Сочинение по мцыри 8 класс на тему мцыри как романтический герой

13 вариантов

  1. В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.
    Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.
    Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.
    Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.
    Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

  2. Романтизм как литературное направление: основные черты
    Мцыри как романтический герой
    Трагедия Мцыри

    Романтизм как литературное направление: основные черты

    На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.
    Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок.
    В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.
    Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

    Мцыри как романтический герой

    В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.
    О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия.
    Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.
    Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

    Трагедия Мцыри

    Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.
    Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.
    Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.
    Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»
    Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения по теме | источник

  3. Мцыри как романтический герой поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    План

    1.Романтические образы Лермонтова.
    2. Мцыри как романтический герой
    2.1. Прошлое героя.
    2.2. Жизнь в неволе.
    2.3. Стремление к свободе.
    3. Трагизм Мцыри.
    М. Ю. Лермонтов – замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин, и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном – они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.
    Мцыри – главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри – сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.
    Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.
    Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить – это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке – грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.
    Хотя Мцыри – это романтический герой, прежде всего он – свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша – сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью – найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.
    Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

  4. Мцыри как романтический герой
    мцыри лермонтов свобода произведение
    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – молодой послушник. Он живет в трагическом и чужом для него мире – мире душных келий и мучительных молитв. Монастырь в понимании героя – это сумрачная тюрьма, символ неволи, печали и одиночества. Мцыри не считает это жизнью и мечтает вернуться в родные края. Юноша решается убежать из своего «плена» и отправляется на поиски новой настоящей жизни. За стенами монастыря Мцыри открывает много нового. Он восхищается красотой и гармонией кавказской природы. Все вокруг приводит его в восторг. Он наслаждается каждым мгновением сбывшейся мечты. Мальчик во всем видит только прекрасное. На протяжении всей жизни он не испытывал подобных чувств. Все кажется ему необычным, чудесным, полным красок и положительных эмоций. Но судьба смеется над бедным мальчиком. После трехдневных скитаний Мцыри снова возвращается в монастырь. Юноша не выдерживает и умирает. Перед смертью он делится со старцем впечатлениями, переживаниями и чувствами, полученными от красочного и яркого путешествия. Именно эти три дня он считает жизнью настоящего свободного человека. М.Ю. Лермонтов хочет показать безусловную ценность свободы и вольной жизни. Он посвящает истории всей жизни бедного юноши только одну главу, а трем дням – почти всю поэму, и мы понимаем, как эти три дня важны для Мцыри.

  5. Трагедия Мцыри — в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Всю свою жизнь юноша знал “одну — но пла­менную страсть”: вырваться на свободу из душного мона­стыря, который подарил ему эту короткую, но ненужную жизнь. Его влечет “чудный мир тревог и битв”, возмож­ность любить и ненавидеть, найти путь в “родную страну”, встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер.
    Гармония природы, ее свобода и непокорность проти­вопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнету­щая душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Не может сми­риться юноша с тем, что он “душой — дитя, судьбой ” монах”. Он лишен не только родины и памяти, но и собственного имени. Поэтому и рвется он на волю, где частично находит утерянное богатство сильных впечатлений,сдвижений и даже боя.
    Пои встрече с барсом Мцыри понимает,
    Что быть бы мог в краю отцов
    Не из последних удальцов.
    Много нового о себе смог узнать Мцыри во время дикой тки с барсом. Он был силен и страшен во время боя, й ато сам превратился в зверя. Героическая натура юно-раскрывается здесь наиболее полно и широко, помогая ему одержать победу над лесными зверями. Мцыри погру­жен в ощущение боя, как в глубокий сон. В пылу схватки он даже не замечает смертельных ран, нанесенных ему ког­тями барса.
    Однако же продолжение пути не приносит Мцыри удачи.
    “Вернулся я к тюрьме моей”, — рассказывает Мцыри, со страхом вспоминая вновь увиденные стены монастыря. Смертельно раненый, он понимает, что никогда ему не вер­нуться на горячо любимую родину.
    Увы! — за несколько минут
    Между крутых и темных скал.
    Где я в ребячестве играл,
    Я б рай и вечность променял… —
    признается Мцыри выслушивающему его монаху.
    Созданный Лермонтовым образ гордого и непокоренно­го юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды пе­ред смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя. [/sms]

  6. Лермонтова всегда восхищал и при­влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю­ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес­том действия поэмы «Мцыри» также из­бран Кавказ.
    Это произведение о мужестве и свобо­де. Поэт почти полностью исключил лю­бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру­зинкой у горного потока. Герой, побеж­дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла­менную страсть» сливается любовь к от­чизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монас­тырь, душными кажутся ему кельи, сум­рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди­лись мы», обусловлено страстным поры­вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона­стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
    О своем отце и знакомых Мцыри вспо­минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко­торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от­цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по­бега, потому что никто их не видит. Тра­гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо­настыря в грозовую ночь: то, что устра­шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.
    Мужество и стойкость героя с наиболь­шей силой проявляются в битве с бар­сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про­должить прежние страдания. Трагичес­кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще­вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли­мыми, и он напрасно «спорил с судь­бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро­изм — черты, которых Лермонтов не на­ходил среди боязливых и бездеятельных современников.
    Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст­вует родство лишь с природой. Заклю­ченный в монастырь, он сравнивает се­бя с бледным тепличным листком, вы­росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве­тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме­иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по­лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.
    Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не­счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива­ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.
    Итак, в поэме Лермонтова присутству­ют все черты романтизма: место дейст­вия — Кавказ, экзотический и велико­лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд­ного, сильного, смелого, свободолюби­вого, — автор наделил его всеми каче­ствами романтического героя, прекрас­ного, но невозможного.

  7. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» написана по всем канонам романтического произведения. По времени написания оно относится к эпохе, которую прославляли в своей лирике как зарубежные, так и отечественные авторы. Так, например, типичным романтическим героем западной лирики являлся Чайльд Гарольд лорда Байрона. Данной поэмой зачитывался весь высший свет.
    Лермонтов тоже, вслед за Байроном, решает создать романтическую поэму в лучших традициях данной эпохи, притом романтические поэмы уже вовсю писал великий соотечественник Лермонтова А.С. Пушкин.
    Согласно правилам построения системы образов лирического произведения, написанного в романтическом ключе, существует такое понятие, как «романтический герой».
    Такой герой имеет специфические черты: томное выражение лица, бледное чело, темные, наполненные глубоким смыслом глаза, темные длинные (чаще кудрявые) волосы.
    Таков и Мцыри, герой одноименной лермонтовской поэмы. Он не только имеет соответствующий облик, но и особый романтический характер, где-то вольнодумный, и даже воинственный. Такому герою постоянно приходится что-либо преодолевать: так он убегает из монастыря, борется с барсом. При всем при этом Мцыри одинок.
    Он легко идет на контакт, охотно рассказывая о своем детстве, но почти сразу же замыкается в себе, имеет переменчивое настроение.
    Мцыри, как герой, импонирует Лермонтову и читателю. Главный спутник романтического героя – это природа, которая проецирует на себя его психологическое состояние. Неслучайно все, что творится на душе Мцыри, выливается в дождь, в грозу.
    У Лермонтова также весь Кавказ выражен в образе романтического героя Мцыри – неподкупный, особенный, своенравный, вольнодумный.
    Поэтому в поэме Лермонтова идеально сочетаются черты романтического героя и идейный замысел произведения.

  8. “Проводы ополчения” сочинение 8 класс

    На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и знать. Нам предоставлен только фрагмент картины, но…

    Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова “Мцыри”

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы,…

    Жизнь в уездном городе до приезда ревизора

    Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала…

    Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора

    В произведении Гоголя “Ревизор” показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за чего все посылки задерживаются, а он сам больше…

    Значение “Немой сцены” в комедии “Ревизор”

    В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству…

    Капитанская дочка. Сочинение на тему любовь

    Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша-…

    Комедия Ревизор краткое содержание

    Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков.     Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в…

    Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс

    Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной…

    Краткое сочинение на тему Ревизор 8 класс

    Комедия ,Ревизор” была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника – ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать план действий. Надо как то отвлечь ревизора от…

    Краткое сочинение про Мцыри 8 класс

    Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно…

  9. Лермонтова всегда восхищал и при­влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю­ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес­том действия поэмы «Мцыри» также из­бран Кавказ.
    Это произведение о мужестве и свобо­де. Поэт почти полностью исключил лю­бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру­зинкой у горного потока. Герой, побеж­дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла­менную страсть» сливается любовь к от­чизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монас­тырь, душными кажутся ему кельи, сум­рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди­лись мы», обусловлено страстным поры­вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона­стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
    О своем отце и знакомых Мцыри вспо­минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко­торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от­цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по­бега, потому что никто их не видит. Тра­гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо­настыря в грозовую ночь: то, что устра­шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.
    Мужество и стойкость героя с наиболь­шей силой проявляются в битве с бар­сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про­должить прежние страдания. Трагичес­кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще­вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли­мыми, и он напрасно «спорил с судь­бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро­изм — черты, которых Лермонтов не на­ходил среди боязливых и бездеятельных современников.
    Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст­вует родство лишь с природой. Заклю­ченный в монастырь, он сравнивает се­бя с бледным тепличным листком, вы­росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве­тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме­иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по­лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.
    Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не­счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива­ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.
    Итак, в поэме Лермонтова присутству­ют все черты романтизма: место дейст­вия — Кавказ, экзотический и велико­лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд­ного, сильного, смелого, свободолюби­вого, — автор наделил его всеми каче­ствами романтического героя, прекрас­ного, но невозможного.

  10. По своей природной натуре Мцыри боец, он стремится к своей цели, свободолюбивый, смелый и сильный. Мцыри человек, который живет в согласии с природой, Мцыри не хочет жить по тем законам, которые придумывает государства, эти законы подавляют свободу человека, Мцыри хочет существовать в согласии с законами природы, они отличны от государственных законов тем, что позволяют человеку реализоваться и раскрыться. Мцыри сбежал от монахов, хотя они люди набожные, но его не устраивает четкий распорядок их жизни, зависимость от чьей-то воли. Зависимость от самого Бога, его душа требует свободы и его притягивает зов отчизны.
    Мцыри является романтическим героем, и как подобает таким героям он бунтарь, герой-одиночка, он помещен в экзотический пейзаж, его мечта противопоставлена с действительностью, он наполнен пламенными желаниями. Лермонтов строит новаторский конфликт и выводит героя на следующую ступень: наряду с жаждой свободы появляется любовь к Родине. Оказывается, в течение всей своей недолгой жизни он мечтал увидеть те места, где он впервые появился на свет, услышать родную речь, мечтал полюбоваться красотой природы, испытать счастье. Несколько лет для него было счастьем жить в монастыре, но спустя определенное время, он стал считать свою жизнь бесполезной и несчастной, стал узником, для него монастырь стал заточением, ему стало душно, он не мог там дышать.
    Мцыри перед смертью исповедуется монаху, который стал его спасителем, без его помощи он бы погиб еще в детстве. Монах вырастил его, он исповедуется перед ним. Мцыри рассказывает ему, что пережил в течение этих трех судьбоносных дней. Мцыри наконец-то увидел горы и реки, он рассказывает, как вел смертельный бой с барсом, он совершенно не был физически подготовлен к такой серьезной борьбе, в нем проснулась сила горца, закипела кровь родных, без этой силы он бы умер от нападения этого животного. Также он застал страшную бурю, увидел грозу, увидел, как из-за нее загорелось дерево. Он увидел девушку, в его сердце даже проснулись чувства к ней. Совершив побег, он вдохнул полной грудью, увидел безграничную природу, эти три дня он считает лучшими днями из всей его жизни. Вся окружающая природа олицетворяет для Мцыри свободу и волю.
    В литературе такими романтическими персонажами являются Братья-разбойники у Пушкина и Корсар у Байрона.

  11. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где обнявшись, будто две сестры,струи Арагвы и Куры несут с гор свои мощные потоки. Развалины монастыря, столбы обрушенных ворот, руины церкви, могильные плиты,
    которых надпись говорит
    о славе прошлой…, —в такой обстановке мы знакомимся с героем. Узнав от автора о пленении шестилетнего ребенка, о его болезни и тихом ожидании смерти, мы невольно проникаемся сочувствием к Мцыри. Умелое лечение монахов не дало мальчику погибнуть, но рос он замкнутым, тоскуя «по стороне своей родной». Но вдруг — бегство из тихой спокойной обители в одну из осенних ночей. (Ночь — символ мучительной жизни человека одинокого, лишенного друзей, беззащитного, символ опасности и вражды). «Три блаженных дня», проведенных Мцыри на свободе, дали ему возможность вспомнить отцовский дом, увидеть «седой, незыблемый Кавказ»,
    взглянуть на дальние поля,
    узнать, прекрасна ли земля,
    узнать, для воли иль тюрьмы
    на этот свет родимся мы.
    Умирающий юноша, «собрав остаток сил», гордо начинает свою предсмертную исповедь. Всю жизнь он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе. И хотя в монастыре — оплоте духовного и добровольного рабства — монахи окружали его жалостью и заботой, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.
    Однако рассказ Мцыри не исповедь, как ее понимают служители церкви, а проповедь, спор с духовником. Жизненные идеалы, которые отстаивает в споре юноша, — это «чудный мир тревог и битв», «отчизна, дом, друзья, родные». Страна отцов, край изобилия, роскошной свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством, влекут пылкую душу Мцыри. Его мятежной пытливой натуре чужда атмосфера рабского смирения, покорности. А в природе, его окружающей, он видит гармонию, единение, братство — все то, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Но эта гармония разрушена встречей Мцыри с барсом и их смертельной схваткой. Мцыри силен так же, как зверь. В минуту опасности он почувствовал себя бойцом, проявил навыки, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера юноши. Мцыри победил и нашел в себе силы продолжать путь. Однако, заблудившись, Мцыри пришел «к тюрьме», мир природы не спас его. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь — раны от битвы с барсом были смертельны.
    С болью мы перечитываем последние строки поэмы, с сожалением прощаемся с юным героем. Но в нашем сознании навсегда останется умирающий, но не покоренный, не сломленный никакими страданиями Мцыри.

  12. Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь – то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
    Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
    Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
    В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
    Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

  13. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

    Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.
    Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.
    Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.
    В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.
    Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.
    Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.
    Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.
    Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.
    Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:
    И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.
    Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *