конечно, стояли на столе угощения, самые любимые и самые вкусные блюда из калмыцкой национальной кухни.
    Put this script tag to the of your page

  6. МКОУ  «Городовиковская  СОШ № 4 им. Б.Б. Городовикова»
    Сценарий  внеклассного  мероприятия,
    «Зул – праздник Нового года»
    ( «Зул – насан авдг ?др»)
    Подготовила и провела: учитель
    калмыцкого языка и литературы
    Цакирова Нура Намжиловна
    г.  Городовиковск, 2015
    Вед. 1: Хальмг улс  ?ил бол?н хальмг лит?р ?кр сарин 25-д( х?рн тавнд) Зулын н?р темдглн?. Эн с?н ?др ?урвн чинр з????н?. Негдв?р, Зу?ква Гег?н ?нн? ?азрт ор? одсн ?др бол?ана. Хойрдвар болхла, нас авдг ?др. ?урвдвар, хуучн ?ил ?арч, шин ?илиг тос?ах ?др.
    Вед. 2: Праздник Зул наступает в первых числах первого месяца зимы, поэтому и месяц называется Зул Сар. По древней легенде именно на Зул родился Богдо Зунква. Он создал религиозные трактаты, по которым шли службы в калмыцких хурулах. Ввиду особой значимости Богдо Зунква для нашего народа его день рождения считается днем рождения всех калмыков. Такова религиозная трактовка праздника.
    Вед. 1: «Зул» шар ша?нд ш?тдг улсин с?н ?др. Эн ?дрт эрт?снь белдн?. К??кд улс урдаснь ца?ан овс цуглулад, хагса?ад бел кен?. Ца?ан ?вс?р зулын болн насна зулын ?олынь  кен?. Зулын ?ол кехл?рн, утдан д?рвн хур?н д??г? ца?ан ?вс керч? авна.
    Вед. 2: К празднику «Зул» калмыки готовились заранее. Хозяйки дома собирали стебли ковыля и засушивали. Затем их обчищали и нарезали из них палочки размером со спичку.
    Чтецы: 1.Шин ?ил?н й?р???д  Шилт? тосан белдн?
    Зул ?др ирхл?г,  Зулан ?рг?д м?ргн?.
    2. Нарни герл тустха,  Ниит? с??хн ?ир?ия
    Сарин герл тустха,  С??хн менд йовия.
    3. Лу ?ил ?арад  Мо?а ?ил ор?ана
    Б??сн ?азр – усндан  Буйн кишг?н эдлия.
    4.?олта ?вс?н керч?  ?ар?сн керг?н тоол? ,
    Гер – герт?н ор?  Гиичин тоовр эклия
    5.?рк-б?л бол?н   ?вчн уга   б???ия
    ?сч йовх ба?чудтан  ?вкнрин з??р?н ?лд?й-а.
    Вед. 1: Зул ?дрин ?р?н эрт босад, ц???ан чанад, дее? б?р?д, зулан ?ргн?.Цацл цацад, ?алд тос – хор? хаяд, к??ш? ?нр ?ар?на.?рк-б?л?рн суу?ад, зулын ц????н й?р???д уухларн, хамгин т?р?нд к?гшн к??нд, д?к?д герин эзн залуд, к??кд к?н бийд?н, к??кдт?н ц? ке? ?гн?. Герин эзн залу уга болхла, к??кд к?н залу?иннь киилгин ханцар цацл цацна. Ц??д иим й?р?л  т?вдмн:
    Чтец: Ц???ин й?р?л  «Ц? ши?гн болвчн – ид?н? дее?
    Цаасн нимгн болвчн – номин к?лгн болдг.
    Буур ?ил ?арч, ботхн ?ил ор?
    Авсн ?ил насмдн ?лз?т? бол?,
    ?мнк х??тк?сн с?н бол?
    Цуг ?мтн амул? эдлх болтха!
    Вед 2: Праздник Зул у калмыков принято встречать в чистоте и обновках. Поэтому накануне праздника надо произвести генеральную уборку в доме, перестирать грязные вещи. Зул знаменует наступление нового года. А Новый год, согласно поверью, надо встречать, не оставляя в доме ничего грязного, чтобы с этой грязью осталось в прошлом все плохое, что преследовало вас в уходящем году.
    По традиции накануне праздника калмыки готовят борцоки, чтобы дом наполнился вкусными запахами жареного (к??шюн унр). Вечером надо поставить «дееж» перед иконой, а именно – борцоки и сладости.
    Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник и, налив из кастрюли первую пиалу, ставит дееж, зажигает лампадку и молится, перебирая четки. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе все должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. То есть, если стол будет бедным, то хозяевам весь год предстоит перебиваться кое-как, а если стол будет богатым, то на весь год в доме поселится благополучие. Что традиционно калмыки выставляли на праздничный стол? Конечно же, традиционные продукты, и в первую очередь: масло, чай, мясо, борцоки, сладости.
    Песня  «Зулан угтий»
    Вед 1: Зул ?дрл? к?гшд?н к?ндл?д, элгн – садндан гиичл? оддмн. Гер-герт?н орлцад, Зулын ц????н уу?ад, насан й?р?л?н?.
    Вед. 2: В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей: родственников, соседей, знакомых. И самим сходить в гости. Такова традиция гостеприимного калмыцкого народа. К слову, в гости ходят не с пустыми руками, а несут с собой гостинцы: конфеты, борцоки, мускатный орех…
    Раньше в Зул забивали живность, варили свежее мясо, ставили дееж из мясного блюда.  В день праздника следует непременно отдать дань уважения родителям, просто пожилым людям: угостить их от души, сделать им подарки. Подарки могут быть недорогими, например, в виде конфет, пачки чая, пачки масла, мускатного ореха. Если на столе присутствует водка, то, открыв ее, следует брызнуть в огонь (цацл цацх).  И обязательно говорили «й?рялы, т.е. благопожелания:
    Чтец:      О, х??рхн / Ид?н-чиг?н элвг бол?  /  Иньг амрг олн бол?
    К?к те?гр деер це?крт?, / К?рст? ?азр дор к?кр?,
    К?кргч к?к те?грт?н, / К?к м??гн о?тр?удан
    Халун уурта ц????рн / Цацл цац?анав. / О, х??рхн!
    Вед 1:  Асхн к?ц?дг керг ??л.     Асхн болхла,  герин эзн к??кд к?н насна зулын ?ол белдн?. К?н бол?нд насна тоо?ар, д?к?д деернь нег ?ол ?л? немн?.?олан бел ке? авчкад, к?н бол?нд салу – салуднь эвт?кн?р к?в?г?р орана. Т?р?л?д герин эзнд, дарунь к??кд к?н бийд?н болн к??кдт?н. Эн авъясин учрнь иим: авсн насн деер д?к?д бурхнас нас сур?ах учр. ?уйрар о??ц дурал?ад кен?. Эн о??цд к?н бол?нд нер?дсн ?олмуд хатхад т?вн?.Йисн ?олын о??ц бас ке??д, йисн ?олыг хамднь к?в?г?р орана. Асхн те?грин одн к?цсн цагт зулан ?ргн?. Тер цагт ?рк-б?л?рн цу?ар герт?н б??н?, ?ргсн зулд цу?ар м?ргн?. ?урв д?к? бурхнас ?дс авад, дотран зальврна: «Авсн насмдн ?лз?т? ца?ан хаал?та болтха» – ги??д.
    Вед 2:  Вечером этого же дня проводится особый ритуал: с наступлением темноты, когда на небе появляются звезды, зажигается возрастная лампадка, которая известна также под названием – ладья жизни. Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются пучки из стебля дикой ржи, ковыля, или пшеницы – «цаган ?всн». Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти пучки положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ржанца, сколько лет человеку которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни на 1-2 года (допустим, если вам 24 года, нужно приготовить 25 стеблей, если 25, то 27, число не должно быть четным).
    Аккуратно собрав в пучок  стебли ржанца, при этом верхняя часть стебля должна быть направлена именно вверх, надо осторожно обмотать верхнюю часть пучка тонким слоем ваты. Всего делается три слоя. Затем верхний конец пучка пропитывается топленым маслом. Все пучки следует приготовить заранее, чтобы они без проблем встали в приготовленную ладью. Когда ладья жизни готова, эту сложную лампадку нужно зажечь ( начиная с левой стороны, то есть с той стороны, где расположены ритуальные года (йоркг) старших членов семьи ), и всем членам семьи поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом – мани – падме – хум». Если в момент возжигания лампадки кого-то из членов семьи нет дома, то за него должен помолиться кто-то из присутствующих членов семьи: за сына – отец, за дочь мать. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. Нельзя забывать о том, что насна зул (возрастная лампадка) должна догореть сама, ее ни в коем случае нельзя тушить.
    Песня «Зул ирвя»
    Вед 1: Насна зулан ?рг?д м?ргсн? х??н йисн ?олан ?ргн?. Герин эзн к??кд к?н
    йисн ?олыг дораснь моднд хатхад, эс ги? е?гд т?в?д, барун ?артан авад, барун к?л?рн ??д алхад зогсча?ад, зулан тол?а деер?н з?в эрг?л?д, ииг? келдг:
    чтец:   «Ом –маани – падме хум,  Окн те?гр ?з??н?т, ?з??н?т,
    Зулан ке??н?видн.  Цу?ар ?рк-б?л?рн менд б????д,
    ?рк?рн йисн ?олан ?ар??анавидн.
    Йисн  ?ол б?кхл?, ?лдлинь ?алд хайна. Насна ?олын о??ц ?алд булад, шарад, ?рк-б?л?рн аршална. Цу?араднь ц? ке??д, авсн насан й?р?н?. К?гш? эс ги? насарн хамгин ах к?н насна болн зулын й?р?л т?вн?.
    Чтец:    Зулдан герл ?гч,   Насн ?ил?н утдул?
    Хуучн насн бат бол?,   Шин насн ?лз?т? бол?,
    ?ил бол?н байрта?ар Зулан ке?
    Цуг ?мтн амул? менд б??хиг
    Олн Деедс бурхд ?рш?х болтха!
    Вед 2:  После совершения  ритуала продления возраста следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ржанца из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет (лампадка горит недолго). Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.
    Чтецы: 1) Зул ?ргх цагт  Заячта хамгнь сангдна
    Заяни ачта аав-ээ?нрт?н, Зулдан м?рг? зальврий.
    2)Т?грг шар нарн  Тол?а деер мандлтха
    Хурл – с?м?н тосх?   Хамг ?мтн ?ир?тх?!
    3)У, с??хн теегмдн   Ур?мл, ур?цар кеертх?,
    Уух булгин усмдн   Оньдинд цевр б??тх?!
    Вед. 2: Наконец, все положенные для праздника Зул ритуалы исполнены. Наступал вечер – время веселья. Все хотонцы собирались в одной из кибиток и праздновали общий день рождения. Звенела добра, звучали песни, искрометные пляски сменяли одна другую. Все были красиво одеты, каждый в новом наряде, сшитом специально для дня Зул или в любимом платье, вынутом для столь торжественного дня из сундука. И, конечно, стояли на столе угощения, самые любимые и самые вкусные блюда из калмыцкой национальной кухни.
    Песня «Зул сар»
    Вед. 1: Зул давад, тав хонад, сарин нег шин?с авн ?урвн к?ртл ?илин Нойн, ?илин Эзн гидг с?н ?др темдглгдн?. Эн ?урвн ?др ?илин Нойн н??? йовх ?др бол?ана. Т?р?н ?дртнь ?илин Нойна цахрнь н??? йовна, хойрдгч ?дртнь ?илин Нойн н??? йовна, ?урвдгч ?дртнь болхла хош-хорань, малнь н??? йовна. ?илин Нойниг к?ндл?д, эн ?урвн ?др к?н герт?сн (нег ?л? залу к?н) хол ?арч йовхш. ?урвн ?др герт?с ?мс бог-хог ?а?хш ус асххш. ?мсн-тоосн н??длин н?днд хаа?ул болад йовх ги??д йорлдг б???.
    ?илин Нойна хаал?нь гег?т? болтха ги??д, ?урвн ?др герт?н зул ?рг?д, герл ?ар?дг б???. Бас герт?н, хаша-хаацдан к??ш? ?нр ?ар?дг б???. Герт?н боорцг шарад, ?аза?ан болхла ар?сна зальд ?уйр давс б?р??н?л?д, са?гин ид? у?тха?ад, хаша-хаацан з?в эрг?д ?урв д?к? йовдг б???. Тер к??ш? олн Деедст к?ртх? ги? зальврдг б??смн.
    Вед. 2: По прошествии  5 дней  после празднования «Зул», с  1-го лунного дня до 3 –го лунного дня отмечается День Хозяина года. Это означает, что Хозяин года откочевывает на другое место, покидая старое место жительства. В честь почитания Хозяина года, в эти 3 дня желательно было от дома своего далеко не отъезжать, не отлучаться, особенно мужчинам. Также 3 дня не полагалось из дома выносить мусор, выливать на улицу воду. Считалось, что это будет препятствовать в пути  Хозяину года при его откочевке. Чтобы дорога у него была гладкой, без препятствий полагалось 3 дня зажигать дома лампадку, освещая ему путь. Также старались поддерживать в доме и у себя во дворе огонь:в доме  жарили борцоки, во дворе бросали в огонь благовония, сыпали муку, соль, чтобы был запах жареного, паленого и обходили свой двор по часовой стрелке 3 раза. И в эти дни молились, чтобы запахи  дошли до бурханов. т.е. богов.
    Вед. 1: С праздником Зул  Вас, дорогие друзья, с этим замечательным и  добрым     праздником, согревающим наши сердца теплом;
    Вед. 2: дарящему  людям   доброту, свет, веселье  и радость;
    Вед. 1:  вселяющим в наши души  (хором)  надежду на на светлое будущее!
    Чтецы:  Й?р?л: 1) Олн Бурхд минь!   Йиртм?ин ?лм?д багтатн
    Кишг – буй, ут нас маднд х??рл? ?рш?тн!
    2) Заяч  ?ил болhн  Зулла нас немн?
    ?вчн – шалтг уга    ?сх хаалh делдн?.
    3)Ик – бичкнд уга   Иргч ?ил туслтха
    Т?р?  уга  б??дл?р   Та?hч  оньдинд д?рклтх?
    Песня «Зальврлл?н»
    Песня «Зул ирв?»
    1)Зул ирв? (2 р) – зулдан герл ?гия  /   Зул ирв? (2 р)- зун  нас наслия
    Давтр: Аав – ээ? зулан ?ргийя, / Аав-ээ? насан й?р?й? – 2д
    2)Шин ?ил?н (2 р) – шикр – балта?ар тосия  /  Шин ?ил?н (2 р)- байрта н??р?р эклийя                             (Давтр )
    3)?ир?лт? б?й (2р) – ?ил?н авч зальврия
    ?ир?лт? б?й (2р) – ?а??рин кишгт багтыя               ( Давтр)
    Песня «Зальврлл?н»
    1.?ил ?ил?н дахлдна / ?ир?лин болзг ахрдна
    Буурсн седкл ??н?  / Бурхнд зальврхан х??н?
    Давтр: Деегш?н те?гр ширтн?в / Долан бурхндан ш?тн?в
    Зальврхла седклм амрна / Зов?асн чее?м талрна
    Давтр:
    2.Зулдан герл орулнав / Зурхачар д?рк давтулнав
    Хар кел утлулнав,  / Харшта насан утдулнав           ( Давтр ).
    3. Асхар зулан ?ргн?в / Аав – ээ?д?н м?ргн?в
    Ардан бич? тачаг / Ачнртан кишг заяг
    Песня «Зул ирв?»
    1)Зул ирв? (2 р) – зулан ш?т?нд?н т?вия
    Зул ирв? (2 р)- зун  нас наслия
    Давтр: Аав – ээ? зулан ?ргийя, / Аав-ээ? насан й?р?й? – 2д
    2)Шин ?ил?н (2 р) – шикр – балта?ар тосийя
    Шин ?ил?н (2 р)- байрта н??р?р эклийя
    Давтр:
    3)?ир?лт? б?й (2р) – ?ил?н авч зальврия
    ?ир?лт? б?й (2р) – ?а??рин кишгт багтыя               ( Давтр)
    Дун  «Зул сар»
    Зул сар (2 д) – зулдан герл ?гийя – 2 д
    Насн – ?ил?н утдул? н?р – наадан эклийя – 2 д
    Давтр: Дуулыя, биилия, биилия, дуулыя
    Эрг?д – ду?рад дуулыя – биилия
    Шин ?ил ирв ги? ш?т?н – бурхан секия – 2 д
    Хуучн ?ил?н давул? / Х?рм – н??р?н эклия – 2 д
    Давт
    Чтецы: 1.Шин ?ил?н й?р???д / Шилт? тосан белдн?
    Зул ?др ирхл?г, / Зулан ?рг?д м?ргн?.
    2. Нарни герл тустха,  /  Ниит? с??хн ?ир?ия
    Сарин герл тустха, /  С??хн менд йовия.
    3. Лу ?ил ?арад /  Мо?а ?ил ор?ана
    Б??сн ?азр – усндан  /  Буйн кишг?н эдлия.
    4.?олта ?вс?н керч?  /  ?ар?сн керг?н тоол? ,
    Гер – герт?н ор?  /  Гиичин тоовр эклия
    5.?рк-б?л бол?н  /  ?вчн уга   б???ия
    ?сч йовх ба?чудтан  /  ?вкнрин з??р?н ?лд?й-а.
    Чтец: Ц???ин й?р?л  «Ц? ши?гн болвчн – ид?н? дее?
    Цаасн нимгн болвчн – номин к?лгн болдг.
    Буур ?ил ?арч, ботхн ?ил ор? /  Авсн ?ил насмдн ?лз?т? бол?,
    ?мнк х??тк?сн с?н бол?  / Цуг ?мтн амул? эдлх болтха!
    Чтец:      О, х??рхн / Ид?н-чиг?н элвг бол?  /  Иньг амрг олн бол?
    К?к те?гр деер це?крт?,  /  К?рст? ?азр дор к?кр?,
    К?кргч к?к те?грт?н,  /  К?к м??гн о?тр?удан
    Халун уурта ц????рн  /  Цацл цац?анав. / О, х??рхн!
    чтец:   «Ом –маани – падме хум,  /  Окн те?гр ?з??н?т, ?з??н?т,
    Зулан ке??н?видн . /  Цу?ар ?рк-б?л?рн менд б????д,
    ?рк?рн йисн ?олан ?ар??анавидн.
    Чтец: Зулдан герл ?гч, / Насн ?ил?н утдул?
    Хуучн насн бат бол?, / Шин насн ?лз?т? бол?,
    ?ил бол?н байрта?ар Зулан ке?
    Цуг ?мтн амул? менд б??хиг
    Олн Деедс бурхд ?рш?х болтха!
    Чтецы: 1) Зул ?ргх цагт / Заячта хамгнь сангдна
    Заяни ачта аав-ээ?нрт?н, / Зулдан м?рг? зальврий.
    2)Т?грг шар нарн  /  Тол?а деер мандлтха
    Хурл – с?м?н тосх? / Хамг ?мтн ?ир?тх?!
    3)У, с??хн теегмдн  /  Ур?мл, ур?цар кеертх?,
    Уух булгин усмдн / Оньдинд цевр б??тх?!
    Й?р?л
    Кез? болв чигн  /  Аав – ээ?иннь  авъяс б?р?,
    Зулан байрта?ар тос?   / К?гшдан  к?ндл?,
    Ба?чудан  э?крл?,  / Хамг ?мтн  Амул?  Менд  ?ир?тх?!
    Зулын й?р?л
    Лу  ?ил  ?арч,  / Муу?инь авч,   / С???инь ?лд??
    Мо?а  ?ил ор?, / Хамг ?мтнд туслтха!
    Зулын дун
    Шин  ?ил?н тос?  / Шилт?  тосан  белдий
    Зулан ?рг?д м?рг?  / Зунква гег?нд?н ш?тий.
    2.?олта  ?вс керч?  / ?арсн  ?ил?н  тоолый
    Гер – герт?н ор?  / Гиичин  тоовр  эклий.
    3.Авсн  насан  й?р?лh?д  / Аав – ээ??н  тевчий
    ?р?н  седкл  з???  /  Амр  с??хн  ?ирhий.
    ?рк – б?л  болhн / ?р – ???лн  болый
    ?с?  йовх  к??кдт?н  / ?вкин  з??р  ?лд?й!
    Зул.
    Встречая  лунный  Новый год  Лампадку  до краев  заправим
    Помолимся  за  наш народ   Святому  гению Дзонкхаве
    Огнем горящих фитилей   Года, что прожиты отметим,
    Добавим год, который встретим   И в гости пригласим друзей.
    Пусть возраст наш благославят  Своим й?рялем аавы – ээ?и,
    Цацала совершим обряд   Чтоб жизнь цвела на белом свете.
    Пусть боги каждую семью   Одарят счастьем и блаженством,
    И степь цветущую свою    Оставим детям мы в наследство.
    Возжигая зул   Продлеваем годы свои
    Пусть прожитые годы будут крепкими
    Новый год пусть будет для нас благословенным
    Отпразднуем с радостью праздник Зул
    Пусть люди живут в мире и согласии
    Пусть им покровительствуют всевышние бурханы!
    Дарани  нег ?ил  Давад орчлнгас hарчана
    Дарук  ?илнь ир?   Делк?д нас ?гч?н?
    Зулын  й?р?л
    Зулан  тавлад ?рг?   Зальврад бурхндан м?ргхмн
    Ц??h?рн  дее? б?р?д    Цуглрсн улсан тоохмн.
    Мед?тнр й?р?л  т?в?д    Авсн  насмдн  й?р?х,
    Шин ?илин белг   Шикр-балта т?г?х
    Заяч  ?ил болhн  Зулла нас немн?
    ?вчн – шалтг уга    ?сх хаалh делдн?.
    Ик – бичкнд уга   Иргч ?ил туслтха
    Т?р?  уга  б??дл?р   Та?hч  оньдинд д?рклтх?!
    Й?р?л
    Олн Бурхд минь!   Йиртм?ин ?лм?д багтатн
    Кишг – буй, ут нас маднд х??рл? ?рш?тн!
    К?кргч к?к те?гр минь,   К??кдин авсн насинь
    Шар нарни герл?р,   Ша?ин  бурхна  залм?ар
    Зурhан  з??лин алтн у хормадан
    Багта? х??рлх  болтн!
    Ирсн «Зул» ?лз?т? бол? ,
    ?ил болhн насан авч  Эр?л – дорул б??цх?й.
    С?н – с??хн  мадн б??хиг
    Окн-Те?гр, Цаhан Аав   Ев??  х??рлтх?!
    Кез? болв чигн  Аав – ээ?иннь авъяс хадhл?
    Кен – нег?н тоо?,  К?гшд?н к?ндл?   Бичкд?д?н энкрл?
    Керг – ??лнь к?ц?   Сансн ??лнь номин йосар б?ттх?!
    Дун  «Зул сар»
    Зул сар (2 д) – зулдан герл ?гийя – 2 д
    Насн – ?ил?н утдул? н?р – наадан эклийя – 2 д
    Давтр: Дуулыя, биилия, биилия, дуулыя
    Эрг?д – ду?рад дуулыя – биилия
    Шин ?ил ирв ги? ш?т?н – бурхан секия – 2 д
    Хуучн ?ил?н давул? / Х?рм – н??р?н эклия – 2 д
    Давтр:
    Дун  «Зул сар»
    Зул сар (2 д) – зулдан герл ?гийя – 2 д
    Насн – ?ил?н утдул? н?р – наадан эклийя – 2 д
    Давтр: Дуулыя, биилия, биилия, дуулыя
    Эрг?д – ду?рад дуулыя – биилия
    Шин ?ил ирв ги? ш?т?н – бурхан секия – 2 д
    Хуучн ?ил?н давул? / Х?рм – н??р?н эклия – 2 д
    Давтр:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *