Сочинение по башкирскому языку на тему урал батыр

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Баш?ортостан Республика?ы
    М??ариф министрлы?ы
    Баш?ортостан Республика?ы Краснокама районы
    Муниципаль район Хакими?тене? м??ариф б?леге
    муниципаль бюджет учреждение?ы
    Я?ы Ну?ай ауылыны? урта д?й?м белем бире? м?кт?бе
    муниципаль бюджет д?й?м белем бире? учреждение?ы
    Баш?орт халы? эпосы “Урал батыр” буйынса инша
    Урал батыр –
    мине? герой
    Баш?ар?ы: 6 синыф у?ыусы?ы Гилемханова З?рим?  Илиз ?ы?ы
    Ет?ксе?е: баш?орт теле ??м ???би?те у?ытыусы?ы Зарипова  Инзил? Ш?й??ли ?ы?ы
    Я?ы Ну?ай – 2016.
    Урал батыр – мине? герой.
    Элек-элект?н нефть баш?орт ерене? байлы? символы тип ?анал?ан. ?ы??аныс?а ?аршы, х??ерге заманда нефть бик а? сы?арыла. ? ?асандыр “?ара алтын” ??е ер ??т?н? сы?ыр бул?ан. Борон?о баш?орт хик?й?тт?ренд? нефтте “ер майы” тип й?р?тк?нд?р.
    К?п йылдар элек ошо “ер майы” бер батыр?ы? т?гелг?н тылсымлы ?анынан барлы??а килг?н. Уны? исеме – Урал батыр бул?ан. Урал батыр – мине? и? ярат?ан геройым. Ул халы??а шул хазина мен?н фай?аланыу м?мкинлеге бирг?н. Уны? ар?а?ында ??ене? тау?ары, йыл?алары, ту?ай?ары, ер а?ты байлы?тары мен?н г?з?л донъя барлы??а килг?н. Мине?с?, эпик герой?ы? и? ?ур мира?ы – ул бе??е? н??ел кешел?рен?  тормош ?а?и??л?рен т?ш?нд?р??, б?хет серен асыу тора.
    ?ай?ан килеп сы??ан Урал батыр?ы? даны? Ошо ?орау мине борон?о с?с?нд?р?е? ижадына м?р?ж???т итерг? эт?р?е. 1910 йылда М?х?м?тша Буран?олов Баш?ортостанды? х??ерге Байма? районында с?с?нд?р?е? донъяны? килеп сы?ышы тура?ында бул?ан борон?о хик?й?тт?рен йыя. Был серле м??л?м?тт?р?е эшк?рте? ?с?н у?а ун йылдан ашыу ва?ыт к?р?к була. Ни?ай?т, 1920 йылдар?а эпосты? я?ма варианты барлы??а кил?. ? 1968 йылда Урал батыр эпосы баш?орт теленд? ба?ылып сы?а.
    ????тт?, кешег? ы??ай сифатлы образдар ?ына о?шай. Урал батыр?а гел я?шы сифаттар ?ына хас. Бе? ??р ва?ыт атай-?с?й?е? ???ен ты?лар?а тейеш. Урал мен?н Ш?лг?н, аталары ?уш?анса, Тере ?ыу?ы ??м ?лемде э?л?п сы?ып кит?л?р. Улар?ы юлдарында бик к?п ?ынау?ар к?т?. Ш?лг?н яуызлы? я?ына к?сеп, Уралды? дошманына ?йл?н?. ? Урал ата?ыны? васыяттарына то?ро булып ?ала.
    Кешел?р?е? б?хетле й?ш??е ?с?н к?н?-т?н? буйы Урал батыр яуызлык мен?н к?р?ш?. ??е ?с?н тырышмай, б?т? халы? ?с?н ?ан т?г?. Тере ?ыу?ы ла т?би??тк? с?с?. Батыр д?р?? эшл?г?н. Тик т?би??т кен? м??ге й?ш?рг? тейеш.
    Урал батыр?ы? та?ы бер сифаты – кешелеклелек, намы?лылы?. ?атил батша батыр?а ?аршы ??ене? ?ур ?ге?ен еб?р?. О?а? ?ына алыш бара. Урал батыр ?ге??е те?ен? тиклем ерг? батыра, ?мм? ул уны ?лтерм?й, и??н ?алдыра. Шулай итеп, батыр бик к?пт?р ?с?н ?лг? булып тора.
    ??ене? ?у??ы алышында Урал батыр ??л?к була. Б?т? кешел?р бик ?ай?ыра. Улар батыр тура?ында?ы я?ты и?т?лекте ?а?лап ?алыр?а уйлай?ар. Кешел?р Уралды оло ихтирам мен?н ерл?й??р. ??р килг?н кеше бер ус ер ?ала егетте? ??берен?. Шулай Урал тауы барлы??а килг?н.
    Донъяны? тел??? нинд?й м?кт?бенд? балалар география д?рест?ренд? Урал тау?ары Европа мен?н Азияны? сиге булыуы мен?н таныша. Тим?к, борон?о герой?ы? исеме планетала й?ш??се б?т? кешел?рг? л? билд?ле.
    Б?т? кешел?р ?? Урал батыр ке?ек бул?ындар ине. Донъя ла матурыра?, й?ш?рг? л? е?елер?к булыр ине.

  2. Я думаю, у каждого человека есть свой герой, на которого он хотел бы быть похожим. И, конечно, очень важно, чтобы это был положительный герой. Для меня таким героем стал Урал – батыр из эпоса «Урал – батыр».
    Уже в начале произведения мы видим десятилетнего мальчика, который из жалости  к непослушному брату продолжает молчать и терпеть  удары отца.   В нем с детства заложены сострадание и  жалость к ближнему. Для моего героя дороги слова отца, материнский наказ.
    Урал обладает огромной силой: он побеждает свирепого быка: «…как ни бился тот, ни вырывался, освободиться  сил не нашел…», сражается с батырами Катила, уничтожает змеиное царство Кахкахи. Герой  утверждает, что зло будет сокрушено добротой. Урал – батыр предстает перед нами бесстрашным, бескорыстным героем.  Он отправляется  на поиски Живой воды, преодолевает большие трудности, и все это не ради своего бессмертия, а ради жизни на земле, ради счастья и благополучия людей: «…Урал – батыр набрал в рот  воды из живого родника, но не сделал и глотка – опрыснул тою водой землю вокруг себя, и вся она ожила…».
    При этом еще больший удар своим предательством наносит  его  старший брат Шульген, с детства своенравный  и тщеславный. Шульген ищет счастья  и славы только для себя.  Он не брезгует ничем, готов даже убить родного брата ради своей славы, взять в жены прекрасную Хумай, Акбузата оседлать и меч алмазный забрать. Урал – батыр и здесь дает  возможность ему исправиться, встать на путь истинный. Это говорит о его благородстве и силе духа.
    И что бы ни задумал мой герой, все доводит до конца, «так как рожден защищать людей», «чтобы покой внести в этот мир, создан лишь творить добро». Хотелось бы, чтобы и в современном мире были такие искренние и благородные люди.
    Бесстрашие, бескорыстие, благородство,  сила духа – именно этими качествами привлекает меня мой герой. И поэтому я стараюсь быть похожим на моего героя: быть полезным другим, помогать близким, ценить дружбу.
    VII Республиканский конкурс юных сказителей и исполнителей
    башкирского народного эпоса «Урал – батыр»
    «Урал-батыр – мой герой»
    Мустаев Ирмак
    6 г класс
    муниципальное общеобразовательное бюджетное
    учреждение лицей №4 г.Баймака
    муниципального района Баймакский район
    Республики Башкортостан
    Учитель: Булатова Зайтуна Зайнетдиновна

  3. «Урал Батыр» – фольклорное произведение башкирского народа, которое несет в себе дух истории этого этноса, является незабвенным символом культуры и обычаев этого древнего народа. Как и другие эпосы, «Урал Батыр» повествует современному читателю о том, как жили отдельные народы, во что они верили, каким силам поклонялись, с кем воевали и дружили.

    Значение эпоса

    «Урал Батыр» – это настоящий кладезь информации о давно забытом прошлом и передает ее все новым и новым поколениям башкирского народа. На протяжении долгих лет эпос существовал в исключительно устной форме. Только в 1910 году, известный фольклорист М. Бурангулов смог кодифицировать все стихи и сказания в единое произведение.
    Эпос состоит из трех частей, которые включают в себя 4576 поэтических строк. «Урал батыр» относиться к древнейшему жанру народной поэзии Башкирии кубаир (разновидность героических сказаний).
    Герои этого эпоса часто встречаются и в других народных башкирских сказаниях «Алпамыша», «Конгур-буга», «Заятуляк и Хыухылу». Позже были созданы произведение, которые стали продолжением легендарного эпоса: «Бабсак и Кусэк», «Акбузат».

    Сюжет эпоса «Урал батыр»

    Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал батыра за благополучие других людей. Противники главного героя это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
    В сюжет введены и мифические существа – небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике.
    По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. На склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей Урала и Шульгена.
    Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем.
    Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
    Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
    Третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. Дети Урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.

    Нужна помощь в учебе?

    Форма автор24

  4. В башкирском фольклоре есть две пословицы непосредственно связанные со львом. Они звучат примерно так: «Если сядешь верхом на льва, то пусть твоя плетка саблей будет» и «Если лев пошел на охоту, то без добычи он не вернется». Но ведь пословицы создаются не на пустом месте.
    Исследования палеонтологов косвенно доказывают, что доисторические пещерные львы, которые были гораздо больше их нынешних потомков, могли водиться не только в Африке, но и в Европе, на Урале и даже в Сибири. К тому же они могли прыгать дальше и выше чем современные львы. Может быть поэтому древние люди встречавшиеся с этими грозными существами и придумали миф о летающих львах.
    В эпосе мы, возможно, слышим отголоски очень далекой реальности. По этой версии сказания о подвигах Урал-батыра могли появиться в эпоху Верхнего палеолита, но есть и другая версия не менее сенсационная.
    В архиве Уфимского научного центра РАН хранится самый старый экземпляр рукописи эпоса. На башкирском языке еще латинским шрифтом он был напечатан около 100 лет назад. Но как именно возник этот письменный текст, наверное, самая большая загадка всей этой истории. Появление письменного варианта Урал-батыра это настоящий детектив.
    По официальной версии Урал-батыр был записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, но никто и никогда не видел его первоначальной рукописной записи. Считается, что она потерялась во время обысков Бурангулова. При Советской власти его несколько раз арестовывали, как врага народа.
    Скептики возражают – записи никуда не терялись потомучто их просто не было. А Мухаметша Бурангулов и был настоящим автором Урал-батыра. Так неужели он просто выдумал все рассказы о славных подвигах батыра и вообще образ главного персонажа, а все его рассказы это просто стилизация под древнебашкирский эпос, которого у предков башкир просто не было.
    Журналист и общественный деятель Карим Яушев предположил, что эпос Урал-батыр не может считаться подлинно народным произведением, а является литературным сочинением писателя Бурангулова. Или же он переработал воедино все разрозненные сказания юго-восточных башкир. Но для чего Бурангулову сочинять поэму об Урал-батыре? Возможно, дело было в личных творческих амбициях, а возможно в политических причинах. Одна из версий – он делал это по заданию советского руководства Башкирии, которая стремилась создать новую историю башкирского народа. Правда потом за это же и пострадал – его объявили националистом.
    Впервые на башкирском языке Урал-батыр был напечатан в 1968 году. А на русском и того позднее – семь лет спустя. С тех пор вышло немало изданий и переводов эпоса, но споры о нем не прекращаются. Вообще Урал-батыр это единственный из эпических героев вокруг которого копья ломаются с таким ожесточением с каким, наверное, сам богатырь сражался со своими врагами.
    Так существовал ли Урал-батыр? В сказаниях о нем мало конкретной человеческой информации, его старинных изображений нет. Но возможно внешность его не столь важна ведь легенда наделяет Урала всеми положительными качествами, делая его образ и жизненный путь примером для подражания. Именно поэтому изложение всего эпоса от начала до конца считалось у башкир важнейшей частью обряда посвящения во взрослую жизнь.
    Вот пример уважения к чужой жизни и благородства даже по отношению к побежденным врагам. Однажды злой и кровожадный царь Катилла послал против Урала исполинского быка. Но не тут-то было. Как тут бык не пыхтел и не старался, как не бился не вырывался освободиться сил не нашел, по колени в землю ушел. Но победив быка, Урал-батыр пожалел его и оставил в живых. С тех пор у быков кривые рога и треснувшие на две половины копыта и не растет передний зуб. Все это наследство проигранной битвы далекого предка Урал-батыру.
    Разумеется, и обстоятельства боя с быком, размер рогатого противника батыра в сказаниях носит поистине мифологический характер. Однако это, наверное, самый реалистичный из всех подвигов Урал-батыра. Издревле сильнейшие мужчины из разных народов мерились силой с быками и сведения о подобных битвах встречаются не только в мифах, но и в римских исторических хрониках. Возможно, некий отважный борец был одним из прототипов героического Урала или этот миф о борьбе с быком-исполином пришел к башкирам от других народов. Итак, появляется третья версия происхождения нашего героя.
    Известный историк Татищев в своей книге приводит строки, что северные скифы имели своим первым государем Урануса. Это говорит о том, что действительно существовало какое то древнейшее государство правителем которого был Уран или как мы сегодня говорим Урал-батыр. Произошло его обожествление, в результате которого он стал одним из богов, сначала здесь на Урале а потом был перенесен в Древнюю Грецию и стал в результате начальным древнегреческим богом.
    Впрочем, возможно, это слишком смелая версия. Ее не разделяют даже большинство из тех ученых, которые считают что сказание Урал-батыр это подлинный эпос башкирского народа. Преобладает мнение, что славный батыр – фигура сугубо мифическая. Этим он тоже отличается от своих коллег из других сказаний, скажем от русского богатыря Ильи Муромца. Хотя по количеству и масштабам подвигов Урал-батыр превзошел многих знаменитых героев, ведь по сути он создал целый мир.
    Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Со временем она засияла как солнце – тело Урала превратилось в золото и драгоценные камни, а кровь в масло земли – нефть. Ну а горы стали называться в его честь – Уралом.
    Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины – вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

  5. Мин хал?ымды? с?ск? к??елен?н, Бал ?ортондай, ынйы йыямын, Йыямын да-й?нле ыныйлар?ан Хуш е?ле бер к?р?? ?оямын.
    Шу?а ла мин бел?м тел ???ерен: Бер телд?н д? телем к?м т?гел – К?сл? л? ул, бай ?а, я?ымлы ла, К?м к?рер тик уны к?м к??ел!.. Р.?арипов. Мине? тыу?ан ерем Баш?ортостан- бай т?би??тле Урал тау?арына урынлаш?ан г?з?л ер.Баш?ортостаныбы? – и? киткес матур ??м бай! Баш?ортостан борон-борнодан с?с?н телле, бай рухлы, атай-олатай?арыбы? ??мер итк?н б?р?к?тле,бай тарихлы т?й?к.Нинд?й ген? ?обайыр?ар?а ма?талма?ан бе??е? г?зиз еребе?.К?пте к?рг?н, к?пте кисерг?н атайсал! Бе??е? республикабы? бай , матур т?би??те мен?н ген? т?гел, ? к?п милл?тле булыуы мен?н д? айырылып тора.Т?рл? милл?т халы?тары ??-ара ду? ??м татыу й?ш?й??р.??р милл?т кеше?е ?? теленд? ??йл?шерг? , ?? хал?ыны? ??р?ф-????тт?ренд? т?рби?л?нерг? ха?лы.??р кем ??ене? милл?тен ?орурлы? мен?н ?йтерг? тейеш.Ю??а ?ына”Иле бер??мде?-к?н? бер??м”, тип ?йтм?г?нд?р.Мине?с? , мил?тт?р ??-ара ду? й?ш???, улар?ы алда?ы к?нд?р?? л? б?хетле, я?ты тормош к?т?. Тыу?ан ер т?ш?нс??ен туган тел?е? к?? алдына ла килтереп булмай.Мине? ту?ан телем – татар теле ??м мин ?? телем мен?н ?орурланам, уны х?рм?т ит?м.?? ту?ан телен белм??се кеше ??ене? тамырын онота, милл?т в?киле булыу?ан ту?тай.Шуны? ?с?н, бе??е? ата-бабаларыбы?, кил?с?к быуын тыу?ан иленд? й?ш??ен,?? ту?ан теленд? ??йл?ш?ен ?с?н , нинд?й ген? ауырлы?тар кисерм?г?н.?мм? ту?ан телен ?а?лап ?ал?ан. Был й???тт?н бе??е? х?к?м?тебе? тарафынан бик к?п эшт?р баш?арыла.Ун ете йыл инде республикабы? суверенитет шарттарында й?ш?й, “Баш?ортостанда й?ш??се халы?тар?ы? телд?ре тура?ында” закон ?абул ителде, балалар?ы ?с? теленд? у?ытыу?а и?тибар артты, баш?орт теле д??л?т теле статусын алды. Бе??е? И?ке ?ормаш урта ??м?ми белем бире? м?кт?бенд? л? 2006-2007-се у?ыу йылынан баш?орт теле д??л?т теле булара? у?ытыла башланы.Бе??? был д?рест?р бик ?ы?ы?лы ??м мауы?тыр?ыс ?т?.Тел д?рест?ренд? бе? баш?орт телене? ??енс?лекле я?тары мен?н таныш?а?,???би?т д?рест?ре бе??е сихри бер донья?а алып кереп кит?.Бында бе? тыу?ан Баш?ортостаныбы??ы? г?з?ллеген? дан йырла?ан,уны? матурлы?ына та? ?ал?ан, теле, хал?ы мен?н ?орурлан?ан, уны? я?мышы ?с?н борсол?ан ??ренекле я?ыусы ??м ша?ир?ар ижады мен?н танышабы?.Мине? ??ем? бигер?к т? З?йн?п Биишеваны?, Р?ми ?ариповты?, Н.Мусинды? ??м Ринат ?амалды? ижаттары о?шай.Баш?орт телен ?йр?н? башла?ас, бе? ?лег? ????ре белм?г?н баш?орт я?ыусыларыны? ижады мен?н танышты?.Шулай у? бе??е? м?кт?пт? баш?орт теле ??м ???би?те а?налы?ы,я?ыусылар?ы? юбилей?арына арнал?ан кис?л?р, ши?ыр ??м инша конкурстары, у?ыл?ан ???р??р буйынса диспуттар ?.б. саралар ?т?.?тк?н у?ыу йылында ми?? районда ?тк?релг?н с?с?нд?р б?йге?енд? ?атнашыу б?хете тей?е. Мин “Урал батыр” эпосынан 200 юлды яттан ??йл?п , ма?тау грамота?ы мен?н б?л?кл?ндем. Ошо я?гандарыма н?тиж? я?ап, мин баш?орт телен ?йр?не?г? ?арата ?? фекеремде ?йткем кил?.Баш?ортостан еренд? й?ш?г?с, бе? уны? телен, ??р?ф-????тт?рен белеп, ихтирам итерг? тейешбе?.Уны? б?г?нг???, ?тк?не мен?н ?ы?ы??ыныр?а, хал?ыбы??ы? кил?с?ге я?ты бул?ын ?с?н, б?г?н донья?а айы? а?ыл мен?н ?арар?а, хаталар?ы ?абатлама??а к?р?к.Хал?ыбы??ы? кил?с?ге бе??е? ?улда.Мине?с?, ил?е? ,тел?е? милл?т булмай,шуны? ?с?н – и? т???? телде белерг? к?р?к. Ту?ан татар телен,??е? й?ш?г?н д??л?тте? телен д? беле?, уны ?йр?не?- ?ине? т?рби?ле , у?ымышлы, ?хла?лы булыуы?ды ??р??т?, ту?андаш баш?орт ??м татар ду?лы?ын та?ы ла ны?ыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *