Сочинение по пьесе чехова вишневый сад на тему жизнь и сад

8 вариантов

  1. А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.
    В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.
    Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.
    Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.
    Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин. Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти. И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.
    Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

  2. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство.
    Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.
    Это — центральный образ пьесы, который объединяет собой другие персонажи. На первый взгляд это только родственники и старые знако­мые, волей случая собравшиеся в поместье в пору цветения вишневого сада, чтобы решить свои житейские проблемы. И тем не менее это не случайные люди. Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.
    Самый старый человек в пьесе — Фирс. Все его идеалы — в прошлом, до 1861 года, «до воли», которую он считает началом всех бед. Это чело­век, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс — человек косный и ограниченный. В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это — преданность. Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство пат­риархального единства, цельности. С Фирсом эта цельность и беззавет­ная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное — родное гнездо, сад.
    Более молодые герои пьесы — русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская — умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту. Раневская — добрый человек. Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутрен­ней утонченностью и благородством. Но при всей своей развитости и ду­шевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элемен­тарной практичности и дальновидности, которые столь важны для забо­ты о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе. Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду — красо­те, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Эти герои обнаруживают свою пол­ную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того — смешны.
    Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека — Лопахина. Это — русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин — человек удивительно деятельный. Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое по­ле, сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями. Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад. Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, что­бы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и креп­ких руках.
    Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша. Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неве­домым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство при­вязанности к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противопо­ложность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.
    Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи — Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтатель­ны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь. Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент», «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы. Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основа­тельности.
    Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спа­сти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смот­рит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытает­ся переустроить ее на основе надуманных идей.
    В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отме­чена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.
    Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.
    Кто же спасет красоту?

  3. В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» повествуется о жизни 3-х поколений. Один из главных героев – сам сад воплотил в себе красоту прошлого, особенно в восприятии Гаева с Раневской, которые провели в нём годы детства. Они гуляли по этому саду, играли в нём, наблюдали за ним из окон дома.
    Другие герои пьесы, к примеру, Лопахин относятся к нему несколько иначе – как к предмету торговли, вызывающим предпринимательский интерес. Он считает нужным вырубить вишни и устроить на этом участке поле мака. По окончанию произведения, сад всё же постигает эта участь – раздаются стук топора и падание деревьев.
    Достаточно равнодушно к нему относится и вечный студент Пётр Трофимов, выискивая за каждой вишней искалеченные судьбы крепостных крестьян.
    Одна лишь Анна – нежное создание смотрит на сад с восторгом, мечтающая воссоздать его на новом месте. Только она искренне понимает всю красоту этого необычайного вишнёвого сада.
    Герои пьесы Чехова обитают совершенно в разных мирах и не понимают друг друга. Раневская мечтает, фантазирует, любит и всеми мыслями пребывает во Франции. В то же время она очень добрая, способна любить и обладает рядом иных, положительных качеств.
    Лопахин же, как представитель другого мира, смотрит на жизнь более реально и материалистично.
    Обозначив жанр пьесы как комедия, автор хотел показать, насколько печальна судьба страны. Чехов с симпатией относится к владельцам сада – брату и сестре. Это произведение стало последним в творчестве великого писателя, который воплотил в образ сада всё прекрасное и вечное и свою мечту – чтобы вся наша страна была таким же прекрасным и неувядающим садом…
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  4. «Вишневый сад» – драма, комедия или трагедия?
    «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем
    «Вишневый сад» А. П. Чехова – пьеса о несчастных людях и деревьях
    «Вишневый сад» как пример чеховской пьесы
    «Вишневый сад» цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова)
    «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия? – вариант 2
    «Вся Россия – наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой)
    Автор в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Анализ финальной сцены пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
    Будущее в пьесе “Вишневый сад”
    Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Взгляд А.П. Чехова на судьбу России
    Время и память в пьесе «Вишневый сад»
    Герои «Вишневого сада»
    Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего
    Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)
    Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Значение образа Пети Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Идейное и художественно свообразие пьесы “Вишнёвый сад”
    Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»
    Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»
    Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Комическое и трагическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Кто виновен в гибели вишневого сада?
    Лопахин – новый хозяин жизни?
    Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы «Вишневый сад»
    Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
    Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
    Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад»
    Нежная душа или хищный зверь?
    Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова «Вишневый сад
    Новаторство А. П. Чехова
    Новый хозяин вишневого сада
    О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”?
    Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
    Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Отношение автора к своим героям в пьесе «Вишневый сад»
    Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» – «комедия, местами даже фарс»
    Почему слова Фирса – «Жизнь-то прошла, словно и не жил» – имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
    Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены 1-го действия)
    Прошлое и настоящее дворянской усадьбы
    Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Разговор о будущем во втором действии пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)
    Раневская, Гаев, Лопахин – кто лучше?
    Рецензия на пьесу А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова
    Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
    Символика пьесы «Вишневый сад»
    Символом чего является вишневый сад?
    Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы Чехова “Вишневый сад”
    Старые и новые хозяева вишневого сада
    Старый мир и новые хозяева жизни
    Тема прошлого и настоящего России
    Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова
    Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад»
    Чем мне понравилась пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Чеховский «Вишневый сад»

  5. Страница: [ 1 ] 2
    Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек. Работал врачом во время холерной эпидемии, принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлекают черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, интеллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отношения. Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад”.
    Комедия “Вишневый сад” считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда”, моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим — появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. “Вся Россия — наш сад”. Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад”. Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого — Раневская и Гаев, будущего — Трофимов и Аня.
    Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения — Раневской и Гаева.
    Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней. Существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из “экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох”; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом — едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”. При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.
    Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах — аристократ самого высокого круга, ему мешают “грубые” запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить “этого хама” на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко — “кого”; пристрастен он к бильярдным терминам.
    Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного. “Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, — говорит М. Горький, — они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни”. И я абсолютно согласна со словами писа-. теля.
    Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад” представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…” Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника. Сам Лопахин говорит: “…отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал…” Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится. В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин — это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.
    Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.) Мужичок…” Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: “Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул”.
    Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать”. Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.
    Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица “глядят с каждого вишневого дерева в саду”. Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!” Но это не так, ведь на месте чего-то загубленного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое. И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою выгоду. Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам воплощает в жизнь свою идею об организации дач. Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой. “Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”, — так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе. И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь “вечному студенту”. Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за “тонкую, нежную душу”. Но именно он советует ему “не размахивать руками”, не заноситься, воображая, что все можно купить и продать. А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку “размахивать руками”. В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно. Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увеличивается и все более становится его особенностью.
    Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей. Варя любит его. И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки. Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его. Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе. Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуациион не вызывает сочувствия к себе.
    Страница: [ 1 ] 2

    Похожие сочинения

    Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

  6. Сочинения: Чехов А.П.

    Сочинение по произведению на тему: Будущее в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.

    Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым в 1904 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и
    даматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в
    ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов
    одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской
    литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий.
    Все эти проблемы переплетаются в содержании “Вишневого сада”, которое заключается в прощании новой, молодой России со своим прошлым, в устремленности ее к завтрашнему Я, светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия — наш сад,” — говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти.
    Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “..л люблю этот дом, без
    вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом. “. Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
    Другой герой — деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития. Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”. Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”. Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани — дочери Раневской. Аня — молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием, Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.
    Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду и лучшее будущее. Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли. Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ‘ что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.
    “Вишневый сад” — великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и
    трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.

  7. Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи. В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.
    В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.
    Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.
    В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина. Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.
    В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову). В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала». Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни. Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность. Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи. Обреченность этого странного купца совершенно ясно ощущается к концу пьесы.
    В критике и литературоведении давно идет полемика вокруг образа Пети Трофимова. М. Горький назвал его дрянненьким студентом, а критик-большевик В. В. Воровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного на борьбу с враждебной средой . В мыслях, поступках, в жизни Пети Трофимова есть своя внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью говорит о тяжелой жизни рабочих.
    В гневных упреках «вечного студента» по адресу бездействующей интеллигенции слышатся чеховские мысли и настроения. Казалось бы, в задачу драматурга входило вызвать у зрителей чувство симпатии к студенту-демократу, неоднократно подвергавшемуся преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен. Но странным образом сочетаются в Пете призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда и неверие в человека. И, казалось бы, неожиданные в его устах анархические фразы об абсолютной свободе его, «гордого и сильного», от окружающего мира, от общества («без вас», «мимо вас»), о презрении не только к богатым, но и к нищим, оказываются логичными для человека с гипертрофированным самосознанием («Я в первых рядах!»), наделенного уверенностью в собственной непогрешимости.
    В изображении представителей молодого поколения (Пети и Ани) Чехов прежде всего подчеркивает два момента: во-первых, они не знают жизни, а во-вторых, им свойственна враждебность к вишневому саду как признаку чужой культуры. По мнению Пети, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его. И наивная Аня доверчиво принимает логику Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде…» Уже в одном этом, с точки зрения автора, проявляется ограниченность и даже ущербность молодых героев.
    Авторское отношение почти ко всем персонажам пьесы (за исключением лакея Яши) неоднозначно. Свою долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей напрасно энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает «вечный студент» — он же «облезлый барин» Трофимов с его пламенными речами. Можно рассматривать систему образов в пьесе как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в социальном плане: дворянин, купец, представитель демократической интеллигенции. Однако в иерархии образов высшее место занимает вишневый сад, символизирующий красоту, счастье, Родину, те культурные ценности, которые нужно сохранить и приумножить. Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.
    Таким образом, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом — с другой. Персонажи пьесы во многом отличны друг от друга, но по отношению к вишневому саду они — по различным причинам и поводам — выступают как единая сила, губящая красоту (в гибели Фирса также повинны все, начиная с Ани). Так раскрывается мысль драматурга об ответственности людей за все, что совершается на земле — и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.

  8. Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия — наш сад”, — говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов. Интересно, что Антон Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение. Вишневый сад в пьесе — воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и поэзии. Это один из героев пьесы.
    Он возникает в ней постоянно, как бы напоминая о себе. Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия. Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так воспринимает его Раневская и Гаев.
    Для них он связан с детством. По словам Раневской, “счастье просыпалось” вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья. Для Лопахина сад чудесен лишь как удачное “местоположение”. По его словам, “замечательного в этом саду только то, что он очень большой”. Для него это деловой коммерческий участок. Он считает, что вишня “доходов ныне не приносит”, другое дело — маковое поле!
    Он собирается вырубить старый вишневый сад, и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” Сколько в этих словах цинизма и куража! “Настроим мы дач!” — проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья. Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова.
    К вечной человеческой ценности — красоте — он подходит с узко классовых позиций и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. “Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”, — так успокаивает он Аню. Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде. В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга.
    Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях. Ее как бы нет здесь: часть ее осталась в Париже, несмотря на то, что сначала она даже не читает сообщения оттуда, а часть вернулась в этот дом, в этот сад, но только не сегодняшний, а в тот, который она помнит с детства. Из своей скорлупки, наполненной розовым эфиром мечты, она видит жизнь, но не может ощутить ее такой, какая она на самом деле. Ее фраза: “Я знаю, мне писали”, относящаяся к смерти няни, ее отношение к Варваре — это вовсе не жестокость, не безразличие. Просто Раневская не здесь, она в своем мире.
    Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, — как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная “натяжка”. Он просто находится на границе этих двух миров. Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят “молодо-зелено”. А вот Лопахин — это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто.
    В Лопахине сочетается и реальность, и мечта. Но его “грезы” ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада. Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы — дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин. Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе “Вишневый сад” отразился и в спорах о жанре.
    Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Пьеса Чехова “Вишневый сад” — это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить. Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада — потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет. И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.
    Взять хотя бы образ самой хозяйки сада — Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены. Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова. В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: “Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто”. Таков ключ к образу, предложенный самим автором. Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься.
    Но порой эта доброта — просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах. Она сама признается в своей расточительности: “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая”. Свою заботу о людях раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.
    Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить “вечерок”. Двойственность переживаний сказывается и в отношении России. Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви. Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж. Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня.
    Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки. Станет ли новым хозяином Лопахин? Ясно, что перед нами представитель нового класса, и этот класс вытесняет родовых дворян из российской жизни. Лопахин и привлекает и страшит Чехова. Писатель дает понять, что Лопахин лишь временный хозяин жизни. Он представляется Раневской признательным другом, а сам начинает рубить сад еще до ее отъезда. Нет, он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец “Вишневый сад” — последняя пьеса в творчестве Чехова, его “лебединая песня”. В пьесе вишневый сад соединил всех основных действующих лиц и стал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого.
    Он стал символом страны. России. Правда, пока не осуществилась мечта писателя, чтобы вся Россия была садом. Но от нас зависит, останется это мечтой или воплотится в жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *