Сочинение по литературе 7 класс на тему отрочество толстой

12 вариантов

  1. В произведении затрагиваются сложные и актуальные на сегодняшний день моменты когда Россия переживала не самые хорошие времена. Также молодежь может решиться легко и просто поменять свою жизнь и при этом о других не думать. Вот именно поэтому автор и описал себя в романе и этим показал, что нужно выбирать всегда себе только хороших и верных друзей.
    Главным героем стал парень по имени Николай. Раньше у него было все хорошо, родители всегда находились рядом. И вот однажды его мать очень сильно заболела. Она старалась лечиться, но ничего не получилось, и вскоре она умерла. И теперь у него осталась только одна бабушка, которая жила в городе. Вот туда и отправился Николай.
    Но бабушка этому не очень-то была рада и не обращала внимания на своего внука. У нее были свои проблемы и дела, которые требовалось решить прямо сейчас и не часом позже. У отца были тоже свои проблемы и дела, которыми он занимался. Но больше всего на свете ему нравилось играть в игровые автоматы, где он проигрывал все деньги. За Николаем было поручено приглядывать гувернеру. Но немного попозже бабушке он надоел, и она решила его уволить.
    Парню не хватает любви и внимание, а ведь раньше всем этим занималась его мать. И тогда он был счастлив, чего нельзя было сказать про сегодня. Ни один человек в доме не воспринимает его серьезно и поэтому парню приходится самостоятельно себя развлекать. Постепенно у него развился комплекс, от которого он никак не мог избавиться. Если другие ребята уверены в том, что красивее их нет на свете, то Николай себя считает страшным и не красивым. И поэтому старается ни с кем не общаться.
    У них есть горничная, которая старается делать все для того чтобы в доме царил мир и порядок. Больше всего на свете она влюблена в слугу, вместе с которым она работает в доме. И только благодаря нашему главному герою им удалось не только открыть друг другу свои чувства, но и зарегистрироваться.
    Кроме этого в этом же городе живет брат Николая, который раньше не общался с братом, но теперь у них есть возможность подружиться и везде быть вместе. Он практически каждый день приходит к Коле и они вместе идут гулять по городу и развлекаются. Немного погодя бабушка умирает, а все владения переходят в руки ее сестры. А тем временем наш главный герой старается собрать документы и тщательно подготовиться к экзаменам, для того чтобы поступить в институт.

  2. Сочинение на тему”Отрочество” Л.Толстой

    Ответы:

    Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует
    поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с
    Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая
    связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать
    все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только
    синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей
    лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется
    своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают
    ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ,
    Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из
    куста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее. Все
    это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло
    на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и
    они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому
    процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но
    только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло
    раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого
    чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни.
    Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот
    дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого
    момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая
    ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке,
    стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему
    сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше
    или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя
    был прав, но согласиться с ним — значит испортить всю игру. Глава
    заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не
    будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный
    рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и
    размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича
    и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии
    есть истина, украшающая нашу жизнь.
    Я заметил, что
    маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к
    окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке
    помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как,
    например, в случае с мухой.
    После выхода второй
    части трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная
    наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия
    в картинах природы, изящная простота — отличительная черта таланта
    графа Толстого”.
    У меня создалось впечатление, что
    все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами
    (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а
    расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день
    за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но
    значительных эпизодах.
    Так, в “Отрочестве” автор
    повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил
    единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой
    подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и
    чем закончилось его наказание.
    В “Юности” особенно
    выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за
    ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи
    Нехлюдовых.
    Николенька и Нехлюдов открывают новый
    нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень
    трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки
    самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими
    возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие,
    самолюбование, высокомерие.
    По-моему, последняя
    часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора
    доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.
    В
    юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь
    роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то —
    философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было
    замаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. Все это отодвигало
    на задний план его настоящие чувства и мысли.

  3. Толстой Лев Николаевич 1828-1910
    Отрочество
    По жанру “Отрочество” – повесть.
    Главные герои те же, что и в повести “Детство”, – Николенька, Володя – его старший брат, Люба – его сестра, Петр Алексеевич Иртеньев – отец, бабушка, Карл Иваныч – учитель, Марья Ивановна – гувернантка, Катя – ее дочка, Соня Валахина, Сергей Ивин, Маша – горничная.
    Завязка: приезд в Москву к бабушке.
    Кульминация: смерть бабушки.
    Развязка: Николай готовится к поступлению в университет. Путешествие семьи Иртеньевых из деревни
    в Москву продолжалось четыре дня. В эти дни Николенька чувствовал себя удивительно спокойно. Он смотрел по сторонам, разговаривал с родными и со слугами, считал верстовые столбы. Катенька в разговоре с ним впервые заговорила о неравенстве их положения (Иртеньевы богатые, а они с матерью бедные), о чем мальчик никогда раньше не задумывался. У него изменилось отношение к окружающему миру: он понял, что вокруг множество людей, которым нет до него и его семьи никакого дела и которые живут своей собственной жизнью.
    После смерти матери все стало другим. При встрече с бабушкой Николенька поразился, как та постарела.
    Отец отдалился от семьи, жил в отдельном флигеле и выходил только к обеду, поэтому много потерял в глазах младшего сына. Карл Иваныч, который в Москве зачем-то затеял носить рыжий парик с нитяным пробором, казался мальчику смешным. Девочки как-то резко повзрослели. С Володей отношения стали более сложными. Николенька ощущал, что брат во всем выше его: в играх, в учении, в умении держать себя. Это отдаляло братьев друг от друга.
    В это время четырнадцатилетнего мальчика начали волновать женщины. Ему очень нравилась горничная Маша, белая, с роскошными формами и пышной косой, к которой был неравнодушен и Володя, не упускавший момента поцеловать горничную. Николенька же был стыдлив от природы и настолько убежден в своей уродливости, что даже не помышлял подойти к ней.
    Бабушке очень не нравился Карл Иваныч. Она считала, что детям нужен настоящий образованный гувернер, а не мужик, который учит их только тирольским песням. По ее настоянию немец уступил свое место щеголю французу мосье Сен-Жерому.
    Перед уходом Карл Иваныч рассказал мальчику историю своей жизни. С детства он был несчастен, поскольку считался незаконным сыном графа фон Зоммерблата и муж матери не любил его за это. Он пошел служить в армию вместо своего младшего брата, воевал с Наполеоном, попал в плен к французам, бежал, затем работал на канатной фабрике, откуда вынужден был уйти, так как жена хозяина влюбилась в него. Карл вернулся в семью, но через три месяца за ним пришли, чтобы арестовать якобы за дезертирство. Он выпрыгнул в окно и убежал в Эмс. Там он познакомился с генералом Сазиным, который взял его в Россию. Когда генерал умер, маменька Николеньки взяла Карла Иваныча к себе, поручив ему воспитание мальчиков, которых он полюбил, как родных.
    В день рождения Любочки – 13 декабря – у Николеньки с самого утра все не ладилось. Сперва был урок истории, которую мальчик не любил. Учитель истории, проверив, как они подготовились к уроку, поставил Володе пятерку, а Николенька, который нес про крестовый поход всякий вздор, получил единицу. Володя ничего не сказал гувернеру о плохой отметке брата, чтобы того не наказали, и им разрешили спуститься к гостям, которые уже собрались внизу.
    Как только мальчики со всеми поздоровались, появился отец, который подарил дочери серебряный сервиз, а за обедом, вспомнив, что забыл в своем кабинете конфеты, попросил младшего сына принести их и сигары, сказав, где лежат ключи, и запретив что-либо трогать. Мальчика заинтересовал маленький ключик, и он попробовал открыть им портфель, стоявший на столе. Открыв портфель, он почувствовал неловкость от содеянного, захотел поскорее закрыть, в спешке повернул ключик не в ту сторону и сломал его, но ничего не сказал отцу.
    После обеда, во время игры, Сонечка не обращала на него внимание и все время шепталась с Сережей Ивиным, что поразило Николеньку и вызвало в нем презрение ко всему женскому полу. Тем временем гувернер обнаружил единицу и велел ему идти наверх. В ответ Николенька высунул язык и отказался, а потом, когда француз пообещал высечь его розгами, ударил Сен-Жерома. Мальчика заперли в чулан до следующего утра. После обеда гувернер отвел его к бабушке, которая, упрекая его, довела себя до истерики. Когда Николенька, плача, выходил от бабушки, его остановил отец, обнаруживший сломанный ключ, и тоже начал ругать его. Мальчик разрыдался, попытался рассказать, что произошло, но у него начались конвульсии и он потерял сознание. Домашние простили его, однако француза с тех пор Николенька возненавидел, поняв, что воспитательный метод жестокого Сен-Жерома состоял в том, что он унижал детей.
    В это время мальчик продолжает сочувственно наблюдать за Машей, которой ее дядя не разрешает выйти замуж за Василия, работающего у них портным. Впоследствии Николай убедит отца дать Маше приданое и поженить влюбленных. Володя поступил в университет, сдав все экзамены на пятерки. У него появились новые друзья, с одним из которых, студентом князем Нехлюдовым, подружился и Николай, обнаружив в их взглядах на жизнь много общего.
    Любочка и Катенька очень изменились. Катенька похорошела, стала похожа на взрослую барышню и всячески подчеркивала это. Она по-разному ведет себя с посторонними и домашними и очень мало ест. Любочка некрасива, любит покушать, у нее плохая фигура, зато прекрасные черные глаза и начисто отсутствует кокетство.
    Отец сейчас больше всех детей любит дочь, которая стала удивительно похожа на мать – не внешностью, а движениями, голосом, некоторыми выражениями и манерой играть на рояле. Николай по-прежнему искренне любит и уважает отца, но уже позволяет себе критиковать его за некоторые слова и поступки.
    Бабушка очень ослабела, перестала выходить из своей комнаты. У нее часто бывал доктор, и как-то утром, когда дети отсутствовали, она умерла, оставив все состояние Любочке и назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О ее смерти не сожалел никто, кроме ее горничной Кати, которая хоть и ругалась с бабушкой, но очень любила ее.
    Николаю до поступления в университет остается несколько месяцев. Он выбрал математический факультет. Учится он теперь хорошо, с гувернером больше не ссорится, они стали уважать друг друга. Николай по-прежнему страдает от своей некрасивой, как он полагает, внешности, но находит утешение в том, что умен и окружающие видят это.
    План произведения
    1. Иртеньевы едут из деревни в Москву
    2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
    3. Учитель Карл Иваныч рассказывает юноше свою историю.
    4. День рождения Любочки.
    5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.
    6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Он наказан.
    7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
    8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
    9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
    10. Николай готовится к поступлению в университет.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Детство, отрочество и юность Толстого 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в семье Толстых родился мальчик, которого назвали необычным, но красивым именем Лев. Отец будущего знаменитого писателя – граф Николай Ильич принадлежал…
    Чернышевский Н. Г. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные…
    Анализ повести Толстого “Детство” Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька….
    ДЕТСТВО Л. Н. ТОЛСТОЙ ДЕТСТВО (В сокращении) Учитель Карл Иваныч 12-го августа 18…, на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив…
    КРЫЖОВНИК А. П. ЧЕХОВ КРЫЖОВНИК В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали. Когда же пошел…
    Юность Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Юность По жанру “Юность” – повесть. Главные герои: Николай Иртеньев, Владимир – его брат, Люба – его сестра, Дмитрий Нехлюдов – друг Владимира, Любовь Сергеевна –…
    ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) 1 вариант Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным…
    Сочинение на тему “Золотая пора детства” в произведениях Толстого и Бунина Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим,…
    Отрада Николай Карпович Отрада Николай Карпович (Турочкин) родился в 1918 году в деревне Николаевка Воронежской губернии. В 1934 году в Сталинграде окончил среднюю школу-девятилетку. С детских лет увлекался поэзией, сам писал стихи. Николай…
    “Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая Алексеевича в “Темных аллеях” Бунина “Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая алексеевича в “Темных аллеях” Бунина План I. Символический смысл названия рассказа. II. История любви героев рассказа И. А. Бунина “Темные аллеи”. 1. Сила,…
    Сведения об авторе Н. В. Гоголь ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ Н. В. Гоголь Сведения об авторе: Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика….
    Два мира – взрослые и дети (по повести “Детство” Л. Н. Толстого) Будущий писатель с детских лет был увлечен идеей самоопределения. Всю свою жизнь писатель вел дневник, в котором прослеживаются напряженные поиски собственного “я”, мучительные раздумья о правильности принимаемых решений. Записи этого…
    АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” 1 вариант Начало серьезной литературной деятельности Льва Николаевича Толстого ознаменовало написание повести “Детство”. Это его первое произведение стало признанным шедевром русской литературы. Основой замысла…
    Герой “Юности” Л. Н. Толстого В одной из бесед о творчестве А. П. Чехова Л. Н. Толстой с увлечением говорил: “Чехов – несравненный художник. Да, да, именно: несравненный художник жизни”. Толстой, как никто до него,…
    ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в “Анне Карениной”, дети в…
    НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878) Родился в с. Немирове Каменец-Подольской губернии в семье помещика. В своих стихотворениях Некрасов часто обращается к образу матери, которая любила своих детей и защищала их от…
    НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826) Родился в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву,…
    ОСУЖДЕНИЕ ПОШЛОСТИ И ДУШЕВНОЙ ЧЕРСТВОСТИ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то…
    Левша Лесков Николай Семенович 1831-1895 Левша (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) По жанру произведение напоминает сказку или легенду, в тексте очень много старинных выражений и слов, благодаря…
    “Роландов рог” Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения “Роландов рог” Главная тема стихотворения “Роландов рог” (1921) – тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании…
    Молотов Николай Герасимович Помяловский Молотов Повесть (1861) В одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из них – Надя,…
    ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ И. А. БУНИН ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ “В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была…
    Сочиненин по картине Брюллова “Бахчисарайский фонтан” Многие художники, побывавшие в Крыму, не могли не соблазниться и не написать известный Бахчисарайский фонтан. Одним из таких есть Карл Павлович Брюллов со своей картиной “Бахчисарайский фонтан”. Про этот фонтан…
    Уроки музыки Людмила Стефановна Петрушевская Уроки музыки Драма (1973) В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и…
    ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых “густонаселенных романов”, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное…
    Анализ стихотворения Рубцова “Березы Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным…
    ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в…
    Какое мы имеем право рассуждать?” Николай Ростов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Николай Ростов – один из любимых героев Льва Толстого. С этим образом связаны глубокие раздумья писателя о подлинной духовной высоте человека, о человеке “естественном”. Николай, как и его сестра Наташа,…
    Анализ стихотворения Рубцова “По вечерам Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями…
    Краткая биография Пржевальского Николая Михайловича В истории России немало людей, которые увековечили себя своими трудами на благо родины. Одним из таких людей был Николай Михайлович Пржевальский – известнейший русский первооткрыватель и путешественник. Закономерно, что большинство…
    Отрочество

  4. Анализ произведения
    «Отрочество» по жанру относится к автобиографическим пове­стям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека.
    Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется его восприятие окружающего мира — приходит пони­мание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку интересует жизнь других людей, он узнает про классовое неравенство.
    Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, до­ставляющая герою множество страданий, желание быть люби­мым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу сво­ей внешности. По мнению автора, детский эгоизм — явление, так сказать, природное, как, впрочем, л социальное — становится следствием воспитания в аристократических семьях. У Николая осложняются отношения с окружающими его взрослыми — от­цом, гувернером. Взрослея, он задумывается о смысле жизни, о его собственном предназначении. Для автора очень важен процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны. У Николая завя­зывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым.
    Завязка — приезд в Москву. Кульминация — смерть бабушки. Развязка — подготовка к поступлению в университет.
    План
    1. Переезд в Москву.
    2. Вхождение в жизнь героя новых ощущений.
    3. История Карла Иваныча.
    4. Николай ломает ключ от отцовского тайника. Наказание.
    5. Поступление брата Володи в университет.
    6. Николай отмечает, как повзрослели его сестры.
    7. Смерть бабушки.
    8. Подготовка к поступлению в университет.

  5. Повесть (1854)
    Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
    Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
    С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
    После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. ум за разум заходил…»
    Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство…
    До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.
    В. М. Сотников

  6. Интегрированный урок по литературе и
    обществознанию.
    Подготовка к сочинению на тему : «Формирование
    характера Николеньки Иртеньева» (по повестям Л. Н. Толстого
    «Детство», «Отрочество»)
    Никто с такой наглядностью и проникновенностью
    не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у
    ребенка, как это сделал Толстой,- в этом бессмертие и
    художественное величие его повести.
    Б.Бурсов
    Цель : подготовить учащихся к написанию сочинения по
    предложенной теме.
    Задачи:
    1. Развить навык составления плана, подбора
    необходимого вступления и заключения, развитие речи учащихся.
    2. Научить характеризовать героев изучаемого
    произведения на основании их поступков и поведения.
    3.Формирование и развитие навыков анализа литературного
    произведения.
    4. Усилить связь теории с практикой
    5.Формировать личностный подход к проблеме.
    6. Выработать умение самостоятельно применять
    знания при написании сочинения.
    План урока:
    Организационный момент. Постановка цели и задач.
    Проверка домашнего задания .Работа с материалом по
    обществознанию и литературе.
    Обобщение полученных знаний.
    Составление плана к сочинению.
    Домашнее задание.
    Ход урока
    Организационный момент.
    Ребята, мы с вами в течение трех уроков знакомились с главами
    трилогии Л. Н. Толстого. Авторы учебника вас познакомили лишь с
    отдельными главами повестей «Детство» и «Отрочество», но даже из
    нескольких глав мы смогли узнать много интересного из жизни
    главного героя- Николеньки Иртеньева, и теперь вы должны быть
    готовы к тому, чтобы рассказать мне о том, как же формировался
    характер главного героя, что хотел сказать автор, создавая почти
    автобиографическое произведение.
    Проверка домашнего задания.
    «Диалектика души» – так называлось домашнее задание.
    Отталкиваясь от определения этого понятия, вы должны были на
    конкретном эпизоде проследить, как ведет себя главный герой в той
    или иной ситуации, с каких сторон раскрывается, какая конкретная
    возрастная особенность проявляется в герое. (*Особенности
    подросткового возраста разбираются и записываются на уроке
    обществознания заранее). Во время ответов учеников другие не просто
    слушают, но и пытаются дополнять всю таблицу в тетради, если где-то
    не справились.
    Диалектика души – изображение в литературе человеческого
    характера как проявления внутренних психологических противоречий
    между желаемым и возможным, материальными потребностями и духовными
    принципами, причем сами противоречия оказываются основой роста,
    развития характера.
    Школьный словарь литературных терминов и понятий. – М. : Дрофа,
    1995.

    Пример заполнения таблицы( она заполняется по мере прочтения
    глав, поэтому задание формулируется на первом уроке в системе
    уроков по повестям «Детство», «Отрочество»)«Детство»
    Гл.1 «Учитель Карл Иванович»
    Сердится и обижается на Карла Ивановича из-за того, что тот
    случайно разбудил мальчика.
    1«Мне было досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча,
    хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены.»
    2«Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне
    делать неприятности»
    1 Чрезмерная эмоциональность, ранимость.
    2 Эгоцентризм.
    Гл.13 «Наталья Савишна»
    Обижается на Н.С. за справедливый, но резкий и грубый упрек.
    Не держит долго обиды, переживает случившееся
    1 «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и
    захлебываясь от слез. – Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне
    ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового
    мальчишку. Нет, это ужасно!»
    2 «…я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще
    обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.»
    1 Завышенная самооценка
    2 Эмоциональная лабильность (резкая смена эмоций и чувств на
    противоположные)
    Чрезмерная эмоциональность, ранимость.
    Гл.19 «Ивины»
    Идеализировал Сережу Ивина, пытается ему подражать.
    Подражает Ивиным, забывая о собственных (противоположных!)
    чертах характера, не желая показаться слабым…
    1 «Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда. Я
    почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было
    достаточно для моего счастия; и одно время все силы души моей были
    сосредоточены в этом желании…»
    2 «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего
    поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда
    девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать
    навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка,
    которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет
    поваренок для супа?
    Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к
    Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он
    сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!»
    1 Психологическая зависимость
    1) подростковая жестокость
    2) подражание как одна из форм конформизма
    «Отрочество» Гл.3 «Новый взгляд»
    После разговора с Катенькой понимает, что «…существует другая
    жизнь людей…»
    «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг
    замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто
    все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам
    другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена
    произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с
    которого я и считаю начало моего отрочества.»
    Изменяется или формируется мировоззрение.
    Открытие своего внутреннего мира.
    Гл.5 «Старший брат»
    Переживает из-за того, что младше своего брата, испытывает
    «моральные страдания». После ссоры Володя первым идет на
    примирение, Николенька плачет, но получает облегчение.
    1 «Я невольно увлекался его страстями; но был слишком горд,
    чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы
    избрать новую дорогу.»
    2 «Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти
    и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо.»
    3 «Как будто, поднимаясь все выше и выше, что-то вдруг стало
    давить меня в груди и захватывать дыхание; но это продолжалось
    только одну секунду: на глазах показались слезы, и мне стало
    легче.»

  7. сочинение на тему”Отрочество” Л.Толстой

    Ответы:

    Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее. Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним — значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.
    Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.
    После выхода второй части трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — отличительная черта таланта графа Толстого”.
    У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.
    Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.
    В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.
    Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.
    По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.
    В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то — философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

  8. Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен. Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
    С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии.
    Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее.
    УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости.
    Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев.
    Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания.
    К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями.
    Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

  9. По жанру «Отрочество» – повесть.
    Главные герои те же, что и в повести «Детство», – Николенька, Володя – его старший брат, Люба – его сестра, Петр Алексеевич Иртеньев – отец, бабушка, Карл Иваныч – учитель, Марья Ивановна – гувернантка, Катя – ее дочка, Соня Валахина, Сергей Ивин, Маша – горничная.
    Завязка: приезд в Москву к бабушке.
    Кульминация: смерть бабушки.
    Развязка: Николай готовится к поступлению в университет. Путешествие семьи Иртеньевых из деревни в Москву продолжалось четыре дня. В эти дни Николенька чувствовал себя удивительно спокойно. Он смотрел по сторонам, разговаривал с родными и со слугами, считал верстовые столбы. Катенька в разговоре с ним впервые заговорила о неравенстве их положения (Иртеньевы богатые, а они с матерью бедные), о чем мальчик никогда раньше не задумывался. У него изменилось отношение к окружающему миру: он понял, что вокруг множество людей, которым нет до него и его семьи никакого дела и которые живут своей собственной жизнью.
    После смерти матери все стало другим. При встрече с бабушкой Николенька поразился, как та постарела. Отец отдалился от семьи, жил в отдельном флигеле и выходил только к обеду, поэтому много потерял в глазах младшего сына. Карл Иваныч, который в Москве зачем-то затеял носить рыжий парик с нитяным пробором, казался мальчику смешным. Девочки как-то резко повзрослели. С Володей отношения стали более сложными. Николенька ощущал, что брат во всем выше его: в играх, в учении, в умении держать себя. Это отдаляло братьев друг от друга.
    В это время четырнадцатилетнего мальчика начали волновать женщины. Ему очень нравилась горничная Маша, белая, с роскошными формами и пышной косой, к которой был неравнодушен и Володя, не упускавший момента поцеловать горничную. Николенька же был стыдлив от природы и настолько убежден в своей уродливости, что даже не помышлял подойти к ней.
    Бабушке очень не нравился Карл Иваныч. Она считала, что детям нужен настоящий образованный гувернер, а не мужик, который учит их только тирольским песням. По ее настоянию немец уступил свое место щеголю французу мосье Сен-Жерому.
    Перед уходом Карл Иваныч рассказал мальчику историю своей жизни. С детства он был несчастен, поскольку считался незаконным сыном графа фон Зоммерблата и муж матери не любил его за это. Он пошел служить в армию вместо своего младшего брата, воевал с Наполеоном, попал в плен к французам, бежал, затем работал на канатной фабрике, откуда вынужден был уйти, так как жена хозяина влюбилась в него. Карл вернулся в семью, но через три месяца за ним пришли, чтобы арестовать якобы за дезертирство. Он выпрыгнул в окно и убежал в Эмс. Там он познакомился с генералом Сазиным, который взял его в Россию. Когда генерал умер, маменька Николеньки взяла Карла Иваныча к себе, поручив ему воспитание мальчиков, которых он полюбил, как родных.
    В день рождения Любочки – 13 декабря – у Николеньки с самого утра все не ладилось. Сперва был урок истории, которую мальчик не любил. Учитель истории, проверив, как они подготовились к уроку, поставил Володе пятерку, а Николенька, который нес про крестовый поход всякий вздор, получил единицу. Володя ничего не сказал гувернеру о плохой отметке брата, чтобы того не наказали, и им разрешили спуститься к гостям, которые уже собрались внизу.
    Как только мальчики со всеми поздоровались, появился отец, который подарил дочери серебряный сервиз, а за обедом, вспомнив, что забыл в своем кабинете конфеты, попросил младшего сына принести их и сигары, сказав, где лежат ключи, и запретив что-либо трогать. Мальчика заинтересовал маленький ключик, и он попробовал открыть им портфель, стоявший на столе. Открыв портфель, он почувствовал неловкость от содеянного, захотел поскорее закрыть, в спешке повернул ключик не в ту сторону и сломал его, но ничего не сказал отцу.
    После обеда, во время игры, Сонечка не обращала на него внимание и все время шепталась с Сережей Ивиным, что поразило Николеньку и вызвало в нем презрение ко всему женскому полу. Тем временем гувернер обнаружил единицу и велел ему идти наверх. В ответ Николенька высунул язык и отказался, а потом, когда француз пообещал высечь его розгами, ударил Сен-Жерома. Мальчика заперли в чулан до следующего утра. После обеда гувернер отвел его к бабушке, которая, упрекая его, довела себя до истерики. Когда Николенька, плача, выходил от бабушки, его остановил отец, обнаруживший сломанный ключ, и тоже начал ругать его. Мальчик разрыдался, попытался рассказать, что произошло, но у него начались конвульсии и он потерял сознание. Домашние простили его, однако француза с тех пор Николенька возненавидел, поняв, что воспитательный метод жестокого Сен-Жерома состоял в том, что он унижал детей.
    В это время мальчик продолжает сочувственно наблюдать за Машей, которой ее дядя не разрешает выйти замуж за Василия, работающего у них портным. Впоследствии Николай убедит отца дать Маше приданое и поженить влюбленных. Володя поступил в университет, сдав все экзамены на пятерки. У него появились новые друзья, с одним из которых, студентом князем Нехлюдовым, подружился и Николай, обнаружив в их взглядах на жизнь много общего.
    Любочка и Катенька очень изменились. Катенька похорошела, стала похожа на взрослую барышню и всячески подчеркивала это. Она по-разному ведет себя с посторонними и домашними и очень мало ест. Любочка некрасива, любит покушать, у нее плохая фигура, зато прекрасные черные глаза и начисто отсутствует кокетство.
    Отец сейчас больше всех детей любит дочь, которая стала удивительно похожа на мать – не внешностью, а движениями, голосом, некоторыми выражениями и манерой играть на рояле. Николай по-прежнему искренне любит и уважает отца, но уже позволяет себе критиковать его за некоторые слова и поступки.
    Бабушка очень ослабела, перестала выходить из своей комнаты. У нее часто бывал доктор, и как-то утром, когда дети отсутствовали, она умерла, оставив все состояние Любочке и назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О ее смерти не сожалел никто, кроме ее горничной Кати, которая хоть и ругалась с бабушкой, но очень любила ее.
    Николаю до поступления в университет остается несколько месяцев. Он выбрал математический факультет. Учится он теперь хорошо, с гувернером больше не ссорится, они стали уважать друг друга. Николай по-прежнему страдает от своей некрасивой, как он полагает, внешности, но находит утешение в том, что умен и окружающие видят это.
    План произведения
    1. Иртеньевы едут из деревни в Москву
    2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
    3. Учитель Карл Иваныч рассказывает юноше свою историю.
    4. День рождения Любочки.
    5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.
    6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Он наказан.
    7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
    8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
    9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
    10. Николай готовится к поступлению в университет.

  10. «Отрочество» по жанру относится к автобиографическим пове­стям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека.
    Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется его восприятие окружающего мира — приходит пони­мание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку интересует жизнь других людей, он узнает про классовое неравенство.
    Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, до­ставляющая герою множество страданий, желание быть люби­мым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу сво­ей внешности. По мнению автора, детский эгоизм — явление, так сказать, природное, как, впрочем, л социальное — становится следствием воспитания в аристократических семьях. У Николая осложняются отношения с окружающими его взрослыми — от­цом, гувернером. Взрослея, он задумывается о смысле жизни, о его собственном предназначении. Для автора очень важен процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны. У Николая завя­зывается первая настоящая дружба с Дмитрием Нехлюдовым.
    Завязка — приезд в Москву. Кульминация — смерть бабушки. Развязка — подготовка к поступлению в университет.
    План
    Переезд в Москву. Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.
    Краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

    Главные герои

    Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
    Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».
    Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

    Другие персонажи

    Отец Николая.
    Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
    Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
    Сен-Жером (St.-Jerome) – француз, второй гувернер в семье Николая.
    Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
    Василий – портной, возлюбленный Маши.
    Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

    Краткое содержание

    Глава 1

    Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

    Глава 2

    В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

    Глава 3

    Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезду в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».
    Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

    Глава 4

    Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

    Глава 5

    Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

    Глава 6

    Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

    Глава 7

    Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

    Главы 8-10

    Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.
    В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

    Глава 11

    В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». С утра Николенька получает единицу по истории.

    Глава 12

    За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

    Глава 13

    После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

    Глава 14

    Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

    Глава 15

    Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

    Главы 16-17

    Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jerome отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.
    Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

    Глава 18

    Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, могло любить Василья».

    Глава 19

    Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

    Глава 20

    Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

    Глава 21

    Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла», она кажется мальчику более «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

    Глава 22

    Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

    Глава 23

    Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

    Глава 24

    Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

    Главы 25-26

    Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

    Глава 27

    Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».
    «А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

    Заключение

    В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.
    Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.
    Краткое содержание «Отрочество» | источник

  12. Как и все произведения Л.Н.Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.
    Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *