Сочинение по литературе 7 класс на тему уроки древнерусской литературы

14 вариантов

  1. В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм.
    На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович.
    Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является «Житие Сергия Радонежского».
    К древнерусской литературе также относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности.
    К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц).
    В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.

  2. Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, ижития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятниккультуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом,духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков,своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков жеон, древнерусский герой литературы?Первое, что следует отметить: изображение человека вообще вдревнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегаетточности, определенности, детализации, указывающих на конкретныйхарактер. Профессиональная деятельность или принадлежность копределенной социальной категории определяют личность.Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь -княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображаетсяспециально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.Раскрытие характера героя повествования происходит через описание егопоступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам,побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается закадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность,живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”.Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны нанезыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность егонаправлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь,например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенныйопределенными сверхъестественными способностями, образец гражданскогоповедения.Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен,предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды,православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенноупрямый.Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепноописанное Н. В.Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человекудобиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например,св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом,Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, ИльяМуромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляетврагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературыявляется отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разныхнациональностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.

  3. Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.
    Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.
    Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.
    Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.
    Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.
    Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как  полноценный участник той или иной социальной отрасли.

  4. Сочинение на тему “Уроки древнерусской литературы”
    7 класс.Помогите пожалуйста)

    Ответы:

    Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь – княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В.Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.

  5. 5
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
    Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
    Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В “Повести о Петре и Февронии Муромских” Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
    По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню “Слова о полку Игореве”, подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
    Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор “Слова о полку Игореве” в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа

  6. Сочинение на тему мое предпочтение древнерусской литературы 7 класс по литератур??

    Ответы:

    Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
    Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
    Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
    По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
    Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа

  7. Первый учитель – это не только тот, кто подарил тебе первые знания, но и тот, кто привил тебе любовь к школе и учебе. Этот человек играет большую роль в судьбе каждого, и мы должны быть благодарны ему за все, что он сделал для нас.
    Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча
    Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда
    Значение древнерусской литературыСредняя оценка: 4.5
    Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
    Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
    Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
    Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
    В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
    Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.
    Популярность темы: 35933 | Оценка: 4.5 | Закладки:
    Сочинения по русской и зарубежной литературе в 8 классе. Все представленные темы для написания школьных сочинений для 8 класса по произведениям классической и современной литературы доступны для использования в качестве примера. Не ленитесь – используйте 3-4 сочинения, близких к вашей теме, для написания собственного варианта сочинения и хорошая оценка вам обеспечена!
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  8. Вопрос:

    Сочинение на тему “Уроки древнерусской литературы”
    7 класс.Помогите пожалуйста)

    Ответы:

    Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь – княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В.Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.

  9. 9
    Текст добавил: **всё будет за*бись!!!**

    Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.
    Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.
    Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.
    Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.
    Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.
    Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как полноценный участник той или иной социальной отрасли.
    Авторы старались изобразить человека через его поступки, действия, решения. Все герои незримо делились на положительных или отрицательных. Такого понятия как противоречивый герой, просто не понималось в те времена. Стоит отметить, что со временем такая литература, стала очень хорошо отражать на только поступки людей, но и их характер, который собственно и двигал ими в ходе принятия того, или иного решения и совершении поступка.

  10. Категория: 7 класс
    В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм.
    На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович.
    Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является «Житие Сергия Радонежского».
    К древнерусской литературе также относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности.
    К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц).
    В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.

  11. После
    устного народного творчества изучается древнерусская
    литература. Рассказывая о ней, учитель покажет
    фотографии старинных книг, познакомит ребят с литературоведами,
    исследовавшими этот период, ? это Н. Гудзий,
    Д. Лихачев. В. Адрианова-Перетц, Н. Прокофьев
    и др., приведет их высказывания.
    Если
    раньше, в пятом классе например, школьники по каким-то
    источникам или по учебникам встречались с текстами
    древнерусской литературы, то необходимо напомнить об этом.
    Затем учащиеся прочитают статью о «Повести
    временных лет», которая завершается словами Н. И. Прокофьева:
    «Язык «Повести временных лет» ?
    древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств
    Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская
    речь смешивалась с церковно-славянскими элементами».
    Церковно-славянский язык определяется энциклопедией
    как «язык, употребляющийся в богослужении
    у православных славян. Представляет собой позднюю
    форму старославянского языка, подвергшегося влиянию
    живых языков тех стран, где он употребляется (русского,
    болгарского, сербского и др.)».
    Учащиеся
    затем приступают к чтению текстов древнерусской
    литературы: «Из похвалы князю Ярославу и книгам»,
    «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть
    о Петре и Февронии Муромских». Важно,
    чтобы семиклассники осваивали этот материал не торопясь,
    прочувствовав особую стилистику древней литературы нашего
    Отечества, осознав высокие нравственные начала и своеобразный
    настрой поучений и неспешных рассказов. Вот почему
    хотелось бы, чтобы небольшой отрывок о пользе книг
    был прочитан ребятам и на церковно-славянском языке.
    В
    книге «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские
    повести» в предисловии «Мир былин и сказок»,
    подготовленном Д. Лихачевым и Т. Михельсон,
    читаем: «С принятием христианства (988 год) из славянской
    Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет,
    на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась
    с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык,
    называвшийся на Руси церковно-славянским, потому
    что на нем писались богослужебные книги, был близок
    древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями
    того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий,
    способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно
    обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным.
    До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское ?
    глаза, славянское ? очи русское ?
    небо, славянское ? небеса
    и пр. Западные католические страны объединила латынь,
    славянские страны ? церковно-славянский язык».
    Перед
    чтением «Поучения» Владимира Мономаха учитель
    расскажет и о самом Владимире Мономахе, который
    был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным
    деятелем, человеком «большого ума и литературного
    таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое
    уважение у своих современников и в потомстве»1.
    В
    Ипатьевской летописи читаем: «Преставися благоверный
    князь, христолюбивый и великый князь всея Руси,
    Володимеръ Мономах?»
    «Поучение»
    Владимира Мономаха обращено к его детям. Автор
    «выступает как умудренный большим жизненным опытом,
    благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий
    о благе своего государства, призывающий к защите
    слабых от сильных и власть имущих. В то же
    время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный
    военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных
    трудах и в опасных воинских походах»2.
    На
    уроках, связанных с этой темой, часто можно услышать
    довольно развернутый неспешный рассказ о Владимире
    Мономахе. Вот как прозвучал он в седьмом классе
    школы № 1666 (учительница Е. В. Ключникова):
    «XI век.
    Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья
    ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны?
    Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого ?
    князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир
    Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение
    современников и потомков, им написано «Поучение»
    сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир
    совершил много походов.
    По
    свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах
    в детстве был послушным сыном, в молодости ?
    смелым среди князей на поле битвы, приветливым
    дома, почтительным к родителям. В знак особой
    любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим
    из внуков).
    В зрелых
    летах он был добрым государем в наследном владении
    своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем
    бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы
    его жизни наконец была достигнута победа над половцами,
    заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана
    Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева
    захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха.
    Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились
    на берегах Днепра и получили название каракалпаков,
    старался улучшать законы, окружил каменными стенами
    древние города, закладывал новые (г. Владимир),
    но, чтобы понять особенности характера и нравственные
    устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание,
    наставление сыновьям?»
    Сами
    школьники были активными слушателями, а затем и рассказчиками
    повествования о Владимире Мономахе, которое предваряло
    их рассказ о наставлении Владимира Мономаха.
    «Владимир
    Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных
    и даже к преступникам иметь снисхождение.
    В то же время он призывает детей к жизни деятельной,
    к постоянному труду и убеждает их не пребывать
    в лености».
    Поразмышляем
    вместе с учащимися, представим себе Владимира Мономаха,
    виднейшего государственного деятеля, по преданиям,
    человека глубокого ума, оставившего важные гуманные
    советы молодому поколению. Что же это за советы?
    Только ли в далеком прошлом они могли пригодиться?
    Попытаемся
    прочитать неторопливо тексты в переводе и на
    церковно-славянском языке3.
    Школьники
    отвечают на вопросы:
    Какова
    польза от учения книжного? Как можно объяснить, что
    книги считали источником мудрости, утешением в печали?
    В
    чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему
    просит автор принять «грамотку» «в сердце
    свое»? Как вы понимаете эту просьбу? Какие же советы
    «благоверного князя» кажутся вам полезными?
    Как вы понимаете фразу: «Лжи остерегайтесь и пьянства,
    от того душа погибает и тело»?
    Пересказывая
    близко к тексту небольшое поучение, используя его
    лексику, учащиеся смогут и сами подготовить «поучения»
    младшим братьям на тему о том, как беречь
    книгу, как рационально проводить свое свободное время,
    как относиться к старшим и пр.
    Предложение
    самим написать «поучение» брату, другу, сестренке
    понравилось во всех школах, где было дано такое
    задание. Школьники с большим удовольствием, соблюдая
    стиль и особенности древних поучений и наставлений,
    старались подготовить свой текст.
    Приведем
    несколько поучений, написанных учениками из разных
    школ и классов. Школа № 1666, учительница
    Г. Н. Миронова.

    Ольга К. Наставление младшему брату

    Никогда
    не обманывай родителей, все тайное непременно станет
    когда-нибудь явным.
    Не
    обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше
    тебя, обидит тебя.
    Если
    твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет,
    не рассказывай его никому. Ведь тебе неприятно,
    когда другие люди обсуждают твои секреты.
    Если
    тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай
    ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами.
    Старые люди знают очень много.
    Если
    твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай
    его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание
    отвлекает мысли товарища от ответа.
    Не
    запоминай обиды ? у всех бывают моменты,
    когда теряется контроль над собой.
    Будь
    добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется
    к тебе через этих и других людей.
    Если
    ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя
    жизнь будет намного легче.

    Карина Л. Поучение другу

    Друг
    мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней,
    а призадумайся.
    Когда
    ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь
    более сильный может побить тебя.
    Не
    смейся над старостью, так как все к ней придем.
    Не
    обижай животных, ведь они не могут высказать печаль
    и боль свою.
    Береги
    природу, ибо даже во сне человек не может
    вообразить ничего прекраснее природы.
    Цени
    каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. Уважай
    ближнего своего, и он будет уважать тебя.
    Не
    ленись, ибо самые выдающиеся дарования губятся леностью.
    Выполняй
    всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не
    выполнять еще тяжелее.
    Не
    суди о других, научись судить о себе самом.
    Имей
    чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи,
    ни сплетен. Если друзья твои достигли успеха, не завидуй,
    а радуйся за них. Но и стремись
    догнать и обогнать их.
    Не хвались.
    Дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой.
    Говори
    только правду. Кто раз солгал, тому не поверят.
    В
    другом классе (учительница Е. В. Ключникова) этой
    же школы учащиеся использовали в своих «поучениях»
    множество пословиц и поговорок, например:

    Поучение

    Дорогой
    друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею,
    а пойми ее и постарайся выполнить все, что
    в ней написано.
    Не
    ленитесь, ведь мать всем порокам лень. Если не трудиться,
    так и хлеб не родится.
    Почитайте
    родителей, слушайте их во всем.
    Уважайте
    старых и помогайте им во всем, в чем
    можете. Ведь человек старый за свою жизнь пережил
    многое, и сейчас ему так нужен покой.
    Не
    обижайте младших, а старайтесь защитить их.
    Будьте
    со всеми доброжелательны и ласковы, потому
    что как вы будете относиться к людям, так и люди
    к вам.

    Поучение

    Дорогой
    мой братик!
    Будь
    храбрым, люби и защищай нашу родину!
    Делай
    добро людям, ибо добро век не забудется! Никогда
    не обещай людям того, чего потом не сможешь
    сделать. Никогда не стремись сделать сразу несколько
    дел. Время потеряешь и ни одного не сделаешь.
    Никогда не плачь. Слезами горю не поможешь.
    Если нет у тебя друга ? ищи, если найдешь ?
    смотри не потеряй.
    Не
    делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется.
    Не
    верь лести ? она лжива, ибо птицу обманывают
    кормом, а человека лестью.
    Не
    засматривайся на чужое. За чужим погонишься ?
    свое потеряешь.
    Несколько
    иными получились работы в школе № 440:

    Инга О. Поучение детям о том,
    как вести себя в транспорте

    Я
    научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе.
    Войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли ?
    все едино, не забудь пробить бумажку ту малую,
    с которой проезд всем разрешается и без которой
    тебя с позором великим из транспорта выдворить
    могут. Не забывай быть вежливым, внимательным:
    уступай место тем, кто старее тебя, не наступай
    на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели
    и случится с тобой такая оплошность, то извинись,
    помни, что непочтительность ? это грех.
    Не
    вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа
    своего и непорядок учиняешь.
    Не
    хулигань, не порть сиденья, на которых сидишь,
    не ломай поручни, за которые держишься. Не кривляйся,
    не вымолви глагола слишком громкого. Будь сдержан,
    прост, и увидишь много улыбок и добра вокруг
    себя.
    Ведайте,
    дети, грамотку мою, да не посмейтеся над нею, а соблюдайте
    правила мои, и да будет с вами мир, покой
    и благодать!

    Поучение брату моему,
    отроку Антонию, от Елены К.

    Брат
    мой двоюродный, отрок Антоний, этой грамоткой поучаю
    тебя и наказываю: не уклоняйся от учебы, ибо
    лень ? грех большой. Слушай наставника своего
    старшего, именуемого учителем, и внимай его советам
    и наставлениям. Не дерись с друзьями
    своими близкими, ибо драка ? грех тяжкий.
    За столом учебным сиди спокойно, не оборачиваясь,
    и друзей своих с мысли не сбивай. Почитай
    своих отца и мать и родных и скот домашний,
    именуемый собакой, люби, не мучай, ласками своими
    не докучай. Задание домашнее делай вовремя, не откладывай
    на последнюю минуту. Сумку свою школьную собирай
    заранее, не торопясь, ибо торопливость к добру
    не приведет. Будь же, отрок Антоний, добрым, справедливым
    и честным, ибо злость и вранье есть грех великий.
    Я
    сестра твоя двоюродная, старшая, и устами моими
    глаголет правда. Прочитав мою грамотку, брат мой двоюродный,
    отрок Антоний, внемли советам моим и следуй им
    во всем.

    Поучение о дружбе

    Аз,
    отроковица Евгения, поучаю сестру мою, зовущуюся Екатериной,
    чтобы была она добра, умна и друзей многих имела.
    Ведай,
    сестра моя Екатерина, что дружба ? это хорошо.
    Цени друзей своих и уважай, потому что без них
    жизнь наша пуста и грустна есть. Однажды аз, сестра
    твоя старшая Евгения, вкупе с подругами моими ходила
    на прогулку, и там возделали ссору. После
    сего происшествия не было душе моей спокойствия
    и мучило меня чувство, называемое совестью. И очень
    велико было желание мое мир с подругами снова установить.
    На следующий день восстановили мы с ними прежний
    лад. И стало радостно нам всем. Так запомни же,
    моя родная сестра Екатерина, когда друга у тебя
    нету ? заведи его себе, а обретя его,
    почитай и уважай великий сей дар Божий, дружбой
    именуемый.
    Сие
    поучение написано ныне осенью, года 1994 от Рождества
    Христова, месяца десятого, 18 дня ученицей Евгенией
    Иваничевой из 7 класса «А» школы
    № 440, что в стольном граде Москве.
    Итак,
    древнерусская литература поможет нам продолжить разговор
    о народных взглядах, морали, нравственности ?
    заветах прошлых веков. Трудности постижения даже небольших
    отрывков из древнерусской литературы и произведений
    русской литературы XVIII века настраивают на серьезную
    подготовку к встрече учащихся с подобными
    произведениями. Необходимо, чтобы школьники прониклись
    глубоким и искренним уважением к далеким нашим
    предкам ? писцам, оставившим нам свидетельства
    высокой морали, «незряшных» поучений и забот
    о подрастающем поколении.
    Особое
    место займет на уроках и «Повесть о Петре
    и Февронии Муромских». «Повесть о Петре
    и Февронии изобилует фольклорными мотивами: змей-оборотень,
    вступающий в связь с замужней женщиной, которая
    выпытывает у него, от чего ему может приключиться
    смерть, чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает,
    мудрая дева, говорящая загадками и отводящая неисполнимые
    требования такими же неисполнимыми требованиями, предъявляемыми
    с ее стороны, чудесные превращения, вроде превращения
    в нашей повести хлебных крошек в ладан, при
    изгнании получение мужа как самого дорогого подарка.
    Сюжет повести в значительной степени использован
    в известной опере Римского-Корсакова «Сказание
    о граде Китеже», ? пишет Н. К. Гудзий4.
    Начиная
    урок, посвященный этой повести, учитель расскажет о древнерусских
    повестях, обратив внимание на связь «Повести
    о Петре и Февронии Муромских» с произведениями
    устного народного творчества, на изобилие в ней
    фольклорных мотивов. Затем учитель прочитает повесть
    или предложит школьникам послушать ее в актерском
    исполнении (см. запись артистов самарских театров к программе
    по литературе для седьмого класса).
    Дома
    школьники составят план пересказа повести, подготовят
    выразительное чтение одного из фрагментов (на выбор),
    выборочный пересказ на заданную тему, например
    «История Февронии», пересказ от лица одного
    из действующих лиц, краткий пересказ текста. Затем
    подумают над вопросами учебника и подготовят рассказ
    об одном из героев.
    Возможно
    и распределение заданий: одна группа учащихся готовит
    выборочный пересказ, другая ? краткий, третья ?
    пересказ от другого лица, четвертая группа готовит характеристику
    одного из героев. Затем обсуждение выполненной
    работы, рецензирование. В итоге работы ?
    сочинение «Мое отношение к героям повести»,
    рисунки-иллюстрации, отзыв на актерское чтение текста,
    инсценирование, создание киносценариев.
    Главное
    в работе учителя ? чтобы школьники прочувствовали
    силу и красоту героев, прониклись к ним уважением
    и любовью, сочувствием и состраданием.
    Какими
    чувствами пронизана вся повесть? Кто ее главные герои?
    Чем они отличаются от других действующих лиц повести?
    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» ?
    одно из самых поэтических произведений древнерусской
    литературы о любви, преданности и самоотверженности.
    «Повести
    о Петре и Февронии?» посвящено много
    статей, исследований. Одна из книг, подготовленная
    Р. П. Дмитриевой5,
    целиком посвящена этой повести: в ней рассматриваются
    структура, история текста первой редакции, археологический
    обзор списков «Повести?», приводятся
    различные редакции и пр. Возьмем из названной
    книги композицию первого рассказа повести:
    Зачин:
    змей летает к жене князя Павла.
    Завязка: выясняется,
    что убить змея может только князь Петр.
    Узел: князь Петр
    должен убить змея, имеющего облик его брата.
    Развязка: после
    удара мечом змей является в своем настоящем облике.
    Концовка: князь
    Петр заболевает.
    А
    вот композиция третьего рассказа:
    Зачин:
    бояре недовольны низким происхождением княгини.
    Завязка: бояре
    требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти
    вместе с князем; князь соглашается.
    Узел: в пути князь
    Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил,
    оставив Муром.
    Развязка: на следующий
    день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома
    просит их вернуться.
    Концовка: Петр
    и Феврония возвращаются в Муром и правят
    в нем до конца дней своих6.
    Семиклассникам
    можно предложить подготовить по этому же принципу
    композицию второго рассказа и повести в целом.
    Такую композицию они могут составить индивидуально или
    коллективно вместе с учителем в классе.
    Известно,
    что «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
    сохранилась во множестве списков, это напомнит
    семиклассникам множество вариантов народных сказок и наведет
    их на мысль о близости повести к фольклорным
    произведениям.
    Учительница
    школы № 440 Москвы Е. Е. Фролова посвятила
    древнерусской литературе семь уроков, первый из которых
    был проведен в основном в форме лекции, последние
    стали зачетными ? творческие сочинения, устные
    сообщения, все остальные проведены в форме урока-анализа,
    комментированного чтения, бесед, интервью и т. д.
    В
    лекции было обращено внимание на следующее: когда
    появились книги на Руси? Откуда пришло христианство?
    Откуда русичи приняли крещение? Как называлась первая
    книга? На каком языке была написана? Каким алфавитом
    стали пользоваться русичи? Как делались первые книги?
    Почему они были дорогими (написаны на пергаменте,
    обложка из доски, украшены дорогими тканями, драгоценными
    камнями, золотом, начало каждой страницы с большой
    красной буквы ? отсюда выражение с красной
    строки)?
    Книги создавались долго, ценились дорого,
    читать умели немногие, школы были только в нескольких
    монастырях, лишь в середине XI века появились
    оригинальные русские книги, основанные на христианской
    традиции.
    Далее
    учительница предлагала прочитать статьи в учебнике
    и ответить на вопросы: откуда и когда
    появилась русская азбука? Когда появились первые книги?
    Что значит переводная и оригинальная
    литература?

    И
    снова учитель обращает внимание на то, что древнерусская
    литература обладает своеобразными, неповторимыми жанрами
    (летопись, житие, хождение, послание, поучение, слово),
    предлагает подумать, что это за жанры. Приводит
    примеры уже знакомых текстов и далее подробно рассказывает
    о жанрах.
    На
    следующих уроках школьники читают, комментируют тексты,
    пересказывают, объясняют трудные слова, отвечают на вопросы
    учебника.
    Организуя
    урок, завершающий изучение древнерусской литературы
    в седьмом классе, советуем познакомиться с материалом
    заключительной беседы по спецкурсу «Древнерусская
    литература», подготовленной И. К. Крючковой.
    Мы предлагаем фрагмент статьи, ее полный текст можно
    найти в журнале «Литература в школе»
    (1994. ? № 3). Автор называет
    свою статью «Близкая Древняя Русь». Попробуйте
    использовать ее при изучении данной темы на заключительном
    уроке.
    «Тема
    Родины и тема нравственного совершенствования человека ?
    важнейшие темы древнерусской литературы, столь актуальные
    для меня как для учителя и воспитателя, ?
    определили круг произведений, выбранных для беседы.
    Повесть
    временных лет; Поход Олега на Царь-град; Смерть
    Олега от своего коня; Похвала Ярославу ? просветителю
    Руси; Смерть Ярослава и наставление сыновьям; Поучение
    Владимира Мономаха; Повесть о разорении Рязани
    Батыем; Слово о погибели Русской земли; Задонщина;
    Хождение за три моря Афанасия Никитина; Повесть
    о Горе-Злосчастии (XVII в.).
    В
    беседе были использованы произведения А. С. Пушкина
    («Песнь о вещем Олеге», «Станционный
    смотритель»), Н. С. Лескова («Левша»),
    А. Блока («На поле Куликовом»), А. Н. Толстого
    («Хождение по мукам»).
    К
    уроку-беседе учителем, библиотекарем и учащимися
    была подготовлена книжная выставка, материалы которой
    использовались учащимися в процессе всей работы.
    Список
    литературы, помещенной на выставке: Соловьев С. М.
    Об истории Древней России. ? М., 1992;
    Рассказы русских летописей XII?XIV вв. ?
    М., 1968; Осетров Е.
    Аз ? свет миру: Повесть в новеллах о Руси
    изустной, письменной и печатной. ? М.,
    1989; Рассказы о Древней Руси. ? М.,
    1992; Полевой Н.
    Клятва при гробе Господнем. ? М., 1992; Библия
    для детей. ? М., 1990; Давыдова Н. В.
    Евангелие и древнерусская литература. ?
    М., 1992; Книга хождений: Записки русских путешественников
    XI?XV вв. ? М., 1984; Киево-Печерский
    государственный историко-культурный заповедник: Фотоальбом. ?
    Киев, 1984; Головин Н. Н.
    Моя первая Русская История в рассказах для детей. ?
    М., 1992; Кудрявцева Л.
    Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. ?
    М., 1991; Из истории русского и западноевропейского
    искусства. ? М., 1960; Хрестоматия по древнерусской
    литературе / Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. ?
    2-е изд. ? М., 1974.
    Начинаю
    урок словами И. Бунина:

  12. В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм.
    На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович.
    Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является «Житие Сергия Радонежского».
    К древнерусской литературе также относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности.
    К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц).
    В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *