Сочинение по литературе на тему горе от ума грибоедов
10 вариантов
Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Чацкий и фамусовское общество
— Чацкий и Фамусов
— Чацкий и Мочалин
— Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
— Чацкий против фамусовского общества
— Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— «Мильон терзаний»
— Чацкий — декабрист
— Можно ли назвать Чацкого декабристом?
— Что значит «ум» в понимании Чацкого?
— За что и против чего борется Чацкий?
— Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
— Трагедия Чацкого
3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
— Мочалин и Скалозуб
— «Молчалины блаженствуют на свете»
— Фамусовская Москва
4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Софья и Чацкий
— Любит ли Софья Мочалина?
— Достойна ли Софья любви Чацкого?
— «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
— Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
— Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
— Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»
Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.
Темы школьных сочинений
Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
«Век нынешний и век минувший».
«Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
«Фамусовская Москва».
«Автор и его герой».
«Герой и эпоха».
«Чацкий и Софья».
«Смысл названия комедии».
«Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.
Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
План
1. Введение
2.Основные действующие лица
3.Проблема комедии заявлена в самом названии
4.Заключение
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
Ведь надобно ж зависеть от других.
И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
«Служить бы рад — прислуживаться тошно».
Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.
Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до “степеней известных”. Этот герой к своим достоинствам относит “умеренность и аккуратность”, умение промолчать, когда тебя бранят.
Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки” гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам “века минувшего”. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”.
Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
Он не принимает “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся “вписаться в полк шутов”.
Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”. Чацкий стремится “служить”, а не “прислуживаться”, причем служить “делу”, а не “лицам”.
Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”. По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…”
Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют “белыми воронами”, так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.
Пьеса «Горе от ума» в своё время стала по-настоящему новаторской; в ней были обозначены многие актуальные проблемы общества тех лет.
Кроме этого, Грибоедов затронул и темы общечеловеческие: взаимоотношения мужчины и женщины; брак, любовь и др.
Проблематика пьесы «Горе от ума»
Проблемы, поднятые Александром Сергеевичем в произведении, оказались настолько острыми, что комедия получила недовольство цензуры.
К основным вопросам пьесы относятся:
Крепостничество; бездушность помещиков;
Дворянское воспитание, образование;
Неуёмное стремление к чинам;
Столкновение двух эпох;
Непринятие иначе мыслящих людей;
Скалозубовщина;
Аракчеевщина;
Безумная любовь ко всему иностранному;
Декабризм.
Как мы видим, список проблем весьма обширен. Постараемся разобраться, почему именно им Грибоедов посвятил своё произведение.
Идейно-тематическое содержание произведения
Историческое обоснование написания пьесы
Александр Сергеевич задумывал «Горе от ума» в непростое для родины время.
Некоторые решения правительства, ужесточение к выражениям свободомыслия вызвали резкий негативный отклик со стороны реакционно настроенных слоёв общества.
Именно тогда появились декабристы, которые вместе с единомышленниками из дворян задумали превратить Россию в конституционную державу, и ратовали за отмену крепостного права.
Им противостоял «старый мир»: аристократы, дворяне из высших слоёв, отрицательно относящиеся к подобным течениям, не желающие принимать ничего нового.
А. Чацкий, как борец за «новое»
Главный образ комедии – Чацкий – представитель передового поколения. Он открыто поддерживает идеи декабристов, желает родной стране лучшей доли, жаждет искоренить все пережитки прошлого, покончить с лизоблюдством и неискренностью окружающих его.
Он бросает вызов обществу фамусовых, но в ответ получает лишь насмешки…
«Старый мир», не задумываясь, называет героя сумасшедшим. Они даже не могут представить себе, что в его идеях есть разум.
К сожалению для Чацкого, его конфликт с обществом осложняется ещё и потерей любви, разочарованием личного характера. Обе эти драмы переплетаются, делая положение героя отчаянным, вынуждая его покинуть город.
Социально-политический характер произведения
Автор в своей пьесе мастерски изображает характерных героев с пороками, присущими данному периоду российской истории.
Борьба двух эпох, назревание необходимых перемен, заключались не только в избавлении от крепостничества, но и в решении других проблем, что прекрасно продемонстрировано в пьесе.
Речь идёт и о реформах в образовании, просвещении, культуре; искоренении дискриминации; обретении терпимости разных слоёв общества друг к другу и многих других.
Поэтому можно сказать, что комедия «Горе от ума» является социально-политическим произведением, невероятно актуальным для своего времени.
А её главный герой – человек передовых взглядов и свежего мышления, который испытывает невероятное горе от того, что ему не удаётся реализовать свои стремления, а приходится видеть вокруг фамусовых и подобных людей.
Грибоедов, Александр Сергеевич –
Горе от ума
В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”.
Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
Чацкий и Молчалин
Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками.
Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.
Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком. Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум.
Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени.Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём Фамусов, и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны.
Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!-
Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни. И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет.Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный. Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия.
О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность.
Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства. Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека.
Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей.
Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.
Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истенное горе Чацкого.
Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть
Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.
Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» разрушила принципы драматических произведений, принятые в эпоху классицизма. Отличаясь от своих предшественников, комедия все же не основывалась исключительно на любовном конфликте.
Нельзя считать это произведение и бытовой комедией, равно как и комедией характеров. Несмотря на это, особенности всех указанных жанров можно найти в пьесе Александра Грибоедова. Круги, близкие декабристам, грезили о создании такой «высокой комедии». “Горе от ума” сочетает в себе пародию и сатиру. Мы наблюдаем резкую смену комического и патетического.
Остановимся на жанровых чертах комедии.
Комическое в пьесе «Горе от ума»
Автор характеризовал свое произведение как комедию. Бесспорно в «Горе от ума» можно с легкостью обнаружить иронию и множество комических приемов.
Эта пьеса обладает явными чертами комедии характеров. Например, Князь Тугоуховский представляет собой явственный комедийный образ. Персонаж глуховат, из-за чего неправильно понимает других людей и их реплики. Образ Репетилова тоже представляет интерес, являясь антиподом Чацкого и в то же время пародией на главного героя.
Комические черты проявляются и в образе полковника Скалозуба (обладателя «говорящей» фамилии), который отличается своей глупостью. Отдельные элементы комического можно найти и в центральном действующем лице, чьи ум и сердце постоянно противостоят друг другу.
В “Горе от ума” регулярно обыгрываются мотивы падения и глухоты, что является признаком комедии положений или даже пародии.
В первом явлении обыгрывается мотив плохого слуха. Лиза стучалась в дверь Софьи Павловны, но безуспешно, после чего обращается к той с вопросом: «Вы глухи?». Фамусов, хозяин дома, в котором разворачивается действие, не желая слушать речи главного героя, затыкает уши, лишаясь слуха добровольно.
Графиня-бабушка отмечает, что невозможность слышать – это «большой порок». Даже фамилия одного из действующих лиц намекает на мотив глухоты (Тугоуховский). Репетилов не хочет слышать речи о сумасшествии Чацкого в исполнении княжон Тугоуховских. Этот мотив содержит важный и глубокий подтекст, усиливающий конфликт между Чацким и «фамусовским» обществом, не внемлющим идеям главного героя.
Пародийные моменты – еще один важный элемент пьесы. Например, романтические отношения между Софьей и Молчалиным снижает в пародийном ключе воспоминание Лизы о тетке Софьи, которую в давние времена оставил француз. Но пародийность не определяет жанровые особенности, в ней используются и более тонкие комические приемы.
Разоблачение пошлости и ограниченности общества начала XIX столетия дает основание считать, что в пьесе активно используются элементы сатиры.
Главный герой пьесы – яростный критик убеждений, присущих московскому обществу. Он критикует не только косность взглядов, но и отдельные социальные реалии, например, систему крепостного права, упоминая помещика, обменявшего верных крепостных на борзых. Центральный персонаж видит нищету разума военных, скрывающуюся за их красивыми мундирами, выступает против бездумного копирования иностранных порядков, в частности против чрезмерного увлечения французским языком.
В тексте пьесы можно найти упоминания о передовых социальных идеях и насущных проблемах общества, Вольтере, якобинцах и так далее. Иными словами, все важные аспекты социального бытия так или иначе затрагиваются в произведении А.С. Грибоедова, что дает основание считать ее образцом политической комедии.
Драматические аспекты пьесы
Элементы драмы можно найти в образе Софьи, которая переживает собственный «мильон терзаний». Она узнает истину о своем возлюбленном, настоящие мотивы, подтолкнувшие его начать отношения с ней, после чего раскаивается и глубоко переживает сложившуюся ситуацию.
В то же время, ситуация, сложившаяся с главным героем, который уезжает из дома Фамусова в гневе, непонятный обществом и осмеяный им (его принимают за сумасшедшего), не нужный Софье (которую когда-то любил), одинокий и “себе на уме” – также говорит нам о драматическом конфликте и его исходе в пьесе.
Здесь мы не находим свойственного комедии счастливого конца. Нет, скорее все герои становятся несчастны, их судьбы рушатся, а любовная линия не находит положительного исхода. И в этом снова проявлляется драматизм.
Итак, «Горе от ума» – не просто комедия, хотя именно так характеризовал пьесу сам автор, это смешение нескольких жанров. В ней сливаются воедино политическая комедия и психологическая драма, комедия характеров и острая сатира.
Творчество Грибоедова не изучается в школе в достаточной мере глубоко и серьезно. Однако, такое произведение как «Горе от ума» очень известно и популярно среди читателей. Со дня написания этой комедии утекло немало воды, поколения сменили поколения, но тем не менее представленные в пьесе человеческие ценности не изменились, не утратили своих единомышленников и по сей день.
В комедии вполне заслуженно, на мой взгляд, положительными героями можно считать Чацкого, Софью и Лизу. Но конкретно о каждом судить довольно сложно. Чацкий хоть и предстает перед нами положительным героем, но другой читающий имеет полное право его осуждать за «гоненье на Москву», за упреки и высмеивание фамусовского мира, так как читатели, их мысли, воспитание настолько разные, что удивляться не приходится. Софью многие относят к разностороннему персонажу. Но лично я считаю её положительным героем. Да, она крепостница, она дочь Фамусова, она «дышит тем же воздухом», живет с отцом, выросла на манерах, убеждениях, упреках отца. НО тогда как расценивать тот факт, что она не гонится за славой и деньгами, в отличие от фамусовского мира. Пусть выбирает в избранники Молчалина, это её собственное решение, зато Молчалина она любит за красоту, сдержанность, а никак не за деньги. Про служанку Лизу трудно судить, потому что для Софьи она послушная, верная, а личных качеств, поступков мы не наблюдаем в пьесе. В этом и состоит великое мастерство Грибоедова, показать героя читателям не четко облицованным, а загадочным, тем самым дав нам право спорить над его характером. В то же время в комедии высмеиваются людские пороки , ложь, притворство, служба лицам, а не делу. Эти отрицательные компоненты находятся сегодня в людях, «зараженных» пороками. Пьеса написана игриво, легко, понятно и доступно для читателя. Весьма точно подчеркиваются через слова, жесты, поступки достоинства положительных героев, и одновременно иронично показаны слабость, глупость и порочн6ость действующих лиц. Уже достаточно много сказано критиками в пользу Грибоедова о том, что меткость, «крылатость», точность выражений прошли через годы, и вот теперь без этих афоризмов просто никуда: «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета», «кому назначено-с, не миновать судьбы»…
Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Чацкий и фамусовское общество
— Чацкий и Фамусов
— Чацкий и Мочалин
— Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
— Чацкий против фамусовского общества
— Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— «Мильон терзаний»
— Чацкий — декабрист
— Можно ли назвать Чацкого декабристом?
— Что значит «ум» в понимании Чацкого?
— За что и против чего борется Чацкий?
— Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
— Трагедия Чацкого
3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
— Мочалин и Скалозуб
— «Молчалины блаженствуют на свете»
— Фамусовская Москва
4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Софья и Чацкий
— Любит ли Софья Мочалина?
— Достойна ли Софья любви Чацкого?
— «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
— Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
— Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
— Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»
Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.
Темы школьных сочинений
Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
«Век нынешний и век минувший».
«Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
«Фамусовская Москва».
«Автор и его герой».
«Герой и эпоха».
«Чацкий и Софья».
«Смысл названия комедии».
«Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.
Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
План
1. Введение
2.Основные действующие лица
3.Проблема комедии заявлена в самом названии
4.Заключение
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
Ведь надобно ж зависеть от других.
И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
«Служить бы рад — прислуживаться тошно».
Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.
Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до “степеней известных”. Этот герой к своим достоинствам относит “умеренность и аккуратность”, умение промолчать, когда тебя бранят.
Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки” гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам “века минувшего”. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”.
Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
Он не принимает “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся “вписаться в полк шутов”.
Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”. Чацкий стремится “служить”, а не “прислуживаться”, причем служить “делу”, а не “лицам”.
Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”. По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…”
Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют “белыми воронами”, так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.
Пьеса «Горе от ума» в своё время стала по-настоящему новаторской; в ней были обозначены многие актуальные проблемы общества тех лет.
Кроме этого, Грибоедов затронул и темы общечеловеческие: взаимоотношения мужчины и женщины; брак, любовь и др.
Проблематика пьесы «Горе от ума»
Проблемы, поднятые Александром Сергеевичем в произведении, оказались настолько острыми, что комедия получила недовольство цензуры.
К основным вопросам пьесы относятся:
Крепостничество; бездушность помещиков;
Дворянское воспитание, образование;
Неуёмное стремление к чинам;
Столкновение двух эпох;
Непринятие иначе мыслящих людей;
Скалозубовщина;
Аракчеевщина;
Безумная любовь ко всему иностранному;
Декабризм.
Как мы видим, список проблем весьма обширен. Постараемся разобраться, почему именно им Грибоедов посвятил своё произведение.
Идейно-тематическое содержание произведения
Историческое обоснование написания пьесы
Александр Сергеевич задумывал «Горе от ума» в непростое для родины время.
Некоторые решения правительства, ужесточение к выражениям свободомыслия вызвали резкий негативный отклик со стороны реакционно настроенных слоёв общества.
Именно тогда появились декабристы, которые вместе с единомышленниками из дворян задумали превратить Россию в конституционную державу, и ратовали за отмену крепостного права.
Им противостоял «старый мир»: аристократы, дворяне из высших слоёв, отрицательно относящиеся к подобным течениям, не желающие принимать ничего нового.
А. Чацкий, как борец за «новое»
Главный образ комедии – Чацкий – представитель передового поколения. Он открыто поддерживает идеи декабристов, желает родной стране лучшей доли, жаждет искоренить все пережитки прошлого, покончить с лизоблюдством и неискренностью окружающих его.
Он бросает вызов обществу фамусовых, но в ответ получает лишь насмешки…
«Старый мир», не задумываясь, называет героя сумасшедшим. Они даже не могут представить себе, что в его идеях есть разум.
К сожалению для Чацкого, его конфликт с обществом осложняется ещё и потерей любви, разочарованием личного характера. Обе эти драмы переплетаются, делая положение героя отчаянным, вынуждая его покинуть город.
Социально-политический характер произведения
Автор в своей пьесе мастерски изображает характерных героев с пороками, присущими данному периоду российской истории.
Борьба двух эпох, назревание необходимых перемен, заключались не только в избавлении от крепостничества, но и в решении других проблем, что прекрасно продемонстрировано в пьесе.
Речь идёт и о реформах в образовании, просвещении, культуре; искоренении дискриминации; обретении терпимости разных слоёв общества друг к другу и многих других.
Поэтому можно сказать, что комедия «Горе от ума» является социально-политическим произведением, невероятно актуальным для своего времени.
А её главный герой – человек передовых взглядов и свежего мышления, который испытывает невероятное горе от того, что ему не удаётся реализовать свои стремления, а приходится видеть вокруг фамусовых и подобных людей.
Грибоедов, Александр Сергеевич –
Горе от ума
В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”.
Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
Чацкий и Молчалин
Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками.
Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.
Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком. Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум.
Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени.Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём Фамусов, и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны.
Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!-
Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни. И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет.Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный. Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия.
О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность.
Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства. Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека.
Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей.
Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.
Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истенное горе Чацкого.
Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть
Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.
Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» разрушила принципы драматических произведений, принятые в эпоху классицизма. Отличаясь от своих предшественников, комедия все же не основывалась исключительно на любовном конфликте.
Нельзя считать это произведение и бытовой комедией, равно как и комедией характеров. Несмотря на это, особенности всех указанных жанров можно найти в пьесе Александра Грибоедова. Круги, близкие декабристам, грезили о создании такой «высокой комедии». “Горе от ума” сочетает в себе пародию и сатиру. Мы наблюдаем резкую смену комического и патетического.
Остановимся на жанровых чертах комедии.
Комическое в пьесе «Горе от ума»
Автор характеризовал свое произведение как комедию. Бесспорно в «Горе от ума» можно с легкостью обнаружить иронию и множество комических приемов.
Эта пьеса обладает явными чертами комедии характеров. Например, Князь Тугоуховский представляет собой явственный комедийный образ. Персонаж глуховат, из-за чего неправильно понимает других людей и их реплики. Образ Репетилова тоже представляет интерес, являясь антиподом Чацкого и в то же время пародией на главного героя.
Комические черты проявляются и в образе полковника Скалозуба (обладателя «говорящей» фамилии), который отличается своей глупостью. Отдельные элементы комического можно найти и в центральном действующем лице, чьи ум и сердце постоянно противостоят друг другу.
В “Горе от ума” регулярно обыгрываются мотивы падения и глухоты, что является признаком комедии положений или даже пародии.
В первом явлении обыгрывается мотив плохого слуха. Лиза стучалась в дверь Софьи Павловны, но безуспешно, после чего обращается к той с вопросом: «Вы глухи?». Фамусов, хозяин дома, в котором разворачивается действие, не желая слушать речи главного героя, затыкает уши, лишаясь слуха добровольно.
Графиня-бабушка отмечает, что невозможность слышать – это «большой порок». Даже фамилия одного из действующих лиц намекает на мотив глухоты (Тугоуховский). Репетилов не хочет слышать речи о сумасшествии Чацкого в исполнении княжон Тугоуховских. Этот мотив содержит важный и глубокий подтекст, усиливающий конфликт между Чацким и «фамусовским» обществом, не внемлющим идеям главного героя.
Пародийные моменты – еще один важный элемент пьесы. Например, романтические отношения между Софьей и Молчалиным снижает в пародийном ключе воспоминание Лизы о тетке Софьи, которую в давние времена оставил француз. Но пародийность не определяет жанровые особенности, в ней используются и более тонкие комические приемы.
Разоблачение пошлости и ограниченности общества начала XIX столетия дает основание считать, что в пьесе активно используются элементы сатиры.
Главный герой пьесы – яростный критик убеждений, присущих московскому обществу. Он критикует не только косность взглядов, но и отдельные социальные реалии, например, систему крепостного права, упоминая помещика, обменявшего верных крепостных на борзых. Центральный персонаж видит нищету разума военных, скрывающуюся за их красивыми мундирами, выступает против бездумного копирования иностранных порядков, в частности против чрезмерного увлечения французским языком.
В тексте пьесы можно найти упоминания о передовых социальных идеях и насущных проблемах общества, Вольтере, якобинцах и так далее. Иными словами, все важные аспекты социального бытия так или иначе затрагиваются в произведении А.С. Грибоедова, что дает основание считать ее образцом политической комедии.
Драматические аспекты пьесы
Элементы драмы можно найти в образе Софьи, которая переживает собственный «мильон терзаний». Она узнает истину о своем возлюбленном, настоящие мотивы, подтолкнувшие его начать отношения с ней, после чего раскаивается и глубоко переживает сложившуюся ситуацию.
В то же время, ситуация, сложившаяся с главным героем, который уезжает из дома Фамусова в гневе, непонятный обществом и осмеяный им (его принимают за сумасшедшего), не нужный Софье (которую когда-то любил), одинокий и “себе на уме” – также говорит нам о драматическом конфликте и его исходе в пьесе.
Здесь мы не находим свойственного комедии счастливого конца. Нет, скорее все герои становятся несчастны, их судьбы рушатся, а любовная линия не находит положительного исхода. И в этом снова проявлляется драматизм.
Итак, «Горе от ума» – не просто комедия, хотя именно так характеризовал пьесу сам автор, это смешение нескольких жанров. В ней сливаются воедино политическая комедия и психологическая драма, комедия характеров и острая сатира.
Творчество Грибоедова не изучается в школе в достаточной мере глубоко и серьезно. Однако, такое произведение как «Горе от ума» очень известно и популярно среди читателей. Со дня написания этой комедии утекло немало воды, поколения сменили поколения, но тем не менее представленные в пьесе человеческие ценности не изменились, не утратили своих единомышленников и по сей день.
В комедии вполне заслуженно, на мой взгляд, положительными героями можно считать Чацкого, Софью и Лизу. Но конкретно о каждом судить довольно сложно. Чацкий хоть и предстает перед нами положительным героем, но другой читающий имеет полное право его осуждать за «гоненье на Москву», за упреки и высмеивание фамусовского мира, так как читатели, их мысли, воспитание настолько разные, что удивляться не приходится. Софью многие относят к разностороннему персонажу. Но лично я считаю её положительным героем. Да, она крепостница, она дочь Фамусова, она «дышит тем же воздухом», живет с отцом, выросла на манерах, убеждениях, упреках отца. НО тогда как расценивать тот факт, что она не гонится за славой и деньгами, в отличие от фамусовского мира. Пусть выбирает в избранники Молчалина, это её собственное решение, зато Молчалина она любит за красоту, сдержанность, а никак не за деньги. Про служанку Лизу трудно судить, потому что для Софьи она послушная, верная, а личных качеств, поступков мы не наблюдаем в пьесе. В этом и состоит великое мастерство Грибоедова, показать героя читателям не четко облицованным, а загадочным, тем самым дав нам право спорить над его характером. В то же время в комедии высмеиваются людские пороки , ложь, притворство, служба лицам, а не делу. Эти отрицательные компоненты находятся сегодня в людях, «зараженных» пороками. Пьеса написана игриво, легко, понятно и доступно для читателя. Весьма точно подчеркиваются через слова, жесты, поступки достоинства положительных героев, и одновременно иронично показаны слабость, глупость и порочн6ость действующих лиц. Уже достаточно много сказано критиками в пользу Грибоедова о том, что меткость, «крылатость», точность выражений прошли через годы, и вот теперь без этих афоризмов просто никуда: «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета», «кому назначено-с, не миновать судьбы»…