Сочинение по комедии горе от ума на тему чацкий и фамусовское общество

15 вариантов

  1. Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек, который в силу своей честности и свободомыслию хочет изменить окружающее общество, сделать его современным, отличным от общества прошлых веков. Автор представляет его противообразом не только всем другим персонажам комедии, но и самому фамусовскому обществу, с его устоявшимися традициями, порядками и правилами.
    Фамусов Павел Афанасьевич является типичным московским чиновником, бюрократом, для которого все поставленные цели несут исконно финансовую прибыль. Фамусов повяз во взяточничестве, лишен любой нравственности. Павел Афанасьевич служил Родине лишь ради будущего звания и положенному доходу. В отличие от Фамусова, Чацкий по-настоящему служил своей Родине, старался быть полезным для любых обществ и народа в целом, всеми силами выступал против крепостного права и за свободу каждой отдельной личности.
    В общество Павла Фамусова входило множество схожих по характеру и нраву личностей, которых объединяло лишь одно – единый взгляд на существующую жизнь. Для них были в приоритете невежество, постоянное безделье, крепостное право и чинопочитание. Общество жило лишь ради распространения сплетен и обсуждения всех окружающих «инакомыслящих» людей. Именно поэтому Чацкий выступал против фамусовского общества, ведь в нем не было его единомышленников. Критикуя его, Чацкий не мог понять, почему люди не хотят жить по-новому, жить лучшей жизнью, чем есть сейчас, но его никто не хотел слушать.
    Фамусов является ярким представителем «минувшего века», Чацкий же единственный персонаж «нынешнего». Но как бы не старался главный герой, конфликт фамусовского общества он так и не смог развязать, поэтому Фамусов одержал победу, но нрав Чацкого не сломлен, он смог одержать моральную победу над миром дворянства, со всей ее патриархальностью. Чацкий верит, что время должно расставить все по своим местам, что должны найти люди, которые смогут его поддержать и стать истинными сторонниками.

  2. Последние три года Чацкого не было в Москве, он путешествовал по миру, набираясь ума. Когда же герой вернулся в город, он увидел все его пороки, главными из которых были праздность и паразитизм аристократов. У Чацкого были четкие взгляды на устройство общества и нормы морали, он обладал чувством собственного достоинства и стремлением к свободе.
    Фамусов и его приближенные, напротив, погрязли в застарелых устоях. Ради своего комфорта и благополучия они готовы были идти на все. Двуличие, взяточничество, кумовство и чинопоклонничество – вот отличительные черты этих людей. Все они стремились к богатству и высокому положению в обществе, не гнушаясь при этом лебезить, льстить и выслуживаться.
    Естественно, свободолюбивые речи Чацкого приводили представителей высшего света в ужас, ведь это могло положить конец их сытой и комфортной жизни. В конце концов, чтобы избавиться от раздражителя, его объявили умалишенным. Таким образом, он перестал представлять для них опасность.
    Чацкий разочаровался в Москве и ее обитателях, он вынужден был уехать. Почему же герой не выдержал противостояния с высшим светом? Все потому, что он был один. Никто не поддержал его идей, ему не удалось достучаться до умов и сердец. Но ход истории замедлить невозможно, идеи равенства все же проросли позже, заняв свое законное место.
    Автор обличил в своем произведении человеческие недостатки, заставив читателя смеяться над ними. К сожалению, с течением времени они никуда не делись, все описанные Грибоедовым пороки и сейчас можно встретить в нашей жизни.

  3. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
    Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому — умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами — Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич — жертва своего остроумия.
    Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий — не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”. Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным — над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”. Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” — это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.

  4. “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого — это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
    Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова — это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:
    Сказал бы я, во-первых: не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,
    А, главное, поди-тка послужи.
    На что Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
    Молчалин и Скалозуб — не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу:
    Мне только бы досталось в генералы.
    Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
    Молчалин прежде был так глуп!..
    Жалчайшее созданье!
    Уж разве поумнел?.. А тот —
    Хрипун, удавленник, фагот,
    Созвездие маневров и мазурки!
    Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
    Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
    Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

  5. Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.
    В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается — столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.
    Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:
    …Великолепные сооруди палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Однако дочери своей дает хорошее воспитание.
    Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.
    Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.
    Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
    Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.
    Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.
    В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.
    Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.
    Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

  6. Фамусовское общество представляет минувший век. Это богатый, знатный барин Павел Афанасьевич Фамусов, а также его родня и знакомые. Их всех объединяет общий взгляд на жизнь: это закостенелые крепостники, считающие торговлю людьми абсолютно нормальной. Идеалом для фамусовского общества служат крупные чиновники. Главное для них – это богатство.
    Характерной чертой людей данного круга является безразличие к работе. Сам Фамусов, находясь на службе управляющего в казенном месте, обращается к делам всего один раз за целый день, чтобы не глядя подписать бумаги. Кроме этого, они преклоняются перед Западом и уверенны, что лучшего места, чем Франция, в мире нет. Неумело и нелепо представители старой формации стараются перенять культуру, обычаи и даже язык французов.
    Просвещение же фамусовское общество рассматривает как один из самых больших страхов. Павел Афанасьевич считает ученость чумой и уверен, что  все книги необходимо уничтожить. Основным для этого круга является служебный вопрос. Они все мечтают обеспечить себя, поднявшись как можно выше. К тем, кому это удалось, Фамусов относится одобрительно. А Чацкий, по его мнению, человек пропащий и заслуживает лишь презрительного сожаления. Потому что он не хочет служить, имея отличные данные для успешной карьеры.
    Фамусовское общество имеет собственные взгляды на жизнь и идеалы. Эти люди поклоняются богатству и власти. Грибоедов очень точно описывает крепостническое общество, разоблачая его пороки и показывая, что господство Фамусовых не приведет Россию ни к чему хорошему.

  7. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек. Автор в произведении противопоставляет ему фамусовское общество, тем самым показывая нам противоречия между “Веком нынешним” и “веком минувшим”.
    Самым ярким представителем фамусовского общества является Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек, который не любит службу и работает только ради наград. В фамусовское общество входили люди, которые жили по устоявшимся обычаям. Главной задачей в их жизни было обрести высокий чин и высокое положение в обществе, чтобы “и награждения брать, и весело пожить”. Эти люди являются ярыми крепостниками, способными убивать и грабить людей, распоряжаться их судьбой. Чацкий с яростью обрушивает свой гнев на этих людей. Он не принимает их убеждений и не верит в законы старой Москвы. На рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. Чацкий выступает за отмену крепостного права. Его очень возмущает, что крестьян не считают за людей, что их можно поменять на какие-то вещи или продать. Он с возмущением рассказывает о том, как один помещик за долги продал крепостной балет, а другой поменял своих лучших слуг на борзых собак. Еще сильно возмущает подражание дворян Западу. Чацкий заметил, что двери дворянских домов всегда открыты для иностранных гостей. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь “ни звука русского, ни русского лица”. Но Чацкий не мог изменить людей, окружающих его, ведь ему противостояли не отдельные личности, а весь дворянский быт.
    В своем произведении Грибоедов сумел создать образ героя, который борется за права людей. Хоть автор описывает только Москву и дом Фамусова, но перед читателями возникает картина всей России первой половины XIX века. И мне очень жаль, что в то время было мало таких людей, как Чацкий.
    В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов. Весь конфликт происходит в доме дворянина Фамусова.
    Фамусов — один из главных героев произведения. Он богатый необразованный человек. Фамусова совершенно не волнует будущее его страны, его народа. Он ненавидит книги: “забрать все книги бы да сжечь”. Фамусов создал вокруг себя общество, в котором люди распускают сплетни друг против друга, делая это за спиной. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”. София о Чацком: “Желчь на всех излить готов”. Чацкий о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут”. Хлёстова считает Загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”. Фамусовское общество ругает все новое и передовое, но никто не смотрит на себя со стороны, “не замечая об себе”. Все эти люди живут на свете лишь для интриг, которые выглядят безумием. Против их взглядов выступает Чацкий — главный герой комедии. Он — проповедник новой жизни, защитник передовых идей. Александр Андреевич — умный, искренний, благородный человек. Еще он очень мужественный и решительный. Подтверждением тому — монолог Чацкого “А судьи кто?..”. Помните, как он критиковал высшее общество с его старыми взглядами на жизнь, рассказывал о несправедливости, которая царит между богатыми и бедными, как хотел служить Отечеству, но “прислуживаться тошно”? Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает подлые пороки фамусовского общества: низкопоклонство перед вышестоящими, угодничество и раболепство. Его ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал:
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренъя Крыма…
    Чацкий презирает хвастунов, которые получают свои “лиры”, не служа Родине, а льстя какому-то отдельному человеку. Грибоедов хотел показать, как
    трудно приходится человеку, мысли и поведение которого отличаются от мнения большинства.
    Вероятно, что фамусовское общество будет все время, потому что всегда найдутся люди, которыми будут командовать высшие сословия. Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы и стала бессмертным сокровищем людей. Можно сказать, что вместе с этим произведением родилась русская драма.
    Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
    Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому — умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами — Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич — жертва своего остроумия.
    Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий — не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”. Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным — над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”. Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” — это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.
    Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Главными героями этого произведения являются Чацкий, Фамусов, его дочь София и секретарь Фамусова Молчалин.
    В комедии есть фамусовское общество, которое выступает против Чацкого. Оно живет с противоположным мировоззрением, почитая и защищая чинопочитание и лицемерие. Сам Чацкий появляется в фамусовском мире, подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. Так, в разговоре с Фамусовым Скалозуб произносит такую фразу:
    … Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
    Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уров-можно судить по таким репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость — вот причина”, что “безумных развелось людей и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий — человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы “в науки вперить ум, алчущий познанья”. Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личнос ти автора. Чацкий — человек, которому автор доверяет свои мысли и взгляды. У героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Так, в разговоре с Фамусовым Чацкий говорит:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно им предстояло осуществить первый этап революционно-освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить то время, когда народ освободится от цепей рабства.
    Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение — одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” — это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.
    Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он — интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.
    Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
    Совершенно противоположное Чацкому лицо — Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
    Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он — эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
    Чацкий — победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.
    Чацкий — выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.
    Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении. Свое сочинение я хотела бы начать с цитаты, характеризующей образ жизни этих дворян:
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором…
    Грибоедов описывает московское дворянство, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов. Они не принадлежат к высшему свету. Это люди, которые никогда не служили при дворе. Это разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые готовы унизиться перед богатыми, чтобы попасть к ним в милость. Это — фамусовское общество. Богатство и знатность — главное требование в нем. Представитель этого общества — Фамусов, имеющий уже взрослую дочь. Идеал Фамусова — это его дядя:
    Упал он больно, встал здоров.
    И об отношении к делу он говорит так:
    … Подписано, так с плеч долой.
    Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Он тих, робок, лжив. Молчалин не любит Софию, которая этого не знает. Он ухаживает, потому что ей это нравится. Молчалин не имеет своего мнения. Он угодничает тем, от кого зависит.
    Скалозуб — друг Фамусова:
    И золотой мешок, и метит в генералы.
    О н добивается наград, ждет момента, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.
    В третьем действии мы узнаем других друзей Фамусова. Это Загорецкий — лгун и угодник, Хлёстова — невежественная и ворчливая старуха, всезнающий Репетилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей — обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:
    … Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…
    Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умен тот или глуп:
    По отцу и сыну честь.
    Предмет разговора — сплетни. Главная задача для родителей — это как бы поудачней выдать замуж или женить своих детей. И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий. Чацкий — единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софией. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Вот, спустя три года, он возвращается, полный надежд. Но София уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софии, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество боится Чацкого, потому что он несет с собой новые взгляды на жизнь, новые порядки. Но московское дворянство ничего не хочет менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже боится Чацкого, потому что главный герой умен, остер. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний. Он обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, за что общество отвергает его. В конце Чацкий уезжает. Но кто он — побежденный или победитель? Чацкий — победитель, потому что он не один! Где-то есть похожие на него, которых с каждым днем становится больше.
    Комедия Грибоедова мне очень понравилась, потому что автор, выступая в роли Чацкого, не боится обвинить московское дворянство во лжи и клевете. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе не было “горя от ума”.
    Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
    Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится Чацкий — умный, смелый, решительный человек. Автор ценит в людях ум и хочет показать своего главного героя человеком высших моральных принципов. Приехав в Москву после долгого отсутствия, Александр Андреевич разочаровывается. Он надеется встретить Софию, которую любит с самого детства. Но, придя к ней в дом, понимает, что ему здесь не рады. Именно в этом доме Чацкий сталкивается с фамусовским обществом: самим Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, такими же глупыми, бездарными и ничтожными людьми. Главной целью у них было “заслужить” высокий чин и иметь место в высшем обществе. Я не говорю, что Чацкий не принадлежал к высшему обществу, но он не опустился до уровня Фамусова и ему подобных. Александр Андреевич остался человеком чести, он не уронил собственного достоинства. Чацкий пытается понять, чем же он хуже Молчалина, ведь тот лживый и подлый человек. Почему София предпочла Молчалина, а не его? Чем этот подлый человек заслужил ее внимание? Главный герой боится даже думать о том, что София стала такой же, как и ее отец. Все фамусовское общество старается уничтожить человека, который умнее их. Они распускают сплетни о сумасшествии Чацкого. Этим поступком все фамусовское общество показало свою глупость. Ни один человек не опроверг этого утверждения. Чацкий очень хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусовскому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, Чацкий по-прежнему остался выше Фамусова и его окружения.
    Мне кажется, что Чацкий является самым ярким примером для читателей, то есть нас с вами. Читая комедию, мы впитываем в себя то, чему хотел научить автор, а именно: честь, ум и человеческое достоинство.
    В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе особую ненависть вызывает просвещение, наука. Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает его. Фамусов как главный представитель этого общества — неразвитый человек. Следовательно, в его доме царит невежество. Чацкий же — абсолютная противоположность Фамусову. Он человек мыслящий и чувствующий. Об этом говорят его поступки. Чацкий, мне кажется, очень доверчив к людям. Когда возвращается в Москву, он, не заходя домой, бежит к своей возлюбленной. Но он опоздал. София, дочь Фамусова, изменилась, в ней нет той прежней любви — вот как подействовало воспитание Фамусова. Этим Грибоедов показывает эгоистичность Фамусова. Но как только приезжает Чацкий, Фамусов радушно принимает его, как человека своего круга. Он говорит:
    Ну выкинул ты штуку!
    Три года не писал двух слов!
    И грянул вдруг как с облаков.
    Фамусов как бы хочет показать свою дружбу, которая осталась. Однако это не так. Чацкий сразу же бежит к Софии, но она уже не та. Несмотря на это, Чацкий все равно ее любит и сразу говорит о ее красоте. Но в конце концов он узнает о ней все. Для Грибоедова знания превыше всего, а невежество ниже всего. И Грибоедов не зря показывает роль Чацкого и сравнивает его ум с невежеством фамусов-ского общества. В Фамусове много отрицательного, и его невежество подтверждают слова в разговоре с Лизой о чтении Софии:
    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
    И в чтеньи прок-от не велик…
    Фамусовское общество называет Чацкого дурным и говорит, что он сошел с ума. Но что поразило Чацкого? Это то, что именно София пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, а все общество подхватило:
    И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
    От пансионов, школ, лицеев…
    И Чацкому надо покинуть дом Фамусова. Он побежден, так как фамусовское общество оказалось сильнее, чем Чацкий. Но в свою очередь он дал хороший отпор “веку минувшему”.
    Значение комедии “Горе от ума” заключается в том, что комедия ярко отразила то время, когда нарастала борьба декабристов с помещиками-угнетателями.
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого — это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
    Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова — это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:
    Сказал бы я, во-первых: не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,
    А, главное, поди-тка послужи.
    На что Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
    Молчалин и Скалозуб — не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу:
    Мне только бы досталось в генералы.
    Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
    Молчалин прежде был так глуп!..
    Жалчайшее созданье!
    Уж разве поумнел?.. А тот –
    Хрипун, удавленник, фагот,
    Созвездие маневров и мазурки!
    Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
    Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
    Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.
    Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.
    В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается — столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.
    Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:
    … Великолепные сооруди палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Однако дочери своей дает хорошее воспитание.
    Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.
    Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.
    Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
    Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.
    Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.
    В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.
    Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.
    Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

  8. 8
    Текст добавил: Мой характер:сахар со стеклом

    «Фамусовское общество» является собирательным образом светского общества и высмеивается в пьесе за старые нравы, предрассудки и глупость. Их пороки обличает Александр Чацкий, который представлен единственным персонажем со здравым смыслом.
    В «фамусовском обществе» изображены несколько характерных персонажей. Фамусов ? убежденный консерватор, готовый выдать замуж дочь за глупого человека ради денег и престижа. Он без колебаний прислушивается к мнению более статусных людей, даже если они не отличаются высоким умом. Молчалин ? безмолвный карьерист. Он активно продвигается по службе, потому что никогда никого не критикует, лукавит и хорошо прислуживается. Несмотря на развитый ум, Молчалин предпочитает его скрывать, чтобы это не помешало карьере. Хлестова ? вздорная барыня, которая открыто выступает против образования. Скалозуб ? глупый «солдафон», но метит в генералы. Именно за него Фамусов хочет выдать дочь. Загорецкий ? обычный плут, которого принимают в обществе, хотя он имеет плохую репутацию. Все потому, что он умеет хорошо услужить, когда это необходимо. Репетилов ? недалекий человек, который участвует в «тайном» обществе ради шума, а не дела. Софья ? глупая ведомая девушка, которая без угрызения совести оклеветала старого друга (Чацкого).
    Этому обществу противопоставлен Чацкий. Однако он является угрозой для их привычных взглядов, их видению себя якобы с положительной стороны. Поэтому они легко подхватывают сплетни Софьи о его сумасшествии. Таким людям оказывается проще признать, что кто-то другой является плохим и неправильным, чем увидеть это в себе. Их сплоченность заставляет Чацкого покинуть Москву. Им удается устранить «угрозу» на этот раз. Ведь в пьесе упоминаются персонажи, которые являются новым образованным поколением, способным изменить старый уклад общества: князь Федор, племянник Скалозуба, князь Григорий и другие.
    Грибоедов под «фамусовским обществом» изобразил московскую аристократию начала девятнадцатого века. Ему очень точно удалось показать ее нравственную глухоту и бедность размышлений.

  9. “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого — это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
    Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова — это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:
    Сказал бы я, во-первых: не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,
    А, главное, поди-тка послужи.

    На что Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.

    Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
    Молчалин и Скалозуб — не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу:
    Мне только бы досталось в генералы.

    Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
    Молчалин прежде был так глуп!..
    Жалчайшее созданье!
    Уж разве поумнел?.. А тот

    Хрипун, удавленник, фагот,
    Созвездие маневров и мазурки!

    Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
    Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.

    Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
    Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

  10. Чацкий и Фамусовское общество

    Александр Сергеевич Грибоедов писал: «В моей комедии один умный на двадцать пять глупцов». Действительно, вряд ли кто-то может поспорить с автором, что Чацкий – единственный персонаж пьесы, который совмещает в себе богатые духовные качества и также способность к беспощадной и непримиримой борьбе с «веком минувшим», символом которого выступает в комедии «Горе от ума» фамусовское общество».
    Александр Сергеевич Грибоедов писал: «В моей комедии один умный на двадцать пять глупцов». Действительно, вряд ли кто-то может поспорить с автором, что Чацкий – единственный персонаж пьесы, который совмещает в себе богатые духовные качества и также способность к беспощадной и непримиримой борьбе с «веком минувшим», символом которого выступает в комедии «Горе от ума» фамусовское общество».
    Казалось бы, у Фамусова Чацкого ожидают с особым нетерпением. Но появление героя вызывает у многих неоднозначную реакцию. Софья, ради которой Чацкий, в общем-то, и вернулся в Москву, иронично замечает, что Александр Андреевич ездил за границу «ума искать». Она с негодованием воспринимает большинство высказываний Чацкого в адрес её теперешнего жениха – Молчалина. Примеры мне не новы;
    Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
    А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
    Отношения героя с хозяином дома, Павлом Афанасьевичем Фамусовым, тоже складываются неоднозначно. В самом начале пьесы помещик пытается наставить молодого человека на путь истинный:
    Вам, людям молодым, другого нету дела,
    Как замечать девичьи красоты:
    Сказала что-то вскользь, а ты,
    Я чай, надеждами занёсся, заколдован.
    В дальнейшем читатель замечает, насколько разнятся взгляды Чацкого и Фамусова. На каждую реплику Павла Афанасьевича у молодого героя заготовлен ответ:
    Фамусов: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-ка послужи.
    Чацкий:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Безусловно, противостояние Чацкого и Фамусова- это не только конфликт поколении, который мастерски изобразил гораздо позже И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети». Конечно, жизненные позиции Чацкого и Базарова во многом схожи, но грибоедовский герой вступает в борьбу не только с отдельной, пусть даже очень сильной, личностью, но и с обществом в целом.
    Комедия построена таким образом, что большинство персонажей вводятся автором во втором и третьем действиях. Сюжет развивается по нарастающей. Грибоедов вводит в комедию новых действующих лиц, которых можно также причислить к фамусовскому кругу. Например, единомышленник Павла Афанасьевича, полковник Скалозуб, символизирует собой типичного для военных кругов чиновника. Он карьерист, что, по большому счёту, приветствуется в доме Фамусовых. Цель жизни Скалозуба – стать генералом. Ради получения этого звания он готов пойти на любые хитрости:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу:
    Мне только бы досталось в генералы.

  11. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» занимает важное место в русской литературе. Она отразила протест передовой части русского дворянства против косности, отсталости реакционеров-крепостников, против сословных привилегий. В «Горе от ума» автор поднял свой гневный голос против пустого, слепого подражания дворянской верхушки, «порожденного класса полуевропейцев», которая отгораживалась от народа, названного в комедии «умным» и «добрым».
    В этой комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это — дворяне, но их взгляды на жизнь существенно разнятся. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает конфликт, который в комедии «Горе от ума» просматривается четко. В нем — столкновение «века нынешнего», представителем которого был Чацкий, с «веком минувшим», который представляет Фамусов и его окружение.
    Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — влиятельный человек, имеющий значительный вес в обществе. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение Фамусов смотрит, как на источник «разврата», ученье считает злом:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.
    Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, КНЯЗЬЯ Тугоуховские, графини Хрю- мины.
    Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
    Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.
    Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества объединены в одну социальную группу.
    И вот в этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он тоже принадлежит к дворянскому обществу, но в этом обществе он не находит единомышленников, в нем он чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают непонимание и отпор со стороны фамусовского общества. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество позволяет людям одной социальной группы жить за счет другой.
    Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Он выступает за истинное просвещение, искусство, науку. Он — за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что в этом главное отличие Чацкого от представителей фамусовского общества.
    Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

  12. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», ее содержание и конфликт точно отражают расстановку политических сил в историческом конфликте своего времени — времени после Отечественной войны 1812 года,— закончившемся восстанием на Сенатской площади и жесточайшим его подавлением. Именно злободневность и обеспечила комедии успех в обществе.
    Вот как характеризует автор московское дворянство того времени, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов:
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором…
    Это — фамусовское общество, самым ярким представителем которого является Фамусов Павел Афанасьевич, имеющий взрослую дочь. Идеал Фамусова — его дядя:
    Упал он больно, встал здорово.
    И об отношении к делу он говорит так:
    Подписано, так с плеч долой.
    Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Перед ним он тих, робок, лжив, не имеет своего мнения. Он угодничает перед всеми, от кого зависит. Не любит он и Софью, которая об этом не догадывается. Он ухаживает за ней только потому, что ей это нравится.
    Скалозуб — друг Фамусова:
    И золотой мешок, и метит в генералы.
    Он добивается наград, ждет момента для повышения чина, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.
    Читателей автор знакомит и с другими друзьями Фамусова. Это Загорецкий — лгун и угодник; Хлёстова — невежественная и ворчливая старуха; всезнающий Репе- тилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей — обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
    Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умны те или глупы.
    Обычный предмет разговора — сплетни. Главная задача для родителей — поудачней выдать замуж или женить своих детей.
    И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий.
    Чацкий — единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софьей. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Спустя три года он возвращается, полный надежд. Но Софья уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софьи, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество смотрит на Чацкого со страхом, потому что он высказывает новые взгляды на жизнь, выступает за новые порядки. Но московское дворянство не хочет ничего менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже со страхом смотрит на Чацкого, потому что главный герой умен, остроумен, молод. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний.
    Чацкий — это свежий ветер перемен. Он является выразителем передовых идей своего времени.
    Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
    Убеждения Чацкого и фамусовского общества противоположны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова — это борьба. В начале комедии она проявляется не столь остро. Фамусов даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом условия:
    Сказал бы я, во-первых, не блажи:
    Именьем, брат, не управляй оплошно.
    А главное, поди-тка послужи.
    На что Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Но постепенно словесная перепалка превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. Но он пока одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
    Молчалин и Скалозуб — яркие представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет «слабодушие, рассудка нищету». Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу;
    Мне б только бы досталось в генералы.
    Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
    Молчалин прежде был так глуп!..
    Жалчайшее созданье!
    Уж разве поумнел?.. А тот —
    Хрипун, удавленник, фагот,
    Созвездие маневров и мазурки.
    Монолог Чацкого «А судьи кто?» беспощадно порицает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в пьесе, принимает сторону Фамусова. Сплетни растут как снежный ком, и Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых людей, которое осудили его за честность, свободу слова и мысли и за его ум.
    Перед тем как уйти, Чацкий бросает в лицо московскому барству:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Чацкий обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, и общество отвергает его.
    Чацкий хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусов- скому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, он остается выше Фамусова и его окружения.

  13. Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого.
    Александр Андреевич Чацкий показан А. С. Грибоедовым как передовой человек “века нынешнего”. Он зло высмеивает пороки московского общества, характерным представителем которого является Фамусов. Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам “матушки Екатерины” и являются ярыми сторонниками существующего режима. Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, “веком минувшим”. Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву, которое калечит судьбы и души людей. Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, “дичатся, как чужого”.
    На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контраст во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, “век нынешний”, “век минувший”, иностранцев, просвещение, народ, нравы.
    Александр Андреевич — умный, серьезный, образованный человек (“он славно пишет, славно переводит”, “он малый с головой”). Он презирает низкопоклонство, лживость, притворство. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает защитником прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого. Рассказывая о своем идеале, воплощенном в Максиме Петровиче (вельможе времени Екатерины), который не видел ничего зазорного и постыдного в лести и низкопоклонстве, Фамусов убеждает Чацкого учиться на этом примере. Это возмущает Чацкого, так как он стремится служить делу, а не лицам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    В ответ Фамусову и всему его окружению звучит страстный монолог, в котором грибоедовский герой сопоставляет “век нынешний” и “век минувший”, старается говорить конкретно и в то же время твердо отстаивает свои жизненные принципы.
    Эпоха Екатерины, которая так по сердцу Фамусову, в глазах Чацкого является “веком покорности и страха”. Он утверждает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих “смешить народ, отважно жертвовать затылком”, а причину объясняет следующим:
    Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
    Недаром жалуют их скупо государи.
    Приводя примеры жестокого обращения дворян с крепостными, Александр Андреевич протестует против царящего в стране беззакония, осуждает помещиков-крепостников, один из которых обменивает своих верных слуг на “борзые три собаки”, а они “в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали”. А другой барин продает актеров своего театра, крепостных “Амуров и Зефиров”, поодиночке из-за того, что “должников не согласил к отсрочке”.
    Уже в этом обнаруживается несовместимость взглядов Чацкого с взглядами не только Фамусова, но и всего представленного в комедии московского дворянства. Для примера можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, “созвездие маневров и мазурки”. Этот человек глуп, он “слова умного не выговорил сроду”, рассуждает только о “фрунте и рядах”. А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
    Не знаю-с, виноват;
    Мы с нею не служили.
    Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”.
    Мечта этого человека — стать генералом, что очень возможно, так как “вакансии как раз открыты”:
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Молчалин, еще один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а когда погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках и небогат словами”, — говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, — лишь маска, которая служит для достиженияжизненной цели, а именно, — блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”. Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”, — презрительно бросает Чацкий. Молча-лин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —
    Хозяйку, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Низкопоклонство и угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. “С тех пор как числюсь по архивам, три награжденья получил”, — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: “умеренность и аккуратность”.
    Внутренний мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают в противоречие с сутью фамусовского общества. Этот человек не вписывается в него, поэтому неудивительно, что его в конце комедии объявляют сумасшедшим. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит всему “веку минувшему”:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Главный герой покидает дом Фамусова. В этом обществе ему нет места.
    Гончаров в статье “Мильон терзаний” так сказал об этом: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.

  14. Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия «Горе от ума», я бы ответила так: «Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня». Это произведение — одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию «Горе от ума» нельзя представить без самого автора. Грибоедов и «Горе от ума» — это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни одно, ни другое.
    Само название -комедии «Горе от ума» говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он — интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения, трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, такая цитата: «Дома новы, но предрассудки стары», — говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например, как полковник Скалозуб.
    Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
    Совершенно противоположное Чацкому лицо — Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    Говоря о главном представителе фамусовско- го общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: «Монашеским известен поведеньем». На самом же деле он — эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставить Чацкого Фамусову невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
    Чацкий — победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок». В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софьи.
    Чацкий — выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.

  15. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *