Сочинение по преступлению и наказанию на тему разум и чувства

15 вариантов

  1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
    Человек как высшее создание природы обладает, не­сомненно, двумя самыми отличительными чертами жи­вого организма — разумом и чувствами. Конечно же, животные тоже разумные существа, и они умеют чувст­вовать, и те, у кого дома есть домашние питомцы, под­твердят мои слова. Но всем богатством ума и спектром чувств обладает именно человек.
    В. Паскаль утверждал, что от того, в какой степени человек обладает умом и добротой, зависит то, сколько он будет замечать добра в других людях. С этим выска­зыванием нельзя не согласиться, потому что действи­тельно, только тот человек, который сам наделен высо­кой степенью ума и доброты, может распознать эти добродетели в других людях.
    Примеров в нашей жизни и в литературе по этому по­воду немало, но особо хочется остановиться на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении постоянно сталкиваются противоположные понятия: добро и зло, жизнь и смерть, разум и чувства, любовь и ненависть. К примеру, образ главного героя Ро­диона Раскольникова построен именно на борьбе этих противоположностей. Нищенское существование Рас­кольникова порождает в нем желание сделаться челове­ком, не нуждающимся в деньгах. Любовь к семье, в кото­рой сестра должна выходить замуж за ненавистного человека, лишь бы Родя ни в чем не нуждался и закончил институт, усугубляет это желание. Да и к тому же умница Раскольников, изучив немало философских трудов, вы­страивает свою теорию о сверхчеловеке, который «право имеет», потому что может избавить общество от «низших людей», «материала» и сделать таким образом счастли­выми многих и многих: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»
    Раскольников хотел причислить себя к тем, кто дви­жет мир (т.е. к сильным мира сего). И вроде все до мело­чей продумал Родион, и даже случай ему благоволит, но на практике теория оказывается кошмарной, она чуть не доводит Родина до сумасшествия, потому что Расколь­ников не учел главного — ни у кого нет права отнимать у другого человека жизнь. Даже ради самых высоких идей и благородных стремлений. В каждом из нас есть толика добра, которую должен рассмотреть человек с умом и до­брым сердцем.
    И таким персонажем в романе представляется Соня Мармеладова. Достоевский создает очень сложный образ на контрасте: грешное тело он соединяет с юдолью Ма­донны. Чтобы хоть как-то поддержать свою семью, Соня вынуждена продавать себя, но ее душа остается кри­стально чистой, она верит в собственное «воскрешение Лазаря» и этой верой готова поделиться с преступником Раскольниковым. Ее ум и доброе сердце позволяют рас­смотреть доброе начало и в Раскольникове: он тоже пы­тался обеспечить свою семью, он отдает присланные ма­терью деньги Мармеладову, потому что они ему нужнее, он пожалел пьяную девочку, отдает последние деньги из­возчику, чтобы тот доставил ее домой. Нет, есть, есть в этом человеке, жестоко убившем не только старуху- процентщицу, но и ее ни в чем не повинную сестру, есть что-то такое, за что Соне захотелось бороться, чтобы спа­сти заблудшую душу Раскольникова! В осознании Ро­диона «не старуху убил, себя» мы видим, что совесть все- таки жива и она ведет героя к покаянию и, скорее всего, к нему и приведет.
    Итак, как видим, Сонина доброта и ее умное сердце способствовали тому, что она разглядела в Раскольнико­ве под маской преступника человека доброго, хотя и за­блуждающегося. Последовав за ним на каторгу, Соня стала любимицей всех заключенных, потому что ее доб­рого сердца, участие в трудной жизни заключенных, ее непоколебимой веры в человека православного, а не в «сверхчеловека» хватило на всех тех, кто сошел с пути праведного на путь грешный. И если истинно выражение «Красота спасет мир», то, я думаю, это было сказано Достоевским именно о внутренней красоте человека, о его милосердной и доброй душе.

  2. 2
    Текст добавил: Добавляйтесь

    Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  3. Тематика разума и чувств в психологическом романе Достоевского “Преступление и Наказание”, отображена как в деянии главного героя Радиона Раскольникова, так и в образе других героев, а в особенности благодеятельной Сони Мармеладовой и Свидригайлова, как главного бесчувственного злодея романа.
    Достоевский, показывает на противоречивость человеческой души, на примере Радиона Раскольникова, который в дебюте романа уверен, что он может стать Наполеоном и тем самым отнести себя к привилегированной касте людей и за счет этого, обрести счастье и постичь нравственный триумф. Такие безнравственные соображения, подкрепленные тяжелым собственным материальным положением из за которого ему приходится бросить свою учебу в институте, а так же тяжелым социальным положением матери, которая дабы помочь сыну, выдает его сестру по расчету, подталкивают Радиона, на крайнею меру, которой как с точки зрения разума, так и чувств, однозначно является убийство.
    При этом, как кажется главному герою, именно через жестокость, он только и может обрести как силу в обществе, так и покой на чувственном уровне. Которые ему однозначно принесут чувство собственного превосходства и полноценное отнесение себя к привилегированной касте избранных Наполеонов, а так же, решение материальных проблем, с помощью присвоения себе имущества старухи процентщицы.
    В итоге, апогеем противоречия в душе Раскольникова, становится нравственное смятения и осознание того, что с помощью чрезмерной жестокости, нельзя почувствовать не на уровне чувств, не на уровне разума, той самой благодати, к которой он стремился. При этом, само убийство, становится двойным, а выражается на практике это тем, что вместе с самой старухой, главный герой, убивает так же и ее кроткую сестру, что практически, не оставляет ему шансов на самооправдание.
    В итоге, Радион Раскольников, по ходу всей сюжетной линии романа, прибывает в тяжелых нравственных мучениях и здесь, сам Достоевский, приводит двух героев, которые служат ему примером, через совершенно разные действия и отношение к нравственности и счастью за счет достижения ее пика, а вместе с ней и самоудовлетворения и личностного уважения к себе.
    Изначально, Раскольникову, начинает казаться, что через пример этого тираничного и бесчувственного персонажа, который по сюжетной линии романа причастен и виновен в смерти жены и называет себя с главным героем, людьми одного сорта как на уровне разума, так и чувств. Такой пример, несмотря в целом на антагонизм к Свидригайлову, который терзал его родных, не надолго воодушевляет Раскольникова.
    Однако в месте с этим, Достоевский, так же показывает чувственную Соню, которая разумом и действием следующим от него, демонстрирует, что прийти к счастью, можно только, через благо даваемое людям и сострадание к ним. Соня предстает героиней, которая во благо родных, пошла на самопожертвование и несмотря на то, что она пала до уровня жизни на панели, именно чувство самопожертвования отправившее ее туда, дарует ей чувственный комфорт и спокойствие разума. Она явно чище и счастливее Свидригайлова, на которого хотел ориентироваться как на образец Раскольников.
    Окончательно, иллюзии главного героя покидают его и приводят в итоге к раскаянию тогда, когда происходит встреча Радиона и Свидригайлова, а вместе с ней и осознание того, что никакие зверства и убийства, не могут пройти мимо человеческого разума и даровать ему подлинно светлые чувства и благодать в плане мироощущения в целом.
    На фоне этого, происходит толчек главного героя к признанию Соне в своих грехах и ее эмпатия к нему, окончательно приводят его к раскаянию и не смотря на каторжные мучения, смысл для жизни, все же есть. Само же присутствие Сони, в очередной раз в силу своих светлых чувств и разума, согласившейся поселиться на время отбывания наказания с ним, даруют ему надежду в лице Евангелия, так и себя самой, шанс на новую, с точки зрения как разума, так и чувств жизнь.

  4. Что такое чувство
    совести и на что она способна толкнуть человека?Что приводит нас к
    внутриличностному конфликту? И всегда ли разум приводит нас к правильному
    решению? Противоречия разума и чувств описаны в произведении Ф. М.
    Достоевского.
    Готовый аргумент для
    итогового сочинения на тему “Разум ичувство” по роману
    “Преступление и наказание”:
    Самый яркий конфликт
    разума и чувств, по моему мнению, описан в произведении Ф. М. Достоевского
    «Преступление и наказание». Главный герой, вынужден жить в нищете и видеть, как
    страдают другие. Это породило в голове Раскольникова теорию о том, что люди
    делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
    Ничтожное
    существование толкнуло Родиона на идею убить и обобрать гадкую
    старуху-процентщицу, чтобы доказать самому себе свою значимость в этом мире.
    Интересно то, что бывший студент беспокоился не о собственной выгоде.
    Герой был уверен, что на полученные деньги он сможет сделать много добрых дел.
    Готовясь к
    преступлению Раскольников столкнулся внутренним противоречием: уверенность в
    правильности своих мыслей временами сменялась чувством страха и отвращением к
    себе, герой метался между теорией и моралью.
    Решающую сыграл
    случайно услышанный Родионом разговор, из которого он узнал, что следующим
    вечером старуха останется дома одна. Он вдруг почувствовал, что “нет у него
    более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”. Помимо
    Алены Ивановны, Раскольников убил ее сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в
    квартиру.
    После убийства герой
    продолжал терзать себя сомнениями, им овладел страх. Родион пришел к выводу,
    что он «точно такая же вошь, как и все». Раскольников не смог переступить на
    сторону «право имеющих», а это значило, что он всего совершил мерзкий
    непростительный поступок.
    И вновь герой столкнулся
    со страшным конфликтом, на этот раз в нем заговорили чувство совести и
    гордость. С одной стороны герой не считал нужным раскаиваться, понимая, что
    сотни людей совершают еще более грязные поступки, но иногда у него
    проскальзывала мысль пойти в полиции и признаться. Его мучил страх и, в то же
    время,просыпалось желание избежать осуждения и наказания. После долгих мучений
    Раскольников все же признался в убийстве, чтобы искупить свою вину.
    (252 слова)
    Возможные тезисы:
    1. Часто нравственные
    законы расходятся с желаниями людей, что приводит их к внутреннему конфликту
    2. Иногда противорение
    между чувством и разумом ставит человека перед выбором.
    Разум и чувство сочинения
    Произведения о разуме
    и чувствах. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по
    направлению разум и чувства. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную
    тему по данному направлению.
    1. Н. Лесков очерк
    “Леди Макбет Мценского уезда”(чувства затмевают разум,
    Катерина не понимала, что избранник ее использует)

    2. А. И. Куприн повесть
    “Гранатовый браслет”(некоторые чувства способна погасить
    только смерть)

    3. А. Н. Островский пьеса
    “Гроза”(некоторые чувства способна погасить только смерть)
    4. А. С. Грибоедов пьеса
    “Горе от ума”(нельзя стать счастливым, руководствуясь лишь
    здравым смыслом)

    5. Н. В. Гоголь повесть
    “Тарас Бульба”(Андрий осознавал, что предает отца, но пошел
    на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума)

    6. А. Н. Островский пьеса
    “Гроза”(Катерина осозновала, что поступает неправильно, но
    пошла на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума)

    7. Н. В. Гоголь повесть
    “Тарас Бульба”( Тарас смог переступить через отцовскийе
    чувства убил сына-предателя)

    8. А. С. Пушкин повесть
    “Капитанская дочка”(Гринев осознавал, что его могут казнить,
    но чувство собственного достоинства оказалось сильнее)

    9. А. С. Пушкин роман
    “Евгений Онегин”(Татьяна несчастлива в браке по расчету,
    т.к. влюблена в Онегина. Чквство важнее разума)

    10.М. Ю. Лермонтов роман “Герой нашего времни”(Вера не
    счастлива в браке с нелюбимым мужем. Чувство важнее разума)

    11.А. С.Пушкин трагедия “Моцарт и сальери”(зависть затмила
    Сальери разум и он убил Моцарта, думая. что тем самым спасает искусство).


    Сочинения Горького на дне
    Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых
    нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба.
    Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых
    условиях поднимаются такие темы как, вопрос об истине и лжи.
    Размышляя на данную тему, автор сопоставляет центральных героев
    пьесы. Сатин и странник Лука – герои-антиподы. Когда в ночлежке появляется
    старец Лука, он пытается воодушивить каждого из жителей. Со всей искренностью
    чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению
    Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не
    изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение,
    изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего
    сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не
    задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Поэтому я
    больше импонирую герою-реалисту.
    Сатин бывал резок, он полагался только на свои мысли и трезво
    смотрел на ситуацию. «Сказки» Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не
    привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой
    надежде, а к борьбе за свои права.

  5. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  6. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности и морали.
    Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Необыкновенные” люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.
    Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.
    Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова “одерживает победу”.
    Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.
    Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.
    Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.
    Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем — союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова, помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном. Ведь юридическое наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.
    Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.
    Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества.

  7. 7
    Текст добавил: Наглый романтик

    К разуму или чувству нужно прислушиваться в трудные минуты принятия решений?

    Разум или чувство? Что выбрать руководством к действиям? До недавнего времени я считала, что при решении любых жизненных проблем поможет только разум. Ведь разум – это даже больше, чем ум. Это ум, ставший мудростью. Тем не менее, сомнения одолевают меня. Попытаюсь показать, на чём они основываются.
    В прошлом учебном году я познакомилась с творчеством Ф.М. Достоевского. Главный герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, наказан за преступление (убийство старухи-процентщицы) страданиями души и каторгой. Даже на каторге никто кроме Сони не любил его. Почему? С ним рядом были преступники, они тоже совершили плохие дела, но, скорее всего, это случилось по каким-то жизненным причинам (болезнь, безвыходное положение, месть, глупость и т.д.). Он же переступил порог нравственности, поверив в теорию от незрелого ума, без каких бы то ни было основательных причин. На тот момент Родион поглощён надуманной причиной: хотел проверить « тварь ли он дрожащая, или право имеет». Произошло чудовищное преступление, совершённое эгоистом. И что хоть как-то возвращает его к жизни? Божественное, высоконравственное чувство – взаимная любовь. К счастью, его полюбила Сонечка Мармеладова. Она тоже не без греха. Но грех Сони искупается её помощью несчастным родным людям. Соня руководствуется в жизни скорее чувством любви, самопожертвования, чем разумом.
    После изучения жизни Льва Николаевича Толстого и чтения «Войны и мира» я утвердилась в мысли о том, что чувства (имею в виду чувства высоконравственного человека) важнее разума, они не подводят. Вот только стать человеком с высокой нравственностью непросто. Надо всю жизнь, как Л.Н. Толстой, бороться со своими недостатками. Об этом писатель рассказал нам в повести «Детство, отрочество, юность». Любимые литературные герои романа-эпопеи «Война и мир» (особенно Наташа Ростова, Платон Каратаев) живут не столько умом, сколько сердцем. Так Наташа иногда ошибается в людях, но чаще всё-таки выбирает себе в друзья добрейших «Пьеров», благороднейших « Андреев Болконских», жертвенных «Сонечек». Платон Каратаев, по твёрдому убеждению Льва Толстого, – пример для жизни каждого человека. Он весь соткан из любви к людям. Живёт просто и ясно: «лёг – свернулся, встал – встряхнулся». И сам писатель стремился быть таким, как Платон Каратаев.
    Таким образом, примеры из золотого века русской литературы убедительно доказывают, что чувства имеют преимущество перед разумом. Понимаю и разделяю такое мнение. Но всё-таки, мне кажется, разум тоже нельзя отрицать. (358 слов)

  8. Разум и чувства часто противоречат друг другу. Часто человек чувствует одно, но разум диктует ему совсем иное. Поэтому не всегда получается объединить эти два понятия. Однако раздумья относительно разума и чувств всё-таки встречаются. В чём, в общем-то, нет ничего удивительного, ведь эти составляющие считаются важными элементами внутреннего мира каждого отдельного человека. От разума и чувств зависят и поступки человека, а также его устремления.
    Но совместимы ли эти понятия вообще? Если говорить о любви, то, вероятнее всего, о разуме здесь не может идти и речи, обычно влюбленные не сильно рассуждают, принимая решения относительно своего объекта симпатии. Однако иногда всё-таки разум с чувствами более менее успешно «уживаются» в одном человеке и при этом удачно дополняют друг друга.
    Но чаще всего между этими двумя понятиями разгорается настоящая борьба, что вызывает внутренний конфликт, который не всегда получается заглушить. Не зря эта тема довольно популярна среди писателей и поэтов. Персонажи различных произведений во все времена стояли перед выбором, дать волю чувствам, либо же принять разумное решение.
    Это же произошло и с героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольниковым, который во многих своих поступках поддавался именно чувствам, а не разуму. В результате ни к чему хорошему это не привело. Поэтому, я думаю, что каждый человек, перед тем как принять то или иное решение, должен задуматься о последствиях, к которым может привести поступок. Ни в коем случае нельзя руководствоваться одними только чувствами, тем более не стоит, как говорят, рубить с плеча.
    Непросто приходится импульсивным, эмоциональным людям, которые просто неспособны себя контролировать, попадая в неприятную ситуацию. Потом они долго жалеют о содеянном, но уже ничего не могут исправить. Зачастую все глупые поступки люди совершают в подростковом возрасте, а вот зрелые люди становятся на сторону разума и почти никогда не руководствуются чувствами, чтобы что-либо предпринять.
    Человек должен всё чувствовать, пробовать, но при этом руководствоваться разумом. Внутри должно быть равновесие, которое защитит от излишней эмоциональности или чрезмерного цинизма.
    (308 слов)

  9. Размышления Родиона Раскольникова.
    Противоборство души и разума.
    Духовное возрождение Родиона Раскольникова.
    Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека – найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка. Свое сочинение я бы хотел посвятить роману Достоевского «Преступление и наказание».
    Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Л изавету исклю-чительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его – это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассмат-риваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других. Доброта, искренность, сердечность – вот главные качества человека. Гордость, себялюбие, эгоизм способны толкнул/его в пропасть.
    Родион Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Но кто дает право отельному человеку делать такие выводы? Каждый человек – это целый мир, целая Вселенная. И только чрезмерно гордый человек может придумать такую теорию. С точки зрения самого Достоевского столь человеконенавистнические идеи могли появиться исключительно в нездоровом обществе. Мы видим в романе, что образ жизни людей, атмосфера в которой они живут, становится причиной нравственного падения и разложения. Достеевский рисует мрачный образ Петербурга. Он сравнивает город с домом, в котором нет форточек. Удушающая атмосфера пошлости, жестокости, подлости захватывает всех.
    Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.
    Достоевский, как и во всех своих произведениях, не дает нам возможности од-нозначно судить главного героя своего романа. Несмотря на всю жестокость кровавого убийства, совершенного им, Раскольникова нельзя назвать в полном смысле бессердечным, жестоким человеком. Ведь мы знаем, что он помогает Мармела-довым. В ходе произведения вплывают и другие факты из прошлого Раскольникова, доказывающие наличие в нем великодушия и благородства: любовь к больной девушке, забота о студенте, попавшем в еще более трудное положение, нежели сам Родион, спасение из огня детей… Эти поступки свидетельствуют о том, что в душе у Раскольникова есть доброта. Просто в момент совершения преступления холодный разум победил. И в этом беда.
    Достоевский не просто рассказывает своим читателям о преступлении и раскаянии Родиона Раскольникова. Писатель на самом деле в художественной форме излагает концепцию «почвенничества», а также говорит о христианской вере, которая не приемлет убийства. С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное – это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.
    Достоевский изображает Соню Мармеладову именно таким человеком, который полностью соответствует гуманистическим идеям христианской веры. Сонечка, не задумываясь, жертвует собой ради спасения семьи от смерти. Именно с образом Сони Мармеладовой связаны воззрения Достоевского о любви ко всему человечеству, о вере и покаянии, о страданиях, которые человек должен вынести в течение своей жизни.
    Роман Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, оказывает на нас тягостное впечатление. Но, тем не менее, мы видим духовное возрождение Рас-кольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни. Духовное возрождение Раскольникова является символом возможного нравственного и духовного возрождения общества. Достоевский не просто показывает душевные терзания отдельного человека. В лице Раскольникова он изображает всех тех, кто ставит разум выше чувств, ценит холодные умозаключения больше, чем голос сердца. Нравственные страдания Раскольникова показывают, что каждый, кто повторит такую же ошибку, будет страдать от наказания, куда более сурового, чем тюремное заключение и каторга. Писатель показывает, насколько актуальны и важны для каждого человека христианские нормы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» будет представлять интерес для читателей во все времена.

  10. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.
    Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде униженных и оскорбленных. Но и этот роман о молодом мыслителе не сразу принял тот вид, в котором каждый из нас может его прочитать: в первых редакциях произведения повествование велось от первого лица, то есть читатель все видел и воспринимал точно так же, как и главный герой. В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией сильной личности и «живою жизнью».
    Одним из главных объектов романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на обыкновенных, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и необыкновенных, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Ключевым моментом этого разделения было то, что люди необыкновенные имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь во имя лучшего.
    Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории. Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить тварь ли я дрожащая или право имеющий, способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.
    Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны – Лизавета. Ока является одной из тех страждущих, ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.
    Одним из подтверждений ложности высказанной теории является совершенное уединение главного героя от внешнего мира, людей, естественных человеческих чувств: …Мрачное ощущение мучительного, бесконечного… отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его… Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более… это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Раскольников 352
    После совершения убийства прячет награбленное под большим неотесанным камнем не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления. Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: …он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…
    В роман Ф. М. Достоевский вводит множество психологических двойников главного героя, рассуждения которых подобны теории Раскольникова. Вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать бесчеловечную мысль, показать ее несостоятельность. Двойниками Раскольникова в романе можно назвать студента в трактире, Петра Петровича Лужина, следователя Порфирия Петровича, Аркадия Ивановича Свидригайлова, Сонечку Мармеладову.
    Студент в трактире выстроил ту же теорию, что и Раскольников. Он говорит своему собеседнику об убийстве никому не нужной старухи-процентщицы. Но студент не способен убить, он говорит это лишь для справедливости. Он может лишь рассуждать о том, как ничтожна жизнь старушонки и скольким людям будет легче жить после ее смерти.
    Другой двойник, выведенный в романе, – Петр Петрович Лужин. На первый взгляд, кажется, что экономическая идея Лужина не имеет ничего общего с теорией Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над множеством людей, не подчиняясь общечеловеческим законам. Лужин, как и Раскольников, допускает, что можно переступать через других, но Родион может сделать это ради других, Лужин же – во имя личной выгоды.
    Совсем другие отношения складываются у Раскольникова со Свидригайловым, который живет по принципу вседозволенности. Свидригайлов – самый мучительный для Раскольникова двойник. С помощью него Достоевский показывает, что идея главного героя ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности, к нравственному падению человека.
    Теории Раскольникова автором противопоставляется христианская любовь к людям и искупление своих и чужих грехов страданием. Идея веры в Бога и духовной чистоты пронизывает все произведение. …Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!.. – так писала Пульхерия Александровна своему сыну. Из этого письма мы узнаем, что представление о творце и искупителе главный герой получил еще в детстве, откуда можно сделать естественный вывод, что где-то в глубине души Раскольникова все же хранятся такие качества, как доброта и милосердие по отношению к людям. Не случайно автором вводятся в роман образы Сони, Дуни, Миколки. Эти герои олицетворяют собой чистоту и безграничное сострадание к окружающим: Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, Дуня жертвует собой ради родных, давая согласие выйти замуж за Лужина, Миколка пытается взять на себя чужую вину и пострадать за других. Именно через любовь Сони открывается для Раскольникова мир христианских духовных ценностей и он воскресает к жизни, понимает бессмысленность и чудовищность своей теории.
    Нужно отметить, что в романе также выражается гуманизм и самого писателя. Он заключается в сочувствии автора своим героям. Достоевский хочет подтолкнуть читателей на добрые поступки, заставить их оглянуться вокруг, посмотреть, что их окружают не только прекрасные здания, но и несчастные люди, нищие, с разбитыми судьбами. Федор Михайлович очень хорошо обнажил проблемы своей современности, он пытался заставить всех задуматься об окружающей их жизни и о будущем, которое всех ожидает.

  11. Трагедия Родиона Раскольникова. Острейшие конфликты, присущие русской жизни 60-х годов, обусловили трагическое мировосприятие героя романа, раздвоенность его сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия: Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти. Раскольников — гордый, мыслящий, талантливый, самолюбивый человек, он глубоко переживает социальную несправедливость, боль и страдания других людей, но выход видит только в анархическом бунте.
    Герой романа приходит к выводу, что в мире всегда существовало и существует различие между двумя разрядами людей: большинство покорно и привычно подчиняются установленному порядку; меньшинство — избранные, необыкновенные, особенные (Магомет, Наполеон), напротив, могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаются даже перед преступлением, пролитием крови. Понятие «особенный человек» было памятно многим читателям по роману Чернышевского; но Раскольников совершенно иначе мыслит себе самую функцию избранника: особенные, необыкновенные противостоят массе, толпе, народу.
    К какому же типу людей принадлежит сам Раскольников? Позднее, исповедуясь перед Соней, он восклицал: «…мне нужно было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? тварь ли я дрожащая, или право имею…». Свое преступление — убийство старухи-процентщицы он рассматривает лишь как «пробу», проверку, желая узнать, сможет ли он преступить нравственные общечеловеческие законы, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь — хотя бы и во имя самых благородных идей, например, с тем, чтобы на деньги ростовщицы помочь впоследствии десяткам, сотням бедняков и т. д. Слово проба тоже было уже произнесено в русской литературе: оно прозвучало в размышлениях Рахметова, который решил испробовать свою физическую выносливость. Однако он устраивает жестокий эксперимент над собой; Раскольников же «пробует» свою теорию на других. Достоевский не случайно заставляет его убить не только старуху, действительно вызывающую чувство крайней гадливости, но и безропотную Лизавету — эстетического дублера Сонечки Мармеладовой. Так проясняется античеловеческая сущность теории героя романа.
    Преступление Раскольникова является следствием его идеи, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Ему во что бы то ни стало необходимо найти выход из того социального тупика, в который он попал, надо предпринять какие-то активные действия. Вопрос «что делать?» стоит и перед ним. Он становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаяния исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужденной пойти на улицу, продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздраженной матерью — Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как в доме Свидригайловых была опозорена его сестра, Дуня, бывшая там гувернанткой, как она, желая помочь брату, соглашается стать женой дельца Лужина, то есть готова по существу продать себя, что напоминает герою судьбу Сони:
    * «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?»
    Апелляция к разуму в данном случае очень многозначительна. Именно разум приводит Раскольникова к его чудовищной теории, к преступлению. Постоянно возвращаясь к одной и той же мысли, Раскольников приходит к неопровержимому, на его взгляд, выводу: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого разума, логики. Достоевский убежден, что арифметический подход к явлениям жизни может привести только к самым трагическим последствиям. Сугубо книжная, «головная» теория и погубила Раскольникова.
    Нравственная трагедия героя романа раскрывается в его отчуждении от людей, от жизни. Он сам себя «загнал» в тупик, из которого нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, Раскольников принимает философию этого же общества: его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Протест против всеобщей несправедливости вылился в анархический бунт одиночки. Так последовательно опровергаются философские основы буржуазного индивидуализма, какими бы благородными гуманистическими теориями они ни прикрывались.
    Наказание для Раскольникова наступает не после преступления, а значительно раньше. Оно началось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести. Он не может побороть в себе человеческое начало. Неспособность Раскольникова вынести преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят крушение логические построения Раскольникова, его рационализм. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. Как писал Г. А. Бялый, теория господствует над героем романа, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй, натура первая, первичная ей не подчиняется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».
    В отличие от своих многочисленных литературных предшественников Раскольников никогда не думает только о себе, о богатстве, карьере, положении в свете. Для него характерны мысли о мучениях и нищете других людей. Душа его не закрыта для страданий (вспомним сон героя романа об избиваемой лошади). И в конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной человеческой натурой и совестью, перед убитой им Лизаветой и Сонечкой, перед матерью и Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем».

  12. «Преступление и наказание» — это психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания. Главный герой книги — добрый, умный, страдающий человек, вынужденный вести нищенское существование. Он не обычный преступник, он—создатель философской концепции «разделения людей на обыкновенных и необыкновенных». В уме человека, придавленного невыносимой действительностью, родилась чудовищная теория преступления. В ее оправдании, постепенном утверждении в сознании, и, наконец, осуществлении, заключается нравственное падение Родиона Раскольникова.
    Запертый в своей каморке-гробу, выброшенный из жизни человек пытается как-то связать идеалистические стремления человека, его положительные стремления и цинизм окружающей действительности. Принцип разделения людей на 2 разряда не нов и литературе и в жизни.
    Яркая звезда Напопеона, блеснувшая и погасшая в течение I четверти XIX в., взбудоражила не одно поколение людей во всем мире. Его эполеты, треуголку и философию примерял на себя чуть ли не каждый представитель молодого поколения. Тот факт, что людей, «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово», находилось не так уж много, и им принадлежало право устанавливать новые общественные законы, обладал невероятной притягательной силой воздействия на молодежь. Встреча в трактире с Мармеладовым, его рассказ о Сонечке, ее сознательное принесение себя в жертву семье, встреча с пьяной обесчещенной девочкой и, наконец, сообщение матери о событиях, связанных с сестрой Дунечкой, подталкивают философские метания Раскольникова к их логическому завершению. Стремление во что бы то ни стало изменить жизнь, прервать, наконец, беспрерывный поток несчастий и унижений, вызывают его окончательное решение в пользу своего несомненного права на претворение собственной теории в практику. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться хоть на что-нибудь, или… «Или отказаться от жизни совсем!— вскричал он вдруг в исступлении, — послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить».
    Герой производит чудовищный «эксперимент», который должен решить: кто такой он сам, может ли он «преступить принцип», является ли он необыкновенным, избранным, способным без каких бы то ни было укоров совести совершить все, что требуется для владычества, для успеха в том обществе, в котором он живет, — в том числе, и любые преступления?
    * Самое интересное: Раскольников, наученный жизнью, прекрасно понимает, что залечить ее язвы, возродить нравственное совершенство человека, снять остроту социальных проблем не в состоянии даже самый изощренный разум. «Так доселе велось и так всегда будет!» Отчаяние от сознания собственного бессилия приводит к появлению устойчивой мысли о необходимости подняться над повседневностью, стать выше его морали, освободиться от паутины ежедневных проблем, оторваться от всего земного. Это по плечу только необыкновенным людям. Стать выше и вне этого безумного мира может только настоящий человек, обладающий чувством настоящей свободы. Заметим, что ответственность за проявление этого бунта, неприятия жизни Раскольников накладывает только на себя. Два варианта выхода из создавшегося тупика не устраивают его: ни послушание, ни униженность. Он выбирает бунт и пытается оправдать существование этой возможности. Прежде всего, перед собой. Убийство именно старухи-процентщицы не имеет никакой ценности и не несет смысловой нагрузки. Это мог быть какой-то другой объект: ростовщик, купец, торговый посредник. Не в этом дело. Раскольников пытается разрешить раз и навсегда вопрос о наличии или отсутствии у себя именно способности к совершению преступления..
    Наказание, последовавшее вслед за преступлением, заключено уже в самом преступлении, в нравственной пытке, более тягостной, чем каторга или тюрьма. Невыносимые нравственные страдания, преследующие его ежеминутно, основаны, прежде всего, на осознании бесперспективности разработанной им теории, бессмысленности совершенного преступления, страхе ожидания наказания и возникшего на этом фоне морального кризиса главного героя. Вся его жизнь превращается в непрерывную пытку. Борьба Раскольникова за возможность чувствовать себя человеком-— это борьба против самого себя, против своей совести. Это и есть наказание за преступление.В этой странной внутренней драме Раскольникова заключается для него и наказание за совершенное преступление, и начало его нравственного возрождения. Он осознает ложность своей теории, которая привела его не к власти, не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, духовной смерти. Путь к свету и радости открыла ему любовь Сони. Она призвала его к христианскому смирению, к искуплению своей вины. Сила ее любви помогает Раскольникову преодолеть самого себя, найти душевное успокоение.
    Трагические события романа совершались на фоне мрачного городского пейзажа, в темных углах, в грязных распивочных. В иной обстановке происходит сцена свидания Раскольникова с Соней, когда душа его окончательно подготовлена к впечатлениям новой жизни. Он смотрит на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Кочевые юрты, залитые ярким, палящим солнцем, новые люди, новые понятия символизируют в романе наступление новой жизни, влекущей своей оригинальностью и непохожестью на прежнюю.
    В финале романа «убийца и блудница» пробуждаются для новой жизни. «Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

  13. Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… Ф. М. Достоевский
    В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа “Преступление и наказание” в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала “Русский вестник” М. Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: “Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты”. Почти месяц он проводит после убийства до окончательной катастрофы. Никаких подозрений нет и не может быть. Тут-то и начинается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но вернуться опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свою вину.
    Смысл страданий Родиона в том, что совесть и разум вступили в борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком “высшей породы”. Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои “теоретические опоры”. Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а “самого себя”. Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение большое влияние. Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после “подготовительного” визита к Алене Ивановне: он вышел от нее в смущении, несколько раз останавливался на лестнице и уже на улице воскликнул: “О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..”
    Так где же настоящий Раскольников — до или после убийства? Сомнений никаких быть не может: и теория, и попытка ее осуществления — это временное заблуждение Раскольникова. Интересно, что повышенная тяга к “делу” у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина. В конце письма она спрашивает: “Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?”
    В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая в конечном итоге представляет собой вопрос — с Богом ты или нет? И отсюда уже определяется путь героя — вина, возмездие, раскаяние, спасение.
    Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном, сформировавшем его совесть и нравственность.
    После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: “Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?” И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: “Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей”.
    Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть. Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными “за” и “против” не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал.
    Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе — знакомит с Соней Марме-ладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.
    В. С. Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов: “Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, — вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды”.
    Страдания преступной совести у Родиона Раскольнн-кова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у него иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.
    Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все сильнее его тянет к Богу. После посещения Разумихиным Раскольников восклицает: “Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так… Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил!..”
    После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей “идеи”, он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.
    Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.
    “Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение”.
    Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Соня вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, освещенной божественным светом. Правда, душевное просветление героя длилось недолго — разбуженная жизненная энергия ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:
    “Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой!”
    После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладо-вой ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня — носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой “отверженной” девушке с бледным и худеньким личиком.
    И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических идей и подавляющей зачастую власти разума над ним — общение с Соней. Оно в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выдумок, а как на нарушение нравственных норм, нарушение божественных установок. Постепенно происходит своеобразное “обезоруживание” бесовского рационального начала у героя.
    Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста — Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно бессмысленны. Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять, его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому — это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то необъяснимая “сдача позиций”:
    “Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…
    — Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.
    — Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…”
    Поклонение страданию человеческому — это уже христианское движение души, поклонение “твари дрожащей” — это уже не прежний Раскольников.
    Наиболее значимым эпизодом “Преступления и наказания” является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, — о воскрешении Лазаря. “Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?” Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: “И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же”. Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.
    Это и будет его духовным очищением, “воскресением из мертвых”. Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; “Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший”.
    Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне “идти вместе”, совершает покаяние на площади, является с повинной.
    Только на каторге Родион Раскольников нашел “свою веру” в спасительной для человечества любви и уже отсюда — в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу. Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…”
    Достоевский “преодолевает” время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни.
    Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче — воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей.
    Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении “Преступления и наказания”, обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.
    Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Мировая литература немыслима без Достоевского, многое в его творчестве обращено в будущее, к духовному возрождению всего человечества.

  14. До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.
    Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе “Бедные люди” затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании” Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф.М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”. Но роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.
    В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”. Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и — что самое главное — русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.
    Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.
    Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей “Не убий!” По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” — спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.
    К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.
    Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу “маленького человека” и открыл в нем залежи духовной щедрости.
    Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
    Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.
    Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

  15. В романе «Преступление и наказание» показан путь Раскольникова от бунта к смирению, который лежит через страдания. Проследим этот путь.
    Студент Родион Раскольников живет в крайней бедности. Он «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Мармеладовых? Насколько ранила Раскольникова картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить. Герой Достоевского сочувствует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где крутом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.
    В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни — умные, добрые, благородные — должны влачить жалкое существование, а другие — ничтожные, подлые, глупые — живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?
    Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он — обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.
    Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительности, Раскольников верит в правоту своей теории и проверяет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Достоевского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольников не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное — власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.
    Раскольников — мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.
    Возмездие одиночеством — таков приговор, вынесенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».
    Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».
    Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым он развенчивает и «наполеонизм». Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое — такова логика зла.
    Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.
    Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *