Сочинение по литературе на тему образ игоря в слове о полку игореве

12 вариантов

  1. Игорь – князь, которого славят, Игорь – князь, ищущий славы. Князь Новгород-Северского желает обрести славу на поле боя, и преумножить величие и честь полководцев прошлого: « славу силой возьмем …былую поделим…».
    Цель автора – оставить след в истории о князе. Уже это отношение подтверждает мысль, идущую через весь текст, – Игорь достоин славы. Какие черты характера ярче других описывает текст в переводах писателей:
    Удаль: «…деянья князя удалого», «…удалого сына Святославовича!».
    Отвага: «…отважный».
    Храбрость: «…Святослава храбрые сыны…».
    Смелость: «…Святославич смелый».
    Мужество: «…мужество избрал себе опорой…».
    Много положительных эпитетов подбирает автор исторического сюжета главному герою. Стойкость и сила князя, который уже раненый стоит рядом со своими воинами, просит их не обращаться в бегство, а стоять насмерть.
    В битве Игорь безрассуден и храбр. Он не боится «зверя» – половцев, не верит знамениям. Князь ведет свое войско к победе, в которой уверен, но не просчитывает пути отступления.

    Мнение историков и литературоведов

    Исследователи памятника русской истории разошлись во мнение о характере главного персонажа и отношении к нему создателя текста. История войн с половцами – это целая эпоха Руси. На эту тему есть много источников. Князь Киева добился в ней особых успехов. Их нужно было закреплять, но не отдельными походами. Святослав планировал довести начатое по-другому. Князь Игорь свел на нет результат киевского князя. Необдуманный шаг привел к поражению, гибели целого войска. Исследователи пишут, что Игорь «средний» по уровню князь, он был недоволен таким положением и хотел подняться на воинской славе. Его больше волновало свое положение, своя честь. Родина, патриотизм, единение – это уже позиции второго уровня. Такое тщеславие на Руси редко имело успех. Именно поэтому и «славит» автор князя. Такая слава – отрицательная. Игорь описан реально, без приукрашивания. Он губит «воев и воевод», позволяет сжечь русскую землю, ограбить народ.

  2. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  3. Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  4. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
    Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
    Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
    Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  5. Образ князя Игоря в “Слове о полку Игореве”
    Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве» . Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас – людей, живущих уже в двадцать первом веке?
    «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.
    Автор «Слова… » осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.
    Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение. Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения» :
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал, Взбился див —
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навея свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую
    Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.
    Однако центральный эпизод даёт иной поворот – плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило» , Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» – ее плач – олицетворение плача всей земли русской.
    И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.
    Именно потому и завершается все повествование

  6. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

    Автор: Древнерусская литература
    Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас — людей, живущих уже в двадцать первом веке?
    «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.
    Автор «Слова…» осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.
    Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение. Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал, Взбился див —
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навея свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую
    Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.
    Однако центральный эпизод даёт иной поворот — плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» — ее плач — олицетворение плача всей земли русской.
    И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.
    Именно потому и завершается все повествование радостным приветствием не только князю Игорю, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за русскую землю. Этим автор выражает мысль о необходимости единения.

  7. 7
    Текст добавил: Ёжик РаСтАмАн

    1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  8. «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени — слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» — удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения — поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова.» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение — плохое предзнаменование — не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут…
    И ото всех сторон —
    От Дона и от моря —
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою —
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю — пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова…» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», —
    Русской земле — без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь — истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

  9. Каждый народ имеет свои взгляды на нравственность человека. Эти взгляды передаются из поколения в поколение, шлифуются и обогащаются. Одним из величайших сокровищ украинского народа является средневековая поэма «Слово о полку Игореве». Наш народ может гордиться своими литературными и художественными традициями, ведь «Слово …» — это единственный памятник Киевской Руси, которая обрела всемирную славу.
    Из поэмы мы узнаем о жизни украинского народа в глубокой древности, о его героической борьбе с внешними врагами и внутренними феодальными распрями. В произведении неизвестный автор нарисовал героических защитников Русской земли, которые в XII веке вели борьбу с половцами.
    Автор с любовью изобразил наших героических предков. Перед нами отчетливо вырастают мужественные фигуры, которые одинаково уверенно держали в руках копье и плуг. Как же надо было любить родную землю и ее народ, чтобы создать такие образы!
    Среди всех персонажей произведения отчетливо выделяется храбрый князь Игорь Святославич. Читая произведение, мы представляем его во главе отважной жены, которая отправилась в поход против врагов.
    Новгород-Северский князь с первых строк поэмы предстает перед нами как патриот: он мужественно защищает родную землю от закоренелого врага — половцев. Своим святым долгом Игорь считает защиту родины. Он готов отдать жизнь за ее свободу:
    «Исполнившись ратного духа, он привел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».
    Князь Игорь — верный сын Русской земли. Попав в плен, он не теряет надежды вернуться на родину, даже мысленно преодолевает препятствия:
    «Игорь спит, Игорь не спит,
    Игорь мыслю поля мирить от великого
    Дона до малого Донца ».
    Такими же верными патриотами родной земли были и его воины. Они готовы отдать жизнь за честь родины. Поэтому решительно и отважно двое суток бьются они с кочевниками.
    Игорь — бесстрашный и решительный. Эти его черты наиболее полно раскрываются перед началом похода на половцев. Он не обращает внимания на предсказания природы, а стремится достичь своей цели. В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин. Моральной и физической силой князей Игоря и Всеволода восхищаются сам автор, и киевский князь Святослав, который говорит: «Ваши храбрые сердца в жестоком харалузи скованы, а в смелости закалены.
    Благородство толкает Игоря на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль потому что ему милого брата Всеволода.
    Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежения предупреждением природы дорого обошлись русскому вийсьу, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить» Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только совместными усилиями русичей можно победить врага.
    Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.
    После знакомства с образом Игоря у меня появилось убеждение в непобедимости народа, который имеет таких мужественных защитников. Образ Игоря близок мне своим глубоким патриотизмом, преданностью родной земле, несокрушимостью и отвагой.

  10. «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» – удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова..» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение – плохое предзнаменование – не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут!…
    И ото всех сторон –
    От Дона и от моря –
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою –
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю – пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова….» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», –
    Русской земле – без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

  11. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

  12. План
    I. Вступление.
    Автор «Слова о полку Игореве».
    II. Основная часть.
    1. Талантливый и образованный человек.
    2. Литературно одарённый человек.
    3. Поэт русской природы.
    4. Патриот родной земли.
    III. Заключение.
    Образ русского народа.
    «Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, непревзойдённый образец поэтического слова, поражающий даже современных читателей. Кто же автор этого удивительного произведения?
    Существует множество предположений о том, кем был человек, написавший «Слово о полку Игореве». Нет никаких сомнений, что он был очень талантливым и образованным. Автор умело сочетает достижения современной ему литературы с образными средствами устной народной поэзии. В те далёкие времена большинство образованных людей были монахами, но автор мог быть и приближённым князя Игоря, и дружинником, настолько достоверными кажутся описания битвы. Этот человек не только рассказывает о событиях, но и даёт собственную оценку всему происходящему. Он одобряет стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, однако осуждает честолюбие князя, которое приводит к гибели всего войска.
    Автор «Слова…» – литературно одарённый человек: он использует выразительные метафоры и сравнения, приводит не только эпитеты, характерные для устного народного творчества, но и собственные яркие определения. Например, война у него уподобляется грозе, грому, буйному ветру, битва – труду земледельца, молотьбе. Часто авторская метафора перерастает в развёрнутую панорамную картину. Каждый образ важен, исполнен смысла и многозначен. Когда автор говорит, что «чёрные тучи с моря идут», читатель понимает, что это описание и явления природы, и движения войска половцев. Приводится много сравнений, которые усиливают поэтическое звучание текста. Например, князя Игоря, брата и их сыновей автор сравнивает с четырьмя солнцами: «Чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…»
    В тексте произведения много авторских отступлений. Это прямое авторское вмешательство в ход изображаемых событий. В них выражаются личная горечь, скорбь автора. Все отступления носят лирический характер. Необыкновенно своеобразен и певуч язык и слог «Слова…».
    В «Слове…» ярко выражена связь человека с природой, характерная для эпохи Средневековья. Природа здесь одухотворена. Она участница событий, о которых рассказывает автор: природа радуется, печалится, плачет, страдает, как человек. Она живёт и дышит в этом произведении. Она вестница несчастья и радости, выразительница дум и чувств человека. Вспомним затмение солнца – оно было предупреждением для героев. Природа отражает мировоззрение людей, верящих в её силу и могущество. Поэтому Ярославна призывала на помощь явления природы, поэтому родная земля – центральный образ произведения.
    Автор «Слова…» – настоящий патриот. Его произведение проникнуто нежным чувством любви к Родине. Это чувство проявляется, и когда он рассказывает о поражении дружины Игоря, и когда повествует о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, и когда передаёт плач русских женщин по убитым воинам. Автор гордится своей Родиной и уверен в её могуществе. Ему больно, потому что русские князья враждуют между собой, вместо того чтобы защищать свои земли. Автор призывает к прекращению междоусобиц. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил поводом для его обращения к князьям с призывом объединиться. Концовка «Слова…» отражает желание автора увидеть князей, единых перед общим врагом.
    В зависимости от событий, которые описывает автор, его облик меняется. Он то дружинник, то пахарь, то военачальник, то государственный деятель, а то белобородый сказитель. Из всех этих различных проявлений складывается образ автора первого произведения древнерусской литературы – великого, мудрого и талантливого русского народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *