Сочинение по литературе на тему вольга и микула селянинович
13 вариантов
«Вольга и Микула Селянинович» – фольклорное русское сказание, написанное народом, который жил в то давнее время.
Главным героем этой былины выступает Вольга Святославович – один из древнейших богатырей русской земли. Знакомство читателя с историческим персонажем происходит в самом начале произведения, а именно с детства Вольги. Необходимо также отметить что Вольга Святославович – это реальный персонаж, живший в Киевской Руси. Он изображал собой князя Олега Святославовича. Будучи ещё ребенком, Вольга показал себя культурным, просвещенным и любящим приключения мальчиком. Он жаждал познавать окружающий мир, все новое и неизведанное: плавать словно рыба под водой, летать как птица высоко в небе, бегать быстро по темным лесам будто дикий зверь. Такое поведение раскрывает героя как активную и весьма энергичную личность.
Прошло несколько лет, мальчик подрос и стал взрослым молодцем. Родной дядя Владимир сделал Вольге ценный подарок, подарив ему три города. Безусловно юноша захотел наведаться в эти города, познакомиться с народом, который там проживает. Пришло время созвать себе сильное войско и оправиться в путешествие. Собрав себе в помощь смелую дружину и посадив их на быстрых коней, войско отправилось в далекий путь. Это показывает главного героя как личность, которая имеет авторитет среди народа, ведь собрать мощное войско и организовать великий поход не каждому под силу. На протяжении всей былины можно понять, что дружина уважает и во всем подчиняется своему предводителю. Собрав воедино все личные качества, можно охарактеризовать Вольгу как сильную, волевую, мудрую и организованную личность.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего…
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
“Молодой Микула Селянинович!”
Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком. Такой рассказ впечатлил Вольгу и он пригласил его пополнить ряды его дружины.
Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Несомненно, во всей песне много приукрашиваний. Народ, который писал былину, ярко описал внешность обычного оратая. Микула был одет в дорогие, пышные одеяния во время работы в поле. А орудие его труда было изготовлено из серебра и золота. В те времена пахота, жатва и другая работа на поле считалась праздничным и торжественным событием. Именно поэтому обычного крестьянина так восхваляют и чествуют, больше даже чем военного служителя. Также поется о его привлекательной внешности. Читатель может догадаться что пел народ о Микуле с уважением, теплой и любовью в сердце, из этого следует что много полезного и доброго он сделал для русской земли.
Идеей этой былины является восхваление рабочего народа, крестьян, которые честно, тяжело работают и гордятся этим. Усердие и старание также воспевается в былине, ведь Микула трудолюбивый крестьянин, занимается тем что вспахивает землю. Взаимосвязь силы и трудолюбия в былине показывает, что простой крестьянин может защитить свои родные земли от врага. Ведь сам князь Вольга каким бы сильным не являлся, не мог сравниться мощью с пахарем Микулою. Он понимал, что он со своей дружиною не справятся с трудностями, которые ждут их впереди и несомненно позвал оратая с собой. Уже в пути стало ясно что богатырь Микула превосходит не только князя, но и изрядное количество войска. Это хорошо описывается в тот момент, когда дружинники норовили передвинуть соху оратая и когда у них ничего не получилось сам Микула взял соху с легкостью. Именно такими эпизодами князь и его дружинники прониклись уважением к пахарю и прозвали Микулой Селяниновичем.
Прославляя в своих сказаниях этого простого пахаря, народ вписал Микулу в историю на века, как человека доброго, мудрого и необычайно сильного, который сможет прийти на помощь людям в трудную минуту.
План
Введение
Былина — традиционно любимый народный жанр.
Основная часть
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
.
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою землею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
Тридцать молодцев без единого,
Сам еще Вольга во тридцатыих.
Далее в былине рассказывается о дяде Вольги, «славном князе Владимире стольно-киевском», который «жаловал» племянника тремя городами:
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет — другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
— Ай же Вольга Святославгович!
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
— Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких «молодцев» из своей дружины, чтобы они спрятали соху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Вольга посылает в поле десятерых «молодцев», но и те не могут справиться с «сошкой» пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
— Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «молодцев».
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
— Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
Говорил Вольга таковы слова:
— Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? —
Говорил оратай таковы слова:
— Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
— Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
***
Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
Молодой князь Вольга очень любознательный юноша, стремится познать все новое и неизведанное. Собрав большое войско из тридцати солдат, он отправился в свои владения чтобы собрать дань с крестьян. Выехали путники в открытое поле и услышали свист пахаря и скрип сохи, а самого работника не видать. Несколько дней ехали они чтобы наконец встретится с крестьянином. Оратай полюбопытствовал у князя куда они направляются. Князь поведал свою историю о том, что родной дядя подарил ему три города и направляются они туда чтобы собрать дань с народа. На что оратай предупредил о возможной опасности грозящей князю. Дело в том, что в этих городах орудуют разбойники и могут убить князя и кинуть в реку. Крестьянин также рассказывает, что сам недавно побывал в одном из этих городов, чтобы купить соли и как пристали к нему городские мужики, требовали поделиться грошами, а пахарю пришлось отбиваться от них кулаками.
Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.
Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей – выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» – простой мужик, оратай:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают… В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
У оратая сапожки из зелена сафьяна
Шилом пяты., носы остры… Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда « пять колодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, го у них ничего не получается.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение по былине «Вольга и Микула Селянинович» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем
Сочинение на тему – Чему учат нас басни
Отражение нравственных критериев в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Рубрики сочинений
Сочинение с описанием: Наш спортзал
План
Введение
В былине «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Основная часть
Вольга и Микула — две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства.
В тексте былины множество поэтических сравнений, с помощью которых характеризуются герои.
По характеру князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух былинных героев в их единстве.
Былина — произведение устного народного творчества, в котором повествуется о жизни и деяниях народных героев, защитников родной земли. В былине киевского цикла «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Вольга и Микула — две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства, целеустремленные. Народ выделяет их, об этом говорит сопоставление героев с любимыми животными:
Как стал тут Вольга растеть-матереть…
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Поэтические сравнения (Вольги с птицей-соколом, щукой- рыбою, серым волком; Микулы с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По характеру князь и пахарь рав-
ны друг другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Вольга обосновывает свое желание:
Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Мудрость князя в его стремлении найти подход к русскому мужику. Таким образом, видно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «к городам да за получкою» — добровольное стремление оратая помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «положил тут их … до тысячи». Данная гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. В образе простого пахаря-оратая воплощено богатырство, его любовь к родной земле. Микула Селянинович — обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Уважительно относится князь и к труду пахаря, поэтому посылает своих дружинников, чтобы те убрали соху с видного места:
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Вольга —- две равновеликие силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь воплощает мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.
План
Введение
Почитание народом защитников русской земли.
Основная часть
В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства.
Заключение
Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.
В древние времена народ почитал защитников русской земли и посвящал им свои устные сказания. Героями русских былин стали богатыри, обладающие огромной физической силой, способные противостоять любому врагу. Учёные-фоль- клористы различают два поколения богатырей в зависимости от времени появления былин с их участием. Различают старших и младших богатырей. К поколению старших богатырей относят героя известной русской былины Микула Селяниновича.
Микула — простой оратай, пахарь. В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги. Чудесный пахарь обладает необыкновенной, неподдающейся человеческому пониманию силой. Микула олицетворяет в былине героя-крстьянина. Для него труд землепашца — настоящий праздник и поэтому:
… у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем, а не мужиком-пахарем. Именно таким в Древней Руси было отношение людей к труду землепашца. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микуле Селяниновичу также присущи черты громовержца: он способен наказать разбойников и помочь в добром деле, он справедлив, но больше всего на свете он ценит свой труд, поэтому всё делает с божьей помощью. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства, поэтому он не преклоняется, не раболепствует перед князем, а разговаривает с ним на равных. Именно за это Вольга ценит хлебопашца:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
По моему мнению, Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий крестьянскую силу, силу русского народа.
«Вольга и Микула Селянинович» – фольклорное русское сказание, написанное народом, который жил в то давнее время.
Главным героем этой былины выступает Вольга Святославович – один из древнейших богатырей русской земли. Знакомство читателя с историческим персонажем происходит в самом начале произведения, а именно с детства Вольги. Необходимо также отметить что Вольга Святославович – это реальный персонаж, живший в Киевской Руси. Он изображал собой князя Олега Святославовича. Будучи ещё ребенком, Вольга показал себя культурным, просвещенным и любящим приключения мальчиком. Он жаждал познавать окружающий мир, все новое и неизведанное: плавать словно рыба под водой, летать как птица высоко в небе, бегать быстро по темным лесам будто дикий зверь. Такое поведение раскрывает героя как активную и весьма энергичную личность.
Прошло несколько лет, мальчик подрос и стал взрослым молодцем. Родной дядя Владимир сделал Вольге ценный подарок, подарив ему три города. Безусловно юноша захотел наведаться в эти города, познакомиться с народом, который там проживает. Пришло время созвать себе сильное войско и оправиться в путешествие. Собрав себе в помощь смелую дружину и посадив их на быстрых коней, войско отправилось в далекий путь. Это показывает главного героя как личность, которая имеет авторитет среди народа, ведь собрать мощное войско и организовать великий поход не каждому под силу. На протяжении всей былины можно понять, что дружина уважает и во всем подчиняется своему предводителю. Собрав воедино все личные качества, можно охарактеризовать Вольгу как сильную, волевую, мудрую и организованную личность.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего…
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
“Молодой Микула Селянинович!”
Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком. Такой рассказ впечатлил Вольгу и он пригласил его пополнить ряды его дружины.
Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Несомненно, во всей песне много приукрашиваний. Народ, который писал былину, ярко описал внешность обычного оратая. Микула был одет в дорогие, пышные одеяния во время работы в поле. А орудие его труда было изготовлено из серебра и золота. В те времена пахота, жатва и другая работа на поле считалась праздничным и торжественным событием. Именно поэтому обычного крестьянина так восхваляют и чествуют, больше даже чем военного служителя. Также поется о его привлекательной внешности. Читатель может догадаться что пел народ о Микуле с уважением, теплой и любовью в сердце, из этого следует что много полезного и доброго он сделал для русской земли.
Идеей этой былины является восхваление рабочего народа, крестьян, которые честно, тяжело работают и гордятся этим. Усердие и старание также воспевается в былине, ведь Микула трудолюбивый крестьянин, занимается тем что вспахивает землю. Взаимосвязь силы и трудолюбия в былине показывает, что простой крестьянин может защитить свои родные земли от врага. Ведь сам князь Вольга каким бы сильным не являлся, не мог сравниться мощью с пахарем Микулою. Он понимал, что он со своей дружиною не справятся с трудностями, которые ждут их впереди и несомненно позвал оратая с собой. Уже в пути стало ясно что богатырь Микула превосходит не только князя, но и изрядное количество войска. Это хорошо описывается в тот момент, когда дружинники норовили передвинуть соху оратая и когда у них ничего не получилось сам Микула взял соху с легкостью. Именно такими эпизодами князь и его дружинники прониклись уважением к пахарю и прозвали Микулой Селяниновичем.
Прославляя в своих сказаниях этого простого пахаря, народ вписал Микулу в историю на века, как человека доброго, мудрого и необычайно сильного, который сможет прийти на помощь людям в трудную минуту.
План
Введение
Былина — традиционно любимый народный жанр.
Основная часть
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
.
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою землею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
Тридцать молодцев без единого,
Сам еще Вольга во тридцатыих.
Далее в былине рассказывается о дяде Вольги, «славном князе Владимире стольно-киевском», который «жаловал» племянника тремя городами:
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет — другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
— Ай же Вольга Святославгович!
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
— Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких «молодцев» из своей дружины, чтобы они спрятали соху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Вольга посылает в поле десятерых «молодцев», но и те не могут справиться с «сошкой» пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
— Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «молодцев».
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
— Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
Говорил Вольга таковы слова:
— Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? —
Говорил оратай таковы слова:
— Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
— Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
***
Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
Молодой князь Вольга очень любознательный юноша, стремится познать все новое и неизведанное. Собрав большое войско из тридцати солдат, он отправился в свои владения чтобы собрать дань с крестьян. Выехали путники в открытое поле и услышали свист пахаря и скрип сохи, а самого работника не видать. Несколько дней ехали они чтобы наконец встретится с крестьянином. Оратай полюбопытствовал у князя куда они направляются. Князь поведал свою историю о том, что родной дядя подарил ему три города и направляются они туда чтобы собрать дань с народа. На что оратай предупредил о возможной опасности грозящей князю. Дело в том, что в этих городах орудуют разбойники и могут убить князя и кинуть в реку. Крестьянин также рассказывает, что сам недавно побывал в одном из этих городов, чтобы купить соли и как пристали к нему городские мужики, требовали поделиться грошами, а пахарю пришлось отбиваться от них кулаками.
Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.
Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей – выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» – простой мужик, оратай:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
У оратая сапожки из зелена сафьяна
Шилом пяты., носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда « пять колодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, го у них ничего не получается.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение по былине «Вольга и Микула Селянинович» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем
Сочинение на тему – Чему учат нас басни
Отражение нравственных критериев в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Рубрики сочинений
Сочинение с описанием: Наш спортзал
План
Введение
В былине «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Основная часть
Вольга и Микула — две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства.
В тексте былины множество поэтических сравнений, с помощью которых характеризуются герои.
По характеру князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух былинных героев в их единстве.
Былина — произведение устного народного творчества, в котором повествуется о жизни и деяниях народных героев, защитников родной земли. В былине киевского цикла «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Вольга и Микула — две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства, целеустремленные. Народ выделяет их, об этом говорит сопоставление героев с любимыми животными:
Как стал тут Вольга растеть-матереть…
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Поэтические сравнения (Вольги с птицей-соколом, щукой- рыбою, серым волком; Микулы с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По характеру князь и пахарь рав-
ны друг другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Вольга обосновывает свое желание:
Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Мудрость князя в его стремлении найти подход к русскому мужику. Таким образом, видно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «к городам да за получкою» — добровольное стремление оратая помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «положил тут их … до тысячи». Данная гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. В образе простого пахаря-оратая воплощено богатырство, его любовь к родной земле. Микула Селянинович — обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Уважительно относится князь и к труду пахаря, поэтому посылает своих дружинников, чтобы те убрали соху с видного места:
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Вольга —- две равновеликие силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь воплощает мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.
План
Введение
Почитание народом защитников русской земли.
Основная часть
В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства.
Заключение
Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.
В древние времена народ почитал защитников русской земли и посвящал им свои устные сказания. Героями русских былин стали богатыри, обладающие огромной физической силой, способные противостоять любому врагу. Учёные-фоль- клористы различают два поколения богатырей в зависимости от времени появления былин с их участием. Различают старших и младших богатырей. К поколению старших богатырей относят героя известной русской былины Микула Селяниновича.
Микула — простой оратай, пахарь. В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги. Чудесный пахарь обладает необыкновенной, неподдающейся человеческому пониманию силой. Микула олицетворяет в былине героя-крстьянина. Для него труд землепашца — настоящий праздник и поэтому:
… у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем, а не мужиком-пахарем. Именно таким в Древней Руси было отношение людей к труду землепашца. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микуле Селяниновичу также присущи черты громовержца: он способен наказать разбойников и помочь в добром деле, он справедлив, но больше всего на свете он ценит свой труд, поэтому всё делает с божьей помощью. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства, поэтому он не преклоняется, не раболепствует перед князем, а разговаривает с ним на равных. Именно за это Вольга ценит хлебопашца:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
По моему мнению, Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий крестьянскую силу, силу русского народа.