Сочинение по литературе на тему образ русской земли

8 вариантов

  1. Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
    Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

    Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
    Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
    Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
    По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
    Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
    Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
    Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
    Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
    Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
    Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
    Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
    Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
    Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
    Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
    Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
    Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
    Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
    Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

  2. Сочинение Кокухиной Елизаветы,
    ученицы 9 класса МБОУ СОШ п.Головановский
    Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным  писателем в 12 веке. В «Слове» отражены события неудачного  похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году. Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение.
    от этого.
    Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей.  Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем  «Слова» является не только  князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается  к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.
    Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.
    Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» – это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

  3. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  4. «Слово о полку Игореве…» было создано чуть более восьми столетий назад. Это произведение описывает неудачный поход русского войска, возглавляемого князем Игорем, на половцев.
    Одним из основных героев «Слова…» является Русская земля. Знакомясь с содержанием произведения, становится понятно, что его автор принимал активное участие в этом походе, был его свидетелем, так четко и красочно изобразил он тот древнерусский пейзаж. Автор словно наделил землю человеческими чувствами, мыслями, действиями, ведь читая это произведение, мы не раз видим, как Русская земля помогает войску князя Игоря. Она бьется с врагом наравне с русичами. Земля прославляет победы русского войска и печалится его поражениям. Примером могут служить эти строки: «Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется …».
    Этими словами автор «Слова…» проявил чрезвычайную наблюдательность к природе родного края, создав незабываемый образ своей земли.
    Кроме всего прочего, Русская земля, словно гадалка, предвещает беды и неудачи войску князя Игоря в этом походе. Так в день начала похода случилось полное солнечное затмение, животные вели себя очень встревожено. Из описания той сцены, мы узнаем, что скорее всего случилось полное затмение солнца, ведь днем на землю опустилась ночная тьма. Высшие силы природы словно предупреждали князя о грядущем поражении и хотели остановить его.
    Когда князь Игорь попал в плен, Русская земля и тут не отвернулась от него. Она помогла ему бежать, указывая путь домой. Чайки предупреждали его о погоне, дятлы указывали путь в родной край.
    В образе Русской земли автор «Слова…» хотел показать нам, что мы сильны только тогда, когда едины. Ведь в годы создания этого произведения, Русь достигла наибольшего феодального дробления. Автор показал, к чему привела такая раздробленность, где каждый сам за себя, где нет единства страны и нации.

  5. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Произведение было создано в конце XII века, автор остался неизвестным. На сегодняшний день существует несколько переводов «Слова», каждый из которых сохраняет общую идею произведения.
    Поход на половцев был лишь поводом для написания произведения о судьбе русского государства. Причём образ русской земли занимает особое место в «Слове» и становится причиной глубоких философских размышлений автора. Произведение отразило тяжелейший период истории Древней Руси – время феодальной раздробленности. Поэтому русская земля показана страдающей, изнывающей от бесконечных княжеских междоусобиц. И именно в них автор видит причины постоянных поражений русских князей в борьбе с внешними врагами.
    «Слово о полку Игореве» содержит в себе многочисленные символы грядущей беды, связанные с образом русской земли. Это и солнечное затмение, воспринятое дружиной князя как недобрый знак, и звук лязгающих мечей, ранящих воинов и проливающих на русскую землю кровь, и хищные птицы, сопровождающие князя по дороге к полю битвы и предвещающие ему скорое поражение и неудачу. Но, несмотря на тяжёлое положение, автора не покидает надежда на то, что рано или поздно войны прекратятся и русская земля снова оживёт и расцветёт. Это видно и при анализе пейзажей: всю природу автор наделяет человеческими качествами. Например, природа скорбит вместе со всей дружиной, когда князь Игорь терпит поражение, а звук от меча проносится по всей территории Древней Руси до самых отдалённых её частей вместе с громом.
    Таким образом, в центральном образе древнерусского «Слова о полку Игореве» автором воплощены наиболее важные идеи для периода княжеских междоусобиц: призыв к единению, патриотизм, служение своей родине и неразрывная связь с историей своего отечества. Автору уже для того времени было важно показать, что природа и судьба русской земли неразрывно связана с человеком, переживая с ним хорошие и плохие моменты его жизни.

  6. Образ
    Русской земли в “Слове о полку Игореве”

    Древние русские
    авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным
    образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на
    них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет
    прямую, а не косвенную роль. В “Слове…” нет пейзажей, природа
    введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она
    активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
    В гениальной древней поэме “Слово о
    полку Игореве” русская земля осознается как нечто единое, как достояние
    народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных
    княжеств.  Душа автора
    “Слова”, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными
    просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и
    дышит в “Слове” заодно с человеком, заодно выступает с
    воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”.
    Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. “О, светло
    светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в другом древнерусском
    памятнике письменности. – Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь
    ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими,
    дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными,
    городами великими. Образ русской земли – центральный в “Слове о полку
    Игореве”. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а
    русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
    Автор “Слова о полку Игореве”
    рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое
    огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства:
    половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная
    Двина, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород,
    Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора,
    введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов,
    противопоставлен образу пустынной половецкой степи – “стране
    незнаемой”, её холмам, болотам, “грязевым” местам. Русская земля
    для автора “Слова о полку Игореве” – это, конечно, не только
    “земля” в собственном смысле слова, не только русская природа,
    русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор
    “Слова” говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами
    князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в
    битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской
    земли. Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком,
    объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую
    историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы
    “Слова”: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает
    ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине
    водила пером автора этого бессмертного произведения. “Слово о полку
    Игореве” в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего
    поколения. Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и
    хранить её единство.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  7. Образ русской земли является неотъемлемой частью древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».
    В начале поэмы автор дает названия рек, которые текут через русские земли. Во второй части произведения автор перечисляет князей и названия удельных княжеств, на которые распалось некогда единое государство. Благодаря этому читатели имеют представление о том, насколько обширны были русские владения.
    Но русская земля это не только территория, это и природа, и города, и села, реки, озера. Все это автор включил в образ Руси, которая распалась на удельные княжества и из-за этого потерпела поражение в борьбе с половцами.
    Именно природа русской земли помогает нам лучше почувствовать настроение, и понять мысли автора, которые он вложил в свое произведение. Именно природа подсказывает людям, что нельзя одному князю идти в бой против врага, что для этого надо объединиться всем русским князьям. Солнечное затмение, волчий вой, орлиный клекот, все предупреждало Игоря о гибели, на которую он обрекает своих славных воинов. Вся русская земля оплакивала погибших русских воинов («Приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло»). В тоже время сама русская земля пришла на помощь Игорю, когда он решил совершить побег из плена. Животные и птицы берегут княжеский сон, подсказывают ему путь домой. С возвращением князя Игоря меняется и русская земля. Города ликуют, все рады тому, что вернулся домой молодой князь, что теперь Русь сможет дать отпор врагу из степи.
    Таким образом, образ русской земли играет очень важную роль в этой героической поэме. Он помогает нам лучше понять замысел автора произведения, он отражает настроение поэмы, и неразрывно связан с природой нашей страны.

  8. Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.
    Душа автора «Слова…», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове…» заодно с человеком, выступает вместе с воинами-русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, тужит и печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля русская! — говорится в другом нашем древнем памятнике письменности. — Многими красотами дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными».
    Свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове…». Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий. Автор «Слова…» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря.
    Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю. Излагая историю неудачного похода Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.
    Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова…»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить ее единство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *