Сочинение по комедии недоросль на тему три главных закона

11 вариантов

  1. Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”. Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..” Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “… Золотой болван — все болван…” Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его: — Поди ж дай позавтракать ребенку. — Он уж и так пять булочек скушал. — Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. “… Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань…” Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой. Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…” Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка. В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. “… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия. Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.
    Фонвизин “Недоросль” — сочинение ” Основные темы и художественные образы ”
    Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
    Основные темы:
    1. тема крепостного права;
    2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
    3. тема воспитания.
    Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
    Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
    «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
    Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
    По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.
    Художественные образы:
    Образ госпожи Простаковой.
    Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
    Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
    Образ Тараса Скотинина.
    Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
    Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
    Образ Стародума.
    Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
    Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.
    Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.
    Традиционность и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    Сочинение
    Эстетика классицизма предписывала строго соблюдать иерархию высоких и низких жанров, предполагала четкое деление героев на положительных и отрицательных. Комедия «Недоросль» была создана именно по канонам этого литературного направления, и нам, читателям, сразу бросается в глаза противопоставление героев по их жизненным взглядам и нравственным достоинствам.
    Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма.
    Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу которой составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» — произведение новаторское, первое в своем роде и означающее, что в русской драматургии начался новый этап развития. Здесь любовная интрига вокруг Софьи отодвигается на второй план, подчиняясь главному, социально-политическому конфликту. Д.И.Фонвизин как писатель эпохи Просвещения считал, что искусство должно выполнять нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, автор в силу исторических обстоятельств поднимается до рассмотрения в комедии острейших вопросов того времени: деспотизма самодержавной власти, крепостного права. Тема воспитания, конечно же, звучит в пьесе, но она носит обличительный характер. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе и требовал борьбы с этим илом, возлагая надежды на «просвещенную» монархию и передовую часть дворянства.
    Стародум выступает в комедии «Недоросль» как проповедник просвещенности и образованности. Причем, его понимание этих явлений — это понимание авторское. Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья.
    Правдин олицетворяет собой идею юридической справедливости: он — чиновник, призванный государством совершить суд над жестокой помещицей. Стародум же, являясь глашатаем авторских идей, олицетворяет справедливость общечеловеческую, нравственную. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — таково жизненное кредо Стародума. Его жизнь — это образец для подражания для многих поколений. Получив прекрасное образование, Стародум решает все свои силы посвятить племяннице. Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя перевоспитывать. Именно оно не позволило ему остаться на службе при дворе. Служение Отечеству так называемыми «государственными деятелями» позабыто. Для них важны лишь чины и богатство, для достижения которых хороши все средства: и подхалимство, и карьеризм, и ложь. «Я отошел от двора без деревень, без лент, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правили». Двор, по мнению Стародума, болен, его нельзя вылечить, можно лить заразиться. Автор с помощью этого утверждения подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотической власти.
    Фонвизин создает в своей комедии модель мини-государства. В нем существуют те же законы и творятся те же беззакония, что и в государстве Российском. Автор показывает нам жизнь различных социальных слоев общества. Образы крепостных Палашки, няни Еремеевны воплощают собой безрадостную жизнь самого зависимого и угнетенного класса. Еремеевна за свою верную службу получает «по пяти рублей на год, по пяти пощечин на день». Также незавидна участь и учителей недоросля Митрофана. Автор выводит на сцену и офицера Милона, и чиновника Правдина. Сословие помещиков представляет семья Простаковых — Скотининых, которые осознают свою силу, силу собственной власти.
    Таким образом, Фонвизиным проводится параллель между поместьем невежественных крепостников, этим «скотным двором», и высшим светом, императорским двором. Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду, утверждает Стародум, а значит, и Фонвизин. Мир Простаковых и Скотининых не принимает образованности. Для них есть одно хорошее знание — сила и власть крепостников. По мнению Простаковой, ее сыну не обязательно знать географию, ведь дворянину стоит лишь приказать, и его отвезут, куда надо. Странно даже говорить об «идеалах» жизни Простаковых. Особенность их бытия состоит в том, что «идеалы», как таковые, отсутствуют, а там царствуют лишь грубость, низость и бездуховность. Объектом мыслей, чувств, желаний Скотинина являются свиньи. Он и жениться-то хочет лишь потому, что свиней у него может стать побольше.
    Конечно, сейчас комедия нам кажется несколько трудной для восприятия. Герои кажутся однообразными, и уловить идейно-художественный смысл, «растворенный» в образах произведения, ситуациях, сложно. Но, как оказывается после внимательного прочтения, комедия «Недоросль» служит вполне ясной и определенной цели — исправлению пороков общества, государства и воспитанию добродетели. Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.
    Сочинение “Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль””
    Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. “На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы”. Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В “Недоросле”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского “злонравия”, писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Г. А. Гуковского, “полукомедия, полудрама”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также “страждущей добродетели” в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злонравия достойные плоды” — т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего человека: “Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце”. Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “… Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения”.
    Фонвизин “Недоросль” — сочинение “Образы бессмертной комедии «Недоросль»”
    Денис Иванович Фонвизин — создатель бессмертной комедии “Недоросль”. Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым и новым поколениям зрителей. В чем же секрет неувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия “Недоросль” построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми. Так, например, они пытаются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют. Таков арсенал их оружия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами.
    Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…”
    Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: “Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить”.
    Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, “во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки”, то есть людей, живущих сиюминутными интересами.
    Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных.
    Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию.
    В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.
    Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение “Недоросля” в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига ото-, двинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.
    Фонвизин “Недоросль” — сочинение “Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».”
    В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
    Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.
    Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости.
    Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:
    «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится… Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».
    А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:
    «Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
    Комедия, говоря словами Шекспира, — «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях «котора прилагательна» и «котора существительна».
    Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность.
    Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.
    По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств. Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому их первое побуждение — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытаться подделываться под тон людей благородных.
    В финале комедии наглости и подобострастии, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы её простить. Самовластие помещицы приучило её нетерпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий.
    Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем законов, не получил он письмо от наместника, все обернулось бы иначе. Фонвизин вынужден был прикрывать сатирическую остроту комедии надеждой на законное правление. Как в последствие Гоголь в «Ревизоре», он разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством с вверху. Но мы слышали рассказ Стародума, о правдивой жизни и болтовню Хлестакова о Петербурге. Столица и глухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.

    Похожие статьи:

    Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > РЕФЕРАТ: Анализ комедии Гоголя «Ревизор»Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. ГорькогоУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна

  2. Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.
    Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.
    Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

    Идея комедии «Недоросль»

    Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

  3. 3
    Текст добавил: ----Жизнь-игра----

    комедия “недоросль” была написана дмитрием ивановичем фонвизиным в 18 веке, когда главным направлением являлся классицизм. одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя митрофаном, что означает “являющий свою мать”. вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. не зря в современном языке слово недоросль означает недоучка. ведь митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел петр 1. простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты ” положительные умные герои, такие, как правдин, стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все ” они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “… золотой болван — все ” характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать митрофанушка? он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. а какой пример могла подать своему сыночку простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? конечно, она любила митрофана, но в связи с этим сильно его: — поди ж дай позавтракать ребенку. — он уж и так пять булочек скушал. — так тебе жаль шестой, бестия? вот какое усердие! извольте смотреть. “… митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне ” влияние матери и крепостничества совратило митрофана — он растет невеждой. учителя так же не могли дать достойного образования митрофану, ведь они были такими же недоучкми. кутейкин и цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… не хочу учиться, хочу ” этим учителям простакова предпочитает бывшего кучера вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка. в итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. “… вот злонравия достойные плоды! ” эта реплика стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. в финале митрофан является образцом бессердечия. я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “недоросль”. она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

  4. 4
    Текст добавил: подростковая_тупость

    На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.
    Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.
    «Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

  5. В «Недоросле» (1782 г.) Фонвизин противопоставляет грубым, невежественным, корыстолюбивым крепостникам-помещикам людей просвещенных и гуманных. Крепостничество, представителями которого являются Скотинин и Простакова, показано правдиво и ярко; из поступков и высказываний действующих лиц вырисовывается целостная картина поместной жизни, феодального произвола и насилия.
    Фонвизин отчетливо показывает экономическое закабаление крестьян. О наглой эксплуатации крестьянства мы сразу узнаем из реплики Скотинина: «Всякий убыток… сдеру со своих же крестьян». Ему вторит и госпожа Простакова: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, — жалуется она, — ничего уж собрать не можем. Такая беда».
    Отмечает писатель и полное угнетение личности крестьян. Простакова называет верную служанку Еремеевну «собачьей дочерью», «старой ведьмой»; своих слуг не только бранит, но и жестоко бьет. «Рук не покладаю, — заявляет она, — то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Недаром учитель Кутейкин сравнивает жизнь крепостных у помещиков с боевой обстановкой, с «баталиями», а отставной солдат Цыфиркин усиливает это сравнение: «Я сам здесь видел беглый огонь в сутки сряду часа по три». Скотинины вообще не считают крестьянина за человека. «Лежит, как будто благородная», — искренно возмущается Простакова болезнью своей служанки.
    Интересы крепостников низменны. Скотинин, чувствующий себя лучше среди свиней, чем в обществе людей, на Софье думает жениться лишь для того, чтобы разбогатеть. Исключительно корыстные цели преследует и Простакова, стараясь женить на Софье своего Митрофанушку.
    Таков круг людей, против которых Фонвизин направляет острие своей сатиры.
    В комедии усиленно подчеркивается значение образования и воспитания для разрешения общегосударственных задач. В правильном воспитании автор видит «залог благосостояния государства».
    Драматург предъявляет требования к самому царю. Он проводит мысль, что не подданные созданы для царя, а царь для подданных, и требует от монарха быть ответственным в делах управления государством. В соответствии с представлением о просвещенных и гуманных чиновниках в пьесе показан Правдин, который «унимает» злых крепостников — Простаковых и Скотининых.

  6. 1782 год знаменуется выходом в свет прекрасной комедии «Недоросль», автором которой становится Д.И. Фонвизин. Он представляет свое произведение друзьям и светским знакомым, дабы получить их оценку и критику.
    Большинство тех людей, которые впервые услышали комедию «Недоросль», были восхищены ее смыслом и талантом автора. Данная работа была положительно похвалена самой императрицей Екатериной II. А.С. Пушкин был в восторге от ярких образов, которые были в основе комедии. Он был восхищен образами Простаковых.
    Для того чтобы создать гармонию в своей комедии, автор использует как злых, так и добрых героев. Благодаря такому контрасту человеческих качеств, читатель может увидеть семью Простаковых, саму госпожу и ее сына в самых нехороших обликах.
    В комедии существует мир Скотининых и Простаковых. Все они жестоки и невежественны, грубы и самолюбивы. Кроме управления своими крестьянами, они стремятся распространить свою власть над благородными людьми.
    Кто же в комедии «Недоросль» занимает противоположную сторону ожесточенных дворян? Это офицер Милон, Софья и ее жених, Стародум, чиновник Правдин, дядя Софьи. Именно эти два мира представлены читателям. Они показывают совершенно разные человеческие качества и позволяют нам провести сравнение и сделать выводы.
    Госпожа Простакова и Стародум – это два самых непримиримых образа, которые открыто ведут противостояние. Ярким примером сущности внутреннего мира этих героев является ситуация на уроках Митрофана. Простакова откровенно заявляет сыну, что делится деньгами с остальными не нужно, что все найденные средства нужно оставлять себе и никак по-другому. Стародум проповедует совершенно другие идеи в общение с Софьей. Он говорит о том, что необходимо помогать нуждающимся, делиться всем, что у тебя есть.
    Читая комедию «Недоросль», мы обращаем внимание не только на образ госпожи Простаковой. А как жалок и низок ее сын, который совершенно не приспособлен к жизни, который не владеет даже самыми элементарными правилами и знаниями. И такие герои из семей Простаковых и Скотининых, хотят прорваться в мир благородных людей, со своей жестокостью, грубостью и бесчеловечностью.
    В ходе развития сюжета, мы видим, что грубость Простаковой сыграла с ней злую шутку. Она настолько стала безграничной, она совершенно перестала понимать что хорошо, а что плохо. Даже родные для нее люди стали жертвами ее грубости. Муж госпожи настолько стал бояться Простакову, что высказывал свои мысли, запинаясь и замолкая. В конечном итоге, Простакова теряет все – свой родной дом, село и сына. Положительные герои комедии побеждают, используя возможности Правдина – стойкого хранителя закона.

  7. Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин — представитель передовых, стоящих на уровне евродейской просветительской мысли кругов дворянского общества — находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественных дворян-крепостников, “угнетающих рабством” отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писателей наиболее прогрессивного “сатирического направления” литературы XVIII века.
    Главным произведением, вершиной творчества драматурга явилась комедия “Недоросль”. Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.
    По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как “через воспитание разумели они одно питание”,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в “Недоросле” картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.
    Бесчеловечное обращение “презлой фурии” не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе. “После того, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего”. Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить “жестокосердечную помещицу”. Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: “Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…” —бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей.’ Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем стар-‘ шее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет’ никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает себя законченным негодяем.
    Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра.

    Похожие сочинения

    Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»

  8. В комедии Фонвизина «Недоросль», на главное место поставлена тема крепостного произвола. В наше время трудно понять, что когда-то были времена, когда одни люди жили за счет других и целый класс крестьян был лишен почти всех прав. Усугубляло эту несправедливость то, что люди которым была дана власть над крепостными, были лишены человеческих качеств, соответственно этому обращались с крепостными рабами с особой жестокостью.
    Для госпожи Простаковой, нет никаких моральных ограничений по отношению к крестьянам, для нее крестьяне, существа предназначенные для работы и вовсе не люди. Их, можно безнаказанно грабить, отбирать последнее и нещадно пороть по любому поводу. Простакова доводит людей до такого состояния, когда уже и обобрать то их невозможно, такова жестокость этой помещицы.
    Простакова присваивает имущество осиротевшей Софьи и пытается ее выдать замуж за своего сына, она грубо относится к ней до тех пор, пока не вернулся Стародум, родной дядя Софьи, Простаковы считали его погибшим, и поэтому присвоили имущество и относились к Софье грубо и высокомерно.
    Брат Софьи ничем не хуже своей сестры, так же беспощаден к крестьянам и фамилия его созвучна его характеру – Скотинин, он не менее жесток к своим людям и ни чем не уступает по характеру своей сестре. Словом сказать, и Простакова была так же как и брат урожденная Скотинина, фамилия ее и братца, соответствовала их подлому и неблагодарному характеру этих людей.
    Иногда изуверы пороли крестьян ради скуки или чтобы сорвать на них зло из-за какой-либо неудачи, эти люди не имели даже простой благодарности к простым людям. Особенно об этом рассказывает тот случай, когда дядя Митрофанушки Скотинин пытался побить своего племянника, няня Еремева подставила себя под кулаки Скотинина, и вместо благодарности получила упрек от хозяйки за то, что «не вцепилась ему в рожу».
    Впрочем, их властвованию и самодурству пришел конец, даже в то бесправное время, были законы ограничивающие произвол помещиков. Простакова чуть не попала под суд и умоляла чтобы ее простили. Софья и Стародум простили ее, но когда она попросила дать ей власть на три дня, ей было отказано.
    Эти жадные, человекоподобные существа управляли и грабили их, они ничего не давали народу, и по своей сути являлись паразитами, тем не менее выставили себя правящим классом и грядущая в будущем революция – это следствие правления этих самодуров.

  9. 1. Проблема воспитания в комедии.
    2. Достойный гражданин в «Недоросле».
    Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении ав­тор указывает на причину всех проблем России — крепост­ное право. Эта причина — лишь следствие отсутствия до­стойного воспитания людей. Автор осуждает обществен­ные отношения, приводящие к низкому уровню гражданст­венности в нашей стране. В самом деле, насколько сможет стать гражданином Митрофанушка Простаков? Положи­тельными героями в комедии являются просвещенные дво­ряне, и они осуждают крепостное право.
    В лице семейства Простаковых представлен весь общест­венный строй современной Фонвизину России. Ярко про­писана система отношений, основанных на крепостничест­ве. Среда крепостничества самим своим существованием оказывает влияние на личность, что и приводит к появле­нию мещан, далеких от просвещения.
    Проблема воспитания, заложенная в основе комедии «Недоросль», была одной из центральных в XVIII веке. Именно проблема воспитания тревожила умы просветите­лей того времени.
    Согласно указу Петра Великого все дворянские сынки (недоросли) должны были получить знания по закону Божию, арифметике и грамматике, без этого они не имели права занять какой-либо пост. Но традиционное воспита­ние вовсе не предполагало образования для дворян. Соот­ветственно, нововведение Петра не вызвало особенного восторга в высшем обществе. Тем не менее та же Простакова вынуждена была нанять сыну, Митрофанушке, учителей. Но ничего полезного из этого не получилось: «через воспи­тание разумели они одно питание».
    Нарисованная картина воспитания в комедии переходит в широкое изображение крепостнической системы в це­лом. Тем не менее в данной работе хотелось бы остановить­ся именно на центральной проблеме комедии — проблеме воспитания достойного гражданина.
    С начала пьесы создается атмосфера дома Простаковых. Хозяйка постоянно бьет и оскорбляет слуг, добиваясь повиновения: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».
    Митрофанушка, разумеется, достойным гражданином считаться не может. Об этом говорит и его способность к обучению, и желание учиться, и характер. Чего стоит только сцена, когда Простакова обращается к любимому сыну за помощью. Плоды полученного воспитания сказались в его презрительной фразе: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…».
    Неудивительно, что ответ Митрофанушки таков. Что он видел вокруг? Грубость и хамство. Простакова, которая преклоняется перед сильными и стремится унизить слабых… Оскорбления и пощечины… «Достойный» гражданин Митрофан после такого воспитания станет еще хуже, еще более жестоким, чем представители прежнего поколения. Если у Простаковой есть хоть привязанность к сыну, Скотинин любит своих хрюшек, то Митрофан лишен привязанностей. Моральных принципов ему не привили, какого-никакого образования не дали, зато приучили к агрессивному поведению. И что же он сделает, увидев крушение всех надежд матери? Найдет себе более могущественного покровителя.
    Митрофан — он полный невежда, не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
    Пласт достойных людей в пьесе представлен по преимуществу троими персонажами: это Софья, Стародум, Правдин, Милон. Эти герои противопоставляются невежественным Простаковым и Скотининым. Фонвизин в таких характерах видит идеальных граждан своей страны.
    Стародум говорит: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Впрочем, Фонвизин не пошел настолько далеко, чтобы опротестовать сам факт крепостничества, он всего лишь утверждает, что необходимо оставаться людьми даже по отношению к крепостным крестьянам.
    Правдин отстаивает еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян. Он чиновник в наместничестве, учреждении, созданном для наблюдения за выполнением правительственных указов. Своей основной задачей Правдин считает наблюдение над помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Когда Правдин узнает о бесчинствах Простаковой, он от имени правительства берет ее имение под опеку, лишая Простакову прав распоряжаться крестьянами.
    Милон, возлюбленный Софьи, — идеальный офицер. Этот образ противопоставлен лишенному гражданских чувств Митрофанушке. Митрофан к службе не стремится, и Простакова всецело его поддерживает в этом: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Милон же, несмотря на молодость, участвовал в военных действиях, где обнаружил «неустрашимость».
    Стародум высказывает точку зрения самого Фонвизина. Имя героя указывает на то, что идеалы его принадлежат Петровской эпохе, эпохе просвещения и гражданственности, когда дворянство было не данностью, а заслугой перед родной страной. О долге, или должности, как говорили тогда, дворян Стародум говорит с особым трепетом: «Долж
    ность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».
    Итак, в комедии Фонвизина представлены основные особенности достойного гражданина современной ему эпохи. Это просвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование. Но самое главное — до­стойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране.

  10. Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия.
    Подобное разделение персонажей для комедии не просто так – ведь у них разное воспитание, а значит, имеются разные понимания на жизнь. Это выражено даже в общении родителей и детей – например во взаимоуважении между Софьей и ее отцом, контраст с огромными прихотями балованного Митрофана, который не умеет ничего ценить, не ценит свою мать.
    И как считает писатель, вся проблема в воспитании, именно это служит моральной деградации и малообразованности русского дворянства того века. Просткова, думая, как сэкономить, приглашает в малообразованных педагогов – сержанта в отставке, который не смог окончить семинарию Кутейкина и который не владел наукой Вральмана. По большому счету ребенка учат рабы, а что они могут дать, кроме как стать такими же, как они?

    Идея комедии Недоросль

    Идея перекликается с темой – это суждение о безнравственности, алчности, тупости, жадности помещичьего класса и огромный восторг идеалов знаний и доброты.
    Писатель сам из класса просвещения, потому главное для него – человек. Демонстрируя в произведении ужасы безграмотности пожилых дворян, писатель оголял то, чего сильно много было в стране общественного строя. И победить можно было только с помощью честного добросовестного закона, как в целом это и произошло в конце комедии.
    Подобным примером, тема и идея пьесы взаимосвязаны. Писатель не только высмеял жестокость, необразованность помещичьего класса, но так же продемонстрировал, каков должен быть человек. Образование на Руси. Писатель выделяет и то, что достигнуть обновления населения можно лишь с помощью реформации системы образования и воспитания. Старые культы должны быть отодвинуты, тогда и гуманность, правда, доверие должны быть главными для нового дворянского класса.

  11. В конце комедии “Недоросль” Стародумом была произнесена фраза: “Вот злонравия достойные плоды”. Она по праву относится к Простаковой. В последнем действии пьесы ее коварные планы были разоблачены и она была пристыжена. Все обратились против нее, и даже ее собственный сын Митрофан, которого она так холила и лелеяла, открестился от нее в самый трудный момент.
    Простакова – грубая, властная женщина, к прислуге относится жестоко, свысока. Девичья фамилия Простаковой – Скотинина, поэтому ее фамилия говорит “за себя”. Она слуг то ругает, то колотит, то унижает, то поминает нелестным словом. По ее мнению дворянин имеет право колотить крепостных, когда захочет. Сама она была ярой противницей образования, как и все Простаковы и Скотинины, и совсем не видела надобности Митрофану в учителях, чем и обоснована ее радость при очередной жалобе Митрофана на них. Слепая любовь Простаковой к сыну выращивает из Митрофана неуча, паразита и тунеядца. Весь смысл ее жизни – вывести Митрофана “в люди”, поэтому она не видит ничего плохого в чрезмерной опеке сына, хотя стоило бы.
    Мужа Простакова вовсе не уважала, хоть и была не умнее его, грубо и пренебрежительно относилась к нему, также поощряла неуважение к отцу у Митрофана. Но, так как Простаков имел малейшую роль в собственном доме, он сам безвольно подчинялся воле жены и находился у нее “под каблуком”. Даже своего родного брата Скотинина, ярого любителя свиней, Простакова всячески пыталась унизить. Так как он был из рода Скотининых, то так же был груб и не образован. Считал себя “между свиньями всех умнее», отчего и понятна его любовь к ним.
    Сын Простаковой – Митрофан – грубый неуч, недоросль и бездельник, который бессердечен по отношению к своей матери. Он совершенно не ценит ни мать, ни ее заботу. Однако, пользуясь ее расположением к себе, он заправляет дома всем, как хочет. Он полный эгоист, который совсем “не хочет учиться, а хочет жениться”. Здесь исключительно вина Простаковой, которая потакала сыну в его лени. Она совсем не замечала, какого недоросля она воспитала. Впоследствии чего в конце пьесы он предает свою мать и отворачивается от нее, когда все отвернулись. Здесь проявляется трусость и черствость его души. Устами Митрофана были сказаны слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
    Объезжая имения, Правдин собирал факты жестокого обращения помещиков с крестьянами. Посетив поместье Простаковой, он имел полное право прекратить произвол в имении тиранки, благодаря своим полномочиям. Пожиная плоды своего злонравия, Простакова не могла смотреть людям в глаза. От страха она раскаивалась в содеянных поступках, но всяческие ее жалкие извинения вызывали у людей омерзение, так как слишком много злодеяний было ей совершено. Все понимали, что “злой нрав” Простаковой уже не изменить.
    “Злонравие” – “злой нрав” – так было сказано о характере Простаковой. Фраза Стародума означала – вот чего добилась Простакова, благодаря своему характеру и свои поступкам. В итоге она осталась одна, все зло вернулось к ней, словно бумеранг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *