Сочинение на тему звукопись

8 вариантов

  1. ГОУ ЦО №1927 ВОУО ДОМ
    Солодухин Владимир Олегович
    Звукопись как особый художественный приём
    поэтической речи
    Реферат
    Итоговая аттестационная работа по литературе
    за курс основной средней школы.
    Руководитель
    к. п. н.
    Фролова Елена
    Евгеньевна
    МОСКВА
    2006
    Содержание
    1.
    Обоснование выбора темы
    исследования                                            3
    2.
    § 1 Виды звукописи и её
    функции                                                         3
    3.
    § 2 Использование
    звукописи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»   10
    4.
    Заключение                                                                                            15
    5.
    Приложения                                                                                           16
    6.
    Библиография                                                                                        39
    Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в
    них, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для
    этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого
    вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический
    облик слова. Я заинтересовался звукописью, как художественным приёмом,
    во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки,
    «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно
    о звукописи при изучении произведений в школе говорят достаточно мало.
    Мне стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты
    обращались к этому приёму и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в
    известных художественных произведениях русских, в частности в романе в стихах
    А. С. Пушкина «Евгений Онегин», определить её (звукописи) роль в произведении.
    Этому я и посвятил свою работу.

    §1

    Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные
    люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических
    партий и рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать
    несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование
    вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций,
    дополнительных смыслов и т.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского
    говорится о том, что звукопись – это условный термин для одного из видов инструментовки стиха,
    который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной
    картине. В. Холшевников пишет: “В отличие от рифмы, повторяющейся
    регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва
    улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда
    “нейтральных” в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые
    повторы, стих заметно выделяется”.
    Вечер. Взморье.
    Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря, в берег бьется
    Чуждый чарам черный челн…

    Чуждый чистым чарам
    счастья,
    Челн
    томленья, челн тревог
    Бросил берег, бьется с бурей,
    Ищет светлых снов чертог…
    (К.Бальмонт)
    В самом термине «звукопись» мы видим две
    части: «звук» и «писать», то есть  писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых
    выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого
    литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём,
    заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют
    звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.) 

    Звукопись создаётся самыми разными приёмами.
    Один из таких приёмов – аллитерация. Аллитерацией
    называется повторение одинаковых или сходных согласных. Аллитерация – древнейший стилистический прием
    усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается
    в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода,
    Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара,
    Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и
    уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.
    В русском народном стихе аллитерация занимает
    заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
    ..Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи
    в Путивле…
    Звукосочетания «тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в
    этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия,
    тогда как звукосочетание «ст» дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой
    угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже
    волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.
    Великолепными мастерами аллитерации были А.С.
    Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков,
    Н. А. Некрасов.
    Вот что писал об аллитерации В.В.Маяковский в
    статье «Как делать стихи?» (с. 495): Дозировать аллитерацию надо до
    чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами.
    Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы
    звон или гранита грань…“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще
    большей подчеркнутости важного для меня слова».
    Одним из видов аллитерации считается
    звукоподражание.
    Вверху рычат германские моторы:
    — Мы фюрера покоррные рабы,
    Мы превращаем горрода в грробы,
    Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
    «Пулковский меридиан» В. Инбер
    Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта,
    страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается
    элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном
    отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным
    Ленинградом. Многие писатели, поэты, критики считали звук “р” – мрачным
    и строгим, но Г. А. Шенгели отмечает, что “в связи со значением слова его
    звуковой состав приобретает иногда известную окрашенность и тогда становится
    выразительным”
    Один из таких приемов – ассонанс
    (многократное повторение в стихотворной речи  однородных гласных звуков).
    Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а
    согласные – не совпадают, (огромность – опомнюсь; жажда – жалко). Ассонанс усиливает
    выразительность речи. Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»:
    У наших ушки на макушке,
    Чуть утро осветило
    пушки
    И леса синие верхушки —
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго
    И думал: угощу
    я друга!..
    Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего
    утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
    А вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
    Брожу ли я вдоль
    улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь своим мечтам.
    Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской
    улицы.
    Более сложный приём звукописи – каламбурная
    рифма
    . Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и
    звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического
    эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С.
    Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные
    слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое
    тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
    Вы, щенки! За мной ступайте!
    Будет вам по калачу,
    Да смотрите ж, не болтайте,
    А не то поколочу.
    (А. С. Пушкин)
    Он двадцать лет был нерадив,
    Единой строчки не родив.
    (Д. Д. Минаев)
    Область рифм — моя стихия,
    И легко пишу стихи я,
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбуром.
    (Д. Д. Минаев)
    Ещё
    один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи,
    различающий её по местоположению в стихе. Эпифора – повторение конца стиха. Анафора,
    или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных
    звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов
    или строф.
    Звуковая анафора
    составляет особенность аллитерационного стиха,
    в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в
    определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах,
    построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной
    элементной группы ритмических долей:
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища.
    (А.
    Пушкин)
    Лексическая анафора,
    повторение одинаковых слов:
    Приутихло, приуныло море синее,
    Приутихли, приуныли реки быстрые,
    Приутихли, приуныли облака ходячие, —
    Благоверная царица преставлялася…
    (Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)
    Создаётся эффект грусти, плача.
    Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
    Я стою у высоких дверей,
    Я слежу за работой твоей.
    (М.
    Светлов)
    Строфическая анафора,
    повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в
    следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую
    строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается
    последующей строкой:
    Земля!..
    От влаги снеговой
    Она еще свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.
    Земля!..
    Она бежит, бежит
    Своеобразный
    вид «разливной» лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении
    военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы
    «Жди!.. жди!.. жди!..» производят сильнейшее действие. На 36 строках
    стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз:
    * * *
    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.
    За все, за все тебя благодарю я,
    за тайные мучения
    страстей,
    за горечь слез,
    отраву поцелуя,
    за смерть врагов и
    клевету друзей»
    М.Ю.Лермонтов
    Все строчки в данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого
    стихотворение стало звучать как восклицание, как будто герой на вершине
    благодарности.
    А вот строчки, где все слова начинаются с буквы «З.»
    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона…
    (С. Есенин)
    Стихотворение успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается
    и радуется свету.
    Вот пример эпифоры, которая выполняет
    функции, аналогичные анафоре:
    Шумели, сверкали
    и к дали влекли,
    и гнали печали,
    и пели вдали
    (К. Бальмонт)
    Почти все слова заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием
    стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел
    добиться автор.
    Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея. Это слова, которые имитируют
    собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и
    производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
    И хруст песка, и храп коня
    (А. Блок)
    Морозом выпитые лужи
    хрустят и хрупки, как хрусталь
    (И. Северянин)
    Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и
    др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими
    поэтами.
    Каковы основные функции звукописи?
    Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании
    гармонии
    , музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая…
    – Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба
    логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение
    созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.
    Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи
    и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может
    выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать
    логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону
    звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях
    художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю
    к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня
    слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость,
    однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные
    члены предложения.
    Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное
    звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый
    поэтический образ. Например:
    Ты рванулась
    движеньем испуганной птицы,
    Ты прошла,
    словно сон мой легка…
    И вздохнули
    духи, задремали ресницы,
    Зашептались
    тревожно шелка.
    (А. Блок)
    Здесь повторение звуков в – у – п в первой строке объединяет слова,
    связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон;
    «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки,
    разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох
    (эту иллюзию создает сочетание звуков д – у – х), образное выражение задремали
    ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре – ре, з – с –
    ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация
    на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной
    незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в
    аллитерациях и ассонансах.
    Как выразительное средство используются звуковые
    повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений
    («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно
    назвать привлекающим внимание.
    §2
    Примеры звукописи в романе в стихах А. С.
    Пушкина «Евгений Онегин»
    Роман Пушкина «Евгений Онегин» отличается богатством использования
    изобразительно-выразительных средств. Это и разнообразные эпитеты, метафоры,
    риторические вопросы, восклицания и т. д.
    В «Евгении Онегине» Пушкин использовал и звукопись. Нельзя сказать, что
    это основное художественное средство в пушкинском произведении, но наличие
    различных способов создания звукописи делает художественный мир произведения
    более живым и ярким, позволяет гармонично представить, увидеть и услышать
    созданные автором поэтические образы.
    В первоначальном варианте, в черновиках, сестра Ольги Лариной звалась
    не Татьяна, а Наташа.
    Я новый карандаш
    беру,
    чтоб описать ее сестру…
    Ее сестра звалась Наташа.
    Мы нынче именем
    таким
    станицы нашего
    романа,
    не устрашаясь, освятим.
    Представляя Наташу, автор использовал аллитерацию на
    [н], [т] и [ш], на основные согласные в имени главной героини. Эта аллитерация
    «обрамляла» имя главной героини и готовила читателя встрече с ней.
    Пушкин много раз переписывал текст. Он то убирал, то
    вставлял новые слова, меняя конструкцию предложений, и в результате изменил имя
    главной героини
    Позвольте мне, читатель
    мой.
    (займусь я старшею
    сестрой)
    занять вас старшею
    сестрой
    Позвольте мне, читатель
    мой,
    заняться старшею
    сестрой.
    Ее сестра звалась Татьяна…
    Изменилась аллитерация. Осталась только аллитерация на звук [т].
    Интересно описание Татьяны Лариной в начале и конце романа. Вот как
    поэт характеризирует главную героиню.
    Итак, она звалась Татьяной.
    Ни красотой сестры своей,
    Ни свежестью ее румяной
    Не привлекла б она
    очей.
    Дика, печальна, молчалива,
    Как лань лесная боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой
    В начале романа Пушкин подчёркивает простоту, лёгкость и уединенность
    Татьяны. На усиление противопоставление образа Ольги образу Татьяны направлена
    анафора (повторение первого слова строчки) слова «ни» в характере Тани Лариной.
    На это, по моему мнению, направлены аллитерация на [л] и ассонанс на [а].
    В конце романа даётся совсем «другая» Татьяна.
    Она была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех,
    Без этих маленьких ужимок,
    Без подражательных затей…
    Всё тихо, просто было в ней,
    Она казалась верный снимок
    Du comme il faut… (Шишков, прости:
    Не знаю, как перевести.)
    Пушкин строит образ на отрицании. Он перечисляет те черты, характера и
    поведения, которые ему самому не нравится и вычёркивает их у своей любимой
    героини.
    К ней дамы
    подвигались ближе;
    Старушки улыбались ей;
    Мужчины кланялися ниже,
    Ловили взор ее очей;
    Девицы проходили тише
    Пред ней по зале: и всех выше
    И нос и плечи подымал
    Вошедший с нею генерал.
    Здесь использованы две аллитерации. Одна аллитерация, подчёркивающая,
    что отказ от недостатков светских дам возвысил её над другими с нравственной
    точки зрения – это аллитерация на шипящие звуки, имитирующая почтенный шёпот.
    Другая – классическая аллитерация на звук [л], приём, подчёркивающий её
    женственность, то, что в ней что-то осталось от прежней Татьяны, открытой,
    провинциальной Татьяны.
    Всегда
    скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила,
    Глаза как небо голубые;
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан,
    Всё в Ольге… но любой роман
    Сестру Ольгу Пушкин изображает, используя
    повторение слов [всегда] и [как]. Это создаёт эффект, некой привычности,
    примитивности, монотонности и усталости от образа. Здесь так же используется
    «женская» аллитерация звука [л].
    В романе был использован целый ряд ономатопей (употребление слов,
    имитирующих собственное звучание):
    На шубах у подъезда спят;
    Еще не перестали топать,
    Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
    Еще снаружи и внутри
    Везде блистают фонари…
    Читатель живо представляет «околотеатральную» обстановку, те звуки,
    которые должны остаться «за кадром» волшебного мира театра.
    Пушкин использовал в романе огромное количество аллитераций для самых
    разных целей. Например, в той же первой главе:
    Музыка уж греметь устала;
    Толпа мазуркой занята;
    Кругом и шум и теснота;
    Бренчат кавалергарда шпоры
    Здесь повторяются звуки [р] и [ш] – «рычащие, свистящие и шипящие». Таким
    образом, поэт воссоздаёт шум светского бала в Петербурге, когда звучит громкая
    музыка, все танцуют, тесно, повсюду кавалергарды и бренчат их шпоры, но в тоже
    время:
    Летают
    ножки милых дам;
    По их пленительным следам
    Летают пламенные взоры,
    Когда Пушкин рисует лёгкую походку дам, он полностью отказывается от
    резких, звонких или тяжёлых звуков, использует в данном случае ассонанс.
    Многократное повторение звука [а] создаёт ощущение лёгкости, певучести,
    плавности движений. Так же аллитерацию звука [л], который подчёркивает не
    только лёгкость, но и воздушность движений.
    Создавая
    способы танца мазурки, Пушкин прибегает к аллитерации звука «р» в первой части,
    показывая старый стиль, стиль громкий, дробный, когда дребезжали рамы, всё
    ритмично тряслось, трещало, было громко, весело, но он полностью убирает это из
    второй части.
    Мазурка раздалась. Бывало,
    Когда гремел мазурки гром,
    В огромной зале всё дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися, дребезжали рамы;
    Теперь не то: и мы, как дамы,
    Скользим по лаковым доскам.
    В первой части строфы используется аллитерация, а во второй части ассонанс
    и аллитерация на мягкий звук [л]. Новый стиль более мягкий, легкий, аккуратный,
    ведь это не старая дробь, это современная тому времени скользящая мазурка.
    Контраст старого и нового танцевальных стилей усилен благодаря использованию
    приёмов звукоподражания.
    Пушкин также описывает вальс в своём произведении.
    Однообразный
    и безумный,
    Как вихорь жизни молодой,
    Кружится вальса вихорь шумный;
    Чета мелькает за четой.
    Он создаёт эффект кружения, бесконечного кружения мелькание пар,
    шуршание бальных платьев нежная музыка. Для показа такого эффекта он использует
    аллитерацию на звуки [в], [ч], ассонанс на [о].
    Пушкин использовал в своём произведении приём кольцо, когда начало
    одной строчки совпадает с концом другой.
    Я влюблена“, – шептала снова
    Старушке с горестью она.
    – Сердечный друг, ты нездорова. –
    “Оставь меня: я влюблена“.
    Здесь Пушкин использует кольцо для создания эффекта безнадёжной
    влюблённости главной героини.
    В следующем отрывке используется лексическая анафора
    Ее привлечь умели вновь,
    По крайней мере, сожаленьем,
    По крайней мере, звук речей
    Казался иногда нежней,
    Анафора здесь используется для создания эффекта пренебрежительного
    настроения светских дам по отношению к другим людям и любви, как чувству.
    Приёмы использования возможностей звукописи в романе А. С Пушкина
    «Евгений Онегин» можно продолжать. Автор смело экспериментирует в области
    использования выразительных средств для создания гармоничных художественных
    образов. Приёмы звукописи помогают поэту в этом.

    ***

    Звукопись, по моему мнению, создана для того, чтобы сильнее повлиять на
    читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и
    задуматься над ним.
    В русской литературе основные приёмы звукописи часто использовались
    различными поэтами и простым народом, чтобы, по выражению Александра Блока, «приводить
    в гармонию слова и звуки». Меня поразило многообразие приёмов звукописи,
    используемых в русской поэзии, и сила воздействия их на читателей и слушателей.
    Внимание к звуковому оформлению поэтической речи помогает гармонично воспринять
    художественные поэтические образы и проникнуть в творческий мир поэта.
    Примеры звукописи в русской поэзии
    Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет,
    конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и
    звуки, потому что он – сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него:
    во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они
    пребывают, во-вторых, – привести эти звуки в гармонию, дать им форму,
    в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.

    А.Блок



    Цитата
    Комментарии
    «…Чуть слышно, бесшумно
    шуршат
    камыши».
    К. Д. Бальмонт
    Звукоподражание
    шелесту, шороху
    Ворон канул на сосну,
    Тронул сонную струну
    А. Блок
    Повтор звука «н»
    Шуршит
    вода по ушам, и, чирикнув,
    На цыпочках скачет чиж
    Б. Пастернак
    Подбор фонетически близких звуков
    Ветер веет
    и вьется украдками
    Меж ветвей, над водой
    наклоненных,
    Шевеля
    тяжелыми складками
    Шелков
    зеленых
    М. Волошин
    Противопоставление фонетически контрастных
    звуков «в» и «ш»
    В июле, в самый зной, в полуденную пору,
    Сыпучими песками, в гору,
    С поклажей и семьей дворян,
    Четверкою рыдван,
    Тащился
    (И. Крылов)
    Разная организация последовательностей
    звуков и интонационных единств
    Своя рогожа чужой
    рожи дороже
    Русская народная поговорка, рифмованная
    Игра звуков «р», «о» и «ж»:
    7.
    О как, о как нам к вам, к
    вам
    , боги, не гласить!
    Сумароков
    Натуралистическое звукоподражание
    (кваканье лягушек)
    То мелкой дробью вдруг по роще
    рассыпался
    И. Крылов
    Натуралистическое звукоподражание
    (трель соловья)
    9.
    Мазурка раздалась.
    Бывало
    Когда гремел мазурки гром
    В огромной зале все дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися,
    дребезжали рамы:
    Теперь не то, и мы, как дамы
    Скользим по лаковым доскам.
    А.С. Пушкин
    Образец фонетической стилистики: сравнение
    старинных и современных автору балов
    Я вольный ветер, я вечно
    вею,
    Волную волны,
    ласкаю ивы,
    В ветвях
    вздыхаю, вздохнув немею,
    Лелею травы,
    лелею нивы.
    К. Бальмонт
    Аллитерирование звуков «в» и «л»
    Мы — противники тусклого,
    Мы приучены к шири
    Самовара ли тульского
    Или «Ту-104»
    А. Вознесенский
    Подбор близко звучащих слов к мысли
    12.
    Трубы трубят в Новеграде,
    стоять стязи в Путивле…
    Нощь стонущи ему грозою, птичь
    убуди; свист зверин въста близ…
    …С зарания в пятк потопташа поганыя
    плъкы половецкыя…
    Слово о полку Игореве
    Различные аллитерации
    Как возьмет голод, появится и голос
    Тише едешь, дальше будешь
    Один с сошкой, семеро с ложкой
    Русские народные поговорки, рифмованные
    Аллитерации
    14.
    Бугристы берега, благоприятны
    влаги,
    О, горы с гроздьями, где греет
    юг ягнят,
    О, грады, где торги, где
    мозго-круглы браги…
    М.В. Ломоносов
    аллитерация звука «г»
    15.
    Нева вздувалась и ревела
    Котлом клокоча и клубясь.
    А.С. Пушкин
    Аллитерации
    Шипенье пенистых
    бокалов
    И пунша пламень голубой.
    А.С. Пушкин
    Аллитерации
    17.
    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная
    краса…
    А.С. Пушкин
    тонкая аллитерация: комбинация созвучий
    согласных и гласных
    18.
    Кто к торгу страстному приступит?
    Свою любовь я продаю…
    А.С. Пушкин
    Аллитерации
    19.
    Как Волги вал белоголовый
    Доходит целый к берегам.
    Н. Языков
    Аллитерации
    20.
    Волга,
    Волга, весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля
    Н. Некрасов
    Аллитерации
    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
    Величавый
    в
    озглас волн.
    Близко буря,
    в берег бьется
    Чуждый чарам
    черный челн…
    Чуждый чистым
    чарам счастья,
    Челн томленья,
    челн тревог
    Бросил берег,
    бьется с бурей,
    Ищет светлых снов чертог…
    К.Бальмонт
    смена аллитерирующих звуков: «в», «б», «ч»,
    «с» и др.
    22.
    С лодки скользнуло весло,
    Ласково
    млеет прохлада.
    «Милый! Мой милый!» — Светло,
    Сладко от беглого взгляда.
    Лебедь
    уплыл в полумглу,
    Вдаль, под луною белея.
    Ластятся
    волны к веслу,
    Ластится
    к влаге лилея.
    Слухом невольно ловлю
    Лепет
    зеркального лона.
    «Милый! Мой милый! Люблю»

    Полночь глядит с небосклона.
    К.Бальмонт
    Аллитерация звука «л»
    23.
    Элегантная
    коляска в электрическом биеньи
    Эластично
    шелестела по шоссейному песку.
    И.Северянин
    Аллитерации
    Где, он, бронзы звон
    или гранита грань…

  2. Звукопись
    (исследовательская работа)
    В качестве домашнего задания нам было предложено найти примеры звукописи в произведениях художественной литературы. Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в каждом примере. Сделать вывод о значении звука в языке художественной литературы.
    Приступая к работе, мы решили заново прочитать те поэтические произведения, которые были изучены нами на уроках литературы.
    А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
    «Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась – и расцвела…
    Звук «а» характеризуется как хороший, активный, сильный. Повторение звука в данном отрывке помогает почувствовать силу молодой красоты царевны.
    «Жалко смотрит, грозно воет,
    Словно сердце пёсье ноет,
    Словно хочет ей сказать:
    Брось!…
    В данном отрывке повторение звука «о» передает нечто темное, страшное, что должно случиться с царевной.
    Вот они во гроб хрустальный
    Труп царевны молодой
    Положили – и толпой
    Понесли в пустую гору,
    И в полуночную пору
    Гроб её к шести столбам
    На цепях чугунных там
    Осторожно привинтили
    И решёткой оградили…
    Сочетание звуков «о» и «у» передает скорбь и горе, постигшее семь богатырей. Словно слышатся звуки заунывной похоронной процессии, от которой щемит сердце.
    А.С. Пушкин Стихотворение «Зимний вечер»
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломкой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит…
    То же сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. Этот же фрагмент стихотворения является ярким примером использования и аллитерации. Согласные звуки «б», «р», «в» передают звуки разыгравшейся стихии, шум которой усиливается шипящим  «ш», «ч»  и свистящими «з», «с»
    И.З Суриков «В ночном»
    … Топот
    В поле раздается:
    То табун коней в ночное
    По лугам несется
    Звуки «т» и «ц» создают звуки топота лошадей.
    Фыркнет конь на воле,
    Хрупнет ветка, куст – и снова
    Все смолкает в поле
    Сочетание звуков «фр» и «хр» позволяют услышать неожиданно раздавшиеся в тишине звуки, а глухие согласные «»т», «к». «с», «п» подчеркивают тишину ночи. Это противопоставление усиливается пунктуационным знаком тире.
    Так, мы пришли к выводу, что звук может создавать образ; делать его более выразительным.
    Материал подготовили
    Мягкова Полина,
    Кремер Герман,
    Баранкевич Екатерина,
    учащиеся 5 «А» класс, 2010-2011 учебный год

  3. К.Г. Паустовского.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
    не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
    полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
    комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст (из 1 варианта книги Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ГИА. 2010 )
    (1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро устаёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёрным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (6)Тонкая и тихая.
    (7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди снегов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?
    (10)Одна — непонятно, чудо — среди горелых пней стоит, прозрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11 )И я уже фантазирую и готов сочинять какую-то новую сказку… (12)Но шофёр рядом говорит: — (13)3наю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота — вот вам и причина.
    (16)И я узнаю.
    (17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.
    (23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и двинулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка — словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь будут трактора лес возить, всё равно сомнут.
    (29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (З0)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо словно густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на берёзку и сощурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32)«Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время изгиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И берёзка стоит — боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (З6)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.
    (37)А тут девчонки песни заорали. (З8)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.
    По А. Приставкину*
    *Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931-2008) — русский писатель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.
    Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…». В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.

  4. 3. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
    Вы, щенки! За мной ступайте!
    Будет вам по калачу,
    Да смотрите ж, не болтайте,
    А не то поколочу.
    (А. С. Пушкин)
    Он двадцать лет был нерадив,
    Единой строчки не родив.
    (Д. Д. Минаев)
    4. Анафора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
    Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища.
    (А. Пушкин)
    Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.
    (К. Симонов)
    Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
    Я стою у высоких дверей,
    Я слежу за работой твоей.
    (М. Светлов)
    Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
    Земля!..
    От влаги снеговой
    Она еще свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.
    Земля!..
    Она бежит, бежит
    5. Эпифора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.
    Шумели, сверкали
    и к дали влекли,
    и гнали печали,
    и пели вдали…
    (К. Бальмонт)
    6. Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
    И хруст песка, и храп коня
    (А. Блок)
    Морозом выпитые лужи
    хрустят и хрупки, как хрусталь
    (И. Северянин)
    Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

  5. 7
    О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю… (А. А. Блок)
    8
    Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)
    9
    Роль звукописи в тексте Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.
    10
    Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье.
    11
    Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
    12
    Луч Замок Луна Сон Тайна Возглас Неприступн ый Бледный Ликующий Роковой Страшный Золотой
    13
    Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев)
    14
    Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик…. Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов)
    15
    Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
    16
    И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
    17
    Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
    18
    Знойный и душный полдень. На небе ни облачка… выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
    19
    Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска… с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами рука в руке. (Т. Н. Толстая)
    20
    Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего- либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
    21
    Выразительные средства морфологии и словообразования
    22
    1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении 2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи 3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки 4) Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования
    23
    Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола… Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин)
    24
    Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымках тучка, пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. А. Фет)
    25
    Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М. Достоевский)
    26
    27
    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

  6. ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’’????? — имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней — смыслом его. В словах — квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот — звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д. Если для изучающего русский язык известно значение слов — лягушка, кошка и корова, — то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу — кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово ?????, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

  7. М. Любимова. Что нового вы узнали о звуковой организации стихотворения Н. М. Языкова?
    Вслушаемся в один из шедевров русской поэзии — в языковского «Пловца»:
    Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней!
    В троекратно повторяющемся и стоящем под ударением у мы слышим завывание ветра, надвигающуюся бурю.
    Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадет!
    Братья — грянет — громада. Это уже гремит гром.
    Буря свирепствует, и потому ритм убыстряется, на первой стопе второй строки ударение исчезает:
    Закипит громада вод…
    Затем ступенчатое нарастание вала:
    Выше // вал // сердитый // встанет…
    Влажность выражена звуком в: постепенность нарастания дана четырьмя отчетливыми словоразделами — налицо все четыре метрических ударения.
    А затем снова убыстрение ритма в связи со спадом волны:
    Глубже бездна упадет!
    А в конце:
    Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой!
    Эти скопления согласных бр, пр и кр дают ощущение того сопротивления, которое приходится преодолевать парусу.
    Ритм и инструментовка служат единой цели: в одной строфе дать почувствовать динамику бури на море, написать предельно вы-разительную ее картину. И свою марину Н. М. Языков пишет не только словами, но и звуками и ритмом. Вот это и есть «музыкальная соответственность» между содержанием и формой, которую поэт- декабрист А. И. Одоевский считал «”правилом” истинного стихотвор-ства».
    3. На основе проанализированных текстов подготовьте небольшое сообщение на тему «Звукопись и ритм в стихотворении Н. Языкова
    “Пловец”».
    Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у людей при восприятии звуков речи. Перед вами результаты одного из экспериментов, в котором ученикам начальных классов предлагали нарисовать… звук.
    Рассмотрите рисунки и попытайтесь объяснить, почему именно таким образом изображали многие школьники указанные звуки. А как бы вы отразили в рисунке свои ощущения?
    ^Ф^бО. Лингвистические словари. 1. Познакомьтесь с небольшими фрагментами словарных статей «Школьного поэтического словаря» А. П. Квятковского. Попробуйте догадаться, в чем особенность этого словаря и какую информацию он содержит.
    Аллитерация (от лат.ad— «к, при, со» иlittera— «буква»; буквально: собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. Аллитерация встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира.
    В русской народной поэзии аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»: Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле… Потопташа поганыя плъкы половецкыя…
    Великолепны аллитерации в стихах А. Пушкина:
    Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь.
    Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
    Ассонанс (франц.assonance— «созвучие») — повтор ударных гласных звуков внутри стиха. Встречается в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»: Сени новые, кленовые, решётчатые… Полети ты, мой сокол, высоко и далёко, высоко и далёко на родиму сторону…
    Весьма выразительны внутренние ассонансы, например, в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»:
    У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
    2. Приведите примеры аллитерации и ассонанса из поэтических произведений, которые вы анализировали на уроках литературы.
    ‘¦¦’ j Объясните смысл пословицы, послужившей названием главы I.
    1. Прочитайте отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Ветер». Объясните, как вы понимаете смысл высказывания.
    Едва слово заговорит о ветре, оно невольно играет легковейным звуком ь или цепкими, шуршащими, шероховатыми звуками с, з, ш, щ, живописующе передающими шорохи листвы.
    2. Используя следующие отрывки из произведений устного народного творчества и произведений русских поэтов, докажите справедливость слов К. Бальмонта.
    1) Повей, повей, ветер, Из чистого поля, Из чистого поля, Из синего моря. Суши, суши, ветер, Все стежки-дорожки. (Из русской народной песни)
    Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя.
    (А. Пушкин)
    Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка…
    (М. Лермонтов)
    Ветер злой, ветр крутой в поле
    Заливается. А сугроб на степной воле
    Завивается. При луне на версте мороз —
    Огонечками, Про живых ветер весть пронес
    С позвоночками.
    (А. Фет)
    ¦ ¦ Проверьте, совпадают ли ваши представления о тех звуках, кото
    ві -. ^ рые охарактеризованы писателем Е. И. Замятиным. Обоснуйте свою
    точку зрения, подтвердите ее примерами.
    Всякий звук человеческого голоса, всякая буква — сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Звук л — о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук н — о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки л и т — о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук м — о милом, мягком, о матери, о море. С а связывается широта, даль, океан, марево, размах. С о — высокое, глубокое, море, лоно. Си — близкое, низкое, стискивающее и т. д.
    64.Подтвердите справедливость высказывания лингвиста.
    …Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов, а существенные средства худо- жественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической.
    (В. Жирмунский)
    1. Вслух несколько раз прочитайте отрывок из рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте». Попробуйте определить, какие звуковые эффекты передает этот текст.
    Я этот город очень люблю: потому ли, что во впадине его названия мне слышится сахаристо-сырой запах мелкого, темного, самого мятого из цветов, и не в тон, хотя внятное звучание Ялты.
    2. Проверьте свои наблюдения над звуковой стороной прочитанного отрывка, познакомившись с мнением современного исследователя.
    Слово имеет вкус, запах и цвет, объем и фактуру. Но почему же «впадине»? Стоит попробовать произнести это слово медленно, особенно на вдохе (иначе как же ощутить запах фиалки?), и проследить эволюцию движений рта, языка, гортани, чтобы явственно ощутить остающийся после а объем во рту, впадину… Но «впадина» — лишь одна нота колдовской мелодии набоковской фразы. Фраза вынуждает читателя медленно, беззвучно, но внятно проговаривать: Фиальта — фиалка — Ялта, прерывисто вдыхая запах «самого мятого из цветов», в результате рот заполняется слюной, и это неслучайно: вся первая страница рассказа по содержанию наполнена стихией воды. Так с использованием чувственной ткани слова создается художественный образ, который не просто вызывает некие картины в уме, а действует буквально физиологически. Такое чтение совершается не только глазами и воображением, а всей мускулатурой рта, обонянием, слюнными железами, собственно, всем телом.
    (Ф. Василюк)
    ¦¦”jV^ 66. Скороговорка,1. Прочитайте скороговорки вслух в быстром темпе. Правильное произношение каких звуков тренируют эти тексты? Использован ли в текстах прием звукописи? Докажите.
    1) Слышен шорох в камышах — От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат.
    Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише… » — слышно мне.
    Знать бы, зачем залилась спозаранку В зарослях зелени крошка-зарянка. Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит.
    ІЙЙГ
    67*. Лингвистические словари.Попробуйте сформулировать лексическое значение терминов звукопись, аллитерация, ассонанс, орфоэпия, побочное ударение, разноместное ударение, подвижное ударение, омофоны.
    Спишите эпиграф к главе I. Объясните, как вы понимаете смысл поэтических строк М. А. Дудина.
    Жук жуку жужжал: «Ж-ж-ж-ж-у-жжжжу, я с ежом давно дружу». 5) Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

  8. Речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. Звук – это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа-рампа, дом – сом, вол – вёл.
    Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки образуются воздушной струей, которая проходит через рот и не встречает при этом никаких препятствий. Они состоят из тона. В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением, это – а, о, и, ы, у, э.
    Согласные звуки образуются в том случае, когда для воздушной струи в ротовой полости нет свободного прохода. Язык может прикасаться к зубам или небу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Их в русском языке довольно много: твердые звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, некоторые из них образуют пары.
    Звуки в языке нужны для того, чтобы различать слова. Это самая главная обязанность звуков. Если два звука могут самостоятельно различать слова, то перед нами фонема, т. е. различительная единица языка. Например: дом – том, д и т – фонемы; дом – дам, о и а – тоже фонемы
    Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Приведем пример со звуком р, который входит в слова гром, греметь, гроза, раскаты, грохот. Перечисленные слова с давних пор используются художниками слова для передачи соответствующих им явлений природы.
    Так, поэт Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук:
    Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые…
    Звукопись – одно из свойств выразительной речи. Музыкальность поэтических текстов предполагает проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием.
    Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка, а в художественном тексте каждое слово «крупнее этого же слова в общеязыковом тексте» (Ю. Лотман). В художественном произведении, чаще – в поэтическом, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
    Например:
    Пирует Петр.
    И горд, и ясен,
    И славы полон взор его.
    И царский пир его прекрасен.
    (А. Пушкин)
    Здесь повторяются гласные [о] и [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.
    Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин). В основе ассонанса – ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов). Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.
    Другим приемом звукописи является звукоподражание употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, боги, не гласить!
    Рифма, эта яркая особенность стиха, тоже строится на фонетических возможностях русской звуковой системы – на звуковых повторах:
    Горные вершины Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой.
    (М. Лермонтов)
    Важным средством организации поэтической речи является ударение, оно ритмически организует стихотворение.
    Итак, звукопись – один из самых сильных поэтических приемов, заключающийся в тщательном подборе сочетания звуков, употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных – ассонансом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *