Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.
Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.
Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.
Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.
Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.
Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.
В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.
К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.
Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.
На заднем плане — залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.
Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.
Источник: http://www.art-portrets.ru
Передо мной полотно Пластова «Летом». В её центре изображена сидящая на земле босоногая девчушка, одетая в лёгкое светлое платье. Её голову покрывает ярко-красный платок. Брови у неё нахмурены, голова чуть опущена. Видно сразу, что она очень сосредоточена. Девочка перебирает ягоды: художник изобразил её неторопливые движения весьма реалистично. Между колен она зажала синюю эмалированную кружку для уже очищенных ягодок. У её ног примостилась рыжевато-коричневая дворняга: разморенная солнцем, собака прикрыла глаза. За спиной девчушки отдыхает взрослая женщина, наверное, это её бабушка. Женщина одета в незамысловатый крестьянский наряд: синее платье, тёмный передник и платок, который она надвинула на глаза от ярко палящего солнца. Она с утра уже выполнила много дел, поэтому сейчас спит, положив голову на руку. Ясно, что бабушка и внучка изрядно потрудились. Им пришлось встать рано, чтобы до пекла собрать дары леса. Возле них стоят две плетёные корзины, доверху наполненные грибами. Ещё рядом художник изобразил красный глиняный кувшин. Скорее всего, там налито молоко или вода, чтобы можно было утолить жажду.
Девочка и её бабушка отдыхают возле двух берёзок с ветвями, достающими практически до земли. Как же хорошо лежать в тени деревьев и любоваться их изумрудными листочками, вдыхая тёплый пряный воздух! Вдалеке — лесная опушка, залитая солнечным светом. Художник изобразил жёлтые, белые, синие цветы, радующие взор любого, кто посмотрит на полотно.
Лето — самое любимая пора у детей. Люблю и я его за зелень, цветы, ягоды. Эта картина напоминает мне о деньках, когда можно сходить в лес, насладиться пением птиц и полакомиться вкусными, тающими во рту ягодами.
Много-много солнечного света и ярких, радостных красок – таково первое впечатление от картины А.А. Пластова «Летом». Мастер русской живописи не просто изобразил обычный эпизод из жизни сельских жителей, он разглядел в нем особую красоту и поэзию, которые умело и с любовью передал зрителю.
Погожий летний денек в самом разгаре. Под тенью берез расположились женщина со своей дочкой, уставшие после сбора грибов и ягод. По пути домой они решили немного отдохнуть. Хотя солнце еще высоко, их корзина и ведерко уже доверху наполнены грибами, а увесистый кувшин полон ягод.
Женщина прилегла на травку, закрывшись от солнца рукой, а девочка сидит, вытянув босые ноги. Лицо девочки сосредоточенно – она перебирает ягоды. Простой деревенский пес уютно расположился и дремлет у ее ног – видно, что он тоже набегался и устал. Красавицы-березы так и приглашают отдохнуть в своей тени. Их листочки красиво переливаются в лучах летнего солнца. Густая трава позади деревьев сверкает на солнце.
Ярко-синие колокольчики, ромашки и другие луговые цветы перемешиваются с густой травой. От картины веет умиротворенностью, тихой, спокойной радостью. Такое настроение художнику удалось создать благодаря ярким, сочным цветам. Это и зелень травы, и разноцветье цветов, и ярко-красный платок, повязанный на голове у девочки, и синяя одежда женщины.
Картина будто вместила в себя все краски лета – прекрасной поры, когда природа показывает себя во всей своей красе. Любуясь этим произведением живописи, восхищаешься красотой русской природы, этими нарядными березками и цветами. Хочется оказаться рядом с этими простыми деревенскими жителями, вдохнуть воздух, настоянный на ароматах трав, ощутить сладкий запах лесных ягод и, ощущая приятную усталость, погреться в лучах солнца.
Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс вариант 2
Красота родной природы – любимая тема многих русских художников и поэтов. Известный советский живописец А.А. Пластов не стал исключением. Родился и вырос он в деревне, поэтому с бытом сельских жителей знаком не понаслышке. На его картинах мы видим зарисовки из их повседневной жизни на фоне прекрасных пейзажей. Картина «Летом» – одно из таких произведений.
На ней изображены простая деревенская женщина и ее дочка. Рано утром они отправились в лес за грибами и ягодами. Возвращаясь домой, они решили немного отдохнуть. Две раскидистые березы приютили их в своей тени. Женщина, утомившись, прилегла, подложив руку под голову. На ней синяя одежда и наглухо повязанный платок, который хорошо закрывает лицо от солнца.
Девочка в светлом платье и алом платочке сидит на травке, вытянув босые ноги. Склонившись над веточкой земляники, она обрывает с нее красные ягоды и собирает их в кружку. На щеках девочки можно заметить румянец. Кроме матери с дочкой, внимание привлекают щедрые дары леса: большая корзина и ведерко, наполненные грибами, а также глиняный кувшин с ягодами. Видно, что старания героинь были вознаграждены – домой они вернутся не с пустыми руками.
Черно-рыжий пес занял свое место у ног девочки и дремлет. Он набегался, устал, и ему так же, как и людям, хорошо в тени. Ветви берез достают до самой земли, а их листочки золотисто-зеленые. Белые стволы деревьев особенно ярко выделяются в солнечных лучах. Рядом с деревьями небольшой пенек. В тени березок трава густая и ярко-зеленая, видно, что здесь прохладно и хорошо в жару.
Синие колокольчики и другие полевые цветочки радуют глаз. На заднем фоне красуется залитая солнцем трава и видна темно-зеленая стена леса. Кажется, что вся картина наполнена светом и солнечным теплом, и поэтому при взгляде на нее возникают радостные, светлые чувства.
Художник мастерски передал атмосферу летнего дня, насытив картину яркими красками. Золотистые блики солнца играют на листьях деревьев и траве. Яркими пятнами на зеленом фоне выделяются алый платок девочки, красные ягоды, синий наряд крестьянки и желто-коричневые грибы. Картина получилась красочной и многоцветной, какой и бывает природа в это время года. Чувствуется, что автор с теплотой и любовью относится к родной природе и деревне.
Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.
Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. Вот будет что зимой им вспомнить! И теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.
Свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. Ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!
Внучка, я думаю, вырастет такой же труженицей. Вот и сейчас, пока бабушка спит, девочка сосредоточенно ощипывает ягоды с веточки в большую синюю кружку. Серьезное лицо маленькой помощницы показывает, что ей нравится эта работа. Девочка одета в легкое белое платье и украшена бусами. А на голове у нее повязан красный платок. Белый, красный и синий цвета очень красиво смотрятся вместе. Поэтому девочка сразу обращает на себя внимание зрителя.
Рядом с бабушкой и внучкой лежит небольшая собачка. Она набегалась по лесу и теперь сладко спит, прижавшись к своим хозяйкам. У нее очень забавная мордочка, которую она повернула прямо к зрителям. Думаю, она любимица у своей маленькой хозяйки.
А еще на картине нарисованы корзины с грибами и кувшин с ягодами. Они занимают почти половину полотна. Вот какой богатый урожай несут девочка и ее бабушка из лесу! Грибы крупные, яркие, а ягоды – сочные и спелые. Сразу понимаешь, какое богатство может подарить природа.
Пока я писала сочинение по картине «Летом» Пластова, я задумалась о том, какой мирной и счастливой может быть крестьянская жизнь. Мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира. Но счастливая жизнь может складываться из мелочей. Например – поход с близкими в лес, сбор своими руками вкусных ягод, отдых в тени. Думаю, именно это хотел показать художник своей картиной.
Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».
Цели: – научить школьников как можно более полно описывать изображение на картине;
-активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;
– закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
– ввести в словарь учащихся новые слова.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся русский живописец, народный художник, лауреат Государственной премии – широко известен в России и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в Ульяновской области, в деревне Прислониха прошло его детство. Художник очень хорошо знает жизнь русской деревни, т.к. на полях работали его отец, деды и прадеды, сам художник.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.
Картины А.А.Пластова радуют зрителя своими сочными красками, красотой изображенной на них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954г) А.А.Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.
2. Беседа по картине.
– Давайте посмотрим, как художник изобразил лето на своей картине.
Что прежде всего привлекло ваше внимание?
– Яркая, солнечная опушка леса, где отдыхают девочка и женщина.
– Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами.
– Красная косынка на голове у девочки и зеленая трава.
Кого изобразил художник? Опишите каждого подробно.
– Женщина и девочка – это, наверное, мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.
Какие руки у женщины?
Загорелые, натруженные – сразу видно, что она много работает
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?
Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.
Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо. Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие черные брови несколько подняты вверх. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.
Кто еще присутствует на картине?
Собака, которая тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них свою морду. Глаза прикрыты, уши опущены.
Как вы думаете, почему грибники выбрали именно это место?
Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березок, чтобы скрыться от жары. Поляна очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками.
Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
Солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий свет солнца играет на листьях берез, освещая их. Цветы, трава, листья на деревьях не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.
Какие цвета использовал художник в картине?
Зеленый, желтый, белый, розовый, красный, светло-коричневый.
Цвет в картине имеет большое значение. С его помощью художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение.
Какое впечатление произвела картина на вас?
– Хочется долго смотреть на картину.
– Природа, изображенная на картине, нам близка и понятна.
– На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Они вызывают у нас радостное настроение.
– В картине «Летом» А.А.Пластов использовал теплые и холодные тона, но больше – теплых. С помощью сочетаний красок художник передает богатство цветущей природы. Контрастные, насыщенные цвета придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывают бодрое настроение.
3. Запись составленных предложений.
Аркадий Александрович Пластов родился в деревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.
Картина «Летом» — одно из полотен, передающих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне типичного среднерусского пейзажа художник изображает своих героев — прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, очевидно, ее дочку или внучку.
Глядя на картину, мы без труда можем догадаться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лукошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог принимать участия в тяжелом крестьянском труде — сенокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягодами и грибами всегда были важны в деле подготовки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было нелегко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добычу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесными ягодами.
В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове — красный платок, завязанный на узел под подбородком.
На шее девочки — голубые бусы. Ее лицо сосредоточено и наклонено вниз; она внимательно перебирает ягоды и складывает их в голубую кружку, которая стоит на ее ногах.
К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с собой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотревшись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не теряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.
За спиной девочки изображена спящая женщина в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она закрыла его рукой. Судя по позе, в которой изобразил ее художник, женщина спит крепко. Она положила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На заднем плане картины — залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.
Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал художник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгорает и при свете солнца отдает золотом. Общая цветовая гамма картины «Летом» — яркая, колоритная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень высокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной передачи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.
Общее впечатление от картины — радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы — символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими героями. Он изображает их в момент отдыха, которому предшествовал труд, совсем непростой, как кажется на первый взгляд, но приносящий радость.
Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года. Поэтому много произведений посвящено именно лету. К таким произведениям относится и картина «Летом».
На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.
Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.
А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.
Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминают летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.
Сочинение по картине А. Пластова «Летом»
План:
Краткая биография художника.
Сюжет и композиция картины.
Цветовая гамма.
Я буду воспевать. Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь»…
С. А. Есенин
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в семье крестьянина в селе Прислониха Ульяновской области. Его дед был сельским иконописцем. Аркадий окончил духовное училище и семинарию, однако он мечтал стать художником, а не священнослужителем. В 1914 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, параллельно изучая основы живописи.
О необычайной творческой энергии художника свидетельствует то, что после пожара 1932 г., когда вместе с домом сгорели большинство работ Пластова, он не опустил руки, подавленный горем, а продолжал неустанно трудиться. Число созданных им произведений — около 10000, среди них несколько сотен портретов, в основном земляков художника.
Произведения Пластова реалистичны, в них нет стремления что-то приукрасить. Художник полагал, что нужно изображать жизнь, людей, такими, какие они есть. Нужно увидеть красоту в простых вещах и явлениях и максимально точно запечатлеть ее. В творчестве А. А. Пластова ощущается влияние художников, входивших в «Союз русских художников» — А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, а также С. В. Герасимова.
Известность А. Пластову принесла картина «Колхозный праздник» (1937 г.). Нужно отметить, что это полотно не было лишено идеологической подоплеки: правда и миф о счастливой советской деревне тесно переплелись, осененные портретом «вождя народов» Сталина.
Среди работ Пластова необходимо отметить такие полотна, как «Фашист пролетел» (1942 г.), «Жатва» (1945 г.), «Сенокос» (1945 г.). Каждая из этих картин отмечает вехи российской истории, показывая бессмысленность и противоестественность войны, нищету русской деревни и послевоенные чаяния простого народа. Картину «Весна» (1954 г.) нередко расценивают как символическое переосмысление художником хрущевской «оттепели».
Одной из лучших работ Пластова искусствоведы считают «Ужин трактористов» (1951 г.). Нужно отметить, что художник работал не только как живописец, но и как иллюстратор книг русских классиков, например А. Чехова, Л. Толстого и др.
Взгляды Пластова на искусство были достаточно консервативными. Художник неоднократно критиковал авангардистские тенденции в искусстве, расценивая их как разрушение традиции. А. А. Пластов был удостоен звания народного художника СССР, а также избран действительным членом Академии художеств СССР. Удостоен Ленинской и Государственной премий. Скончался художник в 1972 г. в родном селе.
А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого русского села. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть. В правом нижнем углу художник изобразил сидящую девочку лет пяти-семи. Рядом с девочкой лежит небольшая собака-дворняжка. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраняет хозяек. На коленях у девочки стоит небольшая кружка. В руках девочка держит веточку, усыпанную красными ягодами. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, просто съесть. Девочка одета в светлую одежду, на голове у нее повязан ярко-красный платок. Маленькие ноги босы. Мать лежит в траве позади дочери: видны лишь ее синий платок, синее платье и руки, которыми женщина заслонила лицо от ярких солнечных лучей.
В левом верхнем углу мы видим нижние части стволов двух берез и низко склоненные ветви, а также едва приметный в траве пенек. Видимо, когда- то берез было три. Кроны деревьев отбрасывают густую тень. Именно поэтому мать с дочерью и остановились на отдых под ними. Залитая яркими солнечными лучами полянка на заднем плане картины дает возможность представить, что день очень жаркий. Резким контрастом обозначена опушка леса.
В левом нижнем углу картины художник изобразил большую корзинку с двумя ручками, полную крупных белых грибов, и ведро с грибами помельче, рыжевато-коричневого цвета. И корзина, и ведро наполнены доверху — видно, что поход матери и дочери был удачным. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что вполне оправданно: в жару очень хочется пить, и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье. Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. Но на картине нельзя увидеть, что в кувшине.
Нужно обратить внимание и на то, как художник выстроил композицию картины. Люди и собака занимают лишь правый нижний угол полотна. Гораздо больше места художник отвел под изображение берез и грибов в корзине и ведре. Это сделано не случайно — ведь художник назвал свою картину «Летом», следовательно, стремился показать значимые признаки этого времени года.
Цветовые решения художника основаны на контрастах. Во-первых, мы видим резкий контраст между освещенными и тенистыми участками. Если на открытом пространстве трава кажется золотистозеленой и даже серебристой, то в тени берез она более естественного, насыщенного темно-зеленого оттенка. Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья, и залитой солнцем поляной. Также наблюдается контраст между светлыми стволами берез и темным фоном лесной опушки, светлой одеждой девочки, шерстью собаки и тенью от крон берез на траве. Шерсть собаки неоднородна по цвету: есть и совсем светлые, практически белые участки, спина коричневато-серая. Сразу привлекают внимание зрителя и яркие пятна уложенных в корзину и ведро грибов, красновато-коричневый кувшин. Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее дочери. В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные. Художнику удалось в полной мере запечатлеть типичный летний день в средней полосе России.
Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.
Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.
Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.
Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.
Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.
Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.
В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.
К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.
Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.
На заднем плане — залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.
Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.
Источник: http://www.art-portrets.ru
Передо мной полотно Пластова «Летом». В её центре изображена сидящая на земле босоногая девчушка, одетая в лёгкое светлое платье. Её голову покрывает ярко-красный платок. Брови у неё нахмурены, голова чуть опущена. Видно сразу, что она очень сосредоточена. Девочка перебирает ягоды: художник изобразил её неторопливые движения весьма реалистично. Между колен она зажала синюю эмалированную кружку для уже очищенных ягодок. У её ног примостилась рыжевато-коричневая дворняга: разморенная солнцем, собака прикрыла глаза. За спиной девчушки отдыхает взрослая женщина, наверное, это её бабушка. Женщина одета в незамысловатый крестьянский наряд: синее платье, тёмный передник и платок, который она надвинула на глаза от ярко палящего солнца. Она с утра уже выполнила много дел, поэтому сейчас спит, положив голову на руку. Ясно, что бабушка и внучка изрядно потрудились. Им пришлось встать рано, чтобы до пекла собрать дары леса. Возле них стоят две плетёные корзины, доверху наполненные грибами. Ещё рядом художник изобразил красный глиняный кувшин. Скорее всего, там налито молоко или вода, чтобы можно было утолить жажду.
Девочка и её бабушка отдыхают возле двух берёзок с ветвями, достающими практически до земли. Как же хорошо лежать в тени деревьев и любоваться их изумрудными листочками, вдыхая тёплый пряный воздух! Вдалеке — лесная опушка, залитая солнечным светом. Художник изобразил жёлтые, белые, синие цветы, радующие взор любого, кто посмотрит на полотно.
Лето — самое любимая пора у детей. Люблю и я его за зелень, цветы, ягоды. Эта картина напоминает мне о деньках, когда можно сходить в лес, насладиться пением птиц и полакомиться вкусными, тающими во рту ягодами.
Много-много солнечного света и ярких, радостных красок – таково первое впечатление от картины А.А. Пластова «Летом». Мастер русской живописи не просто изобразил обычный эпизод из жизни сельских жителей, он разглядел в нем особую красоту и поэзию, которые умело и с любовью передал зрителю.
Погожий летний денек в самом разгаре. Под тенью берез расположились женщина со своей дочкой, уставшие после сбора грибов и ягод. По пути домой они решили немного отдохнуть. Хотя солнце еще высоко, их корзина и ведерко уже доверху наполнены грибами, а увесистый кувшин полон ягод.
Женщина прилегла на травку, закрывшись от солнца рукой, а девочка сидит, вытянув босые ноги. Лицо девочки сосредоточенно – она перебирает ягоды. Простой деревенский пес уютно расположился и дремлет у ее ног – видно, что он тоже набегался и устал. Красавицы-березы так и приглашают отдохнуть в своей тени. Их листочки красиво переливаются в лучах летнего солнца. Густая трава позади деревьев сверкает на солнце.
Ярко-синие колокольчики, ромашки и другие луговые цветы перемешиваются с густой травой. От картины веет умиротворенностью, тихой, спокойной радостью. Такое настроение художнику удалось создать благодаря ярким, сочным цветам. Это и зелень травы, и разноцветье цветов, и ярко-красный платок, повязанный на голове у девочки, и синяя одежда женщины.
Картина будто вместила в себя все краски лета – прекрасной поры, когда природа показывает себя во всей своей красе. Любуясь этим произведением живописи, восхищаешься красотой русской природы, этими нарядными березками и цветами. Хочется оказаться рядом с этими простыми деревенскими жителями, вдохнуть воздух, настоянный на ароматах трав, ощутить сладкий запах лесных ягод и, ощущая приятную усталость, погреться в лучах солнца.
Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс вариант 2
Красота родной природы – любимая тема многих русских художников и поэтов. Известный советский живописец А.А. Пластов не стал исключением. Родился и вырос он в деревне, поэтому с бытом сельских жителей знаком не понаслышке. На его картинах мы видим зарисовки из их повседневной жизни на фоне прекрасных пейзажей. Картина «Летом» – одно из таких произведений.
На ней изображены простая деревенская женщина и ее дочка. Рано утром они отправились в лес за грибами и ягодами. Возвращаясь домой, они решили немного отдохнуть. Две раскидистые березы приютили их в своей тени. Женщина, утомившись, прилегла, подложив руку под голову. На ней синяя одежда и наглухо повязанный платок, который хорошо закрывает лицо от солнца.
Девочка в светлом платье и алом платочке сидит на травке, вытянув босые ноги. Склонившись над веточкой земляники, она обрывает с нее красные ягоды и собирает их в кружку. На щеках девочки можно заметить румянец. Кроме матери с дочкой, внимание привлекают щедрые дары леса: большая корзина и ведерко, наполненные грибами, а также глиняный кувшин с ягодами. Видно, что старания героинь были вознаграждены – домой они вернутся не с пустыми руками.
Черно-рыжий пес занял свое место у ног девочки и дремлет. Он набегался, устал, и ему так же, как и людям, хорошо в тени. Ветви берез достают до самой земли, а их листочки золотисто-зеленые. Белые стволы деревьев особенно ярко выделяются в солнечных лучах. Рядом с деревьями небольшой пенек. В тени березок трава густая и ярко-зеленая, видно, что здесь прохладно и хорошо в жару.
Синие колокольчики и другие полевые цветочки радуют глаз. На заднем фоне красуется залитая солнцем трава и видна темно-зеленая стена леса. Кажется, что вся картина наполнена светом и солнечным теплом, и поэтому при взгляде на нее возникают радостные, светлые чувства.
Художник мастерски передал атмосферу летнего дня, насытив картину яркими красками. Золотистые блики солнца играют на листьях деревьев и траве. Яркими пятнами на зеленом фоне выделяются алый платок девочки, красные ягоды, синий наряд крестьянки и желто-коричневые грибы. Картина получилась красочной и многоцветной, какой и бывает природа в это время года. Чувствуется, что автор с теплотой и любовью относится к родной природе и деревне.
Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.
Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. Вот будет что зимой им вспомнить! И теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.
Свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. Ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!
Внучка, я думаю, вырастет такой же труженицей. Вот и сейчас, пока бабушка спит, девочка сосредоточенно ощипывает ягоды с веточки в большую синюю кружку. Серьезное лицо маленькой помощницы показывает, что ей нравится эта работа. Девочка одета в легкое белое платье и украшена бусами. А на голове у нее повязан красный платок. Белый, красный и синий цвета очень красиво смотрятся вместе. Поэтому девочка сразу обращает на себя внимание зрителя.
Рядом с бабушкой и внучкой лежит небольшая собачка. Она набегалась по лесу и теперь сладко спит, прижавшись к своим хозяйкам. У нее очень забавная мордочка, которую она повернула прямо к зрителям. Думаю, она любимица у своей маленькой хозяйки.
А еще на картине нарисованы корзины с грибами и кувшин с ягодами. Они занимают почти половину полотна. Вот какой богатый урожай несут девочка и ее бабушка из лесу! Грибы крупные, яркие, а ягоды – сочные и спелые. Сразу понимаешь, какое богатство может подарить природа.
Пока я писала сочинение по картине «Летом» Пластова, я задумалась о том, какой мирной и счастливой может быть крестьянская жизнь. Мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира. Но счастливая жизнь может складываться из мелочей. Например – поход с близкими в лес, сбор своими руками вкусных ягод, отдых в тени. Думаю, именно это хотел показать художник своей картиной.
Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».
Цели: – научить школьников как можно более полно описывать изображение на картине;
-активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;
– закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
– ввести в словарь учащихся новые слова.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся русский живописец, народный художник, лауреат Государственной премии – широко известен в России и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в Ульяновской области, в деревне Прислониха прошло его детство. Художник очень хорошо знает жизнь русской деревни, т.к. на полях работали его отец, деды и прадеды, сам художник.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.
Картины А.А.Пластова радуют зрителя своими сочными красками, красотой изображенной на них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954г) А.А.Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.
2. Беседа по картине.
– Давайте посмотрим, как художник изобразил лето на своей картине.
Что прежде всего привлекло ваше внимание?
– Яркая, солнечная опушка леса, где отдыхают девочка и женщина.
– Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами.
– Красная косынка на голове у девочки и зеленая трава.
Кого изобразил художник? Опишите каждого подробно.
– Женщина и девочка – это, наверное, мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.
Какие руки у женщины?
Загорелые, натруженные – сразу видно, что она много работает
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?
Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.
Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо. Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие черные брови несколько подняты вверх. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.
Кто еще присутствует на картине?
Собака, которая тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них свою морду. Глаза прикрыты, уши опущены.
Как вы думаете, почему грибники выбрали именно это место?
Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березок, чтобы скрыться от жары. Поляна очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками.
Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
Солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий свет солнца играет на листьях берез, освещая их. Цветы, трава, листья на деревьях не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.
Какие цвета использовал художник в картине?
Зеленый, желтый, белый, розовый, красный, светло-коричневый.
Цвет в картине имеет большое значение. С его помощью художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение.
Какое впечатление произвела картина на вас?
– Хочется долго смотреть на картину.
– Природа, изображенная на картине, нам близка и понятна.
– На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Они вызывают у нас радостное настроение.
– В картине «Летом» А.А.Пластов использовал теплые и холодные тона, но больше – теплых. С помощью сочетаний красок художник передает богатство цветущей природы. Контрастные, насыщенные цвета придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывают бодрое настроение.
3. Запись составленных предложений.
Аркадий Александрович Пластов родился в деревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.
Картина «Летом» — одно из полотен, передающих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне типичного среднерусского пейзажа художник изображает своих героев — прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, очевидно, ее дочку или внучку.
Глядя на картину, мы без труда можем догадаться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лукошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог принимать участия в тяжелом крестьянском труде — сенокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягодами и грибами всегда были важны в деле подготовки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было нелегко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добычу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесными ягодами.
В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове — красный платок, завязанный на узел под подбородком.
На шее девочки — голубые бусы. Ее лицо сосредоточено и наклонено вниз; она внимательно перебирает ягоды и складывает их в голубую кружку, которая стоит на ее ногах.
К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с собой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотревшись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не теряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.
За спиной девочки изображена спящая женщина в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она закрыла его рукой. Судя по позе, в которой изобразил ее художник, женщина спит крепко. Она положила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На заднем плане картины — залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.
Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал художник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгорает и при свете солнца отдает золотом. Общая цветовая гамма картины «Летом» — яркая, колоритная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень высокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной передачи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.
Общее впечатление от картины — радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы — символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими героями. Он изображает их в момент отдыха, которому предшествовал труд, совсем непростой, как кажется на первый взгляд, но приносящий радость.
Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года. Поэтому много произведений посвящено именно лету. К таким произведениям относится и картина «Летом».
На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.
Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.
А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.
Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминают летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.
Сочинение по картине А. Пластова «Летом»
План:
Краткая биография художника.
Сюжет и композиция картины.
Цветовая гамма.
Я буду воспевать. Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь»…
С. А. Есенин
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в семье крестьянина в селе Прислониха Ульяновской области. Его дед был сельским иконописцем. Аркадий окончил духовное училище и семинарию, однако он мечтал стать художником, а не священнослужителем. В 1914 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, параллельно изучая основы живописи.
О необычайной творческой энергии художника свидетельствует то, что после пожара 1932 г., когда вместе с домом сгорели большинство работ Пластова, он не опустил руки, подавленный горем, а продолжал неустанно трудиться. Число созданных им произведений — около 10000, среди них несколько сотен портретов, в основном земляков художника.
Произведения Пластова реалистичны, в них нет стремления что-то приукрасить. Художник полагал, что нужно изображать жизнь, людей, такими, какие они есть. Нужно увидеть красоту в простых вещах и явлениях и максимально точно запечатлеть ее. В творчестве А. А. Пластова ощущается влияние художников, входивших в «Союз русских художников» — А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, а также С. В. Герасимова.
Известность А. Пластову принесла картина «Колхозный праздник» (1937 г.). Нужно отметить, что это полотно не было лишено идеологической подоплеки: правда и миф о счастливой советской деревне тесно переплелись, осененные портретом «вождя народов» Сталина.
Среди работ Пластова необходимо отметить такие полотна, как «Фашист пролетел» (1942 г.), «Жатва» (1945 г.), «Сенокос» (1945 г.). Каждая из этих картин отмечает вехи российской истории, показывая бессмысленность и противоестественность войны, нищету русской деревни и послевоенные чаяния простого народа. Картину «Весна» (1954 г.) нередко расценивают как символическое переосмысление художником хрущевской «оттепели».
Одной из лучших работ Пластова искусствоведы считают «Ужин трактористов» (1951 г.). Нужно отметить, что художник работал не только как живописец, но и как иллюстратор книг русских классиков, например А. Чехова, Л. Толстого и др.
Взгляды Пластова на искусство были достаточно консервативными. Художник неоднократно критиковал авангардистские тенденции в искусстве, расценивая их как разрушение традиции. А. А. Пластов был удостоен звания народного художника СССР, а также избран действительным членом Академии художеств СССР. Удостоен Ленинской и Государственной премий. Скончался художник в 1972 г. в родном селе.
А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого русского села. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть. В правом нижнем углу художник изобразил сидящую девочку лет пяти-семи. Рядом с девочкой лежит небольшая собака-дворняжка. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраняет хозяек. На коленях у девочки стоит небольшая кружка. В руках девочка держит веточку, усыпанную красными ягодами. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, просто съесть. Девочка одета в светлую одежду, на голове у нее повязан ярко-красный платок. Маленькие ноги босы. Мать лежит в траве позади дочери: видны лишь ее синий платок, синее платье и руки, которыми женщина заслонила лицо от ярких солнечных лучей.
В левом верхнем углу мы видим нижние части стволов двух берез и низко склоненные ветви, а также едва приметный в траве пенек. Видимо, когда- то берез было три. Кроны деревьев отбрасывают густую тень. Именно поэтому мать с дочерью и остановились на отдых под ними. Залитая яркими солнечными лучами полянка на заднем плане картины дает возможность представить, что день очень жаркий. Резким контрастом обозначена опушка леса.
В левом нижнем углу картины художник изобразил большую корзинку с двумя ручками, полную крупных белых грибов, и ведро с грибами помельче, рыжевато-коричневого цвета. И корзина, и ведро наполнены доверху — видно, что поход матери и дочери был удачным. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что вполне оправданно: в жару очень хочется пить, и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье. Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. Но на картине нельзя увидеть, что в кувшине.
Нужно обратить внимание и на то, как художник выстроил композицию картины. Люди и собака занимают лишь правый нижний угол полотна. Гораздо больше места художник отвел под изображение берез и грибов в корзине и ведре. Это сделано не случайно — ведь художник назвал свою картину «Летом», следовательно, стремился показать значимые признаки этого времени года.
Цветовые решения художника основаны на контрастах. Во-первых, мы видим резкий контраст между освещенными и тенистыми участками. Если на открытом пространстве трава кажется золотистозеленой и даже серебристой, то в тени берез она более естественного, насыщенного темно-зеленого оттенка. Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья, и залитой солнцем поляной. Также наблюдается контраст между светлыми стволами берез и темным фоном лесной опушки, светлой одеждой девочки, шерстью собаки и тенью от крон берез на траве. Шерсть собаки неоднородна по цвету: есть и совсем светлые, практически белые участки, спина коричневато-серая. Сразу привлекают внимание зрителя и яркие пятна уложенных в корзину и ведро грибов, красновато-коричневый кувшин. Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее дочери. В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные. Художнику удалось в полной мере запечатлеть типичный летний день в средней полосе России.