Сочинение по литературе на тему бедная лиза

13 вариантов

  1. «Бедная Лиза» главные герои
    «Бедная Лиза» очень краткое содержание
    Анализ «Бедная Лиза» Карамзин
    Лиза и Эраст
    Образ Лизы
    Отношение Лизы к героям
    Сентиментализм повести “Бедная Лиза”
    Характеристика бедной Лизы с цитатами
    Характеристика Лизы (Бедная Лиза)
    Эраст (Бедная Лиза)
    Эраст – злодей или коварный соблазнитель?
    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является типичным образцом прозы сентиментализма, где на первом месте стоят человеческие переживания и неприкрытые проявления чувств. Об это следует помнить при написании сочинения «Бедна Лиза».
    Сюжет произведения достаточно прост, но в то же время он трогает до глубины души. Это рассказ о любви, которая с самого начала был обречена. Скромная, трудолюбивая крестьянка Лиза влюбляется в молодого дворянина, знатного повесу Эраста. Несмотря на сословное неравенство, их отношения развиваются весьма стремительно. Насытившись любовью доверчивой девушки, Эраст бросает ее, чтобы решить пошатнувшееся финансовое положение за счет брака с богатой вдовой. Не выдержав предательства любимого человека, Лиза кончает жизнь самоубийством.
    Трагизм этого произведения заключается в противостоянии двух миров, которым принадлежали главные герои. Их образ мыслей, чувства и жизненные ценности настолько различны, что история их любви не могла иметь счастливого финала.
    Сочинение на тему «Бедная Лиза» входит в обязательную программу по литературе в 9 классе. При его написании рекомендуем воспользоваться полезной информацией, собранной на нашем сайте.

  2. В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.
    Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе,  чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.
    Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.
    Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.
    Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.
    Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

  3. В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы наблюдаем историю о том, как молодой дворянин Эраст встречает прекрасную девушку Лизу. Лиза проживала вместе с матушкой на окраине Москвы, продавала цветы, зарабатывая этим на жизнь. С Эрастом она повстречалась на работе.
    Молодой человек отличался добротой, был довольно умным, но при этом, по словам Карамзина, был «ветреным и слабым». Эраст и Лиза по-настоящему полюбили друг друга, но из-за ветрености Эраста эти отношения очень быстро рухнули. Однажды Эраст очень крупно проигрался в карты. Решить свои финансовые проблемы он решил, женившись на богатой вдове. Приняв такое решение, он бросил свою возлюбленную. Девушка не смогла этого пережить, она прыгнула в пруд и утонула.
    Я думаю, что такие отношения изначально не могли привести ни к чему хорошему. Эраст был богат, а Лиза была обычной бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому положительного завершения таких отношений ожидать и не следовало. Однако сам Карамзин в своей повести не спешит преклоняться перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы. Для меня также истинная искренность, доброта и верность намного важнее, чем материальные блага.
    Хотя самого Эраста мне тоже немного жаль, ведь он так и не нашёл своего счастья, до конца жизни он был несчастен. Никакие деньги не смогли изменить его жизнь к лучшему. К тому же он считал себя убийцей Лизы и жил с этим до конца своих дней.
    Читая повесть Карамзина «Бедная Лиза», я восхищался главной героиней произведения, нельзя не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень нравится позиция автора – по его мнению, к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  4. Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.

    Карамзин Бедная Лиза

    Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.

    Карамзин Бедная Лиза краткое содержание

    Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.
    Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться. Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах. И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство. Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.

    Карамзин Бедная Лиза главные герои

    Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее. По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие. А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.

  5. Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, “жизнь сердца”. Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
    Огромный успех принесла Карамзину повесть “Бедная Лиза”, которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.
    Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.
    Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?
    Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — “чувствительной бедной старушкой”, от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, “не щадя своей нежной молодости”, берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.
    Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным” Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и “ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало”. Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку “любовью брата”, восхищается своей “пастушкой”.
    Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах “ангелом непорочным”, который восхищал его душу.
    А что Лиза? А Лиза “им только жила и дышала”. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.
    Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет “нежными страстями”. В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.
    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в “Бедной Лизе” социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести “Бедная Лиза” деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных. Не даром мать Лизы говорит ей, что она всегда переживает за нее, беспокоится, молится Гоподу Богу, чтобы он сохранил ее от всяких бед. Этим самым она как бы предсказала все, что случилось потом.
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы, которая впервые “отступая от себя”, скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери. А ведь раньше, она всегда делилась с матерью своими тайнами. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Лиза повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается “откупиться” от Лизы, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Лиза сделает то же самое, послав матери вмсете с вестью о своей гибели те деньги. Естественно, эти деньги не нужны были матери Лизы, как и ей самой. Лизина мать, услышав о страшной смерти дочери, не перенесла этого,”кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись”.
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Лизу в самом начале повести: “Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку”.
    Но нельзя винить в этой трагедии только Эраста. Да, он предал Лизу, предал из-за своей безалаберности и любви к картам. Да, он оказался подлецом и трусом. Но ведь в том, что случилось, есть и вина Лизы. Она сама бросилась в объятия Эраста, любовь затмила все, ради него она готова была на все. “Я скоро забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, — так говорила она самой себе.
    Предательство Эраста сильно потрясло Лизу. Она понимала, что по нравственным понятиям того времени у нее нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Она бросается в пруд.
    Эраст до конца своей жизни был несчастлив. Он сознавал, что в смерте Лизы есть его вина, он считал себя убийцей. Он погубил не только Лизу и ее мать, но и свою жизнь. До самых последний дней своей жизни он приходил на место гибели Лизы.
    Вот такая трагедий произошла с простой крестьянской девушкой. И только могилка у пруда,к которой приходили плакать и горевать несчастные влюбленные девушки, да опустевшаю хижина напоминали о плачевной судьбе Лизы

  6. В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.
    Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.
    Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.

  7. Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза»
    В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.
    Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.
    Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.
    Во время прочтения повести Карамзина «Бедная Лиза» практически невозможно не встать на сторону главной героине, не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень понравилась позиция автора – он считает, что к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  8. «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Ка­рамзина складывались под влиянием двух про­тивоположных систем — масонства и просвети­тельства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сен­тиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерны­ми чертами западноевропейского и русского ро­мана XVIII века были большой размер произве­дений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продол­жая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамич­ность и смысловую насыщенность сюжета. Созда­вая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображе­нию реальности, к раскрытию душевных пережи­ваний человека, к возвеличиванию любви, друж­бы, простых радостей жизни.
    Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художествен­ного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье.
    И Лиза, и ее родители — люди высоких мо­ральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она вос­питывает дочь в соответствии со строгими нрав­ственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В про­тивоположность этой семье, дворянин Эраст, ко­торого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветре­ным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может най­ти счастье с избалованным праздной жизнью ба­рином, не способным думать о последствиях сво­их поступков. Духовный мир героев раскрывает­ся автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему от­давшись, им только жила и дышала… и в удоволь­ствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Со­вершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может вос­приниматься как коварный соблазнитель. Наме­рение обольстить доверчивую девушку совершен­но не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нрав­ственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.
    В произведении Карамзина удивительным об­разом сочетаются прозаические сцены и ситуа­ции с поэтическими чувствами и переживания­ми. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: «Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса ску­чен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Чувства же Эраста на протяже­нии всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными.
    Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мо­тив отношения к деньгам. Эраст стремится пора­зить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от де­нег. Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремит­ся платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Когда Эрасту наску­чила Лиза, он ради денег женится на богатой по­жилой вдове. Особенно жестокой представляет­ся попытка молодого человека откупиться от девушки: «Я люблю тебя, — оправдывается Эраст, — и теперь люблю, то есть желаю тебе вся­кого добра. Вот сто рублей — возьми их». Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым челове­ком он предлагает бывшей возлюбленной «десять империалов».
    Совершенно неожиданным для русской лите­ратуры того времени стал трагический финал повести. Не видя смысла жить без любимого че­ловека, Лиза накладывает на себя руки. Само­убийство героини стало по-настоящему «новым словом» Карамзина в литературе. «Русская пуб­лика, — писал В. В. Сиповский, — привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жиз­ни». Автор «Бедной Лизы» проявил небывалую творческую смелость, не пожелав снизить значи­тельность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Подобной развязкой он подчеркивал мысль о том, что там, где большое чувство вступает в противоречие с устоями крепостнического мира, нет и не может быть идиллии и гармонии. А значит, не может быть счастливого конца.
    Однако трагический финал повести «Бедная Лиза» — это, главным образом, не результат со­циального неравенства, а следствие обстоятельств и легкомысленного характера героя. Это — основ­ная мысль автора, также совершенно отличавша­яся от привычных идей, высказываемых его пред­шественниками. Однако гибель героини — не единственное трагическое следствие нравственно­го несовершенства общества. Эраст переживает сильнейшую душевную драму, узнав о смерти Лизы. Он оказывается осужденным на нравствен­ные муки на всю оставшуюся жизнь: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею, — говорит автор. — Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле». Перенос роли повествователя от героя к автору стал еще одним нововведением Карамзина. Он усилил в своих произведениях роль пейзажа, смог точнее и подробнее описывать место дей­ствия, получил возможность ввести характерис­тику персонажей. Это во многом послужило тому, что писатель был признан большим психологом, мастером создания настоящих ярких психологи­ческих портретов. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, и в первую очередь их любовные переживания.
    Н. М. Карамзин сосредоточил основное вни­мание именно на психологии героев, достигнув в этом отношении значительного мастерства. Как никто из предшественников, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттен­ки чувства. Особая гуманистическая направлен­ность произведения подчеркнута в мечтах Лизы, воспринимающей себя и своего возлюбленного персонажами из пастушеской идиллии: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я покло­нилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».
    В произведениях большинства писателей XVIII века переживания героев показывались только с помощью монологов. Карамзин же на­шел более тонкие, более сложные художествен­ные средства, помогающие читателю через вне­шние проявления угадывать, какие чувства ис­пытывают герои. Именно благодаря этому, отме­чая роль произведений писателя, Ф. 3. Канунова писала: «Важнейшей заслугой Карамзина перед литературой является его роль в создании рус­ской оригинальной повести, в создании русской психологической прозы».

  9. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения
    1. Литературное направление «сентиментализм».
    2. Особенности сюжета произведения.
    3. Образ главной героини.
    4. Образ «злодея» Эраста.
    В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.
    Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.
    В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.
    Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.
    А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.
    Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.
    Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.
    Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.
    Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

  10. 13 конце XVIII века в литературе стало утверждаться новое направление — сентиментализм, лидером которого в России выступил молодой талантливый писатель Николай Карамзин. Это было передовое, вдохновленное просветительской идеологией искусство, которое по-новому изображало человека и саму жизнь. Сентиментализм, как и реализм, провозглашал внесословную ценность человека, воспитывал чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям и талантам.
    Наиболее ярким примером произведения, соответствующего направлению сентиментализма, явилась повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Она внесла новое слово в литературу, в ней говорилось о русской жизни, о нравственном мире простых людей. Но что самое важное: повесть как жанр перестала быть сатирической или авантюрной. Карамзин создал новый тип произведения, в котором, по словам Белинского, “как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как ее понимают, как она существует для людей того времени”. “Чувствительность” — так на языке XVIII века определяли главное достоинство повести Карамзина, которая учила людей состраданию, открывала в их душах нежнейшие чувства и страсти. Современный же читатель обнаруживает в этом произведении прежде всего трагизм человеческой жизни той эпохи.
    Сюжет “Бедной Лизы”, преподносимый нам как “печальная быль”, крайне прост, по полон драматического содержания. Он посвящен традиционной любовной теме: истории отношений двух любящих людей. При решении этой задачи Карамзин разрушает литературные каноны того периода, касающиеся подобных произведений. Его герои ищут счастья в любви, но, живя в большом и жестоком мире, оказываются втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Бесчеловечный, фатальный закон этой самой действительности лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на гибель или постоянные страдания. Герои Карамзина, словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле. Конфликт “Бедной Лизы” порожден действительностью, ее противоречиями.
    Главная героиня повести, “прекрасная, любезная Лиза”, хотя и является дочерью зажиточного поселянина, всего лишь крестьянка. После смерти своего отца она вынуждена, не щадя своей нежной молодости, своей редкой красоты, трудиться день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать. Чувствительная добрая старушка благодарит всевышнего за такую дочь.
    Продавая ландыши, Лиза знакомится с молодым человеком, который впоследствии станет главной любовью всей ее жизни. Эраст — богатый дворянин, “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”. Он ведет рассеянную жизнь, думает только о своем удовольствии, ищет его в светских забавах, часто скучает и жалуется на судьбу. Но с появлением любви жизнь его сразу меняется.
    Карамзин удивительно поэтично и романтично описывает чувство, возникшее между этими молодыми людьми, сравнивая его с восхитительной, волшебной, небесной музыкой. Узнав, что Эраст ее любит, Лиза, чистая душа, самозабвенно, не задумываясь, отдается этому чувству, которому созвучны даже явления природы. Природа на протяжении всей повести, наравне с героями, будет главным действующим лицом. Она поможет нам глубже понять чувства и переживания каждого персонажа, вместе с ними она будет радоваться и грустить, смеяться и плакать.
    Прекрасная, взаимная любовь не выдерживает испытания на прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди. В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой необычайно велика. У Эраста не хватает сил, чтобы защитить свою любовь, он вынужден от нее отказаться. Какую трогательную картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с любимым, словно прощается со своей душой! Даже природа в этот момент пребывает в молчании. Но в героине еще живет золотой лучик надежды, вера в то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться. Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила ее нежной и хрупкой души.
    Читатель, конечно же, осуждает Эраста за слабость, винит его в смерти Лизы. Но только ли он виноват? Ведь, узнав о случившейся трагедии, герой так и не находит себе утешения и до конца жизни остается несчастлив. Мне кажется, Эраст достаточно наказан, более того, отвечать должен не только он, а то общество, тот закон, который обрекает людей на гибель.
    Показывая нам драму человеческой души, Карамзин все-таки отказывается от исследования вызывающих ее причин. Он всячески стремится уйти от вопроса: кто виноват? В его пьесе есть страдание, но нет виновных в нем. Писатель стремится все объяснить лишь фатальным законом господствующего в мире зла. Карамзин испытывает страх перед социальными противоречиями, царившими в то время в России. Но попытка уйти от них в мир нравственный не приносит ему спасительного выхода. Перелом в убеждениях писателя, когда он станет считать, что художник должен быть “органом патриотизма”, наступит гораздо позднее. А пока Карамзин дает читателю возможность восхищаться удивительной повестью о прекрасной и чистой любви. Всеми силами своего таланта он воспевает это чувство, которое является величайшей ценностью в жизни.

  11. «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Ка­рамзина складывались под влиянием двух про­тивоположных систем — масонства и просвети­тельства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сен­тиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерны­ми чертами западноевропейского и русского ро­мана XVIII века были большой размер произве­дений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продол­жая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамич­ность и смысловую насыщенность сюжета. Созда­вая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображе­нию реальности, к раскрытию душевных пережи­ваний человека, к возвеличиванию любви, друж­бы, простых радостей жизни.
    Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художествен­ного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье.
    И Лиза, и ее родители — люди высоких мо­ральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она вос­питывает дочь в соответствии со строгими нрав­ственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В про­тивоположность этой семье, дворянин Эраст, ко­торого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветре­ным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может най­ти счастье с избалованным праздной жизнью ба­рином, не способным думать о последствиях сво­их поступков. Духовный мир героев раскрывает­ся автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему от­давшись, им только жила и дышала… и в удоволь­ствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Со­вершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может вос­приниматься как коварный соблазнитель. Наме­рение обольстить доверчивую девушку совершен­но не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нрав­ственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.
    В произведении Карамзина удивительным об­разом сочетаются прозаические сцены и ситуа­ции с поэтическими чувствами и переживания­ми. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: «Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса ску­чен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Чувства же Эраста на протяже­нии всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными.
    Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мо­тив отношения к деньгам. Эраст стремится пора­зить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от де­нег. Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремит­ся платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Когда Эрасту наску­чила Лиза, он ради денег женится на богатой по­жилой вдове. Особенно жестокой представляет­ся попытка молодого человека откупиться от девушки: «Я люблю тебя, — оправдывается Эраст, — и теперь люблю, то есть желаю тебе вся­кого добра. Вот сто рублей — возьми их». Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым челове­ком он предлагает бывшей возлюбленной «десять империалов».

  12. 12
    Текст добавил: Хочешь - добьешься

    Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.
    Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей», он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.
    Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».
    Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин», но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».
    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою», но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
    Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание
    не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Своего героя Карамзин не считает типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…»
    Новаторство Карамзина состоит в том, что он не снизил значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. В. В. Сиповский обратил на это обстоятельство особое внимание. «Бедная Лиза», — писал он в «Очерках из истории русского романа», — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».
    Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», — писал А. С. Пушкин. А по словам Белинского, Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумев «заохотить» русскую публику к чтению русских книг. Оценивая достижения Карамзина в развитии русской прозы, критик подчеркивал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца… как она существовала для людей того времени».
    ?

  13. Словам и вкусам вопреки И вопреки желаньям На нас от выцветшей строки Вдруг веет обаяньем. Что вещь странна для наших дней, Для нас отнюдь не тайна. Но есть достоинство и в ней: Она сентиментальна! Строки из первого спектакля «Бедная Лиза», либретто Юрия Ряшенцева В эпоху Байрона, Шиллера и Гете, в преддверии Французской революции, в накале чувств, характерном в те годы для Европы, но при еще сохранявшейся церемониальности и пышности барокко, ведущими направлениями в литературе были чувственные и чувствительные романтизм и сентиментализм. Если появление романтизма в России обусловлено переводами произведений указанных поэтов, а уже позже было развито собственными российскими сочинениями, то сентиментализм стал популярен благодаря произведениям русских писателей, одним из которых является «Бедная Лиза» Карамзина. По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма незамысловатая».
    Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте – его личное мнение. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Лиза, вынужденная тяжело работать, чтобы прокормить старушку мать, однажды приходит в Москву с ландышами и встречает на улице молодого человека, который высказывает желание всегда покупать у Лизы ландыши и узнает, где она живет.
    На следующий день Лиза ждет появления нового знакомого – Эраста, никому не продавая свои ландыши, но он приходит только на следующий день к дому Лизы. На следующий день Эраст говорит Лизе, что любит ее, но просит сохранить их чувства втайне от ее матери. Долгое время «чисты и непорочны были их объятия», и Эрасту «все блестящие забавы большого света» представляются «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Однако вскоре за Лизу сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст возражает против их свадьбы, и говорит, что, несмотря на разницу между ними, для него в Лизе «важнее всего душа, чувствительная и невинная душа».
    Их свидания продолжаются, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог… Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.» Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход. Он прощается, дает матери Лизы денег.
    Тери Лизы денег. Через два месяца Лиза, придя в Москву, видит Эраста, следует за его каретой до огромного особняка, где Эраст, высвобождаясь из лизиных объятий, говорит, что попрежнему любит ее, но обстоятельства изменились: в походе он проиграл в карты почти все свое имение, и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Эраст дает Лизе сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора. Лиза, дойдя до пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов», встречает дочь соседа, отдает ей деньги и просит передать матери со словами, что она любила человека, а он изменил ей. После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно.
    Лизу погребли возле пруда, мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Автор познакомился с ним за год до его смерти, от него и узнал всю историю.
    Повесть произвела полный переворот в общественном сознании XVIII века. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Неудивительно, что повесть была очень популярна. В дворянских списках разом появляется множество Эрастов – имя прежде нечастое. Пруд, находившийся под стенами Симонова монастыря (монастырь XIV века, сохранился на территории завода «Динамо» на улице Ленинская слобода, 26), назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была изрезана надписями, как серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), так и сатирическими, враждебными героине и автору («Погибла в сих струях Эрастова невеста.
    / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»). «Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентименталима. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
    Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы, соответствующей тематике произведения. Картина чистой первой влюбленности нарисована очень трогательно: «Теперь думаю, – говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Характерно прорисованы и главные герои: целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой, меньше всего похожей на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах; Эраст, несмотря на бесчестный поступок, корит себя за него до конца своей жизни.
    Помимо сентиментализма, Карамзин дал Росии новое имя. Имя Елисавета переводится как «почитающая Бога». В библейских текстах это имя жены первосвященника Аарона и матери Иоанна Крестителя. Нника Аарона и матери Иоанна Крестителя. Позже появляется литературная героиня Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д’Энтаж, полюбившей своего скромного учителя СенПре, ЖанЖак Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза» (1761).
    До начала 80х годов XVIII века имя «Лиза» почти не встречалось в русской литературе. Выбрав для своей героини это имя, Карамзин сломал строгий канон европейской литературы XVII—XVIII веков, в котором образ Лизы, Лизетты был связан прежде всего с комедией и с образом служанкигорничной, которая обычно достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Разрыв между именем и его привычным смыслом означал выход за рамки классицизма, ослаблял связи между именем и его носителем в литературном произведении. Вместо привычной для классицизма связки «имя – поведение» появляется новая: характер – поведение, что стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы. Многих читателей поразила дерзость автора в стиле изложения.
    Один из критиков из круга Новикова, в который некогда входил и сам Карамзин,, писал: «Я не знаю, сделал ли господин Карамзин эпоху в истории русского языка: но ежели сделал, так это очень худо». Далее автор этих строк пишет, что в «Бедной Лизе» «худые нравы названы благовоспитанностью» Фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития лишь намечены, часто текст заменен многоточиями и тире, которые становятся его «значимым минусом». Образ Лизы также лишь намечен, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ.
    Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировом фольклоре и мифе герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей: «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город». Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций.
    Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали. Многими роман воспринимается как противостояние честности и ветрености, доброты и негативности, бедности и богатства. На самом деле все сложнее: это столкновение характеров: сильного – и привыкшего плыть по течению.
    Актеров: сильного – и привыкшего плыть по течению. В романе подчеркивается, что Эраст – молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Именно Эраст, который с точки зрения лизиного социального слоя является «баловнем судьбы», постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст представлен эгоистом, которому кажется, что он готов измениться ради новой жизни, но как только ему становится скучно, он, не оглядываясь, меняет жизнь вновь, не задумываясь о судьбе тех, кого бросил. Иными словами, он думает только о собственном удовольствии, и его стремление жить, не обремененному правилами цивилизации, на лоне природы, вызвано лишь чтением идиллических романов и пересыщенностью светской жизнью.
    В этом свете, влюбленность в Лизу выступает лишь необходимым дополнением к создаваемой идиллической картине – недаром Эраст называет ее своей пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Поэтому же он мечтает, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!”, и когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах. При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу.
    Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше встречаться с Лизой и уходит в поход с полком; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе. Повестью «Богатая Лиза» в русской литературе открывается тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Повесть вызвала множество откровенных подражаний: 1801г.
    А. Е.Измайлов «Бедная Маша», И. Свечинский «Обольщённая Генриетта», 1803г. «Несчастная Маргарита». Вместе с этим, тема «Бедной Лизы» прослеживается и во многих произведениях высокой художественной ценности, причем играет в них самые разные роли. Так, Пушкин, переходя к реализму в прозаических произведениях и желая подчеркнуть как свой отказ от сентиментализма, так и его неактуальность для современной ему России, взял сюжет «Бедной Лизы» и превратил «печальную быль» в повесть со счастливым концом «Барышня – крестьянка». Тем не менее, у того же Пушкина в «Пиковой даме» просматривается линия дальнейшей жизни карамзинской Лизы: судьба, которая ожидала бы ее, если бы она не покончила жизнь самоубийством.
    Отголосок темы сентиментального произведения звучит и в написанном в духе реализма романе «Воскресенье» Л. Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Таким образом, сюжет, существовавший в литературе до и ставший популярным после, был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма. Сновой для развития русского сентиметнализма. русской психологической, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы от норм классицизма к более современным литературным течениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *