Сочинение по литературе на тему обломов и ольга ильинская

13 вариантов

  1. В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

    Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

    Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.
    В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.
    Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

    Заключение

    История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.
    На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.

  2. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она •такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  3. Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.
    Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

    Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

    Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
    Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.
    Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

    Заключение

    Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

  4. Текст сочинения:
    Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова Обломов, понимаю? смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке благословенном уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами? спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняю?ся, иногда думая о ?ихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое я. Встает он в семь часов, читает, носи? куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось разбудить Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, голубиная нежность Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая модных книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопы?ная девушка, возврати? к жизни такого человека, как Обломов. Она укажет ему цель, застави? полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопы?ность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, проси? не совершать ее: Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить… Но Ольга, переиначив смысл письма, говори? о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пой?и за человеком, если в этом есть риск. В под?верждение э?их слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его пробуждение временно, что ей не выдержать обломовщины.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается най?и скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находи? счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнаю? друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. Он шел ?вердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…
    Все время он види? в Ольге ребенка, которого весели?, учи?. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: Боже сочинение с оллсоч мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: Ужели ?ы совершила круг жизни? Жизненные цели Штольца имею? границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную мину?у…
    Обломов же находи? счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говори? Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она остави? и Штольца, ежели перестанет верить в него.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы Как жить? и Зачем жить? мучили, мучаю? и буду? мучить еще не одно поколение.
    Права на сочинение “Илья Обломов и Ольга Ильинская” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  5. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  6. И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения “подсовывает” Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого “розыгрыша”. Перед Ольгой ставится задача — поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: “ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем”. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов — “какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом”. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: “…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить — все это ты должен и сможешь сделать”. Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги — максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
    Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, “Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити”.
    Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
    Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”.
    Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. “Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!..”
    “Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? — задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.— Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?”
    В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…” Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

  7. «Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».
    «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»
    Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

    Ольга и Штольц

    Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».
    Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:
    «Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».
    « Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»
    Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:
    « Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».
    И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

    Заключение

    Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.
    Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

  8. Обломов и
    Ольга Ильинская

    За русским
    типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту,
    Штольц в виде искушения “подсовывает” Обломову Ольгу Ильинскую. Еще
    до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого
    “розыгрыша”. Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати
    лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге
    искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет.
    Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: “ей
    нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над
    стоячим озером и отразится в нем”. Выходит, Ольга любит в Обломове не
    самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов – “какая-то
    Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом”. Но что же
    предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой
    лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги
    вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по
    устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц:
    “…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться
    с мужиками, входить в их дела, строить, садить – все это ты должен и сможешь
    сделать”. Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги – максимум. Не
    потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
    Как писал
    русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, “Ольга – миссионерка
    умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга…
    Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в
    свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так
    стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической
    мечты и игры в любовь.
    Но Ольга –
    девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
    Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его
    разрывает.
    Один критик зло
    посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая
    лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ.
    Мне конец этот
    представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она,
    может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба,
    и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно
    независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова
    посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя,
    несет иго романа.
    Нужен был
    какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся
    нити”.
    Головной,
    рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная,
    не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под
    уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
    Достоинство
    Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое
    душевное падение: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул
    потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни,
    гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял
    этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал,
    никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от
    климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет,
    который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”.
    Когда Ольга в
    сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что
    указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у
    Обломова подкашиваются ноги. “Он в ответ улыбнулся как-то жалко,
    болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой
    улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно
    говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!..”
    “Отчего
    его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления
    стыда? – задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал
    на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера,
    светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца.
    Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток
    разрешить вопрос о жизни?”
    В финале романа
    угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все
    чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о
    смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ
    на все тревоги бескрылый Штольц? “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с
    Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова,
    склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…” Перед нами, в
    сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и
    самодовольная.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  9. За русским
    типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту,
    Штольц в виде искушения “подсовывает” Обломову Ольгу Ильинскую. Еще
    до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого
    “розыгрыша”. Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати
    лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге
    искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет.
    Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: “ей
    нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над
    стоячим озером и отразится в нем”. Выходит, Ольга любит в Обломове не
    самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов – “какая-то
    Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом”. Но что же
    предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой
    лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги
    вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по
    устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц:
    “…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться
    с мужиками, входить в их дела, строить, садить – все это ты должен и сможешь
    сделать”. Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги – максимум. Не
    потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
    Как писал
    русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, “Ольга – миссионерка
    умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга…
    Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в
    свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так
    стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической
    мечты и игры в любовь.
    Но Ольга –
    девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
    Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его
    разрывает.
    Один критик зло
    посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая
    лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ.
    Мне конец этот
    представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она,
    может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба,
    и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно
    независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова
    посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя,
    несет иго романа.
    Нужен был
    какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся
    нити”.
    Головной,
    рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная,
    не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под
    уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
    Достоинство
    Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое
    душевное падение: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул
    потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни,
    гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял
    этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал,
    никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от
    климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет,
    который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”.
    Когда Ольга в
    сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что
    указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у
    Обломова подкашиваются ноги. “Он в ответ улыбнулся как-то жалко,
    болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой
    улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно
    говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!..”
    “Отчего
    его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления
    стыда? – задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал
    на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера,
    светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца.
    Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток
    разрешить вопрос о жизни?”
    В финале романа
    угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все
    чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о
    смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ
    на все тревоги бескрылый Штольц? “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с
    Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова,
    склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…” Перед нами, в
    сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и
    самодовольная.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  10. Тема: – Илья Обломов и Ольга Ильинская

    Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  11. И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения “подсовывает” Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого “розыгрыша”. Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: “ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем”. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов – “какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом”. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: “…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – все это ты должен и сможешь сделать”. Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги – максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
    Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, “Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга – девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
    Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити”.
    Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
    Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”.
    Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. “Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ..”
    “Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? – задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?”
    В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…” Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *