Сочинение по обломову на тему обломов и ольга

9 вариантов

  1. Основной сюжетной линией произведения является любовный роман Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской, олицетворяющий яркую, романтичную, но заведомо трагичную любовь.
    История взаимоотношений главных героев начинается с внезапно возникшей симпатии в первое их знакомство, пробудившей в Обломове сильное душевное чувство.
    До встречи с Ольгой будучи уже мужчиной средних лет Обломов живет в образе комнатного цветка, воспитанный с малых лет в безделье и лени, любящий размеренный, спокойный образ жизни и предавшийся иллюзорным мечтаниям.
    Страстно влюбившись в Ольгу, Обломову кажется, что он обрел наконец-то идеал женщины, созданный его мечтаниями, способной стать ему верной и преданной женой.
    В отличие от Ильи Ильича Ольга Ильинская представляет собой образ яркой, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию молодой женщины. Ольга имеет привлекательную внешность, увлекается искусством, музыкой, литературой, хорошо образована.
    Девушка очарована Обломовым, но замечает все его недостатки и жаждет изменить возлюбленного, заставить его начать жизнь в ином русле.  В начале развития истории любви Обломов действительно начинает меняться и пробует активно существовать: просыпается рано утром, занимается чтением. Даже внешность героя приобретает оттенки свежести и отсутствия усталости от жизни.
    Однако решать практические и бытовые вопросы Обломов все же не в состоянии, ему это неинтересно. Поскольку Ольга становится более настойчивой и требовательной к нему, Илья Ильич осознает, что их чувства не имеют под собой никакой основы и взаимоотношения превращаются в тяжелую повинность.
    Ильинскую не устраивает пассивное и малоподвижное времяпровождение Обломова, ей кажется, что она в силах осуществить благородную миссию возрождения Ильи Ильича и превращения его в деятельного современного человека.

  2. Роман «Обломов» стал венцом творчества великого русского писателя И.А. Гончарова. Над своим детищем автор трудился долгие десять лет, оттачивая каждую строку, каждую сцену, доводя ее до идеала. Проблемы, которые Гончаров поднимает в своем произведении, не утратили свою актуальность и в наше время. Именно поэтому мы с удовольствием читаем этот великий роман.
    Основа сюжета романа «Обломов» заключается в драматических взаимоотношениях главного героя и Ольги Ильинской.
    Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов – классический представитель российского дворянства середины 19 века. Обломов ведет достаточно инертный образ жизни. Практически все свое время он проводит лежа на диване, погруженный в мечтания. Чтение книг и газет, Илья Ильич считает пустым занятием, на которое не стоит тратить время. Так бы и жил Обломов, если бы в один день к нему не приехал друг детства – Андрей Штольц. Андрей был полной противоположностью Ильи Ильича. Жизнь так и била из него ключом. Штольц был возмущен таким образом жизни своего друга, поэтому он решает вытащить его из постели и заставить жить по-настоящему.
    Друзья начинают посещать различные светские мероприятия, обедать в ресторанах, бывать в театре. В один из дней Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Это знакомство пробудило в Обломове чувства, которых ранее не было. Илья Ильич признается девушке в любви. В свою очередь Ольга понимает эти чувства, как долг по спасению человека. Ведь эти отношения были спровоцированы Штольцем и Ильинской ради спасения Обломова.
    Нужно сказать, что Ольга справилась со своей ролью отлично. Обломов «просыпается». Он сбрасывает свой домашний халат, просыпается в семь утра, ведет активный образ жизни. По словам Гончарова, Илья Ильич в этот момент проявил свои лучшие человеческие качества.
    Обломов переживал «поэму изящной любви». Под чутким руководством Ильинской он наверстал упущенную жизнь. Он проявлял интерес к газетным статьям, иностранной литературе. Правда, Гончаров говорит нам, что Обломов усвоил только то «что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги. Все остальное утопало в сфере чистой любви».
    Жизненные проблемы и хлопоты (строительство дома и дороги в родной деревне) не давали покоя Илье Ильичу. Со временем Обломов начал терять уверенность в своих силах, а вместе с ними гаснут чувства к Ольге. Теперь любовь для Ильи Ильича определенный долг. Именно поэтому герои романа вынуждены расстаться.
    Обломов находит свое счастье в доме Агафьи Пшеницыной, которая смогла окружить главного героя необходимым уютом и заботой. Смогла возродить для него родную Обломовку. А Ольга вышла замуж за Штольца.
    По моему мнению, любовные чувства Обломова и Ольги были обречены с самого начала. Если Илья Ильич отдавался им полностью, то в действиях Ильинской мы видим холодный расчет. Единственное, что было нужно Ольге – изменить Обломова. Именно будущего Обломова она и полюбила. О чем и сказала Ильи Ильичу в момент их последнего разговора. Обломову в свою очередь нужна была забота и душевное спокойствие, которое он нашел в доме Пшеницыной.
    Илья Ильич и Ольга были совершенно разными людьми со своими идеалами и ценностями. Именно поэтому их пути разошлись.

  3. В русской литературе роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает особое место. Написанный в сложный период, когда люди понимали необходимость преобразований, когда реформы приобрели уже неизбежно ожидаемый характер, он показывает разные варианты восприятия изменений. Столкновение консерватизма и деятельной новации, сибаритства и активной жизненной позиции, стагнации и устремления к развитию показано в романе ярко и отчетливо. Это противостояние лежит вне времени, характерно для любой эпохи и тем актуально для нашей. Оно находит свое отражение и в любви, ставшей испытанием для героев.
    Центральная линия романа – любовь главного героя и героини. Илья Ильич Обломов, живущий ровно и размеренно, умеющий насладиться жизнью не видит необходимости что-то делать, куда-то бежать. Юношей он получил прекрасное европейское образование и воспитание. Его достаток обеспечивает деревня, откуда исправно поступают оброчные деньги. Он старается избегать всяческой суеты, мелькания лиц и событий. При этом он не глуп и не вызывает антипатии. Ограниченный комнатами своей квартиры, он не видит преград разуму. В спокойствии бытия он видит возможности развития идей, размышлений, поэтических мечтаний. Он обаятелен своим внутренним спокойствием. Его друг Андрей Штольц, человек деятельный, инициативный и честолюбивый ценит в Илье Обломове чистоту души, честность, «хрустальность» помыслов. Он восхищается добротой друга, мягкостью его характера, даже некоторой наивностью. Флегматичность, некоторую меланхоличность характера Обломова Штольц считает апатией и ленью, старается изменить его. Андрей напоминает возбужденного и суетливо скачущего вокруг сенбернара спаниеля, все попытки «расшевелить» разбиваются о глубокую душевную умиротворенность.

  4. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она •такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  5. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  6. Введение
    Начало отношений Обломова и Ольги
    Развитие романа Ольги и Обломова
    Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?
    Заключение

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

    Начало отношений Обломова и Ольги

    История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене.
    Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы — не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».
    Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

    Развитие романа Ольги и Обломова

    Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.
    В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

    Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

    Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.
    В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.
    Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

    Заключение

    История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.
    На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.
    Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему «Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»».
    Любовь Обломова и Ольги в романе Гончарова «Обломов» – сочинение по теме истории взаимоотношений | источник

  7. И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения “подсовывает” Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого “розыгрыша”. Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: “ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем”. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов – “какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом”. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: “…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – все это ты должен и сможешь сделать”. Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги – максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
    Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, “Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга – девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
    Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити”.
    Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
    Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”.
    Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. “Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ..”
    “Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? – задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?”
    В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…” Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

  8. Тема любви- это сквозная тема, потому что выражение этого чувства можно найти во многих произведениях. Например, в произведении М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” истинная любовь Печорина и Веры или в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка” любовь Маши Мироновой и Петра Гринёва.
    В романе И.А.Гончарова “Обломов” есть 4 любовные линии: Обломов и Ольга, Обломов и Штольц, Захар и Анисья, Обломов и Пшеницына. Одной из важнейшей в этом романе любовной линией является любовь Ольги и Обломова.
    Поначалу Обломов ведёт бездеятельную жизнь. Он ничем не интересуется, не читает ни газет, ни книг. Но вот приезжает его друг-Андрей Иванович Штольц. Андрей поднимает Обломова с кровати и везет в гости. Там Штольц знакомит главного героя с Ольгой.
    Прежде всего Илья Ильич обращает внимание на её красоту:”Кто не встречал её, даже самый рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго обдуманно, артистически созданным существом”,”Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывного устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром взгляде темных, серо-голубых глаз” . “С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова”. “Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски…” Ольга стала путеводной звездой для Обломова.
    Когда Илья Ильич обедал со Штольцем у тётки, то мысли об Ольге никак не покидали главного героя.”Едва-едва на балконе, за сигаретой, за дымом, удавалось ему на мгновение скрыться от этого безмолвного, настойчивого взгляда”. Обломов, услышав пение Ольги, ожил, в его сердце пробудилась кровь:” От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заливались слезами”. Единственное слово, которое сказал Обломов было “Ах!”.
    Во 2 части 6 главе Илья Ильич признаётся в своих чувствах Ольге:”Нет, я чувствую…не музыку…а…любовь!”,”Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нём и что оно-истина”.
    После признания Обломова они долго не виделись, Штольц уехал. Одним словом, на Обломова и Ольгу “легло принуждение, оковы, обоим было неловко”. Всё это время Илья Ильич думал только об одном – о своём признании Ольге. В его голову стали закрадываться ужасные мысли. Он предполагал, что “у таких женщин любовники есть, да и хлопот много: доктора и пропасть разных причуд”. Они встретились совершенно случайно на аллее. И тогда Обломов сказал, что “это только минутное увлечение от музыки” Он испугался своих чувств. Это очень задело Ольгу, и она пытается быстрее убежать от главного героя, но Илья Ильич её догоняет и просит, чтобы она простила его, на что она отвечает:”…я не сержусь, прощаю”. Она это сказала с улыбкой на лице, и вскоре он был приглашён на обед к Марье Михайловне, Ольгиной тётке.
    Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной.
    Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо. В нем читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее
    люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…”. Удивительно, что именно Ольга решила разорвать их отношения. Это она объясняет тем, что она полюбила будущего Обломова.
    Чтобы окончательно разобраться в отношениях между Ольгой и Обломовым, стоит вспомнить задание о двойных звездах, которое задала Ольга Обломову. Две звезды- это и есть модель любви Обломова и Ольги. По мнению Ольги, две звезды должны вечно двигаться вместе и никогда не расставаться , а для Обломова -одна звезда должна пожертвовать собой, и этой жертвой должна была стать Ольга, которой бы пришлось пожертвовать своими принципами ради него. “Никогда, и ни за что!”- это слова Ольги ,которые показывают, что она не примет модель Обломова. А следовательно, их отношения были уже тогда обречены на провал, ведь они были совершенно разные.
    Добавил: PopCop

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *