Сочинение по литературе на тему образ

9 вариантов

  1. Если бы мы попытались составить список творений, со­зданных во имя любви к женщине, он все равно оказался бы неполным. Такой список просто бесконечен, потому что каждое произведение связано с образом милой, единствен­ной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Говорят, у любви тысячи оттенков, в каждом из которых свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание. Мне представляется, что это потому, что в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, то особен­ное, что делает ее неповторимой и одновременно узнавае­мой среди великого множества женских образов…
    Неповторимые яркие женские образы созданы Л. Тол­стым в романе «Война и мир». Наташа Ростова… Вчераш­ний «гадкий утенок», девочка с неправильным ртом и чер­носливинами глаз. Во внешнем облике Наташи нет правиль­ных черт, делающих ее красавицей, как Элен Курагина, и нет совершенства форм. Но зато в ней с избытком присут­ствует другая красота — духовная. Живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех Наташи привлекают внима­ние и князя Андрея, и Пьера, и гусарского офицера Де­нисова, и великосветского кутилу и развратника Анатоля Курагина. Одни тянутся к ней, потому что она — вопло­щение добра и той истинной красоты, которая очаровыва­ет, притягивает, пробуждает чувства; другими (как Ана­толем Курагиным) руководит скрытое желание растоптать прелестный бутон, который вот-вот раскроется.
    И совершенно напрасными мне представляются наре­кания критиков в адрес Л. Толстого, который в эпилоге романа показывает Наташу любящей и преданной женой Пьера Безухова, матерью четырех детей. Тем самым писа­тель как бы принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами огра­ничена жизнь женщины ее круга, какими неравными яв­ляются роли, права и возможности мужчин и женщин. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, кото­рое дают женщины, слушая мужчину, — не умные жен­щины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что толь­ко есть в проявлениях мужчины».
    Да, Наташа переменилась. Она — верная жена и забот­ливая мать. Она исполняет свое особое предназначение, данное самой природой. У нее есть свой мир — семья, — в котором она является полновластной хозяйкой. Но тако­ва правда жизни, которой Л. Толстой всегда придерживал­ся в своем творчестве.
    Любовь женщины — это награда. Это вдохновение, спо­собное поднять в заоблачную высь.
    Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи­на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторим ма; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда­ется все самое чудесное на земле.

  2. Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести— открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающаясвоей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Онадочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение:она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти материдевушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинаетзадумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так жеАся близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С нимиее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильнымстрастям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга, получаетсвоеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, иочень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, чтообычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизнидеятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают людипростые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так,наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”.Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь намолитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошлабесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
    Асеникто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельнойнатурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятнойлюди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннеедетство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой сжеланием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и осоединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.Ася дана в повести через восприятие господина Н. Н. , от лица котороговедется повествование. Н. Н. встречается с ней во время путешествия поГермании, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяниепробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается стаким чувством. Н. Н. представляется ей необыкновенным человеком,настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы,внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенногочеловека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе своюсобственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле небыл им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, чтосоединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для неемыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, каксамоотречение.
    Ее избранник оказывается человеком безвольным инерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства.Решимость Аси пугает его, и Н. Н. оставляет ее. Первая любовь героиниоказывается несчастной. Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н. ,так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем,навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой,искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образАси.
    Каждый писатель создает в своих произведенияхнеповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другиеостаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил внескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировуюлитературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася».

  3. XIX век
    Древнерусская литература
    Мифы
    О Великой Отчественной войне
    Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
    Песни
    Поэты античной литературы
    Прочее
    Разное
    Русская литература конца 20 столетия
    Сатирическая проза 20-30-х годов
    Серебряный век русской поэзии
    Слово о полку Игореве
    Современная авторская песня
    Современные поэты
    Сочинения на свободную тему (5-11 кл)
    Тема любви
    Тема сталинизма в литературе
    Фольклор
    &#8226 Наверх &#8226
    До того, как начать писать сочинение на выбранную тему, прочитай наши советы и старайся следовать им!

    Вот несколько обязательных советов по написанию сочинения:

    Школьное сочинение состоит из предисловия, главной части и вывода.
    Предисловие и вывод – это тридцать процентов всего сочинения. Не более.
    Для хорошей работы составьте проект на черновике по нашим советам.
    Содержание сочинения обязано раскрывать главное – его тему.
    Сочинение не может быть обычным пересказом своими словами.
    Хорошо показать свою эрудицию и искусство сравнивать, задействуя в сочинении образцы из иных творений, из жизни. Хотя не переборщи с этим, не уходи от главной темы.
    Дели своё сочинение на абзацы и части – учителя любят это.

    Последовательность написания сочинения:

    Проект сочинения на черновике.
    Что делать в черновике? В мыслях задай себе вопрос об основной теме сочинения. Ответ на него и станет главной идей твоей работы. Запиши. Далее пиши пункты, по которым ты будешь двигаться в своем сочинении. Это поможет тебе лучше ориентироваться в чистовике. Не бойся что-то вычеркивать.
    Предисловие
    Предисловие очень важная часть сочинения – не забывай это. Есть разные варианты предисловия сочинения.
    Можно начать с описания времени, когда происходило действие произведения. Можно – вставить эпиграф из любого литературного произведения, тем самым подтвердив свою начитанность. Или, например, сравнить это произведение с каким-то другим. Также можно описать свой жизненный опыт. Экспериментируй!
    Главная часть
    Эту часть пиши, следуя проекту на черновике. Главное – постарайся конкретно дать ответ на тот самый вопрос, докажи его верность, подкрепляя это цитатами и собственным красноречием.
    Здесь можно использовать такие приемы, как спор с воображаемым оппонентом. И не дай этому оппоненту победить тебя, доказывай свою правоту. Приводи примеры. Побеждай!
    Вывод
    В этой части ты должен правильно и точно указать на главное из всего написанного в сочинении. Подумай, над проблемой вечности, так как любой писатель вкладывал в свое произведение и эту проблему тоже. Взгляни на то, как отразилось произведение на тебе самом и в целом современниках. Как оно изменило мир и почему. Что еще оно принесет людям. Залог успеха сочинения во много кроется в этой часть. Не поленись!
    Надеемся наши советы, помогут тебе грамотно, а главное – необычно написать сочинение на любую тему. Следуй им и все получится!
    Искренне Ваш, vsekratko.ru

    Еще несколько рекомендаций по написанию сочинения:

    «Тема не раскрыта полностью», «сочинение написано не на ту тему», «не доказана основная мысль сочинения», «выводы сделаны неправильные» — эти упреки постоянно слышит ученик при оценке его сочинения.
    Действительно, необходимо, чтоб ученик четко сформулировал для себя как непосредственно тему сочинения, так его основную мысль.
    Ученик, прежде чем приступить к написанию сочинения, должен четко представить, о чем он хочет и будет писать, какая цель его сочинения и как он будет вести свой рассказ. Одним словом, ученик, перед написанием сочинения, обязан определить тему, главную (основную) мысль и способ, каким материал будет изложен. Рассмотрим подробнее каждое из требований.
    Тема — это вопрос, на который нам предстоит ответить при написании сочинения. Также темой может быть проблема, которую мы затрагиваем. В общем все самое главное, о чем повествует сочинение.
    Главная (основная) мысль сочинения — это исчерпывающий ответ на заданный темой вопрос, нахождение решения поставленной проблемы или размышления о ей решении, если проблема не подразумевает решения.
    Материал в сочинении может быть изложен в самой разнообразной форме – здесь нет каких-либо ограничений. Это может быть и описание, и рассуждение, и повествование. Также можно смело сочетать эти формы, руководствуясь вкусом. Из жанров хороши для написания сочинения также все виды: хоть сравнительная характеристика, хоть отзыв или рецензия, хоть критическая статья или литературный портрет. Подойдут также: фельетон, эпистолярный жанр, репортаж, дневник, воспоминания, очерк, рассказ, и многие многие другие.
    Определившись с темой, главной (основной) мыслью сочинения, а также способом, каким сочинение будет рассказано, необходимо начать подбирать аргументы, при помощи которых будет
    ?

  4. В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь отобразил время и характеры, существующие в России 30-х годов XIX века.
    Главным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. В его образе мы видим “человека уже средних лет и осмотрительно охлажденного характера”.”Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод” – так, автор описывает своего героя.
    В образе Чичикова Н. В. Гоголь раскрывает характер мошенника, покупающего ревизские души умерших крестьян, чтобы добиться главной цели в жизни. Его целью стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе.
    Чиновники и помещики губернского горда NN – ленивые, пустые люди, которые имеют сходства между собой. К примеру, первым помещиком, которого посетил наш герой, оказался Манилов. Кто же он такой? В лице Манилова Гоголь обличает помещиков, которые не ведают, что творят, а бесхарактерность помогает им закрывать глаза на правду, сеющую бесхозяйственность и бестолковость. Второй помещицей, с которой Чичиков заключил сделку стала Коробочка. Ей принадлежат такие качества, как дубинноголовость и упрямство. В образе Ноздрева, третьего помещика, Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах. Знакомясь с Собакевич, мы понимаем кто он такой, хитрый, осторожный и скрытный, а его жадности нет предела. Плюшкину принадлежат такие качества, как мелочная бережливость, переменившая свою природу и ставшая безграничной скупостью.
    Покупая “мертвые души” Чичиков отбрасывает моральные нормы, достоинство и внутреннюю ответственность перед людьми за безнравственные поступки. Поэтому Чичиков есть самая настоящая беда, так как писатель отображает в нем тип людей, зародившийся в России, когда старинные патриархальные устои начали разрушаться. А Павел Иванович стал угрозой бескомпромиссного и беспринципного приобретательства.
    Таким образом, Н. В. Гоголю в своей поэме с успехом удалось отобразить время и характеры, существующие в России 30-х годов XIX века.

  5. У каждого человека свой образ жизни. Кто-то постоянно находится во внимании остальных людей, постоянно общается с друзьями. А кто-то любит уединиться в своей комнате и читать книги. Кто-то ведет здоровый образ жизни, а кому-то наплевать на свое здоровье. Все люди разные, и поэтому ведут разный образ жизни.
    Современном мире стало модно вести здоровый образ жизни. Модно ходить в спортзалы, заниматься фитнесом, танцами и т.д. Современный человек должен быть в хорошей физической форме, иметь высшее образование, хорошо выглядеть. Многие берут примеры с кинозвезд, или поп-звезд. Их кумиры всегда в хорошей форме, красиво одеты, подтянуты, ухожены. Именно они являются образцом подражания для многих молодых людей.
    Часто, в погоне за современным образом жизни человек забывает о своем внутреннем мире, так как общество обращает внимание на внешний вид, а что внутри не всем интересно. Поэтому не стоит забывать о духовности, нравственности. Сильный духом, а не сильный физически, человек может преодолеть все сложности жизни. Очень часто люди ломаются, начинают вести разгульный образ жизни, употребляют наркотики, алкоголь, постепенно скатываются на дно. У них нет сил противостоять соблазнам, они слабы духом.

  6. Запишите, заменив один из глаголов деепричастием.
    1. Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.
    2. Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали.
    3. На дворе …
    страна архипелаг где 1492 году впервые колумб вступил на американскую землю…
    умоляю помогите !!
    Какие из перечисленных ниже веществ могут вступить в реакцию с гидроксидом бария:а) оксид серы (4);б) оксид кальция;в) сульфат меди(2);г) хлороводородная кислота;д)гидроксид натрия;е) азотная кислота.Напишите уравнения реакций …
    помогите сделать кроссворд на тему “размножение рыб” 7 класс.
    ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПОЖАЛУЙСТО ширина  прямоугольного участка земли 15 м 2 дм, а длина 22 м 5 дм. вычислите площадь этого участка  и выразите ее в квадратах.
    доклад моя планета Земля
    (7/8-3/5):(2/3+1/2)*(60:4 5/7)
    Помогите пожалуйста)))) какие были минусы в коллективизации.
    Помогите пожалуйста!!!!!
    1) По проводнику течет ток силой 0,40 А, разность потенциалов на концах проводника 8,0 В. Чему равно сопротивление проводника?
    2) Обмотка электробура обладает сопротивлением 20 Ом. Какое напряжение нужн…
    Мама купила 19кг клубник.
    Из 10кг она сварила варенье, а остальную клубнику разложила в 3 банки, поровну в каждую. Сколько килограммов клубники в каждой банке?

  7. “Герой нашего времени” — произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе.
    В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
    Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства. Принадлежность к высшему кругу обусловила их разобщенность с народом, полный отрыв от жизни простых людей. Неумение сблизиться с ними сначала привело Печорина к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания “в гордом одиночестве” (Белинский). В тех общественно-политических условиях богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на любовные похождения. В дневнике записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную…”
    Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. Но где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…”
    Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон. Он категорически отрицал для себя возможность прожить жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
    Одна из основных черт его характера — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, — записывает он. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад он считает нравственной “болезнью”.
    Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин — жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
    Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки главной чертой героя является его незаурядность. Это сильная, яркая, деятельная и в то же время трагическая личность.
    Не случайно Белинский говорил о том, что “…в самих пороках Печорина, поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”.
    Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
    Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин — логическое звено в ряду “странных людей” в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
    “Печорин, — писал Белинский, — это Онегин нашего времени”. Как и пушкинский Онегин, Печорин — явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды “сыновей века”.
    ?

  8. ое отношение к Пет­ру. Одни называли его «земным богом», другие видели в нем «антихриста», «людомора», «басурмана». Почему и за что одни прославляли русского царя, а другие слали ему непрестанные проклятия? Наверное, именно на этот во­прос отвечал Ф. Достоевский, который сказал о Петре I: «Страшно свободен духом русский человек».
    Кем же на самом деле был российский император — «земным богом» или «антихристом»? Если последним эпи­тетом его наградили за преобразования, так они были на­чаты еще отцом Петра — царем Алексеем Михайловичем. Русский историк В. Ключевский так и говорит об этом царе, что «одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении».
    К образу Петра Великого обращались многие писатели. Но вернее всего его постиг и раскрыл гений А. Пушкина. В книге воспоминаний А. Смироновой приводятся такие слова поэта: «Во все времена были избранные, предво­дители; это восходит до Ноя и Авраама… Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством. В мас­се воли разъединены, и тот, кто овладеет ею, сольет их воедино». Поэтому и слово «демократия» поэт воспринимал как бессодержательное и лишенное почвы. Он считал, что
    неравенство — закон природы. По его убеждению, это доказывают и разнообразие духовных и физических способ­ностей среди людей, и отсутствие однообразия в природе.
    И в человеческой истории он видит лишь имена отдель­ных героев. Пушкин говорит: «Чтоб убить Цезаря, нужны были только Брут и Кассий; чтоб убить Тарквиния, было достаточно одного Брута. Для преобразовании России хва­тило сил одного Петра Великого. Наполеон без всякой по­мощи обуздал остатки революции. Единицы совершали все великие дела в истории…».
    Беспощадную волю Петра Великого, его революцион­ный порыв Пушкин воспринимает как явление чисто рус­ское, народное, бунтарское. Такой же, какой была она в Пугачеве и Дубровском. В Петре он открыл полное исто­рическое воплощение той дохристианской идеи могуще­ства русских богатырей, которое выражал сам в своих сти­хах. Поэт говорил: «Я утверждаю, что Петр был архирус­ским человеком, несмотря на то, что сбрил свою бороду и надел голландское платье». В другом месте он сказал: «Я роюсь в архивах, там ужасные вещи, действительно много было пролито крови, но уж рок велит варварам проливать ее, и история всего человечества залита кро­вью, начиная от Каина и до наших дней… Петр был рево­люционер-гигант, но это гений, каких нет».
    Пушкин воспринимает Петра как вестника могущества русского народа, неведомого миру, и одного из величай­ших мировых гениев. В «Полтаве» Петр появляется как былинный русский богатырь, как божество войны:
    Из шатра,
    толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как Божия гроза…
    Обожествленное могущество героя Пушкин воплотил в «Медном Всаднике» — последнем великом своем произве­дении. В нем — противопоставление малого счастья «ма­ленького» человека (мелкого коломенского чиновника) и сверхчеловека-героя.
    События происходят в Петербурге во время наводне­ния. На затопленной площади «сидел недвижный, страш­но бледный Евгений». Его взгляд обращен туда, где «почти у самого залива» в ветхом домике живут «вдова и дочь — его Параша, его мечта». А рядом
    …обращен к нему спиною,
    В неколебимой вышине,
    Над возмущенною Невою Сидит с простертою рукою Гигант на бронзовом коне.
    И этому гиганту нет никакого дела до того, что неук­ротимая стихия губит «маленьких» людей. Воля героя не­пременно погубит малое счастье вместе с «маленькими» людьми. Не для того ли они и рождены, чтобы по их костям великие избранники судьбы шли к своей цели? Но вдруг в слабом сердце «маленького» человека возникает протест, и он начинает грозить медному великану, но пу­гается своей дерзости. Однако вызов брошен, и Медный Всадник начинает преследовать безумца. Он бросается на­утек, но за собой слышит «тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой» — «за ним несется Медный Всад­ник на звонко-скачущем коне».
    После такого видения «маленький» человек стал еще более покорен судьбе, превратился в «дрожащую тварь». Каждый раз, проходя мимо памятника, он поспешно при­жимал руку к сердцу, снимал заношенный картуз и шел стороной. В конце концов, прежнее кошмарное видение оборачивается ужасом реальной жизни.
    «Маленький» человек погиб. Но его робкий протест, сла­бый шепот услышала вся русская литература. И Гоголь, и Лев Толстой, и Достоевский, и Тургенев, и Гончаров будут протестовать против того, кто «над бездной Россию вздернул на дыбы». Они будут звать Россию от вечно одино­кого непонятого всадника, лошадь которого попирает ко­пытами каменную глыбу, к русской земле, к смирению в Боге, к сердечной простоте народа-пахаря, в уютную гор­ницу старосветских помещиков, к дикому обрыву над Вол­гой, к затишью дворянских гнезд и блаженному ничегоне­деланию Ясной Поляны.

  9. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
    Главный герой, по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,
    …чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил”.
    Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
    Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
    Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “…Отворотился— и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел””. Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
    “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
    Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
    Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
    В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, — пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:
    Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь
    И дождалась… Открылись очи;
    Она сказала: это он!
    В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:
    Мне ваша искренность мила,
    Она в волненье привела
    Давно умолкнувшие чувства.
    Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
    В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.
    Они сойтись.
    Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень…
    Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
    В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
    А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.
    Другие сочинения по “Евгений Онегин” Пушкина
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *