Сочинение по литературе на тему разум и чувства 10 класс

7 вариантов

  1. Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  2. Разум и чувства
    Предмет речи
    Возможные формулировки темы
    Возможные формулировки главной мысли
    Цитаты
    Литературный материал
    Разум и чувство
    Физики и лирики
    Можно ли представить разум и чувство друг без друга?
    Имеет ли смысл противопоставление разума и чувств?
    Что ценнее для современного человека: развитое мышление или развитая интуиция?
    Действительно ли разум и чувство нуждаются друг в друге?
    Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним чувством нельзя (Э.М. Ремарк)
    Что правит миром: разум или чувства?
    Можем ли мы управлять своими чувствами?
    Разум и чувства должны дополнять друг друга.
    Невозможно представить человека, который пользовался только разумом или только чувствами.
    Разум подсказывает, чего делать не следует, а сердце говорит, как следует поступить.
    Физики и лирики (Борис Слуцкий)
    Что-то физики в почете.
    Что-то лирики в загоне.
    Дело не в сухом расчете,
    дело в мировом законе.
    Значит, что-то не раскрыли
    мы, что следовало нам бы!
    Значит, слабенькие крылья –
    наши сладенькие ямбы,
    и в пегасовом полете
    не взлетают наши кони…
    То-то физики в почете,
    то-то лирики в загоне.
    Это самоочевидно.
    Спорить просто бесполезно.
    Так что даже не обидно,
    а скорее интересно
    наблюдать, как, словно пена,
    опадают наши рифмы
    и величие степенно
    отступает в логарифмы.
    Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский)
    Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны (Флобер)
    — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.— Всё?— Всё.— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.— Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
    И.А. Гончаров «Обломов»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    Антиутопия: борьба с чувствами
    Следует ли ради построения нового общества брать под контроль чувства и разум людей?
    Какие опасности несут в себе попытки управления чувствами других людей?
    Можно ли пренебречь чувствами людей ради достижения общественного блага?
    Чувства людей брать под контроль бессмысленно и преступно.
    Государство не должно  управлять сознанием человека и его чувствами.
    Всякое воспитание есть контроль над разумом и чувствами.
    Евгений Замятин «Мы»
    Уильям Голдинг «Повелитель мух»
    Торжество разума. Просвещение.
    Все ли средства хороши для достижения цели? Существует ли что-то настолько полезное, что оправдывает любые цели?
    Что правит миром: разум или чувства?
    Может ли быть счастливым человек, подчинивший жизнь разуму?
    Только разум может избавить человечество от пороков.
    Полное торжество разума – это утопия.
    То, что нам кажется полезным не всегда правильно.
    В жизни нельзя полагаться только на разум.
    Разум – счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)
    Образ Лужина
    Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. …..
    – Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: “возлюби”, и я возлюблял, то что из того выходило? – продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, – выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: “Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь”. Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. ……
    А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать!
    Достоевский  «Преступление и наказание».
    Жюль Верн «таинственный остров»
    Борьба разума и чувств в любовных переживаниях
    Как взаимодействуют разум и чувство в любви?
    Ревность – порождение чувств или разума?
    Может ли любовь опираться на разум?
    Почему нужно порой сдерживать свои чувства?
    Разум должен сдерживать порывы чувств, а чувства наполняют жизнь смыслом.
    Любви нужно отдаваться рассудочно, потому что это чувство – бесценный дар человеку.
    Если не прислушиваться к голосу разума, история любви может привести к беде.
    Нужно прислушиваться к голосу сердца, в любви разум и расчёт- помеха.
    Когда от любви поёт сердце, разум должен не подпевать , а дирижировать (Вадим Панов)
    — Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа, — говорил на следующий день Аркадию Базаров, поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова. — Чувствует мой нос, что тут что-то не ладно.— Я тебе удивляюсь! — воскликнул Аркадий. — Как? Ты, ты, Базаров, придерживаешься той узкой морали, которую…— Экой ты чудак! — небрежно перебил Базаров. — Разве ты не знаешь, что на нашем наречии и для нашего брата «не ладно» значит «ладно»? Пожива есть, значит. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя, по мнению моему, выйти за богатого старика — дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное. Я городским толкам не верю; но люблю думать, как говорит наш образованный губернатор, что они справедливы (Тургенев «Отцы и дети»).
    Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.
    Нужно выплёскивать чувства наружу. Хуже, если перестать это делать. Иначе они будут накапливаться и затвердевать внутри. А потом – умирать. (Харуки Мураками)
    Лев Толстой «После бала»
    И.Бунин «Чистый понедельник», «Солнечный удар»
    «Лёгкое дыхание»
    А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
    Горький «Старуха Изергиль»
    А. Солженицын «Матрёнин двор»
    Чехов «О любви», «Дама с собачкой», «Ионыч»
    Борьба разума и чувства при принятии серьёзных жизненных решений
    Когда не надо прислушиваться к голосу разума?
    Что сильнее: разум или чувства?
    Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.
    Когда ум с сердцем не в ладу…
    Когда наш разум соглашается с нашими чувствами, мы обретаем гармонию.
    Чувства нам даны для ощущения жизни, а разум  – для совершения  правильного выбора.
    Серьёзные решения можно принимать только с холодной головой/только прислушиваясь к голосу сердца.
    Перед здоровым человеком  никогда не станет выбор между разумом и чувствами, в любом случае им будет руководить и то и другое.
    Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце. (Шиллер)
    Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни (Толстой)
    В двадцать лет царит чувство, в тридцать – талант, в сорок – разум (Бальтасар Гарсиан-и-Моралес)
    Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом.
    Л. Толстой «Война и мир»
    А.Пушкин «Капитанская дочка»,  «Станционный смотритель», «Метель», «Евгений Онегин»
    А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»
    Горький «Старуха Изергиль»
    А. Солженицын «Матрёнин двор»
    Логическая схема сочинения «Противоборство чувства и разума и различное решение этого вопроса в литературе разных веков»
    Сильное, страстное чувство может повелевать человеком, вступать в противоречие с подсказкой разума.
    В русской литературе на рубеже 18-19 века
    Человек может стать рабом негативного чувства, разрушающего и самого человека, и его жизнь.
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    Этот вопрос важен для понимания положительных героев, у которых чувства и разум в гармонии.
    Сильное позитивное чувство может стать выражением потребности человека быть внутренне свободным, достойным внимания и уважения.
    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
    Героиня «Бедной Лизы» целиком во власти чувства любви к Эрасту.
    В романтических поэмах герои-одиночки одержимы страстным желанием удовлетворить своё сильное чувство
    А.С. Пушкин «Цыганы». Алеко уходит в цыганский табор, т.к. ищет личной свободы. Даже любовь к Земфире не отвращает его от этой идеи, а потом он не может смириться  с тем, что любовь Земфиры остыла
    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» . Мцыри так страстно стремиться найти родину, что его не останавливают никакие опасности, когда он уходит из монастыря. Юноша настолько предан этой идее, что не желает никакой помощи для себя, а предпочитает умереть.
    В романах  русских писателей 2-й половины 19 века чувства пребывают в постоянной борьбе с разумом. Чувство излечивает исстрадавшуюся  душу человека, возвышает её.
    Л. Толстой «Война и мир». Жалость к страдающей Наташе Безухов принимает за любовь. Пройдя через испытания  и искания холодного разума, Пьер понимает, что такое истинное счастье. Ради рассудочной любви он жертвует частью своей свободы. «Не по хорошу мил, а по милу хорош» – о любви княжны Марьи и Николая Ростова, где важнее духовное родство душ.
    Л.Н. Толстой «Война и мир». Для некоторых героев понятие любовь окрашено негативным, физиологическим ощущением (Анатоль Курагин, чувство Безухова к Элен). Оно не возвышает душу.
    Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова, живя во  грехе, сумела сохранить свою душу во имя любви к Богу и к своему беспутному, несчастному отцу, а впоследствии спасла и Раскольникова от духовного распада личности.
    На рубеже 19-20 веков способность человека к сильному чувству сближалась с понятием высоких духовных потребностей личности
    Куприн «Гранатовый браслет». Сильное, всепоглощающее чувство как проявление внутренней свободы человека, требующее уважения к этому выбору.
    В ранних романтических произведениях Горького действуют герои, для которых сильные чувства являются приоритетными.
    В западноевропейской литературе  проблема противоборства чувства и разума  решалась иначе
    Шекспир «Ромео и Джульетта». Приводит нас к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей этого чувства и пагубно влияет на окружающих
    Шекспир «Отелло». Всепоглощающее чувство зависти, которое грызёт Яго, хоронит и любовь Отелло и Дездемоны, и их счастье. Сильное, тёмное чувство опасно для всех, оно не подвластно никаким доводам рассудка.
    В западноевропейской романтичес кой литературе проблема противоречия всепоглощающего чувства и разума рассматривается в личном плане, в рамках  личных судеб отдельных героев.
    В романах Флобера «Мадам Бовари», Стендаля «Красное и чёрное» герои (а часто это бедные люди) борются за свой высокий социальный статус, за деньги, порой принося в жертву этому стремлению свою любовь и предавая любимых
    Герои Стендаля и Бальзака думают только о деньгах. Желание разбогатеть поглощает все остальные эмоции, повелевает этими людьми.
    19:38
    Разум и чувства. Пример
    Тема дана в форме вопроса.
    Должен ли разум преобладать над чувствами?
    Записать данный вопрос или перефразировать его, добавить проблемные вопросы, а затем дать на них ответ, сформулировав тезис.
    Должен ли разум преобладать над чувствами? К каким последствиям  может привести конфликт между разумом и чувством?  Может ли человек, подчиненный законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?
    Действительно, как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Мне кажется, что человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств».  А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе. (тезис – 83 слова)
    Основная часть (2 аргумента)
    Давайте вспомним  роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении автор изображает столкновение двух противоположностей, символизирующих собой разные типы личностей –романтиков и реалистов («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» )– Владимира Ленского и Евгения Онегина. В отличие от Онегина, человека рассудочного, с поврежденным и приглушенным сердцем, Ленский сохранил сердечность и доверчивость; порой он наивен и простодушен, порой неумеренно вспыльчив и горяч. Именно эти качества приводят Ленского к трагической гибели на дуэли от руки Онегина. Понимал ли Евгений Онегин, что может произойти трагедия? Да. Но будучи рационально мыслящим, прагматичным человеком, в угоду общественному мнению он принимает вызов от друга и убивает его. Таким образом, разум Онегина взял верх над его чувствами и привел к трагедии.  Промежуточный вывод   (118 слов)
    Можно привести и другой пример из этого же произведения. Получив письмо от Татьяны Лариной с признанием в любви, Онегин по-человечески оценил её сердечный порыв. Это письмо тронуло его душу и привело в волнение, но он не разглядел своего счастья; прагматический подход ко всему, даже к любви, не позволил Онегину, подчиненному законам разума, обрести семейное счастье. Однако, когда Евгений встречается с Татьяной через несколько лет, он влюбляется в неё, как мальчишка, слепо и безрассудно, позволяя уже чувствам взять верх над разумом. Эта страсть испепелила его душу, но не принесла ему счастья, так как Татьяна была уже замужем и они не могли быть вместе.                   (102 слова)                                       ИТОГО: аргументы =220 слов
    Вывод
    В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму, в которой нет места чувствам. Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», и тогда он будет жить  в гармонии и с самим собой, и с окружающими.              (54 слова)
    ИТОГО: 353 слова
    Нравственность — это разум сердца.
    Гейне Генрих
    Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
    Белинский Виссарион Григорьевич
    Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
    Гегель Георг Вильгельм Фридрих
    Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
    Пришвин Михаил Михайлович
    Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
    Шиллер Фридрих
    Примерные темы
    Нравственность – разум сердца.
    Чувства сильнее разума (по произведениям Куприна)
    Желтков: любовь или сумасшествие?
    Почему решения надо принимать с холодной головой?
    Чем опасна страсть?
    Разум и чувства аргументы сочинение
    Тематические направления итогового сочинения этого года флап.рф/Флапгород/Итоговое_сочинение_(изложение)_в_2016-2017_учебном_году/Отзывы/7779782 не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций.
    Оппозиция Разум и чувства – одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода.
    На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще – на примере двух героев одного произведения.
    Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.
    Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.
    “Разум – способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания.”
    “Чувства – способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни” Можно попроще: “Чувства – это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по “Евгению Онегину”) без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.”
    Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.
    Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие:
    “Я хотел понять, — вздохнул Бог,  — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека.” (Фазиль Искандер “Сон о Боге и дьяволе”)
    “Разум есть способность создавать принципы.” (И. Кант).
    “Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку.” (О. Шпенглер)
    “Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни.” (О. де Бальзак)
    “Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.” М. Пришвин
    “Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.” В.Г.Белинский
    “Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным” Тит Лукреций Кар
    “Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни” Август Платен
    “Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. ” Л. Фейербах
    В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее – разум или чувства, что нужно для их развития.
    Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это:
    – Дж. Остин “Разум и чувства” (разум Элинор и чувства Марианны);
    – А.С. Пушкин “Евгений Онегин” (разум Онегина и чувства Татьяны),
    – А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” (всё в Принце – и разум, и чувства);
    – В. Закруткин “Матерь человеческая” (чувства, которые побеждали разум) флап.рф/Книги/Матерь_человеческая/Отзывы/7311462 ;
    – А. и Б. Стругацкие “Пикник на обочине” (работа и отношения Рэдрика Шухарта) флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ;
    – Ф. Искандер “Сон о Боге и дьяволе” (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ;
    – Л. Улицкая “Дочь Бухары” (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ;
    – Дж. Мойес “До встречи с тобой” (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 ;
    – А. Барбюс “Нежность” флап.рф/Книги/Нежность/Отзывы/7830325 .
    Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.

  3. Список примерных тем:
    1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
    2. “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк).
    3. “Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести” (В.Г.Белинский).
    4. “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин).
    5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств” (М.Пришвин).
    6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь” (Пифагор).
    7. “Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями” (Н.В.Гоголь).
    8. “Разуму не постичь надобностей сердца” (Люк де Клапье Вовенарг).
    9. “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский).
    10. “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер).
    11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни” (Л.Н.Толстой).

  4. Разум и чувства – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, взаимодействующие и конфликтующие друг с другом. Очень часто чувства выступают против разума. Что же происходит в такой ситуации? – человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства диктуют совсем другое, он лишается покоя и внутренней гармонии. Так внутри человека зарождается борьба, которая зачастую заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт мы наблюдаем произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделяет теорию «нигилизма» и отрицает буквально всё: будь то поэзия, музыка, искусство и даже любовь. Но, встретив на своём жизненном пути Анну Сергеевну Одинцову – красивую, умную, непохожую на других женщину, он влюбляется по-настоящему. Неожиданно он ощущает в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. У него внутри бушуют противоречия, нигилистические взгляды рушатся: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Чувства начинают бороться с разумом и жизнь становится для него невыносимой. Герой уже не в состоянии продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – всё у него валится из рук. Да, подобные разлады между чувствами и разумом порой делают жизнь невозможной, так как нарушается необходимая для счастья гармония, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Не лишним будет вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, которая имеет право преступить закон и даже пойти на убийство ради общего блага. Но, после убийства старухи-процентщицы, герою становится не по себе, его терзает совесть. Это тревожное и болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленной теории.
    Я считаю, что чувства всегда преобладают над разумом, потому что мы не можем их контролировать. Разум мы можем развивать, менять своё представление о чём-либо, а чувства охватывают порой человека так, что он может пойти даже на преступление или, не справившись с порывами чувств, покончить жизнь самоубийством из-за неразделённой любви.

  5. 5
    Текст добавил: ПОЛНОПРАВНЫЙ

    Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
    (403 слова)

  6. Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?
    В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод – всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
    Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца – Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» – напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…
    Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

  7. Разум и чувства – это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень неоднозначна и сложна. В одной ситуации чувства преобладают над разумом, в другой совершенно неожиданно разум берёт вверх над чувствами. Борьбу разума и чувств мы наблюдаем во многих известных произведениях мировых классиков литературы.
    Вспомним роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Он не признавал никаких чувств, романтики. Для него это было «белибердой, непростительной дурью…». Но когда он встретил на своём жизненном пути Анну Одинцову, женщину, которая была не такая как все, его взгляды на жизнь сильно изменились. Герой искренне полюбил эту девушку, но долго не признавал своих чувств, они казались ему неприемлемыми и страшными. Анна же не испытывала по отношению к Базарову подобных сердечных склонностей. Он всячески пытался скрывать свои чувства, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герою было очень сложно контролировать всё происходящее, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. В конце концов, он признался в любви Одинцовой, но получил отвержение. Это привело Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но любовь в нём всё равно не угасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она всё же разгорается и встаёт против его разума, в итоге одерживая победу над разумом. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Ещё одно противоборство разума и чувств мы наблюдаем в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести – сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. Девушка с головой ушла в свои чувства к Эрасту, но чувства молодого дворянина постепенно стали угасать, вскоре он отправился в военный поход, где проиграл всё состояние и по принуждению женился на богатой вдове. Лиза не смогла этого пережить и прыгнула в пруд. Её разум противоречил такому ходу событий, но справиться с пылким чувством она не смогла.
    Борьба двух важнейших сил внутреннего мира – это очень сложный процесс, происходящий в душе каждого человека. Или чувство побеждает разум или разум чувство. Подобные противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё-таки разуму никогда не постичь искренних чувств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *