Сочинение по произведению ревизор на тему образ хлестакова

11 вариантов

  1. Н.В.Гоголь «Ревизор». Образ Хлестакова.
    Хлестаков  является главным героем произведения Н.В.Гоголя «Ревизор».
    Это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорят и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Образ чистосердечия и чистоты. Одет по моде.
    Слова у Хлестакова то значительные, то уменьшительно-ласкательные. Он то съеживается, то распрямляется. Он побуждает и чиновников именовать себя на военную ногу.
    Так как Хлестаков был чиновником из Петербурга я думаю деньги у него имелись, но не в огромных количества. Семьи у него не было, но в четвертом действии он становится нареченным женихом Марьи Антоновны.
    Хлестаков– «самый трудный образ в пьесе». Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намериваясь ее играть, но даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».
    Но как раз в преднамеренности – «сила» Хлестакова. Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием…
    Страх подготовил почву для обмана. Интересно, что у Хлестакова в противоположность городничему и другим почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову это не требовалось: у него что на уме, то и на языке.
    В третьем и четвертом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова – воображаемые и реальные.
    В сцене вранья он министр и поважнее министра – до фельдмаршала включительно. В сцене приема чиновников он взяточник. Но во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говоря правду, – и снова чиновники обманываются. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.
    Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Хлестаков «гениален» исключительной легкостью и «непринужденностью», имя которой хлестаковщина.

  2. Гоголь не раз предупреждал: «Хлестаков – самый трудный образ в пьесе». Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Жизненная цель Хлестакова – это развлечения, на который он потратил все деньги. Он сочинял небылицы про жизнь в Петербурге, о том как все его уважают и когда уезжал директор, за Хлестаковым посылали 35 тысяч курьеров: «И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но пойдут, бывало, – нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! После видят, нечего делать, – ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»
    Хлестаков – это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия сущности чиновников. Чиновники привыкли, что в городе главные они, но в присутствии «ревизора» их поведение резко изменилось, они начали вести себя любезней, все приходит в движение. К Хлестакову начинают ходить чиновники, которые о чем-либо его просят и дают ему деньги. Далее «Ревизор», все больше наглея, берет у них деньги «взаймы». Лишь после этого Хлестаков понимает , что его принимают за кого-то другого. И он начинает подыгрывать всем чиновникам. Хлестаков сообщает обо всем случившемся в письме своему другу Тряпичкину. При этом он дает самые нелестные отзывы каждому из чиновников города. Не спеша с отъездом, Хлестаков затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего. Он даже сватается к Марье Антоновне, чем пробуждает в Городничем надежды на генеральский чин. Хлестаков так увлекается своей ролью, что забывает обо всем. И если бы не его сметливый слуга Осип, то Хлестаков не уехал бы вовремя. «Лже-ревизора» разоблачили бы на месте.
    Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
    И городничие, и Хлестаковы существовали, и будут существовать в любое время. Поэтому комедия «Ревизор» до сих пор ставится в разных театрах.
    Добавил: alex000x

  3. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» написанная великим писателем в 19 веке, актуальна и к нашему времени. Так кто же он, Хлестаков? По сути это мелкий человечек, которому вдруг улыбнулась судьба, пусть на недолгое время но почувствовать себя крупным чиновником.
    Ничем не примечательный “молодой человек двадцати трех лет” по описанию автора представляет образ обычного мелкого чиновника в конторе.
    По словам слуги Осипа, – он еще и кутило, который не умеет совершенно зарабатывать деньги, а те деньги что присылал отец просто тратил на неоправданную роскошь. Вот что говорит сам Осип характеризуя Хлестакова: «пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак».
    Ко всему прочему он еще и любитель азартных игр.
    И вот этого мелкого чиновника, без гроша в кармане, вдруг принимают за прибывшего инкогнито ревизора из столицы.
    Мелкий чиновник, проигравшийся в карты, едва вымоливший себе еду у трактирного слуги, вдруг оказывается в центре внимания.
    Поначалу он напуган тем, что к нему явился городничий, полагая что на него донесли по причине неплатежеспособности, но вдруг случилось невероятное, – сам городничий дал ему деньги!
    Ошеломленный Хлестаков приписал это сердечной доброте городничего, а тот в свою очередь решил выведать с помощью вина как можно больше о “Ревизоре”.
    И вот, в процессе винопития нам открывается еще одно свойство Хлестакова – самовлюбленный лгун!
    Он фантастически, чудовищно врёт!
    Врёт о баллах, написанных им операх, о курьерах.
    Наутро сам Хлестаков едва-ли помнил о своих пьяных речах, но об этом помнили пришедшие в ужас чиновники.
    Вскоре к Хлестакову приходят “челом бить” местные чиновники всех рангов, и до него дошло наконец что это не “проявление сердечной доброты” местных жителей, а просто взятка.
    Глупый Хлестаков отказывается принимать взятки, но просит взаймы, между тем местные купцы ему предлагают “взять натурой”, умный слуга Осип берет “натуру” без зазрения совести.
    Вскоре Хлестаков просит руки дочери городничего. И тот даёт согласие.
    Осип – слуга Хлестакова понимает что это может плохо кончится, и убеждает Хлестакова покинуть город пока не поздно.
    Хлестаков покидает город, предварительно написав письмо другу, которое читает почтмейстер, и сразу бежит докладывать городничему.
    Все поняли что их обманули, но здесь гремит как гром среди ясного неба еще одна весть: чиновник остановившейся в гостинице требует к себе!
    Сцена недоумения и ужаса…

  4. Одним из наиболее ярких образов комедии «Ревизор» является образ Хлестакова.
    Это, с одной стороны, образ человека в сущности комичного – ведь он приезжает в незнакомый город, все принимают его за ревизора, оказывают ему всяческие почести, а он молча упивается своей нежданной славой. С другой стороны, этот человек не так уж и смешон, как может показаться на первый взгляд: он становится виновником всех важных событий, происходящих в губернском городе. Самое парадоксальное, что мог придумать автор, – это то, что Хлестаков вовсе не хотел играть роль ревизора, автор даже подчеркивает, что играть эту роль ему было бы трудно при всем желании. Он нерасторопен, недостаточно умен и сообразителен. Он ничего не изобретает, не придумывает и не собирается обманывать чиновников. Все происходит не по его воле.
    Только в финале комедии Хлестакова осенило, что все принимают его за исключительное в своем роде лицо.
    Таким образом, Хлестаков ничего собой не представляет, сам Гоголь характеризует его как «ничтожного, пустейшего человека».
    Эпитет «пустой» нам чрезвычайно важен, поскольку главная цель комедии – обличить пустотелые нравы, да и всю жизнь губернского города в собирательном образе, противопоставленном здешнему обществу. Хлестаков оказался весьма подходящим на роль обличителя пороков, который сам того не желает.
    Подлинный комизм в итоговой «немой» сцене представлен тем, что это фарсовое изображение трепещущей безликой, вороватой и безнравственной массы перед обычным непримечательным человеком.
    Гоголь показывает, как страх и боязнь открытия миру ревизионных органов «темных» дел чиновников не только безнравственны сами по себе и неприемлемы в обществе, но и смешны.
    Таким образом, авторская задумка и неожиданные композиционные ходы поставили комедию «Ревизор» на одно из самых высших мест по организации системы образов, формирующих общий тон драматического произведения.
    Мини-сочинение на тему “Образ Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”” (вариант 2)

  5. Смех часто бывает великим посредником
    в деле отличения истины от лжи…
    В. Г. Белинский
    Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836). Он не только центральная фигура комедийного действия, но и представляет собой типический характер. «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, — говорил Гоголь, — делался или делается Хлестаковым…. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат писатель…» Именно этот герой наиболее полно выражает то сочетание чрезвычайной амбициозности и духовного ничтожества, спесивости и самовлюбленности, которое было характерно для чиновников высокого ранга. Олицетворением высокопоставленного чиновника-ревизора Хлестаков стал по ошибке, но по ошибке закономерной. Похожесть его на посланца «верхов» была поразительной, потому-то и ввела в заблуждение столь опытного челоека, каким был городничий, да и все его окружение.
    Городничий не заметил в Хлестакове никаких отличий от тех многочисленных ревизоров и высокопоставленных особ, с которыми он встречался раньше. Конечно, ему страх затмил глаза и разум, но ведь такой же страх он наверняка испытывал при других визитах «больших» людей. Следовательно, дело здесь не только в страхе, но и в том, что Хлестакова действительно можно было принять за ревизора.
    Гоголь не случайно вывел на сцену в роли мнимого ревизора человека, живущего в Петербурге и служащего в департаменте. Хлестаков и порожден чиновно-аристократическим Петербургом, Он впитал в себя, как губка, все те отрицательные явления, которые наполнили столичное общество.
    Сын небогатого саратовского помещика, Хлестаов, служа в департаменте мелким чиновником («елистратишкой»), хочет жить на широкую ногу, пускаться в разлечения, старательно подражая светским денди, срывать цветы удовольствия. «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. Пошел кутить… вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», — говорит о нем слуга Осип.
    Незначительный как по происхождению, так и по должности Хлестаков должен сыграть роль солидного чиновника. Главные качества характера этого персонажа состоят в безответственности и бахвальстве. Прокутив все деньги и значительно поиздержавшись в дороге, он, тем не менее, воображает, как хорошо было бы подъехать к дому в шикарной карете, а слугу Осипа в ливрею нарядить, и как бы все вытягивались в струнку лишь при одном упоминании его имени — Иван Александрович Хлестаков из Петербурга.
    Даже обхаживая трактирного слугу, выпрашивая у него обед, Хлестаков ведет себя заносчиво, Ничего не платя за гостиницу, он предъявляет претензии хозяину, который никак не хочет понять, что перед ним не простой человек: «Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно есть… Он думает, что как ему, мужику, ничего, если не поесть день, так и другим тоже. Новости!» С трудом добившись продления кредита у хозяина гостиницы, он начинает вести себя еще наглее: и пища ему не нравится, и все кругом мошенники и воры.
    Воинственный пыл Хлестакова угасает, как только он узнает о прибытии городничего. Он опасается, что глава города отправит его прямо в тюрьму, Однако робость градоначальника перед мнимым ревизором усиливает бесцеремонность Хлестакова: «Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я… Я служу в Петербурге…» Он вдруг понимает, что Сквозник-Дмухановский не собирается сажать его в тюрьму, а, напротив, намерен оказывать ему всяческие услуги, приняв его за «птицу высокого полета».
    Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии, И здесь Гоголь использует принцип резких переключений, переходя от поражения героя к его торжеству, а затем — от торжества к развенчанию героя. В атмосфере всеобщего преклонения Хлестаков буквально расцветает. В третьем акте комедии он показан в минуты своего взлета. С упоением Хлестаков рисует перед потрясенными слушателями картины своей воображаемой жизни. Он лжет не из каких-либо четких побуждений и ясных целей. Легкость в мыслях не позволяет делать ему серьезных расчетов относительно последствий его поступков. Он лжет из пустого тщеславия, лжет, чтобы похвастаться своим «высоким» положением, лжет, потому что находится во власти своей фантазии. Он раскрывает перед героями комедии и перед зрителями свою мечту, которую он хотел бы достигнуть, но сам выдает ее за реальность.
    Хлестаков уже заставил всех поверить в то, что он важная персона, и потому радушный прием он воспринимает как должное. Поначалу он и не догадывается, что его принимают за какого-то важного человека. После того, как чиновники начали снабжать его деньгами, он стал понимать, что его ошибочно принимают за другого человека. Однако это не мешает Хлестакову по-прежнему испытывать наслаждение от всего происходящего.
    В четвертом акте комедии Гоголь показывает, как Хлестаков устраивает сбор денег, получает подношения от чиновников и купцов и разбирает жалобы горожан. Ничто не смущает Хлестакова: он не испытывает ни страха, ни угрызений совести. Видимо, для этого человека не представляет особого труда совершить любую подлость, любой обман. Он без тени смущения выполняет функции важного чиновника и готов бездумно решать судьбы людей.
    С необыкновенной легкостью Хлестаков переключается из «государственной» сферы в лирический план. Как только посетители исчезли из поля его зрения, он тут же забывает о них. Приход Марьи Антоновны сразу же настраивает Хлестакова на романтический лад. И тут он действует, не отдавая себе отчета в том, куда повлекут его события, «Лирические» сцены раскрывают характер героя с новой стороны. В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной Хлестаков предстает челоеком, пользующимся убогим набором пошлых приемов, банальных изречений. Любовные объяснения героя подчеркивают отсутствие у него живых человеческих чувств.
    Недаром Гоголь, давая указания, как играть своего героя, подчеркивал, что тот должен получиться лгунишкой, трусишкой и щелкопером во всех отношениях.
    Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожности, огромных претензий и внутренней пустоты.
    Весьма существенно и то, что образ Хлестакова тесно соприкасается с образами других героев пьесы. Хлестаковские качества есть и у городничего, и у Земляики, и у Ляпкина-Тяпкина. Они выражаются в полном отсутствии нравственных устоев, в непомерных претензиях, в желании сыграть роль человека чином выше собственного, в способности совершить любую подлость.
    И. С. Тургенев увидел в образе Хлестакова «торжество поэтической правды». Он говорил, что «…навание Хлестакова теряет свою случайность и становится нарицательным именем». Хлестаковщина и есть проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, безответственности и лживости. Это явление приобрело широкий социальный и психологический смысл. Образ Хлестакова принадлежит к числу таких — найденных и угаданных явлений жизни.

  6. Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».
    Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за «важную птицу» – ревизора.
    Хлестаков – это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге. Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
    Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.
    При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
    Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.
    Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй…»
    И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».
    По имени Хлестакова названо целое явление – «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.

  7. Главные особенности этого персонажа – непомерная глупость, а также ничем не обоснованная самоуверенность. Его глупость совершенно не знает границ. Что еще хуже, данное качество сочетается с самоуверенностью. Хлестаков не испытывает ни тени сомнения в том, что он достоин подобного уважения. А оказавшись в обществе симпатичных женщин, он и вовсе заливается, словно соловей. И при этом воображение Хлестакова совершенно не ограничивается хвастовством своими заслугами, ценности его деятельности в обществе, а также скромности. И необходимо заметить – если бы не было почитателей этой лжи, то дурачить людей Хлестаков бы долго не смог.
    С людьми, которые занимают низшее положение относительно самого Хлестакова, он обращается презрительно и грубо. Он называет Осипа только лишь бранными словами; трактирного слугу Хлестаков называет «дураком». Ничтожная натура этого героя особенно ярко проявляется в тех ситуациях, где необходимо проявить лучшие качества характера.

    Талантливый психолог

    В сочинении по литературе на тему «Образ Хлестакова» можно также указать, что описание Хлестакова, которое дает ему Гоголь, полностью раскрывается в монологах и фразах данного персонажа. Его речь отрывиста, а также он предпочитает совершенно бессмысленные фразы, хвастовство. Хлестаков говорит о своем таланте, однако на деле у него есть всего одна выдающаяся способность, раскрывающаяся в четвертом действии произведения. Здесь этот герой предстает перед читателем как тонкий психолог. Хлестаков требует денег у чиновников, и при этом говорит о собственных нуждах. В разговоре с судьей он подчеркивает, что суд уже не нужен. А почтмейстера Хлестаков уверяет, что основной ценностью в жизни является любовь других людей. Она может быть незаслуженной, но главное – чувство должно быть искренним.
    Луке Лукичу Хлестаков туманно намекает на любовную историю. Артемию Филипповичу же он предлагает зафиксировать свои подозрения на бумаге. В каждом из этих случаев сам Хлестаков на уровне интуиции осознает, что все эти люди в действительности занимаются торговлей своими пороками. И поэтому внутри себя они готовы оплатить собственные прегрешения.
    Наконец, откровения чиновников заставляют Хлестакова постепенно прозреть. Он понимает, что его приняли за другого человека. Здесь также проявляется глупость и жадность данного персонажа. Хлестаков пересчитывает «заработанные» деньги, и решает написать о тех злоключениях, которые его постигли, одному знакомому журналисту. Лишь только слуга Осип оказывается благоразумным, и предлагает своему барину как можно скорее покинуть этот город.

  8. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
    Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, несомненно бы, провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; …мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
    А между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым; в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин… Я плевал на твоего хозяина!”
    В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека: “…Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде… Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквознкк-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают.

  9. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» навеки во­шла в сокровищницу русской классической ли­тературы. Произведение будет актуальным во все времена, во всяком случае, пока будет существо­вать русская нация. Мастерство писателя прояви­лось в тонкой наблюдательности, благодаря ко­торой он изобличил нравственные и социаль­ные пороки, охватившие все слои русского обще­ства. Орудием изобличения в руках писателя стал ловкий и пронырливый Хлестаков. Так кто же он, Хлестаков, ловкий мошенник или «сани­тар» нравственных устоев? Попробуем разо­браться.
    Внешность Хлестакова ничем не примечатель­на. Об этом мы узнаем из авторской характерис­тики персонажей: «это молодой человек лет двад­цати трех, тоненький, худенький». Одет по моде, но особым умом не блещет: «без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях на­зывают пустейшими». Невнимательный, болтли­вый: «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Автор совету­ет актеру, исполняющему эту роль, показать как можно больше чистосердечия и простоты.
    О Хлестакове мы узнаем из уст другого персо­нажа, слуги Осипа. По авторскому замыслу Осип намного умнее своего барина, а потому предпо­читает большей частью молчать. Но именно бла­годаря Осипу сразу, в один миг, развеиваются чи­тательские сомнения по поводу того, кем на са­мом деле является Хлестаков. Мелкий чиновник, разбалованный столичною жизнью. Деньги зара­батывать не умеет, но присланное батюшкой тра­тит мгновенно: «пошел кутить: ездит на извоз­чике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толку­чий продавать новый фрак». Хлестаков живет одним днем. Сегодня есть деньги — сегодня есть лучшая еда, одежда, веселые развлечения. Сегод­ня ему хорошо, а о том, что будет завтра, он ду­мать не хочет. К тому же Хлестаков увлекается азартными играми.
    Вот и в этот раз, оказавшись в незнакомом го­роде без средств к существованию, Хлестаков тре­бует к себе внимания и почитания. Вспомним явление VI, в котором Хлестаков унизительно выпрашивает обед. Его не устраивает, что при­несли всего два блюда, что нет соуса. Он искрен­но удивляется, почему к нему не относятся так же, как и к другим постояльцам. Мысли Хлеста­кова сосредоточены на одной проблеме: «Ужас­но, как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не по­кутил, стало бы денег доехать домой». Проблема существует, но решать ее он явно не собирается, довольствуется тем, что дают.
    Можно с уверенностью утверждать, что Хлес­таков и дальше бы продолжал голодать, если бы группа городских чиновников не приняла его за высокопоставленного гостя из столицы, ревизо­ра. Появление городничего просто обескуражи­ло Хлестакова. Он вспоминает свои прегрешения и боится в этот момент единственного — попасть в тюрьму: «Нет, не хочу! Я знаю, что значит быть на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да ка­кое вы имеете право? Да как вы смеете?» Но вме­сте с этим не забывает прихватить денежки, пред­ложенные городничим.
    Глупость Хлестакова не знает границ, впро­чем, и самоуверенность тоже. Он уверен, что пол­ностью заслуживает такого радушного приема: «Мне очень нравится ваша откровенность и ра­душие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение, уважение и преданность».
    Оказавшись в обществе приятных дам, Хлес­таков разливается соловьем. Фантазия его не ог­раничивается только воспеванием своих заслуг, общественной важности своей деятельности, пре­дельной скромности. С Пушкиным он, например, на дружеской ноге. Его несуразный монолог мог впечатлить разве что человека, совершенно дале­кого от жизненных реалий. Но если бы не было благодарных почитателей лгуна Хлестакова, вряд ли ему удавалось дурачить окружающих столь долгое время!
    Авторская характеристика Хлестакова полно­стью реализуется в репликах и монологах персо­нажа. Отрывистая речь, бессмысленные фразы: «О! Я шутить не люблю. Я им всем задал остраст­ку. Меня сам государственный совет боится. Да что, в самом деле? Я талант! Я не посмотрю ни на кого…»
    В четвертом действии раскрываются новые способности Хлестакова. Он выступает как про­фессиональный психолог. Конечно же, требуя денег у чиновников, Хлестаков говорит в первую очередь о своих проблемах. Судье Аммосу Федо­ровичу, вспоминая свои прегрешения, говорит, что суд уже не нужен. Почтмейстера уверяет, что главное в жизни — искренняя, даже незаслужен­ная, любовь окружающих. Луке Лукичу намека­ет на некую любовную историю. Артемию Филип­повичу предлагает записать свои подозрения на листе бумаги (можно предположить, что и сам Хлестаков не гнушается на службе наушничать). Но во всех случаях Хлестаков интуитивно чув­ствует, что эти люди торгуют своими тайными пороками, готовы оплатить все свои прегреше­ния.
    Откровения чиновников, радушный прием наконец открывают Хлестакову глаза на истинное положение вещей: «Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье!» Глупость и жадность Хлестакова безграничны. Пересчитывая «заработанное», он принимает ре­шение написать обо всех своих злоключениях зна­комому журналисту. И только слуга Осип реаль­но оценивает ситуацию, предлагая барину тотчас же покинуть гостеприимных хозяев.
    Но приключения Хлестакова продолжаются. На поклон к защитнику интересов и прав обижен­ных, каким предстает в их воображении Хлеста­ков, начинают приходить местные жители. Хле­стаков не упускает случая отхватить свои бары­ши. Чиновники, которые казались ему некоторое время назад добрыми людьми, теперь в его устах становятся мошенниками, разбойниками. С да­мами, которым он накануне «рекламировал» свою личность, Хлестаков ведет себя развязно. Не зная, кого выбрать, мать или дочь, молодой раз­гильдяй предлагает по очереди выйти замуж обе­им.
    Вот таков Хлестаков. Конечно же, он мошен­ник, плут, лентяй, гуляка, но очевидно, что и среда, воспитавшая Хлестакова, в равной степе­ни заслуживает осуждения.

  10. “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” — такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”.
    Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
    Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее и удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты глава департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым только в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не провели бы на мякине внимательного городничего. Недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе… мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к соэаательной, продуманной лжи.
    А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной” интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
    Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье его, по сути, глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков — фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки того времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.
    В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией тому служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижают их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: “…Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде… Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмуханов-ского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановскии так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.
    Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *