Сочинение по пьесе островского гроза на тему темное царство
10 вариантов
Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.
Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.
Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.
Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.
Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.
Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.
Сочинение 2
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».
«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.
Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.
Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.
Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».
В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».
Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.
Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?
Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».
Молодая девушка, выросшая в хорошей, но небогатой семье, выходит замуж и попадает в семью Кабановых. Здесь всем заправляет ее свекровь – старая купчиха Кабаниха. Это грубая деспотичная женщина, привыкшая тиранить собственное семейство. Она живет по законам домостроя, заставляя соблюдать его быт и нравы всех домочадцев. Прикрываясь благопристойностью, она не прочь пропустить рюмку-другую, все время лжет, жульничает и унижает окружающих.
Под стать Кабанихе и Дикой. Это тоже яркий представитель «темного царства». Он все время пьян, презирает всех окружающих и старается их обидеть. Иногда к нему приходят с просьбами занять денег. Тогда Дикой отыгрывается по полной. Он уверен, что все вокруг должны раболепствовать перед ним и уважать только за то, что у него есть деньги.
Весь город пропитан лицемерием, жадностью и пагубными пристрастиями. В какой-то момент начинает казаться, что «темное царство» – это живое существо и его обитатели приносят ему жертвы. Катерина становится заложницей этого строя, представляя собой единственный луч света.
Драма героини состоит в том, что ее свет бесславно погибает под давлением окружающей, всепоглощающей тьмы. Постоянное давление и унижения со стороны свекрови, безразличие и инертность мужа, а также общая угнетающая атмосфера городка толкают Катерину сначала на измену, а потом на самоубийство.
Своеобразный протест Катерины все же не прошел бесследно. Ей удалось немного расшевелить это царство, расшатать его устои. Думаю, если бы таких людей, как она, было больше, самодуров удалось бы приструнить и избежать многих бед.
В своей пьесе «Гроза», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.
В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.
Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое».
«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.
Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они… ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.
Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говоритнам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье “Луч света в темном царстве”, — …в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.
Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.
В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».
Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать — вот ее философия.
Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».
Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи — все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», — пишет Добролюбов о пьесе.
Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.
Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.
Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.
Катерина Кабанова — светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех — самоубийство.
Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.
Еще один представитель «Темного царства» — странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.
На мой взгляд, пьеса «Гроза» — произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.
Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.
Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьевича, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они… ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.
Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говорит нам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье “Луч света в темном царстве”, — …в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.
Дикой не понимает, что значит трудиться ради общего блага. Кулигин предлагал поставить громоотвод, с помощью которого легче было бы получить электричество. Но Савл Прокофьевич прогнал изобретателя со словами: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую. Захочу – раздавлю». В этой фразе наиболее отчётливо видна позиция Дикого. Купец уверен в своей правоте, безнаказанности и власти. Савл Прокофьевич считает свою власть абсолютной, ведь залог его авторитета – деньги, которых у купца более чем достаточно. Смыслом жизни Дикого является накопление и приумножение своего капитала любыми законными и незаконными методами. Дикой полагает, что богатство даёт ему право ругать, унижать и оскорблять всех. Однако, его влияние и грубость пугают многих, но не Кудряша. Кудряш говорит, что не боится Дикого, поэтому поступает только так, как хочет сам. Этим автор хотел показать, что рано или поздно самодуры тёмного царства лишатся своего влияния, ведь предпосылки для этого уже есть.
Единственный человек, с которым купец говорит нормально, это другой характерный представитель «тёмного царства» – Кабаниха. Марфа Игнатьевна известна своим тяжёлым и сварливым нравом. Марфа Игнатьевна вдова. Она сама воспитала сына Тихона и дочь Варвару. Тотальный контроль и тирания привели к ужасающим последствиям. Тихон не может действовать против воли матери, говорить что-то неверное с точки зрения Кабанихи он тоже не хочет. Тихон сосуществует с ней, жалуясь на жизнь, но не стараясь что-либо изменить. Он слабый и бесхарактерный. Дочь Варвара лжёт матери, тайно встречаясь с Кудряшом. В финале пьесы она сбегает с ним из родного дома. Варвара сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно уходить гулять ночью, пока Кабаниха спала. Тем не менее она также открыто не противостоит матери. Больше всего доставалось Катерине. Кабаниха унижала девушку, стремилась всячески задеть и выставить перед мужем (Тихоном) в плохом свете. Она выбрала интересную тактику манипулирования. Очень размеренно, не спеша Кабаниха понемногу «ела» своих домашних, притворяясь, что ничего не происходит. Марфа Игнатьевна прикрывалась тем, что заботится о детях. Она считала, что только старое поколение сохранило понимание норм жизни, поэтому непременно нужно передать эти знания следующему поколению, иначе мир рухнет. Вот только у Кабанихи вся мудрость становится изуродованной, извращённой, ложной. При этом нельзя сказать, что она делает благое дело. Читатель понимает, что слова «забота о детях» становятся оправданием перед другими людьми. Перед собой Кабаниха честна и прекрасно понимает что делает. Она воплощает в себе мнение о том, что слабый должен бояться сильного. Об этом сама Кабаниха говорит в сцене отъезда Тихона. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене – то, как жить без тебя!» На вполне разумное замечание Тихона о том, что Катерине незачем его бояться, ведь он её муж, Кабаниха отвечает очень резко: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно». Кабаниха уже давно перестала быть матерью, вдовой, женщиной. Теперь это настоящий тиран и диктатор, который стремится утвердить свою власть любыми способами.
Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.
В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».
Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать – вот ее философия.
Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».
Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи – все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», – пишет Добролюбов о пьесе.
Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.
Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.
Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.
Катерина Кабанова – светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех – самоубийство.
Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.
Еще один представитель «Темного царства» – странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.
На мой взгляд, пьеса «Гроза» – произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.
Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.
Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.
Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.
Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.
Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.
Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.
Сочинение 2
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».
«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.
Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.
Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.
Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».
В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».
Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.
Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?
Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».
Молодая девушка, выросшая в хорошей, но небогатой семье, выходит замуж и попадает в семью Кабановых. Здесь всем заправляет ее свекровь – старая купчиха Кабаниха. Это грубая деспотичная женщина, привыкшая тиранить собственное семейство. Она живет по законам домостроя, заставляя соблюдать его быт и нравы всех домочадцев. Прикрываясь благопристойностью, она не прочь пропустить рюмку-другую, все время лжет, жульничает и унижает окружающих.
Под стать Кабанихе и Дикой. Это тоже яркий представитель «темного царства». Он все время пьян, презирает всех окружающих и старается их обидеть. Иногда к нему приходят с просьбами занять денег. Тогда Дикой отыгрывается по полной. Он уверен, что все вокруг должны раболепствовать перед ним и уважать только за то, что у него есть деньги.
Весь город пропитан лицемерием, жадностью и пагубными пристрастиями. В какой-то момент начинает казаться, что «темное царство» – это живое существо и его обитатели приносят ему жертвы. Катерина становится заложницей этого строя, представляя собой единственный луч света.
Драма героини состоит в том, что ее свет бесславно погибает под давлением окружающей, всепоглощающей тьмы. Постоянное давление и унижения со стороны свекрови, безразличие и инертность мужа, а также общая угнетающая атмосфера городка толкают Катерину сначала на измену, а потом на самоубийство.
Своеобразный протест Катерины все же не прошел бесследно. Ей удалось немного расшевелить это царство, расшатать его устои. Думаю, если бы таких людей, как она, было больше, самодуров удалось бы приструнить и избежать многих бед.
В своей пьесе «Гроза», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.
В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.
Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое».
«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.
Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они… ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.
Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говоритнам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье “Луч света в темном царстве”, — …в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.
Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.
В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».
Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать — вот ее философия.
Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».
Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи — все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», — пишет Добролюбов о пьесе.
Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.
Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.
Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.
Катерина Кабанова — светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех — самоубийство.
Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.
Еще один представитель «Темного царства» — странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.
На мой взгляд, пьеса «Гроза» — произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.
Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели.
Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьевича, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они… ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный..:”.
Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говорит нам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье “Луч света в темном царстве”, — …в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.
Дикой не понимает, что значит трудиться ради общего блага. Кулигин предлагал поставить громоотвод, с помощью которого легче было бы получить электричество. Но Савл Прокофьевич прогнал изобретателя со словами: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую. Захочу – раздавлю». В этой фразе наиболее отчётливо видна позиция Дикого. Купец уверен в своей правоте, безнаказанности и власти. Савл Прокофьевич считает свою власть абсолютной, ведь залог его авторитета – деньги, которых у купца более чем достаточно. Смыслом жизни Дикого является накопление и приумножение своего капитала любыми законными и незаконными методами. Дикой полагает, что богатство даёт ему право ругать, унижать и оскорблять всех. Однако, его влияние и грубость пугают многих, но не Кудряша. Кудряш говорит, что не боится Дикого, поэтому поступает только так, как хочет сам. Этим автор хотел показать, что рано или поздно самодуры тёмного царства лишатся своего влияния, ведь предпосылки для этого уже есть.
Единственный человек, с которым купец говорит нормально, это другой характерный представитель «тёмного царства» – Кабаниха. Марфа Игнатьевна известна своим тяжёлым и сварливым нравом. Марфа Игнатьевна вдова. Она сама воспитала сына Тихона и дочь Варвару. Тотальный контроль и тирания привели к ужасающим последствиям. Тихон не может действовать против воли матери, говорить что-то неверное с точки зрения Кабанихи он тоже не хочет. Тихон сосуществует с ней, жалуясь на жизнь, но не стараясь что-либо изменить. Он слабый и бесхарактерный. Дочь Варвара лжёт матери, тайно встречаясь с Кудряшом. В финале пьесы она сбегает с ним из родного дома. Варвара сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно уходить гулять ночью, пока Кабаниха спала. Тем не менее она также открыто не противостоит матери. Больше всего доставалось Катерине. Кабаниха унижала девушку, стремилась всячески задеть и выставить перед мужем (Тихоном) в плохом свете. Она выбрала интересную тактику манипулирования. Очень размеренно, не спеша Кабаниха понемногу «ела» своих домашних, притворяясь, что ничего не происходит. Марфа Игнатьевна прикрывалась тем, что заботится о детях. Она считала, что только старое поколение сохранило понимание норм жизни, поэтому непременно нужно передать эти знания следующему поколению, иначе мир рухнет. Вот только у Кабанихи вся мудрость становится изуродованной, извращённой, ложной. При этом нельзя сказать, что она делает благое дело. Читатель понимает, что слова «забота о детях» становятся оправданием перед другими людьми. Перед собой Кабаниха честна и прекрасно понимает что делает. Она воплощает в себе мнение о том, что слабый должен бояться сильного. Об этом сама Кабаниха говорит в сцене отъезда Тихона. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене – то, как жить без тебя!» На вполне разумное замечание Тихона о том, что Катерине незачем его бояться, ведь он её муж, Кабаниха отвечает очень резко: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно». Кабаниха уже давно перестала быть матерью, вдовой, женщиной. Теперь это настоящий тиран и диктатор, который стремится утвердить свою власть любыми способами.
Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.
В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».
Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать – вот ее философия.
Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».
Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи – все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», – пишет Добролюбов о пьесе.
Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.
Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.
Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.
Катерина Кабанова – светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех – самоубийство.
Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.
Еще один представитель «Темного царства» – странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.
На мой взгляд, пьеса «Гроза» – произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.