Сочинение по литературе на тему былины для 7 класса

10 вариантов

  1. Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев – града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути: Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат На добром коне никто ту не проезживат Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие. В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким – либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей. При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности.
    Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, /С холма на холму стал перемахивать, /Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя. Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, /Во свои берет во белы он во ручушки, /Он тетивочку шелковеньку натягивал, /А он стрелочку каленую накладывал». Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком – богатырем из простого народа. При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному – /То все травушки-муравы уплетаются, /А лазоревы цветочки прочь осыпаются, /Темны лесушки к земле все приклоняются, /А что есть людей – то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В кон­це многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.
    Сочинение на тему «Художественные особенности былин»Из истории былин
    Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.
    Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.
    Художественные особенности былин
    Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.
    Далее следует основная часть, при этом события излагаются медленно, неспешно. Такая медлительность достигается повторениями, часто троекратными.
    Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.
    Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.
    Стал он силушку конём топтать,
    Стал конём топтать, копьём колоть,
    Стал он бить ту силушку великую.
    А он силу бьёт — будто траву косит.
    Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.
    Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:
    То старина, то и деяние…
    Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рисует образ богатыря, чем-то похожий, а чем-то не похожий на традиционный.
    В народных былинах положительный герой — это всегда боец и работник, сильный духом и телом. Микула Селянинович именно такой — он крепкий, веселый и красивый. Это воплощение настоящего хозяина в народном понимании. А весь образ богатыря описывается в свойственной былинам манере — с преувеличениями, со множеством эпитетов и повторов. Одежда и орудия труда пахаря описаны с любовью и восторгом. Соха отделана золотом и серебром, а сам Микула трудится на поле в сафьяновых сапогах и бархатном кафтане.
    Пахарь Микула Селянинович в какой-то степени противопоставляется в былине князю Вольге Святославичу. Молодой князь, отправившись с дружиной за данью в русские города, встречает в поле Микулу. Сила и возможности главного героя в былине преувеличены многократно — два дня дружина слышала только посвистывание пахаря и скрип его сохи. И лишь на третьи сутки князю и дружине удалось проехать через вспаханное Микулой поле и встретить его самого.
    Вольга поражен силой пахаря и предлагает ему отправиться с ним. У Микулы все лучше, чем у Вольги. Чтобы это подчеркнуть, используется гипербола: лошадь оратая ступью пошла, а у Вольги — поскакивает. А лошадь, которую князь хотел выкупить за 500 рублей, стоила столько жеребенком.
    Затем Микула вспоминает, что он оставил свое орудие труда в поле. Пахарь предлагает Вольге достать ее из земли и бросить за ракитовый куст, чтобы она не досталась чужому. Князь посылает выполнить задание сначала пятерых человек, следом десятерых, а потом и всю дружину. Но никто не может справиться с кленовой сохой богатыря.
    Это центральный момент в былине — недюжинная сила позволила богатырю одной рукой выдернуть кленовую сошку из земли там, где 30 человек не справились.
    Когда же князь интересуется: «Как его зовут?», богатырь рассказывает, что зовут его Микула Селянинович — так называют его уважительно крестьяне, когда он устраивает пиры для них.
    Микула — воплощение народного героя, который уважает и любит родную землю. Крестьянин-труженик всегда сможет защитить Родину, и былина подчеркивает, что, когда есть такие богатыри, русским людям можно ничего не опасаться.

  3. Былины на любую тему 6-7 класс Сборник былин
    1.«Былина о любви»
    Во славной городе да в Ё – бурге,
    Стоит да поживает школа долговечная,
    И номерок то у неё 154!
    В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,
    А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой
    он.
    Любили они друг друга, да преградой был им
    Ростислав плохучий,
    И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.
    И решили они бороться с Ростиком плохучим,
    Да у него был приспешник славный,
    Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.
    Боролись они три дня и три ночи,
    А победил Ростик плохучий,
    Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.
    И воссоединились Полинка и Антошка!
    Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав
    вернулся…
    Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,
    Но у Полинки были подруги верные: Женька и
    Настюшка!
    И спасли они Полину раскрасавицу,
    А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог
    Ростика плохучего поймать.
    Наконец-то Полина и Антон остались вместе да
    Навсегда!
    2.«Алёша Потапович против русской мафии»
    Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.
    Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.
    Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.
    3. «Алёша Попович и вороны Кощея»
    Кощеевы слуги, чёрны вороны,
    Повадились на хлеб киевский
    Через день налетать, да поклёвывать.
    И отправил князь Владимир гонцов
    В деревеньку дальнюю,
    Да за Алёшей Поповичем,
    Мол, спаси нас, богатырь
    Да от силы вражеской, да от голода.
    Засобирался богатырь
    Во владения Киевские.
    Прыгнул могучий конь
    Лишь два раза да утомился,
    А город большой уже виден.
    Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.
    Да налетели вдруг чёрны вороны,
    Да тут же солнышка не видно стало.
    Проснулся богатырь, натянул тетиву
    И начал по воронам палить.
    Испугались супостаты, полетели.
    А Алёша Попович на коня и за ними.
    Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,
    А в глубине на троне костяном Кощей сидит.
    Рассердился он, наказал воронам
    На богатыря русского напасть.
    Отбивался Алёша Попович,
    Пока не попадали вороны все.
    Испугался Кощей, побежал от смерти.
    Но нагонять его богатырь начал,
    Да такие слова кричать:
    «Бойся, Кощей, будешь знать,
    Как землю русскую грабить!»
    Быстрей, быстрей Кощей бежал,
    Да свалился с горы высокой.
    Отправился Алёша Попович в город.
    Хвалили его, садили за стол богатый,
    Да кормили едой лучшей,
    Да песню о нём слагали.
    4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»
    Жил да был в одном городе славном,
    Да во стольном Киев-Граде
    Богатырь Никита Добрынич.
    С трудом носила его мать, сыра земля.
    Да и был Никита грамоте разной обучен.
    ***
    Однажды к Владимиру Светлому Княже
    Басурмане напали на стольный Киев-Град.
    Да и Никита с дружиною своею отлучился.
    Послал князь Владимир гонца за Никитою.
    Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.
    Догнал он Никиту возле Волги матушки.
    Тотчас отправился Никита.
    ***
    Выезжал Никита во чисто поле,
    Залазил Никита на сосну высокую.
    Смотрел Никита на город осаждённый.
    Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».
    ***
    Решил Никита часть дружины оставить в кустах.
    С другой же частью пошёл на басурман.
    Завязался бой жестокий.
    Никита вперёд махнёт мечом – улочка,
    Направо – проулочка.
    Устала часть дружины – её другая сменила.
    ***
    Выиграл бой Никита.
    Выходил к нему князь с поклоном.
    Целовал Никиту в уста сахарны.
    Устроил князь пир на весь мир.
    И я там был, мёд-пиво пил.
    По усам текло, да в рот не попало!
    5.Былина «Сергей и Екатерина»
    В славном городе, да во Киеве,
    Жил-поживал князь Сергей.
    А в Муроме жила-была
    Простая красивая крестьянка Екатерина.
    Поезжал когда-то Сергей по Мурому,
    Повидал Екатерину, да и ахнул.
    Нежданно-негаданно влюбился.
    Сели на коня да и поехали.
    Хороша, прекрасна земля,
    Но что-то небо скручивалось.
    Темноту завидел князь.
    Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.
    Пешком возвратился домой князь Киевский,
    Время прошло, он да и забыл.
    Прошло лет пять оттуда,
    Да и услыхал Сергей, что во Франции
    Екатерина у сударя Максима суженая.
    Но, а ту не узнал князь,
    Но на славном коне,
    Во Францию поспешил,
    Поздравить маму невесту.
    По синему морю плывёт,
    По сырой земле скачет,
    Мимо облаков пролётывает.
    Вот и во Франции наш князюшка.
    Сразу Сергей на свадьбу поспешил.
    Увидали Сергей и Катя друг друга,
    Вспомнили прекрасную любовь.
    Но Максим, завидев взгляд…
    Драка, сборище и мрак.
    Помыкающим месяцем лежал Сергей,
    Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:
    «Максима на костре сожгут».
    А Катя и Сергей жили-поживали,
    Да и троих детей нарожали.
    6.Былина об удалом молодце.
    Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!
    7.Былина о Петруше.
    Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.
    Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.
    Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.
    Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.
    Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.
    Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.
    Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.
    Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.
    «Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»
    «Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».
    «Вызволю я её, князь!»
    «Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».
    «Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».
    «Ну, как знаешь».
    Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.
    Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.
    Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:
    «Проси чего хочешь!»
    «Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»
    «Раз хочешь – женись!»
    И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
    8.Радомир.
    Как-то в богатом-то городе
    Да в Новгороде
    Жил добрый молодец
    По имени Радомир.
    Жил он бобылем,
    С хлеба на квас перебивался –
    Ни кола, ни двора
    У него не было.
    И отправился он
    На море синее.
    А на море том
    Беда приключилася.
    Корабли, что по морю плыли
    В пучину морскую провалилися.
    Как подул Радомир, разогнал волны пенные,
    Освободил корабли купеческие.
    9. Илья Муромец и сила татарская.
    Ай, и татарины поганые,
    Набрали силы могучей Татарской,
    Набрали силы многотысячной..,
    Да, поехали татарины поганые,
    На великое дело страшное.
    К князю стольному-киевскому,
    Приезжают тут татары поганые
    Дело страшное творить.
    Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.
    Сам, поехал хан их к Владимиру,
    Испугался наш Владимир стольно-киевский…
    Что татарины поганые зажимают…
    Что земли не видно из-за силы ихней!
    Но богатырям русским страх не ведом,
    Наплевать им на силу грозную, татарскую
    Не боятся силы смертной они!
    Но и в бой не рвутся, выжидают…
    Силе смертной засаду готовят…
    Тем временем князь стольно-киевский
    Убирался прочь в чисто поле…
    Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,
    Впрямь всю душу ему затерзало!
    И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…
    Но идея его осенила,
    Можно подкрепление позвать,
    Русским богатырям в помощь!
    И рванулся он быстрее ветра,
    Подгоняемый криками, воплями
    Свистом стрел и звоном мечей!
    Прискакал он к поселению русскому,
    Смерть там царила уже…
    Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…
    Скачет он дальше, ещё быстрее, к поселению другому…
    Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!
    Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,
    И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…
    Открывает ему Илюша,
    Истинный богатырь!
    Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?
    О, да о помощи тебя просить.
    Окружили наш город татары,
    Великою силой татарской.
    Соберу я дружину свою,
    И рванусь в Киев-град я!
    Выполнил он тут же своё слово…
    И собрал войско богатырское,
    И двинулись они вперёд…
    Подошли они к граду Киеву,
    Тишина вокруг. НИ ДУШИ…
    И решились в город зайти.
    В городе огонь царил и смерть.
    И звуки были торжества.
    Татарин одержал победу…
    И праздновал сейчас и грабил,
    Наши земли пресвятые осквернял!
    На главной площади они
    За победу свою выпивали.
    Решил Илья не ждать, напасть,
    Чтоб силу их врасплох застать!
    Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!
    В ней вместе бранных песен стрелы запоют,
    И копья наши и мечи остаят разговоры.
    И вот свершилось то мгновение!
    Вот наши двинулись вперёд!
    Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!
    Недолго ждать осталось, судьба предрешена!
    К утру освобождён Киев.
    Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,
    Сейчас он праздновал победу,
    Владимир благодарен был ему!
    10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»
    Как во славной сети Интернетушке
    Поселилася Силушка, да нечистая.
    Да не простая она была, а виртуальная.
    И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.
    И задумала она думу чёрную,
    Думу чёрную нехорошую –
    Заразить всех людей в «сети»
    Страшным вирусом лютой злобушки.
    Лютой злобушки и жестокости,
    Чтоб повывести род человеческий
    И зажить потом припеваючи.
    А тем временем в одном городе,
    Что стоит на реченьке Исетюшке,
    Да зовётся славным именем Екатеринушки,
    Жил простой русский богатырь – Илюшенька.
    Был он дальним внучатым племянником
    Всем известного Ильи Муромца.
    Славен был наш Илюшенька силою,
    Но не столь силён был наш молодец
    Кулаками махаться да лихачиться,
    Сколь силён он был по сетям гулять
    (Не простым сетям, а компьютерным).
    Программистом он стал не быстрёхонько –
    С детства, с измальства учился прилежненько.
    Поначалу жил Илюша у бабушки
    И осваивал премудрости компьютера.
    Игрушечек у него было достаточно
    И играл он часто в «контрушечку»,
    «Замочил» там немало всякой нечисти.
    Юность быстро прошла беззаботная,
    Пролетели деньки институтские.
    Тут пошёл наш Илюша на работушку,
    На работу серьёзную-слидную.
    Поступил он на службу государственную,
    Встал на страже «сетей» своей Родины.
    Вот однажды выполнял он секретное задание
    Самой-самой повышенной сложности.
    И пришлось добру молодцу Илюшеньке,
    Чтоб с задание справиться наславушку,
    Во «сети» познакомться с красной девицей,
    Величали которую Алёнушкой.
    Хоть не видывал он той девицы,
    Но пришлась она ему по нраву молодецкому,
    Покорила сердце богатырское
    Красотою души своей бесхитростной
    И умом своим пытливым не по летушкам.
    Завязалась меж ними переписочка.
    До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,
    Когда письма писал он своей зазнобушке.
    И ему отвечала Алёнушка взаимностью,
    Не скупилась на письма электронные.
    Как прознала да прослышала Силушка нечистая
    Про такую любовь непорочную,
    Поняла она, что покудова
    Есть ещё на Земле чувства добрые,
    Не бывать ей паутинушки,
    Кличут которую Интернетушкой.
    И задумала Силушка нечистая
    Извести красну девицу – Алёнушку,
    Заразив её страшным вирусом,
    Страшным вирусом лютой злобушки,
    Лютой злобушки и жестокости.
    Послала она доброй девице
    Письмецо лихое заражённое.
    И закралась белезнюшка недобрая
    На e-mail и в душу милой девушки.
    Позабыла она чувства светлые
    К добру молодцу свет-Илюшеньке,
    Написала она ему весточку
    Лютой злобой и холодом полную.
    Содрогнулося сердце богатырское
    От такого удара жёсткого,
    От удара жёсткого и нежданного.
    Заподозрил неладное Илюшенька,
    Отписал своей любушке словами прежними
    С добротой, лаской и нежностью.
    Ну, а сам, не теряючи времени,
    Стал искать, в чём причина неладного.
    От коллег своих по работушке
    Уж не раз слыхивал
    Про нечистую злую Силушку,
    Интернет заражавшую злобушкой.
    Слово дал он себе богатырское
    Отыскать и изжить её со свету.
    Вот уж месяц-второй богатырь не спит,
    Исхудал и исчах наш Илюшенька.
    Только память про предка великого –
    Всем известного Илбю Муромца –
    Помогала ему в дни отчаяния
    Оставаться верным слову данному,
    Слову данному – богатырскому.
    Нелегко было вычистить Силушку нечистую.
    Больно уж хитра и ловка она.
    Больно много у неё помощников,
    Тех, что могут предать Человечество
    Ради собственной выгоды пустяшненькой.
    Но не зря добрый молодец Илюшенька
    Много лет гранит науки осваивал.
    Он настиг ту Силушку нечистую,
    Разгадал он секретный код доступа
    И разрушил вирус ужаснейший.
    Вот и рухнули козни зловредные,
    Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,
    И сыграли они свадебку весёлую.
    Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,
    Убежала из «сети» Интернетушки.
    Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри
    На землюшке-то русской,
    На землюшке-то уральской!
    11.Славный программист Кирюшенька.
    В славном городе, да в городе Пскове,
    Жила силушка, да нечистая.
    Да и в этом городе славненьком
    Жила девица арембишная.
    Вот была у неё подруженька лучшая,
    Да советы давала прекрасные.
    И влюбился в девицу молодец,
    Программистом он подрабатывал.
    Коль красавицы той арембишной
    Уж нету красивей, милее,
    То задумала план злобный силушка,
    Да которую звали нечистою.
    Как украли из клуба красавицу,
    Василису красавицу-девицу,
    Взаперти всё держали от глаз чужих,
    Всё скрывали от глаз, таки яростных.
    Вот узнал о том горе Кирюшенька,
    Это тот, программистом работающий,
    От подруженьки Васелисеньки,
    У которой советы прекрасные.
    Указала дороженьку прямую,
    Дорогу прямую, прямоезжую.
    Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,
    Где машины стоят, да невиданные.
    Сделал выбор свой, добрый молодец,
    По душе, выбрал злат запорожец.
    И сказала подружка Кирюшеньке:
    «Чтож ты, молодец, лучше не видывал?
    Со всего света, со света собраны.
    Есть могучие, богатырские!»
    Да твердит ей в ответ добрый молодец:
    « Мне не нужно машин, да могучих,
    Мне не нужно машин богатырских,
    По душе мне мой запорожец!»
    Не смогла дать совета подруженька,
    Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.
    Да поехал дорогой он прямою,
    Дорогой прямою, проямоезжею.
    Увидала силушка злат запорожец,
    Да не признала гостя незваного.
    А наш славный добрый молодец
    Без труда, без войны спас красавицу.
    Ну а силушки, да нечистой,
    Не видеть больше земли-то русский!
    Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,
    Ай, красива девица арембишная!
    Да кончается наша былина,
    Поучительна, восхитительна…

  4. Я очень люблю читать русские народные былины. Они рассказывают нам о подвигах и приключениях богатырей и героическом прошлом русской истории. Былины создавались много веков назад. Многие из них навсегда затерялись во времени.
    Мне нравятся былины, рассказывающие о подвигах русских богатырей. Мой любимый былинный герой – Илья Муромец. Согласно былинной истории, до 33 лет Илья был болен и не мог ходить. Но потом он чудесным образом обрёл здоровье и богатырскую силу. Это помогло ему стать настоящим богатырём и сделать многое для родной земли.
    Илья Муромец – настоящий защитник Родины. Он бережёт родные края от врагов и захватчиков. Этот герой очень смелый, отважный и необычайно сильный. Илья Муромец всегда помогает слабым и беспомощным. Он честный и справедливый, говорит только правду и отстаивает её даже перед князем и боярами.
    Об Илье Муромце сложено множество былин. Это говорит о неисчерпаемой народной любви к данному персонажу. Илья Муромец – настоящий герой, воплотивший в себе все лучшие качества, совершивший за свою жизнь множество необычайных подвигов и бескорыстно служивший на благо родной земли. Я никогда не перестану восхищаться этим былинным героем!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый былинный герой», 7 класс» читают:
    Сочинение на тему «Дело мастера боится»
    Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик», 7 класс
    Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание», 7 класс
    Поделиться:

  5. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

  6. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

  7. СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
    Героизм русской женщины в былине “Авдотья Рязаночка”
    Былина “Авдотья Рязаночка” – народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси. Но пришла беда: налетела на родные земли “Синяя орда, с пожарами, со смертями”, требуя от русских князей платить дань татарскому хану.
    Крепко бились рязанцы,
    А татар не могли отбити,
    Города Рязани отстояти.
    Убитых река уносила,
    Живых Орда уводила.
    Три дня Авдотья Рязаночка по пепелищу ходила, голосила по мужу, сыну и брату, плененных татарами. И пошла она к царю татарскому “в полуденные страны”. Шла больше года, голодала, много невзгод пережила. Предстала она перед царем татарским маленькая, грязная, изможденная, в лапотках, а вокруг воины вооруженные, табуны лошадей сытые, шатры золотые. Не побоялась она царя грозного, попросила только разрешить ей увидеться с родными. Удивила царя татарского мужественная женщина с земли рязанской, ее умение говорить, рассуждать, отпустил он всех мужей рязанских, с условием, что будет сложена про Авдотью песня и Орда в ней добром упомянута будет.
    Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского проникнуться уважением к ней, а мудрость ее покорила грозу русских земель.
    Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-труженица “выиграла битву” с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму “пошла Рязань из полону”.
    ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
    Поэзия и жизнь в балладе “Светлана” В. А. Жуковского
    В. А. Жуковский — известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора.
    В балладе “Светлана” автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую боль- . шую, щедрую, трепетную и горячую.
    Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного человека или целой семьи.
    Раз в крещенский вечеро
    Девушки гадали…
    Страх перед неизвестным, любопытство, желание узнать судьбу близких толкали к гаданию. Богатство или нищета, замужество или одиночество, жизнь или смерть, вечные скитания или оседлая жизнь в кругу семьи — все расскажет гадание в праздничные дни.
    В. А. Жуковский, сын помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи, знал русскую душу, любил российскую глубинку, чувствовал природу. В балладе “Светлана” все это слилось
    воедино, и в результате обнажилась грусть души, страх потерь. Стих поэта наполнен музыкой, богат полутонами и нюансами.
    Не зря ведь А. С. Пушкин считал Жуковского великим поэтом, проложившим много троп для русской поэзии. Жуковский обладал редким даром охватить в коротком стихотворении или балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив целостности.
    Баллада “Светлана” посвящена Сашеньке Протасовой, в которую был влюблен Жуковский. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Светлана всматривается в зеркало, и перед ней проходит фантасмагория образов: и разбойничий притон,, и “подменный” жених, который оказывается убийцей. Но светлой и ясной улыбкой разрешаются романтические ужасы: это лишь страшный сон.
    Жизнь улыбается девушке, а автор заклинает судьбу:
    О, не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана.
    Будущее реальной Светланы оказалось трагичным, замужество — неудачным. Но в история литературы осталась светлая, поэтичная красота баллады.
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    Каким настроением пронизано стихотворение А. С. Пушкина “Узник”?
    Поэтическое творчество А. С. Пушкина пронизано тоской по свободе и печалью из-за существования невидимых решеток, сдерживающих его всю жизнь.
    Поэту было 23 года, когда он написал стихотворение “Узник”. В такие годы человек, как никогда, свободен, он полон сил и имеет все шансы реализовать свои планы и мечты. Но А. С. Пушкин видел, что общество, в котором он живет, которое его воспитало на своих никчемных и пустых идеях, — это не что иное, как всеобщий обман, темница. Судьба героя изображается поэтом как процесс отчуждения от родного ему мира, как разрушение связей с ним. В строке:
    “Сижу за решеткой, в темнице сырой.”
    Пушкин пишет о себе, о безнадежной тоске, о свободе, что рядом. Нужно только попытаться вырваться, но то ли рутинная жизнь сковала орла, то ли сытость и безопасность не стоят свободы… В стихотворении нет развития действия, есть предложение:
    …Давай улетим
    Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляет лишь ветер… да я!..”,
    но нет ответа.
    Как поступить, “если жизнь тебя обманет…”? (Сочинение-миниатюра по стихотворению А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…”)
    Судьба. Как много надежд мы возлагаем на нее. У нас свои планы, у нее — свои. В этом стихотворении всего две строфы, но и горькое настоящее, и надежда на благостное будущее в нем переплетены. Разочарование от неудач не должно угнетать. Неизвестное будущее должно держать человека “в струне”. Много анекдотов о судьбе придумано острословами, и от них бывает смешно до слез. Слезы высохнут, а смех останется. И радость побед и успехов сменит былую горечь. Подумаешь: “Боже, какой я был глупый!” И идешь дальше, преодолевая очередную ступеньку небоскреба жизни.
    МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
    Смерть за честь
    (По произведению М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
    Произвол и беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, “…стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил око-яечником…”. Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.
    Царь Иван Васильевич посоветовал:
    “…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
    Да возьми ожерелье жемчужное…
    …И пошли дары драгоценные
    Ты своей Алене Дмитриевне:
    Как полюбишься — празднуй свадебку,
    Не полюбишься — не прогневайся”.
    Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:
    “Ой,уж где вы, добрые молодцы?…
    Ктo побьет кого, того царь наградит,
    А кто будет побит, тому бог простит!”
    Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство “верного слуги”. С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
    “Песня про удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.
    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
    Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев
    (По повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)
    Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”.
    Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.
    Тарас Бульба — полковник, один из представителей командного состава казачества. Он является воплощением ратного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.
    Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий мблодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.
    В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.
    Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом своей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя пришлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины. В повести “Тарас Буль-ба’\ которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом.
    Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас — это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
    Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен.
    Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знани–ем национального характера позволили Гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. Остап — то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом “чужих” – иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью.
    Андрий — полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя, Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, “иному”, большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна йтвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.
    Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.
    МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции.
    В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать.
    В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему “я”, готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его?
    Русский мужик заслуживает того, что “заработал”: “рюмку водки да пятак серебра”.
    В сказках Салтыкова-Щедрина в образах зверей изображены человеческие пороки. Например, в “Премудром пескаре” столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пескарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы “премудрого” никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.
    В сказке “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин придерживается традиционных амплуа: Медведь-воевода у него — майор, Осел — советник, Кукушка — гадалка, Попугаи — скоморохи, Сорока-воровка — ключница, Дятел — ученый-летописец, Соловей — певец и т. д. Его звери полностью ассоциируются с “профессией”, заложенной природой и человеческим восприятием.
    Сатирик смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над окружающей действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.
    ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
    Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры”
    Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети.
    Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства.
    Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства.
    В рассказе “Цифры” автор дает две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянника. Он точно описывает свои чувства в момент конфликта, подробно объясняет детали происходящего и одновременно анализирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правильную оценку. С горечью говорит он о своей гордости, раздражении, которое погасило радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И беспощадно анализирует свое поведение, не пытаясь прикрываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте рассказа все эти теории выглядят издевательством над таинственным процессом познания мира.
    Грустно, что человека много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях. Рассказ Бунина “Цифры” ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание — это воспитание счастьем. Важно только понять, что делает ребенка счастливым, и не подменять воспитание давлением и навязыванием своих взглядов на жизнь и счастье.
    МАКСИМ ГОРЬКИЙ
    Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство”
    I вариант
    В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.
    Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красивa, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
    При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.
    У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.
    Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.
    Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.
    М, Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.
    II вариант
    Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
    Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.
    Алексей увидел впервые бабушку, когда ей “за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли”. Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: “Ну-кат бабушка, расскажи еще чего!..”
    Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в ж.игши. Они стал я сатльтм верным его другом, “самым понятным и близким человеком”. “Вся она — темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом”.
    Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа… и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
    Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, удедяла внимание всем, кто в ней нуждался.
    А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.
    М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.
    АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
    “В прекрасном и яростном мире” (сочинение-отзыв)
    А. Платонов в годы гражданской войны работал машинистом на паровозе, поэтому в рассказе “В прекрасном и яростном мире” со знанием дела он повествует о трудностях этой работы.
    Машинист курьерского поезда Мальцев всю жизнь отдал работе, никто не знал и не чувствовал машины так, как он. Поэтому, когда в очередной поездке на дороге произошло ЧП — разряд молнии ослепил Мальцева, — он уверенно продолжал вести машину. Ослепший, он видел ту дорогу, по которой постоянно курсировал, семафоры работали, машина слушалась, хотя впереди, на пути несущегося курьерского поезда, стоял другой состав. Неминуемой катастрофы удалось избежать, помощник Мальцева Константин, от лица которого Платонов рассказывает, остановил поезд.
    — Александр Васильевич…’почему вы не позвали меня на помощь, когда ослепли?..
    — Все: линию, сигналы, пшеницу в степи, работу правой машины — я все видел…”
    Мальцева осудили за то, что он “сознательно” рисковал жизнью сотен человек, едущих в поезде.
    Доказать, что Мальцев временно ослеп, было практически невозможно, так как машинист говорил: “Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал…” По счастливому стечению обстоятельств Мальцев получает свободу. Но каким образом? С ним проводят эксперимент: повторно ослепляют молнией искусственно созданной установкой Тесла. Мальцев получает свободу и слепнет, кажется, навсегда.
    И здесь ему помогает Константин — берет с собой в дорогу, позволяет слепому Мальцеву управлять машиной и — чудо! Мальцев прозрел.
    Можно много говорить о человеке и труде, о Мальцеве, тихо погибавшем без работы. Но главным героем я как раз считаю Константина. Человека, который добивался свободы для невинно осужденного, который говорил: “Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”, который “был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека”. Он говорил: “Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”.
    Вот ради чего был написан этот рассказ. Человек — дитя природы, но никакой жизненный процесс не может осудить его, а человек человека — может. Растоптать, уничтожить, лишить свободы. Вовремя подвернувшиеся обстоятельства складываются в факты и “сокрушают избранных, возвышенных людей”. Так быть не должно, бороться против обстоятельств нет смысла, а против несправедливости нужно бороться всегда!

  8. Соскучившись по нам (,) папа проводит много времени с нами.
    Надо ли ставить запятую, обособлять деепричастный оборот или нет?
    что больше 17/1000 или 0.17
    Докажите, что выделенные слова являются второстепенными членами предложения. Тихо ,осенний,желтый, с берёзки, осенние листья. на какие вопросы отвечают второстепенные члены каждого предложения? какие слова они поясняют?
    1)Как вели себя в бою противники богатыря Ильи Муромца? 2)Что помогло богатырю победить соловья разбойника ? 3)Какие черты характера героя во время боя ?
    две бригады хлопкоборов собрали всемте 20,4 ц за день. При этом первая бригада собрала на 1,52 ц больше второй сколько ц собрала. каждая биригада
    Новенький в классе мальчик, придя домой, начал вспоминать имена девочек из класса, сидящих на первых четырех партах в ряду около окна. Он точно помнит, что: 1.На каждой парте сидит только одна девочка 2.Имена девочек Оля, Света. Лена и Таня 3.Одна из девочек носит косички, другая – хвостик, третья – распущенные волосы, а четвертая коротко подстрижена 4.Оля сидит не на первой парте 5.Лена сидит дальше от доски, чем Света 6.Света сидит на парте перед Олей 7.Таня не сидит на соседней с Леной парте 8.У девочки с короткой стрижкой номер парты четный 9.Девочка с хвостом не Таня и не Света 10.Девочка с косичками сидит на второй парте. Расположите первые буквы имен девочек в следующем порядке: девочка с короткой стрижкой, девочка с хвостом, девочка с косичками, девочка с распущенными волосами. Например, если бы девочек (в соответствующем порядке) звали Ира, Аня, Зина и Вера, ответ был бы: ИАЗВ.
    на соревнованиях по прыжкам в высоту Сергей прыгнул ниже Гены и Влада,Гена- выше Влада,но ниже Мити.Кто прыгнул выше всех?
    Помогите пожалуйста нужны пословицы с личными глаголами
    яким би було життя якщо люди незнали хими
    Орфоэпический разбор слова дождь

  9. 9
    Текст добавил: Тону в твоих слезах*

    Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.
    < Предыдущая Следующая >

  10. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах.
    В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *