Сочинение по литературе на тему дорога

5 вариантов

  1. Образ дороги (пути).
    Материалы к выпускному сочинению
    Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
    Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
    А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
    М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
    Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
    Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
    Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
    М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
    И думаю: когда-нибудь и я,
    Устав от вас, враги, от вас, друзья,
    И от уступчивости речи русской, —
    Надену крест серебряный на грудь,
    Перекрещусь и тихо тронусь в путь
    По странной по дороге по калужской.

  2. “Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение. Опять бесконечная дорога тянется, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятье” — так писал о творчестве Н. А. Некрасова русский поэт начала XX века К. Д. Бальмонт.
    Стихотворением “В дороге” Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков закончил. Когда Некрасов пытался писать биографию, его детские впечатления вновь сопровождал образ дороги: “Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибирской, она же Владимирка; барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства”.
    Грешневская дорога явилась для Некрасова “первым университетом”, началом познания многошумной и беспокойной народной Руси:
    У нас же дорога большая была:
    Рабочего звания люди сновали
    По ней без числа…
    Под наши густые старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турку, про чудных зверей…
    Случалось, тут целые дни пролетали, —
    Что новый прохожий, то новый рассказ…
    С незапамятных времен дорога вошла в жизнь ярославско-костромского крестьянина. Суровая северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность в борьбе за существование, труд на земле волей-неволей подкреплялся попутными ремеслами. Как перелетная птица, с наступлением зимних холодов, завершив крестьянскую полевую страду, собирался отходник в дальнюю дорогу. Всю зиму трудился он в городе: строил дома в Москве, Петербурге, других городах, катал валенки, гонял лошадей, работал ямщиком, продавал по селам и деревням нехитрый товар, подрядившись в коробейники. Когда же начинало припекать солнце по-весеннему, собирался крестьянин домой, звала к себе земля — основу своего существования он видел в труде пахаря-хлебороба.
    В характере выросшего среди “бойкого народа” Некрасова с детских лет укоренился дух правдоискательства, который был присущ его землякам. Народный поэт тоже пошел по дороге “отходника”, но только не в крестьянском, а в писательском качестве. А образ дороги объединил стихи его первого сборника.
    Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее места.
    Особенно ясно это видно на примере стихотворения “В дороге”, в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу-крестьянину. Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим несчастную Грушу, но видим и глубокое невежество ямщика, который с недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду:
    На какой-то патрет все глядит
    Да читает какую-то книжку…
    Инда страх меня, слышь ты, щемит,
    Что погубит она и сынишку:
    Учит грамоте, моет, стрижет…
    Выдающийся русский критик А. Григорьев писал об этом стихотворении: “Оно совместило, сжало в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего. Но оно, это небольшое стихотворение, как всякое могучее произведение, забрасывало сети в будущее”. В самом деле, Некрасов предвосхитил появление “Записок охотника” и беллетристики шестидесятников с ее анализом крестьянской жизни.
    В заключение некрасовского сборника снова тянется дорога — “небо, ельник и песок”. Внешне она так же невесела и неприветлива, как в первом стихотворении, но совершается благотворный переворот:
    Вижу я в котомке книжку.
    Так, учиться ты идешь…
    Знаю: батька на сынишку
    Издержал последний грош.
    Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина.
    Мысль о духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта и проникает во все его произведения предреформенной поры. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” (1858 г.) поэт обращается к народу с вопросом, и в этом вопросе звучит и мольба, и призыв: “Ты проснешься ль, исполненный сил?” И опять перед нами возникает дорога:
    …Постояв,
    Развязали кошли пилигримы,
    Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
    И пошли они, солнцем палимы,
    Повторяя: Суди его Бог!
    Разводя безнадежно руками,
    И покуда я видеть их мог,
    С непокрытыми шли головами…
    На миг перед нами мелькает картина жарких пустынь и бредущих под солнцем паломников. На самом деле сохранился рассказ Панаевой о том, как создавалось это стихотворение. Однажды Некрасов увидел из окна своей квартиры, как крестьян, подошедших к дому напротив, отгоняли от подъезда дворники и полицейские. Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было холодное, дождливое петербургское утро.
    У Некрасова же речь идет о палящем солнце, как бы о дороге в пустыне. Это не случайно. “Пилигримы”, паломники к Гробу господню, рифмуются с “солнцем палимы” не только внешним образом. Здесь есть внутренняя перекличка. Мужики не только страдальцы, но и подвижники, они не только забиты, но и нравственно высоки, как высок только Человек, находящийся в пути, в поиске смысла жизни.
    Как же воспринял Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт еще в день опубликования царского манифеста понял, что народ обманут. Начало поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках счастья. Сюжет путешествия еще со времен Радищева, Пушкина и Гоголя стал привычным в литературе, но никогда путешествующие не были столь необычны. Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне — не традиционные странники-богомольцы. Они — символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России.
    Дорога стоголосая
    Гудит! Что море синее,
    Смолкает, подымается
    Народная молва.
    Народ в поэме Некрасова — мир сложный, многоплановый.
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    Судьбу народа поэт связывает с соединением крестьянства и интеллигенции. Только совместные усилия революционеров и народа, по мнению Некрасова, могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока у поэта показан русский народ на пути к “миру на весь мир”. Некрасов видит в народе силу, способную осуществить переустройство жизни:
    Рать подымается —
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Но вместе с тем поэт понимал невозможность преобразований в ближайшем будущем:
    Вынесет все — и широкую, ясную,
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе.
    Через все творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога, человек постоянно находится в пути. “Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя” (Н. В. Гоголь. “Авторская исповедь”).

  3. 1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)
    2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». ( Ф. Сидней)
    3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)
    4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)
    5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе». (Г. Гессе)
    6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)
    7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»
    8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)
    9. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)
    10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)
    11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)
    12. «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». (Л.Н. Толстой)
    13. «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)
    14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)
    15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)
    16. «Всегда выбирайте самый трудный путь – на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)
    17. «Судьба – путь от неведомого к неведомому». (Платон)
    18. «Где розы – там и тернии – таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)
    19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)
    20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)
    21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)
    22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)
    23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)
    24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)
    25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)
    26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)
    27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)
    28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)
    29. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед». (Эмиль)
    30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)
    31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)
    32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)
    33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».
    34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)
    35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)
    36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)
    37. «Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)
    38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)
    39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас». (З. Фрейд)
    40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)
    41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)
    42. «Счастье – это не станция, а способ путешествовать».
    43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)
    44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)
    45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)
    46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)
    47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)
    48. «Цель жизни – поиск совершенства, а задача каждого из нас – максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)
    49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)
    50. «Жизнь – это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

  4. “Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение. Опять бесконечная дорога тянется, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятье” — так писал о творчестве Н. А. Некрасова русский поэт начала XX века К. Д. Бальмонт.
    Стихотворением “В дороге” Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков закончил. Когда Некрасов пытался писать биографию, его детские впечатления вновь сопровождал образ дороги: “Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибирской, она же Владимирка; барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства”.
    Грешневская дорога явилась для Некрасова “первым университетом”, началом познания многошумной и беспокойной народной Руси:
    У нас же дорога большая была:
    Рабочего звания люди сновали
    По ней без числа…
    Под наши густые старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турку, про чудных зверей…
    Случалось, тут целые дни пролетали, —
    Что новый прохожий, тс новый рассказ…
    С незапамятных времен дорога вошла в жизнь ярославско-костромского крестьянина. Суровая северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность в борьбе за существование, труд на земле волей-неволей подкреплялся попутными ремеслами. Как перелетная птица, с наступлением зимних холодов, завершив крестьянскую полевую страду, собирался отходник в дальнюю дорогу. Всю зиму трудился он в городе: строил дома в Москве, Петербурге, других городах, катал валенки, гонял лошадей, работал ямщиком, продавал по селам и деревням нехитрый товар, подрядившись в коробейники. Когда же начинало припекать солнце по-весеннему, собирался крестьянин домой, звала к себе земля — основу своего существования он видел в труде пахаря-хлебороба.
    В характере выросшего среди “бойкого народа” Некрасова с детских лет укоренился дух правдоискательства, который был присущ его землякам. Народный поэт тоже пошел по дороге “отходника”, но только не в крестьянском, а в писательском качестве. А образ дороги объединил стихи его первого сборника.
    Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее места.
    Особенно ясно это видно на примере стихотворения “В дороге”, в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу-крестьянину. Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим несчастную Грушу, но видим и глубокое невежество ямщика, который с недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду:
    На какой-то патрет все глядит
    Да читает какую-то книжку…
    Инда страх меня, слышь ты, щемит,
    Что погубит она и сынишку:
    Учит грамоте, моет, стрижет…
    Выдающийся русский критик А. Григорьев писал об этом стихотворении: “Оно совместило, сжало в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего. Но оно, это небольшое стихотворение, как всякое могучее произведение, забрасывало сети в будущее”. В самом деле, Некрасов предвосхитил появление “Записок охотника” и беллетристики шестидесятников с ее анализом крестьянской жизни.
    В заключение некрасовского сборника снова тянется дорога — “небо, ельник и песок”. Внешне она так же невесела и неприветлива, как в первом стихотворении, но совершается благотворный переворот:
    Вижу я в котомке книжку.
    Так, учиться ты идешь…
    Знаю: батька на сынишку
    Издержал последний грош.
    Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина.
    Мысль о духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта и проникает во все его произведения предреформенной поры. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” (1858 г.) поэт обращается к народу с вопросом, и в этом вопросе звучит и мольба, и призыв: “Ты проснешься ль, исполненный сил?” И опять перед нами возникает дорога:
    …Постояв,
    Развязали кошли пилигримы,
    Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
    И пошли они, солнцем палимы,
    Повторяя: Суди его Бог!
    Разводя безнадежно руками,
    И покуда я видеть их мог,
    С непокрытыми шли головами…
    На миг перед нами мелькает картина жарких пустынь и бредущих под солнцем паломников. На самом деле сохранился рассказ Панаевой о том, как создавалось это стихотворение. Однажды Некрасов увидел из окна своей квартиры, как крестьян, подошедших к дому напротив, отгоняли от подъезда дворники и полицейские. Крестьяне выглядели озябшими и промокшими: было холодное, дождливое петербургское утро.
    У Некрасова же речь идет о палящем солнце, как бы о дороге в пустыне. Это не случайно. “Пилигримы”, паломники к Гробу господню, рифмуются с “солнцем палимы” не только внешним образом. Здесь есть внутренняя перекличка. Мужики не только страдальцы, но и подвижники, они не только забиты, но и нравственно высоки, как высок только Человек, находящийся в пути, в поиске смысла жизни.
    Как же воспринял Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт еще в день опубликования царского манифеста понял, что народ обманут. Начало поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках счастья. Сюжет путешествия еще со времен Радищева, Пушкина и Гоголя стал привычным в литературе, но никогда путешествующие не были столь необычны. Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне — не традиционные странники-богомольцы. Они — символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России.
    Дорога стоголосая
    Гудит! Что море синее,
    Смолкает, подымается
    Народная молва.
    Народ в поэме Некрасова — мир сложный, многоплановый.
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    Судьбу народа поэт
    связывает с соединением крестьянства и интеллигенции. Только совместные усилия революционеров и народа, по мнению Некрасова, могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока у поэта показан русский народ на пути к “миру на весь мир”. Некрасов видит в народе силу, способную осуществить переустройство жизни:
    Рать подымается —
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Но вместе с тем поэт понимал невозможность преобразований в ближайшем будущем:
    Вынесет все — и широкую, ясную,
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе.
    Через все творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога, человек постоянно находится в пути. “Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя” (Н. В. Гоголь. “Авторская исповедь”).
    ?

  5. Сергеева Виктория 11А
    1
    Введение
    (Тема)
    Тема пути-дороги является одной из центральных тем в русской литературе. Её затрагивали в своих произведениях такие классики, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Некрасов, Грибоедов. Причиной актуальности данной темы является многозначность самого понятия «путь». В прямом значении путь означает место, по которому надо пройти или проехать, а в переносном – это средство достижения какой-нибудь цели. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этап жизни, как отдельного человека, так и целой нации. Рассмотрим несколько примеров из русской литературы, затрагивающих данную тему.
    2
    Главная часть
    (доказательства, выводы, детали)
    В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» описывается путешествие Чичикова, главного героя произведения, который ездит по всей стране и скупает у помещиков мёртвые крестьянские души для своего имения. В начале произведения особое внимание уделяется характеристике образов помещиков, которых Чичиков посещает одного за другим. Каждая его встреча с помещиком предопределяется описанием дороги, поместья. Здесь образ дороги воплощается в прямом значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова, то ухабистые просёлки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке. Путь сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».  В данном случае путь рассматривается в прямом значении, как путешествие, поездка из одного места в другое. Финалом пути является лирическое отступление – образ дороги, где Гоголь сравнивает Русь с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, становится символом “громадно несущейся жизни”, символом исторического пути России. Это лирическое отступление имеет размышления о судьбе страны, о её месте и значимости в целом мире. В этом случае дорога рассматривается как жизненный путь России и движение в истории целого народа.
    Кроме того, ярким примером служит история из романа Л. Н.Толстого «Война и мир», где путь рассматривается как этап жизни отдельного человека. Пьер Безухов пытается определить своё место в жизни, что ведёт непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению героя. В начале романа Пьер очень увлечён светской жизнью, идеями масонства и разочарования, его привлекает роскошь во всём. Он живёт по велению сердца, а не разума. Но события, происходящие с Пьером, заставляют его сильно измениться. Особенно большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Пьер становится терпеливым ко всем тяготам и невзгодам, по-новому начинает смотреть на жизнь. Так из вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни и не держащего слова человека, Пьер становится абсолютно другим. В этом случае путь рассматривается как движение человеческой души, развитие личности.
    3
    Заключение
    Таким образом, тема пути-дороги в отечественной литературе обширна, многогранна и глубока. Ведь в произведениях путь рассматривается не только как путешествие, но и как личная судьба человека, как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, как судьба России и движение в истории целого народа.
    «Тема пути-дороги в русской литературе»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *