Сочинение по литературе на тему левша 6 класс по литературе по плану

9 вариантов

  1. Главным героем рассказа знаменитого русского писателя Лескова становиться самый простой русский человек, который из-за своей особенности получил народное прозвище Левша. Сам по себе данный герой является обычным человеком, который живет довольно бедной жизнью и работает мастером самоучкой в небольшом тульском селении.
    Стоит отметить, что прозвище Левша закрепилось за этим героем из-за того, что он привык всё делать только левой рукой утверждая, что ему так намного удобнее. Так же нельзя не отметить и то, что данный герой был косым с рождения. К слову сказать эта особенность и поражала многих людей, ведь те изделия, которые он делал очень сложно давались и здоровым людям, которые к тому же имели специальное образование.
    Именно это разрешает сделать вывод, что этот герой является народным, ведь в мире очень много подобных людей, которые живут такой ни чем не примечательной жизнью, но являются людьми с большой буквы.
    Левша становиться одним из любимых героев писателя Лескова, и это можно понять, ведь такие герои очень быстро попадают в душу как автору, так и читателям. И многие люди утверждают, что завоевывают любовь и уважение такие люди, своим ни чем не примечательным, но таким понятным многим людям.

    Сочинение на тему Левша – народный герой

    Левша – живет в городе Тула и не представляет своей жизни без своего любимого дела. На щеке у него имеется родимое пятнышко, косит, кое, где выдраны волосы. Носит старую потрепанную одежду. Сам мужчина вечно испачканный, не аккуратный, в себе очень не уверен, образования никакого нет, но это не лишает его способности творить интересные вещи.
    Рассказчик сообщает, что настоящее его имя давно всеми позабыто, в целом это происходит со всеми гениальными людьми. Левша – собирательный пример русского населения, где есть и способности, и знание продемонстрировать свой родной край, увлечь собеседника, любовь к родине, способность защитить свои взгляды. Левша сумел доказать правительству, что русский люд, даже не имеющий образования умеет создавать уникальные вещи. Не имея представления о законах физики, он способен подковать фактически минимизированную блоху и указать имя творца.

  2. Однако поразить воображение Александра Павловича смогла блоха, очень маленького размера, которую без “мелкоскопа” не увидеть, умеющая танцевать. Потом, после возвращения на родину, царь умирает, на престол восходит наследник – Николай Павлович. В покоях дворца был найден бриллиантовый орех с блохой, ее завели, она начала прыгать. Новый государь отличался от прежнего тем, что он был уверен в мастерах своего царства, поэтому Платову было поручено показать английское изделие тамошним ремесленникам.
    Блоха была принята тремя тульскими оружейниками, которые после поклона иконе Николая Угодника закрылись в доме Левши, одного из мастеров. Горожанам было любопытно, чем занимаются мастера, люди пытались всеми возможностями узнать, что происходит внутри дома, но у них ничего не получилось. Возвращаясь с юга, казаки приехали в Тулу, чтобы забрать блоху. После нескольких неудачных попыток, бриллиантовый орех с блохой был взят у мастеров и привезен к царю, также казаки взяли в Петербург Левшу, чтобы он мог ответить, что они сделали с блохой.
    Заведенная ключиком блоха танцевать не смогла – в самый мощный микроскоп стало видно, что на каждой их ножек изделия была подкова. На каждой из подков была выгравирована фамилия мастера, делавшего подкову. Царь был несказанно доволен тому, что русские мастера превзошли английских умельцев, отправил подкованную блоху обратно в Англию вместе с Левшей.
    Англичане восторженно приняли русского мастера, хотели обучить его грамоте, даже обещали ему невесту, но Левша от всего отказался. Он посетил английские заводы, так ему понравилось, как организован быт рабочих, но больше всего он обратил внимание на то, что стволы ружей у англичан были начищены не кирпичом, а маслом.
    Затосковавший по родной стороне косой Левша отправился обратно в Россию, на протяжении всего пути он беспробудно пил вместе с английским моряком. По прибытии в Петербург мастер без документов умер, никому не нужный, на полу больницы для бедных.
    Эта повесть – сказ о бессмысленно растраченном таланте, произведение наполнено глубоким социальным смыслом.

    Сочинение 2

    Лесков как автор в своих произведениях всегда старался коснуться темы человека, его характера, и как проявляет этот характер в коммуникации с другими людьми. Лесков всегда очень точно и красочно описывал человеческие характеры и образы, которых в его произведениях было огромное количество, но, даже при таком большом количестве образов, он всё равно мог оставить каждому его образу свою уникальность, свой уникальный характер, который был не похож на все остальные. Потому Лескова и считают одним из самых весомых деятелей русской народной литературы, ведь Лесков, как правило, писал именно для народа, дабы донести до народа свою мысль и тему. Прекрасным примером послужит произведение “Левша”.
    В нём автор рассказывает читателю историю, об удивительном человеке, которого он собственно и называет Левшой. Левша – это настоящий мастер на все руки, который всю свою жизнь интересовали любые вещи, которые можно модифицировать или починить, что собственно Левша и делал всю свою жизнь. И вот по мере начала развития сюжета Левша получает задание от государя, которое он впоследствии практически выполняет, однако по пути назад он умирает. Левша человек, который очень привязан к своему делу, и без сомнения он также имеет очень ярко выраженный талант, которым он пользуется на протяжении всего произведения. Таким образом, автор показывает нам образ человека, поистине целеустремленного.
    Левша всю свою жизнь стремился к своим собственным идеалам, а ни к тем которые навязываются человеку обществом, потому автор и называет Левшу человеком, который представляет из себя чистейшую обособленность, и человека, который никогда не станет идти на поводу у общества, слушая лишь себя и своё сердце. В представлении автора каждый человек должен быть таким же, каким и является Левша.  В произведении Левша представляет собой своеобразный идеал, которому человек должен следовать, дабы совсем не потерять свою уникальность в бешеном ритме жизни. Левша также обладает очень упорным и целеустремлённым характером, что также позволяет ему добиваться всех тех вершин, которых он хочет, потому и каждый  человек должен следовать этому идеалу.
    Таким образом, мы видим, что в своём произведении Лесков создал уникальную атмосферу, которую автор и доносит до своего читателя, и также через данную атмосферу автор доносит до читателя мысль, о необходимости постоянного развития своего таланта.

  3. План
    1.Особенности творчества Н. С. Лескова
    2.Собирательный образ Левши
    3.Вывод и заключение
    Николай Семенович Лесков не ограничивал свое творчество лишь рассказами и романами, а пробовал себя во многих литературных жанрах. Например, в художественном очерке, хронике и, конечно же, повести, одной из которых и является рассказ «Левша». Но одна характерная для Лескова деталь объединяет его разножанровые книги.
    Главные герои многих работ писателя – это «герои-праведники», которые не только привносят в мир добро и справедливость, но и становятся залогом светлого будущего страны. Таким же персонажем автор изображает и Левшу. Через образ главного героя Николай Лесков передает не только личные качества конкретного человека, а старается показать то, что объединяло всех талантливых народных мастеров из России.
    Трудолюбие, человечность, надежность и желание не ударить «в грязь лицом» – такими писателю представляются главные черты русских тружеников. С помощью собирательного образа левши автор хочет передать, что из-за неказистой внешности или принадлежности к низшему сословию общество часто недооценивает даже самых талантливых умельцев.
    В тексте большое внимание Лесков уделяет необразованности тульского оружейника, тому, что он «арифметики нимало не знает», а учился лишь по бессмысленному Полусоннику. В этом писатель видит причину отстающего положения страны, по сравнению с иностранными государствами. Автор укоряет власть за равнодушие к условиям жизни одаренных мастеров, пытается пробудить чувство совести, заострив внимание на том, что левша умер забытым, брошенным и никому не нужным.
    Данное произведение вызывает двоякие чувства. С одной стороны, автор подчеркивает в повести тему патриотизма, вызывает в нас гордость за талантливых соотечественников, призывает бережно хранить память о русских талантах. Но с другой стороны, печальный финал указывает на основной посыл автора – талантливых людей из народа зачастую ждет трагичная участь и несоответствующее отношение, которое и погубило левшу.

  4. Рассказ Лескова «Левша» можно назвать сказом так, как всё что происходит, пересекается с реальными героями. Также здесь присутствует своя речь, что характерно для сказа.
    Левша народный герой. Лесков говорил «…там, где стоит “левша ” надо читать “русский народ». Он говорил так, потому что в образе показан простой человек и даже в тексте его имя написано с маленькой буквы ведь это образ не одного человека, а всего народа. Левша ничем не приметный, простой человек. Худой, волосья при ученье выдраны, косой, на щеке пятно родимое, а одет в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький крючки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван.
    Левша был выходцем из Тулы. Как и все туляки, он очень трудолюбивый и усидчивый, не у каждого хватит терпения, чтобы подковать блоху, а он смог, и высидел за работой две недели. Левша смог сделать очень тонкую работу, что говорит о его хорошем зрении, хотя мы понимаем, что это гипербола, у человека не может быть настолько пристрелянный глаз.
    Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения.
    Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный, чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
    А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нет у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о парт раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!
    Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.

  5. Всем нам известно произведение Н. С Лескова «Левша». Благодаря своему таланту автор рассказывает историю, употребляя обычные выражения так хитросно, что все без проблем понимают суть и делают выводы из этого рассказа.
    Начав читать произведение, мы сразу понимаем, что автор постепенно знакомит читателя с Левшой так как рассказывать о нем он не торопится. В начале говорится о главном герое в положительном ключе, где развивается тема нравственности и положительных качествах, но главное среди всех патриотизм. Левша не имеет даже конкретного имени. Все что известно о нем: не большая родинка на щеке, вырванные волосы местами, а прозвище ему дали за выполнение работы левой рукой.
    Левша ответственно относится к свои обязанностям выполняя всю работу в срок, но не смотря на все старания, ему достается от Платонова, ведь он простой крепостной. Чуть позже в жизни наступают сложные времена и он попадает в темницу, где чуть не погибает. Но как он оказался в такой ситуации? Когда начали разбираться, проводя беседу с Левшой узнали, как много было сделано им для блохи. А именно выковал гвоздики для подков, которые никто не смог сделать их можно только разглядеть под микроскопом.
    Каждый русский должен гордиться такими поступками для своей родины. В конце его ждет печальная судьба, ведь рассказ заканчивается непредсказуемо и грустно. Казалось бы, человек профессионал нужен всем. Он за всю жизнь сделал много полезных дел и был настоящим патриотом. Но в конце его все бросают и остается совсем один.
    Поехав в Англию , показав свое мастерство, ему предлагают работу и плюс дают жилье и разрешают пользоваться всеми благами, но он отказывается. Ведь по его мнению согласившись герой предаст свою родину и возвращается домой. Как же жестоко, не справедливо обращаются с ним на Родине даже не дав, заслуженную награду. Забытый и оставшись совсем один, оказывается на улице и умирает под забором.
    Вот так вот одаренный талантом герой печально погибает. И он не один, ведь на Руси было талантов много, но из-за отношения к простым людям, они оказывались в таком положении.

    Характеристика Левши в сказе Лескова

    Левша – просто обычный мастер, даже без имени. В рассказе он носит свое название даже не по прозвищу, а просто по своим ремесленническим навыкам: он вообще левша. Простой мастер, который случайно попадает в англию, на самом деле является человеком глубоко мастеровым и исконно русским. Описан левша простым человеком, знающим свое дело, но необразованным. Однако своей простой и бесхитростностью он завоевывает симпатии англичан. Но у левши отсутствует практическая жилка, к тому же он слаб перед простыми человеческими радостями, такими как алкоголь и вкусная еда. Именно эти слабости в итоге и приводят его к гибели.
    Но мастерство левши, а также его поступки скрывают в нем глубокую духовность и патриотичность. Это показывают следующие его поступки. Первый – именно левша поехал к императору показывать те чудеса, которые они «приковали» к заграничной блохе. Второе – он очень недолго гостил у англичан, несмотря на обилие впечатлений и запросился домой.
    Определенно, Левша не является главным героем рассказа. Он даже появляется лишь в середине повести. Но тот образ, который создан Н.С. Лесков, олицетворяет собой, наверное, всю духовную силу простого подмастерья в России того времени, и всю его беспомощность перед внешними обстоятельствами, неумение их преодолевать, справляться с ними. Именно поэтому образ левши является неким символом того беспомощного человека, отсутствие заботы о котором и приводит его к трагической кончине.

    Вариант 5

    В рассказе Н. С. Лескова «Левша» затронута тема патриотизма, связанная с необходимостью развивать и поддерживать отечественные таланты.
    Персонаж рассказа Левша – оружейных дел мастер. Сам писатель говорил о том, что его образ является прототипом всего русского народа, мастеровитого и талантливого. Внешний вид Левши не складен и не опрятен, он ходит в потрепанных лохмотьях, волосы нечесаны, местами выдраны с корнем. К тому же, он еще страдает косоглазием, и работает левой рукой, отчего и получил свое прозвание «Левша».Его физические дефекты не мешают быть талантливым оружейным мастером, он ревностно относится к своей работе, умеет и любит трудиться.
    Проявление великого таланта рядового мастерового заключается в том, что он сумел подковать английскую блоху. В простом русском человеке развито огромное чувство патриотизма, когда нужно было отстоять честь России, обычные мастеровые сумели утереть нос англичанам, и поковать их чудесную блоху, являющуюся верхом совершенства английских умельцев. Левша выполнял самую ювелирную работу, он выковал гвоздики для подковок, которыми она была подкована.
    После того, как Левша подковал блоху, его пригласили в Англию. Англичане со всех сторон обольщали русского мастера, предлагая ему выгодные условия, но левша горячо любил свою Родину. И ни на какие уговоры не поддавался. Согласился он лишь немного погостить, так как англичане пообещали ему показать свои заводы, и на что способны их мастера.
    Левша всем интересовался, подмечал, как и в чем одеты рабочие, какой у них порядок. Особое внимание мастер уделял старому оружию, и, наконец, запросился домой. Всю обратную дорогу левша пропьянствовал с корабельным подшкипером.  После приезда домой пути их разошлись. У Левши вытащили все деньги, подарки, бумаги, а самого долго возили по разным больницам, в одной из которых он и умер. Перед смертью он сильно волновался, и все что-то хотел передать государю. На последних минутах своей жизни, Левша попросил, чтобы государю сообщили, что англичане не чистят свои ружья кирпичом, и умер. Так до самой смерти Левша переживал за свою Родину, Россию, он был истинным патриотом своей страны.

    6 вариант

    Левша по своей натуре является весьма приятным русским человеком. Левша, это отличный пример человека, который имеет сердце и душу. Который поддержит всегда тебя, и так же с ним приятно поговорить. Так как у него всегда есть темы на любой разговор. Он работает мастером. Его работа ему всегда доставляет удовольствие, и он всегда любил её. Всегда он всё делал левой рукой. Он всегда работал и делал всё-всё одной  и той же рукой, таким образом, его стали называть левшой. Этот некий недостаток, который замечали другие люди, а ему он приноси только счастье и радость! Левшу остальные люди не понимал. Они не понимали, почему он “левша”? Все и всегда плохо отзывались о нём и старались с ним не контактировать и обходить стороной.
    По внешности Левша выглядел не бережным. Да и по внешности он был то же не очень. Он был косоглазым. У него была странная причёска, казалось, что ему кто-то выдрал волосы с висков. Одежда Левши всегда была у него ободранная. Он не старался часто покапать хорошую одежду. Он всегда донашивал её, даже если она ему была уже короткая и рваная. Левшу же это, не капельки не беспокоило. Он всегда был на позитиве и всегда с хорошим настроением. Он не обращал внимания на тех, кто о нём что-то говорил за спиной. Он жил и не тужил. Ему было всё равно на мнение людей. Он был человеком без комплексов. Он не возвышал не когда себя и не опускал. Он был просто обычным человеком. Левша имел по своей натуре и виду очень мужественный характер и мог ударить словом. Ведь он был прямым человеком. Если ему что-то не нравилось, он говорил это не медленно и сразу. Так сказать, прямо в лицо!
    Но он так же имел и плохую привычку. Он любил хорошенько выпить. Левша запивал, что ли какую-то обиду. Ведь он не всегда, получается, держать всё в себе, а когда даже держишь всё в себе, нужно порой как-то расслабиться. А все расслабляются по разному, Левша например с помощью алкоголя. Но это его не защищает. Ведь это, как зависимость. Он огорчался, на то, что его не ценили и не любили люди, он прилагал все усилия, чтобы понравится народу. Ведь он был реально талантливым человеком, но, к сожалению его не ценили.
    То время, в котором проживает герой, это чистое описание реальности того времени. В то время всем было всё равно на людей. Всем было наплевать на их таланты и подвиги. А государству было, что ли выгодно делать людей глупыми и не образованными. Ведь люди того времени были крайне глупы. Ведь в том времени правительство как будто получала выгоду от того, что люди были тупые. Образование не давали. Не кто не должен быть получать высшее образование, чтобы не выжить правительство с власти. Левша был не образованным человеком, как в основном и другие люди того времени, он был талантлив и он развивал в себе этот талант.

  6. Рассказ Левша, написанный Николаем Лесковым, стал одним из самых популярных произведений писателя. В Левше гармонично переплетаются жизнь и быт русского мужика, народный фольклор, мысли и высказывания писателя о русском мире, и безжалостная сатира на существующие порядки. В своем кратком сочинении по литературе для 6-7 класса я расскажу о мастеровом, образ которого стал прототипом русского мужика с его смекалкой и золотыми руками.

    Левша краткое сочинение

    Познакомившись со сказом Лескова Левша, мы видим образы разных людей, что жили в дореформенной России. Здесь и царь Александр Второй, который восхищается всем иностранным. Он заглядывает в рот заграничным мастерам, и не верит в талант своего народа. Этому человеку и миллиона не жалко, лишь бы купить удивительную механическую блоху, что видна только под микроскопом. Тут же и Платов, сопровождающий государя. Правда, в отличие от Александра, атаман донских казаков не был падок на иноземное.
    Следующим императором, который стал править после смерти Александра Второго, был Николай. Вот он был уверен в русском человеке, и его талантливых умельцах. Он знал точно — наши мастера превзойдут иноземцев, что и произошло. Любитель выпить, необразованный и косой тульский мастер Левша, подковал блоху даже не имея специального оборудования — мелкоскопа. Этим он опровергает слова предыдущего императора, который говорил, что русские ни на что не годятся.

  7. Сочинение Левша народный герой 6 класс по плану
    План
    1.История создания
    2.Левша на родине
    3.Левша за границей
    4.Возвращение домой
    5.Заключение
    В предисловии к первому изданию «Левши» Н. Лесков написал, что рассказ основан на легенде, записанной им от одного оружейного мастера. После ряда критических замечаний о художественной неполноценности рассказа Лесков издал статью, в которой признался, что Левша – полностью выдуманный персонаж.
    Первое, что бросается в глаза при рассмотрении Левши, – у него даже нет имени. Он грязен, неопрятен, с родимым пятном и вырванными за годы ученья «волосьями». Лесков сразу же показывает религиозность Левши. Перед началом серьезной работы он должен совершить молебен перед древней иконой. Постепенно Лесков показывает явно бесправное состояние Левши. Непревзойденный мастер выступает в роли раба, когда его грубо закидывают в коляску и везут в Петербург. Даже после признания императором великого мастерства Левшу в виде милости прощают, дают сто рублей и отправляют без «тугамента» в Англию.
    В Англии в максимальной степени проявляются качества Левши, как народного героя. Он истинно предан своему Отечеству и православной вере. Левша отклоняет все заманчивые предложения англичан, которые поражены искусством русского самородка. Мастерство Левши – дар об Бога, оно никоим образом не поддержано самодержавием. Левша понятия не имеет о науках, он учился по «Псалтирю до по Полусоннику». Англичане предлагают мастеру осмотреть все английское производство. Левша отмечает, насколько правильнее все устроено в Англии, с каким вниманием там относятся к профессиональным мастерам. Но главной его заботой остается принесение пользы своему Отечеству. Узнав о «секрете» насчет чистки ружей, он торопится домой, чтобы сообщить эти важные сведения.
    Путь Левши домой омрачен пороком, свойственным многим талантливым русским людям. Мастер на спор беспробудно пьет с английским товарищем. Возвращение без «тугамента» оборачивается для Левши гибелью. Никто не озабочен его судьбой. Он вынужден умирать на полу. Однако мастер не держит ни на кого зла, он стремится передать узнанный английский «секрет». Но даже это его благородное стремление оборачивается фарсом. «Секрет» не признают ценным, что оборачивается поражением в Крымской войне.
    В образе Левши Лесков смог изобразить горькую судьбу народного героя. Левша – российский уникум, мастер на все руки, преданный до гроба своему государству. Но «нет пророка в своем Отечестве». Мастер ненадолго обласкан царской милостью и забыт. Человек, который мог бы принести огромную пользу своей стране, умирает забытый всеми в коридоре.

  8. В сказе Лескова «Левша» описанные события перекликаются с реальными событиями и персонажами. Образ тульского мастерового-оружейни­ка Левши – собирательный образ, характеризующий основные качества русского народа.
    Это простой человек, не имеющий образования, скромный, внешне непримечательный и практически неухоженный. Но благодаря его трудолюбию, усидчивости и природному таланту создаются настоящие шедевры тонкой работы, которые вызывают восхищение у людей, знающих толк в этом деле.
    К сожалению, способности и талант собственного народа не могут быть оценены по достоинству на родине: здесь нет поддержки и, соответственно, возможности для развития его таланта. В итоге способные люди вынуждены распылять свой талант на всякие бытовые мелочи.
    Попав за границу, русский человек остается патриотом своей родины и старается показать народные традиции и свои достижения в лучшем свете. Он не продает свой талант и любовь к родине за деньги и возможность обеспеченной жизни, ему дорого отечество.
    Но родина к таким людям проявляет равнодушие: они ей не нужны. Низкие инстинкты, которые, к сожалению, тоже процветают в народе, в итоге губят и Левшу: алкоголь, ограбление по дороге домой, его халатно «роняют» в больнице – в результате Левша он умирает. Даже находясь при смерти, он просит передать царю важный секрет, который узнал за границей, но его словам равнодушная бюрократическая система не придает значения.
    Природный талант, самоотверженность, самопожертвование и верность русского человека свой родине никем не оценены, и это печально.

  9. Подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Королева Исаевой О.А.
    Система работы над сочинениями по литературе во 2 полугодии 6 кл.
    Во 2 полугодии 4 сочинения по следующим произведениям:
    «Левша» Н.Лесков
    «Кладовая солнца» М.Пришвин
    «Конь с розовой гривой» В.Астафьев
    «Уроки французского» В.Распутин.
    1 сочинение по сказу Н.Лескова «Левша»
    Можно предложить ребятам сочинение, где раскрывался бы образ Левши :
    Образ Левши (по сказу Н.С. Лескова “Левша”).
    В процессе анализа , опирась на художественный текст, учащийся раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию.
    Эпиграф «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
    Н.С.Лесков.
    План анализа образа Левши.
    1.Вступление. Левша –главный герой сказа Н.С.Лескова.
    2.Основная часть. Образ левши.
    1. Внешность.
    2. Образование.
    3.Черты характера.
    4. Отношение к Родине
    3.Заключение. Левша- собирательный образ русского народа.
    Внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное. Левша необразован.На вопрос, где он и чему учился, отвечает : «Наша наука простая: по Псалтарю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
    Главная черта характера Левши – трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.
    У этого человека есть чувство собственного достоинства . Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.
    Левша верит в бога . (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).
    Не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.
    Левша любит Отечество, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине – отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии.
    В тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа. Левша – символ русского народа. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.
    При характеристике героя литературного произведения поможет план:
    Определение места героя среди других персонажей.
    Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
    Наличие прототипов и автобиографических черт.
    Анализ имени.
    Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
    Речевая характеристика.
    Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
    Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
    Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
    Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
    Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
    Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
    Оценка литературного персонажа его современниками.
    Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
    Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
    Левша – народный русский герой.
    “Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героя Левши.
    Религиозность
    Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”
    Сила воли, мужество и смелость
    Левша в числе других оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.
    Терпение и стойкость
    Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину.
    Патриотизм
    Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей , (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”) так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,– говорит,– к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.
    Левша прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
    Доброта
    Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.
    Трудолюбие и одарённость
    Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.
    Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
    По программе В.Коровиной тема сочинения звучит так:
    «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»
    Коллективное составление плана к сочинению по данной теме.
    План.
    Любовь к родине, к своему народу – основная в творчестве Н.Некрасова и Н.Лескова.
    Изображение лучших качеств русского народа.
    «Привычка к труду благородная». ( «Железная дорога»)
    Долготерпение и покорность народа. ( «Железная дорога»)
    Умение искренне радоваться. («Железная дорога»)
    Трудолюбие и гениальность русского народа.. («Левша»)
    Доброта . («Левша»)
    Патриотизм русского человека. («Левша»)
    Гордость за русский народ.
    2 сочинение – по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»
    После изучения «Кладовой солнца» можно предложить несколько тем для написания сочинения. Одна из них- сравнительная характеристика Насти и Митраши. Такой вид сочинения уже знаком ребятам, они писали в 5 классе сочинение, в котором сравнивали героев «Кавказского пленника» Жилина и Костылина.
    Сравнительная характеристика – это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
    Герои сравниваются не ради сравнения. Это способ более глубокого понимания замысла автора.
    Сравнительная характеристика основывается на принципе сходства и различия.
    После прочтения сказки-были вместе с учащимися выбираем критерии, более всего необходимые для характеристики Насти и Митраши.
    Портрет (внешний облик)
    Характер
    Жизненные обстоятельства героев
    Отношения с окружающими людьми
    Поведение в сходных ситуациях
    Отношение автора к героям
    Знакомство с наиболее типичными речевыми конструкциями.
    Сходство
    И Настя, и Митраша …
    Митраша, как и Настя …
    Настя …, а Митраша …, но всё равно …
    Различие
    Если Настя …, то Митраша …
    В то время, когда Митраша …, Настя …
    По-разному ведут себя герои в ситуации выбора: …
    Повторяем «Основные требования к сочинению-сравнительной характеристике»
    Рассуждать и доказывать, но не пересказывать.
    Соблюдать принцип сходства и различия.
    Сравнивать героев параллельно.
    Работа над составлением сложного тезисного плана.
    1Вступление.
    – Любое сочинение начинается со вступления. В данном виде сочинения вступление требует обоснование сопоставления, т.е. во вступлении необходимо обозначить ту проблему, которая решается через сопоставительную характеристику героев. Сформулируйте (очень ёмко), о чем размышляет Пришвин, рассказывая историю Насти и Митраши?
    (О дружбе, взаимопомощи, о лучших и худших человеческих качествах, о победе добра над злом… А если более широко – о важном выборе, который делает человек в своей жизни, который может в один момент перевернуть жизнь).
    Запись в тетрадь первого пункта плана:
    I. Вступление. «Кладовая солнца – это размышление М.М.Пришвина о выборе жизненного пути.
    2Основная часть.
    – Какими мы видим Настю и Митрашу в начале повести? Сопоставьте портреты и образ жизни героев. Какой можно сделать вывод?(При всей внешней схожести и дружном укладе жизни у детей разные характеры: Настя – заботливая «курочка», Митраша – строптивый мужичок).
    – На кого ориентируются герои? (Настя – на мать, Митраша – на отца. У каждого сложились свои представления о мире).
    Запись в тетрадь второго пункта плана:
    II. Основная часть. Настя и Митраша (герои) выбирают жизненные дороги в соответствии со своим представлением о мире.
    При внешнем сходстве у детей разные характеры.
    Живя дружно, Настя и Митраша по-разному участвуют в жизни села.
    Ссора детей – следствие разности их характеров. (Настя обидчива, Митраша упрям. Настя ориентируется на мать – благоразумную хозяйку и осваивательницу проторённых дорог. Митраша ориентируется на отца – смелого охотника и открывателя новых дорог).
    В трудной ситуации каждый из героев открывает совершенно новые качества характера. (Настя – жадность и азарт, Митраша – сначала опрометчивость и легкомыслие, но в смертельной опасности – находчивость и точный расчёт, смелость при встрече с волком. Они сходны в одном: у обоих не хватает житейской мудрости).
    Из истории на болоте оба героя извлекают важные жизненные уроки.
    3. Вывод.
    -На чьей стороне автор? Чей выбор, какой герой оказался ему ближе? (Пришвин оправдывает оба жизненные пути – и путь «открывателя», и путь «осваивателя». Ведь именно «открыватели» (их мало, и они часто гибнут) ведут мир к новому, но до совершенства его доводят «осваиватели». Однако на выбранном жизненном пути нужно обязательно оставаться человеком, ценить теплоту человеческих отношений, сохранять в себе все лучшие человеческие качества).
    Запись в тетрадь третьего пункта плана:
    III. Вывод. Писатель оправдывает выбор любого жизненного пути, если за этим выбором стоят добро и гармония с миром.
    До написания сочинения и группового составления плана в качестве домашней работы можно дать домашнее задание по набору материала для сравнительной характеристики Насти и Митраши (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
    План сравнения
    Настя
    Митраша
    Место и время действия произведения
    Внешность героев
    Повседневные занятия
    Сходные черты
    Различия в характере
    Подготовка к походу в лес
    Поведение в лесу
    Отношение автора к героям
    3 сочинение – по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
    Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
    Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.
    Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.
    Возможные лексические средства создания речевой характеристики персонажа:
    1. Слова-маркеры. Герой неоднократно употребляет какое-либо слово или фразу, которые начинают ассоциироваться с ним. Основная функция – придать индивидуальность речи героя.
    2. Слова-паразиты: «значит», «такие дела», «ну», «такой», «как бы». Передает косноязычие и ограниченный лексикон персонажа.
    3. Шутки и прибаутки. Используются при создании образов веселых, неунывающих героев или назойливых шутников.
    4. Чистота речи: герой говорит подчеркнуто правильным литературным языком. Этот способ используют, чтобы подчеркнуть хорошее образование и воспитание героя.
    5. Диалектизмы .
    6. Устаревшие слова. Используются, как правило, чтобы подчеркнуть возраст пожилого персонажа или для создания комического образа.
    7. Иностранные слова.
    8. Ошибки в речи русскоговорящего иностранца. Необходимы для создания образа иностранцев со слабым владением языка. Если персонаж не комедийный, дело ограничивается неправильными склонениями, падежами и спряжениями. Для создания комического эффекта авторы обыгрывают неправильное употребление значения слова.
    9. Уменьшительно-ласкательные словечки. Обычно характеризуют доброго, ласкового героя или лицемерного, злого и завистливого, чтобы подчеркнуть его двуличность.
    10. Иносказания. Герой говорит намеками и загадками.
    11. Сказительность. Герой говорит в манере русских народных сказок.
    Другие приемы создания речевых характеристик: интонационные, фонетические, синтаксические, психологические. :
    Скорость речи – медленная, стандартная, быстрая. Обычно иллюстрирует темперамент героя .
    Громкость речи. Герой говорит чуть слышно, шепчет или, наоборот, громко, кричит. Используется как средство психологической характеристики героя, выражение его темперамента или минутного настроения.
    Особое построение фраз. Обычно подчеркивает индивидуальность героя.
    Повторы.
    Рифмовка. Герой говорит стихами или определенным стихотворным размером.
    Болтливость и молчаливость.
    Тема сочинения «Речевая характеристика бабушки из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
    План.
    1.Вступление. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения.
    ( Рассказать о роли речевой характеристики в произведении, о создании В.Астафьевым ярких образов в рассказе «Конь с розовой гривой»).
    Мостик к основной части:
    Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи.
    2.Речевая характеристика бабушки.
    а) присказки, поговорки, неправильно произнесенные слова.
    б) диалектизмы
    в) Ворчит , ругается, но в то же время жалеет.
    3.В.П.Астафьев- мастер речевой характеристики.
    Автор не даёт подробного портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков и речи.
    Речь бабушки интересна: она наполнена присказками, поговорками, неправильно произнесёнными словами. Так, о семье Левонтьевых она говорит пословицей: «…у них самих в кармане — вошь на аркане». Бабушка не имеет образования, её образованность-это жизненный опыт, в котором главное – это справедливость во всём.
    Астафьев в рассказе использует диалектизмы, для того чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни. Так, в начале рассказа бабушка отправляет внука с туеском на увал за земляникой, обещая потом ее продать и купить долгожданный пряник в виде коня. .
    Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера бабушки. А фраза: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…» передаёт нам любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.
    Екатерина Петровна была строгая. Она могла ворчать, ругаться, но все равно жалела внука.
    Переживала за него, понимала его чувства. В рассказе Екатерина Петровна показана человеком рассудительным, строгим, но справедливым. И особенно это точно передаёт её речь.
    Материал к сочинению «Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
    Главной в семье рассказчика была, фактически, бабушка. Она управляла всем. Дедушка дома часто отсутствовал, т.к. находился на заимке, где выращивал рожь, овёс, картошку. Работа по дому в основном лежала на бабушке. Внука своего она любит («дитятко ты мое», «сиротинка»), но держит в строгости: «бабушка только кричит да ещё нет-нет да подаст — у неё не задержится». Разоблачив обман, она «срамит» и «обличает» внука. Больше всего её огорчает не то, что она попало в неловкое положение, а то, «в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство».
    Сама по себе бабушка очень честная. Когда соседка возвращает ей долг, она пересчитывает деньги и лишние возвращает: «Да постой ты, чумовая…Сосчитать ведь надо!» А видя, что соседка опять лишнее дает, ругается на нее: «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!…Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»
    Она, труженица, не может равнодушно смотреть, как сосед лениво греется на солнышке, и она указывает ему на дела, которые он, по её мнению, должен сделать.
    Честным и трудолюбивым пытается вырастить бабушка внука и потому дарит ему пряничного коня только когда видит, что внук раскаялся в обмане: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»
    4 сочинение – «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и (или) В.Г.Распутина»
    План (общий)
    Вступление.
    1.(Несколько слов о писателе, какое место он занимает в русской и мировой литературе , его творческой манере :чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях).
    2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко.
    2.Основная часть. ( Раскрыть суть данной темы):
    • в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко;
    • с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается;
    • почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему, как он решает ее.
    3. Заключение. Указать значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.
    Виктор Берковский
    Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку
    Каждый выбирает для себя.
    Каждый выбирает по себе
    Слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.
    Каждый выбирает по себе
    Щит и латы, посох и заплаты.
    Меру окончательной расплаты.
    Каждый выбирает по себе.
    Сократ много веков тому назад записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.
    Что же такое нравственный выбор?
    Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор – совесть, свобода выбора, ответственность за поступки .
    В литературных произведениях мы также часто видим, что герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами.
    Герой рассказа «Человек на часах» – Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека.
    Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
    Что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?
    Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором.
    Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.
    Перед мальчиком выбор 1: поехать домой или остаться в городе.
    • Почему герой всё же не уезжает в деревню?
    Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться.
    Итак,перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника.
    Герой выбирает и – остаётся в городе.
    Выбор 2: Играть с ребятами на деньги или нет
    • Из-за чего герой решился играть на деньги?
    Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.»
    Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь.
    • Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? (Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать).
    • Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? (Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми).
    Выбор 3 Принять посылку или нет…
    Выбор 4: Учить французский язык или нет..
    Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?
    Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику?
    Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце
    Итак, герой не раз выбирает. Он слышит свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.
    Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него.
    Нравственный выбор героя рассказа «Конь с розовой гривой»
    Работа по разбору темы может строиться в ходе беседы:
    -Выясним, какова цена обмана, что перевесит – удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося.
    -Попытаемся разобраться в причинах случившегося.
    -Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Назовите ключевые слова.
    -Чьи привычки перенимают дети?
    -Обратите внимание на такую художественную деталь текста, как посуда. Прочитайте. Символом чего является посуда?
    -«Левонтьевские орлы», «ребятишки», «орда» – так по-разному характеризует автор приятелей героя. Какое из 3-х определений наиболее соответствует характеру соседских детей?
    -Как ведет себя Витька по дороге на увал? Какие ключевые слова вы выделили для характеристики героя?
    – А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?
    (левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик — искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
    -Почему искренний человек Витька совершает обман?
    -«Я понял, что попал на уду», — обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?
    -Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
    -Почему герой решает высыпать ягоды на траву?
    (чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным.
    герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» — за одним глупым поступком следует обман, воровство.)
    -О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни, говорит автор? (проблема взаимоотношений между людьми?)
    1 урок. -Какой урок должен усвоить герой? (Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)
    -Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя.
    -Понимал ли Санька, что мальчику мучительно тяжело? Найдите строчки, подтверждающие это.
    -Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)
    -Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)?
    -Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)
    -Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)
    -Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?
    -На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)
    -Еще один немаловажный урок…
    2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга.
    -Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?
    Удовольствие
    Наказание
    Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.
    Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.
    -Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.
    -Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?
    -Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?
    -Какова цена обмана?
    -Какой урок извлек герой из случившегося?
    3урок: Цена обмана – муки совести и вины.
    Анализ пейзажной зарисовки.
    -Что было утром следующего дня? (герой-рассказчик ничего лучше не придумал, как податься к левонтьевским, рыбалка)
    -Найдите эпизод «Рыбалка» и описание ясного, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки, следующей за словами: «Рыбки были съедены почти сырые. Хлеб мой ребятишки еще раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться… Отогрелись и повалились в еще низкую траву».
    Антитеза (противопоставление)
    Характеристика героя
    -Вы увидели резкий контраст между суетой левонтьевской орды и умиротворением природы?
    Мир красоты природы противопоставлен миру зла, эгоизма и обмана.
    -Только какой человек может так видеть и чувствовать окружающий мир?
    Пейзажная зарисовка помогает раскрыть душу героя. Герой- добрый, наблюдательный, хороший человек. Обратите внимание на слова: рябенькие кукушкины слезки, цветки-граммофончики, кружевце. Не случайно, оставшись наедине с природой, герой делает свой нравственный выбор.
    Сухомлинский: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой».
    Анализ части рассказа «Наказание добротой».
    -Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!
    -Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.
    -Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
    -Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.
    Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»
    Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?
    -Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести …добротой.
    Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
    4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
    5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
    -А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *