Сочинение по литературе на тему поэтические страницы слова

6 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» – летопись, которая обрела огромнейшую известность благодаря тому, что очень сильно выделялась среди подобных произведений тех времен. Многие ученые и литературоведы, задававшиеся вопросом о причине популярности летописи, в своих трудах сошлись во мнении, что это произведение приблизилось к художественному благодаря своему необыкновенному поэтическому языку.
    Как известно, летописи XII века не выделялись изяществом литературного языка. В них он был довольно сухой, преимущественно документального характера, что неудивительно, ведь главная задача летописца – рассказывать все увиденное без каких-либо прикрас. Однако, если внимательно ознакомиться со «Словом», становится очевидным, что автор абсолютно точно следует этому правилу! Все события он излагает правдивее, чем в других подобных произведениях. Безымянный автор указывает на то, что он никого незаслуженно не воспевает в своей летописи, никого безмерно не восхваляет, как это делали некоторые другие авторы того времени, ведь поход в итоге окончился неудачей!
    Чем же все-таки выделяется язык «Слова» среди других? Прежде всего тем, что его автор стал использовать различные литературные приемы при описании увиденных им событий. Для того, чтобы читатель испытал напряжение, тревожность, автор с помощью явлений природы, разговоров героев-воинов и других деталей предвещает неудачное окончание похода. Так, когда дружина князя уже была в пути, их внезапно настигло солнечное затмение, однако волевой князь не обратил внимания на это предзнаменование и не захотел возвращаться: «Лучше быть убитым, чем вернуться с позором». Все силы природы как-будто предвещают князю поражение: «Уже лисицы брешут на червленые щиты, вороны чуют скорую поживу». А как трагично автор описал горе, которое постигло жен и детей погибших воинов! Он заставляет читателя скорбеть вместе с семьями убитых, которые больше уже никогда не воссоединятся! Даже природа скорбит: «Деревья пригнулись, трава полегла».
    Автор вводит в произведение необыкновенной красоты картины природы. До этого в летописях если и описывалась природа, то это был неподвижный пейзаж, который непосредственно связывался с описываемыми событиями, например битвой. В «Слове» же природа будто оживает! Как я уже отмечал, с помощью описаний природы автор доносит до нас необходимое настроение и атмосферу ключевых событий, чем оживляет страницы повести. К силам природы обращается Ярославна, жена князя Игоря. Чтобы показать всю художественную неповторимость и ценность «плача Ярославны», нужно написать целый труд. Сильно обогащают язык повести многочисленные эпитеты, часто встречающиеся в тексте.
    Все вышесказанное мной – лишь часть того, что можно рассказать о великолепном поэтическом языке «Слова», художественное своеобразие которого, на мой взгляд, еще никому не удалось превзойти.

  2. Вот, к примеру, сцена побега князя Игоря из плена. Мы словно погружаемся в смысл написанного, мы видим, как мчится Игорь – скоком и летом. Автор считает шаг Игоря смелым и отважным. Он старается наделить положительными качествами и других героев. Нам вспоминается Всеволод, который, забыв о болезненных ранениях, о доме и семье, бьется на поле боя до последнего, за родную и святую землю. Но, такие самоотверженные качества князей все-таки не позволили им выиграть главную битву. Разногласие привело к поражению.
    Благодаря истинному творческому мастерству автора, мы, можем наблюдать за происходящей картиной битвы не только в сухом, историческом разрезе. События разбавлены некоторыми лирическими отступлениями, обыденными рассказами о былых временах и летах. Эти художественные вставки помогают понять смысл происходящего, причины всего случившегося.
    А как же автор любит родную Русь. С помощью художественной речи он показывает нам свой патриотизм, свою преданность земле русской. Именно с такими чувствами и эмоциями было написано «Слово о полку Игореве». Автор, не ведая страха, осуждает князей в разъединении и советует исправить такую фатальную ошибку. А мы, в свою очередь, наблюдаем за великолепной, реалистичной картиной, которая открылась перед нами после прочтения строк «Слова … ».

  3. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.

  4. В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создал самое гениальное произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве».
    Тема, которой посвящено «Слово», — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Основные эпизоды этого похода находят подтверждение в летописях, конкретны и историчны описания Русской земли, меж княжеских отношений и многочисленных деталей дружинного быта. Кроме того, в поэме нет ни одного вымышленного имени: все действующие лица были современниками описанных событий или известны из русской или половецкой истории. Все это свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» — произведение, основанное на реальных фактах, поэтому в нем в полной мере нашли отражение реалистические традиции древнерусской литературы. Но вместе с тем «Слово» — произведение высокохудожественное, поэтическое. Оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: богатство языка, утонченность ритмического построения текста, народность и творческое переосмысление приемов устного народного творчества, особая лиричность, высокий гражданский пафос.
    В «Слове» ощущается влияние устной речи, которое проявляется и в выборе выражений — обычных, употреблявшихся в устной речи терминов военных и феодальных, и в выборе художественных образов, лишенных литературной изысканности, и народных; и в самой ритмике языка, как бы рассчитанного на произнесение вслух. Автор постоянно обращается к своим читателям, словно они окружают его. Поэтому создается впечатление, что автор «Слова» ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Дело в том, что устная речь, «позиция» оратора характерны для всех жанров древнерусской литературы, которая как бы не успела еще отделиться от устной речи, и в ней не успели закрепиться приемы письменного художественного творчества. Обращения к слушателям, ораторские восклицания, ритмика устной речи характерны не только для «слов» и «проповедей», но и для житий, летописей, исторических повестей, для произведений чисто церковных. Ораторские приемы мы сможем найти в любом произведении древнерусской литературы. Присутствуют они и в «Слове о полку Игореве». Но лирики, непосредственной передачи своих чувств и настроений в «Слове» намного больше, чем в произведении ораторского искусства. Именно необыкновенный поэтический язык, благодаря своей красоте, приближает это произведение к художественному. Сам автор «Слова» называет свое произведение очень неопределенно — то «словом», то «песнью», то «повестью». Но, выбирая свою поэтическую манеру, он рассматривав как предшественника не какого-либо из известных ораторов ХI – XII вв., а Бояна — певца, поэта, творившего в том же роде поэзии» в каком творит и он сам.
    Автор «Слова» одним из первых начал пользоваться многими литературными приемами, черпая образы и художественную систему из различных источников, трансформируя их, преображая, сливая в органический сплав. Лирические рассуждения, авторские отступления, народнопоэтическая символика «Слова» коренятся в Фольклоре, в языческих верованиях в силы природы и языческих богов Хорса, Стрибога, Белеса, Даждьбога. Но для автора природа и МИР языческих богов — источник поэтических представлений, и он очень точно и метко подбирает слова и выражения для передачи этих представлений. Так, например, соловьиное пение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят — они «трепещут», а трава не просто полегла — она «никнет» («ничит»). Солнце, предвещая неудачный поход, «меркнет», багряные снопы лучей и вечерней зори «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикрывает свет тьмою». Персты не просто кладут на струны — их «воскладают», и струны «рокочут» славу доблестным воинам. Слава «звенит». Тоска «разливается», печаль «течет» посреди Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева, они «вьются». Телеги не скрипят, а «крычат», как лебеди. Ветер не просто помогает плыть кораблям — он их «лелеет на синем море», и Ярославна просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней милого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Русской земли. Это выражение очень понятно и уместно для любящей Ярославны, оно как бы исходит из ее тоскующего сердца.
    Образ Ярославны воплощен в ее лирической песне-плаче, которая по праву считается наиболее поэтическим местом в «Слове о полку Игореве». Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, но и поражение его войска. Она обращается к могущественным силам природы, чтобы они помогли Игорю и его воинам. Поэтические образы верной жены Игоря Ярославны, которая «кукушкой кличет» на валу в Путивле, доброй и нежной жены Всеволода красавицы Глебовны — яркие женские образы, которые выделяются не только на фоне древнерусской, но и мировой средневековой литературы.
    Поэтические характеристики и других действующих лиц произведения отличаются необыкновенной выразительностью. В них отмечено самое существенное, и это существенное воплощено разными художественными средствами. Например, образ «соловья старого времени» Бояна раскрыт посредством описания художественной манеры. Эпитет «живые струны» подчеркивает искусство игры мастера, при котором инструмент как бы оживает в его руках.
    Автор «Слова» очень скуп на эпитеты, но зато те, которые он употребляет, отличаются поразительной меткостью. Ярослав Мудрый назван «старым», и этим подчеркнут не только его возраст, не только то, что он жил в прежние времена, но и его опыт, и его ум. Князь Изяслав Василькович, в одиночестве умирая на поле битвы от ран, «изронил» свою «жемчужную» душу через «золотое ожерелье», то есть через расшитый золотом ворот своей княжеской одежды. Эпитет «жемчужная» входит как часть в целое в этот сложный образ. Эпитет «теплые туманы» («мглы») употреблен в рассказе о бегстве князя Игоря как существенная деталь, ведь туманные ночи теплее ясных, и Донец во время ночлегов Игоря как бы укрывает его теплыми туманами. Особенно любит автор «Слова» эпитет «храбрый». Мстислав — брат Ярослава Мудрого, вступивший в единоборство с врагами Русской земли, назван храбрым. Храбрыми названы Игорь, Борис Вячеславич, дружина, ольговичи, все русские сыны — «русичи», и даже мысль Романа Мстиславича «храбрая». В этом сказалось особое пристрастие автора к воинским доблестям.
    Связь автора «Слова» с народной поэзией не случайна. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного труда русского населения. Вот почему и его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. Любовь к Родине определила выбор художественных средств в «Слове», усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление. Тем не менее «Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» — не запись устной речи или исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя автор и «слышал» все то, что он написал, проверял на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию. Об этом говорит исключительно сильная ритмичность «Слова» (исследователи не исключают возможности, что автор предназначал свое произведение для пения). Не раз делались попытки разложить текст «Слова» на стихи, найти в произведении тот или иной стихотворный размер, но эти попытки оказались несостоятельными. «Слово» написано не по законам современного нам стихосложения. Его ритмическая система своеобразна и принадлежит своему времени — XII веку. Ритм «Слова» в основном связан с построением фраз, со смыслом, содержанием текста. Так ритм, передающий волнение Игоря перед бегством, тревожный, а в описании черниговских кметей чувствуется бодрый и энергичный ритм мчащегося войска. И совершенно иной ритм — ритм большого, свободного дыхания народного плача – чувствуется в обращении Ярославны к солнцу, ветру, Днепру- Ритмичность «Слова» тесно связана со всей его композицией. Ритмично все построение «Слова» в целом: равномерны переходы от одной темы к другой, ритмичны равномерно распределяющиеся лирические отступления, подчеркивают ритмичность и одинаковые начала фраз:
    Что мне шумит, что мне звенит…
    Билися день, билися другой.
    Ритм речи создают и излюбленные в «Слове» сочетания: «чти и живота», «свычая и обычая», «туга и тоска». Каждый раздел имеет свой законченный ритмический рисунок:
    Уже пал позор на славу;
    уже ударило насилие на свободу;
    уже бросился див на землю.
    И вот готские красные девы
    запели на берегу синего моря:
    звеня русским золотом…
    Гибкий ритм подчинен содержанию произведения, и в этом точном соответствии — одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.
    «Слово о полку Игореве» действительно является высокохудожественным произведением древнерусской литературы, настоящей жемчужиной нашей культуры. Его открытие и публикация сыграли важную роль в развитии русского литературоведения. Оно обозначило исторические дали нашей художественной литературы, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы.
    ?

  5. 30.01.2017, 23:22
    План анализа лирического стихотворения
    Каково настроение стихотворения? Меняется ли оно по ходу текста?
    Какое впечатление производит стихотворение? Какое настроение вызывает?
    Сколько в стихотворении частей, как они взаимосвязаны?
    Назовите главные образы стихотворения, способы их создания (звукопись, изобразительно-выразительные средства языка, поэтические интонации): лексические цепочки, связанные с образами; изобразительные средства и художественные приёмы; ассоциации к каждому образу;интерпретация (о чём стихотворение?)
    Какова ритмическая организация стихотворения (длина стиха, стихотворный размер, способы рифмовки)
    Каков смысл названия стихотворения?
    Как в нём выражается позиция автора?
    Помним, что у любого сочинения – трехчастная композиция: вступление – основная часть – заключение.
    Например:
    ВСТУПЛЕНИЕ: Изображение весны – вечная тема поэзии. Но как по-разному отображают эту замечательную пору поэты.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: впечатление, тема, динамика развития темы, ключевые слова и образы, композиция и т.д. (смотри план)
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Лирический герой Плещеева видит весну, любуется ею и радуется не только приходу весны. Он показывает, как с переменой в мире природы возникают лучшие, оптимистические чувства у лирического героя.

  6. 6
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    (1) «Над окошком месяц. (2) Под окошком ветер. (3) Облетевший тополь серебрист и светел…» — доносится из приёмника.
    Полный текст:
    Сочинение
    Мне кажется, что поэзия существует столько же, сколько существует человек. В моменты переживания и счастья, трагедии и комедии, в праздник и в горе – всегда человек выражал свои мысли, эмоции и переживания с помощью песен и стихотворений. В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев заставляет нас задуматься над вопросом: «В чем состоит сила поэтического слова?».
    Комментируя данную проблему, писатель обращает наше внимание на стихотворение Сергея Есенина, доносящееся из приемника, а также из уст голосистых женщин, символизирующих простой русский народ. Разнообразным количеством эмоций наполнены эти строки: тут и очищающая скорбь, и любовь к родному краю. В.П. Астафьев подчеркивает то, какие чувства поэт вкладывал в свое стихотворение и как они отражаются в сердцах простых граждан: «Он мучается за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня…».
    Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: поэтическое слово способно пробудить в человеке различные чувства, заставить его задуматься о самом важном. Поэзия Сергея Есенина наполняет человека «слезами и горьким восторгом».
    Трудно не согласиться с В.П. Астафьевым в том, что поэзия обладает волшебной силой. Одной строчкой можно заставить человека одновременно плакать и смеяться. Проникаясь эмоциями и переживаниями автора, читатель пропускает их через своё сердце. Благодаря лирике классиков мировой литературы можно задуматься над смыслом бытия, оглянуться на собственную жизнь, очистить душу и морально переродиться.
    Например, в коротком, но очень насыщенном стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва», вмещается одновременно и печаль автора, и его вера в «силу благодатную», в перерождение человека и освобождение его души от тоски и мучительных сомнений. Лирический герой, как и сам автор, верит в силу живого слова и в то, что оно может помочь любому человеку очистить свое сознание от тревоги. И там, где раньше была тяжесть, теперь будет легкость: «С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…».
    Сила поэтического слова заключается в самом призвании поэта. А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» выражает это через образ поэта-мученика, влачащегося по пустыне и ожидающего истину с небес. И Бог обозначил ему его призвание: «Глаголом жги сердца людей». Таким образом, А.С. Пушкин видит силу поэтического слова в том, чтобы добираться до самых глубин человеческой души и обжигать их словом.
    Для каждого из нас поэзия играет свою индивидуальную роль. Кто-то проникается любовной лирикой и находит в этом свои переживания, кто-то любит стихотворения про дружбу и любовь к родному краю, а кто-то и вовсе пропускает через своё сердце грустные строчки о смысле жизни и предназначении поэта. Но равнодушным не остается никто, и в этом заключается сила поэтического слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *