Сочинение по литературе на тему город калинов и его обитатели

10 вариантов

  1. Образ провинциального Калинова перекликается с образом сонного, заколдованного царства. Калинов изображается автором духовно самодостаточным и географически замкнутым. Жителей не интересует то, что происходит вне Калинова. Странницы становятся для местных основным источником информации. Одной из них выступает Феклуша, она описывает места, населенные людьми с собачьими головами, и все верят ее словам, как непреложной истине.
    Один из отрицательных героев – Дикой, который все время стремится унизить окружающих. Он использует ругань в качестве самозащиты, особенно если вопрос заходит о деньгах. Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, домашний уклад которой силой вынуждает членов семьи слепо следовать устаревшим обычаям, подстроенным под нужды самой Марфы. Ее дочь Варвара – умная и хитрая женщина, которой удалось подстроиться под требования «тёмного царства» и она во многом похожа на мать.
    Но «заветам патриархальной нравственности» осталось недолго, они начинают разрушаться: «…тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут».
    В произведении есть один персонаж, который может поспорить с Диким – это Кудряш. Варвара сбегает вместе с ним из «тёмного царства», однако изжить старый уклад совсем, скорее всего, не удастся.
    Больше всех от самоуправства пострадали Катерина и ее мягкотелый муж Тихон – он целиком и полностью подчинился материнской диктатуре и в конечном итоге спился. Катя же хочет истинных чувств и влюбляется в другого. Объектом ее страсти становится Борис – племянник Дикого. Эта женщина честна и решительна. Она больше не может находиться в доме свекрови. Она не видит другого способа решить свои проблемы, кроме как наложить на себя руки.
    Противостояние личности и окружающей среды в виде «темного царства» города Калинова – вот на чем строится конфликт данной пьесы.

  2. Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.
    Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.
    Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.
    Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.
    При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.
    Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.
    Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

  3. Развитие событий пьесы Н. Островского «Гроза» происходит на территории небольшого провинциального города Калинов. Главные герои:
    Катерина — молодая женщина с доброй и чуткой натурой;
    Тихон Кабанов — ее нелюбимый муж;
    Кабаниха — глава семьи Кабановых;
    Борис — молодой человек из Москвы.
    В пьесе рассказывается о судьбе несчастной Катерины, выросшей с любящими родителями, но выданной замуж в семью, где всем командует злая и властная Кабаниха, ее свекровь. Муж Катерины, Тихон, любит свою жену, но человек он бесхарактерный и во всем подчиняется матери. Однажды в Калинов приехал Борис, образованный молодой человек, которому, чтобы получить наследство, нужно во всем угождать своему дяде, купцу по фамилии Дикий.
    Катерина влюбляется в него, но боится своих чувств и не хочет изменять мужу. Тихону нужно уехать на две недели, жена чувствует, что близка к грехопадению и просит взять ее с собой в Москву. Несмотря на слезные мольбы Катерины, муж отказывает ей в этом. Варвара, сестра Тихона, — девушка добрая. Она видит, как Катерина страдает, и подстраивает ей свидание с Борисом.
    Молодые люди проводят вместе десять ночей. По возвращении мужа Катерина не выдерживает мук совести и прилюдно сознается в измене. Тихон готов простить любимую жену, но мать не позволяет ему это сделать. Дикий отправляет племянника по делам в Сибирь на три года. Неприкаянная Катерина бросается к Борису с просьбой взять ее с собой. Возлюбленный отказывает — ему важнее угодить дяде и получить наследство, чем защитить любимую женщину.
    Катерина приходит на берег Волги и понимает — жить в доме Кабанихи для нее все равно, что умереть. Молодая женщина бросается в реку. Тихон и другие жители Калинова видят это, муж собирается спасти жену, но мать обещает проклясть сына, если он поможет изменнице. И только после гибели Катерины Тихон осмеливается обвинить Кабаниху в ее смерти.

    Образ города Калинова

    В пьесе «Гроза» даже окружающая среда является своеобразным действующим лицом. Город Калинов, где разворачивается действие, расположен в живописном месте на берегу Волги и окружен замечательной природой. Как и в любом другом маленьком городке, отношения между его жителями своеобразны и имеют свои сложности. Связано это с тем, что все вокруг знакомы друг с другом лично или опосредованно. Жизнь в таких городках протекает обыденно, какие-либо значительные события не нарушают покой местного населения.
    В Калинове на первый план выходит личная жизнь обитателей города, а их умы занимают разные слухи и сплетни. Автор верно использует художественный язык, на котором изъясняются персонажи, чтобы передать их специфические взгляды. Особенности речи и употребляемые слова взяты из действительности, как и сами действующие лица, которых можно было увидеть в любом реальном городке того времени.

    Нравы жителей

    Эта тема затрагивается во многих произведениях Н. Островского, но в драме «Гроза» автор дает яркое изображение характеристик общества, которые больше всего тормозят естественный прогресс. Уездный городок на берегу Волги — вымышленное место и этим подчеркивается, что пороки, присущие его обитателям, можно встретить в любом уголке русской земли. Время в Калинове будто остановилось, местные обитатели не только не хотят прогресса, но и страшатся будущих изменений. Атмосфера в городе полностью соответствует определению, данному Н. Добролюбовым. Здесь процветают нравы темного царства:
    обман;
    воровство;
    бедность;
    грубость;
    дремучесть;
    патриархальные порядки;
    жестокость;
    деспотичность.
    Жители Калинова, купцы, разночинцы и мещане, показаны в основном ограниченными людьми, строго соблюдающими старый порядок. Вечером на улицах не встретишь гуляющих, здесь принято рано запирать ворота, а что происходит за высокими заборами в богатых домах, никому не известно. Покой и имущество хозяев оберегают собаки, спущенные с цепей. Бедному же люду, которому и на сон остается всего три часа в сутки, не до прогулок.
    Калинов не совсем затерянный городок, сюда приезжают из Москвы, регулярно поступают газеты и журналы, но в богатом местном обществе, у которого есть все возможности для хорошего образования, не принято читать. Информацию калиновцы привыкли получать из слухов и пересказов. О последних новостях они узнают от странницы Феклуши, которая рассказывает о дальних землях, где живут люди с песьими головами, а поезда похожи на огненных змей, выпущенных на улицы городов.
    Из разговоров Феклуши с Глашей становится понятно, что в изменениях, происходящих в столице, они видят содом и разврат, а подчиненный домостроевским порядкам дом Кабанихи выглядит раем, где жизнь течет правильно и неизменно.
    Дремучесть местных жителей выражается и в отношении к грозе. Ее воспринимают не как природное явление, а как божью кару. В этом религиозная Катерина не отличается от своих земляков. Только изобретатель Кулигин не боится грозы, а предлагает соорудить громоотвод.

    Представители темного царства

    Роль самых жестоких жителей Калинова в драме отводится Савелу Афанасьевичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой по прозвищу Кабаниха. Дикий — богатый купец и человек, имеющий большое влияние в Калинове. Ни дня он не может прожить без скандалов, ругает всех — домочадцев, соседей, работников. При всех своих богатствах отличается изумительной жадностью, считает, что не выплачивая своим служащим жалованье, обогатится еще больше.
    Савел Афанасьевич, имея все возможности, никак не собирается улучшить свой город, а на предложения изобретателя Кулигина соорудить громоотвод или городские часы лишь ругается и обзывает его разбойником.
    Купеческая вдова Кабаниха — хладнокровная старуха, которая единолично властвует в своем семействе. Превыше всего ценит домостроевские устои и постоянно читает морали домочадцам. Она лицемерна — подает нищим и считается щедрой, но своих детей и невестку постоянно попрекает. Жестокость Кабанихи настолько велика, что она не дает Тихону даже попытаться спасти жену.

  4. Драматические события пьесы А.Н. Островского “Гроза” разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется “, — восторгается местный механик-самоучка Кулигин.
    Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне “Среди долины ровныя”, которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городка, с другой.
    Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.
    Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются “благородные семейства” и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.
    Жители Калинова ведут сонное, размеренное существование: “Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь”. По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но “и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать”. Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, “калики перехожие”. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…” Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: “А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям”.
    Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, “ругатель” и “пронзительный мужик”, как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал “по чердакам и чуланам”), терроризирует племянника Бориса, который “достался ему на жертву” и на котором он, по словам Кудряша, постоянно “ездит”. Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, “куражится” над ними, “как его душе угодно”, справедливо полагая, что “унять-то” его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.
    Другим олицетворением “жестоких нравов” города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, “ханжа”, как характеризует ее все тот же Кулигин. “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, “как ржа железо”, “точит” своих близких.
    Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — “под видом благочестия”) отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к “воле”.
    Особая роль в “темном царстве” принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она “странствует” по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.
    Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов “темного царства” является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие, словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье “Луч света в темном царстве” Н.А. Добролюбов писал: “В “Грозе” особенно видна необходимость так называемых “ненужных лиц”: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…”
    Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.
    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.
    Борис, “молодой человек, порядочного образования”, единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни “противиться пакостям, которые делают другие”. Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что “Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье”.
    Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Она приспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко, не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”, на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам “темного царства” и по-своему обретает согласие с ним.
    Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает “обличителем пороков”, сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, получив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
    Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.
    Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. “Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…”
    Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, “Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности”. Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец “темного царства”. Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть “народный характер поразительной красоты и силы”, вера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
    Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир “темным царством”. Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир “Грозы”, мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. “Жестокие нравы” царят в этом городе, жестокие…

  5. Город Калинов на Волге – это вымышленное место со всеми чертами, присущими провинциальным городам России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди совсем не видят природной красоты этого города, замечая лишь его черноту. Островский в своём произведении показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает разнообразность характеров и манер поведения персонажей пьесы.
    Есть в нём и старые горожане, не желающие нарушать традиций своих предков. Среди них: Кабаниха, Дикой, Феклуша. Многие горожане не довольны сложившимся в городе положением дел. Большинство других провинциальных городов развиваются и становятся более востребованными. А в городе Калинов старое мешает новому, жизнь здесь выглядит уныло и однообразно. И поэтому люди нового поколения (такие как Варвара, Кудряш, Тихон, Борис) сопротивляются старому поколению, мечтая сбежать из этого «Тёмного царства». Угнетающую обстановку показывает Катерина Кабанова, ощущающая себя в городе как в клетке. В детстве она жила в своё удовольствие, а по приезду в Калинов она поняла, что её свободная жизнь скоро закончится. Город ухудшает настроение героини, и она прыгает со скалы.
    Островский в своём произведении «Гроза» хотел показать всю замкнутость вымышленного города, и что Калинов не изменится, пока не изменятся люди, которые в нём живут.

  6. Для того, чтобы подробнее рассуждать о жителях города, где происходят события пьесы «Гроза», необходимо вспомнить о самом Калинове. Это обобщенный типаж города, стоящего на Волге. Писатель полагал, что такие же трудности и недостатки существуют везде. Внутренняя убогость его населения сравнивается с красотами города, которые перестали восхищать жителей городка. Они выбирают не оставлять своих домов, а все их существование обуславливается лишь Калиновом. Все известия из высшего общества они слышат от заезжих.
    Богатейшим мужчиной в пьесе изображается Дикой. Это проблемный человек, который постоянно испытывает восторг и развлечение от оскорбления и унижения слабых. Внутренний мир, душевное состояние Дикого разложили деньги. Он творит все, что вздумается, зная, что после содеянного ему ничего не будет. В нем утратило силу все гуманное и миролюбивое, самое важное для него — деньги.
    Имеет отличительный признак от Дикого, который не старается спрятать свои побуждения, героиня пьесы — Кабаниха. Она скрывает непорядочные затеи «под обликом святости». Всех близких она принуждает держаться ритуалам и традициям, которые она изменила на свой манер. Для Кабанихи основное не порядок в доме, а видимость его соблюдения.
    Ее родная дочь ведет образ жизни с точки зрения «твори что намереваешься — лишь бы шито да крыто было». Она свыклась наговаривать и выворачиваться на глазах мамаши. Она существует по ее правилам, а сама совершает все, что ей вздумается. И в заключение пьесы уходит с Кудряшом из «дремучей империи». Но воспитание, которое ей досталось, сохранило след в ее нраве.
    Тихон, супруг Катерины, — слабохарактерный молодой мужчина, с малолетства свыкшийся повиноваться своей матери и безоговорочно осуществлять всякий приказ. Он не любим своей женой. Катерина стремится к подлинным чувствам, которые ни разу не переживала. И ее взор поворачивается к Борису. Он очень похож на ее супруга, разница только в том, что чуть больше образован. Борис, также как и Дикой, имеет страсть к деньгам. Нежную страсть и любовь он предпочел наследству, которое досталось ему от бабки.
    С горожанами Калинова сравнивается характер Катерины. Самой непритворной, невинной и отважной девушки, которая измучилась от бремени Кабанихи. Всего один выход из сложившейся ситуации видит Катерина – это своя смерть, настолько она больше не терпима к жизни в доме Кабанихи.
    Народ, живущий в Калинове, привык существовать во лжи и зависти, и ничего не хочет менять. Они считают правдой сплетни и слухи. А кому это не по нраву — гибнут.

  7. Действие сюжета пьесы А.Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинов у берегов Волги. Здесь автор раскрывает множество персонажей с самыми разнообразными характерами. В течение развития событий нам открываются новые стороны их личностей, чаще всего не самые приятные.
    Центральное место в произведении отведено семье Кабановых – матери семейства Кабанихе, её сыну Тихону, дочери Варваре, невестке Катерине. Отношения в семье построены сложнейшим образом, каждый её член сконцентрирован лишь на себе и не может найти общий язык ни с кем другим. Более подробное описание следует начать с главной героини пьесы – Катерины Кабановой.
    ДевочкаКатерина выросла в любящей семье, с самого детства была окружена заботой и добротой своих родителей. Она часто вспоминает то счастливое время, и часто о нем рассказывает. Она очень много молится, так, как привыкла делать в родительском доме, и как считает нужным. Выйдя замуж за Тихона, она не нашла того счастья и любви, о которых мечтала. Муж Тихон не считается с ней, не защищает её и не показывает никакой доброты со своей стороны. Кабаниха постоянно унижает, цепляется к бедной девушке, не даёт ей житья. И все таки, несмотря на эти горести, она все ещё верит в добро и остаётся такой же чистой и наивной. Должно быть, это и поспособствовало тому, что она влюбилась в приезжего племянника Дикого.
    Борис так же, как и Катерина, стремится быть свободным от оков, которые навязывает общество. Он не принимает тех порядков, что приняты в Калинове, отрицает их всеми силами и хочет остаться нетронутым тем лицемерием, что обитает в этом городе. Но несмотря на это, оказалось, что Борис и сам недалёко ушёл от здешних жителей, так как, что сам и признал, приехал лишь за наследством своего дяди. Он влюбляется в Катерину, но не был готов на все, ради любви, как она. Наследство дядьки-купца все же осталось для него значимее. Борис уезжает, и несмотря на просьбы Катерины забрать её с собой, уезжает один, чтобы не сердить Дикого.
    Тихон Кабанов сам, как личность, не представляет никакого интереса. Он скорее является тенью своей авторитарной матери, которая подавила своим давлением всю мужественность в этом тщедушном человеке. Он не способен на самостоятельные решения, не проявляет никаких эмоций, по отношению к своей жене холоден и никогда не защищает её от нападок Кабанихи, проявляя непростительную для мужчины трусость. Это не оттого, что он безэмоциональный, а скорее просто потому, что глупый и бесхарактерный. Как он сам признает, он не умён, и потому во всем слушается матери. Из-за своей глупости Тихон не способен признать за собой какую-либо вину после смерти жены – во всем винит мать.
    Парень с девушкойКабаниха – пожалуй, главный антагонист в этой истории – богатая купчиха, которая привыкла к тому, что все её приказы и пожелания немедленно выполняются. Она терроризирует всю свою семью, не давая им свободного вдоха, особенно душит своим деспотизмом Катерину. Мужеподобный характер Кабанихи не способен осчастливить кого бы то ни было, даже себя. Её черствость послужила причиной многих трагических событий в пьесе.
    Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, показала себя изворотливым человеком. Она научилась справляться с гнетом матери и приспосабливаться ко всей напряженности и плохой атмосфере, не покидающей их дом. Она, при желании, бегает на свидания к Кудряшу, служащему у Дикого, в итоге с ним же и сбегает. Устроила встречи Катерине и Борису, догадавшись о влюбленности Катерины. В отличие от честной Катерины, Варвара давно привыкла врать, скрываться и постоянно изворачиваться, и потому в этой истории понесла наименьший убыток.
    Остальные персонажи пьесы – Дикой, Кудряш, и др. полностью соответствуют представленной Островским картине. Город Калинов – место, где не уживаются свет и добро, наоборот, сминаются и затаптываются, будто совсем ненужные. Жители его – один другого стоящий – демонстрируют пример беспросветного существования без цели и ценностей, несущего с собой холод и пасмурность, что полностью оправдывает название пьесы – «Гроза».

  8. Одно из интереснейших произведений школьной программы – это пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза”, написанная в 1859 году.
    Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе под названием Калинов, который наряду с персонажами занимает центральное место в пьесе. Калинов – это собирательный образ, который описывает состояние страны в предреформенные годы. Город этот отличается жестокостью и безнравственностью обитающих в нем людей, особенно богатых. Жизнь в городе скучна и однообразна. Все здесь решают деньги.
    Самый известный человек в городе – это Марфа Игнатьевна Кабанова или как ее все называют – Кабаниха. Все знают, что это лицемерная и злобная старуха, которая тиранит всю свою семью и других жителей города. Она постоянно контролирует своего сына, словно ему пять лет. Сын же её – Тихон, наверное, недаром получил такое имя, так как всегда молчит и только и делает, что соглашается с собственной матерью во всем. Есть у Кабанихи и дочь – Варвара, смелости и хитрости у которой больше, чем у её брата, поэтому она не слушает свою мать и в итоге сбегает с возлюбленным.
    Также нехорошей славой известен в городе Савел Прокофьич Дикой, который только и делает, что критикует других.
    Все старшее поколение олицетворяет старый озлобленный дореформенный мир. Молодое же поколение – это мир новый со свежими взглядами на жизнь.
    Единственный, пожалуй, человек, в котором остались совесть и доброта – это Катерина. Известный критик Николай Александрович Добролюбов называл ее “лучом света в темном царстве”, в чем он оказался абсолютно прав. Но, не смотря на то, что Катерина такой прекрасный человек, она несчастлива, так как свекровь изводит ее, а муж даже не может заступиться. Единственный человек, который ее понимает – это Борис. Но она понимает, что вместе они быть все равно не могут. И решает умереть. И каждый житель города Калинов в какой-то степени виноват в ее смерти.
    “Гроза” – эмоционально тяжелое произведение, поэтому понять его сможет только человек с созревшим разумом.

  9. 10
    Текст добавил: КеТрИн Не ВажНо

    Город Калинов и его обитатели

    Александра Николаевича Островского по праву считают
    певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые
    известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и
    другие.
    «Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое
    решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и
    безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в
    пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл
    пьес автора о «темном царстве».
    Воображение писателя переносит нас в небольшой
    купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны
    далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так
    и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами,
    погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в
    окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени
    горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на
    завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не
    интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете
    делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей,
    далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан
    пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами,
    воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она
    поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются
    предводителями «тёмного царства».
    В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как
    и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям
    «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне
    осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе.
    Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается
    беспрекословного подчинения домочадцев.
    Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого
    надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты,
    когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
    Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом
    видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени,
    закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя,
    что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они
    пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
    Например, Варвара – дочь Марфы Кабановой. Главное её
    правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна,
    хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась
    к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать
    делает её очень похожей на свою мать.
    В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша.
    Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян
    считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его
    и не боюсь, а пущай же он меня боится…», – говорит Кудряш.
    В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное
    царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд
    ли удастся.
    Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон
    – муж Катерины – безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и
    потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого
    человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника
    Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на
    безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он
    променял любовь на бабушкино наследство.
    Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной
    своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею;
    скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме
    свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в
    своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и
    сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим
    желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются
    на толстую стену непонимания и невежества.
    Таким образом, мы видим, что все жители Калинова
    принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и
    порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто
    не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *