Сочинение по литературе на тему базаров и русский народ

10 вариантов

  1. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
    Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет…
    М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».
    Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).
    Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен Рос­сии… Нет, видно, не нужен…»
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя – еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

  2. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
    Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет…
    М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».
    Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).
    Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен Рос­сии… Нет, видно, не нужен…»
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя – еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

  3. Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
    В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
    Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
    Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
    В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
    Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
    О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
    Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
    Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!», хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал», доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
    Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит!» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
    Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
    Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
    Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
    Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза». И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
    Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
    Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».
    63711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева “Отцы и дети”).

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

    Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. 4
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Сочинение по литературе: Народ в романе “Отцы и дети”

    Народ в романе “Отцы и дети”.
    Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Тургенев с помощью художественных деталей и картин (точная дата, “усовершенствованный слуга” Петр, приказчик-мещанин, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета “скудного края”) создает убедительный образ эпохи, предшествовавшей реформе 1861 года.
    Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. “Как нарочно, мужики встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями… „Нет,- подумал Аркадий,- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться; преобразования необходимы…”” Картина “скудного края” дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ “усовершенствованного слуги” – вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано. “Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или, по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность,- говорит Николай Петрович. -Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год”. Таким образом, традиционное окружение деревенского помещика (развернутый штат дворовых людей, крепостные на различных “должностях” и т. п.) в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от непроизводительного труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам. В финале “Отцов и детей” читаем: “Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку, произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужиков надо “вразумлять”, то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы)…”
    Роман Тургенева “Отцы и дети” ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах тургеневской книги. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению (сын генерала-аристократа и разночинец). Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к “плебейским” манерам Базарова.
    В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются, говоря словами Д. И. Писарева, “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов уверен, что Базаров “оскорбляет русский народ”, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают.
    “- Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович,- я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…
    Я не стану против этого спорить,- перебил Базаров,- я даже готов согласиться, что в этом вы правы”.
    Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни (искоренение взяточничества и т. п.). Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.
    В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Герой считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине “слуги… привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал, они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин”.
    В деревне у родителей Базаров именно “барин” в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает громадность интеллектуальной дистанции, которая отделяет молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. “Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах все-таки был чем-то вроде шута горохового”.
    Следует согласиться с проницательным суждением Д. И. Писарева о Базарове и крестьянах: “Этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков”. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.
    Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное, во многом отличающееся от позиций революционеров-демократов. Базаров признается Аркадию: “А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою “несвоевременность”: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. “Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг…” (Писарев).
    Роман Тургенева “Отцы и дети” в наше время звучит достаточно злободневно. Он пробуждает в читателях стремление избегать всякой лжи (часто прикрытой разговорами о “высоких” принципах), бороться за подлинное обновление общества.
    Сочинения по литературе

  5. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II. Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила. Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете». Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет… М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки». Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции». Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович испо
    льзует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»). Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…» Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые. Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-ниги

  6. В романе «Отцы и дети» И. Тургенев поднимает множество насущных проблем. Это и проблемы любви, и проблемы дальнейшего развития России, проблема искусства и дружбы, и проблема отношения к народу. Отношение к народу — это один из ключевых моментов спора Евгений Базарова, главного героя романа, с Павлом Петровичем, аристократом и дворянином. В конфликте этих двух лиц и выясняется истинное отношение молодого человека к народу.
    Прежде всего, нужно отметить тот факт, что среди народа Евгений Базаров был «своим». В отличие от помещиков Николая Петровича и Павла Петровича, простые люди, крестьяне, слуги тянулись к Евгению Базарову. Молодой нигилист не был заносчивым, не держался высокомерно с простым людом, поэтому прислуга, ребятишки — все его любили. Даже Фенечка, прислужница в имении Кирсановых, до того не стеснялась молодого человека, что как-то однажды, когда ее сын заболел, отважилась разбудить Базарова. И другие слуги, Дуняша и Петр, ощущают, что «все-таки свой брат, не барин». Даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».
    Также Базаров не старается подделаться под мужика из народа. Он не стремится переделать народ. А русская речь его более чем естественна. Он умело использует просторечия в своих беседах (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.) А все иностранные слова раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
    В споре с Павлом Петровичем именно в отношении народа наметились некоторые точки соприкосновения. Павел Кирсанов говорит о нем: «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…» Однако если в этой фразе Кирсанова звучит восхищение, то в в Базарове скорее сквозит неверие в народные силы и его способности к продвижению. Он уважает русский народ и, конечно же, с теплотой относится к нему, что заметно через его отношение к простым слугам и крестьянам. Однако Базаров не может воздержаться от того, чтобы раскритиковать рабскую покорность народа, его нежелание сопротивляться, его пассивность и предрассудки.
    Мне кажется, что Базаров сожалеет об участи народа. Он не может поверить в то, что у него есть близкое светлое будущее. Базаров, я считаю, хочет противопоставить народ аристократизму, который презирает. Но он не верит, что народ сможет сам себя противопоставить «барину».
    Тем не менее, заступаясь за русский народ, сам Базаров является для него чужим. Евгений Базаров не может знать их быта и их мировоззрение. Он не может понять их потребностей и желаний. В этом Базаров очень близок к народникам, революционерам 70-х гг., пытавшимся «хождением в народ» разбудить в нем бунтарский дух. Но эти народники не преуспели именно потому, что не понимали этот самый народ, который и хотели «учить уму разуму».
    Таким образом, можно с уверенностью сказать только то, что Базаров любил и уважал русского человека. Он хотел ему лучшей судьбы. Но, к сожалению, он не верил в народные силы. И, что даже более важно, не понимал народ, был ему чужд.

  7. adsense
    Базаров и русский народ (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Роман “Отцы и детиИ. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 185561 годы – период, когда закончилась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
    Базаров – разночинец. Роман открывается картинами предреформенной деревни: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половиныразметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами… Как нарочно, мужички попадались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…. И это обращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нищету и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне “преобразования необходимы. Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ничего в положении крестьян не изменила.
    Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое “разночинскоепроисхождение, называет себя лекарем, лекарским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он “с надменною гордостию отвечает: “Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете.
    Базаров прав. Павел Петрович не только разговаривать не умеет с ними, но и управлять своими мужиками не умеет…
    М. Горький писал: “В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствиевсякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков. Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. Базарова на самом деле любят в доме Кирсановых: “Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо “перепелочкой; Петр, человек крайне самолюбивый и глупый… – и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за “дох-туром, как собачонки.
    Положение крестьян вызывает в Базарове не умиление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит необразованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархальным, набожным, но который, разговаривая с мужиками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, являясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: “Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески уклоняется от какого-либо участия в хозяйственных делах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, которыйпредставляет основную общественную силу – к аристократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, “не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.
    Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петров
    ич использует много иностранных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер (“принсипы, “эфтим). Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, множество пословиц, поговорок (“песенка спета, “от копеечной свечи Москва сгорела, “слыхали мы эту песню много раз, “туда и дорога).
    Базаров честно хочет помочь народу: “Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними. Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: “…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает. А автор добавляет: “Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…
    Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсечение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров – представитель раннего революционера-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они первые.
    Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в финале это понимает. Умирая, он говорит: “…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…
    Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отрицает; внутренний конфликт героя – еще одна причина. Но даже перед смертью герой остается таким, каким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.
    Тургенев, Сочинение, Отцы и дети

  8. Вся Россия и русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, “русского Инсарова”. О его скором появлении убежденно писал в финале своей статьи “Когда же придет настоящий день?” критик Н. А. Добролюбов. И такой герой явился в лице Евгения Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Его новизна заключалась в том, что, в отличие от Печориных и Рудиных, в нем, по словам другого критика, Д. И. Писарева, “знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.
    У Евгения Базарова было несколько жизненных прототипов: поразивший Тургенева “молодой провинциальный врач” Дмитриев; встреченный писателем на железной дороге человек, позже сосланный в Сибирь; сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ и, возможно, участник нелегальных организаций. Отразились в Базарове и отдельные черты Белинского, Добролюбова, Бакунина. В итоге из-под пера Тургенева вышел собирательный образ, подлинный герой нового времени.
    Новый герой явился, но нужен ли он России?
    Автор предлагает нам встретить Базарова “по одежке”, а проводить “по уму”, самостоятельно ответив на этот вопрос.
    Во внешности Базарова бросается в глаза его худое лицо “с широким лбом”, “висячими бакенбардами песочного цвету”, лицо, которое “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Длинные густые волосы его “не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”. Такое описание внешности дополняется упоминанием “обнаженной красной руки” и длинного балахона с кистями. Широкий лоб и просторный череп — свидетельство недюжинного ума, балахон, длинные волосы и бакенбарды — выражение вкусов людей из окружения Базарова, вызов моде, которой придерживаются хозяева дома, а красная рука — свидетельство причастности героя к физическому труду.
    Красноречивы и своеобразны манеры Базарова. Он называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым, намеренно демонстрирует бестактность, грубость и вульгарность манер, выражает угрюмую недоверчивость к хозяевам Марьино. В его речи присутствуют нотки категоричности, слышна самоуверенность, но она полностью лишена высокопарности, иностранных слов, отличается меткостью, простотой и лаконизмом.
    Базаров гордится своими “корнями” (один его дед — “секунд-майор такой-то”, зато другой — “землю пахал”). Автор неоднократно подчеркивал демократизм своего героя. Так, например, он писал в письме К. К. Слечевскому о Базарове: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей”.
    Евгений Базаров — нигилист — “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, как характеризует друга Аркадий. Вполне естественно, что такого необычного гостя “отцы” — братья Кирсановы — приняли настороженно. Николай Петрович откровенно “побаивался” молодого нигилиста, а Павел Петрович так же откровенно “всеми силами души возненавидел”. Он считает Базарова “гордецом, нахалом, циником, плебеем”.
    Жаркие споры, полемика, разгоревшиеся между Базаровым и Павлом Кирсановым, отражают идеологические баталии эпохи, запечатленной в произведении. Базаров, критикуя консерватизм своего противника, барскую изнеженность, пустословие отечественных либералов, проявляя презрение к громкой и красивой фразе, часто одерживает победы в этих поединках. Но он не только спорит, говорит о деле, а и погружен в него. В то время как Павел Петрович проводил свои дни в унылой праздности, презираемый им “пришелец” трудился. Когда “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”. Он ставит физические опыты, изучает жуков, препарирует лягушек. И все это подчинено главным образом практической цели — лечению пациентов. Будучи типичным естественником 60-х годов XIX века, Евгений с. уважением относится к биологии, химии, медицине, решительно отрицая псевдонаучные, с его точки зрения, френологию, витализм, гуморальную патологию.
    Герой романа вообще делает основной упор на утилитарность, полезность жизненных явлений. Природу он рассматривает как мастерскую, а человека — как работника в ней. То, что природа еще и храм, он начисто отрицает. Небрежно относится Базаров и к искусству, как русскому, так и зарубежному, литературе, музыке, называя все это непростительной дурью.
    Герой романа часто характеризуется как нигилист, отрицатель. И в этом его главная сущность. Он сторонник решительного разрушения старых основ бытия. Он отрицает мелкое, нелепое обличительство в литературе, дутые авторитеты, крепостное право и его пережитки, незыблемые основы самодержавного государства. Такое последовательное отрицание революционно по своему характеру, и это подчеркивал в письме сам автор: “…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Но отрицание отрицанием, а что взамен?
    Базаров ничего не предлагает, он отказывается формулировать свою положительную программу, замечая только: “строить не наше дело”. К сожалению, “ломание” героя предполагает также отбрасывание всех исторических и культурных ценностей, отрицание таких нравственных категорий, как долг, честь.
    Уязвимым местом Базарова становится также его отношение к женщине. Любовь к женщине он считает “чепухой”, “распущенностью” , сводя ее лишь к физиологии и объявляя это чувство “белибердой” и “непростительной дурью”. Но тем болезненнее и горше постигшее его разочарование. Любовь к Анне Сергеевне стала для Базарова едва ли не самым трудным жизненным испытанием. Ощутив крах своей любви и своих прежних представлений о ней, герой пасует и перед жизненной неудачей, в которой во многом виноват сам.
    Еще одним противоречием героя становится его отношение к родителям. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений, с другой — испытывает к отцу и матери большую человеческую нежность, сознавая, что “таких людей, как они, в …большом свете днем с огнем не сыскать”. В этих суждениях тургеневский герой особенно противоречив.
    Еще более противоречивы отзывы Евгения о народе. Он презирает отсталость простых мужиков, патриархальность, невежество крестьянства. Но при этом его нигилизм обусловлен интересами именно этих простых мужиков, вызван “народным духом”. Резкие суждения Базарова о народе рождены не столько трезвым отношением к забитости крестьянства, сколько авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократической сущностью.
    Сюжет романа построен таким образом, что к концу жизни Евгений рвет все былые связи с близкими ему людьми, а также “последователями” и “попутчиками”. Юный друг Базарова Аркадий Кирсанов не годится для “горькой, терпкой, бобыльной” жизни, которой требует избранный путь. Он всего лишь “мякенький, либеральный барич”, который в эпилоге показан уже полностью перешедшим в стан “отцов”. Эмансипированную помещицу Авдотью Никитичну Кукшину на самом деле интересует только одна тема — “говорить о любви”.
    В эпилоге о ней говорится, что теперь она в Гейдельберге изучает естественные науки и архитектуру, “по-прежнему якшается со студентами, …которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же профессоров своим совершенным бездействием и абсолютной ленью”.
    Виктор Ситников, который именует себя “старинным знакомым” Базарова и его учеником, самостоятельных убеждений не имеет. Его “прогрессивность” проявляется прежде всего в отрицании и презрительном отношении ко всему, что попадается на глаза. В эпилоге романа Тургенев сообщает: “…С великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает “дело” Базарова. Говорят, его кто-то побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном тем-ном журнальце, он намекнул, что побивший его— трус…”
    Как видим, ни искренних и преданных друзей, ни возлюбленной, ни настоящих соратников и продолжателей его дела у Базарова нет.
    Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привело его к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Незадолго до смерти Евгений производит оценку своих нравственных ценностей: “Я нужен России… Нет, видно не нужен…”
    Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможностей для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных. К тому времени еще не созрели условия для одержания ими победы над царящим злом. И потому дело героя и сам он предстают трагически обреченными, и именно это, чувствовал Базаров, размышляя о “собственном ничтожестве” перед вечностью, о неизбежности смерти.
    Для понимания характера и позиции Базарова важное значение имеют характеристики, которые дают ему другие действующие лица. Аркадий считает Базарова “одним из самых замечательных людей”, с которыми он когда-либо встречался; отец — что “…подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином…”. Ситников называет себя “учеником” Базарова; Одинцова сначала находит его “странным”, а затем приходит к выводу, что он “не из числа обыкновенных” и что он не удовольствуется “скромною деятельностью”. Катя видит в Евгении что-то “хищное”. А Павел Петрович в своих высказываниях фактически указывает на главную причину “ненужности Базарова”: “Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!” Показательно, что в эпилоге романа Тургенев упоминает, что единственным продолжателем дела Базарова оказался именно жалкий и никчемный Ситников, “тоже готовящийся быть великим”.
    Роман завершается великолепным музыкальным аккордом — лирической концовкой, рисующей стариков Базаровых на могиле сына. Они “молятся и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Этот финал звучит как реквием и как стихотворение в прозе, где пейзаж, скорбно застывшие фигуры и тишина, вопросы и восклицания передают глубину авторских переживаний.
    Позиция автора и ответ на вопрос “Нужен ли России Базаров?” становятся ясны: Базаровы явились на арену русской общественной жизни слишком рано, они уже пришли, но время их еще не началось.
    Именно этим автор мотивирует раннюю и печальную смерть своего героя, а вместе с ним хоронит и нигилизм, мировоззрение для него неприемлемое, поскольку несет в себе только разрушение и лишено созидательных начал.

  9. Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Тургенев с помощью художественных деталей и картин (точная дата, “усовершенствованный слуга” Петр, приказчик-мещанин, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета “скудного края”) создает убедительный образ эпохи, предшествовавшей реформе 1861 года.
    Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. “Как нарочно, мужики встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями… „Нет,— подумал Аркадий,— небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться; преобразования необходимы…”” Картина “скудного края” дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ “усовершенствованного слуги” — вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано. “Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или, по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность,— говорит Николай Петрович. —Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год”. Таким образом, традиционное окружение деревенского помещика (развернутый штат дворовых людей, крепостные на различных “должностях” и т. п.) в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от непроизводительного труда крепостных. Он до конца романа сохраняет высокомерное отношение к мужикам. В финале “Отцов и детей” читаем: “Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку, произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужиков надо “вразумлять”, то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы)…”
    Роман Тургенева “Отцы и дети” ставит проблему пути русской интеллигенции к народу. Спор о народе играет чрезвычайно важную роль на страницах тургеневской книги. Открытое столкновение Базарова и Павла Петровича предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению (сын генерала-аристократа и разночинец). Кирсанов гордится собственным аристократизмом, с презрением относится к “плебейским” манерам Базарова.
    В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются, говоря словами Д. И. Писарева, “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов уверен, что Базаров “оскорбляет русский народ”, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают.
    “— Нет, нет! — воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович,— я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…
    Я не стану против этого спорить,— перебил Базаров,— я даже готов согласиться, что в этом вы правы”.
    Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни (искоренение взяточничества и т. п.). Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.
    В своем споре с Павлом Петровичем Базаров утверждает: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Герой считает, что близок к народу. Так ли это? В Марьине “слуги… привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал, они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин”.
    В деревне у родителей Базаров именно “барин” в глазах крепостных. Крестьяне не способны понять занятий Базарова, хотя хорошо принимают его как врача, ценят человечность героя. Тургенев реалистично показывает громадность интеллектуальной дистанции, которая отделяет молодого нигилиста от мужиков. Трагедия взаимного непонимания изображена Тургеневым со всей силой художественного (порой сатирического) таланта. “Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах все-таки был чем-то вроде шута горохового”.
    Следует согласиться с проницательным суждением Д. И. Писарева о Базарове и крестьянах: “Этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков”. В сущности, Базаров почти так же далек от народа, как и Павел Петрович, который поселился в конце концов в Дрездене, ничего русского не читает, но держит на письменном столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.
    Отношение Базарова к народу и к будущему России достаточно сложное, во многом отличающееся от позиций революционеров-демократов. Базаров признается Аркадию: “А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Базаров понимает свое трагическое одиночество, свою “несвоевременность”: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. “Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…” (Писарев).
    Роман Тургенева “Отцы и дети” в наше время звучит достаточно злободневно. Он пробуждает в читателях стремление избегать всякой лжи (часто прикрытой разговорами о “высоких” принципах), бороться за подлинное обновление общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *