Сочинение по истории на тему культура византии 6 класс
6 вариантов
Культура Византии стала практически основателем остальных частей культур. Она внесла своим существованием огромный вклад во всю мировую культуру. Самое главное место в любой культуре, а особенно в византийской отдавалось, конечно, религии. Византийская культура имела важную роль в создании и развитии христианства в Западной и Восточной части. В момент раскола церкви византийская культура подтянулась к православной вере и дала ей ощутимую опору. В Византии было с давних времен множество красивых храмов, церквей, соборов. Каждый из них был украшен шикарными фресками, иконами, также выполнено несколько мозаик. Все это предавало изумительную красоту помещениям, а также служило настоящей духовной пищей для верующих людей.
В Константинополе находился величественный Собор Софии, который являлся практически самой главной достопримечательностью в византийской культуре. Это было огромное здание с куполом, которое достигало высоту почти пятьдесят сантиметров. Внутри в помещении были нанесены иконы, фрески, что делала здание могущественным и религиозным местом. Софийский собор прослужил достаточно недолгое время, так после захвата османскими войсками его переделали в мечеть и дали иное название. На территории Греции находился еще один объект, который прославлял византийскую культуру – это Афонский монастырь.
Во всех храмах и дворцах стены украшались картинами, мозаиками. Много зданий использовали живопись по мокрой штукатурке. На нее сразу наносили готовый рисунок с помощью водяной краски. В музыкальном искусстве было создано множество произведений искусств, сочинение нот, литургических рукописей. Порой на небольших праздниках устраивали песнопения.
В сфере моды применялись такие черты, как прямые линии и четкость. Они олицетворялись, буквально в каждом виде одежды. На протяжении всего существования византийской культуры все разделы находились в узких рамках. За основные черты в одежде бралась мода римской империи. Только иногда добавлялись некоторые черты Востока. Но чаще всего и женщины и мужчины предпочитали носить античного времени одежду. Это была длинная рубашка с рукавами и юбка. Знатные люди могли отличаться, поскольку они уже изготавливали свою одежду из дорогого материала. Но все части одежды должны были выглядеть строго и прямолинейно. Для того, чтобы придать подобные черты знатные девушки добавляли ремни, различные украшения.
Во времена Средневековья византийская культура сыграла особую роль в истории. Начало нового периода было заложено в момент принятия христианства. Византийские мастера, прибывшее на часть Руси стали строить храмы по своим технологиям, рисовать картины и вырезать фрески с изображением святых. Так плотно стали на Руси появляться черты византийской культуры.
Как самостоятельный объект – эта культура пробыла совершенно недолго, но она отразилась в различных частях в моменты переломов. Некоторые иконы и образцы живописной росписи были привезены из Константинополя в Киев. На Руси стали появляться здания, архитектура которых напоминала культуру Византии. Это были чаще всего каменные храмы, интерьер которых украшался мозаикой и фресками.
В живописи преследовались такие черты, как античная гармония. Это чувство меры стало достоянием русской церкви. Также стоит заметить, что освоение византийской культуры предало положительные предпосылки для наследия Руси. Художество на русской земле имело высокий уровень. И этому способствовало то, что русские художники имели плотные отношения с византийцами. Ведь эти чудесные мастера помогали в становлении того или иного дела.
Большой вклад византийская культура внесла во всю мировую культуру. Огромное достояние, качественные постройки, изумительные картины, живопись – это огромный вклад в историю.
Введение
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Многообразие словоупотребления перекликается с множеством научных определений и свидетельствует о многообразии феномена культуры. Культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, и составляет то, что качественно отличает его от всех живых существ и природы. В течение тысячелетий культура существовала как нечто неосознаваемое и неотделимое от человека и общества. Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, выражается в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. В схеме периодизации культурно-исторического процесса культура Западноевропейского Средневековья обозначает эпоху между древностью и новым временем. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды. В целом для средневекового искусства характерны искренне почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда. Иерархия в общественной жизни переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды на пространство и время. Средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями, и все же привлекает и завораживает нас своей архитектурой, искусством, религией и философией. 1. Особенности исторического развития Византии
В течение одиннадцати веков своей истории Византийская империя – могущественное средневековое государство – прошла основные стадии развития от крушения рабовладения к рождению, расцвету и упадку феодального строя. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г. — 29 мая 1453)г. началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный императором Константином (ок. 285-337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.
В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада. Территория Византии и особенности экономики. В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи. Роль городов и населения. В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. — 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.
Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий. Этапы развития государства. За тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам. Византия и соседи. Конец Византийской империи. Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв.), Болгарского царства, испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути. В истории Византии VII в. был трагическим – арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией – мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Территория империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она оставалась до XIII в., когда начался её закат. В 1204г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование. 2. Государственное устройство Византии Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.
Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии. Влияние церкви. Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия. 3. Период Раннего Средневековья
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство представляло собой единую, сложную систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались и в другой. Образование. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. Старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. Для императорской библиотеки лучшие знатоки греческого и латинского языков переписывали книги. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Медицинское обслуживание было продумано: за каждым врачом закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных. Научные знания. Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы.
Наука становится богословской. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе. Философия. В период Раннего Средневековья в Византии был распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл (410-485), Иоанн Грамматик. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник. Эта эпоха стала временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам феодального общества. Литература. Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии.Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации. Изобразительное искусство и архитектура. Наивысший расцвет искусства приходится на время правления Юстиниана (482-565) и отражает в своих образах государственные и религиозные идеи. К числу выдающихся памятников середины V в. относится усыпальница дочери императора Феодосия Галлы. В Константинополе оформился единый архитектурный ансамбль: ипподром, Большой дворец, храм святой Софии (архитекторы Анфимий и Исидор). Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии и Египта. Распространенной техникой стенной живописи становится красочная мозаика. Непревзойденный образец монументального искусства Византии мозаика Софии Константинопольской (середина IХ в). Прикладное искусство – это резьба, скульптуры из слоновой кости. Иконопись переходит от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых. Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, еврейской, армянской песенности, а так же к позднегреческим и римским мелодиям. Светская музыка была пышного стиля. Странствовали певцы музыканты. Большое развитие получили приветственные возгласы -славословия, застольные величавые песни в исполнении хоров в сопровождении органа и трубы. Была известна ансамблевая музыка цимбалистов и трубачей. Широкое распространение получили гимны – религиозно-философская лирика. Лучшие гимны Иоанна Дамаскина сгруппированы по 8 главам в «Октоихе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь, где трудился распевщик монах Феодор Студит. До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль, проникая в Рим, Южную Италию, Франконию, Ирландию. 4. Период Македонской династии и династии Комнинов
В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес литературе и философии. Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. Образование и научные знания. В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных религий, биографические заметки, цитаты и т.п. материалы. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Работа М.Пселла «квадриум» — обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык; повлияла на развитие математики в Западной Европе.
В области медицины в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных и птицах. В области исторических наук произведения носили характер мемуаров и хроник. На XI-XII вв. приходится наибольшая интенсивность философский дискуссий. Ведущие представители М.Пселл и Иоанн Штал пытались отделить философию от богословия, хотя и оставались на позициях идеализма. Литературная жизнь в этотпереживает оживление. Её представители – Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы — Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.
В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии. Изобразительное искусство и архитектура. В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. Получают распространение небольшие церкви, одновременно храм растет в высоту, большое значение приобретает внешний вид храма. Фасады украшаются колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется ассиметрия. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.). В решении задач подчинения человека догматам православия помощь оказала монументальная живопись, которая подчиняется догматике. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец». Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократичных кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, иконы, керамика были распространены в пределах империи. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота. Музыка. В связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизация, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке. 5. Эпоха Палеологов
Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот период условно называется Палеологовским Возрождением (1261-1453). Начало кризиса феодализма и культуры. В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых с «латинянами». Поэтому в XII-XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и исторические. Наиболее крупный историк этого периода – Никита Хониат, автор обширного труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии. Никифор Влеммид автор сочинений по географии «История Земли» и «Всеобщей географии». Кризис феодализма усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм наполняет все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математику. Из-за противодействия церкви не был проведен в жизнь новый календарь Никифора Григора (1236-1360). В то же время зарождение в городах капиталистических отношений усиливает интерес к достижениям науки. В стране была хорошо развита математика, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Появляются элементы гуманистического мировоззрения. Георгий Плифон (1335-1452) ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной.
Медицинская наука включает в себя анатомию, физиологию, фармакологию. На медицинском факультете Парижского университета до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIIIв. византийским врачом Николаем Мирепзосом.
Исторические труды отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.
Развитие науки затормозило турецкое завоевание 1453г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В философии усиливаются мистические течения. Представители: Григорий Синаит (рубеж XIII-XIVв.), Николай Кавасила (XIVв.), Григорий Палама (ок.1297-1360). Одновременно зарождается новое, родственное западноевропейскому гуманизму, философское направление, видную роль в котором играл Георгий Плифон. Литература. Византийская литература не потеряла своего своеобразия при Палеологах. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений. Заключение
Византийская культура в целом оказала значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса. После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.
По своему географическому месторасположению империя выступала связующим звеном Востока и Запада, и располагалась на 2 континентах – в Азии и Европе. Объединение греко-римских и восточных обычаев наложило свой оттиск на функционирование и развитие общественной жизни, государственности, культуры и искусства византийского сообщества.
В формировании Византийской культуры принимало участие большое количество народностей: жители Сирии, Древней Греции, Рима, Египта, Армении. Украшением города служили статуи и фонтаны, а также чудные строения – дома местных аристократов. Вместо площади, где ранее проводились народные собрания, общество собиралось на ипподроме. Самый известный императорский дворец Византийской империи – правителя Юстиниана I.
Большинство изделий, изготовленных ранневизантийскими мастерами, являются историческими шедеврами. Ювелирные украшения были предметом зависти жителей стран Ближнего Востока и Европы. Многие мастера пытались им подражать, и изо всех сил стремились перенять мастерство ромеев.
Деньги Византии практически не отличались от монет Римской империи. Каждый правитель во внешний вид вносил незначительные изменения. Политики и философы неустанно повторяли, что византийская империя – это Новый Рим. Институты власти не претерпели ни малейших преобразований. Уклад жизни императора был обставлен с необычайной пышностью, иностранных посланников стремились ошеломить величием императорской власти.
Вариант 3
Византия – у каждого есть свое представление и ассоциация с этой по истине великой империей, ее богатством. Ввиду своего богатства, она притягивала торговцев, которые успешно реализовывали свой товар, как на импорт, так и на экспорт.
Принято считать, что Византия начинает свою эпоху с образования с 330 года, в тот момент образовался город Константинополь и вплоть до середины 15 столетия. К сожалению, империя была разгромлена турками.
Считается, что Византия стала великой, благодаря возвышению Христианства над человеком. Здесь прослеживается тонкая нить отношения к религии, благодаря которой многие страны переняли Христианство. В том числе и Русь, переняла практически все аспекты религии, в том числе и стиль постройки храмов и методы иконописи.
Так же Европейские государства переняли часть религиозных традиций и основных принципов строения храмов.
Что касается образования, то здесь давалась возможность каждому получить его, вследствие чего, многие становились своего рода предпринимателями, но, как и в современном мире, не у всех это получалось.
В добавок ко всему ученые Византии сохранили большую часть исторических записей и книг Рима и Греции. Без этих людей большая часть истории этих империй была бы потеряна.
Хоть и просуществовало это государство не столь много, а именно несколько столетий, зато оно оказало огромное влияние множество других стран. Именно благодаря этому влиянию у каждой страны было свое достояние. На Руси это представлялось, как вышивка и иконопись, традиции. Что уж говорить об архитектурном влиянии, ведь оно проявляется не только у упомянутых ранее храмах и соборов, а в стилистике всех возведенных зданий.
Если говорить о войнах, то безусловно, защита была на высоте. Так как многие хотели получить в свои владения земли столь успешной империи. Но, как и бывает жажда власти и денег все губит. Если бы один из императоров поддерживал армию хотя бы провизией в зимнее время, а не скупился, то кто знает, быть может велика Византийская империя существовала и дальше.
Стоит отметить, что хоть и мало кто знает, но и Греция успела перенять часть традиций и искусства, а это: картины и учение философов Византии.
Но было, что было и нам остается лишь наслаждаться теми вещами, которые сохранили наши предки в память неповторимых мастеров того времени, чьим навыка завидовали все завидные ремесленники во всем мире.
Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено… не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».
Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески, мозаики и иконы. Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев. Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.
При написании исторического эссе на олимпиаду необходимо полно и точно изложить исторические факты, относящиеся к указанному периоду. Определите важнейшие исторические события, связанные с темой.
Важно привести несколько «живых» примеров, подтверждающих аргументы. На олимпиаде приветствуется приведение неординарных, необычных фактов.
Важно выделить причинно-следственные связи событий, изложить их последовательность, построив четкую логическую цепочку.
Важно правильно употреблять научные термины и понятия. Рекомендуется также назвать двух исторических личностей, связанных с темой, наиболее ярко проявившихся в заданной сфере, их действия (как в формате ЕГЭ), употребить цитату или афоризм современника или критика по теме.
В финале текста важно сделать краткие итоговые выводы, дать сжатую характеристику исторических фактов темы.
Культура Византии – это период в тысячу лет, от четвертого века нашей эры до пятнадцатого, до падения Константинополя.
Черты культуры того времени в науке зовутся византизмом (так же называются политические особенности страны, ее государственный строй и так далее). Достаточно неплохо защищенная от нападков варваров «живым щитом» Западной Римской империи, Византия могла уделять вниманию развитию культуры и искусств, а также развлекательной индустрии.
Хорошо развита была в древней Византии литература, в том числе специальная. Так, в «Медицинском трактате» тех времен давались советы по лечению болезней и косметике. К эпохе Византии относится немало полезных научных изобретений, например, мозаичной смальты.
История сохранила немало ценных литературных памятников, особенно периода 9-11 веков. Писали тогда по-гречески. Сохранились имена некоторых авторов – Романа Сладкопевца, что писал гимны, императора Юстиниана, тоже автора гимнов, историка Прокопия Кесарийского… Латынь к тому времени уже отодвинулась на второй план.
Изобразительное искусство Византии носит отпечаток господствующей религии – православия. Это великолепные иконопись и мозаики, некоторые из них сохранились до наших дней. Например, бесценная мозаика с ликом Христа в Соборе Святой Софии, в Стамбуле. Византийская эпоха считается в мировой истории непревзойденным расцветом мозаичного искусства. В этот период оно особенно утонченно, изящно, светится традиционным золотистым фоном.
Культура Византии оказала немалое влияние на культуру Руси. Распространение христианства, миссионерские поездки византийских духовников на Русь здесь сыграли ключевую роль. Родоначальники славянского алфавита и создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий были монахами-византийцами.
Культура Византии – это целая эпоха развития человечества. Развитие истории, большая популярность литературы в массах, достаточно высокая на то время в мире грамотность, высокая степень свободы искусства (была распространена любовная лирика, эротическая литература) – это черты византийского общества.
Пожалуй, здесь еще напрашивается не простой логический, а дополнительный, аналитический парадоксальный вывод. Увы, Западная Римская империя в последние годы существования не оказала такого высокого культурного влияния на соседние земли. Погрязшая в постоянных войнах, она уделила культуре намного меньше внимания.
Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.
Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.
Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.
Особенности Византийской культуры
Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.
Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.
Влияние и роль Византийской культуры
Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.
В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы . Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.
Культура Византии стала практически основателем остальных частей культур. Она внесла своим существованием огромный вклад во всю мировую культуру. Самое главное место в любой культуре, а особенно в византийской отдавалось, конечно, религии. Византийская культура имела важную роль в создании и развитии христианства в Западной и Восточной части. В момент раскола церкви византийская культура подтянулась к православной вере и дала ей ощутимую опору. В Византии было с давних времен множество красивых храмов, церквей, соборов. Каждый из них был украшен шикарными фресками, иконами, также выполнено несколько мозаик. Все это предавало изумительную красоту помещениям, а также служило настоящей духовной пищей для верующих людей.
В Константинополе находился величественный Собор Софии, который являлся практически самой главной достопримечательностью в византийской культуре. Это было огромное здание с куполом, которое достигало высоту почти пятьдесят сантиметров. Внутри в помещении были нанесены иконы, фрески, что делала здание могущественным и религиозным местом. Софийский собор прослужил достаточно недолгое время, так после захвата османскими войсками его переделали в мечеть и дали иное название. На территории Греции находился еще один объект, который прославлял византийскую культуру – это Афонский монастырь.
Во всех храмах и дворцах стены украшались картинами, мозаиками. Много зданий использовали живопись по мокрой штукатурке. На нее сразу наносили готовый рисунок с помощью водяной краски. В музыкальном искусстве было создано множество произведений искусств, сочинение нот, литургических рукописей. Порой на небольших праздниках устраивали песнопения.
В сфере моды применялись такие черты, как прямые линии и четкость. Они олицетворялись, буквально в каждом виде одежды. На протяжении всего существования византийской культуры все разделы находились в узких рамках. За основные черты в одежде бралась мода римской империи. Только иногда добавлялись некоторые черты Востока. Но чаще всего и женщины и мужчины предпочитали носить античного времени одежду. Это была длинная рубашка с рукавами и юбка. Знатные люди могли отличаться, поскольку они уже изготавливали свою одежду из дорогого материала. Но все части одежды должны были выглядеть строго и прямолинейно. Для того, чтобы придать подобные черты знатные девушки добавляли ремни, различные украшения.
Во времена Средневековья византийская культура сыграла особую роль в истории. Начало нового периода было заложено в момент принятия христианства. Византийские мастера, прибывшее на часть Руси стали строить храмы по своим технологиям, рисовать картины и вырезать фрески с изображением святых. Так плотно стали на Руси появляться черты византийской культуры.
Как самостоятельный объект – эта культура пробыла совершенно недолго, но она отразилась в различных частях в моменты переломов. Некоторые иконы и образцы живописной росписи были привезены из Константинополя в Киев. На Руси стали появляться здания, архитектура которых напоминала культуру Византии. Это были чаще всего каменные храмы, интерьер которых украшался мозаикой и фресками.
В живописи преследовались такие черты, как античная гармония. Это чувство меры стало достоянием русской церкви. Также стоит заметить, что освоение византийской культуры предало положительные предпосылки для наследия Руси. Художество на русской земле имело высокий уровень. И этому способствовало то, что русские художники имели плотные отношения с византийцами. Ведь эти чудесные мастера помогали в становлении того или иного дела.
Большой вклад византийская культура внесла во всю мировую культуру. Огромное достояние, качественные постройки, изумительные картины, живопись – это огромный вклад в историю.
Введение
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Многообразие словоупотребления перекликается с множеством научных определений и свидетельствует о многообразии феномена культуры. Культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, и составляет то, что качественно отличает его от всех живых существ и природы. В течение тысячелетий культура существовала как нечто неосознаваемое и неотделимое от человека и общества. Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, выражается в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. В схеме периодизации культурно-исторического процесса культура Западноевропейского Средневековья обозначает эпоху между древностью и новым временем. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды. В целом для средневекового искусства характерны искренне почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда. Иерархия в общественной жизни переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды на пространство и время. Средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями, и все же привлекает и завораживает нас своей архитектурой, искусством, религией и философией.
1. Особенности исторического развития Византии
В течение одиннадцати веков своей истории Византийская империя – могущественное средневековое государство – прошла основные стадии развития от крушения рабовладения к рождению, расцвету и упадку феодального строя. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г. — 29 мая 1453)г. началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный императором Константином (ок. 285-337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.
В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.
Территория Византии и особенности экономики. В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи.
Роль городов и населения. В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. — 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.
Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий.
Этапы развития государства. За тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.
Византия и соседи. Конец Византийской империи. Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв.), Болгарского царства, испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути. В истории Византии VII в. был трагическим – арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией – мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Территория империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она оставалась до XIII в., когда начался её закат. В 1204г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование.
2. Государственное устройство Византии
Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.
Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.
Влияние церкви. Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.
3. Период Раннего Средневековья
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство представляло собой единую, сложную систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались и в другой.
Образование. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. Старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. Для императорской библиотеки лучшие знатоки греческого и латинского языков переписывали книги. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Медицинское обслуживание было продумано: за каждым врачом закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
Научные знания. Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы.
Наука становится богословской. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
Философия. В период Раннего Средневековья в Византии был распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл (410-485), Иоанн Грамматик. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник. Эта эпоха стала временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам феодального общества.
Литература. Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии.Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации.
Изобразительное искусство и архитектура. Наивысший расцвет искусства приходится на время правления Юстиниана (482-565) и отражает в своих образах государственные и религиозные идеи. К числу выдающихся памятников середины V в. относится усыпальница дочери императора Феодосия Галлы. В Константинополе оформился единый архитектурный ансамбль: ипподром, Большой дворец, храм святой Софии (архитекторы Анфимий и Исидор). Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии и Египта. Распространенной техникой стенной живописи становится красочная мозаика. Непревзойденный образец монументального искусства Византии мозаика Софии Константинопольской (середина IХ в). Прикладное искусство – это резьба, скульптуры из слоновой кости. Иконопись переходит от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, еврейской, армянской песенности, а так же к позднегреческим и римским мелодиям. Светская музыка была пышного стиля. Странствовали певцы музыканты. Большое развитие получили приветственные возгласы -славословия, застольные величавые песни в исполнении хоров в сопровождении органа и трубы. Была известна ансамблевая музыка цимбалистов и трубачей. Широкое распространение получили гимны – религиозно-философская лирика. Лучшие гимны Иоанна Дамаскина сгруппированы по 8 главам в «Октоихе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь, где трудился распевщик монах Феодор Студит. До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль, проникая в Рим, Южную Италию, Франконию, Ирландию.
4. Период Македонской династии и династии Комнинов
В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес литературе и философии. Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам.
Образование и научные знания. В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных религий, биографические заметки, цитаты и т.п. материалы. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Работа М.Пселла «квадриум» — обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык; повлияла на развитие математики в Западной Европе.
В области медицины в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных и птицах. В области исторических наук произведения носили характер мемуаров и хроник. На XI-XII вв. приходится наибольшая интенсивность философский дискуссий. Ведущие представители М.Пселл и Иоанн Штал пытались отделить философию от богословия, хотя и оставались на позициях идеализма.
Литературная жизнь в этотпереживает оживление. Её представители – Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы — Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.
В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии.
Изобразительное искусство и архитектура. В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. Получают распространение небольшие церкви, одновременно храм растет в высоту, большое значение приобретает внешний вид храма. Фасады украшаются колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется ассиметрия. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.). В решении задач подчинения человека догматам православия помощь оказала монументальная живопись, которая подчиняется догматике. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец». Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократичных кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, иконы, керамика были распространены в пределах империи. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота.
Музыка. В связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизация, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке.
5. Эпоха Палеологов
Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот период условно называется Палеологовским Возрождением (1261-1453).
Начало кризиса феодализма и культуры. В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых с «латинянами». Поэтому в XII-XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и исторические. Наиболее крупный историк этого периода – Никита Хониат, автор обширного труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии. Никифор Влеммид автор сочинений по географии «История Земли» и «Всеобщей географии». Кризис феодализма усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм наполняет все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математику. Из-за противодействия церкви не был проведен в жизнь новый календарь Никифора Григора (1236-1360). В то же время зарождение в городах капиталистических отношений усиливает интерес к достижениям науки. В стране была хорошо развита математика, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Появляются элементы гуманистического мировоззрения. Георгий Плифон (1335-1452) ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной.
Медицинская наука включает в себя анатомию, физиологию, фармакологию. На медицинском факультете Парижского университета до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIIIв. византийским врачом Николаем Мирепзосом.
Исторические труды отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.
Развитие науки затормозило турецкое завоевание 1453г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В философии усиливаются мистические течения. Представители: Григорий Синаит (рубеж XIII-XIVв.), Николай Кавасила (XIVв.), Григорий Палама (ок.1297-1360). Одновременно зарождается новое, родственное западноевропейскому гуманизму, философское направление, видную роль в котором играл Георгий Плифон.
Литература. Византийская литература не потеряла своего своеобразия при Палеологах. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений.
Заключение
Византийская культура в целом оказала значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса. После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.
По своему географическому месторасположению империя выступала связующим звеном Востока и Запада, и располагалась на 2 континентах – в Азии и Европе. Объединение греко-римских и восточных обычаев наложило свой оттиск на функционирование и развитие общественной жизни, государственности, культуры и искусства византийского сообщества.
В формировании Византийской культуры принимало участие большое количество народностей: жители Сирии, Древней Греции, Рима, Египта, Армении. Украшением города служили статуи и фонтаны, а также чудные строения – дома местных аристократов. Вместо площади, где ранее проводились народные собрания, общество собиралось на ипподроме. Самый известный императорский дворец Византийской империи – правителя Юстиниана I.
Большинство изделий, изготовленных ранневизантийскими мастерами, являются историческими шедеврами. Ювелирные украшения были предметом зависти жителей стран Ближнего Востока и Европы. Многие мастера пытались им подражать, и изо всех сил стремились перенять мастерство ромеев.
Деньги Византии практически не отличались от монет Римской империи. Каждый правитель во внешний вид вносил незначительные изменения. Политики и философы неустанно повторяли, что византийская империя – это Новый Рим. Институты власти не претерпели ни малейших преобразований. Уклад жизни императора был обставлен с необычайной пышностью, иностранных посланников стремились ошеломить величием императорской власти.
Вариант 3
Византия – у каждого есть свое представление и ассоциация с этой по истине великой империей, ее богатством. Ввиду своего богатства, она притягивала торговцев, которые успешно реализовывали свой товар, как на импорт, так и на экспорт.
Принято считать, что Византия начинает свою эпоху с образования с 330 года, в тот момент образовался город Константинополь и вплоть до середины 15 столетия. К сожалению, империя была разгромлена турками.
Считается, что Византия стала великой, благодаря возвышению Христианства над человеком. Здесь прослеживается тонкая нить отношения к религии, благодаря которой многие страны переняли Христианство. В том числе и Русь, переняла практически все аспекты религии, в том числе и стиль постройки храмов и методы иконописи.
Так же Европейские государства переняли часть религиозных традиций и основных принципов строения храмов.
Что касается образования, то здесь давалась возможность каждому получить его, вследствие чего, многие становились своего рода предпринимателями, но, как и в современном мире, не у всех это получалось.
В добавок ко всему ученые Византии сохранили большую часть исторических записей и книг Рима и Греции. Без этих людей большая часть истории этих империй была бы потеряна.
Хоть и просуществовало это государство не столь много, а именно несколько столетий, зато оно оказало огромное влияние множество других стран. Именно благодаря этому влиянию у каждой страны было свое достояние. На Руси это представлялось, как вышивка и иконопись, традиции. Что уж говорить об архитектурном влиянии, ведь оно проявляется не только у упомянутых ранее храмах и соборов, а в стилистике всех возведенных зданий.
Если говорить о войнах, то безусловно, защита была на высоте. Так как многие хотели получить в свои владения земли столь успешной империи. Но, как и бывает жажда власти и денег все губит. Если бы один из императоров поддерживал армию хотя бы провизией в зимнее время, а не скупился, то кто знает, быть может велика Византийская империя существовала и дальше.
Стоит отметить, что хоть и мало кто знает, но и Греция успела перенять часть традиций и искусства, а это: картины и учение философов Византии.
Но было, что было и нам остается лишь наслаждаться теми вещами, которые сохранили наши предки в память неповторимых мастеров того времени, чьим навыка завидовали все завидные ремесленники во всем мире.
Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено… не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».
Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески, мозаики и иконы. Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев.
Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.
При написании исторического эссе на олимпиаду необходимо полно и точно изложить исторические факты, относящиеся к указанному периоду. Определите важнейшие исторические события, связанные с темой.
Важно привести несколько «живых» примеров, подтверждающих аргументы. На олимпиаде приветствуется приведение неординарных, необычных фактов.
Важно выделить причинно-следственные связи событий, изложить их последовательность, построив четкую логическую цепочку.
Важно правильно употреблять научные термины и понятия. Рекомендуется также назвать двух исторических личностей, связанных с темой, наиболее ярко проявившихся в заданной сфере, их действия (как в формате ЕГЭ), употребить цитату или афоризм современника или критика по теме.
В финале текста важно сделать краткие итоговые выводы, дать сжатую характеристику исторических фактов темы.
Культура Византии – это период в тысячу лет, от четвертого века нашей эры до пятнадцатого, до падения Константинополя.
Черты культуры того времени в науке зовутся византизмом (так же называются политические особенности страны, ее государственный строй и так далее). Достаточно неплохо защищенная от нападков варваров «живым щитом» Западной Римской империи, Византия могла уделять вниманию развитию культуры и искусств, а также развлекательной индустрии.
Хорошо развита была в древней Византии литература, в том числе специальная. Так, в «Медицинском трактате» тех времен давались советы по лечению болезней и косметике. К эпохе Византии относится немало полезных научных изобретений, например, мозаичной смальты.
История сохранила немало ценных литературных памятников, особенно периода 9-11 веков. Писали тогда по-гречески. Сохранились имена некоторых авторов – Романа Сладкопевца, что писал гимны, императора Юстиниана, тоже автора гимнов, историка Прокопия Кесарийского… Латынь к тому времени уже отодвинулась на второй план.
Изобразительное искусство Византии носит отпечаток господствующей религии – православия. Это великолепные иконопись и мозаики, некоторые из них сохранились до наших дней. Например, бесценная мозаика с ликом Христа в Соборе Святой Софии, в Стамбуле. Византийская эпоха считается в мировой истории непревзойденным расцветом мозаичного искусства. В этот период оно особенно утонченно, изящно, светится традиционным золотистым фоном.
Культура Византии оказала немалое влияние на культуру Руси. Распространение христианства, миссионерские поездки византийских духовников на Русь здесь сыграли ключевую роль. Родоначальники славянского алфавита и создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий были монахами-византийцами.
Культура Византии – это целая эпоха развития человечества. Развитие истории, большая популярность литературы в массах, достаточно высокая на то время в мире грамотность, высокая степень свободы искусства (была распространена любовная лирика, эротическая литература) – это черты византийского общества.
Пожалуй, здесь еще напрашивается не простой логический, а дополнительный, аналитический парадоксальный вывод. Увы, Западная Римская империя в последние годы существования не оказала такого высокого культурного влияния на соседние земли. Погрязшая в постоянных войнах, она уделила культуре намного меньше внимания.
Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.
Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.
Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.
Особенности Византийской культуры
Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.
Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.
Влияние и роль Византийской культуры
Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.
В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы . Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.
Нужна помощь в учебе?