Сочинение по музыке на тему мелодия душа музыки

2 варианта

  1. 6 класс
    Тема: Мелодия – душа музыки
    Мелодия (греч. ??????? , от ?????— напев, песня и ???— песня, пение) – основная мысль
    музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство
    музыкальной выразительности.
    Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.
    Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них
    мелодию. Мелодия — это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
    Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.
    Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей — обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.
    Итак, мелодия – это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
    Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.
    Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.
    Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.
    Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).
    В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.
    В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.
    Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
    Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:
    Монодия – один голос
    Гетерофония – один голос с подголосками
    Полифония – многоголосие
    Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента
    Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
    Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
    Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
    Обе эти темы имеют яркие мелодии.
    Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?
    Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
    Есть такая сказка, она так и называется: “Мелодия печали и радости”.
    В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
    Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?
    (минорные; мажорные)

  2. Тема: Мелодия – душа музыки
    Мелодия (греч. ??????? , от ?????— напев, песня и ???— песня, пение) – основная мысль
    музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство
    музыкальной выразительности.
    Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.
    Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них
    мелодию. Мелодия — это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
    Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.
    Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей — обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.
    Итак, мелодия – это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
    Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.
    Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.
    Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.
    Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).
    В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.
    В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.
    Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
    Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:
    Монодия – один голос
    Гетерофония – один голос с подголосками
    Полифония – многоголосие
    Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента
    Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
    Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
    Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
    Обе эти темы имеют яркие мелодии.
    Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?
    Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
    Есть такая сказка, она так и называется: “Мелодия печали и радости”.
    В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *